Васнецов сжигание чучела масленицы


Картина «Масленица» – праздник радости, смеха и веселья :

В дохристианской Руси было принято весело провожать уходящую зиму. В Православной церкви нет Масленицы, которую по сей день любит почти каждый русский человек. В ней имеется Сырная седмица, которая проходит в одно и то же время с Масленицей, но несёт иной сакральный смысл.

Смысл древнего праздника

На эту тему написана не одна картина «Масленица» разными живописцами. На каждой из них – снег, солнце, толпы нарядно одетого народа, тройки, запряженные в сани, их азартные гонки.

Но какой смысл несёт этот праздник? Все семь дней недели перед Великим постом имели несхожее значение. Картина Масленицы разворачивалась перед людьми так:

  • Встреча Масленицы – так назывался понедельник. Она происходила с горячими блинами. В этот же день делали чучело Масленицы, которое стояло на всеобщем обозрении всю неделю.
  • Вторник, заигрыш, отдавали молодёжи. На морозце все катались на горках, санях и каруселях.
  • В среду приглашали в дом гостей, которым на стол выставляли пироги, блины, медовые пряники. Этот день называли лакомкой. Обязательно тесть и тёща звали зятьёв на блины. Угостившись, все выходили на улицу, чтобы поучаствовать в кулачных боях и конных бегах.
  • «Разгуляй» – это четверг. Все уже «разошлись», и начинают широкую Масленицу. Вспомним картину В. Сурикова «Взятие снежного городка». Идут игры в снежки, все катаются на санках, водят хороводы и поют песни.
  • По пятницам зятья приглашали тёщу на блины. Дочь готовилась весь день, который так и назвали: тёщины вечёрки.
  • Никого из родственников не забывали. По субботам невестки звали в свой дом сестёр мужа. На золовкиных посиделках велись разговоры, подносились подарки, а стол был уставлен блинами.
  • И вот неделя подошла к концу. Наступило Прощеное воскресение. Все просят друг друга забыть об обидах, которые копились целый год. Под смех и шутки сжигают чучело Масленицы.

Что значил этот обряд

Картина Масленицы не полна без костра. Само чучело делали женщины из соломы, на лице углем рисовали глаза с бровями и нос, а губы красили свеклой. Её обряжали в старое тряпье. Так она «красовалась» всю неделю. Перед тем как разжечь огонь, танцевали, водили хороводы, угощались блинами. Когда разводили костёр, чтобы Масленицу сжечь, то это означало, что зиме приходит конец. В ярком огне исчезал холод. Все ждали весны и обновления. В горячую кучу сучьев и хвороста бросали все непригодное, чтобы она уничтожила всё грешное и печальное. Считалось, что чем сильнее костёр, тем раньше придет долгожданная весна. Когда оставалась груда пепла, то молодежь с шутками и прибаутками перепрыгивала через него. Пепел от костра разбрасывали по полям для хорошего урожая.

И в наши дни ставят высокую Масленицу в центральном месте, огораживают и при скоплении зрителей сжигают.

Художник Б. Кустодиев

Известный живописец неоднократно, не менее 7 раз, возвращался к празднику проводов русской зимы. Он всегда на своих полотнах на тему русской Масленицы картину представлял так, что зритель ощущал морозную свежесть, радость и яркость этого события. Одна из первых работ написана в 1916 году.

Картина «Масленица», о которой сейчас пойдет речь, создана в 1919 году. Никому не может прийти в голову, что над ней работал тяжелобольной человек, у которого после операции были совершенно недвижимы ноги, но сохранены только руки, которые держат кисть. Он пишет этот праздник, забывая о своей болезни, противопоставляя её всем удовольствиям и радостям жизни.

Сама природа, а не только народ, радуется празднику. Нежным колоритом окрашено высокое небо, которое играет и переливается весёлыми зеленовато-оранжевыми и золотистыми красками. Заходящее солнце последними вечерними лучами освещает город, укрытый белоснежной пеленой снега, высокие шпили его церквей. Внизу, вдали на площади, расположились разноцветные балаганы, качели и карусели, которые, поскрипывая, вращаются. Там сосредоточилась большая толпа народа. Даже к первому плану картины, на котором отображены гонки расписных упряжек, долетает весёлый гул ярмарки.

С давних времён и до наших дней русские любят быструю езду. Соревнование на картине «Масленица» захватывает всех. Каждому хочется показать своё молодечество, быстроту коней, ловкость управления и удаль. Сказка, явленная нам художником, создала весёлое гулянье, погрузила в атмосферу карнавала.

Б. М. Кустодиев: описание картины «Масленица» (1920 год)

Художник увлекательно рассказывает о многовековой традиции, которая корнями уходит в язычество. Его многофигурная композиция окрашена идиллическим настроением, восхищением и лёгкой иронией. Ярмарочные балаганы расположились неподалёку от высокой церкви. Рядом с ней неспешно прогуливаются одетые в дорогие шубы состоятельные люди.

Мальчишки на санках катаются с горок. За ними с лаем радостно бегают собаки. Бойкая торговля идет у лоточника только что выпеченными горячими пирогами. Мчится тройка саврасых коней под алой дугой. Её догоняет покрытый синей расписной попоной вороной конь под золотой дугой с бубенцами. Не только город разукрашен белыми сугробами. Но и деревья все покрылись инеем и парят, как облака, над всеобщим беззаботным весельем.

Картина Васнецова «Сжигание чучела Масленицы»

На полотне в черно-белых тонах изображено, как весь городской люд собрался вокруг круглолицей Масленицы и уже развёл огонь. Дым вихрем взметнулся в небо, но костёр ещё только разгорается. Вокруг него собравшийся народ пританцовывает, кто-то даже встал от восторга на голову. Взрослые всё подходят и подходят, пришли и дети с санками, чтобы посмотреть, как исчезнет зима.

Вдали за частоколом спрятался древний город с церквями и высокими домами. Там веселятся на свой лад: катаются с горок на санях.

Так издавна проводился этот радостный и весёлый праздник.

www.syl.ru

«Ишь ты, Масленица!» — традиции, обычаи и блинные пристрастия россиян

Масленицу на Руси праздновали с очень давних, еще дохристианских времен. После Крещения языческий праздник стал осуждаем церковью. Однако со временем Масленица стала частью нашей культуры. Самая главная традиция была связана с проводами зимы и встречей весны. Праздник сопровождался веселыми народными гуляниями: катаниями с горок, танцами, песнями. Катались на санях, на бересте и любых подручных средствах. Во всех развлечениях и потехах принимали участие ряженые и скоморохи.

Обычаи и обряды

Масленичная неделя в старину была насыщена торжественными делами — каждый день был заполнен многочисленными забавами, обрядовыми действами, религиозными и традиционными играми. Так, например, в понедельник, который назывался «встречей» было принято раскатывать ледяные горки.

«Катание на масленицу», А. С. Степанов, 1910 год

Из подручных материалов сооружалось чучело Зимы, которое насаживали на кол и возили по улицам. По традиции свекор со свекровью отправляли невестку к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости и обсуждали время и место гуляний, определялся состав гостей. В первый день уже начинали печь блины. Первый испеченный блин в понедельник отдавался малоимущим и на поминовение усопших.

«Масленица», Б. М. Кустодиев, 1916 год

Вторник именовался «заигрышем». В этот день недели было принято веселиться и угощать всех блинами за подаренное хорошее настроение, а также проводить смотрины. Если все складывалось удачно, то сразу после Пасхи, на Красную горку — это первое воскресенье — игралась свадьба.

«Смотрины молодых», А. Н. Третьяков, 1867 год

По средам — «лакомкам» — хозяйки готовили вкусности и разносолы, украшали ими богатый стол. У каждой женщины на Руси был особенный рецепт приготовления блинов, который передавался из поколения в поколение по женской линии. Блины пекли из пшеничной, гречневой, овсяной, кукурузной муки, добавляя в них пшенную или манную кашу, картофель, тыкву, яблоки и сливки.

«Пляска», Ф. В. Сычков, 1911 год

В четверг, который называли «разгуляем», прекращались все хозяйственные работы и начиналось празднование: пели колядки, жгли ритуальные костры и прыгали через огонь. Главным действием в четверг был штурм и дальнейший захват снежного городка.

«Взятие снежного городка», В. И. Суриков, 1891 год

На следующий день все собирались на «тещины вечера», в субботу — «на золовкины посиделки». Наконец, в «прощенное воскресенье» — последний день Масленицы, было принято просить прощение у всех за причиненные обиды.

«Масленица», П. Н. Грузинский, 1889 год

Зачем сжигать чучело?

Соломенное чучело, которое мы называем Масленицей, когда-то называлось Мореной (Морана, Мора) и было связано с зимними стужей и морозом. Сжигая его, люди как бы помогали весне, чтобы сильнее и мощнее проявило себя солнце, проснулась земля-кормилица. Считалось, что вместе со сожженным чучелом люди избавляются от всех невзгод, которые сопровождали их в прошлом. Сейчас о Морене знают немногие, но традиция сжигания в народной памяти жива и сильна.

«Сжигание чучела Масленицы», А. М. Васнецов, начало XX века

Блины как главный символ праздника

Масленица немыслима без блинов как зима без снега. Даже если вы не будете радовать своих близких этим лакомством в течение всей недели, наверняка выделите в выходные время, чтобы испечь любимое многими угощение. Но, прежде чем взять на заметку самые необычные рецепты, несколько советов о том, как приготовить идеальные блины.

  • Используйте только самые качественные продукты. Лучшие ингредиенты — лучшие блины. Простой совет, который точно поможет вам в приготовлении. Пожалуй, единственное исключение — молоко. Производитель должен был надежным, а вот само молоко — вовсе не обязательно свежим.
  • Заранее подготовьте ингредиенты. Молоко и яйца следует достать из холодильника, чтобы они «прогрелись» до комнатной температуры. Ваше лакомство станет от этого только вкуснее.
  • Добавьте в тесто растительное масло — достаточно всего 1-2 ложек. Консистенция теста станет менее тягучей, а блины не будут подгорать и прилипать к сковороде.
  • Знайте меру, не переборщите с маслом для смазывания. Блины на сливочном масле получатся слишком жирными, плохо пропекутся. Лучше жарить на растительном. Главное — любое масло использовать в меру.
  • Используйте правильную посуду. Идеальная для приготовления — чугунная сковорода, она хорошо прогревается и долго держит тепло. Блины пропекаются лучше и получаются очень вкусными.
  • Хорошо разогрейте сковороду, она должна быть не просто горячей, а раскаленной.

Фото: myrussianland.ru

Как ни странно, такое исконное русское блюдо как блины, на самом деле любят и готовят по всему миру. В Марокко, Франции, Швеции, Швейцарии, Арабских Эмиратах, Азербайджане, Белоруссии, Японии и даже на Ямайке. Только везде — на свой лад. Всех рецептов и вариаций не перечесть. Мы собрали для вас несколько примеров самых необычных, по крайней мере, по форме, блинов, которые по достоинству оценят и дети, и взрослые.

Блинные роллы

  • Кефир — 500 мл
  • Яйца — 1 шт.
  • Сахар — 1 ст. ложка
  • Какао — 1 ч. ложка
  • Бананы — 2-5 шт.
  • Шоколад — 100 г
  • Мука — до нужной консистенции
  • Щепотка соли
  • Ваши любимые фрукты

Замешиваем тесто, соединив кефир, яйцо, сахар, соль, какао и муку. Выпекаем тонкие блины. Растапливаем шоколад и поливаем им каждый блин. Чистим бананы и кладем их на блины (если фрукты слишком длинные, режем их соразмерно диаметру блинов). Сворачиваем ролл. Даем шоколаду «схватиться» и разрезаем ролл на кусочки по 2-3 сантиметра. Можно подавать к столу.

Фото: mtdata.ru

Блинные мешочки

  • Молоко — 250 мл
  • Яйца — 2 шт.
  • Мука — 100 г
  • Сахар — 1 ч. ложка
  • Растительное масло — 2 ст. ложки
  • Щепотка соли
  • Укроп
  • Зеленый лук

Взбиваем яйца с солью и половиной молока. Добавляем муку, перемешиваем. Вливаем оставшееся молоко и добавляем мелко рубленый укроп. Еще раз перемешиваем. Вводим в тесто растительное масло и вновь перемешиваем. Даем тесту настояться около 10 минут, а затем выпекаем тонкие блины. Внутрь блинного мешочка можно положить ложку салата или обжаренного фарша.

Фото: ivona.bigmir.net

Французские крепы

  • Яйца — 2 шт.
  • Сливки — 500 мл
  • Сливочное масло — 20 г
  • Сахарная пудра — 50 г
  • Щепотка соли

Для апельсинового соуса

  • 2 апельсина
  • 30 г масла
  • 50 г сахара
  • 50 мл коньяка
  • 5 г крахмала

Сначала жарим блины, после — готовим соус. Режем цедру, из мякоти выжимаем сок. Высыпаем сахар на сухую сковороду, ждем, пока образуется карамель, затем добавляем масло и апельсиновую цедру. Смешиваем сок, коньяк и крахмал. Выливаем все это в сковороду. «Креп Сюззетт» готов. Подавать лучше на красивых плоских тарелках.

Фото: cookinsider.ru

Шведские рагмурки

Конечно, увидев это блюдо многие скажут, что это, мол, обычные драники. Но для шведов — это именно блины. Кушанье сытное, особую калорийность придает бекон, с которым рагмурки подаются.

  • Яйца — 2 шт.
  • Мука — 300 г
  • Соль — 1 ч. ложка
  • Молоко — 700 мл
  • Картофель — 8 шт.
  • Бекон — 400 г
  • Немного сливочного масла для жарки

Муку и соль смешайте в миске, влейте туда половину молока и взбейте до образования однородной массы. По одному разбейте в тесто яйца и перемешайте. Долейте оставшееся молоко и дайте тесту немного постоять. Очистите и натрите на мелкой терке картофель. Добавьте его в тесто.

Обжарьте бекон на сковороде до образования золотистой корочки, выложите на фольгу. Сохраните жир, оставшийся после жарки, аккуратно слейте его в отдельную емкость. Затем сформуйте картофельные оладьи и обжарьте их на сливочном масле. Рагмурки не должны быть толстыми — берите тесто понемногу. Подают шведские блинчики с брусничным сиропом.

Фото: economcook.ru

А ведь еще есть сырные блины, блины из пшенной каши, свекольные блинчики, плетеные с гречневой мукой, на кокосовом молоке, творожные, яблочные, луковые… Всех действительно не перечесть.

А что еще кроме блинов?

Вслед за масленичной придет самый строгий и самый длительный пост. Он продлится 40 дней. Масленица — праздник языческий, но совпадает с так называемой мясопустной неделей. В это время православным мясо есть уже нельзя, зато все остальное — сколько угодно. До конца недели можно и нужно наедаться, веселиться, чтобы войти в совсем другой, аскетичный и сдержанный период жизни.

Роман Ишмухаметов

www.5-tv.ru

Из истории Масленицы в Москве

На дворе сейчас масленичная неделя, которая в этом году проходит в 11 до 17 марта. Масленица любима в России еще с дохристианских времен и всегда отмечалась, даже в советское время.

Москва же всегда любила отметить Масленицу с размахом, с особым шиком.

Сегодня мы расскажем и покажем, как же отмечалась Масленица в старой Москве —>

Для начала немного общей информации про праздник. Культ проводов зимы дошёл до нас ещё с языческих времён, тогда он назывался Комоедицей – это неделя до и после начала весны. После крещения Руси это преобразовалось в православный церковный праздник с понедельника по Прощёное воскресенье, она сначала называлась церковной сырной седмицей, потом уже стала масленицей. Эта неделя и сопровождалась большими весёлыми гуляниями. Светское празднование Масленицы учреждено царским указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов.

На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — «заигрыши». На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Скорее всего отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В «широкий четверг» происходили самые людные катания на санях. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Причем первые три дня назывались «узкой масленицей», народ ещё занимался хозяйственными делами, а гуляли и веселились в основном дети и молодожёны, с четверга же начиналась «широкая масленица», работать в эти дни запрещалось.

Масленица в Коломенском.

Теперь же перейдём к тому, что происходило в Москве. В XVII и XVIII веках. Много отзывов о праздновании масленицы в Москве оставили иностранцы. Эти свидетельства показывают, что в праздновании масленицы москвичи не знали меры, что порой было губительно. К примеру, англичанин С. Коллинс, который в середине XVII века служил врачом у царя Алексея Михайловича, писал в своих записках: «На масленице, перед Великим постом, русские предаются всякого рода увеселениям с необузданностью и на последней неделе пьют так много, как будто им суждено пить в последний раз на веку своем». Коллинс также писал, что после этого праздника по Москве тянулись скорбные подводы с бездыханными телами жертв лихого разгула. Одни напивались до смерти, другие во хмелю падали в сугробы и замерзали, третьи гибли в кулачных боях, любимой масленичной забаве. «Человек двести или триста провезены были таким образом в продолжение поста», — писал Коллинс.

Саксонец Г. А. Шлейссингер, побывавший в Москве в конце XVII века, рассказывал: «В это время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкою до упаду и бесчувственности». Кроме этого, москвичи Шлейссингеру напомнили итальянцев: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется».

Картина из серии «Масленица» Бориса Кустодиева, 1910-е годы.

Царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, «кулачных боев меж себе не делали и на качелях ни на каких не качалися». Так то, ведь качели для многих, особенно после водки или пива, становились причиной членовредительства, а то и гибели. Но грозные царские указы и наставления патриарха на деле не смогли ничего изменить. Молодой Петр I, открывая масленичные гулянья в Москве и забыв строгие наставления своего батюшки, сам бурно веселился, и качался на качелях вместе с офицерами-преображенцами.

Аполлинарий Васнецов. «Сжигание чучела Масленицы».

Масленица не прошла и мимо секретаря австрийского посольства И. Г. Корба, приехавшего в это время в Россию: на масленице «пропадает всякое уважение к высшим властям, повсюду царит самое вредное своеволие». Корб был крайне удивлён происходящим, и стал свидетелем курьезного и вместе с тем глумливого обряда: только что отстроенный дворец Лефорта в Немецкой слободе освящал на масленицу шутовской патриарх, «князь-папа», возглавлявший «всешутейший и всепьянейший собор». Дворец освящали в честь Вакха, кадили табачным дымом, а «патриарх» благословлял всех крестом, сделанным из перекрещенных табачных трубок. Затем во дворце начался веселый пир, продолжавшийся двое суток: «Причем не дозволялось уходить спать в собственные жилища. Иностранным представителям отведены были особые покои и назначен определенный час для сна, по истечении которого устраивалась смена, и отдохнувшим надо было в свою очередь идти в хороводы и прочие танцы». Ф. В. Берхгольцу, прибывшему в Россию в свите герцога Голштинского, особенно запомнилась масленица в Москве в 1722 году. По случаю празднования Ништадтского мира Петр устроил необычную процессию, которая двинулась из села Всесвятского и проехала по Москве. Изумленные москвичи видели, как по заснеженным улицам их древнего города курсировал русский флот. Лодки, яхты, корабли были поставлены на сани, которые тянули лошади.

Василий Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского», 1900.

Берхгольц оставил подробнейшее описание этого поезда. Тут был и «князь-папа» со своей шутовской свитой: «В ногах у него верхом на бочке сидел Бахус, держа в правой руке большой бокал, а в левой посудину с вином». За ним следовал Нептун: «Он сидел в санях, сделанных в виде большой раковины, и имел пред собою в ногах двух сирен». Сам император ехал на большом корабле, беспрестанно салютовавшем из пушек. Команду корабля составляли бойкие, проворные мальчики (очевидно, ученики навигацкой школы). Берхгольц рассказывал: «Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге, и несмотря на зиму, он делал однако ж со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль». Императрица следовала за кораблем в красивой раззолоченной гондоле. В процессии были ряженые, изображавшие турок, арапов, испанцев, арлекинов, даже драконов и журавлей. Были сани, запряженные шестерней медведей. Ими правил человек, зашитый в медвежью шкуру. Вероятно, это была выдумка Ромодановских, которые славились своими дрессированными медведями. Берхгольц насчитал в процессии свыше 60 саней. Праздник закончился пиром и фейерверком.

Жерар Делабарт. Вид ледяных гор в Москве во время Сырной недели (Масленица), 1795 год.

Традиции празднования масленицы петровских времён продолжились и при Екатерине II , которая, по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки — мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, которые, правительница намеревалась уничтожить. Распорядителем праздника был известный актер Ф. Г. Волков, стихи и тексты для хоров писали М. М. Херасков и А. П. Сумароков. Процессию составляли четыре тысячи действующих лиц и двести колесниц. Это увеселение стоило жизни Волкову, простудившемуся во время праздника.

Картина Сергея Смирнова.

Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам Москвы наперегонки неслись разномастные упряжки. Наиболее популярно было катание на санях на реке Неглинной. Молодая англичанка М. Вильмот, приехавшая в гости к княгине Дашковой, с удовольствием участвовала в масленичных катаниях в Москве в 1804 году. Она записала в дневнике: «Особенно блистали купчихи. Их головные уборы расшиты жемчугом, золотом и серебром, салопы из золотного шелка оторочены самыми дорогими мехами. Они сильно белятся и румянятся, что делает их внешность очень яркой. У них великолепные коляски, и нет животного прекраснее, чем их лошади. Красивый выезд — предмет соперничества Прелестная графиня Орлова была единственной женщиной, которая правила упряжкой, исполняя роль кучера своего отца. Перед их экипажем ехали два всадника в алом, форейтор правил двумя, а графиня — четырьмя лошадьми. Они ехали в высоком, легком, чрезвычайно красивом фаэтоне, похожем на раковину».

Главное угощение на масленице — блины, пеклись и поедались в несметных количествах. В знаменитых московских ресторанах в эту неделю расторопные половые вместе с карточкой меню клали на столы отпечатанные поздравления с масленицей, часто написанные в стихах и украшенные яркими рисунками. Был очень популярен Воронинский трактир в Охотном ряду, где на вывеске «Здесь Воронины блины» была изображена ворона с блином в клюве.

Фотография 1900-х годов. Масленичные гуляния на Девичьем поле.

Даже в разоренной французами Москве 1813 года о празднике не забыли. По воспоминаниям современника, уличные торговцы в тот год были одеты живописно: «Мужик в медвежьей гусарской шапке… Деревенская баба во французской шинели… Мальчик в лохмотьях продавал «блины горячие», для свежести прикрытые кавалерийским чепраком с иностранными гербами…» Еще лет 150 назад масленичное обжорство, как правило, сопровождалось баталиями — «стенка на стенку».

Это действие называлось «пойти блины вытряхнуть». И вытряхивали, чаще всего не без крови. Обычай этот попробовали воскресить в 1928 году, когда, как писала «Вечерка», «на льду Москвы-реки собрались любители кулачных развлечений». Но бойцов разогнала конная милиция…

Народное гулянье на Девичьем поле на Масленице. 1913. А. Рыбников.

Перед гуляниями в короткий срок сооружались качели, карусели, цирковые и театральные балаганы, палатки, чайные и рестораны. Места гуляний менялись, в XVIII и XIX веках ими успели побывать и Воскресенская площадь, и Пресненские пруды, и Неглинная, как уже писалось выше. Гуляния также проводились на месте срытого земляного вала, в районе Новинского бульвара. В 1861-62 годах гулянье было перенесено на Девичье поле.

Вот что писали в одной из газет от 28 февраля 1903 года: «Широкая масленица в полном разгаре. На Девичьем поле стоит гул голосов, многотысячной толпой переходящей от балагана к балагану, с каруселей на французско-русские горы. Публика в большинстве серая: солдаты, мастеровые, их жены и дети.»

Отмечали масленицу даже и в советское время. Правда, часто называлось это действо «проводы зимы».

Фотография 1980-х годов. Масленица в Измайлово.

Всех с Масленицей и не забудьте хорошо погулять в эти особенные выходные!

moscowwalks.ru

Проводы Масленицы

?

Василий Сергеев (vasily_sergeev) wrote, 2012-02-26 09:56:00 Василий Сергеев vasily_sergeev 2012-02-26 09:56:00 Category: Согласно ритуалу, в воскресенье происходят проводы Масленицы (как праздника), которые заключаются в сожжении чучела Зимы или ее символических похоронах. Чучело это в весенних обрядах славян называлось Мареной (Мореной, Марой), по имени богини, связанной с ритуалом умирания и воскресения природы. Это соломенное чучело было воплощением смерти и зимы, которое топили или сжигали.

Анна Виноградова Сожжение чучела Масленицы.

Воскресенье светлое быстро наступает.Облегчают душу все в «Прощенный день».Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,Нарядив в тулупчик, валенки, ремень...Пышные гуляния ярмарка венчает.До свиданья, Масленица, приходи опять!Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Историки пишут, что сожжение чучела было традиционным для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды. В некоторых деревнях чучело сажали на колесо, символизирующее солнце, которое держалось на шесте.

Семен Кожин Масленица. Проводы зимы. XVII век.

Семен Кожин Масленица. Проводы зимы. XVII век.ЧастушкиС наступленьем воскресеньяПросим мы у всех прощенья.Наши добрые стремленьяВызывают восхищенье.На прощанье весь народМасленицу подожжет.Разгорайся поскорей,Чтоб жилось нам веселей!По двору возили диву,Ой, да статну и красиву.Жаль такую мне сжигать,Да жена не даст мне спать.Нарисовану личинуБлином мы прикроем чинно.Пусть сгорит она совсем,От зимы устали все.

Алексей Тимков Масленица. 2003 г.В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы, которые все же выглядели, как пародия похоронной процессии.Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Похороны Масленицы сопровождались поношением ее в специальных песнях, где она называлась объедалой, блиноедой, обманщицей, разорительницей. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины. После того, как процессия прошествовала по всему селу, происходила «кремация покойницы», другими словами, её сжигали, что по поверьям должно было принести хороший урожай.

Елена Кудрий Масленица 2008 г.Последний день – прощенье, воскресенье,Ты покаянным отпусти грехи!Гулянье всю неделю тут гремело,То масленицы крупные штрихи!Простим друг друга братски, троекратно!Не будем про обиды вспоминать,Закон от предков, нам это понятно,По правде жить – значит любить, прощать!

Дмитрий Холин Широкая масленица. Прощённое воскресенье.

Дмитрий Холин Прощённое воскресенье. 2011 г.В старину чучело делали всем селом, каждая семья должна была принести свой пучок соломы и старое тряпье, из которого готовился наряд Масленицы. В первый день праздничной недели чучело устанавливали на видном месте, в последующие дни водили вокруг нее хороводы и пели песни. Часто в течение недели устраивали катания на санях с этим чучелом, а устанавливали его для сожжения только в воскресенье.

Сергей Крылов Масленица. 2000 г.***Веет в воздухе весной,В парк спешит народ честной,Да с утра, да семьями,В это воскресение!Всяк идёт, кому не лень:На Руси – особый день!На плечах я у отца!Нынче – Масленица!Видят всё глаза мои:Вот концерт, а там бои.Звонкая да чистая –Песня голосистаяТо летит, то стелется,Про купца, про девицу!Больше нравится мне пляска –Это праздник, это сказка!Встала мама в хоровод –Лебедь белая плывёт…С папой мы удивлены:И ватрушки, и блины,С пылу с жару – их съедают,А они не исчезают!Пахнет солнцем и блинами –Март. И – Масленица с нами!Станем чучело сжигать,Будем Зиму провожать!

Ольга Ларионова Масленица.

Ольга Ларионова Масленица.Обычно чучело сжигалось на костре, который разводили за селом у реки или просто на возвышенности. Уничтожив, таким образом, символ зимы, наши предки ждали воскрешения его силы весной в семенах и зернах.Через костер зачастую прыгали, причем не ради забавы, а для роста льна и конопли, а пепел от сожженного чучела традиционно развеивали над полями опять же для хорошего урожая.Иногда чучело Масленицы не сжигали, а топили в проруби или разрывали на части. Солому чучела раскидывали по полям (как вы понимаете, для богатого будущего урожая).А еще историки описывают ритуал проводов Масленицы, когда по селу возили не чучело, а человека – какого-нибудь местного пьяницу или наоборот - молодую девушку. Со смехом и песнями «живую Масленицу» вывозили за село и там прощались с Масленицей, бросая ее «воплощение» в снег. Впрочем, возникает вопрос – а ритуального сожжения соломенного чучела в таких случаях не происходило?

Павел Балод Масленица.***...Воскресенье - день прощанья,Проводы седой зимы.В каждой хате целованья,Год ждать новой Маслены.Колокольный звон играет,Всех к заутрене зовёт.Молодой и старый знает:Завтра пост в дома придёт.После службы в поле выйдутВсе с поклоном казаки.К Солнцу взор с молитвой вскинутИ попросят по-людски:- Солнце красное, будь щедрым,В поле семена согрей!Будь, Господь, к нам милосердным:Землю дождичком полей.Дотемна идёт веселье,Угощается народ,До звезды до первой чтобыВсем наесться наперёд.Ираида Мордовина

Игорь Шаймарданов Проводы зимы.

Игорь Шаймарданов Проводы Масленицы.

Игорь Шаймарданов Проводы Зимы. 2005 г.Хотя встречается описание проводов Масленицы, где чучела не делали, а просто устраивали большой костер, в котором сжигали остатки скоромной пищи и всякое ненужное старье – от лаптей и веников до прохудившихся бочек и сломанной бороны. Обязательным было сожжение в костре колеса, как знак приближающейся весны и горячих лучей солнца.

Даша Самойлова Сожжение чучела Зимы.День прощенный праздник старыйНо со смыслом он великимПусть прощенье будет светлымРадостным и не безликим.Этот день надежду даритИ приносит облегченьеТак прости меня за все тыПросто в это воскресенье.

Использованы материалы и стихи из Википедии, сайтов о праздниках каждый день и сайтов поздравительных стихов.

murony_zimbitor

А можно последнюю картинку тоже подписать? Рыкова Марина Проводы Масленицы 2011 г. Источник:

cepbспасибо! :) как раз вчера и проводили :)

vasily-sergeev.livejournal.com


Смотрите также