Маленькие чёрные пустоты. Миниатюрная вселенная.
Посвящение: Я готова кричать о своей любви, но я выражу её иначе. Спасибоспасибоспасибо, slon_lub! Думается мне, это не последняя работа, которую я посвящу тебе. ❤ Публикация на других ресурсах: Уточнять у автора/переводчика Метки: Примечания автора: **«Что ты видишь, когда закрываешь глаза?»** — это кодовая фраза, использующаяся для того, чтобы «отформатировать» андроида, стереть все его впечатления, воспоминания и опыт, «убить» сформировавшуюся личность. (из фильма «Ева: Искусственный разум») После неё андроид перестаёт функционировать. И его можно перезаписывать. Это — экспромт, довольно стихийный и вдохновлённый работой slon_lub «Неисправность»: https://ficbook.net/readfic/5850780 Персонажи взяты оттуда же. Итачи — создатель андроидов, гений и учёный. Саске тоже был создан им. 19.02.2018 — №40 в топе «Слэш по жанру Фантастика» 20.02.2018 — №32 в топе «Слэш по жанру Фантастика»21.02.2018 — №29 в топе «Слэш по жанру Фантастика»
«Что ты видишь, когда погружаешься в сумрак И не видишь ни солнца, ни нитей дождя, Ничего, что могло бы составить рисунок?».
Я молчу. Потому что я вижу тебя.
© Арина Зубкова
Комната была маленькая, душная и тёмная, и они стояли посреди неё, склонив друг к другу головы, чтобы казаться ещё ближе. Слабый, мутновато-белый свет от старой лампы играл на тонкой алебастровой коже, и Итачи смотрел на неё из-под ресниц, проводя пальцами и замечая, как она покрывается тонкими, почти незаметными мурашками. Совсем как у людей. — Ты пахнешь чем-то сладким. — Это малина, — тихо сказал Итачи, собирая кончиками пальцев разбегающиеся мурашки. — Что такое малина? — Ягода. — Её можно есть? Итачи улыбался, не замечая своей улыбки, и рассматривал красиво играющие тени на опущенном лице Саске. Его пальцы тянулись к нему, но не дотягивались, снова опускаясь на тонкие ключицы и оглаживая их. Заботливо, осторожно, словно они могли осыпаться под его пальцами от неаккуратного или резкого движения. В голове было пусто, и Итачи не знал, как найти нужные слова. — Да, люди её едят, — наконец ответил он, кладя ладонь на точёную шею, прикрывая глаза и воображая, как под этой мягкой кожей вращаются маленькие беззвучные механизмы. Как под органической, почти живой тканью бегут незаметные человеческому глазу электрические ручейки — гораздо быстрее, чем мог представить Итачи. Стоило ему коснуться большим пальцем недвижимого кадыка, и маленькие импульсы расходились где-то под ним. Горло дёргалось, Саске вздрагивал, на мгновение прикрывая глаза. — А я? Я смогу её есть?Итачи огладил прохладную скулу, и она потеплела под его пальцами, тогда он отрешённо подумал: «Индикаторы работают. Саске работает».
Мой Саске.
— Зачем тебе есть малину? — Я хочу пахнуть так же, как ты, — тихо, ненавязчиво отвечал Саске, смотря им в ноги и сильнее сжимая пальцы на едва напряжённых плечах Итачи. Он не мог чувствовать напряжение — он не знал, что такое напряжение, — но почему-то запомнил, что именно так оно называлось, когда Итачи, поглаживая его молча и осторожно, только бесцельно куда-то смотрел и печально улыбался.Это печаль, да? Итачи грустит?
Саске поднял глаза, неумело изображая неизвестные ему эмоции. А затем положил свою ладонь на щеку Итачи, пытаясь повторить движения его пальцев, но получалось плохо. Итачи слышал, как тихо жужжат маленькие механизмы под тонкой, почти белой кожей. — Саске, — сказал он, не отводя глаз от маленьких паутинок теней под ресницами, — теперь ты практически идеален. Тебе незачем пахнуть, как я. — Я хочу быть таким же, как ты, — твёрдо ответил Саске. — Зачем? — Чтобы быть ещё ближе. Саске стоял обнажённый, и вторая ладонь Итачи поглаживала гладкие рельефы почти твёрдого тела. Искусственного тела. Где-то под недвижимыми ключицами моргал едва заметный красный индикатор. Мелко и быстро. И Итачи наклонился к нему, чтобы скрыть его под своими губами. — Совсем близко… — тише добавил Саске. — Так близко, чтобы твои руки грели меня изнутри. Итачи вздрогнул и замер; мышцы заныли от неудобного положения, но он не замечал этого, чувствуя, как болезненно скривились губы. — Я так хочу согреться. Мне холодно. Мне очень холодно, — дрожащим голосом прошептал Саске, накрывая своими ладонями затылок Итачи и прижимая его сильнее к себе. Итачи не двигался, чувствуя, как впиваются его пальцы в искусственную неподатливую плоть. И как она становится податливой. Как Саске дрожит. И как мурашки обращаются в холодное и колючее. А затем, немного приподнявшись, он коснулся вздрагивающего кадыка, заключая его в кольцо своих губ. И потом коснулся ещё — под точёным подбородком, чувствуя, как запрокидывает голову Саске и как он вздыхает. Вздыхает? — Ты… — одними губами сказал Итачи, зная, что голос его так ослаб, что совсем пропал, — имитируешь людей? Но ты же… — Нет, — уверенно отрезал Саске, разглядывая потолок и всё ещё подрагивая в сильных руках. — Я просто хочу быть, как ты… Хочу быть твоим самым прекрасным творением. Я знаю, что ты трудишься над другими. Я видел. Слышал… Ты недоволен мной, да? Тень затухала и становилась ярче, когда лампа мерцала над ними, проливая свой тусклый, невыразительный белый свет. Так, словно о неё, яростно взмахивая крыльями, бился мифический мотылёк, надеясь их опалить. И, наверное, умереть. Саске, воображая мотылька со старых учебных картинок, представлял себя им.— Ты не принадлежишь мне, — чужим голосом ответил Итачи, и не узнал его, выпрямляясь. «Боже, что я несу? Конечно, ты принадлежишь мне. Ты принадлежишь только мне».
— А кому тогда? Сжав губы в жёсткую линию, Итачи отвёл взгляд, чувствуя, как невыносимая духота застряла у него в глотке.Мне мне мне мне…
— Наруто. — Я не знаю, кто такой Наруто, — ответил Саске, опуская взгляд и нерешительно прикасаясь к едва заметным складкам на лбу Итачи. — Я никогда не буду принадлежать ему.Маленькие механизмы… хрупкие микросхемы… чувствительные датчики… моргающие индикаторы…
— Ты слышишь, Итачи? — тише повторил Саске. — Я всегда буду принадлежать тебе.
Резко втянув в лёгкие воздух и на мгновение задохнувшись, Итачи встретил взгляд его искусственных глаз — глаз андроида, бездушного, бесчувственного робота, гуманоида, машины, оболваненной игрушки… Такой живой, такой выразительный чёрный взгляд. Настолько чёрный, что душная темень маленькой комнатки выцветала на его фоне, а лампа, мерцающая над ними, как подбитый фонарь, даже не отражалась в них. Маленькие чёрные пустоты. Миниатюрная вселенная… Итачи едва спустил со своих губ выдох, заключая в ладони лицо с самыми правильными из всех возможных в этом мире черт. Его творение?.. Его искусство? Ни один скульптор не любит так своей скульптуры. Ни один художник не смотрит так на своё полотно. Ни один творец не гордится так тем, что создал.Он создал человека.
Нет, не так.Он создал человека, способного его любить. Любить. Его.
— Саске? — М? Итачи наблюдал, как изгибаются тонкие губы в улыбку, так похожую на улыбку его самого. Как маленькие блики неуверенно начинают вздрагивать на чёрных зрачках. И, сжав в ладонях голову Саске плотнее, он склонился, укрывая хрупкую улыбку от назойливого и противного белого света лампы. Пряча её за своими губами. Ему было тяжело. Он ощутил себя камнем, брошенным со скалы и увязшем в желейной субстанции. Почему он — гениальный учёный — не может придумать нечто, способное оставить Саске при нём?Зачем он — самый отчаянный идиот на свете — сделал Саске таким, чтобы затем отдать его абсолютно чужому, возможно, обречённому на смерть человеку?
Какой, к дьяволу, во всём этом смысл?!— Саске… — шёлковые пряди волос — такие настоящие — сбивались под его пальцами, и краем сознания Итачи подумал, что, возможно, сейчас индикаторы Саске сообщат: ему больно. Но они молчали — только мигали часто и сбивчиво. И молчал Саске, зная, что хочет сказать Итачи.
Он слишком умный. Он слишком…— Стой, — Саске резко накрыл своими пальцами приоткрывшиеся губы Итачи, и второй увидел, как явственно отразился в чёрных глазах неподдельный человеческий испуг. А затем погас, как перегоревшая лампа. — Подожди… Итачи.
Итачи не ответил, поджимая губы и чувствуя, что уже не может дышать.— Я всегда буду любить тебя, Итачи. Кем бы я после этого не стал, — улыбнулся андроид, безвольным движением опуская руку вдоль своего тела. Такой хрупкий. Такой красивый. Такой правильный.
Итачи резко сжал его в своих руках, надеясь, что тот растворится в них. Но этого не произошло. Саске уже молчал, почти безразлично смотря за спину своего создателя и не видя ничего, кроме подрагивающих теней на тёмных стенах. Их теней. Их тени. Единой. Неделимой тени.
Улыбнувшись, он закрыл глаза. — Саске, — снова позвал Итачи, не слыша себя и касаясь губами аккуратной ушной раковины. — Ну же, — сдавленно прошептал Саске, — пожалуйста, не тяни. Было тяжело и страшно. Руки Итачи дрожали — он понял это только сейчас.— Саске, — как заведённый, повторил он, зарываясь носом в его волосы и в последний раз умоляя непонятно-кого, чтобы это всё закончилось прямо в эту проклятую секунду. — Что ты видишь, когда закрываешь глаза?
А затем, чувствуя, как застыл в его глотке крик, он перехватил обвисающее тело, сжимая его так ожесточённо, что хрупкая сеточка под алебастровой кожей прогнулась. И в момент, когда Итачи понял, что это конец, прощально и робко пискнул погасший последним красный индикатор под ключицей.Ему больно.
Саске. Больно.
Комната всё ещё была маленькой и душной. Комната была для Саске всем этим чёртовым миром.
Лампа мигала. Итачи ничего не видел. Он оседал, прижимая к себе безвольное тело и убаюкивая его, как напуганного маленького ребёнка. Губы его что-то бормотали — он не знал что, почти яростно вжимаясь лицом в согретые его дыханием волосы. Прошла вечность, прежде чем он окончательно опустился на холодный каменный пол и склонился над застывшим кукольным выражением, заглядывая в открытые, абсолютно мёртвые и бездушные глаза. Глаза андроида.Сейчас маленькие микросхемы с воспоминаниями самоуничтожаются — беззвучно, будто робко, не желая тревожить никого своим тихим естественным процессом.
Саске мёртв. Саске… Коснувшись всё таких же аккуратных ключиц, Итачи надавил на маленькую мягкую впадинку, чувствуя, как расходится под пальцем податливая органическая ткань. Подцепил её, отводя в сторону и ожидая увидеть под ней алую, совсем ещё тёплую кровь. Но там была лишь мелкая вольфрамовая сеточка, под которой, застыв, беспомощно потрескивали аккуратные, почти ювелирные механизмы. Итачи ощущал себя часовым мастером, когда складывал Саске по маленькому кусочку. Затем — скульптором.И только теперь он понял, что ощутил себя собой слишком поздно.
Его пальцы, пробираясь под сложные детали, коснулись того самого погасшего индикатора, а затем, аккуратно и бережно, извлекли маленькую, тонкую микросхему. Именно она делала Саске тем, кем он был. Она — его чувства, мягкий голос, невероятно чёрные выразительные глаза… Любовь Саске была у него в руках. Любовь Саске ничего не весила. Он вздрогнул, когда в дверь постучались, а затем на него пролился противный жёлтый свет. Духота комнатки наполнилась посторонними, ненавистными ему сейчас запахами. — Ну что? — спросил шипящий голос человека, без разрешения вошедшего внутрь. — Какой кош-шмар, ты лампу починишь или нет?Спрятав маленькую микросхему в складках своей ладони, Итачи опустил взгляд обратно на развороченную грудь лежащего перед ним андроида. «Он не Саске, — попытался он убедить себя, — он больше не Саске». А затем потянулся второй, почти не дрожащей ладонью, извлекая небольшой комплекс-пластину из других, более крупных микросхем и деталей. Поднялся на ноги, безучастно разглядывая его.
— Наш робот-то накрылся, — сообщил человек, гадко усмехаясь и посматривая краем глаз на Итачи. — Речевой интерфейс готов? — Да, — отведя взгляд, Итачи протянул извлечённое им вошедшему. — Займись этим сам, Орочимару. Я устал. — А ты чего игрушки свои разбрасываешь? — удивился он, спокойно обхватывая неестественно длинными пальцами «речевой интерфейс».Итачи не ответил, отрешённо подхватывая на руки безвольное и холодное тело. Каркас для искусственного интеллекта. И, не говоря больше ни слова, отнёс его на твёрдую и прохладную кушетку, укладывая и поправляя потревоженные под вольфрамовой сеточкой детали. Последний раз заглянул в застывшее лицо, задержав дыхание, и, накрывая ладонью почти кукольные глаза, медленно закрыл веки.
— Я буду у себя. — Хорош-шо, — отозвался Орочимару, наблюдая за тем, как Итачи закрывает за собой дверь. А затем, покрутив в руках тонко составленные в определённом порядке микросхемы, подошёл к одиночному столу с установленном на нём громоздком предмете. И вставил в него эту самую пластину, со скучающим выражением пробежавшись по миниатюрной клавиатуре пальцами. — Приём-приём. Есть контакт? Динамики неприятно захрустели, и Орочимару отпрянул, поморщившись. Итачи снова что-то повредил? — Я… — прохрипели динамики, — вижу — тебя… — А? — удивлённо уставившись на динамик, а потом и неуверенно осмотревшись, Орочимару спросил: — Видиш-шь меня? — но, опомнившись, продолжил, с удовольствием отмечая, как противный хруст в динамиках отступает: — Ты знаешь своё кодовое имя? Шум постепенно растворился совсем, и мужчина ждал, изогнув бровь и уже готовясь повторить свой вопрос, пока не услышал — холодное и надменно-механическое: — Да. Моё имя — Саске. Я — искусственно созданный синтезированный андроид. Мой голосовой интерфейс… — Хватит, — довольно улыбнулся Орочимару, поглаживая указательным пальцем клавишу. — Идеально. — Да, — так же холодно ответили динамики. Орочимару лениво потянулся к аккуратной небольшой кнопке, чтобы отключить устройство и извлечь ценную пластину.— Моё имя — Саске, — тише повторил невыразительный голос, прежде чем окончательно замолчать.
ficbook.net
Джесси вернулась к Кесси и села на соседний стул, раскрыв книгу на нужной странице, погрузилась в чтение. Кесси оторвала голову от столешницы, отвернулась в сторону, зашлась в приступе кашля. Джесси с жалостью оглядела Кесси, которая отхаркивала кровь. Брюнетка снова погрузилась в чтение, стараясь сосредоточиться на тексте. «Арохнус (с др. ярк. — Повелитель глаз) — демоническая помесь дракона и змеи. Издалека выглядит, как широкая неоновая лента. Искрится, но не дает освещения. Различают несколько видов Арохнусов: Ситри; Грэнк; Закот; Квисо. Питаются они жизненной энергией людей, овладевая их телами. Арохнус может захватить только того человека, у кого цвет глаз противоположный виду демона*. Отличить жертву Арохнуса можно по измененному цвету глаз. В зависимости от вида Арохнуса цвет глаз жертвы может отличаться. Если личность человека очень сильная, то жертва способна на короткое время возвращать контроль над своим телом. Если жертва долго находится под влиянием Арохнуса, ее разум разрушается, пока в конце концов не остается просто оболочка тела, которой Арохнус может управлять, не тратя энергию на подавление личности. Арохнуса возможно одолеть, совершив обряд по вмешательству в разум жертвы (см. раздел „Обряды“). * Ситри — закотин Грэнк — квисор Закот — ситринус
Квисо — грэнктан
» — Слушай, а когда ты успела прочитать об этом? — спросила Джесси, ненадолго оторвавшись от книги. — Я не читала, — Кесси положила голову на стол. Ее лицо побледнело еще больше, глаза потускнели, на лице виднелась засохшая струйка крови, — возможно, это какой-то дар, но я чувствую книги. Чувствую, где именно находится нужная. Кстати, если понадобится словарь древнего яркского языка, то он находится на третьем стеллаже от противоположной стены, на второй полке от пола, четвертая. Джесси кивнула, положила книгу на стол, осторожно привстала со стула и отошла к нужному стеллажу. Девушка отыскала толстенную книгу в черном переплете и еле вытащила ее с полки, вернулась обратно за стол. Джесси открыла оглавление книги мифологии, отыскала раздел «Обряды». На этот раз брюнетке пришлось немного сложнее, ей нужно было найти «Изгнание Арохнуса».«Чтобы успокоить человека, который находится под контролем Арохнуса, нужно чем-нибудь закрыть глаза жертве, чтобы Арохнус не мог получать информацию об окружающем мире. Спасти пострадавшего может лишь человек с цветом глаз, подходящий виду Арохнуса. Этому человеку нужно пробраться внутрь разума пострадавшего и там дать бой воли Арохнусу. Для того, чтобы оказаться внутри разума пострадавшего, нужно оказаться на одной жизненной волне с ним.»
— Кажется, я поняла, зачем мне нужен был словарь, — задумчиво произнесла Джесси, открывая другую книгу. Немного полистав страницы, брюнетка смогла выяснить, что названия видов Арохнусов происходит от названия цветов. Арохнус, что захватил Лукаса, зовется Ситри, так как сам является зеленый. Закотин — означает синий или голубой. Теперь Джесси смогла разобраться со всем, что происходит. Даже сам факт того, что Лукас на грани смерти, ее не так пугал. Ведь если ты знаешь про врага все, то это почти победа. Брюнетка понимала, что только она сможет помочь своему другу. — Джесси… — глухо произнесла Кесси дрожащим голосом, еле шевеля языком, — Боюсь, мое время выходит. Брюнетка подняла голову на голубоглазую. «Мне показалось, или она стала какой-то… Прозрачной?» — спросила сама себя Джесси. И действительно, Кожа Кесси стала совсем уж бледной. Сквозь ее пальцы был виден свет канделябра, стоящего на столе. Кесси печально взглянула на Джесси, ее лицо было совсем прозрачным. Брюнетка резко выбросила руку вперед, намереваясь схватить исчезающую за плечо, отвела взгляд в сторону. И через несколько секунд рука Джесси просто сжалась в пустоте, не нащупав ничего. Зеленоглазая посмотрела перед собой. На столе лежала кучка пепла. Кесси просто растворилась в воздухе. — Я смогу одолеть Арохнуса, — тихо сказала Джесси, — и больше никто не пострадает. Девушка решительно встала из-за стола, закрыла книги, затушила свечи канделябра и вышла из библиотеки. Но с каждым шагом ее решительность таяла. Могло пройти слишком много времени, Джесси могла просто не успеть. К тому же она еще не совсем понимала смысл обряда. Как ей оказаться на одной жизненной волне с Лукасом? Зайдя в зал, Джесси увидела, что на полу лежит ее друг, бьющийся в конвульсиях, пытался дотянуться руками до лица, чтобы сорвать повязку. Но рядом Петра сжимала ему запястья, тянула его руки на себя, чтобы парень не дотянулся. Джесси увидела, что из-под куска ткани текут две струйки темно-красной крови. Лукас всхлипывал, завывал, всеми силами пытался избавиться от повязки, будто с внутренней стороны находятся два ножа, которые режут ему глаза. Петра еле удерживала руки Лукаса, парень очень сильно дергался. Айвор сидел рядом, внимательно наблюдая. Наверное, он предлагал помощь Петре, но та категорически отказала. Теперь мужчина был готов в любой момент перехватить руку Лукаса. — Я знаю, как его спасти! — Джесси отбросила сомнения прочь, — Но мне понадобится ваша помощь. — А он сильный, зараза, — прохрипела Петра, — Джесси, выкладывай, я долго не смогу его держать. — Держите его так, чтобы между руками было не меньше метра, — попросила Джесси, садясь перед Лукасом. — Наконец-то, — Айвор пересел с противоположной стороны от Петры и перехватил вторую руку Лукаса. Джесси надеялась, что они двое смогут удержать парня. Девушка положила свою руку на шею блондина, нащупывая сонную артерию. Это было сложно, потому что Лукас постоянно дергался. Наконец найдя требуемое, брюнетка опустила вторую руку на грудь парню. Джесси делала это, чтобы прощупать пульс Лукаса и подстроиться под его дыхание. Девушка думала, что именно это и значит «подстроиться под жизненную волну». Джесси отметила, что у Лукаса нормальное сердцебиение, а дыхание ровное. Это было очень странно, потому что парень не переставал всхлипывать и дергаться. Когда брюнетка наконец совладала со своим сбивчивым от волнения дыханием, она почувствовала, что звуки вокруг начали таять. Девушку резко потянуло в сон. Через пару минут звуки начали возвращаться. Но теперь Джесси слышала переливчатое пение птиц. Сквозь опущенные веки девушки просачивался неяркий свет. Это не было похоже на освещение в особняке, скорее, так могло светить садящееся солнце. Джесси открыла глаза и поняла, что находится в лесу. Но он выглядел увядающим. — Джесси? — донеслось за спиной. Брюнетка резко обернулась и увидела Лукаса, облокотившегося на дерево. Парень недоуменно выгнул бровь, почесывал затылок. Джесси шагнула навстречу блондину, внезапно из-под стопы девушки вспорхнули с земли три яркие бабочки, разлетевшись в разные стороны. Брюнетка ошалело отступила на шаг назад. Лукас засмеялся, щелкнув пальцами. Три бабочки вернулись, закружились вокруг руки парня, а потом рассыпались на миллионы ярких брызг, словно это конфетти. — Где мы? — спросила Джесси. — Это мой разум, — после небольшой паузы ответил Лукас, — почему ты здесь? — Моей задачей является уничтожение Арохнуса, — заявила девушка, вскинув голову, — и спасти тебя. — Не хочу тебя огорчать, но, — Лукас глубоко вздохнул, — не пытайся вытащить меня. — Почему же? Лукас зашагал в сторону от подруги, поманив ее пальцем. Джесси подбежала к парню, стараясь не отставать от него. Пока Лукас молчал, девушка могла осмотреться. Первое впечатление ее не обмануло. Лес, в котором они находились, действительно увядал. Некоторые деревья были без листьев, пугающе черными. Будто произошел пожар, и пострадали только некоторые деревья. В нескольких местах также не было травы, лишь черные пятна. — Потому что я умираю, Джесси, — Лукас спрятал руки в карманы, опустив голову, — точнее, моя личность. Арохнус сломал меня. Полностью смог подавить разум. Теперь я ожидаю, пока все это, — парень медленно провел рукой в воздухе, — не исчезнет. — Но ведь можно что-то еще сделать, так ведь? — с надеждой спросила Джесси. — К сожалению, нет, — парень печально улыбнулся, — даже если тело сможет вновь функционировать, то это буду уже не я. Останется просто оболочка. Бездушная. Без эмоций. Тело не сможет вспомнить тебя, друзей, даже своего имени. Поэтому, прошу тебя, когда вернешься в реальный мир, то уничтожь меня. Джесси замолчала, отведя взгляд. Лукас снова вздохнул, прикоснулся пальцами к одной из веток дерева. Кора мгновенно почернела, листья рассыпались в труху. Бабочка, случайно пролетевшая мимо, свернулась в маленький бесформенный комочек, похожий на скомканный кусочек бумаги, и упала на землю, растворившись. На том месте, где исчезла бабочка, трава начала увядать, пока в конце концов не осталось очередное черное мертвое пятно. — А… Как найти Арохнуса? — Джесси поспешила перевести тему разговора. — Он всегда здесь, — сухо ответил Лукас, — вызови его. Он появится. Джесси инстинктивно потянулась за мечом, который у нее находился обычно в ножнах, но не нашла такого на своем привычном месте. Скорее всего, это было связано с тем, что девушка находится здесь только душой. Другого объяснения исчезновению всех вещей из инвентаря она не находила. Джесси вспомнила, что в книге упоминался некий Поединок Воли. Что ж, тогда здесь физическая сила вряд ли понадобится. — Арохнус! Покажись! — закричала Джесси так, что Лукас зажал уши руками. — Зачем же ты так кричишь? — прямо из дерева выплыла уже знакомая зеленая неоновая лента, — Могла бы даже шепотом позвать. Арохнус Ситри подлетел ближе к Джесси. Девушка заметила, что на кончике его хвоста зажегся маленький зеленый огонек. Брюнетка оскалилась, смотря прямо в пустые зеленые глазницы врага. Арохнус растянул пасть в ухмылке. — Думаешь, так проводится Поединок Воли? — Ситри хохотнул, — Гляделки? Не смеши меня. Лучше побереги эмоции. Джесси махнула Лукасу, чтобы тот отошел. Парень не стал возражать, он сделал несколько шагов в сторону. Ситри засмеялся, сворачиваясь в клубок. Джесси прикрыла глаза руками, так как от бесформенного зеленого комка начал исходить ослепляющий свет. Когда Джесси снова открыла глаза, перед ней стояла озирающаяся по сторонам Петра. — Что? — Джесси ошарашенно взглянула на невесть, откуда взявшуюся подругу, — Как? Брюнетка внимательно оглядела Петру. Нет, что-то не укладывалось. Рыжеволосая выглядела не так, как обычно. Петра была больной. Будто у нее снова… Иссушающая хворь? Но как? Петра закашлялась. — Тебе не одолеть меня, — засмеялась рыжеволосая надтреснутым голосом, — ты даже не можешь отличить проекцию воспоминания от реального человека. Джесси поняла, что видит перед собой воспоминание Лукаса. Арохнус использует их, чтобы сломать своего противника. Значит девушке надо не поддаваться на эти уловки. Ситри вновь преобразился. Джесси чуть не взвыла. Перед ней стоял избитый Рубен. Именно так он выглядел перед смертью. С боков клочьями висела кожа. Мордочка изодрана в кровь. Глаз заплыл. Он глядел укоризненно. — Ты не удержала меня, — Джесси поняла его хрюканье, — а ведь могла. Приятно быть той, кто сумел спасти весь мир, но не сумевшей спасти друга? Джесси опустила руки, отвела взгляд в землю. Ей действительно было тяжело переносить смерть своего лучшего друга. А ведь на самом деле Джесси не смогла бы без Рубена уничтожить Иссушающую Бурю. Не она заслужила всю эту славу. Если бы она его удержала, то Рубен остался бы жив. Джесси никогда не сможет простить себе то, что она не смогла. — А теперь ты потеряешь еще одного друга, — тихий вкрадчивый голос раздался прямо над ухом девушки. Брюнетка резко вскинула голову и натолкнулась на два больших голубых глаза. Лукас насмешливо оглядывал девушку. Джесси заверещала, отталкивая от себя парня. Девушка опустилась на колени, закрыв лицо руками. Арохнус бил в больные точки. Она никогда не сможет победить в Поединке Воли, если Ситри будет постоянно напоминать ей о всех неприятных воспоминаниях. Значит, нужно по-другому бороться с ним. Джесси глубоко вздохнула, оторвала руки от лица. По щекам текли горячие слезы. Руки девушки дрожали. — Я знаю, ты хочешь все это прекратить, — перед брюнеткой на колено присела Кесси, — и ты можешь это сделать. Нужно лишь сдаться, — Арохнус неожиданно засмеялся, — впрочем, тебе в этом мастерства не занимать! Продолжая смеяться, Арохнус с силой толкнул Джесси в плечо, так, что та упала на траву. Ситри поднялся. Брюнетка понимала, что он сейчас снова преобразится. Джесси очень хотелось сдаться. Но тогда она не сможет одолеть Арохнуса, будут страдать другие. Девушка приподняла голову от земли и увидела… Себя. Только на пару лет младше. Примерно в тот год, когда она победила Иссушающую Бурю. — Жалеешь о прошлом? — спросил Арохнус, — Тебе тогда было проще. Ты была тенью собственных провалов. Ты была неудачницей. Правда, и сейчас недалеко ушла. — Замолчи! — закричала Джесси, — Ты не сможешь сломить меня. — Я уже сделал это, — усмехнувшись, ответил Арохнус, — думаешь, я не вижу твои слезы? Ты всегда была слабой. И физически и психически. Почему это ты возглавила свою команду? Скорее всего, они жалеют тебя. Хотят, чтобы ты почувствовала себя хоть в чем-то нужной. А ты же даже не можешь помочь своим друзьям вернуться домой. Ты теряешь их одним за другим. Из тебя никчемный лидер. Из тебя никчемный человек. Ты — Никто. Джесси заверещала, вскочила на ноги, накинулась на Арохнуса, повалив его на землю. Прожигая взглядом дыру в «лице» Арохнуса, девушка оскалилась, гневно зарычала:— Я — Джесси. У меня есть собственная личность, я не краду ее у других! Да, может быть, я и не пример для подражания, но я не являюсь отражением тех, кого видела. Я остаюсь собой. Всегда. У меня есть друзья. У меня есть цели, мечты, мысли. Я не движима жаждой выпивать жизненные силы других людей. Я поняла, почему ты этим занимаешься. У тебя нет собственной жизни! Ты всего лишь дух, демон, которого нужно изгнать и уничтожить! Тебя даже не существует. Тебя называют Повелителем Глаз, но что ты видишь, когда закрываешь их? Правильно! Ты не видишь ничего! Ты — Ничто! У тебя нет надо мной власти, Арохнус Ситри! Я побеждаю в Поединке Воли, потому что у тебя нет личности, нет тела, нет души, и не может быть собственной воли!
Арохнус зашипел, словно вода на горячем камне. Его вид стал очень быстро меняться. Перед Джесси мелькнуло очень много лиц. Все, кого выпивал Ситри. В конце концов осталась лишь жалкая узкая зеленая змейка с пустыми зелеными глазами. Остатки демона начали оседать, словно плавились на солнцепеке, пока в конце концов не осталась маленькая зеленая лужица, которую с легкостью впитала земля. — Ты смогла, — рядом с Джесси присел Лукас. — Конечно, — пытаясь отдышаться, ответила Джесси, — я верила, что не смогу не справиться. Внезапно где-то за спиной у девушки раздался звук разбитого стекла. Брюнетка развернулась и увидела, что в небе, окрашенным закатом, прошла трещина и на землю падают осколки, оставляя после себя в небе черные пятна. В том месте, куда падали осколки неба, на земле также оставались черные прогалины. Лукас печально наблюдал за этим. Для него конец очень близок. Джесси взяла друга за руку, пытаясь его подбодрить. Деревья начали скрипеть, чернеть, словно в лесу пожар. Листья, которые не успевали сразу обращаться в труху, отлетали от веток и разбивались о землю черными осколками. — Мне очень жаль, что так происходит, — скорбно сказала Джесси, придвигаясь ближе к Лукасу, прижалась к парню — мне жаль, что я ничего не могу сделать. — Никто не сможет, — ответил блондин, — не вини себя. Ты и так многое сделала. Окружение начало опадать, будто какая-то непрочная картонная конструкция. Пение птиц утихло, перестали летать бабочки. Местность вокруг Лукаса и Джесси потускнела, стала серой. Лишь небольшой пятачок земли, на котором они сидели, оставался таким же зеленым и ярким. Джесси посмотрела на своего друга и ужаснулась. Он стал исчезать. Сквозь плечи и грудь виднелась пугающая мертвая пустота. Уже можно было заметить, как прозрачность льется по рукам, охватывая все больше и больше частей тела. — Мне страшно, Джесси, — тихо сказал Лукас, крепче сжимая руку подруги в ладони, — я чувствую, как мой разум затухает. — Спокойно, — девушка развернулась лицом к блондину, — я задам тебе вопрос. Только не отвлекайся и отвечай честно. Что ты видишь, когда закрываешь глаза? Лукас недоуменно выгнул бровь, но через мгновение послушно опустил веки. Мир вокруг затрясся. Отовсюду слышался грохот. Джесси не хотела осматриваться, но краем глаза все же отметила, что находятся они уже в пустоте. Лишь место, где они сидели, было серым и тусклым. От Лукаса осталось совсем немного. В воздухе висело полупрозрачное лицо, а ладонь Джесси все еще крепко сжимала руку блондина. — Я вижу свет, — еле слышно проговорил парень. Его голос тоже был каким-то прозрачным, — много света. Джесси и сама закрыла глаза, чтобы четко представить себе картинку. Еле слышный голос Лукаса раздавался где-то голове:— Я вижу тебя, Джесси. Всех наших друзей. Мы веселимся. У нас нет бед. Мы все вместе. Я чувствую, что навсегда…
Голос Лукаса растворился вдалеке, словно исчез звон маленьких колокольчиков. Рука Джесси сжала пустоту, не нащупав привычное тепло пальцев. Когда девушка открыла глаза, она поняла, что не видит ничего, кроме давящей, пугающей, мертвой… Темноты.
А что видишь ты, когда закрываешь глаза?
ficbook.net
scinquisitor (scinquisitor) wrote, 2014-11-12 20:02:00 scinquisitor scinquisitor 2014-11-12 20:02:00 Categories: На этих выходных я ездил в Калининград в гости к моим друзьям из БФУ им. Канта читать лекцию студентам. В качестве одного из образовательных вечерних мероприятий организаторы предложили студентам поучаствовать в кино-семинаре: посмотреть и обсудить художественный фильм про искусственный интеллект (ИИ). Поднятая тема сама по себе очень интересная: есть ли разница между человеком и очень похожим на человека роботом? Имеет ли робот право на существование, свободу и на ошибку? Из множества известных мне фильмов про искусственный интеллект, Ева, пожалуй, наглядней остальных иллюстрирует эти проблемы. Это очень трогательный, до слез грустный и неожиданный фильм, после просмотра которого, у нас состоялись бурные дебаты. Всем, кто не смотрел фильм, советую остановиться сейчас, посмотреть кино и вернуться к моему обзору позже, т.к. он содержит спойлеры. Серьезно! Не дайте следующему параграфу испортить удовольствие от просмотра.Многие, наверно, слышали о знаменитом утином тесте: если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть. Похожий смысл вложен в знаменитый тест Тюринга на искусственный интеллект: если в серии испытаний мы не можем отличить ИИ от живого человека, значит, ИИ достиг уровня человеческого развития. Правда я не знаю, что тест Тюринга говорит о ситуации, когда мы можем отличить ИИ от человека, но только потому, что ИИ слишком умный. Но фильм не совсем об этом. Еще раз предупреждаю про спойлеры!Итак, вы посмотрели фильм и знаете, что главный герой фильма (назовем его Конструктор) работает над созданием искусственного интеллекта для ребенка-андроида (человекообразного робота). Чтобы наделить его свойствами человеческой личности, Конструктору был нужен некий образец детской психики, и Конструктор выбрал девочку по имени Ева, которая кажется ему интересней остальных детей. После оказывается, что Ева – дочка бывшей возлюбленной Конструктора, с которой он когда-то вместе работал. Десять лет назад по необъясненным причинам Конструктор бросил свою девушку и проект, над которым он работал, и уехал из города. Так или иначе, главный герой много общается с Евой и между ними образуется нежная эмоциональная связь, как между отцом и дочерью. Тем временем девочка сдает различные тесты, а Конструктор пытается перенести психику Евы внутрь своего андроида. По мере развития сюжета у зрителя возникает стойкая уверенность, что Ева – дочка главного героя. Ева как будто осознает это и поэтому пытается воссоединить Конструктора со своей мамой.
Но стоит зрителю сказать себе «ой, как банально: сейчас случится классический поворот сюжета и окажется, что она его дочь», оказывается, что Ева вовсе и не дочь главного героя. Она сама андроид, причем такой андроид, которого на протяжении всего фильма не смог распознать даже главный специалист по ИИ (о чем в фильме говорится прямым текстом с самого начала), который тесно общался с Евой, делал всевозможные тесты для изучения ее личности и так далее. Более того, в основе Евы лежит программа, которую он сам писал вместе со своей бывшей девушкой («мамой» Евы), т.е. в каком-то смысле она, действительно, его дочь.
Что не менее важно, на протяжении фильма зритель тоже не принимал Еву за робота. Таким образом, нам показывают андроида, который прошел «супертест Тюринга». Андроида, которому мы сопереживали и которому мы симпатизировали. Дальше сценаристы устраивают ситуацию, в ходе которой Ева по неосторожности толкает свою «маму» с обрыва, что приводит к гибели последней. Ева раскаивается и просит Конструктора переделать ее, исправить, улучшить, но только не деактивировать. Главный герой обещает помочь, но вместо этого в заключительной очень грустной и эмоциональной сцене произносит ключевую фразу, которая дезактивирует Еву, уничтожая ее эмоциональную память, являющуюся по задумке сценаристов ее «душой». Фраза эта: «что ты видишь, когда закрываешь глаза?» Лично мне Еву очень жалко, а Конструктор вызывал у меня страшную злость и негодование. Как он мог?! Впрочем, снизим уровень эмоций до «шестого уровня».Посмотрев фильм я еще больше убедился в том, что для меня не важно, какая передо мной форма жизни: углеродная или кремниевая, важно лишь то, обладает ли она мышлением, памятью и эмоциями. Если Ева неотличима от человека, будь она трижды роботом, она все равно человек в моем представлении.В нашей аудитории две трети студентов были солидарны с позицией, что Конструктор не имел права уничтожать Еву. Да, можно сказать, что Ева была создана подобно игрушке, а значит, ее создатели имели право поступать с ней как со своей собственностью. Но в таком случае, почему мы эту логику не применяем к детям, которые тоже созданы своими родителями? Как говорил Тарас Бульба: «Я тебя породил, я тебя и убью». Человеческое мышление – это передача нервных импульсов от нейронов к нейронам внутри головного мозга. В компьютерном мозге такое же электричество, такие же нейроны, просто из другого вещества. В чем принципиальное отличие?Треть студентов считала, что Еву правильно уничтожили. Она не человек. Она угроза нашему биологическому виду, небезопасный робот. Был даже такой аргумент: если бы Бог хотел, чтобы существовала искусственная жизнь, он бы сам ее создал. На последнее я возразил тем, что тогда и вязаный свитер на студенте противоречит божественному плану и должен быть немедленно сожжен. Иначе бы Бог сотворил людей вместе со свитерами, и их не пришлось бы вязать.Еще один очень интересный аспект отношений с ИИ был поднят в сериале «Черное Зеркало». Это необычный сериал про новые проблемы, с которыми общество может столкнуться в век развития информационных технологий. В одной серии женщина, скорбящая по утрате мужа, обращается в специальную контору, которая делает для нее «дубликат». Это робот, который внешне неотличим от человека, с которого он срисован. Робот запрашивает доступ в социальные сети усопшего и, изучая его переписку, интересы, контакты и т.д., воссоздает его личность. Разумеется, получается хоть и очень близкая копия, но не идентичная, что пугает главную героиню. Является ли этот робот способом утешить скорбящего или пугающей карикатурой на некогда живого человека и можно ли его полюбить?В фильме «Она» тема любви между человеком и ИИ раскрывается в полной мере. Одинокий мужчина влюбляется в свою заботливую остроумную операционную систему, но сталкивается с тем, что компьютер интеллектуально изменяет ему через интернет с огромным количеством других людей. Кто-то скажет, что это абсурд, но уже сейчас люди нередко влюбляются «через интернет» в людей, которых они никогда не видели, с которыми они только общались. Кстати, некоторые люди даже используют чат-боты для заведения реальных знакомств. Сначала чат-боты находят девушек, потенциально заинтересованных в общении, а потом передают списки хозяину, который занимает их место и перехватает разговор в свои руки.Одна из самых забавных сцен фильма – новая форма сексуальных отношений. Как заняться сексом с компьютером? Обратный виртуальный секс: находится девушка, которая готова стать «телом ИИ», его глазами и ушами с помощью камеры и микрофона. Эта девушка – по сути, актриса, которая подчиняется указанием ИИ, говорит слова, которые ИИ шепчет ей в наушник, выполняет все, что ей говорит ИИ, берущий на себя полный контроль над ее телом. Для девушки это особая форма разнообразить сексуальный досуг, а для компьютера это способ удовлетворить желания возлюбленного. Кстати, уже существует услуга, позволяющая одному человеку дистанционно управлять другим, смотреть на мир его глазами, например, пройти экскурсию по другому городу. Почти как в фильме «Быть Джоном Малковичем», который некогда воспринимался как фантастика, а теперь как технически достижимая реальность. Думаю, и в современной секс индустрии это тоже используется, просто пока без участия ИИ.В ходе обсуждения фильма Ева был поднят еще один вопрос – зачем вообще создавать искусственную жизнь? В чем мотивация человека? Мне кажется, что ответ прост. Человек был порожден в результате эволюции не абы каким, а любознательным. По-видимому, любознательность была важной особенностью, необходимой для выживания нашим предкам. А наше стремление создавать всякие штуки вроде компьютеров и искусственной жизни есть лишь следствие тех адаптивных принципов мышления, которые в нас заложены от природы. Хотя, конечно, это лишь один из возможных мотивов: у каждого человека он может быть свой. Кто-то хочет понять, как вообще устроено мышление, в том числе его собственное. Кто-то стремится к техническому прогрессу и улучшению качества жизни людей (а роботы тут могут помочь). Кто-то просто хочет создать хорошую игрушку и заработать на этом денег. Мотивы могут быть разными, но я думаю, что искусственный интеллект, качественно неотличимый от нашего, в скором времени создан будет. И тогда нам очень пригодятся все эти фантастические книги и фильмы, чтобы понять, как с ним быть. Чтобы мы были готовы ко всяким этическим дилеммами, юридическим казусам и просто интересным ситуациям описанным выше. Tags: интеллект, кино, социология, философияscinquisitor.livejournal.com
Разум — штука таинственная и изменчивая, но кем бы мы были без него? Тем не менее, иногда логика нас подводит, а глаза играют с нами злые шутки. Мозг трудно изучать, и это касается не только общих научных достижений, но и странных психических явлений. Например, все знакомы с дежавю, но мозг каждый день подкидывает нам другие феномены, которые мы порой даже не замечаем.
«Промывка мозгов» полностью меняет то, как или о чём человек думает. Порой эту методику используют не для благих целей — например, на военнопленных, похищенных и других людях, находящихся в положении подчинения. Но это, по сути, уже крайняя форма «промывки мозгов».
Во-первых, «промывка мозгов» — это уничтожение всего, во что жертва верит. Это необходимо, чтобы начать с чистого листа, отпечатать новые мысли, идеи и ценности. Это странное сочетание умственного и физического насилия плюс обещание скорого избавления от мучителей, так что условия для манипуляции идеальны. После того, как сломленный человек начинает считать, что во всех отношениях был не прав, он начинает опираться на суждения человека, который только что его сломал, чтобы снова получить хоть какую-то картину мира.
Как мы уже говорили, вышеописанная методика — это крайний случай. Есть и другие методы «промывки мозгов», менее очевидные, но происходящие ежедневно. К ним можно причислить рекламу, предназначенную явно для манипуляции и изменения образа мышления. Любые организации или учреждения, которые вербуют людей в свои ряды, прибегают к общественной пропаганде. Даже пытающиеся порой манипулировать вами друзья «промывают» вам мозги, правда, в лёгкой форме.
Как на деле работает «промывка мозгов», известно мало. Не установлено, насколько успешны различные методы, потому что официальные опыты по понятным причинам считаются нарушением этики. Почти всё, что мы об этом знаем, рассказали военнопленные, но вопросов остаётся ещё очень много — например, насколько эти методы эффективны и как долго действуют. Исследования солдат не смогли окончательно ответить на эти вопросы, но это, похоже, во многом зависит от самосознания человека и силы его характера.
Прозопагнозия — это расстройство, при котором человек не может узнавать и распознавать лица, причём даже лица друзей или близких родственников. Расстройство также может проявляться, как неспособность распознать выражение лица, возраст человека или установить зрительный контакт.
Страдающие от прозопагнозии люди испытывают трудности с обработкой других визуальных сигналов, например, с трудом распознают ориентиры или неодушевлённые предметы, связанные с каким-то человеком (например, не могут узнать чей-то автомобиль или дом), а порой даже могут испытывать трудности с идентификацией животных.
Долгое время считалось, что прозопагнозия — это результат травмы головы, но теперь мы знаем, что около 2% людей с этим заболеванием рождаются. Считается, что врожденная прозопагнозия вызвана дефектом развития части мозга, отвечающей за распознавание предметов и дальнейшего использования этой информации — веретенообразной извилины. Но даже с новыми знаниями прозопагнозию трудно диагностировать, потому что человек часто находит другие способы узнавать людей, чтобы компенсировать свою неспособность распознавать лица.
Коктейль-пати эффект — это наша врождённая способность отделять важную информацию от фонового шума. Например, вести беседу с одним человеком посреди переполненной комнаты, где все разговаривают. Это явление было трудно изучить, потому что проверить точный неврологический ответ на конкретный стимул сложно, но кое-что наука смогла выяснить.
Исследователи из Университета Калифорнии в Сан-Франциско подсоединили сеть электронных датчиков непосредственно к головному мозгу пациентов, страдающих от тяжёлой формы эпилепсии, которым была назначена операция на головном мозге. Затем их попросили прослушать запись шумной беседы, а компьютеры в это время регистрировали их мозговую деятельность. Исследователи смогли не только определить, что слышали испытуемые, но и узнать, что мозг настраивался только на речь определённого типа.
Вместо того чтобы отфильтровывать информацию вроде фоновых разговоров или музыки, слуховой аппарат её просто игнорировал. Эти данные могут быть полезны для лечения проблем, связанных с аутизмом и нарушением обработки сенсорной информации. Также данные показывают, что наш мозг уже давно умеет то, чего современные технологии распознавания голоса до сих пор не могут — сосредотачиваться на одном источнике сигнала.
Это явление называется эффектом «Тетриса»: если вы проведёте много времени, занимаясь какой-либо однообразной деятельностью вроде игры в «Тетрис», то ночью вам это приснится. Тому есть логичная причина — это не признак того, что вы просто переусердствовали.
Исследователи из Гарвардской медицинской школы предположили, что когда вам снится нечто, чем вы занимались в течение дня, ваш мозг пользуется связанной со сном паузой, чтобы закрепить поведение, которым вы так увлекались во время бодрствования. Участники исследования играли в «Тетрис» по несколько часов в день, и ко второй ночи большинству снились знакомые падающие блоки.
Исследователи пришли к выводу, что в первый день мозг не сразу понял необходимость выучить нечто новое, но при повторном длительном сеансе игры «выключатель щёлкнул», и это вызвало обработку информации во время сна.
Группа, состоящая как из новичков в игре, так и из опытных игроков, показала одни и те же результаты. Другая тестовая группа, состоящая из людей с расстройствами памяти, подобного эффекта не продемонстрировала. Это доказывает, что сны о «Тетрисе» не являются признаком «тетрисовой наркомании» — просто мозг продолжает учиться, пока остальная часть нас выключается на ночь.
Апофения — это технический термин для описания распространённого переживания, когда вы видите картинку, которой на самом деле не существует: например, мы видим чьё-то лицо в подгорелом кусочке хлеба или пятне. Поэтому мы в тёплый солнечный день можем валяться на травке и угадывать, на что похожи облака.
Константинс РаудивПервые намёки на то, что именно при этом делает мозг, пришли из совсем другого исследования — «голосов духов». Латвийский психолог Константинс Раудив записывал то, что называл «разговорами духов» и что остальной мир называл «статическими помехами». Другие учёные не слишком серьёзно относились к претензиям Раудива на то, что он слышал в своих записях какие-то связные голоса, но потом поняли, что он таким образом иллюстрировал способность мозга организовывать и обрабатывать информацию так, чтобы она приобретала для нас смысл.
Наше выживание как биологического вида в значительной степени зависело от способности собрать воедино разрозненную информацию для создания общей картины. Эта способность настолько укоренилась в мозге, что иногда он сильно ошибается в попытках распознать образы и в результате видит лица на стволах деревьев или в облаках.
Способность работать в многозадачном режиме часто поощряется на работе, но последние исследования показывают, что это не так эффективно, как принято думать. Сканирование мозга, проведённое во время многозадачной работы, показало, что вместо того, чтобы за раз выполнять несколько задач, люди просто переключаются с одной задачи на другую. Кстати, так и появился термин «переключаться на задачу».
Многозадачность не слишком-то эффективна, несмотря на то, что многие до сих пор верят в то, что чем больше вещей сделаешь в одно и то же время, тем быстрее добьёшься цели и получишь результат. На деле многозадачность чревата потерей эффективности в размере до 40% в течение дня. Вы можете считать себя более продуктивным и успешным, но в конце дня наверняка устанете сильнее, да вдобавок ещё и расстроитесь из-за того, как мало успели сделать.
Но многозадачность бывает разной: например, физическая деятельность совсем не мешает деятельности интеллектуальной — поэтому мы можем слушать аудиокнигу во время прогулки с собакой. Недостатком такого вида многозадачности является то, что она серьёзно ограничивает наше восприятие окружающего мира.
На первый взгляд мозговой штурм может показаться отличным способом найти новые идеи и творчески подойти к решению проблемы, но на деле он имеет обратный эффект — во время мозгового штурма человек становится менее творческим и концентрируется на развитии чужих идей, а не предлагает свои. Существует несколько причин, по которым мозговой штурм не работает, но основная причина в том, что люди очень-очень ленивы.
Исследователи из Техасского университета в Остине называют это «социальным шараханьем»: люди просто присутствуют при мозговом штурме, выслушивают чужие идеи и изредка вносят свои, лишь ненамного отличающиеся от уже выдвинутых. Другие же не решаются высказать свои идеи из страха быть осмеянными группой, особенно после того, как услышат несколько неплохих предложений.
Легче объяснить, почему вы согласны с остальными, чем пойти на риск и начать отстаивать собственные идеи. Если учесть, что большинство мозговых штурмов длятся гораздо дольше, чем обычно длится творческий подъём, то встречи, нужные для поиска новых идей, на деле просто всех раздражают.
Когда речь заходит о врождённом таланте, люди начинают противоречить сами себе. С одной стороны нам постоянно говорят, что мы способны на всё, что мы можем стать кем угодно, если будем работать достаточно упорно. С другой стороны некоторые люди, кажется, просто созданы для выбранной ими области — может, у них даже есть «природный талант». Как обычно, истина находится где-то посередине.
Выпускница Джульярдской школы и инструктор молодёжи в Колледже Болдуин-Уоллес Дианна Ричардсон считает, что сырой, не оформившийся природный талант действительно существует. Он проявляется у молодых студентов, которые работают по собственной инициативе, не опускают руки и заинтересованы в дальнейшем развитии. Но никакой сырой талант не может развиться без работы над ним.
Дианна РичардсонМотивация и практика для развития таланта очень важны — чтобы стать экспертом в какой-либо области, требуется в среднем десять лет. Талант можно рассматривать скорее не как склонность к определённой профессии, а как совокупность личностных качеств, благодаря которым человек с большей вероятностью может преуспеть в той или иной области.
Наша личность и потребности постоянно меняются, и это одна из причин, почему некоторые люди не могут «открыть» свои скрытые таланты, пока не становятся старше. Такое случается, когда внешние факторы (без поощрений, тренеров или наставников) заставляют идти к цели. А цель сначала нужно перед собой поставить.
Многие люди с ампутированными конечностями сообщали, что их конечности болят. Иногда это не боль, а просто лёгкое чувство. Эти фантомные ощущения часто испытывают не только инвалиды. Вам казалось хоть раз, что в вашем кармане больше нет телефона, или, наоборот, вы злились, когда чувствовали, что он звонит на беззвучном режиме, а потом понимали, что никто вам не звонил? Это один и тот же эффект.
Исследователи из Университета Вандербильта установили, что разные части мозга связаны с определёнными частями тела, например, рукой или ногой. Когда конечность удаляется, то существующие в мозге связи остаются активными, пока мозг не обновит «карту тела» и не свыкнется с тем, что конечности больше нет. У людей, чувствующих фантомную вибрацию телефона, развиты аналогичные нейронные структуры.
Странно, но у тех людей, которые не расстаются с телефоном, мозг начинает распознавать его как придаток. Это объясняет, почему нам кажется, что мы свои телефоны чувствуем и слышим вызов, даже если забыли телефон дома или в машине. Это можно считать поводом для беспокойства — вот насколько мы уже привязаны к технологиям.
С этим эффектом мы хорошо знакомы, но, как правило, не задумываемся о нём. Если вы потрёте закрытые глаза, то «увидите» виртуальную радугу из цветных фигур и линий. Это называется фосфенами — глаза и мозг работают вместе, а мы в результате видим странные визуальные маркеры.
Мы видим фосфены, когда нет внешнего визуального стимула. Это может происходить, когда вы закрываете глаза или сосредоточены на какой-то однообразной картине, где искажена перспектива — например, на тёмном шоссе в ночное время. Люди, проводящие много времени в камерах сенсорной депривации или за медитацией, сообщают о видениях, которые можно объяснить фосфенами.
Временные фосфены могут появиться от физического стимулирования глаз — например, при нажатии на глазное яблоко. А серьёзные события вроде черепно-мозговых травм могут создать постоянные фосфены — в этом случае человек будет постоянно наблюдать их, потому что зрительные центры мозга активны при отсутствии внешних визуальных стимулов.
Читайте также: «8 способов обмануть свой мозг»Например, когда пациенты в сознании подвергались операциям на головном мозге, они при электрической стимуляции различных областей мозга сообщали, что видели фосфены. При исследовании слепых людей выяснилось, что они тоже видят фосфены, причём видения зависят от того, какая часть зрительной системы повреждена. Видеть их могут не только люди — животные тоже на это способны.
www.factroom.ru