Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 95
Эфир 5 декабря 2018 г., 10.45
Шестая выставка проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха», которая называется «Предчувствие Севера. Пермский путь», во всех смыслах оправдывает свое название. Экспозиция построена таким образом, что мы движемся из зала в зал по проложенному пути, и, в то же время, каждый зал олицетворяет собой один из путей, которыми север осваивался: будь-то древние торговые пути, водно-волоковые, которыми шли новгородцы, а позднее московские люди, или пути развития сначала производства солеваренного, а потом и литейного.
Прежде чем начать рассказ непосредственно об экспонатах, нам необходимо в целом представлять, что это были за земли такие. Почему так много путей вело через Прикамье, через пермские земли, и почему эти земли становились истоком для дальнейшего продвижения на восток, на север и на юг.
Об этом рассказывает один из научных консультантов выставки, старший научный сотрудник Отдела археологии, истории и этнографии Пермского федерального исследовательского Центра Уральского отделения РАН Павел Анатольевич Корчагин:
— Слова «путь» и «дорога» – это два по смыслу очень разных слова. Путь или путик – это тропинка в лесу. Путь – это направление. Дорога от слова дергать. Дорога – это специально подготовленное пространство для движения, а путь может быть как сухопутный, так и водный, водно-волоковой. Это не дорога, это узенькая тропинка. Но даже если и дорогу возьмем. Одна из самых знаменитых наших трансуральских дорог, Бабиновская дорога, или Государева дорога в Сибирь, она вначале представляла собой буквально просеку 260 км протяженностью от Соликамска до Верхотурья и шириной около трех метров. Представляете, любая лесина подсохла и падает и всю дорогу перегораживает. И в этом смысле землепроходческий, географический подвиг русских землепроходцев и Колумба. Перед ним был огромный океан, просторы, по которым можно было двигаться в определенном направлении. У русских ситуация совсем другая. Они должны были протискиваться, пробиваться. Но если мы сравним сроки и успешность колонизации Южной и Северной Америки и нашей Сибири, то русские-то за полвека всю Сибирь прошли. За полвека всего. Они уже к 60-м годам XVII века вышли к берегам Тихого океана. И это продираясь по узким путям или двигаясь по рекам. Они очень умело использовали свои географические знания о местности.
Что же касается слова «пермь», то в точном переводе это «задняя земля». Не дальняя, не крайняя, как иногда переводят, а задняя. Студенты иногда смеются «о, где мы, оказывается, живем». И я им отвечаю «ребята, когда вы узнаете правду, вы будете только гордиться». Представьте себе – тайга. Особенно Русский север, эти безбрежные леса, территорию Архангельской, Вологодской губерний, современной Коми республики. Это же пространство, выглаженное ледником, который отступил двадцать тысяч лет тому назад. Это местность, ровная как стол. И если вы идете где-то по лесу, вы как будто под землей движетесь, вы совершенно теряете ориентиры. Поэтому ориентирами основными были как раз реки. И по ним двигались всегда.
Когда мы говорим «речная сеть», мы немножко привираем. У рек не сетчатая структура, а древовидная. На реках нет перекрестков, есть только слияния. Но мы говорим «сеть». И только потому, что наши предки нашли в верховьях рек краткие сухопутные отрезки, где можно было минимальными усилиями переволочь суда – волока. И эти волока стали узлами, благодаря которым речная система превратилась в речную сеть.
Вы знаете, как определяется берег левый и берег правый? Стать лицом по течению, и по правую руку будет правый берег, а по левую – левый. И что получается? Устье у нас впереди, а верховье? Сзади! А «пермь» как переводится? Задняя земля! Т.е. «задняя земля» это в верховьях рек, там, где бассейны рек максимально сходятся. И в Перми их много.
— Но ведь имеется в виду не современный город Пермь, а Пермь Великая, которая севернее гораздо?
— Да, конечно. Так вот и в летописях о путешествиях брата великого князя московского пишется, что он из Устюга пошел на Каму «задними водами». Я почему подчеркивал, что у северян плоскостное восприятие местности. Это мы сейчас, ориентируясь по реке, в своем сознании ставим ее на попа, как на карте – верховье и низовье. У наших предков было горизонтальная ориентировка. Река – это первый Богом данный путь, который и летом удобно использовать, плывя на лодке или на плоту, а зимой, когда река замерзает, то ровнее шоссе уже не придумаешь. Поэтому все населенные пункты тяготели к рекам. И вот первые пути, они были именно такими – водными и водно-волоковыми. И в названии нашего края, нашего города, исторической области Пермь Великая, ее положение на волоках – транспортно-транзитной развязке – оно и отражено.
Да, но мы говорили о плоскостном мышлении. Волжско-Камский речной путь был плоский. Но я откопал как раз на наших чердынских северах святилища XI-XIII века. И для меня это стало своего рода открытием – я начал понимать пространственное видение наших предков. Все эти святилища стоят не абы как в пространстве. Их размещение всегда соответствует одним и тем же критериям. Они всегда на высокой горе. Причем эта гора должна быть не круглая, а вытянутая и очень точно должна быть ориентирована либо по линии север-юг, либо восток-запад. Обязательно высокая гора, внизу должен быть либо родник, мощный родник из-под земли пробивающий, либо хотя бы озерцо, либо место слияния двух рек, или расщелина какая-то, или могильник. Т.е. то, что наши предки принимали за входы в подземно-подводный мир. А наверху всех этих святилищ стояла «покляпая береза» так называемая, или «мировое древо». Трудно с русского на русский переводить… Покляпая – необычная, может быть кривая, два-три ствола из одного пня, т.е. она должна быть необычной какой-то. Вот такую же идолопоклонную березу Стефан Пермский срубил в Усть-Выме, на территории Коми республики, а у нас были свои березы, свои рубщики.
И ведь что интересно. Место слияния двух рек – это ведь тоже перекресток по сути дела. И обязательно со всех этих гор либо между собой видны эти святилища, либо как ориентир-посредник – какой-то памятник природы. Т.е. это были узловые точки, реперы для ориентации в плоском пространстве. И между ними появились первые сухопутные дороги, пути. Получалось, что эта дорожно-речная сеть в пространстве была закреплена этими святилищами, где возможно было путешествовать не только в горизонтальном пространстве, но и вертикальном – в поздемно-подводный мир и в верхний горний мир. Когда я понял это, то для меня это было – нет, не удивительно, в принципе, так и должно быть, но когда это все такое прикладное, конкретное, можешь увидеть своими глазами, пощупать.
Очень важно понимать принцип возникновения различных путей и их сложение в путевую сеть. И мы увидим, как это повлияло на дальнейшее освоение земель, на последующее продвижение на Север. Но поговорим об этом уже в следующих выпусках. И в частности, чем так особенен пермский звериный стиль, как он повлиял на формирование путей.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.
www.grad-petrov.ru
Экспозиция построена таким образом, что мы движемся из зала в зал по проложенному пути, и, в то же время, каждый зал олицетворяет собой один из путей, которыми север осваивался: будь-то древние торговые пути, водно-волоковые, которыми шли новгородцы, а позднее московские люди, или пути развития сначала производства солеваренного, а потом и литейного.
Прежде чем начать рассказ непосредственно об экспонатах, нам необходимо в целом представлять, что это были за земли такие. Почему так много путей вело через Прикамье, через пермские земли, и почему эти земли становились истоком для дальнейшего продвижения на восток, на север и на юг.
Об этом рассказывает один из научных консультантов выставки, старший научный сотрудник Отдела археологии, истории и этнографии Пермского федерального исследовательского Центра Уральского отделения РАН Павел Анатольевич Корчагин:
— Слова «путь» и «дорога» – это два по смыслу очень разных слова. Путь или путик – это тропинка в лесу. Путь – это направление. Дорога от слова дергать. Дорога – это специально подготовленное пространство для движения, а путь может быть как сухопутный, так и водный, водно-волоковой. Это не дорога, это узенькая тропинка. Но даже если и дорогу возьмем. Одна из самых знаменитых наших трансуральских дорог, Бабиновская дорога, или Государева дорога в Сибирь, она вначале представляла собой буквально просеку 260 км протяженностью от Соликамска до Верхотурья и шириной около трех метров. Представляете, любая лесина подсохла и падает и всю дорогу перегораживает. И в этом смысле землепроходческий, географический подвиг русских землепроходцев и Колумба. Перед ним был огромный океан, просторы, по которым можно было двигаться в определенном направлении. У русских ситуация совсем другая. Они должны были протискиваться, пробиваться. Но если мы сравним сроки и успешность колонизации Южной и Северной Америки и нашей Сибири, то русские-то за полвека всю Сибирь прошли. За полвека всего. Они уже к 60-м годам XVII века вышли к берегам Тихого океана. И это продираясь по узким путям или двигаясь по рекам. Они очень умело использовали свои географические знания о местности.
Что же касается слова «пермь», то в точном переводе это «задняя земля». Не дальняя, не крайняя, как иногда переводят, а задняя. Студенты иногда смеются «о, где мы, оказывается, живем». И я им отвечаю «ребята, когда вы узнаете правду, вы будете только гордиться». Представьте себе – тайга. Особенно Русский север, эти безбрежные леса, территорию Архангельской, Вологодской губерний, современной Коми республики. Это же пространство, выглаженное ледником, который отступил двадцать тысяч лет тому назад. Это местность, ровная как стол. И если вы идете где-то по лесу, вы как будто под землей движетесь, вы совершенно теряете ориентиры. Поэтому ориентирами основными были как раз реки. И по ним двигались всегда.
Когда мы говорим «речная сеть», мы немножко привираем. У рек не сетчатая структура, а древовидная. На реках нет перекрестков, есть только слияния. Но мы говорим «сеть». И только потому, что наши предки нашли в верховьях рек краткие сухопутные отрезки, где можно было минимальными усилиями переволочь суда – волока. И эти волока стали узлами, благодаря которым речная система превратилась в речную сеть.
Вы знаете, как определяется берег левый и берег правый? Стать лицом по течению, и по правую руку будет правый берег, а по левую – левый. И что получается? Устье у нас впереди, а верховье? Сзади! А «пермь» как переводится? Задняя земля! Т.е. «задняя земля» это в верховьях рек, там, где бассейны рек максимально сходятся. И в Перми их много.
— Но ведь имеется в виду не современный город Пермь, а Пермь Великая, которая севернее гораздо?
— Да, конечно. Так вот и в летописях о путешествиях брата великого князя московского пишется, что он из Устюга пошел на Каму «задними водами». Я почему подчеркивал, что у северян плоскостное восприятие местности. Это мы сейчас, ориентируясь по реке, в своем сознании ставим ее на попа, как на карте – верховье и низовье. У наших предков было горизонтальная ориентировка. Река – это первый Богом данный путь, который и летом удобно использовать, плывя на лодке или на плоту, а зимой, когда река замерзает, то ровнее шоссе уже не придумаешь. Поэтому все населенные пункты тяготели к рекам. И вот первые пути, они были именно такими – водными и водно-волоковыми. И в названии нашего края, нашего города, исторической области Пермь Великая, ее положение на волоках – транспортно-транзитной развязке – оно и отражено.
Да, но мы говорили о плоскостном мышлении. Волжско-Камский речной путь был плоский. Но я откопал как раз на наших чердынских северах святилища XI-XIII века. И для меня это стало своего рода открытием – я начал понимать пространственное видение наших предков. Все эти святилища стоят не абы как в пространстве. Их размещение всегда соответствует одним и тем же критериям. Они всегда на высокой горе. Причем эта гора должна быть не круглая, а вытянутая и очень точно должна быть ориентирована либо по линии север-юг, либо восток-запад. Обязательно высокая гора, внизу должен быть либо родник, мощный родник из-под земли пробивающий, либо хотя бы озерцо, либо место слияния двух рек, или расщелина какая-то, или могильник. Т.е. то, что наши предки принимали за входы в подземно-подводный мир. А наверху всех этих святилищ стояла «покляпая береза» так называемая, или «мировое древо». Трудно с русского на русский переводить… Покляпая – необычная, может быть кривая, два-три ствола из одного пня, т.е. она должна быть необычной какой-то. Вот такую же идолопоклонную березу Стефан Пермский срубил в Усть-Выме, на территории Коми республики, а у нас были свои березы, свои рубщики.
И ведь что интересно. Место слияния двух рек – это ведь тоже перекресток по сути дела. И обязательно со всех этих гор либо между собой видны эти святилища, либо как ориентир-посредник – какой-то памятник природы. Т.е. это были узловые точки, реперы для ориентации в плоском пространстве. И между ними появились первые сухопутные дороги, пути. Получалось, что эта дорожно-речная сеть в пространстве была закреплена этими святилищами, где возможно было путешествовать не только в горизонтальном пространстве, но и вертикальном – в поздемно-подводный мир и в верхний горний мир. Когда я понял это, то для меня это было – нет, не удивительно, в принципе, так и должно быть, но когда это все такое прикладное, конкретное, можешь увидеть своими глазами, пощупать.
Очень важно понимать принцип возникновения различных путей и их сложение в путевую сеть. И мы увидим, как это повлияло на дальнейшее освоение земель, на последующее продвижение на Север. Но поговорим об этом уже в следующих выпусках. И в частности, чем так особенен пермский звериный стиль, как он повлиял на формирование путей.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.
sever1000.ru
Мы уже обращались к этой идее (ср. также форму большого и указат. пальцев при обхвате; ухвата), см. также список внизу в 24/07/2012 “Идея дуги - С/S,U: ямы, крыши,залива. Укр. ковба́ня & глубина. Слав. *kъlpъ & прусск. gulbis “лебедь””. http://etymology-ru.livejournal.com/423574.html
“У взрослого человека позвоночник имеет 4 изгиба в сагиттальной плоскости.
Изгибы выпуклостью вперед называются лордозами (от греч. “выгнутый”), изгибы выпуклостью назад – кифозами (от грeч. “кривой”). Благодаря им мы приобретаем правильную осанку: туловище и голова держатся вертикально, грудная клетка при ровной линии живота выступает вперед, нижние конечности, то есть ноги, стоят прямо и прочно.”
ЭССЯ 6, с.132: “Укр. глоба́ ж.р. “согнутое от природы дерево”, “железный клин”, “переносно: хлопоты, забота, обуза, неприятности” (Гринченко I, 290), диал. гло́ба “штраф”, “забота”, “несчастье” (Карпатский диалектологич-й атлас 184), блр. Глоба, фам. (Бiрыла 111).”
ЭССЯ 10, с. 34 *klępouxъ (jь)/ *klepouxъ?: болг. (Дювернуа) клепоу́хъ, прилаг. “вислоухий”, также диал. клепу́х, прилаг. (Горов. Страндж.- БД I, 98), чеш. klepouchý, прилаг. “вислоухий” (Jungmann III, 65).- Ср. сюда же производные сербохорв. диал. клепо̀уваст, прилаг. “вислоухий” (РСА IХ, 575), также клепѐуш м.р. (РСА IХ, 574), клѐпуша ж.р. (РСА IХ, 575). Сложение * klępъ * (см.) и *uхъ_ (см. *uхо), вероятно, -преобразование более старого сложения ЭCCЯ 16,с. 68 *lороuхъ (см. s.v., а также выше- ЭССЯ 2, с. 10-11). “Равным образом прозрачное и, казалось бы, позднее экспрессивное сложное прилаг. русск. лопо-ухий в действительности соперничает по древности со своим соответствием –лат. lepus, leporis m.“заяц” (*lep-ōus-).”
СРНГ: Покля́пленный, ая, ое . Прижатый книзу, сплюснутый, скривившийся. Одно ухо у барана покляпленное с чего-то скляпилось ушко, одно стоит, а другое лежить, завернуто так, свалилось. Пинеж. Арх., 1972.
Кле́пить, пишь, несов., перех. Клонить. Усьян –Дмитр. Сев.-Двин., 1928.
Накля́пнуть, нет, сов., неперех. 1. Наклониться, накрениться, нависнуть. А вон лесина-то накляпла. Алт., 1858. Лиственница (ср. лисвень, листвень, лисьвянь) сильно накляпла - скоро упадет. Иркут. Сиб., Свердл., Ср. Урал, Урал. Куда дерево накляпло, туда и валится. Перм,
2. Надвинуться. Ребятишки отрывают кондыри у шапок, они накляпнут сюда, на глаза. Нижне-Тавд. Тюмен., 1971.
Окле́пнутъ, ну, нешь, сов., неперех. Изогнуться, согнуться, склониться. Ольхина кляпа. Совсем на землю окле́пла. Пинеж. Арх., 1968.
Покля́пнуть, сов. Наклониться, нагнуться. Куда дерево покляпло, туда и клонись (поговорка). Том., 1864. Арх.
Кле́паться, ается и пется, несов. Гнуться, коробиться. Арх., Слов. Акад. 1910. Что оно (полено в печи) все кле́пется. Арх.
Клепа́ться, аюсь, аешься, несов. Обознаваться, ошибаться. Смол., Слов. Акад. 1910.
Покля́пнуть, сов. Наклониться, нагнуться. Куда дерево покляпло, туда и клонись (поговорка). Том., 1864. Арх.
Из Даля: “КЛЕПАТЬ, клепывать что (клепаю), соединять или скреплять металлическия вещи холодною ковкой, пропустя гвоздь и расплющив концы его, или загибая листы край в край.
Кляпина ж. покляпое дерево, коряга, кривое, наклонное.
Кляпни мн. сошные полки, полицы.
Кляплая береза, покляпая или пониклая пнем.”
Клепени́к и клепенни́к, а, м. Дерево, упавшее в воду, затопленное водой, ветви которого качает течением на поверхности воды. Волог., 1902. - Ср. Кляпи́нник.
Клепе́нь 4. Обруч. Только прикажи гроб крепко скрутить клепня́ми. Ельн. Смол., Слов. Акад. 1910.
5. Клепни́, мн. Ступеньки лестницы. Жиздр. Калуж., Слов. Акад. 1910. - Ср. Кля́пень.
2. Клепни́, е́й, мн. Городки (игра). Медын. Калуж., Зеленин.
Кле́пина и клепи́на, ы, м. и ж. 1. Ж. Кривое уродливое дерево. Кле́пина. Кадн. Волог. 1902. = Клепина. Кадн. Волог., 1883-1889 Волог., Вят. || Клепина. Высохшее на корню изогнувшееся дерево. Сев.-Двин., 1928. Сузун. Новосиб.
2. Клепи́на, ж. Упавшее дерево, валежина. Усьян-Дмитр Сев.-Двин., 1928. Собир. Валежник. После бури то у нас стала клепи́на. Ветл Костром., 1928
3. Клепи́на, м. О нескладном мужчине. Этакий клепина! Арх., Елагин.
4. Клепина. “Свинья?”. Соболевский (с вопросом к знач.) с отсылкой к Гильфердингу. Клепина в ели да белку слаяла, Белку слаяла да деток вывела. Малы деточки да поросяточки По сучкам висят да полететь хотят. Олон. – Ср. Кляпина.
Кле́пистый и клепи́стый, ая, ое. Извилистый, согнувшийся, поникший (о дереве). Бежали, бежали, до клепистой сосны добежали. Котельн. Вят., 1910. Вят.
Клепи́ть, пи́шь, несов., перех. 1. Клепить косу. Отбивать косу. - Что Иван делает? - Косу клепи́т. Смол., 1890.
2. Обвинять кого-л. в чем- л. Я его не клепю, не виню, что он увез (сено). Ряз. Ряз., 1960-1963.
Кле́питъся, пишься, несов. 1. Клониться, гнуться (о дереве). Котельн., Орл. Вят., 1850. Тотем. Волог.
2. Приближаться, доходить до чего- л. (о пламени). Лико, матуш, уголек- от клепился ко мне, а золу отнесло прочь! Котельн., Орл. Вят., 1850.
Кля́пина и кляпина, ы, ж.
1. Кривое пли наклонившееся дерево. Кля́пина. Ежли листвень шибко нагнулась, ее зовут кляпина. На берегу стояло согнутое дерево - кляпина. Иркут., 1970. Кляпина. Переясл. Влад., 1849-1851. Волог. Свердл., Том.. Енис. Енис. = Кляпина (удар.?) Вост.-Сиб., Черкасов. || Кляпина. Дерево над обрывистым берегом. Кунгур. Перм., Слов. Акад. 1910. Кляпина гляди упадет. Пинеж. Арх.
2. Кляпина. Дерево, способное гнуться, качаться (обычно молодое.). Молож. Яросл., 1853. Яросл.
Кляпина - согнутое дерево большинство молодое, вечером нагибается так, кляпинa, наклонывается береза от ветру, например. Сузун., Ордын. Новосиб.
3. Кляпина. Надломленное ветром дерево. Верхотур. Перм.,1971.
4. Кляпина. Жердь или коряга, замытые на речном дне и торчащие на поверхности воды. Колым., 1901.
5. Кля́пина. Сухое дерево. Колыв. Новосиб., Слов. Акад. 1910.
6. Кляпина. Палка. Давай кляпину, дуть кобылу буду. Иркут., 1970.
7. Кляпина. Тощий человек, худое, истощенное животное. Я худой буду, меня тож назовут кляпиной. Пинеж. Арх., 1961.
8. Кляпина. Бранное слово. Коротояк. Ворон., Казан., Слов. Акад .1910. - Ср. Клепина.
Кляпи́нник, а, м. Место, где много затопленных водой деревьев, коряг. Колым. 1901. - Ср Клепен(н)и́к.
Кляпужина, ы, ж. Дерево, надломленное или согнутое бурей. Верхне-Тоем. Арх., 1963-1965.
1. Клы́па, ы, ж. Hoгa Ты что же это туда клыпы заворотил! Волог , Гряаов. Волог. Обнорский. Волог. || “Неуклюжая ногa”. Рыб. Яросл., Радонежский. || Худая нога. Сольвыч. Волог., Баженов (с пометой “бранное”). Волог. ||Грязная нога. Сольвыч Волог. Баженов (с пометой “бранное”) Волог.
2. Рука. Переясл. Влад., Бодров. {с примеч “в насмешку, как губы - брылы, нос-– руль; глаза - бельмы, ноги-– лапы”), 1848. Влад., Яросл. || “Неуклюжая рука.” Рыб. Яросл., Радонежский. Уж ты своими клыпами не трогай: раздавишь или сломаешь. Яросл., 1902 || Худая рука. Волог. Баженов (с пометой “бранное”). || Грязная рука. Сольвыч. Волог., Баженов (с пометой “бранное”) Волог.
Клы́пать, (ЭССЯ 10, с. 81*klypati (sę) cербохорв. диал., кли̏пати се; укр. клипати; блр. клы́паць)) аю, аешь и клыпа́ть, а́ю, а́ешь, несов , неперех. Идти прихрамывая, ковылять. = Клыпать Зап., Даль. || Клы́пать. Идти очень медленно. Мы с тобой так клыпавши не доклыпаем и до дому. Руднян. Смол., 1973.
Накля́пина, ы, ж. Кривое или наклонившееся дерево. Из-под той березы с-под накляпины. Пудож. Олон., Рыбников. Лисьвянь-то эта хороша, ев бы свалить еще, так от эта накляпина помешает свалить куда надо. Иркут.
Накля́пость, и, ж. Изгиб, искривление дерева. Накляпостъ эта, ежли лисвень шибко нагнулась. Иркут., 1970.
Накля́пший, ая, ее. Наклонившийся (о дереве). Накляпшие кедры разрешают валить. Верхотур. Перм., 1971.
1. Накля́пываться, ается, несов. Расти наклонно. Кляпина накляпывается, нагибается от ветру,например. Ордын. Новоcиб., 1979.
Накля́пый, ая, ое; накляп, а, о. Изогнутый от корня, растущий наклонно; кривой. Слов. Акад. 1847 (с пометой “стар.”). В кою сторону эта лесина накляпа? Никол. Волог., 1852. Волог., Костром., Олон. Накляпая лесина, ее спиливают. Над дорогой, где лесовозы ходят, первым долгом ее убирают. Южн. р-ны Краснояр. Иркут., Амур.
Накля́пыш, а, м. Ручка косы. Олон., 1885-1898.
Покля́пать, сов. Наговорить на кого-л., оклеветать. Лебед. Тамб., Архив АН.
Покля́пина, ж. Наклонившееся дерево. Гарин. Свердл., 1983.
Покля́пи́ться, сов. Покривиться, наклониться. = Покля́питься. Колым. Якут., 1901. = Покляпи́ться. Покляпи́лася береза. Нижнетавд. Тюмен., 1986. || Покля́питься. Покоситься (о постройке). (Собор) покляпился - говорят поморы. Олон., 1907. Изба-то моя совсем покляпилась. Окошек скоро не видать, а пол косой как крыша. Арх. || Покля́питься. Обветшать; развалиться. Была у меня изба, она покляпилась, развалилась вся. Пинеж. Арх., 1973.
Покля́пнуть, сов. Наклониться, нагнуться. Куда дерево покляпло, туда и клонись (поговорка). Том., 1864. Арх.
Покля́пый, ая, ое. Наклонившийся; кривой, изогнутый. Покр. Влад., 1817. Костром., Смол., Волог., Онеж., Прионеж. У тоя у березы у покляпыя Сидит Соловей-разбойник (былина). Олон. Печора и Зимний Берег, Арх., Север., Перм., Горно-Алт., Иркут., Якут. Слов. Акад. 1960. (устар. и обл.). Покляп, а, о. Дерево погнувшееся - покляпо. Перм., 1850. Беломор. Высок, ажно покляп. Смол., Назад, набок и т.п. покляп. Наперед горбат, назад покляп.. Нос у него быдто у журава. Петрозав. Олон., Рыбников. Волог. Осина набок покляпа. Смол., Наперед, впереди покляп. Наклоненный вперед; сутулый. Тут выскочил бурза-мурза Татарович: стар, горбат, наперед покляп. Арх. Арх., Киривский. Арх., Беломор., Печора и Зимний Берег, Волог. = Покляп. Сев.-Двин., 1928. || Крючковатый, с горбинкой (о носе). Слов. Акад. 1822. Ярен. Волог., 1847, Арх. Ерема был плешив, а Фома шелудив. Брюхаты, пузаты, бородаты, Носы покляпы (песня). Соболевский. || Скрюченный. Одной рукой не затыкать, а друга рука у его покляпа. Пинеж. Арх., 1960.
etymology-ru.livejournal.com
Держа шелом с красной вишней, ехал Илья по земле – задрав голову, смотрел, как бесятся жаворонки, – и вгоняло его в жар, как от хрена. А когда полетели на солнце, будто ткнули соломой в ноздрю: чихнул оглушительно – так, что конь под ним припал на все четыре ноги, брякнув притороченным дымоходом.
Илья крякнул, запустил пальцы в шелом и, забрав горсть липкой вишни, набил ею рот. Вишня легко давилась и лопалась под языком, но он мял ее зубами, глотал кислый сок – и выплюнул косточки все разом, не обсосав.
«Еду и день, и два, – подумал, – а ни пути не было, ни распутья…»
И тут уперлось копье в кустах, и стал конь.
Раздвинув кусты, нашел он столб придорожный. И чур лежал рядом. Дивился Илья; зажав локтем шелом, сек ветки; читал грамоту на столбе.
«ХКВ г в А де калугер Дементей сиде бяше о древе сем Вскую господи отринул еси, – проступало там. – Фетка и Микита вои травна мца ходили бяста конми Туров… Яз Перша меря сцах семо…» Голая баба расшеперила руки во весь столб: «Ой сюды не ходи милой учнут бит грабит и туды не ходи учнут грабит ганятца. Поими мя хочю тя розути». А под бабой стояло: «Нужны суть герои земле Руськой, а вы срасте на нь кал смердяй».
Прочитав дважды, Илья дунул носом.
Потом дал коню под дых пятками. Пошел конь, зашебуршало копье об листья.
И спросил Илья сам себя:
– Что стало тут без меня? Кто гадит?
И, вспомнив, как грека зашиб, отвечал:
– Греки гадят. Понаехали, горбоносые, навели устрой: громко не ори, широко не ступай, дверь не размахивай…
И, вспомнив князя:
– И князь гадит, красна плешь, сице его мати. Пошто бога поменял? Эва! Новый бог… И били, и плювали на и: рази он бог? Аще бы на мя плюва або кто!..
Илья представил, как кто-то плюет на него, прямо на его потертые кожаные штаны, и побагровел от недоумения и обиды.
Тут снова конь остановился. Задравши голову, увидел Илья над собой большое гнездо. И замер: глянули на него сверху чьи-то глаза.
– Вижу тя! – закричал Илья. – В гнезде еси!
Глянули глаза грустно и обаятельно – и вдруг свист раздался, да такой странный, что конь стал приседать задом.
– Коню! – сказал Илья строго.
Но тут услышал он плач и вой звериный, и такая накатила тоска – что слез он с коня и повалился в мох, света не взвидя.
А когда очнулся – ни вишни не было, ни шелома.
– Ах ты, новгородец! – закричал Илья. – Яз думах, волхов еси! А ты онбарный тать еси!
– Но! Сам еси тать! – крикнул свистун с березы. – Аз есмь Соловей!
– Сице твою мати, кикимора слуцька, – сказал Илья, поднимая копье. – Отдавай шелом, а не то!
Свистун, продравшись сквозь ветки, потряс животом и пропел:
– Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла!
Илья осерчал.
Он прислонил копье к плечу, поплевал на руки, попинал мох, вставая покрепче, и замахнулся.
– А! А! – закричал свистун, плеская руками.
И тут только заметил Илья, что взял копье неподобно – тупым концом к супостату, – и хотел взять как надо – вдруг треснула береза покляпыя, покосилась медленно – и рухнула с гнездом, – покатился тать в одну сторону, а шелом в другую.
– Осе, – опешил Илья.
И, подойдя, нагнулся над березой. Порча была в стволе.
Илья вздохнул угрюмо, поднял шелом. Потрясши, нахлобучил на голову. «Что стало тут без меня?» – подумал опять.
Подошел конь.
– Рази он Перун? – выставив ладонь, вопросил Илья вслух. – Или Ярило? Или чур? Или хотя медведь или колодезь?
Конь молча ворочал ушами. Поправив съехавший дымоход, Илья влез в седло. Смотрел сверху.
Потом сунул в рот пальцы и что есть мочи дунул, но вместо свиста получилось сипение. Он снова дунул, и опять получилось сипение.
– Однако свистел, обавник, – уважительно сказал Илья.
Он снял шелом и выдрал из головы клейкую зеленую шишку. Потом привстал на стременах и крикнул:
– Да яз этой кикиморе скорей буду ся поклоняти!..
И, выслушав эхо, сел в седло.
Солнце ослепительно сверкало сквозь вершины берез.
rulibs.com