Где ставить иконы в квартире


Как устроить домашний иконостас

По благословению Епископа Тихвинского Константина

Алексеев Сергей Владимирович

В дому своем всякому христианину …святыя и честныя образы написанныя на иконах по существу ставити на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светилники, в них же и свещи пред святыми образы вжигаются на всяком славословии Божии… А к святым образом касатися достойным в чисте совести… А образы святым поставляются иже в начале по чину, свято почитаети суть имяны преж реченными. В молитвах и во бдениих, и в поклонех и во всяком славословии Божий всегда почитати их…

Инок Спиридон (Сильвестр) ДОМОСТРОЙ

XVI в.

Иконописец, завершая икону, надписывает имя Того, чей Лик явлен на иконной доске. Происходит соединение слова и изображения, имени и образа – рождается Икона.

Количество и качество – категории разные. Наивно полагать, что чем больше Священных изображений в доме православного христианина, тем благочестивее его жизнь. Несистематизированное, занимающее значительную часть жилого пространства собрание икон, репродукций, настенных церковных календарей, зачастую может оказать совершенно противоположное воздействие на духовную жизнь человека.

Во-первых, необдуманное собирательство может превратиться в пустое коллекционирование, где о молитвенном предназначении иконы нет и речи.

Во-вторых (и это главное), в таком случае происходит искажение понятия дома как жилища, как материальной основы православной семьи.

«Дом мой домом молитвы наречется» (Мф. 21:13) – это о храме, который создан для молитвы и совершения Таинств.

Дом же является продолжением храма, не более; дом – это прежде всего семейный очаг; в доме звучит молитва, но молитва келейная; в доме существует Церковь, но Церковь малая, домашняя, семейная. Принцип иерархичности (то есть подчиненности низшего высшему), отражающий Небесную гармонию и упорядоченность, присутствует и в жизни земной. Поэтому недопустимо смешение онтологически разных понятий храма и дома.

Тем не менее, иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах.

В прошлом в каждой православной семье, и крестьянской, и городской, на самом видном месте жилища обязательно имелась полочка с иконами, или целый домашний иконостас. Место, где размещались иконы называли передний угол, красный угол, святой угол, божница, киот или кивот.

Для православного христианина икона – это не только изображение Господа Иисуса Христа, Божией Матери, святых и событий из Священной и Церковной истории. Икона – изображение священное, то есть отделенное от реалий быта, не смешивающееся с обыденной жизнью и предназначенное только для богообщения. Поэтому главное предназначение иконы – молитвенное. Икона – это окно из мира горнего в наш мир – мир дольний; это откровение Божие в линиях и красках.

Таким образом, икона – не просто семейная реликвия, передающаяся из поколения в поколение, а святыня; святыня, которая объединяет всех членов семьи во время совместной молитвы, ибо совместная молитва возможна только в том случае, когда прощены друг другу взаимные обиды и достигнуто полное единение людей, предстоящих перед иконой.

Конечно, в настоящее время, когда место иконы в доме занял телевизор – своеобразное окно в пестрый мир человеческих страстей, во многом были утеряны и традиции совместной домашней молитвы, и смысл семейной иконы, и осознание своей семьи как малой Церкви.

Поэтому у православного христианина, живущего в современной городской квартире, нередко возникают вопросы: какие иконы необходимо иметь в доме? Как правильно их разместить? Можно ли использовать репродукции с икон? Что делать со старыми, пришедшими в состояние ветхости иконами?

На какие-то из этих вопросов следует дать только однозначный ответ; отвечая на другие, можно обойтись и без каких-либо строгих рекомендаций.

Итак, где разместить иконы?

В свободном и доступном месте.

Лаконичность такого ответа вызвана не отсутствием канонических требований, а реалиями жизни.

Конечно, иконы желательно помещать на восточной стене комнаты, потому что восток как богословское понятие имеет особое значение в Православии.

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2:8).

Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога (Вар. 4:36).

И поднял меня дух, и привел меня к восточным воротам дома Господня, которые обращены к востоку (Иез. 11:1).

…ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:27).

Но как поступить, если дом сориентирован так, что на востоке находятся окна или двери? В таком случае можно использовать южную, северную или западную стены жилища.

Главное, чтобы перед иконами было достаточно свободного пространства, и молящиеся не чувствовали бы тесноты при совместной молитве. А для книг, необходимых во время молитвы, удобно использовать складной переносной аналой.

Выбирая место для домашнего иконостаса необходимо избегать близкого соседства икон с телевизором, магнитофоном и другой бытовой техникой. Технические приборы принадлежат нашему времени, они сиюминутны, их предназначение не соответствует предназначению священных изображений и соединять их вместе, по возможности, не следует.

Правда, здесь могут быть исключения. Например, в редакционных отделах православных издательств вполне допустимо соседство иконы и компьютера. А если автор или сотрудник работает на дому, то икона, помещенная возле компьютера, служит подтверждением того, что эта техника используется для распространения Благой Вести, что этот, созданный руками людей инструмент служит проводником Божией воли.

Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства светского характера: статуэтками, панно из различных материалов и т. п.

Неуместно помещать икону на книжную полку по соседству с книгами, содержание которых или не имеет ничего общего с православными истинами, или даже противоположно христианской проповеди любви и милосердия.

Совершенно недопустимо соседство икон с плакатами или настенными календарями, на которых напечатаны фотографии кумиров века нынешнего – рок-музыкантов, спортсменов или политических деятелей. Это не только низводит значение почитания священных изображений до неприемлемого уровня, но и ставит святые иконы в один ряд с идолами современного мира.

О том, как отражается подобное отношение к святыне на духовном состоянии семьи показывает пример из практики священника Сергия Николаева, автора брошюры «Иконы в нашем доме»:

«В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, было «нехорошо». Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем, я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что «нехорошо» в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же» (Священник Сергий Николаев. Иконы в нашем доме. М. 1997, сс.7-8).

…воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его (1Пар. 16:29) – так говорится в Священном Писании о должном отношении к святыне, посвященной Господу.

Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельно висящие иконы, часто, согласно традиции, обрамляют полотенцами.

Традиция эта восходит к древности и имеет богословское обоснование.

Согласно Преданию, прижизненное изображение Спасителя возникло чудесным образом для оказания помощи страждущему человеку: Христос, умыв лицо, отерся чистым платком (убрусом), на котором отобразился Его Лик, и отослал этот плат больному проказой малоазийскому царю Авгарю в город Едессу. Исцелившийся правитель и его подданные приняли христианство, а Нерукотворенный Образ был прибит на «доску негниющю» и помещен над городскими вратами.

День, когда Церковь вспоминает перенесение в 944 году из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Спасителя (29 августа по новому стилю), в народе раньше назывался «холщовым» или «полотняным Спасом», а в некоторых местах в этот праздник освящали домотканные полотна и полотенца.

Полотенца эти были украшены богатой вышивкой и предназначались именно для божницы. Также иконы обрамляли полотенцами, которыми хозяева дома пользовались во время водосвятных молебнов и венчания. Так, например, после водосвятного молебна, когда священник обильно кропил молящихся святой водой, люди отирали лица особыми полотенцами, которые и помещали затем в красный угол.

После празднования Входа Господня в Иерусалим, возле икон помещают веточки освященной в церкви вербы, которые по традиции хранят до следующего Вербного воскресения.

В День Святой Троицы или Пятидесятницы принято украшать жилище и иконы веточками березы, которые символизируют Церковь процветшую, несущую благодатную силу Святого Духа.

Не должно быть между иконами картин или репродукций картин.

Картина, даже если она имеет религиозное содержание, как, например «Явление Христа народу» Александра Иванова или «Сикстинская мадонна» Рафаэля – это не каноническая икона.

В чем же разница между православной иконой и картиной?

Картина представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, который является своеобразной формой передачи собственного мироощущения. Мироощущение же, в свою очередь, зависит от объективных причин: конкретной исторической ситуации, политической системы, господствующих в обществе моральных норм и жизненных принципов.

Икона, как мы уже упоминали, – это откровение Божие, высказанное языком линий и красок. Откровение, которое дано и всей Церкви, и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца – мировоззрение Церкви. Икона – вне времени, вне господствующих вкусов, она – символ инобытия в нашем мире.

Картине присуща ярко выраженная индивидуальность автора, своеобразная живописная манера, специфические приемы композиции, характерное цветовое решение.

Авторство иконописца намеренно скрывается, так как икона – творение соборное; иконописание – не самовыражение, а служение и аскетическое делание.

Картина должна быть эмоциональна, так как искусство – форма познания и отражения окружающего мира через чувства; картина принадлежит миру душевному.

Кисть иконописца бесстрастна: личные эмоции не должны иметь места. В литургической жизни Церкви икона, как и манера чтения молитв псаломщиком, лишена внешних эмоций. Сопереживание произносимым словам и восприятие иконографических символов происходят на духовном уровне.

Картина – средство для общения с автором, с его идеями и переживаниями, которые могут быть сугубо индивидуальными или выражать характерные умонастроения своего времени.

Икона – средство для общения с Богом и святыми Его.

Иногда среди икон в красном углу можно встретить фотографии или репродукции фотографий священников, старцев, людей праведной, богоугодной жизни. Допустимо ли это? Если строго следовать каноническим требованиям, то, конечно же, нет. Не следует смешивать иконописные изображения святых и фотопортреты.

Икона возвещает нам о святом в его прославленном, преображенном состоянии, тогда как фотография, пусть даже человека впоследствии прославленного как святого, показывает конкретный момент его земной жизни, отдельную ступень восхождения к горним высотам духа.

Подобные фотографии конечно нужны в доме, но размещать их следует в стороне от икон.

Раньше, наряду с молельными иконами – священными изображениями, в домах, особенно крестьянских, имелись и благочестивые изображения: литографии храмов, виды Святой земли, а также лубочные картинки, которые в наивной, но яркой, образной форме, повествовали о предметах серьезных.

В настоящее время появились разнообразные настенные церковные календари с репродукциями икон. Относиться к ним следует как к удобной для православного христианина форме печатной продукции, так как в подобных календарях содержатся необходимые указания по поводу праздничных и постных дней.

А вот саму репродукцию по окончании года можно наклеить на твердую основу, освятить в церкви по чину благословения иконы и поместить в домашний иконостас.

Какие иконы иметь дома?

Обязательно нужно иметь икону Спасителя и икону Божией Матери.

Изображения Господа Иисуса Христа как свидетельства Боговоплощения и Спасения рода человеческого и Богородицы как самой совершенной из земных людей, удостоившейся полного обожения и почитаемой как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим (Хвалебная песнь Пресвятой Богородице) – необходимы для дома, где живут православные христиане.

Из образов Спасителя, для домашней молитвы обычно выбирают поясное изображение Господа Вседержителя.

Характерной особенностью этого иконографического типа является изображение благословляющей руки Господа и раскрытой или закрытой книги.

Богословское значение этого образа в том, что Господь предстает здесь как Промыслитель о мире, как Вершитель судеб этого мира, Податель истины, к которому с верой и надеждой устремлены взоры людские. Поэтому изображениям Господа Вседержителя или, по-гречески, Пантократора всегда отводят значительное место и в росписи храма, и на переносных иконах, и, конечно, в доме.

Из богородичной иконографии чаще всего выбирают иконы типа «Умиление» и «Одигитрия».

Иконографический тип «Умиление» или, по-гречески, Елеуса, восходит, по преданию, к святому апостолу и евангелисту Луке. Именно он считается автором изображений, списки с которых впоследствии распространились по всему православному миру.

Характерной особенностью этой иконографии является соприкосновение ликов Спасителя и Богородицы, которое символизирует соединенность небесного и земного, особые взаимоотношения Творца и Его творения, выраженные такой бесконечной любовью Создателя к людям, что Он отдает Сына Своего на заклание во искупление грехов человеческих. Из икон типа «Умиление» наиболее распространены:

  • Владимирская икона Божией Матери,
  • Донская икона Божией Матери,
  • икона «Взыграние младенца»,
  • икона «Взыскание погибших»,
  • икона «Достойно есть»,
  • Игоревская икона Божией Матери,
  • Касперовская икона Божией Матери,
  • Корсунская икона Божией Матери,
  • Почаевская икона Божией Матери,
  • Толгская икона Божией Матери,
  • Феодоровская икона Божией Матери,
  • Ярославская икона Божией Матери.

«Одигитрия» в переводе с греческого означает «Путеводительница». Путь истинный – путь ко Христу. На иконах типа «Одигитрия» об этом свидетельствует жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа. Среди чудотворных икон этого типа наиболее известными являются:

  • Влахернская икона Божией Матери,
  • Грузинская икона Божией Матери,
  • Иверская икона Божией Матери,
  • икона «Троеручица»,
  • икона «Скоропослушница»,
  • Казанская икона Божией Матери,
  • Козельщинская икона Божией Матери,
  • Смоленская икона Божией Матери,
  • Тихвинская икона Божией Матери,
  • Ченстоховская икона Божией Матери.

Конечно, если праздничными датами для семьи являются дни чествования каких-либо икон Спасителя или Божией Матери, например Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа или иконы Божией Матери «Знамение», то хорошо иметь в доме именно эти иконы, также как и образы святых, имена которых носят члены семьи.

Для тех, кто имеет возможность разместить в доме большее количество икон, можно дополнить свой иконостас изображениями почитаемых местных святых и, конечно, великих святых земли Российской.

В традициях русского православия укрепилось особое почитание святителя Николая Чудотворца, иконы которого имеются почти в каждой православной семье. Следует отметить, что наряду с иконами Спасителя и Божией Матери образ Николая Чудотворца всегда занимал центральное место в доме православного христианина. В народе святитель Николай почитается как святой, наделенный особой благодатию. Во многом это связано с тем, что по церковному уставу каждый четверг седмицы, наряду со святыми апостолами, церковь возносит молитвы и святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу.

Среди изображений святых пророков Божиих можно выделить Илию, среди апостолов – первоверховных Петра и Павла.

Из изображений мучеников за веру Христову наиболее часто встречаются иконы святого великомученика Георгия Победоносца, а также святого великомученика и целителя Пантелеймона.

Для полноты и завершенности домашнего иконостаса желательно иметь изображения святых Евангелистов, святого Иоанна Предтечи, архангелов Гавриила и Михаила и иконы праздников.

Выбор икон для дома всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь является священник – духовник семьи и именно к нему, или любому другому священнослужителю стоит обратиться за советом.

По поводу репродукций икон и цветных фотографий с них можно сказать, что иногда разумнее иметь хорошую репродукцию, чем икону писаную, но плохого качества.

Отношение иконописца к своему труду должно быть крайне требовательным. Как священник не имеет права совершать литургию без должной подготовки, так и иконописец должен со всей полнотой ответственности подходить к своему служению. К сожалению, и в прошлом, и сейчас нередко можно встретить вульгарные поделки, которые не имеют ничего общего с иконой. Поэтому, если изображение не вызывает чувства внутреннего благоговения и ощущения соприкосновения со святыней, если оно сомнительно по богословскому содержанию и непрофессионально по технике выполнения, то лучше воздержаться от такого приобретения.

А репродукции канонических икон, наклеенные на твердую основу и освященные в церкви, займут достойное место в домашнем иконостасе.

Часто возникает сугубо практический вопрос: Как наклеить бумажную репродукцию, не повредив ее?

Здесь можно дать несколько полезных советов.

Если репродукция выполнена на плотной бумаге или картоне, то для наклеивания ее на твердую основу – доску или многослойную фанеру – желательно пользоваться клеем, который не содержит воду и, соответственно, не деформирует бумагу, например, клеем «Момент». Если репродукция на тонкой бумаге, то можно использовать клей ПВА, но в этом случае бумагу следует смочить водой, подождать, пока вода впитается, а бумага потеряет упругость, и только потом уже наносить клей.

Прижимать репродукцию к основе нужно через чистый лист бумаги, чтобы не запачкать изображение.

После наклеивания, репродукцию можно покрыть тонким слоем олифы или лака, но делать это следует с осторожностью, так как некоторые лаки разрушают типографские краски. Следует учесть, что типографские краски имеют свойство выцветать под активным воздействием прямых солнечных лучей, поэтому, сделанную вашими руками и освященную в Церкви икону нужно оберегать от их воздействия.

Как разместить иконы, в какой последовательности? Есть ли на этот счет строгие уставные требования?

В церкви – да. Для домашней же божницы можно ограничиться лишь некоторыми основными правилами.

Например, если иконы развешены бессистемно, несимметрично, без продуманной композиции, то это вызывает постоянное чувство неудовлетворенности их размещением, желанием все изменить, что очень часто отвлекает от молитвы.

Также необходимо помнить и о принципе иерархии: не помещать, к примеру, икону местночтимого святого над иконой Святой Троицы, Спасителя, Божией Матери, апостолов.

Икона Спасителя должна быть справа от предстоящего, а Божией Матери – слева (как в классическом иконостасе).

При подборе икон следите за тем, чтобы они были единообразны по художественной манере исполнения, старайтесь не допускать многообразия стилей.

Что делать, если в семье есть особо почитаемая, передающаяся по наследству икона, но написана она не вполне канонически или имеет некоторые потери красочного слоя?

Если недостатки изображения не имеют серьезных искажений образа Господа, Божией Матери или святого, такую икону можно сделать центром домашнего иконостаса или, если позволяет место, поместить на аналое под божницей, потому что такой образ – святыня для всех членов семьи.

Одним из показателей уровня духовного развития православного христианина служит его отношение к святыне.

Каким должно быть отношение к святыне?

Святость как одно из свойств Божиих (Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3) отражается и в угодниках Божиих и в физических предметах. Поэтому почитание святых людей, священных предметов и изображений, а также собственное стремление к подлинному Богообщению и преображению – явления одного порядка.

Будьте передо Мною святы, ибо Я свят Господь… (Лев. 20:26)

По тому, как относятся члены семьи к иконе, перед которой возносили молитвы ко Господу их прадедушки и прабабушки, можно судить и о степени воцерковления людей, и о их благочестии.

Почитание родовой иконы всегда было особым. После крещения, младенца подносили к иконе и священник, или хозяин дома читал молитвы. Иконой родители благословляли детей на учебу, на дальнюю поездку, на общественное служение. Давая согласие на свадьбу, родители также благословляли новобрачных иконой. И уход человека из жизни совершался под образами.

Известное выражение «разошелся, хоть святых выноси» – свидетельство совестливого отношения к иконам. Перед изображениями святых недопустимы ссоры, недостойное поведение или бытовые скандалы.

Но бережное и благоговейное отношение к иконе у православного христианина не должно перерастать в недопустимые формы поклонения. Воспитывать правильное почитание священных изображений нужно с самого раннего возраста. Всегда необходимо помнить о том, что икона это изображение, священное, но все же только изображение. И нельзя путать такие понятия как образ – само изображение, и первообраз – того, кто изображен.

К чему может привести искаженный, неправославный взгляд на почитание святых икон?

К искажению духовной жизни, как отдельного человека, так и к разладу внутри Церкви. Пример тому – ересь иконоборцев, возникшая в VII веке.

Поводами для возникновения этой ереси послужили серьезные богословские споры о возможности и правомочности изображения Второго Лица Пресвятой Троицы – Бога Слова во плоти. Также поводом послужили политические интересы некоторых византийских императоров, стремившихся к союзу с сильными арабскими государствами, и пытавшихся упразднить иконопочитание в угоду мусульманам – противникам святых икон.

Но не только это. Одним из поводов для распространения ереси послужили и крайне уродливые, граничащие с идолопоклонством, формы почитания священных изображений, бытовавшие в церковной жизни того времени. Не чувствуя разницы между образом и первообразом, верующие зачастую почитали не изображенное на иконе лицо, а сам предмет – доску и краски, что являлось профанацией иконопочитания и смыкалось с самыми низкими видами язычества. Несомненно, это служило соблазном для множества христиан и приводило к пагубным последствиям для их духовной жизни.

Потому и возникли в среде интеллектуальной элиты того времени тенденции к отказу от подобных форм почитания священных изображений. Противники такого иконопочитания предпочитали вовсе отказаться от него, чтобы сохранить чистоту Православия и «уберечь» по их мнению, малосведущую часть христиан от пагубы язычества.

Конечно, подобные воззрения противников искаженного иконопочитания таили в себе серьезную опасность: ставилась под сомнение сама истинность Боговоплощения, так как само существование иконы основано на реальности воплощения Бога Слова.

Отцы VII Вселенского собора, осудившие ересь иконоборцев, учили: «…и чествовати их (иконы) лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению Честнаго и Животворящего Креста и святому Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и поклоняющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие» (Книга Правил святых Апостол, святых Соборов вселенских и поместных, и Святых Отец. М., 1893, с. 5-6 ).

Домашний иконостас желательно увенчать крестом; кресты также помещают на косяках дверей.

Крест – святыня для православного христианина. Это символ спасения всего человечества от вечной смерти. 73-е Правило Трульского собора, состоявшегося в 691 году, свидетельствует о значении почитания изображений святого креста: «Поелику животворящий крест показал нам спасение, то надлежит прилагать всякое попечение о том, чтобы отдать должное почтение тому, посредством чего мы спасены от древнего падения…» (Цит. по: Зэндлер Э. Генезис и богословие иконы. Журнал «Символ», №18, Париж, 1987, с. 27).

Во время молитвы перед иконами хорошо затеплить лампадку, а в праздники и воскресенья пусть она горит и в течение дня.

В многокомнатных городских квартирах иконостас для общей семейной молитвы размещают, как правило, в большей из комнат, в других же необходимо поместить хотя бы одну икону.

Если православная семья трапезничает в кухне, то и там нужна икона для молитвы до и после трапезы. Разумнее всего в кухне поместить икону Спасителя, так как благодарственная молитва после еды обращена к Нему: «Благодарим Тебя, Христе, Боже наш…».

И последнее.

Что делать, если икона пришла в состояние негодности и не подлежит реставрации?

Такую икону, даже если она не освящена, ни в коем случае нельзя просто выбрасывать: к святыне, пусть даже потерявшей свой изначальный вид, всегда нужно относиться с благоговением.

Раньше с ветхими иконами поступали следующим образом: до какого-то определенного состояния старую икону хранили в божнице позади других икон, а если краски с иконы совершенно стирались от времени, то ее пускали по течению реки.

В наше время этого делать, конечно, не стоит; обветшавшую икону необходимо отнести в церковь, где ее сожгут в церковной печи. Если такой возможности нет, то икону следует сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое не будет осквернено: например, на кладбище или под деревом в саду.

Нужно помнить: если порча иконы произошла из-за небрежного ее хранения – это грех, который нужно исповедовать.

Лики, смотрящие на нас с икон, принадлежат вечности; глядя на них, вознося им молитву, испрашивая их заступничества, мы – жители мира дольнего – всегда должны помнить о нашем Творце и Спасителе; о Его вечном призыве к покаянию, к самосовершенствованию и обожению каждой души человеческой.

Глазами Своих святых взирает на нас Господь с икон, свидетельствуя, что все возможно для человека, ходящего путями Его.

Приложение

Схема высокого иконостаса

1 – Царские врата (а – «Благовещение», б, в, г, д – евангелисты); 2 – «Тайная вечеря»; 3 – икона Спасителя; 4 – икона Богоматери; 5 – северные врата; 6 – Южные врата; 7 – икона местного ряда;

8 – храмовая икона;

I – праотеческий ряд; II – пророческий ряд; III – праздничный ряд; IV – деисусный чин.

Иконостас

Если алтарь – часть храма, где совершается величайшее Таинство пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову, сравнивать с миром горним, то иконостас, лики которого смотрят на молящихся, является образным – в линиях и красках – выражением этого мира. Высокий иконостас, которого не знала церковь византийская, окончательно сформировавшийся в русской церкви к XVI веку, послужил не столько зримому отображению основных событий всей Священной истории, сколько воплотил идею единения двух миров – небесного и земного, выразил стремление человека к Богу, и Бога к человеку.

Классический русский высокий иконостас состоит из пяти ярусов или рядов, или, по-другому, чинов.

Первый – праотеческий, располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого. Икона «Гостеприимство Авраама» (или «Явление Аврааму у дуба Мамврийского»), которая также помещается в центре праотеческого ряда, имеет другой богословский смысл – это договор, заключенный Богом с человеком.

Второй ряд – пророческий. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Третий – праздничный – ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

В следующем, местном ряду, расположены иконы Спасителя и Богоматери (по сторонам от Царских врат), далее на Северных и Южных вратах – изображения архангелов или святых диаконов. Храмовая икона – икона праздника или святого, в честь которого освящен храм, всегда находится справа от иконы Спасителя (для стоящего лицом к алтарю), сразу за Южными вратами. Над Царскими вратами помещают икону «Тайная вечеря», как символ таинства Евхаристии, а на самих вратах – «Благовещение» и изображения святых евангелистов. Иногда на Царских вратах изображают иконы Василия Великого и Иоанна Златоуста – создателей Божественной Литургии.

САТИСЪ Санкт-Петербург

2000

Page 2

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным и отсекает наше чувственное восприятие духовной реальности. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Любая икона глубоко символична. «Проще всего, – говорит митрополит Сурожский Антоний, – было бы так пояснить смысл символа: если мы человеку показываем отображение неба в воде, его первое движение будет не в том, чтобы вглядеться в это озеро, а в том, чтобы, отвернувшись от него, посмотреть ввысь. Это принцип символа: показывается нечто, что можно уловить чувствами, для того, чтобы указать на то, что можно познать только в самых глубинах человека и самым глубоким восприятием».

Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

Иконы требуются нашею природою… может ли природа наша обойтись без образа? Можно ли вспомнить об отсутствующем, не вообразив его? не Сам ли Бог дал нам способность воображения? Иконы – ответ Церкви на вопиющую потребность нашей природы. св. праведный Иоанн Кронштадтский

Что такое икона? Это явление святому человеку. Он это явление запечатлел как образ, а все последующие иконописцы могли делать только списки с этого образа. Вот этим икона отличается от картины. Картина – это авторское видение ситуации. А икона – это озарение, которое настигло святого, и он или сам написал икону, или руководил иконописцем. Ведь даже Моисей ничего не смог явить ‒ ни скинию, ни Ковчег Завета, пока Бог не показал ему Небесную Скинию. И Господь сказал ему: «Делай по образу небесному то, что тебе проучено». Икона – это образ, который указывает на Небесный Первообраз.  прот. Олег Стеняев

Page 3

Есть два понимания Церкви. Понимание Церкви как духовного организма, в который человек может входить только праведной жизнью. И другое – Церковь как внешняя организация, в которую он может вступить, приняв крещение. Не нужно путать эти понятия. прот. Константин Пархоменко

Принадлежность к Церкви не есть некое статическое состояние… Жизнь в Церкви осуществляется через участие в Евхаристическом собрании, без которого не может быть Церкви. протопресв. Н. Афанасьев

Большинство неразрешимых жизненных противоречий, несчастий, внутренних затруднений, о которых слышишь на исповеди, происходят оттого, что люди живут вне церкви, а искать разрешения своих трудностей приходят в церковь. Ни решимости переменить свою жизнь, ни даже мысли об этом – поэтому церковь бессильна им помочь. свящ. Александр Ельчанинов

…народ начинает потихоньку воцерковляться, но все-таки в массе своей он пока воспринимает Церковь как что-то отдельное от себя. Часто можно слышать, как многие даже крещеные люди говорят: «Ну что же Церковь не реагирует?» И приходится говорить: «Но ты тоже Церковь, давай реагируй». прот. Димитрий Смирнов

Церковь на земле выполняет исключительно одну, единственную задачу: Церковь спасает людей, соединяет их со Христом. Больше ничем Церковь не является. игумен Петр (Мещеринов)

Словами «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» Христос открыл нам, что Его Церковь будет всегда только та, которую Он создал чрез Своих Апостолов – Православная Церковь. Поэтому слово «Церковь» указано в единственном числе. И она будет существовать до скончания этого мира, если даже врата адовы не смогут одолеть её.

Page 4

Молитва есть беседа или разговор наш с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и все дается нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда что нам нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. Закон Божий

В основе христианства лежит не сумма каких-то отвлечённых знаний, но живой опыт общения с Богом как с Отцом Небесным. Молитва устанавливает именно эти отношения. Поэтому не молящегося христианина невозможно себе представить. Именно молитва позволяет почувствовать радость присутствия Бога в нашей жизни. Для молящегося человека Бог – не абстрактная идея, но знакомая и любимая личность, идущая с человеком по жизни. свящ. Константин Пархоменко

Молиться – это значит находиться в том особом внутреннем состоянии, когда духовное начало в человеке входит в таинственное и непосредственное соприкосновение с Богом и потусторонним невидимым миром. прот. А. Мень

Молитва — стержень духовной жизни.

Page 5

«Мы должны молиться так, как если бы всё зависело только от Бога, а действовать так, как если бы всё зависело от нас».  Фома Аквинский

Любовь – это цель. Борьба со страстями – это путь. Молитва – это движущая сила. прот. В. Свенцицкий.

Во время молитвы не нужно заниматься самовозбуждением. Не провоцировать в себе «религиозные переживания», не искать видений и чудес, держать в узде воображение. Если допустите образы, то начнёте молиться мечте.

Молитва – это труд. С другой стороны, молитва – это дар Божий. Однако дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и получает ответ на молитву, и благодать Святого Духа, утешающего молитвенника и укрепляющего его в молитвенном подвиге.  прот. Алексий Уминский

Немало есть и таких людей, которые хотели бы до молитвы получить непоколебимые и окончательные доказательства бытия Божия, с тем чтобы только после этого приступить к молитве: они не хотят «дышать», пока им не докажут существование воздуха; – отрекаются от света, пока не поймут его природы; – не желают музыки, пока им не выдумают теорию музыкального бытия. А между тем естествен и необходим обратный порядок: чтобы убедиться в существовании воздуха, необходимо дышать, и только дышащий человек может исследовать природу воздуха и найти его формулу; надо жить светом, чтобы постигнуть, что есть свет; надо внимать музыке, – долго, глубоко и самозабвенно, – чтобы иметь основание спросить себя, откуда эта дивная реальность и как осмыслить ее бытие? Иван Ильин

Page 6

Духовная жизнь есть познание Бога, общение с Ним, уподобление Ему.

Начало духовной жизни полагается в таинстве крещения. Целью духовной жизни является соединение с Богом (обожение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.

Четыре составляющие духовной жизни: участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах, и, прежде всего, Таинстве Евхаристии; индивидуальная молитва; чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным; доброделание.

В аскетическом плане духовная жизнь человека представляет собой борьбу со страстями ради стяжания добродетелей.

Духовная жизнь это не просто благочестие, не просто молитва, не просто даже подвиг или отреченность от мира. Она есть, в первую очередь, строгая упорядоченность в развитии. проф. Осипов А.И.

Духовный прогресс удостоверяется в конечном счете и наилучшим образом лишь одним: нашей способностью любить. Любить — в смысле чистого уважения, служения, бескорыстной привязанности, не требующей ответной платы; в смысле «симпатии», или «эмпатии», побуждающей нас забывать о себе, чтобы «со-чувствовать», «чувствовать в другом». Оливье Клеман

Page 7

Духовная жизнь христианина являет собой непрестанное искание соединения с Богом, стремление пребывания с Ним. Блаженная жизнь в соединении с Богом возможна только при уподоблении Ему. Уподобление Богу достигается через следование евангельским заповедям любви к Богу и ближнему. Но причем же здесь борьба? Что мешает человеку исполнить заповеди и соединиться со своим Создателем?Уподобиться Богу мешает «вторая» природа человека, образовавшаяся в результате грехопадения. Разлучившись с Богом, человек встал на гибельный путь развития собственных страстей. Навык к противоестественным страстям настолько укрепился в нем, что превратился в его «второе естество». Располагаясь внутри человеческой души, страстные навыки парализуют устремление человека к Богу. Действию страстей способствуют падшие духи, сообщающие человеческой душе страстные образы и мечтания, стремящиеся закрепить страсти.Важно помнить, что главными врагами христианина являются не другие люди, политический строй или обстоятельства жизни, а свое искаженное естество.

Борясь со страстями, подвижник стремиться спастись и достигнуть святости. На этом пути его подстерегает не только опасность падения в грех, но и еще большая опасность совершенного подчинения падшим духам, именуемая прелесть духовная.

При этом победа подвижника зависит не от одних человеческих усилий. Непрестанно взывая о поддержке к Источнику Святости, христианин обретает вышеестественную помощь от Самого Создателя, дарующего посредством Своей благодати исцеление от страстей, обновляющего человеческое естество, заменяющего «ветхого» страстного человека новым, преображенным благодатью Святого Духа.

azbyka.ru

Где должны стоять иконы в квартире, чтобы стать защитой дома

1001molitva.ru > Иконы > Где должны стоять иконы в квартире, чтобы стать защитой дома

Молитвы помогают пережить горе, болезни. После эпохи коммунизма многовековые знания людьми во многом утрачены и теперь вновь обратившиеся к вере нуждаются в знаниях. Образы святых предназначены не только для украшения жилище, их цель — оберегать и защищать. Для этого нужно знать, где должны стоять иконы в квартире.

Оглавление:

  • Для чего нужны иконы в доме
  • Лики святых в домашнем иконостасе
  • Полка со святыми образами на кухне
  • Ангел-хранитель в детской комнате
  • Как нельзя размещать лики святых

Для чего нужны иконы в доме

В бешеном ритме современной жизни не у всех есть время каждый день и даже каждую неделю посещать церковную службу. В защите и помощи Господней человек нуждается ежеминутно. Это возможно благодаря правильному размещению домашнего иконостаса для молитвы. Как правильно расположить иконы, имеет большее значение, чем их количество.

Размер изображения также не играет никакой роли. Для глубоко верующего человека лики святых — это материальное воплощение Божественного образа. Иконы сильно отличаются от фотографий и портретов. В них отображены умиротворенность, безмятежность, доброта, сочувствие, чистота к каждом мазке.

Лики святых в домашнем иконостасе

Икона — это окно в дом Божий, а божница — это место, где начинается и заканчивается день истинно верующего человека. В дома православного христианина обязательно должна быть икона Иисуса Христа и молитвенный крест. Остальные образа выбираются исходя из личных потребностей и желаний.

Как правильно выбрать место для красного угла в квартире, чтобы сохранить ауру и настроиться на молитву — нужная информация для каждого верующего человека. Если позволяет планировка, то желательно выделить юго-восточный угол в комнате, доступ должен быть свободным и не захламленным. Молиться принято лицом к восходящему солнцу. Важно знать, как правильно повесить иконы в квартире, соблюдая принятую иерархию:

  1. В центре всегда должна быть икона Спасителя. Выше ее может быть только крест и Святая Троица (Отца и Сына и Святого Духа).
  2. Справа разместить требуется лик Пресвятой Богородицы, затем немного в стороне расставить другие ее образа.
  3. Слева — обязательное святое изображение Иоанна Крестителя.

Особое внимание уделяется Семистрельному образу Богоматери. Считается, что если повесить ее над входной дверью, то она убережет от дурных намерений входящего в дом, защитит от ссор и скандалов. А напротив входа надо расположить Святую Троицу, чтобы очистить недобрые помыслы гостя.

Иконостас можно сделать из одной полки, приставного столика или просто повесить на стену. Украшать святой угол разрешается живыми цветами, рушниками, свечами и лампадами. А также желательно каждый лик ставить на праздничную салфетку. Прежде всего следует помнить, что самым главным в молитве является ее искренность и вера в Бога. Важно не только красиво оформить интерьер «переднего угла».

Полка со святыми образами на кухне

Полезным является размещение ликов святых на кухне. Молитва перед приемом пищи должна быть неотъемлемой частью жизни. Благодарность за еду и благополучие Господу Богу естественна для христианина. Следует позаботиться, чтобы на икону не попадала грязь и кухонный жир, лучше убрать ее за стекло в шкафчик или поставить на полочку на стене, которая находится напротив плиты. Можно разместить изображение Тайной вечери, что будет соответствовать тематике.

Ангел-хранитель в детской комнате

Когда в семье много детей или один — это всегда радость и благословенье. Икона Божьей Матери в изголовье над кроватью малыша в спальне защитит его сон, успокоит. Лик ангела-хранителя, чьим именем назван человек при крещении, всегда поможет в жизни. В зависимости от пола и возраста ребенка подойдут такие образы:

  1. Для девочки — лик Ксении Петербургской или Матроны Московской. Они помогают найти счастье, спастись от одиночества и удачно выйти замуж.
  2. Для мальчика — изображение Георгия Победоносца для защиты и придания храбрости. Икона Андрея Первозданного научит быть вежливым к старшим, способствует развитию ума. Образ Александра Невского будет покровительствовать спортсменам и военным.

Как нельзя размещать лики святых

Правильно сделать домашний иконостас, убрать неподходящие предметы из окружения — так должен поступать истинный христианин. Канонов, запрещающих вешать изображение святого напротив зеркала, нет, однако священники не рекомендуют это делать для того, чтобы не отвлекаться от молитвы. Чтобы сохранить силу образов, служители церкви не рекомендуют:

  1. Фото умерших и живых родных категорически нельзя ставить рядом со святыми образами.
  2. Литература, не имеющая отношения к церкви, также не должна находиться рядом.
  3. Телевизоры, компьютеры, соседство техники могут ослабить силу иконы.
  4. Не ставить под прямые солнечные лучи, на подоконник или напротив окна, чтобы не повредить святой образ.
  5. Не вешать на холодильники и другую бытовую технику, это испортит божественную энергетику.
  6. Размещение в ванных комнатах и туалетах приравнено к святотатству.

Мнения по поводу того, можно ли спать ногами к иконе, у служителей церкви бывают разными. Но, в общем, ничего плохого в этом нет, если сделано не ради кощунства. Это только даст лишний повод, глядя на лик святого, помолиться.

Сколько образов в доме, не имеет такого значения, как порядок их размещения. Намоленная десятилетиями икона, передающаяся от поколения к поколению — настоящая реликвия для семьи. Ее обязательно нужно беречь и бережно очищать от пыли. Где в доме должны располагаться иконы — очень серьезный вопрос, и подойти к нему следует тщательно. Душевное равновесие в семье во многом зависит от этого. Святой образ — не просто красивая картина, это лик человека, некогда жившего на земле и сохранившего преданность Богу. Всякая икона призвана направить на верный путь, настроить чувства на смирение и молитву.

Правильное расположение иконок дома

1001molitva.ru

Где расположить иконы в квартире правильно? Как разместить иконы в доме?

Икона не просто изображение святых – это символ веры, добра и чистоты. С давних времен, иконы находились не только в храмах и церквях, но и в домах людей. Мало кто знает, как правильно расположить иконы в доме или квартире, чтобы они служили оберегом их владельцев. Для верующих людей, присутствие Божьего лика играет огромную роль.

Как и в церкви, так и в доме, иконы должны занимать самое почетное место в помещении. В современном мире, расположению икон придается не большое значение и это не правильно. Ведь что может быть прекраснее после общения с Богом в церкви, ощутить его присутствие дома, почувствовать защищенность, обрести силу и веру в завтрашний день.

Место для размещения икон

Сила любой иконы – безмерна. Зачастую люди не обращают внимания на предметы, располагающиеся рядом с иконами, которые могут влиять на их силу. Многие вещи расположенные рядом с иконами, например фотографии, различные предметы интерьера несущие негативную энергию мешают раскрыться иконам с полной силой. Запрещается размещать иконы с предметами, не связанными с церковью, например с детективными книгами и прочими другими вещами. Правильно выбранное место для икон – это способ раскрыть силу иконы в полной мере и направить ее на защиту дома и его обитателей.

Уже многие века в доме существует место, которое предназначено специально для икон. Это угол комнаты, расположенный в восточном направлении. Раньше такому месту давалось название – « красный угол». На Руси существовала традиция: каждый пришедший в дом в первую очередь должен был поклониться иконе, ну а после уже можно было обратиться к хозяевам. Зачастую рядом с иконами располагался небольшой столик или полочка, на которой можно было увидеть свечи и святую воду. Рядом с иконами подвешивалась лампадка, в которой круглосуточно горел огонь, как символ почитания святых. Немало важную роль играло кадило, с которым подходили ко всем углам дома, тем самым изгоняя из помещения весь негатив.

В современных квартирах трудно будет создать «красный уголок», но без икон жилище верующего человека не должно обходиться. В современной квартире можно расположить икону сверху над входной дверью. Такое расположение послужит оберегом жилья от людей желающих зла владельцам жилья.

Немало значимым считается расположение икон в изголовье кровати, особенно важным это будет для маленьких детей. Расположенные лики святых в изголовье, помогут ребенку быть спокойным, не испытывать страхов и обеспечат защиту от дурных снов.

Иконы можно размещать и на кухне над обеденным столом. С помощью такого действия, ваши трапезы будут благословенны и полезны. На пользу домочадцев и гостей, пойдет прочтение молитвы перед каждым застольем.

Не правильное расположение икон

Не стоить располагать иконы рядом с электрическими приборами или розетками. Силы электрического тока невидимые человеческому глазу, могут отрицательно влиять на них и не позволять проявлять свою силу.

Категорически нельзя размещать иконы вблизи языческих сувениров, различных статуэток, для верующего человека это не может быть допустимо. Так, как недопустимо приравнивание святых икон с предметами, предназначенными для декора интерьера. Да и само размещение в жилье фигурок различных идолов может отрицательно сказываться на жизнедеятельности и здоровье людей живущих в таком помещении.

Расположение икон рядом с фотографиями или другими изображениями людей, не допустимо. Таким образом, молясь иконе, вы обожествляете рядом расположенное изображение.

Сам образ иконы должен быть написан верующим человеком. Такая икона будет приносить радость и благополучие в семью, защищая и оберегая ее от различных невзгод. Приобретать икону следует, зная ее историю. Иконы, подаренные не от всей души, могут приносить не пользу, а вред людям, у которых находятся.

Не стоит перегораживать иконы различными предметами, таким образом, происходит блокирование силы, способной защищать владельцев.

Правильное размещение икон

Иконы можно размещать в любых комнатах, кроме ванны и туалета. Размещение икон в комнатах, предназначенных для личной гигиены, является не целесообразным действием.

Главная цель в размещении иконы – это поставить или повесить ее так, чтобы лики святых были видны со всех сторон помещения.

Иконы должны висеть ровно и не быть перекошенными. Если планировка квартиры позволяет выделить угол, где могут расположиться иконы, приобретите специальные полочки, на которых можно будет расположить образа.

Располагаться иконы должны в таком порядке: в центре ставится икона Спасителя, с правой стороны икона Пресвятой Богородицы, а слева от нее Иоанна Крестителя. Далее можно ставить другие иконы. Выше иконы Спасителя, другие иконы не должны располагаться.

По соседству с иконами допустимо расположение распятия, святой воды, церковных свечей и ладана. Будет правильным перед прочтением молитв, зажигать перед образами церковную свечу и жечь ладан.

Чтобы иконы раскрыли свою силу, не забывайте читать перед ними молитвы с обращением к святым мученикам.

Правильное расположение икон в доме поможет избежать многочисленных жизненных проблем, станет оберегом для всей семьи и каждая молитва и просьба будет услышана.

nicstyle.ru

Где можно и нельзя размещать иконы в доме

местные вести

Многие традиции христианства уже стерлись из памяти, потерялись в веках. Пожилые люди еще помнят старые традиции, но более молодое поколение теряется и боится допустить ошибки, обращаясь в веру. Храмовые алтари располагают в восточной части церкви. Канонически и домашний иконостас также размещали в восточной части дома, возле окна. Однако нельзя путать дом с церковью. Дом - это продолжение храма, но в первую очередь - семейный очаг, поэтому «красный угол» можно располагать в любой части помещения. Единственное условие - перед «божницей» должно быть достаточно свободного места, чтобы все члены семьи могли собраться на молитву.

Где нельзя размещать иконы

Жестких правил, где можно, а где нельзя размещать иконы, нет. Поместить их можно в любом помещении дома: в гостиной, в детской и даже в кухне. Не воспрещается держать иконы и в спальне. Если брак супругов официально зарегистрирован, то в этом не будет никакого греха. Единственные места, где нельзя помещать иконы, это туалет и ванная. Если семья собирается за общим столом на кухне, стоит повесить там икону Спасителя, поскольку к нему обращена благодарственная молитва за хлеб насущный. Над входом в дом обычно вывешивается икона Покрова Святой Богородицы. Не следует размещать иконы и рядом с бытовой техникой, потому что молитва требует сосредоточенности, а эти предметы даже в выключенном состоянии могут по привычке привлекать к себе ваш взгляд, а, следовательно, и отвлекать вас. Не стоит размещать иконы там, где вы храните косметику, книги светского содержания, игрушки и статуэтки. Они не должны соседствовать с постерами с изображением певцов, артистов, спортсменов и других известных людей. Не должно быть рядом с иконами картин или репродукций, даже если они религиозного содержания, а также фотографий как ваших близких, так и праведных старцев.

Как правильно оформить иконостас

Лучше всего выделить для икон отдельное место в квартире и поместить их на полку или высокий столик. Если есть возможность, идеально расположить иконы в восточном углу квартиры или дома. Однако если такой возможности нет, в этом нет ничего страшного. Полочка с иконами должна находиться на уровне ваших глаз или чуть выше. Перед иконами ставят или вешают лампадку. Две центральные иконы, Спасителя и Божьей Матери, должны располагаться выше других икон. Хотя это не касается икон Святой Троицы и Тайной Вечери. Если стоять лицом к красному углу, то икона Спасителя должна находиться с правой стороны, а Божьей Матери - с левой. Ниже них или по сторонам можно поместить иконы близких вам святых. Затем можно поставить именные иконы святых, которые считаются покровителями членов вашей семьи. Иконостас и висящие отдельно иконы можно украсить вышитыми рушниками или живыми цветами. Относиться к иконам следует бережно. Если краски выцвели и потускнели, то их можно какое-то время хранить в божнице позади других икон, а впоследствии отдать в церковь.

Если вы готовы поделиться собственным опытом - мы будем признательны и разместим на сайте ваши рецепты и советы.

www.mv.org.ua


Смотрите также