Цвет противоположный красному


Какой цвет противоположный красному

Девушка покрасила волосы и получила нежелательный рыжий оттенок. Она недоумевает – как такое могло произойти? Ведь она использовала качественный краситель, и на упаковке указано: блондин! В парикмахерской колорист объяснил, что в натуральных волосах содержится красный пигмент, и посоветовал использовать тоник для волос с цветом, противоположным красному – зеленый. Девушка, не в силах выдержать такое испытание, решила – лучше быть рыжей, чем зеленой.

Почему многие совершают такие ошибки? Как узнать, какой будет окончательный цвет волос после окрашивания? И где еще применяются законы колористики?

Законы колористики

Расщепление света, проходящего через призму, все проходили в школе. Но на практике мало кто применяет эти знания. Распределение цветов радуги по кругу получило возможность выяснить законы взаимодействия цветов. Они получили название законов колористики, а цветовой круг – хроматического круга.

Основные правила смешивания тонов:

  1. Лучше всего при выборе цветов смешивать два соседних – они обогащают друг друга цветовыми нюансами.
  2. Нейтрализация цвета происходит путем выбора противоположного оттенка на хроматическом круге.

Например, цвет, противоположный красному – зеленый, лиловому – салатовый, оранжевому – синий. Всего три цвета, смешиваясь друг с другом, составляют всю гамму оттенков хроматического круга. Зеленый получается путем смешивания синего и желтого, фиолетовый – смешиванием красного и синего. От того, какого цвета больше в колере, зависит, сколько какого пигмента добавить для его нейтрализации.

Применение законов колористики

В салоне красоты многие манипуляции основаны на том факте, что красный и зеленый – противоположные цвета. Парикмахер может притушить огненный цвет зеленым микстоном или внести красный пигмент блондинке с зеленоватым оттенком волос. Косметолог при нанесении макияжа нейтрализует покраснения зеленым тоном. А нездоровый цвет лица (оливковый) исправит красным. Нейл-мастер подберет к коже рук такой оттенок лака, который зрительно улучшит ее состояние.

Стилисты постоянно пользуются хроматическим кругом для составления карт цветов. Существуют классические схемы сочетания оттенков, основанные на его применении: квадрат, треугольник, прямоугольник. Их сочетания называются триады, тетрады, комплиментары. Для сочетания в одежде можно выбрать не только цвет, противоположный красному, но и два рядом стоящих с зеленым – салатовый и голубой.

Особенно часто знание законов сочетания и смешивания цветов применяют художники. Иной раз на кисть набирается такой сложный цвет, что ему не найти названия. Дизайнеры используют свойства теплых и холодных тонов, чтобы зрительно повлиять на размеры и энергетику помещений.

Художники по тканям

Цвет вызывает определенные эмоции, ассоциации. Это свойство используют при составлении рисунка тканей. Знакомое всем сочетание зеленого и красного вызывает положительные эмоции. Цвет, противоположный красному – зеленый. Ткань «шотландка» часто использует такие переплетения нитей.

В разных странах определенные цвета традиционно считаются мужскими или женскими. Это тоже учитывают в текстильной промышленности. Если в африканских странах любят контрастные сочетания, так называемые комплиментарные, то в Европе популярны приглушенные по яркости тетрады без рисунка.

Законы фотографии

Хороший фотограф учитывает все факторы, которые влияют на результат. Человеческий глаз может различать тысячи оттенков, а у представителей профессий, постоянно связанных с цветом – до нескольких миллионов цветов, световых градаций и уровней насыщенности тона. На общее настроение фотографии будут влиять не только основные цвета, которые занимают большую ее часть, но и тончайшие оттенки фона.

Зная, какой цвет противоположен красному, фотограф использует его для создания прекрасного произведения искусства. Это будет один из вариантов сочетания цвета по хроматическому кругу. И, конечно, в восприятии фотографии не возникнет диссонанс с неподходящими оттенками. Иногда приходится ждать, когда выглянет солнечный луч, чтобы краски природы засверкали теплыми оттенками.

Заключение

Колористика – настоящая наука. Глубоко погружаться в нее интересно только профессионалам. Но и человек, далекий от творческих профессий, может почерпнуть для себя нечто полезное, когда узнает, какой цвет считается противоположным красному.

Автор: Ирина Фомина

labuda.blog

Что художник должен знать о цвете и смешивании красок? Часть 3.

14 сентября 2015

Читайте также: 

Противоположные цвета

Противоположным по отношению к основному (желтому, красному или синему) цвету является цвет, поучаемый при смешении двух других: то есть, для желтого это будет фиолетовый, для красного - зеленый, а для синего – оранжевый. И наоборот, для дополнительных (вторичных) цветов противоположными являются основные цвета, которые не «участвовали» в их смешивании. Таким образом, основные и дополнительные цвета образуют друг с другом стабильные пары противоположностей. Противоположными являются и все цвета, буквально находящиеся напротив друг друга на цветовом круге, на сколько бы частей он ни был разбит.

Почему это важно?

Противоположные цвета – это максимально контрастные цвета. Если расположить их рядом – произойдет волшебство. Ну, или почти: эти цвета усилят друг друга, сделают ярче, насыщеннее. Кроме того, тень от объекта всегда содержит в себе цвет, противоположный цвету этого объекта – например, тень от красного яблока будет зеленоватой. Если же противоположные цвета смешать между собой, вы получите один из «земляных» оттенков.

Запомнить противоположные цвета поможет все тот же цветовой круг.

Чтобы информация «записалась на подкорку», сделайте несколько копий этого круга в разных вариантах: для этого меняйте тона каждого круга, разбавляя цвета белилами или добавляя немного черной краски. 

На первый взгляд это может показаться пустой тратой времени, но на деле это упражнение закладывает основы понимания цветовых сочетаний. Не ленитесь – ведь в вузах это делают все будущие художники и дизайнеры. Кроме того, после некоторой тренировки цветовой круг запомнится не хуже таблицы умножения. А пока этого не произошло, закрепите один из получившихся кругов возле своего рабочего места и сверяйтесь с этой «шпаргалкой», когда понадобится. Удачи в живописи!

masterkrasok.ru

Какой цвет противоположный красному

Девушка покрасила волосы и получила нежелательный рыжий оттенок. Она недоумевает – как такое могло произойти? Ведь она использовала качественный краситель, и на упаковке указано: блондин! В парикмахерской колорист объяснил, что в натуральных волосах содержится красный пигмент, и посоветовал использовать тоник для волос с цветом, противоположным красному – зеленый. Девушка, не в силах выдержать такое испытание, решила – лучше быть рыжей, чем зеленой.

Почему многие совершают такие ошибки? Как узнать, какой будет окончательный цвет волос после окрашивания? И где еще применяются законы колористики?

Законы колористики

Расщепление света, проходящего через призму, все проходили в школе. Но на практике мало кто применяет эти знания. Распределение цветов радуги по кругу получило возможность выяснить законы взаимодействия цветов. Они получили название законов колористики, а цветовой круг – хроматического круга.

Основные правила смешивания тонов:

  1. Лучше всего при выборе цветов смешивать два соседних – они обогащают друг друга цветовыми нюансами.
  2. Нейтрализация цвета происходит путем выбора противоположного оттенка на хроматическом круге.

Например, цвет, противоположный красному – зеленый, лиловому – салатовый, оранжевому – синий. Всего три цвета, смешиваясь друг с другом, составляют всю гамму оттенков хроматического круга. Зеленый получается путем смешивания синего и желтого, фиолетовый – смешиванием красного и синего. От того, какого цвета больше в колере, зависит, сколько какого пигмента добавить для его нейтрализации.

В салоне красоты многие манипуляции основаны на том факте, что красный и зеленый – противоположные цвета. Парикмахер может притушить огненный цвет зеленым микстоном или внести красный пигмент блондинке с зеленоватым оттенком волос. Косметолог при нанесении макияжа нейтрализует покраснения зеленым тоном. А нездоровый цвет лица (оливковый) исправит красным. Нейл-мастер подберет к коже рук такой оттенок лака, который зрительно улучшит ее состояние.

Стилисты постоянно пользуются хроматическим кругом для составления карт цветов. Существуют классические схемы сочетания оттенков, основанные на его применении: квадрат, треугольник, прямоугольник. Их сочетания называются триады, тетрады, комплиментары. Для сочетания в одежде можно выбрать не только цвет, противоположный красному, но и два рядом стоящих с зеленым – салатовый и голубой.

Особенно часто знание законов сочетания и смешивания цветов применяют художники. Иной раз на кисть набирается такой сложный цвет, что ему не найти названия. Дизайнеры используют свойства теплых и холодных тонов, чтобы зрительно повлиять на размеры и энергетику помещений.

Цвет вызывает определенные эмоции, ассоциации. Это свойство используют при составлении рисунка тканей. Знакомое всем сочетание зеленого и красного вызывает положительные эмоции. Цвет, противоположный красному – зеленый. Ткань «шотландка» часто использует такие переплетения нитей.

В разных странах определенные цвета традиционно считаются мужскими или женскими. Это тоже учитывают в текстильной промышленности. Если в африканских странах любят контрастные сочетания, так называемые комплиментарные, то в Европе популярны приглушенные по яркости тетрады без рисунка.

Законы фотографии

Хороший фотограф учитывает все факторы, которые влияют на результат. Человеческий глаз может различать тысячи оттенков, а у представителей профессий, постоянно связанных с цветом – до нескольких миллионов цветов, световых градаций и уровней насыщенности тона. На общее настроение фотографии будут влиять не только основные цвета, которые занимают большую ее часть, но и тончайшие оттенки фона.

Зная, какой цвет противоположен красному, фотограф использует его для создания прекрасного произведения искусства. Это будет один из вариантов сочетания цвета по хроматическому кругу. И, конечно, в восприятии фотографии не возникнет диссонанс с неподходящими оттенками. Иногда приходится ждать, когда выглянет солнечный луч, чтобы краски природы засверкали теплыми оттенками.

Заключение

Колористика – настоящая наука. Глубоко погружаться в нее интересно только профессионалам. Но и человек, далекий от творческих профессий, может почерпнуть для себя нечто полезное, когда узнает, какой цвет считается противоположным красному.

fb.ru

Найти противоположный цвет. Шпаргалка цветосочетаний. Цветовой круг Иттена

Цвет окружает нас повсюду. Нам довольно трудно представить себе монохромный мир, каким его видят многие животные. Приглушенные и насыщенные, яркие и тусклые оттенки не только вызывают определенные эстетические переживания, но и оказывают воздействие (достаточно четко выясненное и хорошо описанное в процессе множества научных исследований) на человеческий организм. С их помощью художник или дизайнер способен сотворить нужное настроение, выделить одни детали и скрыть другие. Именно поэтому цветовая гамма и принципы ее создания объясняются в первый же год обучения во всех образовательных учреждениях, так или иначе связанных с изобразительным искусством. Однако эти правила нужны не только студентам. Их знание пригодится при создании интерьера, выборе палитры макияжа, комплектации гардероба. К счастью, для проникновения в тайны колористики разработан простой и доступный инструмент — цветовой круг Иттена.

Автор

Иоганнес Иттен — педагог и художник родом из Швейцарии. Его имя известно, без преувеличения, всем, кто связан с дизайном и изобразительным искусством. Иттен разработал учебный курс знаменитого Баухауза (Высшая шкала строительства и художественного конструирования, существовала в Германии в 1919-1933 гг.), который до сих пор лежит в основе программы многих аналогичных заведений.

Его книга «Искусство цвета» (как и второй бессмертный труд автора - «Искусство формы»), где изложена теория цветовых сочетаний, переведена на огромное количество языков и стала настольной для дизайнеров разных стран. И, хотя представители всех направлений визуального искусства практически хором твердят, что творить по правилам невозможно, понимание принципов создания гармоничных сочетаний лежит в основе успеха даже самых авангардистских проектов.

Схема

Что же представляет собой цветовой круг Иттена? Это графическая модель, позволяющая достаточно просто определить гармоничные сочетания. База схемы — три основных цвета: желтый, красный и синий. Они помещаются в центре круга и составляют треугольник с равными сторонами. Углы треугольника являются одновременно вершинами шестигранника, в который вписана первая фигура. Оставшиеся части шестиугольника заполнены цветами второго порядка, образованными путем смешения двух основных красок:

    желтый и синий дают зеленый;

    синий и красный — фиолетовый;

    красный и желтый — оранжевый.

При этом каждый цвет второго порядка выглядит так, что невозможно сказать, какая из составляющих в нем превалирует.

Шестиугольник вписан в двойной круг, поделенный на двенадцать секторов. Те из них, которые соприкасаются с окрашенными вершинами, имеют такой же цвет. Оставшиеся сектора заполнены смесью соседних красок:

    желтый и оранжевый дают желто-оранжевый;

    красный и оранжевый — красно-оранжевый;

    красный и фиолетовый — красно-фиолетовый;

    синий и фиолетовый — сине-фиолетовый;

    синий и зеленый — сине-зеленый;

    желтый и зеленый — желто-зеленый.

Так получаются цвета третьего порядка.

Сделай сам

Цветовой круг по Иоханнесу Иттену достаточно просто сделать самостоятельно. Для этого потребуются лишь бумага, гуашь и немного терпения. Трудности могут возникнуть на этапе создания цветов второго порядка. Очень важно, чтобы они не тяготели ни к одной из своих составляющих. Впрочем, создание цветового круга — отличная практика, особенно для начинающих художников. Процесс помогает почувствовать краски и нюансы оттенков, проникнуться их «характером», научиться создавать нужную смесь и понять, в чем разница между соседними.

Кроме того, распечатанный с компьютера круг часто страдает некоторыми дефектами. Их причина — в особенностях цветопередачи экрана и принтера.

Круг Иттена и цветовые гармонии

Схема, созданная швейцарским художником, помогает людям творческих профессий находить беспроигрышные варианты визуального наполнения своих проектов. Круг позволяет составлять композиции на основе гармоничного сочетания двух, трех и четырех цветов. Для умеющих с ним обращаться он становится неисчерпаемым При этом правила выбора красок настолько просты, что пользоваться ими удобно в любой момент. Главное, чтобы под рукой был цветовой круг Иттена.

Гармония противоположностей

Для выбора подходящих оттенков используется внешний круг схемы, состоящий из двенадцати секторов. Точно друг напротив друга в нем располагаются дополнительные, или комплементарные цвета (красный — зеленый, оранжевый — синий и так далее). Они составляют контрастную пару, всегда очень яркую и выразительную. Как правило, на больших площадях такое сочетание не используется из-за своей экспрессивности, нередко утомляющей. Идеально использовать пару комплементарных цветов для выделения деталей и элементов.

В одежде и интерьере такое сочетание применимо, но с некоторыми говорками. Чаще всего стилисты и дизайнеры рекомендуют выбирать один из цветов в качестве главного, а второй использовать только для деталей. Возникающая разница площадей помогает несколько сгладить напряженность. Общая композиция перестанет быть навязчивой, приобретет большую цельность и привлекательность для глаза.

Триада

Очень интересно смотрятся сочетания трех цветов, расположенных на вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в круг Иттена. Композиции, основанные на одной из подобных комбинаций, выглядят очень сочными. Как и в предыдущем случае, для создания гармоничного решения лучше один из цветов выбрать в качестве главного, а оставшиеся два использовать для расстановки акцентов.

Нужно заметить, что применимость круга Иттена выходит за рамки двенадцати цветов, поскольку за каждым из них стоит длинная вереница всевозможных оттенков. Получить их просто: для это необходимо добавить белый, черный или серый. Цвет будет менять насыщенность, яркость и светлоту. Получающиеся оттенки также подчиняются законам композиции, как и 12 их «предшественников». При этом количество возможных сочетаний увеличивается практически безгранично.

Аналоговая триада

Три цвета в вершинах равнобедренного треугольника в колористике носят название классической триады. Аналоговая же триада — это три цвета, расположенных в соседних секторах. На основе таких сочетаний получаются легкие и спокойные композиции с плавным переходом, без резкого контраста. Здесь также можно воспользоваться правилом одного главного цвета. А для привнесения большей контрастности добавить, например, белый или черный в виде рамок, границ рисунка или фона.

Цвета аналоговой триады также называют родственным. В одежде и интерьере такое сочетание всегда смотрится гармонично.

Контрастная триада

Как уже было сказано, пара комплементарных цветов дает очень яркие сочетания. Для сглаживания эффекта можно использовать контрастную триаду. Для главного цвета вместо одного противоположного подбирается пара соседних к дополнительному. По-прежнему яркое сочетание лишается избыточной напряженности, становится менее агрессивным. При использовании контрастной триады легче создать гармоничную композицию, чем на основе комплементарной пары.

На вершинах прямоугольника

Цветовой круг Иттена предполагает и создание композиций на основе четырех красок. Гармоничное сочетание определяется при помощи прямоугольника. На его вершинах и располагаются нужные цвета, причем они составляют одновременно две комплементарные пары. Аналогично прямоугольнику нередко используют и квадрат. И снова во время комбинирования стоит уделить вниманию площади, которую занимает каждый цвет. Гармоничные сочетания проще всего создать, если определить один главный оттенок.

Цветовая гамма, разработанная при помощи круга Иттена, в каждом отдельном случае дополняется и несколько изменяется дизайнерами. Часто в основе самых интересных сочетаний лежит лишь интуиция их создателя. Однако для понимания принципов колористики необходимо знать, что такое цветовой круг Иттена, как пользоваться им. Залог творческих прорывов — это хорошая база, теоретическая и практическая. Можно сказать, что именно с целью знакомства художников и дизайнеров с основами и правилами создана наука колористика, цветовой круг как один из ее инструментов, а также многочисленные труды исследователей мира искусства.

Добрый день, уважаемые читатели блога сайт. Сегодня я хочу продолжить тему о в дизайне интерьера и на этот раз мы поговорим о контрастных и гармоничных парах. Как мы уже знаем из предыдущего материала, ахроматические белый, черный и серый фактически не считаются цветами, а натуральные коричневые и бежевые оттенки стен, пола и предметов мебели в дизайне помещений принято считать нейтральными. Белый часто ложится в основу интерьера, так как он является прекрасным фоном и связующим для любых цветов и при этом зрительно увеличивает пространство комнаты, наполняя ее чистотой и свежестью.

В природе нет несочетаемых цветов, во всем разнообразии оттенков, которые улавливает человеческий глаз, есть множество подходящих пар, главное уметь их распознать и затем скомбинировать в правильных пропорциях.

Понять цветовую схему и принципы гармоничных сочетаний проще всего при помощи круга Иттена, которым пользуются художники и дизайнеры всего мира. В его основе лежит треугольник классической триады: синего, желтого и красного, от смешивания которых рождается вся известная колористическая палитра. Так, от соединения равных долей синего и желтого образуется зеленый цвет, желтого с красным – оранжевый, красного с синим – фиолетовый. Эта триада называется вторичной. От слияния соседних вторичных и первичных цветов образуются шесть третичных и так далее. Для понимания основ нам будет достаточно двенадцатицветного круга.

Противоположные контрастные пары

У каждого цвета на круге есть свой антипод, расположенный ровно напротив. У красного это зеленый, у желтого – фиолетовый, у синего – оранжевый. Такие пары называют дополнительными или комплиментарными. Они образуют наибольший контраст, возбуждают глаз своей выразительностью. Подобные цвета очень интересно смотрятся в интерьере, хотя пользоваться ими нужно с большой аккуратностью. Не рекомендуется брать оба цвета в равных долях или смешивать в чистом виде без нейтральных разбавителей (белого или серого). Наилучшего эффекта можно добиться, если использовать их не для стен, а в текстиле и обивке мебели. На фотографии ниже хороший пример того, как с помощью пары «желтый и фиолетовый» создать яркий дизайн гостиной комнаты.

Круг Иттена помогает определить, какие цвета относятся к холодному спектру, а какие к теплому. Поделите его на равные части, проложив вертикальную линию через желтый. Все что окажется в сегменте с красным – теплое, с синим – холодное. Как вы видите, цвета в комплиментарных парах прямо противоположны по своему воздействию. Чтобы сделать интерьер теплее или прохладнее необходимо усилить долю цвета c соответствующими характеристиками.

Зеленый цвет отличается от остальных тем, что его нельзя назвать ни теплым, ни холодным, все зависит от того, в паре с каким цветом он выступает. Его противоположность – красный, самый сильный в круге по своей эмоциональности. На фоне зеленого красный выдвигается на передний план, а его интенсивность усиливается. Эта очень выразительная пара способна преобразить самый скучный интерьер, главное правильно соблюдать пропорции, чтобы не сделать его излишне ярким и раздражающим.

Предельно удаленные контрастные пары цветов

Интерьеры, созданные на основе комплиментарных цветов, многим кажутся слишком яркими и даже раздражающими, особенно когда в них используются наиболее насыщенные оттенки. Есть способ немного смягчить их взаимодействие, не нарушив удачной связи. Для этого к основному цвету на круге дополнительным берется не противоположный цвет, а его сосед справа или слева. Такие пары называются предельно удаленными.

От подобных союзов получаются такие сочетания, как красный и салатовый, синий и желтый, бирюзовый и оранжевый, желтый и сиреневый. Вот несколько фотографий с примерами интерьеров, созданных на основе предельно удаленных пар.

Для подбора комбинаций комплиментарных и предельно удаленных контрастных пар можно воспользоваться вот таким кругом из шести секторов. Любые противоположные цвета на нем должны хорошо сочетаться друг с другом.

Родственные гармоничные пары

Контрастные пары цветов являются наиболее яркими и выразительными в дизайне интерьера. Помимо них существуют родственные или гармоничные пары, среди которых можно найти не менее удачные сочетания.

Родственные цвета находятся на соседних сегментах круга. Это такие пары, как желтый и лаймовый, фиолетовый и розовый, зеленый и голубой. На первый взгляд не все сочетания покажутся удачными, но вы быстро убедитесь в обратном, если внимательно просмотрите всю палитру оттенков каждого сектора от бледно-пастельного, до предельно-насыщенного.

Сегодня мы продолжили изучение удачных сочетаний цветов в интерьере и рассмотрели контрастные и гармоничные пары. Чаще всего для создания красивого дизайна их бывает вполне достаточно, но в некоторых случаях триады позволяют добиться лучшего результата. О них мы поговорим в следующий раз. Надеюсь, этот материал был интересным и полезным для вас!

Цветовой круг – универсальный инструмент графического дизайнера. Можно различить цветовой круг Гете, Освальда, Иттена . Но, по сути, все эти цветовые круги представляют собой один и тот же инструмент колористики.

Изначально цветовой круг был создан, как базовый инструмент цветового конструирования, для подбора цветовой палитры изображения. Это была первая попытка увязать в логически сконструированное знание то, что художники-колористы использовали интуитивно на протяжении веков. Создатели цветового конструирования пытались создать свод универсальных законов, используя которые каждый мог получить гармоничные сочетания цветов.

Однако современные дизайнеры знают, что цвет воспринимается субъективно, в зависимости от того, как построена остальная композиция, какие в ней используются цвета. Восприятие цвета зависит и от размеров окрашенных элементов, и от формы. Поэтому, в каждом конкретном случае, дизайнеру приходится подбирать свои цветовые решения. Но, все же, определенную помощь цветовой круг в деле подбора цветовых сочетаний дизайнеру может оказать.

Рассмотрим классический двенадцатичастный цветовой круг , который предложил Йохансен Иттен . Как понятно из названия, цветовой круг Иттена состоит из 12 цветов .

Как мы видим, в основе цветовой гаммы 12-цветового круга Иттена лежат три цвета – красный, желтый, синий. Далее идут цвета второго порядка – фиолетовый, оранжевый и зеленый. Остальные цвета образуются путем смешивания основных. Современный спектральный цветово й круг выглядит так:

Этот круг называют цветовой круг Освальда . Легко видеть, что на этом круге в его цветовой палитре мы можем видеть три основных цвета – они выглядят очень самостоятельно. Это красный, синий и зеленый. На этих цветах строится современная модель цвета RGB . Но заметьте, на цветовом круге нет ни черного цвета, ни белого цвета. Вообще, черный и белый цвет нельзя рассматривать как цвета в чистом виде. Ведь белый цвет - это отсутствие цвета, а черный цвет - максимальная насыщенность цвета.

Кроме цветового круга, который получил довольно широкую известность среди дизайнеров, существуют такие элементы цветового конструирования как цветовой шар, цветовая звезда . Однако все эти методы не имеют такой популярности, как цветовой круг.

Цветовой шар, кстати, считается одним из самых полных способов представления цвета, всей цветовой гаммы. Он дает наилучшее представление о цветовых комбинациях и сочетаниях. Но, как вы понимаете, его использование в дизайне значительно более трудная задача по сравнению с цветовым кругом. Да и его представление довольно трудно – ведь мы не можем изобразить трехмерный шар на листе бумаги или мониторе. Вообще мы можем воспользоваться цветовым шаром только умозрительно, тогда цветовой круг легко можно изобразить, и он будет находится перед нами, так сказать, во всей красе.

Как нарисовать двенадцатичастный цветовой круг.

Сегодня, в принципе, у дизайнера практически никогда не возникает необходимости самостоятельно создавать цветовой круг, можно его просто взять и распечатать. Если у вас есть хороший принтер, с хорошей цветопередачей, то вы запросто можете получить спектральный цветовой круг Освальда. Но иногда, например, в качестве своеобразного эксперимента, у дизайнера возникает необходимость нарисовать цветовой круг .

В принципе, нет ничего особо сложного, чтобы нарисовать круг из двенадцати цветов – круг Иттена. Другое дело, если бы вдруг решили нарисовать круг Освальда, представляющий собой непрерывный спектральный цветовой круг, вам пришлось бы посложнее. Для начала вам надо определить базовые цвета. Это, как мы уже знаем, красный, синий и желтый. Иттен советовал для максимально четкого определения базовых цветов рассматривать каждый цвет в отдельности на нейтральном сером фоне, что помогает определить цвет без каких-либо оттенков.

Далее мы чертим равносторонний треугольник. Верхнюю его вершину мы окрашиваем в желтый цвет, слева внизу размещаем синий цвет, а в правой нижней вершине – красный. Теперь вокруг треугольника описываем круг, и с его помощью достраиваем треугольник до равностороннего шестиугольника. В образовавшихся равнобедренных треугольниках нам надо поместить цвета второго порядка.

Чтобы получить цвета второго порядка, нам надо смешать попарно цвета первого порядка. Смешение желтого и красного цвета даст нам оранжевый. Смешение желтого и синего даст зеленый. Красного и синего – фиолетовый.

На первый взгляд это кажется довольно простым. Но на деле довольно трудно получить чистые цвета второго порядка. Необходимо, чтобы скажем, зеленый цвет получился действительно зеленым. Он не должен быть ни желтоватым, ни синеватым. Если вы далеки от изобразительного искусства, это может занять много времени.

После того, как мы получили цвета второго порядка и заполнили ими соответствующие треугольники, чертим второй круг, имеющий центр в той же точке, что и первый, но большего радиуса. Делим его на 12 равных секторов. Сектора, которые находятся напротив вершин треугольников, окрашиваем соответствующими цветами. При этом мы видим, что между каждой парой цветов остается пустой сектор.

В пустых секторах – место для цветов третьего порядка. Они образуются смешением пары из цвета первого порядка и цвета второго порядка.

То есть, в результате смешения, получим: желто-оранжевый, красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-зеленый.

В свое время этот цветовой круг получил Исаак Ньютон . Он же и замкнул его, добавив к цветам радуги пурпурный , на месте соединения круга, между красным и фиолетовым. Поэтому его называют иногда цветовым кругом Ньютона . Однако, основное отличие цветового круга Ньютона в том, что он состоял из восьми цветов (семи цветов радуги и пурпурного), а цветовой круг Иттена, более подходящий для дизайнера имеет более широкую цветовую гамму – из 12 цветов.

Цветовой круг: применение. Цветовые гармонии.

Для чего можно использовать цветовой круг дизайнеру? Конечно, для подбора цветовых сочетаний по цветовому кругу . А уж сами сочетания цветов вы можете использовать уже где угодно - и в графической композиции, и в одежде. Хотя сочетания цветов, скажем, в одежде, лучше подбирать исходя из своего вкуса, но цветовой круг может дать вам некоторый теоретический фундамент в этом. Если вы хотите подобрать цвета не опираясь только на ваш вкус и художественное чутье (но о них дизайнеру забывать ни в коем случае нельзя!), то вы можете использовать формальный подход к подбору цвета с помощью цветовой круга.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Кстати, для подбора цветов по цветовому кругу для дизайнеров созданы специальные программы. В них обычно используется спектральный цветовой круг Освальда. Одну из таких программ вы можете найти и скачать здесь . К сожалению, эта программа платная, у бесплатной версии ограниченный функционал, но можно найти и бесплатный аналог. Хотя лично мое мнение, что эти программы дизайнеру не нужны. Нельзя подходить столь формально к цветовому кругу, и к подбору цветовой гаммы.

Комплиментарные (дополнительные) цвета

Комплиментарными , или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена . Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета. Сама природа подсказывает нам примеры комплиментарных сочетаний – посмотрите на грядку с клубникой! Использовать комплиментарную гамму для больших композиций трудно, но если надо что-то выделить, подчеркнуть, это то, что вам нужно. Ни в коем случае не используйте комплиментарные цвета для текстовых композиций . Подробнее о дополнительных цветах .

Классическая триада

Аналоговая триада

Контрастная триада

Прямоугольная схема

Квадратная схема

Цветовой круг: заключение.

Первые правила использования цветов, да и не только цветов, были созданы задолго до появления современного графического дизайна Леонардо да Винчи в его «Трактате о живописи». Но даже он уже говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

Дизайнеру нельзя ограничивать себя правилами , нужно следовать своей интуиции. При умелом использовании цветовой круг может оказать большую помощь при составлении цветовой гаммы дизайнерской композиции. Но, все же, не стоит перегибать палку. Нельзя формально ткнуть в первые попавшиеся цвета классической схемы, надо экспериментировать, искать живые сочетания цветов. А цветовой круг – хорошая проверка их гармоничности.

Иттен, Йоханнес (Itten, Johannes) - выдающийся педагог, теоретик дизайна, художник.

Никому ни секрет, что у каждой вязальщицы остаются остаточки пряжи. Не спешите от них избавиться. Из остаточков пряжи можно связать много красивых изделий от пледа «бабушкиным квадратом» , пинеток для деток, носочков, до разноцветных брошек.

Очень хорошо тем, кто уверен в своём чувстве цвета, и умело применяет своё чутьё на практике. Но не у всех эта уверенность есть. Как раз, кто не уверен в своём чувстве цветовой гармонии, хотя это чувство присуще каждому человеку, предлагаю в помощь цветовой круг Йоханнеса Иттена. Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов.

Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета – это синий, желтый, красный . Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3- это фиолетовый, оранжевый и зелёный . Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Существует несколько классических комбинаций цветов, подбираемых с помощью цветового круга Иттена.

Внутри каждого круга имеется фигура; линия, треугольники, прямоугольник, квадрат, шестиугольник, вращая фигуру, мы получаем нужную комбинацию сочетания цветов.

Комплиментарные (дополнительные) цвета.

Комплиментарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическая триада. Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговая триада. Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй – поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада. Контрастная триада – вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема. Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых – комплиментарные.

Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные – вспомогательными.

Квадратная схема . Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема.

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый - фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, - самый теплейший, а сине-зелёный, - самый холодный цвет.

tehace.ru


Смотрите также