Максим Федосов (max_fedosov) wrote, 2010-04-20 12:35:00 Максим Федосов max_fedosov 2010-04-20 12:35:00 Category: Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека. Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618. Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре. Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.
Греческий (корсунский крест)
Рисунок 1.Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).
Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.Русский восьмиконечный крест
Рисунок 2.Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад. Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382; 2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2). В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).Барочный крест
Рисунок 3.Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом. Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента. В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату. Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.
Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52
Tags: издательские секретыmax-fedosov.livejournal.com
Символ Христова распятия одухотворяет место захоронения, а согласно наставлениям Церкви он является единственным возможным видом памятника, так как своей животворящей силой помогает душе спокойно проститься со своими мирскими делами и отправиться в небесную обитель.
Существует много разновидностей крестов, которые так или иначе имеют отношение к христианству.
Это и египетский, изображающийся в виде иероглифа “жизнь”, и равносторонний греческий, который считается первым появившимся на Руси символом христианства, и различные монограммные формы (солнцеобразный, константиновский, трезубец), и более привычный для нас четырехконечный. В православной традиции почитаются все формы культового символа, так как в каждой из них сокрыт глубокий духовных смысл. Но именно восьмиконечный крест олицетворяет собой великую жертву Христа во имя всего человечества и считается наиболее приближенным к достоверному, на котором был распят Иисус. И именно такую форму рекомендуется устанавливать на могиле.
Схема восьмиконечного крестаПравославный восьмиконечный крест состоит из четырех перекладин, каждая из которых имеет сакральное значение и занимает свое место.
Их расположение соответствует пропорциям тела человека, иначе говоря, правилу “золотого сечения”. Согласно этому правилу коэффициент наиболее гармоничного соотношения двух сторон равен 1,618.
Если для удобства взять базовый размер креста за 1,618 метра, то схема расположения его перекладин и их размеры будет выглядеть следующим образом: самая длинная продольная перекладина имеет размер 1,618 метра. Верхняя перекладина является прототипом таблички с надписью: “Сей есть Иисус, царь Иудейский”, прибитой над головой Христа. Ее размер равен расстоянию от верха креста до центра средней перекладины, в нашем случае составляет 0,382 метра. Расстояние между двумя поперечными перекладинами равно 0,236 метра. Разница двух предыдущих размеров составляет расстояние от верхнего конца продольной перекладины до центра верхней поперечной - 0,146 метра.
Косая перекладина - это подножие. Она олицетворяет собой весы праведности. Согласно библейским сказаниям, на Голгофе по обе стороны от Иисуса были распяты два разбойника. Тот край подножия, который находится по левую руку от Спасителя, указывает на разбойника, хулившего и попиравшего Христа и его последователей. Разбойник, распятый по правую руку, покаялся и получил прощение, которое символизирует конец косой перекладины, направленный вверх. От земли до нижней перекладины-подножия расстояние составит 0,5 метра.
Крест может иметь любую высоту, однако соразмерно с высотой должны меняться и другие его размеры.
Кроме того, от размеров деревянного креста зависит и способ его установки на могилу. Таким образом, массивные, высокие изделия потребуют дополнительных мер по укреплению, чтобы крест простоял на месте захоронения минимум год и не был повален ураганом. По истечении года после похорон и установки деревянного распятия почва уже достаточно осаживается, чтобы установить памятник из натурального долговечного камня.
danila-master.ru
Крест в православии не просто объект поклонения, это мощнейший инструмент для покаяния и искупления грехов, для получения Божьей благодати. Распятий много и они разные. Принято в народе делить их на мужские и женские, для купола храмов и т.д. Есть православные и католические. В церкви нет канонов, которые разделяют крестики по полу, точно так же, как и не существует специальных на крещение и иные праздники.
В распятии кроется много тайн. Для православных — это своего рода сильнейший оберег от злого духа, сглаза, не приятных случайностей. Их носят не снимая. Когда-то в старину, когда ребенок уходил из дому или покидал отчий дом, на шею цепляли крестик. Назывался он нательный.
Разум должен чтить слова молитвы, законы Божьи. Сердце обязано быть в покаянии и слезах о греховных поступках.Во время крещения, тоже одевается крестик. Считается, что снимая его, Вы открываете дорогу к малышу темным силам. Поэтому веревочку или цепочку делают такой длинны, чтобы ребенку было удобно и снять не было возможности.
Когда заходите в церковь, то знаменуете себя крестом, это праведный знак и вера в его силу.
Крест это неотъемлемая часть православия. Обозначает распятого Иисуса и жизнь, которую он отдал за нас грешных. Атеистам кажется, что православие поклоняется инструменту, которым убили Христа. Но это далеко не так. Веряне преклоняются перед символом жизни вечной. Церковь говорит «Крест животворящий», это означает, что Иисус в страшных муках, вымолил у Всевышнего, мирянам прощение грехов и жизнь вечную.
Накладывая на себя крест, православные чтят Всевышнего, его законы, выполняют Слово Божье. Принимают смирение и получают благословение. Именно поэтому, крест, это искупительная сила веры, за отданную Иисусом жизнь.
Крест «патриарший»
Применяли в средине прошедшего века. Такой большой крест находится в Музее русского искусства.
Крест четырехконечный
«Крест всечестная, четырехконечная сила, Апостолам благословение».
Крест шестиконечный “Русский православный”
У этого распятия есть свое предназначение. Нижняя планка служит своего рода весами добрых и плохих деяний. Так Иисус дал определение двум преступникам, которых распяли по обе стороны от него. Один из них покаялся, и отошел в мир иной с чистой душой, а второй хулил Христа и попал в ад.
Крест восьмиконечный
На четырехконечном распятии казнили Христа. И только когда вбивали гвоздь в ноги, у распятия появилась нижняя планка, подножье. После это прикрепили верхнюю планку у изголовья с надписью.
Так появился восьмиконечный крест, ныне известный всему миру.
Крест седьмиконечный
Такие кресты изображали в 1500 году на севере России. Они также установлены на куполах Российских храмов.
Крест “терновый венец”
«Проклята из – за тебя вся земля. Расти будут только тернии» — это были слова Бога Адаму. Иисус, без принуждения, возложил на себя все грехи человечества, а терновые венок, это как тернистая дорога, которой он прошел, неся кресс для распятия. Сполна искупил Адамов грех.
Крест “виселицеобразный”
Такие распятия можно увидеть практически во всех храмах. Ими увенчаны все церковные предметы.
Крест “виноградная лоза”
Я есть истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь” (Ин. 15:1). Такое обозначение дал Иисус себе и Господу Богу. Сочетание распятия и лозы можно встретить на куполах.
Крест “Греческий”, или древнерусский “корсунчик”
Один из самых старых на Руси. Таким крестом принимал крещение святой князь Владимир. Такое обозначение было дано микро вселенскому кресту.
Крест “накупольный” с полумесяцем
Такими распятиями увенчаны купола. Это форма далеких 1570 годов. Обозначается он, как место рождения Христа, как якорь надежды на жизнь вечную, как враг Господа Бога у ног Иисуса.
Крест “трилистниковый”
Таким рисунком увенчаны напрестольные кресты в церквях. Он есть на символах Российского государства.
Крест “мальтийский”, или “георгиевский”
Свое название получил после того, как убили Павла Петровича Российского Императора. Он был приверженцем и попечителем ордена Иоанна Иерусалимского на Мальте. Эта организация выступала супротив массонства. Поэтому масоны и убили Императора.
Использовался крест Георгия Победоносца для награждения кавалерии.
Крест “просфорный-константиновский”
Самое название уже говорит о том, что ставят его на просфорах. Их вы имеете возможность и увидеть и съесть в церкви после причастия.
Крест старопечатный “плетеный”
Такие рисунки можно увидеть на печатных старинных книгах России.
Крест четвероконечный “каплевидный”
Когда Христос умирал в страшных муках, капельки его крови капали на крест, на котором он был распят. Придавая ему особую силу.
Крест “распятие”
До 1800 годов, Иисуса представляли как живого или воскресшего. Издавна на крестах было подножье, и ноги были прибиты по отдельности, и Иисус как бы прислонен к распятию. И только у католиков, четкое изображение Христа с провисшими руками. Видно, в каких страшных муках он умирал. Суть такова, миряне должны видеть силу любви Христа к своему народу, что он жизнь свою отдал за них.
Крест схимнический, или “Голгофа”
Их вышивают на одеждах батюшек. Это изображение духовного креста. Используют при освещении помещения, клеят на 4 стены. Его обозначение – истинный хранитель.
Крест гамматический
Его применяли в старину для украшения церковных предметов. Также он виден под куполом собора Святой Софии, на дверных рисунках Нижегородского Кафедрального собора.
Правильным считается четырехконечное распятие. На нем должно быть изображение Христа, ноги прибитым двумя гвоздями.
На таком распятии был казнен Христос.
И только когда вбивали гвоздь в ноги, у распятия появилось подножье. После это прикрепили верхнюю планку у изголовья с надписью. Так появилось восьмиконечное распятие, ныне известное всему миру.
Еще его можно рассматривать, как восемь периодов человеческой жизни. Восьмой это мир иной, жизнь будущая. Один конец смотрит в Царство Божие. Перекладина для ног, говорит о грехе на земле, о том, что Иисус нарушил стереотипы, показал людям, что есть Бог, пояснил им что такое грех.
Крест состоит из основы и трех дополнительных частей:
Основание для ног имеет не зря такую форму. По писанию верующие станут по правую руку Христа, грешники по левую. Те что справа, пойдут в Царство Божие, те что слева, в ад кромешный.
Схема
По меркам. Руки разложенные по ширине, пропорциональны росту человека. Соответственно часть средней планки креста должна соответствовать длине от средины до начала нижней планки. Это значит, что при основе 1, длинна планки будет 0,618, от средней до нижней тоже 0,618. От верхней до начала распятия 1-0,618=0,382. Разница 0,382/2=0,191
На католическом кресте, ноги Христа перекрещены, прибиты одним гвоздем. Изображен он живым, испытывающим страшные муки. Надпись имеет обозначение INRI.
Православное распятие показывает нам Христа после воскрешения. Ноги не скрещены. Надпись имеет обозначение ІНЦІ. Также она есть и на тыльной стороне «Спаси и сохрани»
Распятия нынче в моде. Серебро обозначает земную жизнь, золото – рай. Они имеют простой вид, немного грубоваты. Могут быть и вовсе без распятия.
Женщинам положено прятать распятие под одеждой. Считается, что так она будет ближе к Богу. Ее молитва, исходит из сердца, силу ей дает рядом находящийся крест. Женщина имеет Господнее благословение, нося под сердцем дитя. В защиту ей дается тот же нательный крестик.
В наше время крестик выполняет еще и функцию красивого украшения.
Крест это разрешенный канонами церкви символ, который имеет место при захоронении. Его животворящая сила, дает душе проститься с миром, и с облегчением улететь в Царство Божие.
Схема восьмиконечного креста
Каждая часть креста наделена сакральным смыслом. Размеры просчитываются по коэффициенту 1,618. Высота может быть совершенно разная, но при этом учитываются размеры ширины применяя 1,618. От Высоты и ширины, зависит и метод установления. Чем больше крест, тем лучше должно быть закрепление.
Его использовали в старину для украшения церковных предметов. Также он виден под куполом собора Святой Софии, на дверных рисунках Нижегородского Кафедрального собора. Довольно распространенный. Имеет полумесяц, который находится у основания креста. Их устанавливают на куполах храмов и церквей. Обозначает он рождение Иисуса. Еще могут трактовать его как Матерь Божью.
Существует мнение, что такое обозначение дает православной вере преимущество над мусульманской. Но такое изображение креста было у мусульман намного раньше, чем появилось в православии.
В действительности, это крест якорь. В старину церковь была спасательным кораблем, она направляла мирян на путь истинный, показывала им дорогу в Царство Божие.
На тыльной стороне распятие выбита молитва – прошение, это самая важная молитва для православных.
luckclub.ru
Крест — главный символ христианства и бесконечной веры. Почитая его образ, христиане поклоняются не орудию казни, а всепобеждающему духовному оружию и символу вечной жизни, которая была дарована людям вместе с искуплением от греха. Надглавные кресты, воздвигаемые над православными храмами, имеют множество форм, несущих определенное символическое значение, однако самыми распространенными являются шестиконечные и восьмиконечные.
Широко распространенный ещё со времен Древней Руси, шестиконечный крест с косым подножием — мерило праведное — веками венчал собой купола храмов. Наклонное подножие имеет два значения. Первое — это перекладина весов «страшного» суда, чья верхняя сторона символизирует освобождение покаянием, а нижняя — нераскаянный грех. По второй версии верхний конец, как стрелка компаса, указывает человеку на начало духовного возрождения и направление пути из мрака в область света.
Воздвигаемый над храмом восьмиконечный крест, в основании которого часто можно увидеть полумесяц, наиболее точно воссоздает исторически достоверную форму креста, на котором был распят Иисус Христос. С давних времен считавшийся мощной защитой от невидимого и видимого зла, он, кроме нижней косой и горизонтальной перекладин, имеет ещё одну, символизирующую табличку с надписью INRI (аббревиатура латинской фразы, означающей «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и восходящей к Новому Завету).
К излюбленной форме древнерусский мастеров можно отнести Трилистник, который является символом Живоначальной Троицы, при этом завершения концов креста могут быть как круглые, так и треугольные (заостренные). Не менее распространенной была и Звезда утренняя, создавая которую кузнецы украшали звездами лучевое сияние, исходящее из центра креста. Кстати, именно при помощи этих волнистых или прямых линии мастера решили задачу изображения невещественного света жизни.
Помимо линий-сияния на православных крестах можно увидеть виноградную лозу с гроздьями ягод, голубя, изображающего Святого Духа, цветы и готовые распуститься побеги — апофеоз животворящей силы.
Вне зависимости от формы, все кресты, венчающие купола православных храмов, изготавливаются в соответствии с каноническими (золоточисленными) пропорциями, которые отличаются исключительно высоким эстетизмом и определяют безупречное соответствие между целым и частями. Пропорции «золотого сечения», известные с глубокой древности, благотворно влияют на человека, присутствуя во всех гармоничных явлениях жизни и, следовательно, только согласно им может быть построен символ Бога и Веры. Пропорции тела также подчиняются закону «золотого сечения», и, осеняя себя крестным знамением, человек передает их и накладываемому кресту.
Все размеры православного восьмиконечного креста определяются членами ряда «золотого сечения». Общепринятым обозначением этой пропорции является Ф (в честь Фидия, древнегреческого скульптора, первым применившего Божественное сечение при создании своих произведений), равное 1,618. Исходя из этого, если взять высоту креста за 1,618, то:Вертикальные элементы могли вытягиваться в зависимости от высоты строения и визуального восприятия креста с земли.
Строительно-реставрационная компания «Искон» предлагает три варианта изготовления крестов, отличающихся исполнением и стоимостью:iskon-hram.ru