Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей.
Имя определяет судьбу человека. Это ключ к его внутреннему я. Ведь неспроста на Руси у человека было два имени одно - ложное, для всех, и другое - тайное, только для самого человека и его очень близких людей. Эта традиция существовала как защита от недобрых духов и недобрых людей. Часто первое славянское имя было заведомо непревлекательным (Крив, Некрас, Злоба), для еще для большей защиты от недобрых. Ведь не имея ключа к сущности человека, причинить зло гораздо сложнее. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера сформировались. Имя давалось исходя из этих черт. Славянские имена изобиловали своей разнообразностью, существовали группы имен: 1) Имена из животного и растительного мира (Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех, Борщ) 2) Имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк) 3) Имена богов и богинь (Лада, Ярило) 4) Имена по человеческим качествам (Храбр, Стоян) 5) И основная группа имен - двухосновные(Святослав, Доброжир, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Гостомысл, Велимудр, Всеволод, Богдан, Доброгнева, Любомила, Миролюб, Светозар) и их производные (Святоша, Добрыня, Тишило, Ратиша, Путята, Ярилка, Милонег). Из перечисленных имен несложно проследить процесс создания производного имени: из двухосновного отсекается вторая часть и прибавляется суффикс или окончание (-нег, -ло, -та, -тка, -ша, -ята, -ня, -ка). Пример: Святослав : Свято+ша=Святоша. Безусловно имена людей несут в себе значимую часть культуры и традиции всего народа. В России с пришествием христианства славянские имена почти полностью впали в небытие. Существовали списки славянских имен запрещенных церквью. Почему так происходило нетрудно догадаться. Одна часть имен (Лада, Ярило) была именами славянских богов, обладатели второй части были люди, которые и после христанизации Руси пытались восстановить культ и традиции (волхвы, богатыри). На сегодняшний день в России славянскими именами называют лишь 5% детей, что безусловно обедняет и так скудную славянскую культуру.
Традиции → Славянские имена
История → Великий князь Святослав и интриги византийцев
Славянские герои → Иду на Вы!
История → Крещение Руси. Огнем и мечом
Славянские герои → Князь Светослав Хоробре - Муж Крови
Рейтинг
последние 5
Ирина Бараусова Юрий Ярий Олеся Егор Гѣрвойslavyanskaya-kultura.ru
Золотой век русской культуры — это прежде всего Пушкин — начало и вершина Золотого века, явление русской и мировой культуры. Именно с Пушкина и благодаря его влиянию на все виды творчества Россия вышла на уровень мировой культуры и превзошла его. Он не только гениальный поэт, запечатлевший в прекрасных поэтических формах русского человека. Пушкин — создатель современного русского литературного языка, который и сегодня может считаться эталоном. Благодаря Пушкину был преодолен тот разрыв, который существовал между «верхами» и народом, между культурой и народом. С него самого русское чтение стало достоянием всех дворян и простых людей, и детей и взрослых.
Пушкин был та звезда, на которую ориентировались, свет которой вдохновлял литераторов, художников, музыкантов. Очень характерны в этом отношении горестные слова Гоголя. Получив в Италии печальную весть из России о гибели поэта, Гоголь писал П.А. Плетневу в Петербург: «...Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою. Что скажет он, что заметит он, чему посмеется, чему изречет неразрушимое и вечное одобрение свое, вот что меня только занимало и одушевляло мои силы...» (6; 597).
Место и роль Пушкина в истории русской культуры, истории России вообще наиболее точно охарактеризовал В.О. Ключевский. Этот выдающийся историк ставит рядом две «знаковые» фигуры в истории России: Петра Великого — императора и А.С. Пушкина — поэта. Петр I сумел разглядеть мощные материальные и духовные силы, таившиеся и невостребованные в Руси, и начал с первых, призвав на помощь технические знания Запада, обеспечил России международную и политическую мощь, «выдвинул Россию в семью европейских держав и народов». Такую же роль в отношении духовной жизни России сыграл Пушкин. Поэзия Пушкина «впервые показала нам, как русский дух, развернувшись во всю ширь и поднявшись полным взмахом, попытался овладеть всем поэтическим содержанием мировой жизни, и восточным и западным, и античным и библейским, и славянским и русским. Этой широтой поэтического захвата она дала нам почувствовать, какие нетронутые силы таятся в глубине выразившего ее народного духа, ожидая своего призыва на общечеловеческое дело» (7; 311).
Ключевский подчеркивал глубокую народность Пушкина. Эту народность он видел не в особенностях языка, не в выборе предметов из отечественной истории, а в том, что во взглядах поэта на жизнь, во всем складе его мировоззрения впервые обозначился духовный облик русского человека, в особом образе его мыслей и чувствований. В поэзии Пушкина образно и ясно отразилась эта физиономия русского народа. Это народ восприимчивый и наблюдательный, с трезвым и бодрым взглядом на жизнь, терпеливый и исполненный терпимости, чуждый сомнений и непритязательный, благодарный судьбе за радость и за горе, умеющий ценить хорошее чужое и шутить над дурным своим, простодушно и задушевно отзывчивый на все человечное, незлопамятный и осторожный, мирный и примирительный (8; 312).
Другой великий русский — писатель Федор Достоевский выделял особо два главных момента гения Пушкина, как и Ключевский, он отмечал общечеловеческий характер его творчества и подчеркивал пророческое значение Пушкина. Ни один из великих гениев других стран — Шекспир, Сервантес, Шиллер и т. д. не обладали такой способностью всемирной отзывчивости, как Пушкин. В этом свойстве Пушкинской поэзии отразилась главнейшая способность нашего народа. Всемирная отзывчивость поэта нашла свое глубокое воплощение в его произведениях и образах из жизни других народов и всех времен («Фауст», «Скупой рыцарь», «Дон Жуан», «Пир во время чумы», «Египетские ночи» и т. д.). И в этой изумительной способности — пророческий смысл Пушкина и его творчества. Именно в этом более всего выразилась народность его поэзии, сила духа русского народа в его стремлении ко всемирности, ко всече-ловечности (9; 399).
Золотой век русской культуры означал разрыв с подражательством Западу в литературе и искусстве. Началось возвращение к народным корням, к национальным традициям. Это стало одной из главных основ расцвета литературы и искусства, одной из их сильных сторон. Уже в первой половине XIX в. идет постепенный переход от классицизма, сентиментализма, отвлеченности через кратковременное увлечение романтизмом к реализму, к проблемам реальной жизни. Этот переход происходил во всех сферах художественной культуры. Раньше и быстрее он совершался в литературе. В литературу и, прежде всего, в поэзию все более широко врывается живая жизнь. От «чувствительных» романов и повестей второй половины XVIII в., заполнивших книжный рынок, являвшихся развлекательным чтивом, в начале XIX в. в литературе все явственнее намечается поворот реальной жизни.
На литературную арену ворвалось молодое поколение поэтов — выпускников Царскосельского лицея — однокашников Пушкина. Первоначально предметом поэзии стали товарищеские пиры, любовные похождения. Но постепенно и в поэзии, а затем в прозе все большее место начинают занимать проблемы российской действительности. На поэтическом небосклоне появилась плеяда блестящих поэтов-современников и последователей Пушкина. Это: Евгений Баратынский, Федор Тютчев, Афанасий Фет, Михаил Лермонтов. Это также Рылеев, Дельвиг, Вяземский, Денис Давыдов, Веневитинов и др. Продолжали творить патриархи русской поэзии Г.Р. Державин, В,А. Жуковский. Ярко зазвучали голоса поэтов — выходцев из третьего сословия — Никитина, Кольцова, Языкова.
Символами литературы этой переходной эпохи стали Чацкий, Онегин, Печорин. Это герои безвремья, поднявшиеся над окружением и не понятые им (10; 74). Постепенно реализм становится высшей задачей литературы и искусства. Социальный роман стал господствующей формой литературы. Одной из характерных и сильных сторон такого романа было философское осмысление нравственных проблем жизни, человеческих отношений. Литература освобождается от исключительного служения высшему классу. Скоро она становится потребностью читателя из других общественных слоев. Круг таких читателей, по мере развития образования, все более расширяется. Литература становится трибуной, с которой выносятся на суд общественности больные вопросы жизни российского общества.
Вслед за Пушкиным и под его духовным влиянием выступил Н.В. Гоголь с его «Мертвыми душами», «Ревизором» и другими произведениями, в которых была представлена неприглядная картина некоторых сторон жизни России. И сегодня не устают цитировать, к месту и не к месту, гоголевские слова, что беда России — плохие дороги и дураки. И очень редко вспоминают другие слова, выражавшие веру писателя в великое будущее России, в ее народ:
«Еще пройдет'десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которой не продают больше на европейских рынках» (11; I; 97).
Россия в XIX в. подарила миру такие великие имена, как Гоголь, Достоевский, Л. Толстой, Тургенев, Грибоедов, Гончаров, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Островский, Чехов, Горький, Успенский. В произведениях великих русских писателей нашли глубокое отражение все пласты жизни россиян, с их радостями и печалями, светлыми и темными сторонами. Не осталось ни одного уголка российской жизни, который не был бы охвачен литературой. И что еще характерно: классики беспощадно критиковали все, что было темного в стране, но делали это, любя Россию, веря в ее народ.
Расцвет русского классического романа в 60—70-е годы связан прежде всего с именами Достоевского, Тургенева, Толстого. Главная тема произведений Ф.М. Достоевского — боль за униженных и оскорбленных, вера в человека. В романах «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» глубоко раскрываются нравственные проблемы взаимоотношений людей, столкновение сильных самобытных характеров, одиночество человека в чужом и безжалостном мире.
В художественных произведениях, публицистике и философских работах Достоевский постоянно возвращается к проблеме исторического предназначения русского народа, к его всечеловеч-ности, всеотзывчивости и всепониманию. В «Дневнике писателя» (12), над которым он работал с перерывами ряд лет, представлено многообразие тем: политика, религия, проблемы воспитания и образования, интеллигенция и народ и многое другое. Но в конечном счете, это всегда глубокие размышления о России и ее народе. Это дало основание известному русскому философу Н. Бердяеву говорить, что Достоевский является наряду с Пушкиным одним из тех гениев, которые выражают дух народа (13; 81).
В прекрасных романах И.С. Тургенева «Отцы и дети», «Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо» встает картина переломного времени в жизни России. Выведены новые для русской литературы герои — разночинцы и демократы. И грусть по уходящей эпохе, и тревожное ожидание нового, не очень ясного грядущего. Тургенев представил нам русских женщин, самоотверженных и духовно красивых. В его «Записках охотника», как ранее ни в одном другом произведении русской литературы, даны образы русских крестьян, их высокая нравственность и одаренность.
Главное содержание великого романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» — судьбы народа и страны. В романах «Анна Каренина», «Воскресение», в других произведениях — жизнь русского общества 70-х годов. Автор показывает крушение традиционных моральных устоев под натиском наступающей буржуазной эпохи. Пушкин, Достоевский, Толстой оказали огромное влияние на развитие мировой литературы. Их произведения остаются и сегодня самыми читаемыми не только в нашей стране.
Богатейшее наследие оставил А.Н. Островский (1823—1886). В его пьесах («Доходное место», «Гроза», «Волки и овцы», «Горячее сердце», «Бесприданница» и многие др.) исследуется мир купечества и жизнь маленьких подневольных людей в этом мире. Драматургия Островского сыграла решающую роль в становлении русского реалистического театра. Его пьесы и сегодня не сходят со сцены. Блестящий талант М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826—1889) раскрылся в непревзойденной сатире. В своих произведениях «Помпадуры и помпадурши», «Пошехонская старина», «История одного города», «Господа Головлевы» он дал убийственную сатиру на существующие бюрократические порядки и тупоумие начальников всех рангов, дремучую отсталость жизни помещиков в различных «медвежьих» углах страны. В мировой литературе найдется немного таких шедевров сатиры, как произведения Салтыкова-Щедрина. Тема народа, его исканий и надежд — главное в творчестве Н.А. Некрасова (1821—1877/78). Психологически тонкое и лирическое творчество А.П. Чехова (1860—1904), приходящиеся уже на конец века, отразило искания русской интеллигенции, ее потерянность и смятение.
Значительное влияние на художественную жизнь второй половины XIX в. оказала революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены В.Г. Белинским. В своих многочисленных статьях он последовательно отстаивал идеи свободы и независимости человеческой личности и подчеркивал, что главным критерием ценности литературы должна быть верность действительности и народность. А его цикл из 11 статей, посвященных творчеству А.С. Пушкина, сыграл большую роль в развитии пушкиноведения. Дальнейшее развитие революционно-демократической эстетики связано с именами Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова. В их работах последовательно проводилась идея общественно-преобразующей роли литературы и искусства, подчеркивалось, что литература способна и должна быть не только средством отображения и познания действительности, но и ее изменения, борьбы с общественным злом. Литературно-критическая деятельность этих выдающихся людей оказала большое влияние на творчество многих писателей и художников, в особенности из среды разночинной интеллигенции.
Уже в начале века начинает меняться и отношение читающей публики к литературе: из предмета развлечения и отдыха она стала сферой поиска ответов на жизненно важные вопросы, будила мысль и споры вокруг этих вопросов.
Именно в этот период сформировались великие традиции, которые стали характерными чертами русской классической литературы на все времена: гуманизм, сострадание к человеку, высота нравственных идеалов, пристальное внимание к больным вопросам народной жизни, транснациональный, вселенский характер русской литературы. На русской классической литературе — детище XIX в. — воспитывались все последующие поколения россиян. Вобрав в себя духовные достижения русского и других населяющих Россию народов, русская классика стала яркой, богатейшей и неповторимой частью мировой литературы.
magref.ru
Выбор имени сына - сложное дело для всех родителей. Ведь имя останется с ребенком на всю жизнь, будет его отражением. Поэтому к вопросу имени для мальчика нужно подходить серьезно. На данный момент в мире существуют имена различного происхождения итальянские имена, казахские, греческие, старорусские имена мальчиков и девочек. Если вы решили наделить своего сына старорусским именем, то наша статья как раз для вас.
Нужно отметить, что среди старорусских имен есть огромное количество красивых и звучных имен, и при правильном их применении можно значительно повлиять на судьбу ребенка, то есть в процессе воспитания усилить позитивные черты в характере ребенка и развить в нем хорошие качества. Особым спросом среди старорусских имен пользуются княжеские имена. Как правило, мужчины с такими именами как Владимир, Всеволод, Святослав. Имя Ярослав наделяет ребенка твердым мужским характером и харизматичностью. Также есть хорошие старорусские имена мальчиков, обладатели которых не были князьями, но были достойными мужами. Например, имя Богдан (богом данный). Мальчик по имени Богдан будет спокойным, знающим себе цену человеком, принципиальность и упрямство - яркие черты Богдана. Борисы (борцы) бывают умными, достигают больших успехов, щепетильные, с чувством юмора. И таких старорусских ярких и имеющих глубокий смысл имен много.
Старорусские имена мальчиков:
Богумил - милый Богу
Красимир - красота мира
Будислав - будь славным!
Красислав - красота славы
Болеслав - славящий
Любим - любимый
Белогор - из белых гор
Людимир - неси людям мир
Белояр - яростный
Любомил - любимый
Бажен - божий
Любомир - любящий мир и миром
Буеслав - аист
Люборад - радующий любовью
Будимил - будь милым!
Любослав - любовь славящий
Боголеп - божественный
Ладислав - славящий красоту
Братислав - брат, друг славы
Ладислав - славящий людей
Белимир - белый, чистый
Любодрон - любимый, дорогой
Богумир - неси Богу мир!
Лучеслав - в луче славы
Борислав - бурная слава
Любодар - дарящий любовь
Володарь - дарящий волю
Ладимир - миролюбивый
Витослав - слава жизни
Миролюб - любящий мир
Властислав - владеющий миром
Милава - милый, добрый
Владимир - владеющий миром
Млад - молодой
Вячеслав - славящий совет
Миродар - дарующий мир
Венислав - увенчанный славой
Милан - милый, добрый
Всемир - всемирный
Мыслемир - думающий о мире
Всеслав - прославленный
Могута - мощный, могучий
Вышеслав - знаменитый; вся слава
Милослав - милая слава
Властимир - властвуй миром
Младен - молодой
Всемил - милый всем
Милорад - милый, добрый
Верислав - верный
Надея - надежда ожидание
Воислав - славный воин
Негомир - нежный и мирный
Вадим - званный, приглашенный
Найден - найденный
Владислав - владеющий славой
Нерослав - скрепляющий славу
Вадислав - званный
Остромысл - остро мыслящий
Глеб - милый, ласковый
Очеслав - отчая слава
Градибор - создающий силу
Олег - легкий, быстрый
Горислав - славящий высокий свет
Прекрас - прекрасный
Горисвет - высокий свет
Пересвет - пресветлый
Гостислав - готовая слава
Путислав - путь славы
Градимир - созидатель мира
Премислав - прими славу!
Дар - дар миру
Первослав - впереди славы
Дрогослав - дорогая слава
Ратислав - ратная слава
Добрава - добредающий, несущий
Радимил - милая радость
Дарослав - дающий слово
Радей - радость, радостный
Деян - действующий, активный
Ратибор - избранный воин
Даромир - дающий мир
Радибор - избранный из радостных
Добран - добро дающий
Руслав - русый
Дарен - дар миру
Радислав - радеющий о славе
Дан - дан Богом
Радим - милая радость
Дрогорад - дорогая радость
Ратмир - ратующий о мире
Дрогомир - дорогой мир
Радосвет - свет радости
Данко - светящий, день
Русимир - Русский мир
Дивислав - в сиянье слова
Радимир - радеющий о мире
Данияр - данный для блеска
Радовлад - владей радостью
Добролюб - любящий добро
Световид - свет, свят
Данислав - дающий славу
Светозар - озаренный светом
Даромысл - думающий, мыслящий
Святобой - святой боец, воин
Драголюб - добрый, любимый
Святомир - святой мир
Доброслав - славящий добро
Световик - свет
Драговит - ценящий жизнь
Святорад - святая радость
Дамир - давший мир
Тихослав - тихая слава
Есений - ясное небо
Траян - третий сын
Желан - желательный
Умир - мир, умиротворение
Желислав - желанная слава
Умил - умиление
Жданимир - жданный мир
Услад - услада
Житеслав - славящий жизнь
Хранимир - храни мир
Златослав - золотая слава
Хвалимир - прославляй мир
Златозар - с ясным взором
Хвалислав - хвали славу
Звенислав - звенящий славой
Хранислав - храни славу
Залазарь - из-за лазури
Цветимир - будь цветом мира
Зелислав - очень славный
Чудомил - милое чудо
Зданимир - создатель мира
Честимир - честь мира
Звенимир - зовущий к миру
Честислав - чти славу
Заря - восходящий свет
Чтислав - чти славу
Ижеслав - будь со славой!
Щаслав - счастливый
Игорь - воинственный
Яромир - будь яростным в мире
Ивар - древо жизни
Ярослав - блистающий славой
Идан - идущий, преодолевающий путь
Яромил - милый мужчина
Иван - родиться, рождаться
Ярополк - яростно ополчившийся
Красибор - избранный из красивых
Янислав - славный
Древнерусские и славянские имена в России, в наши дни
Основной массив современных русских имен составляют имена святых, содержащихся в православных церковных календарях («святцах»). Иногда такие имена называют «календарными». По происхождению все они очень разные: древнегреческие, древнеримские (латинские), древнееврейские, ассирийские, древнеегипетские, древнегерманские, скандинавские, арабские. Но за сотни лет эти имена прошли полную ассимиляцию в русской языковой среде и приобрели совершенно русское звучание и форму. Вот кто скажет, что Иван или Марья - не русские имена?
Что же касается огромного множества древнерусских и славянских имен, то до нашего времени дошло только 20 имен: Борис, Вера, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Изяслав, Любовь, Людмила, Милица, Мстислав, Надежда, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав, а также Глеб, Игорь, Ольга и Олег, появившиеся на Руси вместе с варягами. И нужно заметить, что названные имена сохранились лишь благодаря тому, что каким-то чудом попали в православные святцы.
За последние годы интерес к именам наших далеких предков вырос и продолжает расти (это отмечают органы ЗАГС по всей стране). Всё большее число новорожденных получают имена Влада, Дарина, Мирослава, Милана, Станислав, Яромир и т.д. Предлагаем вашему вниманию список наиболее привлекательных (благозвучных и выглядящих по-современному) мужских и женских общеславянских имен.
Список мужских имен (древнерусские-варяжские-славянские):
Примечания:
1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажена до Ярослава) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М.). А имя Руслан, например, лишь кажется славянским и древним, на самом деле оно имеет восточное происхождение и возраст, не превышающий 200 лет.
2). Элемент слав, слава означает не только «слава» (как свидетельство почета и уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».
3). Корень рад- в славянских именах типа Радослав и Милорад означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать).
4). У наших предков имена Святослав и Светослав были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой
5). Отчества от славянских имен образуются как короткой формой - Ярославич, Ярославна; Добрынич, Добрынична; Святославич, Святославна, так и «длинной» - Станиславович, Станиславовна, Мстиславович, Мстиславовна.
6). Имена Борис, Владимир, Владислав, Всеволод, Вячеслав, Глеб, Игорь, Изяслав, Мстислав, Олег, Ростислав, Святослав, Ярополк, Ярослав являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать мальчика любым другим именем из вышеприведенного списка (Велемир, Добрыня, Ждан, Ратмир, Станислав, Яромир и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно будет приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).
Список женских имен (древнерусские-варяжские-славянские):
Примечания:
1). Все приведенные выше древнерусские-варяжские-славянские имена (от Бажены до Ярославы) реально существовали, и это подтверждается историческими документами (см. труды Морошкина М.Я. и Тупикова Н.М. А такие имена, как Лада, Руслана, Светлана и Снежана лишь кажутся древними, на самом деле это «искусственные» имена с возрастом, не превышающим 150-200 лет.
2). Что касается элемента слав, слава , то он означает не только «слава» (как свидетельство всеобщего уважения), но и «называться, именоваться, слыть, быть известным».
3). Корень Рад- в славянских именах типа Радмила, Радослава означает не только радоваться , но и радеть (то есть печься, заботиться, способствовать); корень Власт- означает родина, отечество.
4). У наших предков имена Святослава и Светослава были тождественными, так как слова свет и святость , светлый и святой выражают один и тот же смысл - «чистый, незапятнанный».
5). Имена Вера, Любовь, Людмила, Милица, Надежда, Ольга являются именами православных святых, поэтому могут быть одновременно и паспортными и крёстными. Если же вы захотите назвать девочку любым другим именем из вышеприведенного списка (Божена, Власта, Злата, Инга, Мирослава, Радмила, Ярослава и т.д.), то имейте в виду, что для крещения нужно приготовить еще одно имя - «календарное» (то есть содержащееся в православных «святцах»).
Другие материалы на эту тему см. в разделе
Каждое имя, когда-то придуманное людьми, несет в себе смысл. Старорусские женские имена отличаются красотой и уникальностью, ведь они появлялись в разные периоды многострадальной истории Древней Руси. Богатство женских имен пришлось по вкусу современным родителям, и уже многие девочки носят прекрасные старинные имена. Мелодичность и глубокий смысл привлекают не только русских, но и другие народы.
Выяснить происхождение абсолютно всех старинных имен невозможно, но исследования не прекращаются. Имена являются источником истории и традиций, с их помощью можно узнать о быте предков, их взглядах, посмотреть на мир их глазами. Имена помогают современникам узнать, как их предки относились к людям.
Исследовать старорусские женские имена еще труднее, ведь обычно они имели по несколько значений и толкований. У разных регионов одно имя могло обозначать разные явления и вещи. Поэтому сегодня на одно имя приходится несколько версий.
В старину детей называли именами, которые характеризовали повадки или внешность. Это была древняя традиция, ведь люди издавна верили, что в имени заключается судьбоносный код. Так и появились имена девочек Красава, Разумница.
Стоит отметить, что подобная традиция была не только у славян. Индийцы и китайцы также нарекали детей в соответствии с традициями. В Индии давали характерные имена, вроде Аяши (маленькая), Евоти (великая). Китайцы старались дать ребенку ужасное имя, так как верили, что плохие духи могут позариться на любимого ребенка, а если назвать его почти оскорбительно, духи будут думать, что этого ребенка не любят. Это больше касалось мальчиков, хотя и девочкам бывало давали странные имена.
Славяне придавали большое значение семье и роду занятий, некоторые имена даже связаны с последовательностью рождения детей. Так Лидия будет означать «первая». Популярным было имя Первуша.
Славяне считали, что имя является ключом к внутреннему миру и давали девочкам по два имени. Так появилась традиция выбирать имя для людей и для семьи. Первое говорили всем, а второе знали только самые близки, и оно хранило в себе тайный хороший смысл. Первое обычно было некрасивым и отталкивающим, но позволяло защитить истинное от дурных языков.
Второе имя давали только в определенном возрасте, когда подросток проявлял характер. Однако традиция не прижилась – обычно девочка была такой, какой ее характеризовало первое имя. Второе же имя, ввиду не используемости, теряло свое значение.
После принятия христианства имена вписывали в церковные календари, и как бы отдавали ребенка на защиту ангела-хранителя. Как известно, не все славяне охотно приняли обычаи христианства, поэтому долгое время детям, параллельно с христианскими именами, давали старые языческие прозвища. Позже многие из них стали современными фамилиями.
Однако давление христианства было велико. Ближе к 17 веку многие древнерусские женские имена вышли из обихода. Их заменили имена государств, которые распространяли христианство или были влиятельны в то время – Византия, Египет, Греция, Италия, Сирия. Многие имена были преобразованы на русский манер, и, к примеру, вместо Авдотьи получилась Евдокия. Сегодня очень многие бы удивилась, как в оригинале звучали их имена.
Неизменными оставались только имена святых. Древняя традиция давать ребенку два имени прижилась и на Руси, но второе имя, которые давали при крещении, обычно не использовали. Второе имя зачастую было греческим.
Церковный перечень предоставляет на выбор большое количество женских имен. Выбирать имена могут как верующие христиане, так и атеисты. Более того, календарь позволяет выбрать имя по месяцу и даже дню рождения. Назвать ребенка по Святцам, значит подарить ему защиту от святого, почитаемого в этот день. Существует и другая традиция, выбирать святого на восьмой день после рождения. Если в день рождения нет Святцев, тогда выбирают имя святого, чествуемого на сороковой день. Раньше именно в этот день крестили ребенка.
Разрешается также использовать мужское имя, если по Святцам нет женского. Поэтому существует так много бесполых имен (Евгения, Александра, Ярослава, Вячеслава).
Славяне однозначно любили красивые двухосновные имена. К примеру, Светозара, Мирослава, Любомира, Доброгнева, . Часто девочек называли именами, которые подчеркивали те или иные черты их характера. Так появились имена Арина (спокойная), Добрава (добрая), Варвара (дикая), Светлана (светлая), Арсения (мужественная). Так как славяне почитали культ животных и растений, многие имена девушек взяты из мира флоры и фауны. Это Азалия, Акулина, Щука.
Были имена, заимствованные у богов. Знаменитая считалась богиней утренней зари, Аполлинария – богиней солнца (об древнегреческого бога солнца Аполлона), богиня красоты и любви Лада. Некоторые исконно русские имена являлись измененными причастиями (Бажена). В отдельную группу входили имена для княжеских детей (Вячеслава).
Сегодня можно найти старославянские имена, которые в действительности имели только славянский корень. Были имена, которые переводили греческие и римские.
Полный список красивых имен древности собрать невозможно, но вот несколько самых популярных:
– летняя.
– дарящая.
Агнесса – целомудренная.
Веста – хранительницы домашнего очага.
– избранная.
Бела – красивая.
Ада – украшающая.
– безмятежная.
Богдана – данная Богом.
Агния – непорочная.
Добрава – добрая.
– царствующая.
Беатриса – благословляющая.
Евпраксия – добродетель.
Казимира — показывающая мир.
Ариадна – спящая.
– защитница.
Радость — радость.
Светлана – светлая.
Милана – милая.
Отрада – отрада.
Голуба — кроткая.
Мстислава – месть и слава.
Любомила – любовь и мир.
— холодная.
Ладослава – ладная.
Любомудра – любящая мудрость.
Огневлада – яркая.
Стрела – стрела.
Млада – молодая.
Белоснежа – белоснежная.
Милонега – милая и нежная.
Дива – божественная.
Домослава – славящая дом.
Часлава — чающая славы.
Радмила – милая радость.
Славунья – славящая.
Любогнева – любящая гневаться.
Русана – русая.
Услада – сладкая.
Прекраса – прекрасная.
Добродея – делающая добро.
Весняна – весенняя.
Ждана – желанная.
Яромила – милая Ярлу.
В 19 веке многие старорусские имена были подзабыты. В обиход вошли русские версии иностранных имен:
– чужая.
– утешающая.
Урсула – любопытная.
В народе древних славян до прихода христианства были в основном двусоставные имена, большая из которых сохранились и по сей день. И время от времени мода на старославянские имена для мальчиков возвращается. На данный момент имена старославянского происхождения опять в спросе, так как западные имена потеряли актуальность среди народа. Старославянские имена мальчиков и девочек состоят из болгарских, чешских, русских, сербских и польских имен.
Следует отметить, что старославянские имена были очень разнообразными, и образованы от имен:
Животного и растительного мира;
По порядку рождения;
Богов и богинь;
По человеческим качествам
Но, основная группа имен была создана из двух слов (двухосновные имена). Например, имя Святослав, Тихомир, Ярополк, Ратибор, Гостомысл, Всеволод, Богдан и т. д.
После пришествия в Россию христианства, многие старославянские имена были забыты, при этом были списки старославянских имен запрещенных церковью, в частности имена богов, такое имя как: Лада, Ярило. Но спустя некоторое время люди начали давать своим детям имена своих предков, и таким образом старославянские имена вернулись в обиход. Нижеследующий список поможет вам выбрать имя для вашего сына.
Старославянские имена мальчиков:
Борислав - бурная слава
Дарен - дар миру
Любомил - любимый
Белогор - из белых гор
Данко - светящий, день
Любодрон - любимый, дорогой
Боголеп - божественный
Добролюб - любящий добро
Лучеслав - в луче славы
Будислав - будь славным!
Дивислав - в сиянье слова
Любим - любимый
Будимил - будь милым!
Драговит - ценящий жизнь
Любодар - дарящий любовь
Богумир - неси Богу мир!
Дан - дан Богом
Милава - милый, добрый
Белояр - яростный
Дамир - давший мир
Мыслемир - думающий о мире
Белимир - белый, чистый
Дарослав - дающий слово
Могута - мощный, могучий
Болеслав - славящий
Данияр - данный для блеска
Милослав - милая слава
Бажен - божий
Драголюб - добрый, любимый
Миролюб - любящий мир
Буеслав - аист
Дрогослав - дорогая слава
Милан - милый, добрый
Велибор - великий дар
Дрогорад - дорогая радость
Найден - найденный
Вадим - званный, приглашенный
Есений - ясное небо
Нерослав - скрепляющий славу
Властислав - владеющий миром
Желислав - желанная слава
Негомир - нежный и мирный
Венислав - увенчанный славой
Желан - желательный
Надея - надежда ожидание
Всемир - всемирный
Житеслав - славящий жизнь
Олег - легкий, быстрый
Вадислав - званный
Зданимир - создатель мира
Очеслав - отчая слава
Властимир - властвуй миром
Зелислав - очень славный
Остромысл - остро мыслящий
Всемил - милый всем
Залазарь - из-за лазури
Премислав - прими славу!
Витослав - слава жизни
Звенислав - звенящий славой
Прекрас - прекрасный
Всеволод - всем владеющий
Златослав - золотая слава
Путислав - путь славы
Владислав - владеющий славой
Заря - восходящий свет
Пересвет - пресветлый
Верислав - верный
Иван - родиться, рождаться
Радей - радость, радостный
Вячеслав - славящий совет
Игорь - воинственный
Ратислав - ратная слава
Градибор - создающий силу
Ивар - Древо жизни
Ратибор - избранный воин
Глеб - милый, ласковый
Ижеслав - будь со славой!
Радимил - милая радость
Горисвет - высокий свет
Идан - идущий, преодолевающий путь
Радислав - радеющий о славе
Градимир - созидатель мира
Красибор - избранный из красивых
Радосвет - свет радости
Деян - действующий, активный
Красислав - красота славы
Руслав - русый
Добрава - добредающий, несущий
Ладислав - славящий красоту
Радовлад - владей радостью
Даромысл - думающий, мыслящий
Людимир - неси людям мир
Ратмир - ратующий о мире
Добрыня - добрый человек
Люборад - радующий любовью
Русимир - Русский мир
Дар - дар миру
Любомир - любящий мир и миром
Святомир - святой мир
Дрогомир - дорогой мир
Ладислав - славящий людей
Световид - свет, свят
Доброслав - славящий добро
Ладимир - миролюбивый
Святобой - святой боец, воин
До появления христианства на Руси были мужские имена , в которых отражались качества людей, их различные свойства, например, особенности речи или физические недостатки. Также в славянских мужских именах отражалось отношение родителей к детям или порядок их появления в семье. Все это выражалось непосредственно нарицательными существительными или образно, в сравнении с животными, растениями и т.п. Назвать ребенка могли Волком, Котом, Воробьем, Горохом, Березой, Рябым, Буяном, Первым, Третьяком, Большим, Меньшим, Жданом, Нежданном. Впоследствии эти мужские имена переродились в современные фамилии Нежданов, Третьяков, Волков и т.д.
После того, как на Руси было введено христианство, подобные мужские имена () были постепенно вытеснены церковными, пришедшими из Византии именами. Среди них встречались не только греческие, но и древнеримские имена, и древнееврейские, и сирийские, и египетские. У каждого из них в своем родном языке было определенное значение, но на Руси они стали именами собственными , не обозначающими что-либо еще. Так, когда-то давно в Византии были собраны лучшие греческие имена и имена, которые использовали в соседних странах. Все они были канонизированы, то есть, узаконены официально, став церковными именами.
Принесенные на русскую землю, церковные мужские имена не сразу заменили старые. О том, что новые имена постепенно входили в русский быт говорит тот факт, что вплоть до XVII века россияне наряду с церковными христианскими именами давали и имена мирские, более привычные и понятные. Именно они со временем перешли в прозвища. Старинные летописи содержат довольно сложные имена людей , порой составные: «Федот Офонасьев сын, прозвище Огурец», «Алексей, прозвище Будила, Семенов сын», «Осташко, прозвище Первушка», «боярин Феодор, зовомый Дорога».
Древнерусские имена постепенно ушли в забытье, и к XVIII-XIX вв. остались только мужские имена христианские. Однако и они претерпели изменения, поддаваясь влиянию особенностей русского произношения, словообразования и словоизменения. Так Диомид стал Демидом, Иеремия – Еремеем, Иоанникий – Аникеем и т.д. Ряд имен даже стал употребляться в двух вариантах – церковном и гражданском. Церковные мужские имена напоминали греческий оригинал, гражданские же или народные были более приспособлены к русскому произношению. Так Сергий стал Сергее, Агапий – Агапом, Илия –Ильей, Захарий (Захария) – Захаром.
Давайте посмотрим список наиболее популярных мужских имен , а также узнаем их значения. Надеемся, что из представленного списка найдется наиболее подходящее имя для вашего мальчика.
vorota-alf.ru
Фото с сайта cs623126.vk.me
Имя для каждого человека имеет огромное значение, оно несет в себе всю любовь родителей и накладывает отпечаток на формирование характера ребенка. Древние славяне чаще всего давали имена, состоящие из двух слов, в них вкладывался глубокий смысл, так же имя могло служить оберегом. После принятия христианской веры, первое имя служило для взаимодействия с окружающими людьми, а второе имя давалось при крещении младенца, и оно было тайным. Крестильное имя знали только родители, крестные и сам человек, оно защищало своего обладателя от воздействия и внушения зла. Все имена подбирались исходя из пола младенца, поэтому есть древнерусские имена мужские и женские, собственно как и везде. Охватить весь список имен в одной статье не представляется возможным, поэтому в данной статье рассмотрим старорусские имена мальчиков. Давайте сначала разберемся, что значило имя для славян и как оно выбиралось.
Когда люди стали объединяться в группы, например, племена или общины, они поняли что гораздо проще существовать в компании, а не в одиночку. У каждой группы людей всегда имелся лидер, и он должен был правильно выстроить жизнь племени. Но возникала сложность взаимодействия с отдельным членом общества, а не со всей группой. Древний человек стал окликать другого по каким-то заметным чертам внешности, будь то цвет волос или наличие бороды, по чертам характера или особым умениям. Так появились имена. Позже стали появляться и фамилии по тем же принципам, что и мена. Например, живет семья, где преобладающим видом деятельности является кузнечное дело, другие нарекали их кузнецами, затем кузнецы трансформировались в Кузнецовых, и так от рода к роду передавалась фамилия.
Язычники старались называть детей именами олицетворяющими какие либо желанные качества в ребенке. Считалось, что дав ребенку имя с определенным значением и качествами, человек будет наделен ими в будущем. Особенно тщательно выбиралось имя для мальчиков, ведь мальчики всегда были желаннее девочек, они продолжатели рода, носители силы и мудрости, будущие главы семейства и предводители племени. Старославянские имена для мальчиков придумывались с особой тщательностью. Старорусские мужские имена часто были производными от названий животных, дабы наделить их носителя качествами этого животного. Например имена Алитер (узбекское имя), Бабар ( индия) и наше русское — Лев. Думаю, что не составит труда догадаться от названия какого животного произошло это имя. Или всем известный волк и его производные : Вульф, Вольф, Вольфганг и другие.
Так же имена образовывались от названий растений или имен древних богов и богинь. Очень распространенными были имена образованные от причастий, такие как Ждан, Хотен и другие.
Сначала придумывались древнерусские имена мужские, а от них уже образовывали женскую форму имени. Например, Владимира – женская форма имени Владимир, Мстислава – женская форма имени Мстислав и т.п. Огромной силой наделяли славянские мужские имена, полный список которых очень сложно найти, только некоторые дошли до современного человека. Но, на самом деле, по тому, какими были старославянские мужские имена, можно судить об образе жизни народа в Древней Руси и о том, что являлось важным для славян в те времена. Имена – это огромный пласт истории для изучения быта, культуры, религии и уровня жизни наших предков. Позже в эпоху СССР имена будут заключать в себе краткие советские слоганы и имена/фамилии вождей народа.
Язычники давали своим детям два имени, чтобы защитить от злых духов. Часто первым именем было имя по номеру рождения, например, Старшой или Меньшак. В подростковом возрасте ребенок получал пожизненное имя по чертам его характера. После принятия христианства родители продолжали давать детям два и имени, и второе, так же, защищало его от зла. Но истинным именем считалось второе, данное при крещении младенца, имя известное Богу и ангелу хранителю. Зачастую, первые христиане называли детей по церковному календарю, по имени святого, рожденного в один деть с младенцем.
И различные вариации имен произошедших от названий животных, такие как, Сокол, Соловей, Дрозд, Волк, Филин и другие. Имена по особенностям : Упырь, Обида, Силач и т.п. Имена по внешности : Око, Волос, Худой, Черт, Черномыс и т. д.
Фото с сайта cs623126.vk.me
После крещения Руси мальчиков часто называли именами святых. Так как первыми христианами были евреи, то славяне стали заимствовать еврейские имена, а сейчас эти имена уже считаются исконно славянскими, хотя это не совсем так.
Не смотря на то, что древнерусские имена для мальчиков уже устарели, постепенно они снова входят в моду, так как современные имена стали очень частыми и начинают приедаться молодым родителям. Каждому человеку хочется назвать своего ребенка так, как никто не называл, чтобы их малыш был отличным от других, поэтому происходит возврат к старым, но не забытым, именам.
perstni.com