Некоторые считают её подлинным мессией, совершавшим все чудеса и таинства, а Иисус её лишь сопровождал.
Что случилось с ней? Умерла ли она на Земле Обетованной или, как утверждают некоторые, перебралась во Францию и продолжила служение там.
Большинство христиан считают её блудницей, которая встретила Иисуса и преобразилась, но в апокрифических Евангелиях говорится, что они не просто были близки, но она имела над ним власть. Иисус был очарован ею.
Настоящая Мария Магдалина гораздо интересней, чем та, о которой написано в Библии.
У Марии Магдалины были особые способности: она умела врачевать, поэтому её так почитают, как жрицу, как богиню.
Она была особенной. Подлинным Иисусом Христом была женщина – Мария, чью роль заретушировали. Мария была подлинным духовным лидером в Иудее первого века нашей эры.
St Baume, South of France (Сент-Бом, юг Франции). Рассказчик: Jamie Theakston. Это версия событий, о которой вы не прочтёте в Библии, но многие считают, что с тогдашним римским губернатором Иерусалима Понтием Пилатом была заключена сделка. Иисуса тайно вывезли из города в день распятия, может, мёртвого, а может, и живого или погружённого в сон. Этим и объясняется отсутствие тела в пещере. Но правда ли это?
В Библии достаточно намёков на то, что Иисус не умер на кресте: ему не ломали ноги, он не пробыл на кресте достаточно долго, чтобы умереть. Распятие – это долгая и мучительная смерть. Его довольно быстро сняли и через некоторое время Иисус опять появляется. И если он и вправду Царь Иудейский, так это серьёзная угроза Риму, потому что он может поднять народ на бунт. Ему нужно было исчезнуть. И Мария, согласно житиям святых, покидает Святую землю и отправляется во Францию. Вопрос – был ли с ней Иисус или, может, его тело? Что произошло?
Когда римляне распяли Иисуса, Мария Магдалина была рядом и поддерживала его до самых последних минут, затем оплакивала его смерть. Она первая обнаружила пустую пещеру и была свидетелем Воскрешения.
В искусстве её часто изображают полуголой или отшельницей, кающейся в своих грехах в пустыне изгоем. Нам она известна как блудница. Этот образ, прочно устоявшийся в сознании учёных и историков, не имеет ничего общего с настоящей Марией Магдалиной.
Она упоминается во всех четырёх Евангелиях Нового Завета, но нигде не говорится, что она блудница или грешница.
Библейская Мария Магдалина – довольно пассивная фигура. Это женщина, которая спаслась. И если считать эту историю сказкой, то она в ней вроде прекрасной принцессы, которую нужно спасти. Она кающаяся грешница, которая в какой-то момент встретилась на пути Иисуса. Но некоторые историки верят в то, что настоящая Мария Магдалина разделяла убеждения Иисуса и поддерживала его. Возможно, она даже была тринадцатым апостолом! Многие верят в это.
Вероятно, она жила у Галилейского моря в маленькой рыбацкой деревне. Одни считают, что её корни в Эфиопии, в Сент-Мари-де-ла-Мер, другие – что в Египте. Довольно трудно выбрать одну версию и сказать, что вот эта – настоящая Мария Магдалина.
Похоже, что иногда Марию путают с двумя другими женскими персонажами Библии – с Марией, сестрой Марфы, и с безымянной грешницей из Евангелия от Луки. Они обе омыли ступни Иисуса своими волосами.
В VI веке папа Григорий сделал это ложное предположение, официально предположив, что эти три персонажа – один и тот же человек: Мария Магдалина.
После появления христианства, когда новая вера стала распространяться, одной из особенностей было то, что роль Марии Магдалины стала принижаться, и к VI веку она стала ассоциироваться с женщиной, по Библии, совершившей прелюбодеяние. Именно тогда она стала той, какой мы её знаем, – падшей женщиной, грешной блудницей, отрицательным героем.
Образ подлинной Марии Магдалины был изменён церковью, так же, как и Библия, которая переписывалась, редактировалась множество раз. Посвящённую, мудрую, благородную женщину выставили блудницей, грешницей, каковыми тогда и считали женщин. В христианстве преобладают мужские образы, женщины – низшие существа.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Когда раннехристианская церковь решила, что главные в этой религии – мужчины, Мария стала для женщин примером для подражания. Женщина должна была подчиняться мужчине, и, да, в этом они преуспели, во многом благодаря образу Марии Магдалины. Её имя настолько прочно связано с женским стыдом, что на протяжении веков падших женщин называли магдалинами. Это же ужасно, это последняя капля!
Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Линн Пикнетт написала три книги о Марии Магдалине и 30 лет своей жизни посвятила поискам правды о ней.
Jamie Theakston: Так кем же была Мария Магдалина?
Lynn Picknett: Церковная версия истории о ней базируется на новозаветных Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, и в них она упоминается вскользь. Можно строить множество предположений относительно неё, но впервые она выходит на передний план в сцене распятия.
Она сидит у подножия креста, затем входит в пещеру и видит, что тело Иисуса исчезло!
Далее она, предположительно, встречается с ним в саду – с воскресшим Иисусом. Это её звёздный час: смерть Иисуса! Она была там, играла важную роль в этих событиях. Вот только в канонических Евангелиях её значимость подчёркивается только когда история подходит к концу.
Нечто великое ожидает нас, я знаю – мне было видение, настолько прекрасное, что не описать словами…
Кто изобразил её такой в Библии?
Ответственность лежит целиком на католической церкви. В Библии нигде не сказано, что она была блудницей. Лишь в VIII веке папа римский описал её как грешницу, не более того. Но раз она женщина, значит, блудница – с тех пор так и повелось. Но эта женщина была призвана вместе с Иисусом. Свою миссию они начали вместе, она была ему ровней. Были женщины, которые проповедовали, крестили, врачевали, даже причащали к таинствам. И когда церковь в ранние свои годы спрашивала об этом людей, те отвечали: «Разве вы не знали? Иисус действовал по наущению Марии Магдалины». И первые христиане знали это. Они знали, что Иисус наделял женщин силой и что Мария Магдалина была, как сказано в апокрифах, «первейшим из апостолов». Не Святой Пётр, а она была призвана.
Ищущий его да обрящет…
Часто женские имена стирали из истории. Этой истории 2000 лет, и, если и была такая женщина, обладавшая силой и значимостью, её имя убрали, а её деяния приписали Иисусу. Вот что любопытно: для меня слова Иисуса звучат как речь хиппи – он ведь хотел всеобщего равенства и справедливости! Что ж, тогда и женщину он должен был считать равноправной, а её мнение значимым. То есть женщина могла проповедовать и нести библейскую мудрость людям.
Откройте сердца ваши, и разум ваш, и души ваши…
Editor, “The Heretic Magazine”Надо помнить, что всё, что мы знаем об Иисусе и Марии Магдалине, было написано уже после того, как их не стало. А представьте, как группа теологов на Первом Никейском соборе говорит: «Ну, о чём будем писать, ребята?». Я полагаю, что они написали историю Иисуса для того, чтобы скрыть факт, что лидером духовной общины первого века нашей эры являлась женщина, а не мужчина.
Наиболее невероятной является версия о том, что Мария Магдалина бежала из Святой земли во Францию, будучи беременной от Иисуса.
Мария прибыла во Францию и внезапно оказалась в центре местной христианской общины. Эти люди прожили 30 лет в пещерах, как отшельники, занимаясь целительством, совершая чудеса, величайшим из которых по легенде стало прибытие именно к ним Марии с ребёнком под сердцем.
Некоторые верят, что Мария Магдалина была женой Иисуса и они хотели жить семьёй. Вряд ли этому есть подтверждение, но мы знаем точно, что в те времена женщин вымарывали из истории и роль Марии в жизни Иисуса принизили. На самом деле её роль и в становлении христианства, и в отношениях с Иисусом была более значимой – её просто замалчивали. Я полагаю, это всё потому, что она была женщиной, всё дело в этом.
Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Этот маленький городок на юге Франции находится близ Марселя и называется Сент-Мари-де-ла-Мер или «Святая Мария с моря». Считается, что здесь, в 45-м году, на берег сошли Мария Магдалина и сопровождавшие её люди.
По легенде, они прибыли сюда из Александрии, из Египта. Сопровождал её дядя Иисуса Иосиф Аримафейский и, возможно, они везли с собой тело Иисуса. Местная церковь празднует это событие, но слегка путая события, отмечая прибытие в этот день не одной, а сразу трёх Марий.
Ешьте! Это праздничная трапеза для всех нас во имя пути пройденного и пути, который ещё предстоит пройти. Я горжусь вами. Ешьте, пейте!
Первая церковь Святой Марии была построена здесь в IX веке, и моим проводником будет местный гид, много знающий о Марии, Мартина Гийо.
Jamie Theakston: Мартина, чем занялась Мария Магдалина по прибытии сюда?
Martine Guillot. Local Guide: Не только Мария Магдалина, но и все прибывшие с ней. Их миссия – рассказать о том, что Иисус жив и он воскрес. Сюда прибыла и Дева Мария, ей было около 60-ти, другие были моложе – как Мария Магдалина, которой было лет 30-35. Они прибыли с вестью об Иисусе и Евангелии.
Значит, Мария Магдалина проповедовала тут?
Да, я считаю, что они прибыли сюда именно за этим…
Editor, “The Heretic Magazine”В Библии в сцене распятия, погребения и воскрешения Мария почти не упоминается, потом вообще исчезает. Но тут же она возникает в традициях Южной Франции, куда она, вероятно, отбыла, и тут есть связь – её изгнали из крупнейшей иудейской общины. Куда ей податься? Вторая по величине иудейская община тогда находилась в Галлии, во Франции.
Она не просто переехала и «залегла на дно», у неё была миссия. Если она была близкой сподвижницей Иисуса, значит, она разделяла его идеологию и образ его мыслей. Поверила в то же, во что верил он, и не собиралась оставаться в тени. Она стала миссионером, несущим его слово.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Она была богатой женщиной с целью в жизни. Она прибыла на юг Франции, проповедовала, врачевала, возможно даже и крестила людей. В Лангедоке есть реки с названиями Сурз Мадлен, река Магдалины, по легенде, она в них совершала крещение. Она – эпическая личность, возможно, первый апостол.
Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). На самом верху церкви Святой Марии есть небольшая часовня, где хранятся мощи трёх Марий. Мартина получила для нас разрешение на её посещение.
Jamie Theakston: Что это? Частная молельня?
Martine Guillot. Local Guide: Это верхняя часовня. Она так и называется. Находится она в колокольне. Сначала она была посвящена Михаилу Архангелу, как все верхние часовни Франции, потом сюда перенесли мощи Святой Марии.
Значит, мы в церкви?
Да.
А что здесь, в ларце?
Здесь хранятся мощи Марии Иаковлевой, в другом – мощи Марии Саломеевой, их мощи рядом.
А что там?
Там – реликварий. Там тоже хранится часть мощей Марии Саломеевой и Марии Иаковлевой. Там 11 фрагментов костей, обугленных, потому что мощи сожгли во время Французской революции.
Значит, там частицы мощей Марии?
Да-да.
Editor, “The Heretic Magazine”В этой истории перепутаны несколько Марий, и неясно, какая же из них Магдалина. По-еврейски это значит башня, по-арамейски – прекрасная, невероятная, изумительная, что точнее отражает её суть.
Эта история повествует нам о том, что Мария Магдалина окончила свои дни во Франции, будучи фигурой, за которую мы всегда принимали Иисуса. Значит, она, являясь по сути бродягой, проповедовала слово божие и распространяла христианское учение. Что ж, это интересная мысль!
Jamie Theakston: Почему тут нет мощей Марии Магдалины?
Martine Guillot. Local Guide: Мария Магдалина не осталась здесь. Когда прибыло судно, на берег сошли Мария Иаковлева и Мария Саломеева. Мария Магдалина отправилась дальше.
А вы знаете куда?
Сент-Бом. Мощи Марии Магдалины находятся в Сент-Боме, в церкви Сен-Максимен (фр. Saint-Maximin-la-Sainte-Baume).
Pilgrimage of the Gypsies, South of France. Каждый год в мае маленький городок отмечает прибытие трёх Марий большим фестивалем. Ларец с мощами аккуратно опускают с колокольни вниз. Процессия последует за ним и за священной лодкой к берегу моря. И епископ на пути процессии благословит тысячи собравшихся – все они чествуют прибытие трёх Марий.
Jamie Theakston: Эту лодку отнесут к морю?
Martine Guillot. Local Guide: Да, к морю. Её, конечно, будут держать над водой, и в этот момент епископ благословит море и святые мощи. Мощи из реликвария, потому что море принесло нам слово божие.
Даже католическая церковь считает, что Мария прибыла во Францию. Её мощи хранятся в базилике Святого Петра. Т.е. католики признают старинную версию о том, что Мария прибыла во Францию. Тут есть местная интерпретация этой истории о том, что она продолжила дело Иисуса, и в апокрифических Евангелиях она участница таинств Иисусовых.
Именно её спрашивали другие апостолы, что сказал ей Иисус, потому что она знала больше, чем они. На юге Франции до сих пор возжигают свечи во славу Марии Магдалины, потому что она часть христианства и миссии Иисуса. Она исцеляла, пользовалась авторитетом и была сильной женщиной. То есть даже в католических странах есть люди, которые не принимают библейский образ этой женщины, и мы считаем, что она была более властной фигурой, чем это отражено в Писании.
St Maximin, South of France. В 1279 году во время раскопок в склепе французской церкви Сен-Максимен была обнаружена могила первого века. И в ней удивительная находка – мраморный саркофаг.
Карл II, граф Прованский, сказал, что вёл эти раскопки потому, что ему было видение, в котором явилась Мария Магдалина.
Когда саркофаг открыли, оттуда пошёл приятный сладкий запах, который посчитали символом того, что Мария омыла ступни умершего Иисуса притираниями.
Паломники и туристы ото всюду стремятся к мощам Магдалины. Меня сопровождает местный священник отец Флорьен Расин.
Father Florien Racine: Джеми, мы идём в склеп Марии Магдалины IV века. Тут хранятся её останки, мощи. Вот тут – старинная решётка. Тут холодновато, значит, церковь была построена над этим склепом.
Джеми, теперь мы в склепе, и тут видны саркофаги. И этот – Марии Магдалины. Он сделан из мрамора, прекрасного полупрозрачного мрамора. Если его подсветить, он будет просвечиваться. На саркофаге изображены сцены из жизни Марии Магдалины и Иисуса. Они сильно повреждены, потому что многие паломники стремились унести с собой кусочки этого мрамора. Поэтому он в плохом состоянии.
Jamie Theakston: Тут похоронена Мария Магдалина?
Да, она погребена здесь.
Здесь её кости, а тут – она сама?
Да, здесь вы видите череп Марии Магдалины.
Невероятно! Видеть её череп – это немного зловеще.
Editor, “The Heretic Magazine”В церкви Сен-Максимен в Провансе хранится то, что они считают черепом Марии Магдалины. Выглядит он правдоподобно. Его используют в ритуалах, в церемониях и по сей день.
И в этом есть смысл, потому что важно знать, куда тебя поместят, если ты будешь значимым человеком. Где череп Иисуса? И не говорите мне, что он вознёсся! Такие вещи говорят нам: эти люди существовали и, вполне возможно, что это череп женщины, которая жила и проповедовала в то время.
Имеющий уши да услышит, имеющий разум да поймёт.
Father Florien Racine: Для христиан важно вернуться к традиции и вере в то, что Мария Магдалина существовала. Это не легенда. Многие паломники обрели здесь благодать, молясь Марии Магдалине.
Jamie Theakston: Откуда известно, что это череп настоящей Марии Магдалины?
Её похоронили здесь и в IV веке переложили её останки в саркофаг. В VII-VIII веке сюда добрались сарацины, и пришлось убрать все саркофаги под землю, и почитание Марии Магдалины стало местной традицией. Мы знаем, что здесь ничего не было, всё было разрушено, и лишь в 1279 году Карл II Анжуйский провёл здесь раскопки, нашёл эти саркофаги глубоко под землёй. Затем он взял череп Марии Магдалины, найденный здесь, и отправился в Ватикан к тогдашнему папе Бонифацию VIII. У папы к тому времени уже была челюсть Марии. И когда привезли череп, челюсть идеально к нему подошла. И тогда Бонифаций VIII признал, что мощи из Сен-Максимен принадлежат Марии Магдалине.
Любопытно, но череп Марии Магдалины был найден с остатками кожи в тех местах, где его якобы касался сам Иисус.
Когда Мария Магдалина узрела Воскресение Господне, она пыталась удержать Иисуса, припав к его ногам, и он сказал: «Не касайся меня!» и отстранил её, дотронувшись до её кожи (на лбу). По-латыни мы говорим Noli me tangere. Кусочки кожи были оторваны во время Французской революции и позже помещены в этот ковчежец, видите?
Это кожа Марии Магдалины, которой касался Иисус?
Именно! Это и есть символ Воскресения Господня.
Моей задачей, так сказать, было найти настоящую Марию Магдалину, и вот она!
Да, это она, вы нашли её.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Для местной католической церкви она очень важна, и, я думаю, что Марию Магдалину здесь чтут потому, что она жила с ними все эти годы. Они знают, какой она действительно была, и этот образ не соответствует каноническому. Они чтут лишь одну из версий её жития, они не считают её равноправным партнёром Иисуса на духовном уровне. Они почитают блудницу, раскаявшуюся и вновь обретшую веру.
Сент-Мари-де-ла-Мер, юг Франции (St Marys of the Sea, South of France). Более 100 лет назад эта история получила интересное развитие. В 1896 году на каирском базаре один немецкий учёный нашёл любопытную папирусную книгу. Она была в кожаной обложке и написана на коптском языке. Это было Евангелие от Марии.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Если мы посмотрим на неканонические евангелия, отвергнутые Церковью в IV-V вв., на апокрифическое Евангелие от Филиппа, от Фомы, от Марии Магдалины – она там главная. Нет, главный, конечно, Иисус, но Мария равна ему, и мы получаем очень чёткую картину. Прежде всего, она энергичная, её нельзя заставить молчать, она ведёт себя не так, как иудейская женщина того времени, ей не скажешь «знай своё место!». Её волосы распущены. Тогда такую причёску делали только женщины определённой репутации. Но ей всё равно, ей важнее её отношения с Иисусом. Из апокрифов ясно, что их отношения – не просто близость, но близость физическая. И она имела власть над Иисусом – он был очарован ею.
В неканонических Евангелиях, вроде Евангелия от Марии, Евангелия от Филиппа о ней говорится как о первейшем апостоле. О том, что у неё была интимная близость с Иисусом – он часто целовал её, любил её – об этом чётко говорит один из апостолов: «Почему ты не любишь нас, как любишь её?». Иисус отвечал: «Потому что я люблю её не так, как вас». То есть в апокрифах точно сказано, что она много значила для него, и была его спутницей. Её описывают как спутницу Иисуса, то есть она ему ровня.
Отношения Марии и Иисуса очень противоречивы. Большинство библейских историков и богословов смотрят на них с библейской точки зрения. Но если вы хотите очистить их от мифов и легенд, чтобы найти факты, перед вами станет вопрос веры. И тут вам предстоит взглянуть на эту историю с другого ракурса. Весьма вероятно, что Иисус был женат, возможно, у него были дети; странно, если б у него их не было. И если мы предположим, что он женат, то на ком же? Разве не на женщине, которая всегда сопровождает его, говорит от его имени? В некоторых текстах они даже целуются и гуляют вместе, и даже он «разделяет жизнь свою с ней». Я бы сказал, что они были женаты.
Editor, “The Heretic Magazine”Если посмотреть на жизнь Марии Магдалины, она пользовалась дорогими мазями, притираниями, целовала Иисуса в губы, появилась у креста, возможно, уже беременной. Она единственная узрела его воскресение! Такое поведение позволительно далеко не любому спутнику. Жене – да, лидеру духовной общины – тоже.
Когда у Марии Магдалины возникла интимная близость с Иисусом, возможно, от этой связи появился ребёнок. Но одно мы знаем точно – на юге Франции Мария почитается как важнейшая библейская фигура. Она с небольшой группой последователей стала проповедовать и распространять учение Евангелий. В этой местности во многих церквях есть реликвии, посвящённые Марии.
St Maximin, South of France. Отец Флорьен Расин покажет мне реликвии, обнаруженные в то же время, что и череп Марии.
Father Florien Racine: Мы идём в ризницу базилики. Я хочу показать тебе, Джеми, кое-что интересное… Здесь волос Марии Магдалины.
Jamie Theakston: Ух ты! Можно подержать?
Да, пожалуйста. У тебя в руках волос Марии Магдалины, который был на её черепе, когда его нашли в 1279 году. Небольшой фрагмент волоса.
Недавно мы провели его исследование и нашли следы красного пигмента. Теперь мы знаем, что Мария Магдалина была рыжая.
Рыжий волос! На многих картинах её так изображают? Рыжей, правда?
Да, это важно. Особенно потому, что в Евангелии Мария скорбит у ног Иисуса и вытирает свои слёзы волосами.
Затем выливает благовония на ступни Иисуса и протирает их опять же своими волосами. Поэтому волосы Марии так значимы и важны.
Образ Марии важен потому, что она стояла у истоков христианства. Если вы христианин, то путь Марии должен быть вам близок, потому что остальные апостолы приняли её близость к Иисусу и её участие в проповедях. Духовное становление человека в Библии не показывается, но она вполне могла принести христианство во Францию.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Многие считают, что Иисус в этом союзе играл доминирующую роль, так как он был мужчиной и тогдашний мир был мужским. Но почему он тогда позволил ей сидеть у подножия креста в Иудее? Думаю, что между ними существовала духовная связь, и тут мы явственно видим изменение его доктрины под её влиянием. И ещё – она не записывала его речи, не пыталась их сохранить. Видимо, она была автором многих из них, и когда Иисус сошёл со сцены, она подняла его знамя.
Отец Расин показал мне ещё один предмет. Плащаницу XIV века, которую носили во время процессий, посвящённых Марии.
Father Florien Racine: Развернём её, она старая и хрупкая.
Jamie Theakston: Потрясающая вещь!
Вышивка делалась золотыми нитями, по особой технике, которая возникла в Англии в XIII-XIV вв. Здесь мы видим жизнь Иисуса в разные её моменты.
Вышивка прекрасная, очень детальная. Эту плащаницу носили во время процессии в честь Марии Магдалины. Напоминает гобелен.
Тут есть Мария Магдалина?
Да, она тут есть – держится за Иисуса во время Воскресения. Вот тут Иисус и Мария Магдалина.
Это всё вышивалось вручную 800 лет назад?
Да, 800 лет назад, и было подарено сыну Карла II Анжуйского, того, кто нашёл мощи Марии Магдалины.
Когда его сын стал епископом, он мог использовать плащаницу во время процессии в честь Марии Магдалины.
Jamie Theakston: То есть церковь считает, что Мария Магдалина существовала в самом деле? Это так? Вы верите в это?
Martine Guillot. Local Guide: Да.
В то, что она была блудницей, которая преобразилась?
Да, раскаявшаяся.
Раскаяние из блудницы сотворило апостола Христова? И в этом суть этой истории?
Да-да, именно так. Это её настоящий жизненный путь.
St Baume, South of France (Сент-Бом, юг Франции). По легенде, Мария Магдалина удалилась в пещеру неподалёку от Марселя. В место, называемое Сент-Бом, и жила там отшельницей 30 лет. Эта пещера сейчас – объект паломничества христиан. Линн Пикнетт, автор книг о Марии Магдалине, проводит меня туда.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Это особое место. Если смотреть на пещеру, то это церковь. Она походит на церковь, и не на самую бедную церковь.
Представьте, она прожила в этом гроте последние 30 лет своей жизни. Тут всё пропитано её необычной энергией. Возможно, она тут скрывалась, так говорит официальная история. Она бежала из Святой Земли – там её преследовали ранние христиане. Может, она и скрывалась, но ей нужна была и духовная подпитка. Сказано, что она пришла сюда и провела остаток своих дней в молениях об отпущении её грехов. И, конечно, она молилась Иисусу, посвящая свою жизнь апостольскому служению.
Я верю, что у Марии Магдалины были особые силы. Она врачевала, была медиумом, проводником в сверхъестественное, в мир, который тогдашние люди не понимали. И на ней скопился большой грех – она была жрицей, богиней, называйте, как угодно.
Религия – это же вера в невозможное. Посмотрите на Иисуса и Марию. Марии Магдалине легко поверить. Сначала она колеблется, как мы все, затем преображается, как мы все, и вот – нам уже не верится, что такая женщина способна оставаться в тени, не играя главной роли!
Несите свет Евангелия и вы обретёте Царствие Небесное, если поделитесь с людьми своими знаниями.
Author, “Christianity’s Hidden Goddess”Эту часовню построили монахи Ордена доминиканцев, которым она до сих пор и принадлежит. Они сделали её очень красивой и посвятили её Марии от всей души и сердца. Паломники посещают её ради Марии Магдалины. Легенды и хроники говорят, что она обратила в истинную веру весь Прованс и лишь тогда удалилась в пещеру. Люди посещали её там, чтобы побеседовать и уверовать, но скорее всего, это подтасовка фактов, местные байки, не иначе.
Будучи здесь, вы поразитесь, насколько много паломников и туристов приезжает сюда, впечатлённые историей Марии Магдалины. Я уверен, что их манит её образ, настолько приниженный в Библии. Поразительно, но вплоть до 1969 года церковь считала её блудницей, а теперь почитает её, как врачевателя, священника и защитницу христианства, как бы странно это не звучало.
В любом случае, Мария Магдалина – один из самых противоречивых персонажей в Библии. Историки уверены, что если она и впрямь существовала, то в III-IV веке в Новом Завете на неё навесили клеймо блудницы. Зачем это было сделано – вопрос открытый.
Многие современные учёные и историки считают, что это было сделано для того, чтобы дискредитировать её любовника, который, небесспорно, считается мессией.
Jamie Theakston: Как вы думаете, в истории Марии Магдалины будет написана ещё одна глава?
Lynn Picknett. Со-Author, “The Templar Revelation”: Что до меня, то я не перестану исследовать эту историю, потому что в ней есть всё, что нужно для повествования. И для таких людей как я, интересующихся религией и её влиянием на культуру, этот поиск продолжится. Хотите почитать Марию Магдалину – начните сейчас.
Я уверен, что исторически корректная история Марии Магдалины никогда не будет написана. Только если появятся какие-то документы, но не в Ватикане, а публикация их – не в его интересах. Но я считаю, что интерес людей к Марии Магдалине зиждется на том, что она сломала архетип христианства и была эмансипированной женщиной, принёсшей в христианство женскую нотку, которой ему так не хватало. Я считаю, что она донесла эту весть до людей, за что они ей так благодарны. Именно поэтому люди вдохновляются и ищут веры в ней.
Я считаю, что последние 2000 лет мы смотрели на женщин, в частности, на Марию Магдалину, под другим ракурсом. И вот внезапно женщина уравнялась в правах с мужчиной. Наконец-то это свершилось. И в нынешнем контексте Марию Магдалину можно считать новым мессией.
Editor, “The Heretic Magazine”Ирония заключается в том, что в последние годы церковь официально заявляет о том, что она не была блудницей. И именно это заявление делает её ещё более популярной. Мария – современная рок-звезда, икона феминистского движения и наиболее почитаемая женщина в истории. Так-то, католическая церковь!
Так была ли Мария Магдалина любовницей и женой Иисуса? Зачала ли она от него ребёнка или, может, нескольких? Была ли она подлинной мессией и главой новой христианской церкви, которую просто вычеркнули из истории через пару веков после её смерти, заклеймив как блудницу? Будет ли церковь поддерживать и дальше этот обман? Составьте своё мнение, до новых встреч!
historylost.ru
В последнее десятилетие вся издательская индустрия принялась писать о Марии Магдалине. Но вместо того, чтобы видеть святую так, как она была понята в христианской традиции, для некоторых современных писателей она стала «богиней Евангелий», «женой Иисуса», Святым Граалем или настоящей основательницей христианизма. Но, что нам говорят древние христианские записи о Марии Магдалине?
Среди женщин, которые появляются в Евангелие, после Матери Иисуса больше всех выделяется Мария Магдалина. Без сомнения, потому что она занимала особое место в воспоминаниях о жизни Иисуса, которые были переданы. Прежде всего, ее представляют как важного свидетеля смерти и воскресения Господа. В записях Матфея, Марка и Луки она всегда упоминается как первая из группы женщин которые издали наблюдали за распятием (Мк 15, 40-41), видели где Иисуса похоронили (Мк 15, 47) и, согласно Святому Матфею, оставались сидеть против гроба (Мф 27, 61). Также рассказывается, что в воскресенье рано утром Мария Магдалина и другие женщины снова вернулись помазать тело ароматами, которые купили (Мк 16, 1-7), и что тогда получили известие от ангела о воскресении и наказ идти и возвестить это ученикам (Мк 16, 1-7).
Святой Лука, и только он, кроме того, дает информацию о том, что много женщин, которые были избавлены от болезней и от злых духов, следовали за Иисусом в Галилее и служили Ему своим имением, среди них Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь демонов (Лк 8, 2-3; Мк 16, 9).
Святой Иоанн повествует вещи по-другому. Магдалина появляется у подножья креста, и она упоминается на последнем месте после Матери Иисуса, ее сестры, и Марии Клеопова (Ин 19, 25). Потом рассказывает, что в воскресенье, когда еще было темно, она пошла к гробу и увидев отваленную каменную плиту, побежала сообщить это Петру и любимому ученику (Иоанну), думая что кто-то унес тело (Ин 20, 1-2). Потом она вернулась к гробу и мы читаем о том, что она плакала у гроба, а потом сцена где ей является Воскресший Иисус, поручивший ей донести до учеников весть о том, что Он восходит к Отцу (Ин 20, 11-18). В Святом Иоанне фигура Магдалины наполнена символизмом и представляет Церковь, ищущую и находящую, находящую своего Учителя Воскресшим, и может восклицать «я видела Господа».
Три женщины
Из евангельских рассказов не следует, что Мария Магдалина была грешницей, которая согласно Лк 7, 36-49 помазала Иисуса и вытерла Ему ноги, которые обливала своими слезами. Это видение распространилось в латинской Церкви в конце VI века святого Григория Великого. Это получилось в результате процесса толкования Евангелий, которым хватает логики, но что, однако не точно на 100 процентов.
В Евангелиях при различных обстоятельствах три раза женщины помазали Иисуса: Мария из Вифании сестра Лазаря (Ин 12, 1-8), другая, чье имя не говорится (Мф 26, 6-13; Мк 14, 3-9), и женщина которую просто называют грешницей, о которой говорит Лк 7, 36-50. С 200 года некоторые Святые Отцы и церковные писатели, из Александрии и с севера Африки (например Клементий из Александрии и позже святой Амвросий Медиоланский и святой Августин) говорили о том, что во всех трех случаях это могла быть одна и та же женщина. И следующим шагом стало – определить эту женщину как Марию Магдалину.
Таким образом, выстраивались в одну картину различные евангельские рассказы и упростились многие вещи. С таким отождествлением не был осквернен ее образ, а даже был восхвален: и Святой Петр отрекся от Учителя, и Святой Павел был преследователем христиан, и многие великие святые были большими грешниками до своего обращения.
Другие писатели, прежде всего на Востоке, сохранили различие между тремя (например, святой Ефрен Сирин и святой Иоанн Златоуст).
Преемница тайных откровений
Более поздние тексты используют фигуру Магдалины для того, чтобы возвещать тайные откровения Иисуса. Речь идет о трудах, чье учение расходиться с апостольской традицией собранной в Новом Завете. Эти тексты принадлежат к некоторым из гностических учений, существующих во II и в III веках. Хотя эти труды были распространены под названием «евангелие», на самом деле они не принадлежат к этому литературному жанру, так как не содержат повествований о жизни Иисуса, и их авторы не интересуются ею. Ученики обычно появляются только в качестве спрашивающих и как получатели откровений сделанных после Воскресения.
Следовательно, не удивительно, что Мария Магдалина была одной из любимых фигур в этих текстах как получатель тайного откровения, так как ей явился Господь после Воскресения. Обычно не называют ее Мария Магдалина, как это происходит в Евангелиях, а именует ее Мариям или Мариамне. Это знак того, что ее личность не важна; важно то, что она представляет собой гностика.
В гностических текстах Мариям это практически единственная женщина, которая, вместе с апостолами слушает тайные откровения от Иисуса. Так мы видим ее в Евангелии от Томаса, Диалоге Спасителя, Pistis Sofia и других трудах, где она задает вопросы Спасителю; иногда больше вопросов, чем кто-либо из апостолов.
В Евангелии от Марии только она получает откровение сделанное Иисусом когда Он восходит на небо. Это обращение к Мариям было способом оправдать гностические учения, прибегнув к этим откровениям.
Другая черта, которую выделяют в гностических текстах это то противодействие, которое оказывают Мариям апостолы, особенно Петр. Это отражает негативное отношение некоторых гностиков ко всему женскому, в то же время они должны были признать то, что Мариям была ученицей. В конце Евангелия от Марии повествуется, что Петр и Андрей обвиняют Мариям, говоря ей, что она придумала откровение, которое она только что им поведала; Но Леви обвиняет Петра в том, что он говорит так из ревности.
Эти данные обычно толкуются как отражение официальной полемики Церкви против духовного лидерства женщины, которую поддерживали некоторые группы, которые и написали эти труды. Но также это можно понять как способ выделиться, среди этих групп, говоря о том, что апостольское учение переданное от имени Петра или других апостолов противоречило тому, что выражали они от имени Мариям.
Очень далеко от тех гностических учений, исчезнувших в IV веке, в Церкви постепенно создавались легенды направленные на восхваление фигуры Магдалины. В греческой Церкви рассказывалось, что после Воскрешения Иисуса она ушла в Эфес с Пречистой Девой и святым Иоанном и что там умерла, и потом ее прах был перенесен в Константинополь. Во Франции в середине XI века возникла легенда, приукрашенная множеством деталей, о том что Магдалина, Лазарь и некоторые другие пошли в Марсель и евангелизировали Прованса, что потом умерла в Аиксе и что ее останки в конце концов были перенесены в Беселай.
Гонсало Аранда Перес –профессор Ветхого Завета в университете Наварры.
_________________
Мария Магдалина в «Коде да Винчи»
Различные книги, которые проанализировали до какой степени Код да Винчи достоин доверия по отношению к истории христианизма, сталкиваются с тем, что говорится о Марии Магдалине. В книге «Расшифровывая да Винчи» (Ed. Palabra, 2004) Эми Вельборн (автор также романа «Расшифровывая Марию Магдалину». Правда, легенды и ложь) пишет:
Давайте быстро просмотрим то, что говорит нам Дэн Браун о Марии Магдалине. По Брауну это была еврейская женщина из племени Бениамина, которая вышла замуж за Иисуса и родила от Него сына. Иисус попытался отдать Церковь в ее руки, эта Церковь должна была вернуть «женскую божественность» человеческой жизни и общему сознанию. После распятия Иисуса, Мария Магдалина ушла в еврейскую общину Прованса, где она и ее дочь Сара нашли убежище. Ее живот это «Святой Грааль». Ее кости покоятся под пирамидой из стекла у входа в Лувр. Сионский Приорат и Рыцари Тамплиеры посвятили себя защите ее истории и ее праха. Приорат поклоняется ей «как Богине… и как Божественной Матери».
Имея в виду, что Евангелия упоминают Марию Магдалину в немногих случаях, тогда откуда происходят эти идеи? Ответ находится как раз в самом романе, когда Тэабинг, «наш выдающийся эрудит» показывает свою библиотеку. И цитирует: Откровения Тамплиеров и Священная загадка (два труда педантичной псевдоистории и теории заговора), The Goddes in the Gospels (Богини в евангелия) и The Woman With the Alabaster Jar, роман Маргарет Страберд, которая, среди прочих средств, применяет нумерологию – сумма цифр ее имени – чтобы прийти к выводу, что Мария Магдалина была почитаема как богиня в примитивном христианстве.
Хорошо; выявим некоторые моменты, чтобы поразмышлять о том, что нам сказали в этом романе: что Евангелия нельзя читать в буквальном смысле, и что ни на момент мы не должны верить, что они сообщают правду о тех происшествиях о которых рассказывают. Также роман повествует, что они передают методом кода, что первые христиане считали Марию Магдалину богиней.
Хорошо; если они считали ее богиней, почему они это не распространили? Зачем мучиться с этим добрым Иисусом распятым-воскресшим, когда они могли поклоняться Магдалине, если они этого желали?
Была ли Магдалина оклеветана Церковью?
Это приобретает большое значение в Коде да Винчи, где часто обращаются к личности Марии Магдалины, где она является проституткой, как часть злобного заговора организованного Церковью, чтобы воспрепятствовать любому подозрению, или даже исторической очевидности, о лидерстве Марии Магдалины в примитивном христианстве.
Два пункта: на первом месте, связь Марии Магдалины с проституцией распространилась в течение веков в западном христианизме (хотя в восточном нет). Тем не менее, нет доказательств того, что это было – как утверждает Браун и его источники, – из злобы, из женоненавистничества, или из страха к власти женщин.
Браун настойчиво намекает, что Мария Магдалина была маргиналом и была одержимой традиционным христианизмом, и изобразил ее как женщину распущенную, проститутку, и т.д.; с намерением, как предполагается, понизить ее значительность.
Как почти все, что мы находим в Брауне, это не только ошибочно… это просто напросто нелепость.
Христианизм, как восточный, так и западный, воздавал почести Марии Магдалине как святой. Христиане давали ее имя церквям, молились перед ее могилой, где предполагается, что хранится ее прах, и приписывают ей чудеса. Разве это можно называть клеветой?
А что касается темы проституции, даже те, кто ассоциируют Марию Магдалину с «женщиной… которая была грешницей» от Луки (7, 37) не углубляются в ее грехи после ее раскаяния. Христианизм не делает упор на грехах после раскаяния. Это результат веры в Иисуса. Нет; Мария Магдалина вспоминается главным образом благодаря ее роли свидетеля воскресения Иисуса.
До Возрождения, образы Марии Магдалины были достаточно спокойными. Только с тех пор мы находим ее раскаявшейся, неряшливой, полураздетой и с распущенными волосами. Мастера Возрождения показывали растущий интерес к более натуралистической и человеческой форме изображения, и самым неприкрытым способом выражения эмоций. Эти образы Марии Магдалины имеют больше общего с видением художников, чем с тем, что Церковь говорила о ней.
Партия Магдалины
Исследователь Джейн Шаберг и другие современные эксперты феминистки как Карен Кинг, использовали выдающуюся роль Марии Магдалины в некоторых гностических текстах II века в дальнейшем, чтобы дать понять о существовании борьбы между партиями Петра и Марии Магдалины внутри христианизма.
Сейчас давайте посмотрим логические неувязки, которые отсюда вытекают, так как они выражены в романе. Если партия Петра – которую мы можем принять за победившую, согласно тому, о чем неоднократно говорит Браун в своем романе – была так могущественна для того, чтобы понизить важность Марии, зачем тогда нужно было выделить ее первостепенную роль в рассказах о воскрешении, а также как первого человека, который получил Благую Весть?
Браун раньше сказал нам, что до того как Константин доведет до конца свой отвратительный подвиг в 325 н.э., христиане тех мест считали Иисуса «смертным человеком». В этом случае, кто именно участвовал в партии Петра? Предположительно это были «победители», что означает, что они должны были верить в божественность Иисуса, потому что это и есть учение которое победило. Но, если не была выдумана божественность Иисуса до 325 н.э., где же они были все это время?
Есть доказательства того, что часть христиан боролась за превосходство против партии Магдалины, и снизили ее значение в течение этого процесса?
Нет. Речь идет о чистой спекуляции основанной на чтении, идеологически мотивированном, текстов датированных по меньшей мере сто лет спустя после жизни Иисуса. Так это сделали некоторые гностические-христианские секты, которые появились в конце II века и которые приписывали Марии Магдалине главенствующую роль. В отрывках гностических текстов I века нет данных, которые указывают на близость между Иисусом и Марией Магдалиной, и нет теологических аргументов, которые поддерживают их версию христианизма и которые бы занижали роль Петра и апостолов.
Супруга Христа?
Код да Винчи говорит, что Иисус женился на Марии Магдалине и что это «исторически зафиксировано». В Обмане да Винчи (Ed. Palabra, 2006), Марк Шеа и Эдвард Сри говорят:
Среди тысяч страницнаписанных первыми христианами не появляется ни одного текста, который бы говорил о том, что Иисус был женат на Марии Магдалине. Это нет и в Евангелиях Нового Завета, ни в письмах святого Павла, ни у Отцов Церкви. И даже в гностических евангелиях!
Все доказательства указывают в обратном направлении: что Иисус не женился никогда. Например, если бы у Иисуса была бы жена, наверняка у Евангелий было бы много поводов, чтобы поговорить об этом. Хотя они часто упоминают Его родственников (Его отца, Его мать, Его двоюродных братьев), но никогда не говорят о жене. Это было бы очень странно если бы Иисус действительно был женат.
Кроме того, Новый Завет никогда не упоминает Марию Магдалину как «жену Иисуса». Женщины в Евангелиях часто связаны с важными мужчинами, которые находятся рядом с ними, когда эти мужчины существуют в их жизнях. Примечательно, что имя Марии Магдалины обычно связывается с другими женщинами, которые связаны с известными мужчинами, как «Мария (Мать) Иисуса» и «Мария Клеопова» (жена Клеопа) (Ин 19, 25) и «Иоанна, жена Хузы» (Лк 8, 3). Но то, что выделяет Марию Магдалину, это то, что ее имя обычно связывается с местом ее рождения, Магдала, но никогда с мужчиной. Эта маленькая деталь говорит обо всем. Указывает на то, что Мария Магдалина не была замужем, и тем более за Иисусом Христом.
opusdei.org
Желание заглянуть в прошлое не менее интересно людям, чем знать, что их ждёт в будущем. И современные технологии в этом деле всегда спешат на подмогу!
Ну, вот только недавно антропологи шокировали нас, показав, как на самом деле выглядели исторические персонажи после реконструкции их облика, а уже сегодня они буквально … посягнули на святое, ведь новым вызовом докопаться до истины стали останки, которые принадлежали самой Марии Магдалине!
Примечательно, что Мария Магдалина – один из немногих библейских персонажей, место погребения которой известно. Оно было обнаружено ещё в 1280 году, монахами во время строительства доминиканского монастыря в Сент-Боме, что на юге Франции по настоянию короля Карла II Неаполитанского.
Тогда в мраморном саркофаге они увидели не только мощи, но и записку, гласившую: «Вот тело благословенной Марии Магдалины». Благодаря сопроводительному тексту было выяснено, что останки оказались здесь из-за опасения утратить их после нашествия сарацинов. А до этого они покоились в другой гробнице, в которую Мария Магдалина была помещена сразу после ухода в мир иной.
С тех пор и по сегодняшний день местонахождение мощей считается церковь Сен-Максимен-ла-Сент-Бом в Провансе, где, в частности, хранится череп Марии Магдалины.
Разрешение его исследовать получили профессор антропологии Версальского университета Филипп Шарлье и судебно-медицинский художник Филипп Фрош, которые, правда, как и все учёные, оставили за собой право сомневаться в истинности находки, но больше всего желая вывести её из тени анонимности.
Так вот, обойдя стеклянный корпус, Шарлье и Фрош сделали более 500 снимков черепа под разными углами. На основе этих фотографий они смогли создать трехмерную компьютерную модель лица, которая показала такие характеристики, как размер черепа, форму скул и структуру лицевых костей. Форму носа и другие признаки определили исходя из возраста, пола и этнической принадлежности черепа. Фотографии волос подтвердили, что у женщины они были тёмно-каштанового цвета, а тон кожи определился на основе тонов, характерных для средиземноморских женщин. Самое главное – исследования показали, что Мария Магдалина умерла в возрасте 50 лет.
По словам Фроша, весь процесс реконструкции был разработан на основе судебных методов, которые используются ФБР для расследования преступлений. Сегодня ученые надеются, что им позволят провести ДНК-тесты на останках, чтобы определить географическое происхождение и восстановить тело целиком, взяв за основу бедренную и реберную кости.
Напомним, что тайна личности Марии Магдалины и по сей день является предметом спора.
Согласно евангельскому тексту православная церковь считает её исключительно как мироносицу, излеченную от семи бесов, которая следовала за Христом, присутствовала при Его Распятии и была первой из людей, удостоившейся явления Воскресшего Иисуса. В католической церкви Марию Магдалину отождествляют с образом кающейся блудницы. Ну и по третьей (апокрифической) версии её называют тайной женой Иисуса Христа.
По материалам: National Geographicwomanadvice.ru
Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.
Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.
Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.
Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.
В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.
Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.
Тяжелый камень был привален к двери гроба.
По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: “Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”. Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. “Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” (Ин.20:1-10).
Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. “Женщина, почему ты плачешь?” – спрашивают они.
“Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
“Женщина, почему ты плачешь? – говорит ей Иисус. – Кого ищешь?”
Она, думая, что это садовник, говорит Ему: “Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его”.
“Мария!” – вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.
“Учитель!” – воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.
Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”.
Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.
“Я видела Господа! Он говорил со мной!” – с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.
“Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…” – это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:
“Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;
Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая”.
По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: “Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой проповедью она обошла всю Италию.
Читайте также – Жены-мироносицы: Они не искали земной победы Христа
Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: “Христос Воскрес!” При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.
Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.
Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая “много трудилась для нас”.
Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.
В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.
“Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;
Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;
Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.
Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая”.
День памяти Святой Марии Магдалины – 22 июля (4 августа).
Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.
Читайте также:
www.pravmir.ru