Преображение Господне в 2019 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.
Преображение Господне в 2020 году (19 августа)
Преображение Господне в 2021 году (19 августа)
Преображение Господне в 2022 году (19 августа)
Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов – Петра, Иакова и Иоанна – на гору в Галилее (по Преданию – гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с Ним.
В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: “Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии”. В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: “Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте”.
Сходя с горы, Христос заповедовал ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.
Праздник Преображения Господня отмечается с IV века – времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.
Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм – восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.
Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической Церковью.
Народное название праздника Преображения Господня – Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, – яблоки. На основе уставных требований сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый “яблочный пост”.
По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.
Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28).
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).
При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «Встаньте, не бойтесь» (Мф. 17: 7). Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.
Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 14 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: ”…да егда Тя узрят распинаема”»[1].
Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: «С 900 года его празднуют в Византии как… Преображение Спасителя»[2].
Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
Читайте также – Куда вознесся Христос
Отдельные сведения, связанные с диахронической специфичностью празднования Преображения Господня в Палестине, можно почерпнуть из труда А.А. Дмитриевского «Праздник Преображения Господня на Фаворе». Он, в частности, пишет: « К 6 августу, ко дню праздника Преображения Господня, жизнь на Фаворской горе принимает не только характер оживленный, но даже излишне игривый, чуждый совершенно царящему здесь в обычное время спокойствию и полному безмолвию… Для совершения торжественного богослужения в этот день прибывает со своей свитой или Назаретский митрополит, или даже из Иерусалима кто-либо из епископов-синодалов»[3].
Вечернее богослужение совершает владыка с местным и прибывшим духовенством. Специально приглашенные певчие стараются сделать всенощное бдение еще более великолепным с помощью нотных аниксандариев (стихи псалма «Благослови, душе моя, Господа»), кекрагариев (стихир на «Господи, воззвах») и доксастариев – славников. Кроме обычного торжественного малого выхода всех священнослужителей для пения «Свете тихий», «совершается и благословение хлебов на литии, причем когда стечение богомольцев в храме бывает значительное, для совершения литии и благословения хлебов выходят на монастырский двор под открытое небо».
Заутреня совершается обычным порядком по чину Великой Константинопольской Церкви, до великого славословия, после которого непосредственно следует литургия. Если ее служит архиерей, то, по принятому обычаю, облачение его происходит прежде – на средине храма, причем священные архиерейские одежды выносят из алтаря сослужащие с ним иереи после возгласа диакона: «Иереи, изыдите».
За литургией, а равно и на заутрене, произносятся на церковнославянском языке некоторые ектении и возгласы и читаются Апостол и Евангелие на трех языках – греческом, арабском и церковнославянском.
В конце литургии положен молебен и совершается крестный ход вокруг храма Преображения.
Локальной особенностью праздника является то, что палестинские христиане ко дню праздника Преображения приурочивают нередко крещение своих детей, а также и время совершения первого пострига над детьми, достигшими уже трехлетнего или даже большего возраста. Поэтому накануне на Фаворе в обители совершается обряд крещения. В самый день праздника на литургии по Евангелии архиерей читает молитвы «на пострижение власов» и крестообразно совершает постриг детей, говоря: «Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Затем произносится краткая сугубая ектения за восприемника и постригаемого и совершается отпуст.
На синхронном срезе Преображение Господне относится в Русской Православной Церкви к Господским, неподвижным праздникам и имеет все литургические особенности великого двунадесятого празднования. Помимо этого, располагает одним днем предпразднства (5 августа) и семью – попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание совершается 13 августа.
Читайте также – Путь к Небу
В некоторой степени, которую нельзя, однако, преувеличивать, праздник Преображения связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная взаимность подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов.
На Востоке к началу августа поспевают злаки и виноград, которые христиане приносят в храм для благословения в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. Часть урожая в первые века христиане жертвовали в храм для совершения таинства евхаристии. Очевидно, что в христианстве освящение плодов в день праздника Преображения приобрело особое символическое значение. В Преображении Христа показано то новое, преображенное и благодатное, состояние, которое человек и мир обретают Воскресением Христа и которое осуществится в воскресении людей. И вся природа, которая пришла в расстройство с того момента, когда в мир через человека вошел грех, теперь вместе с человеком ожидает грядущего обновления. Поэтому несколько слов нужно сказать о разработанном в Русской Православной Церкви чине освящения плодов, который горячо любим православными людьми. С течением времени рассматриваемый праздник даже получил название Яблочного Спаса, поскольку в этот день освящаются яблоки – самый распространенный плод на Руси.
Итак, после заамвонной молитвы, при пении тропаря и кондака праздника, священник кадит плоды. Затем диакон возглашает: «Господу помолимся», и священник читает молитву «в причащение гроздия»: «Благослови, Господи» и молитву «о приносящих начатки овощей»: «Владыко Господи Боже наш». После – при пении тропаря – окропляет плоды святой водой. Затем следуют «Буди имя Господне» и отпуст праздника.
Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование.
На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от Него – пророки, у подножия горы – павшие ниц апостолы.
Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви святого Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.): фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним – десница Господа. По сторонам на облаках – полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего сложными символами. Однако он не находит дальнейшего распространения.
Другой изобразительный тип демонстрируют мозаики монастыря святой Екатерины на Синае. В них представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы – из овальной голубой мандорлы исходят лучи света. Такая композиция получает широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве[4].
Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом: церкви Благовещения в Грачанице (1321), Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).
В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI–XVII столетий по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы (русские иконы конца XVI в.).
Весьма значима роль сцены Преображения в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов. Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях, и в богослужебных текстах, данный сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла (церковь Спаса на Нередице; 1199; Новгород Великий). Более того, зачастую в русских иконостасах XVI–XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между композициями Входа в Иерусалим и Распятия.
Источник: pravoslavie.ru
Читайте также:
www.pravmir.ru
Праздник Преображения Господня в народе еще именуют Яблочным спасом. Это празднество уходит корнями к языческим временам, поэтому объединило в себе народные и религиозные традиции. Главная идея этого торжества показать, что в каждом из нас есть частичка Бога, именно поэтому важно соблюдать все учения Господа и всегда быть чистыми, душой и помыслами.
О том, что это за праздник и какое значение он имеет для верующих свидетельствует многовековая история празднования, а также описание события сразу в трех Евангелиях.
Ровно за 40 дней до распятия Иисуса Христа, поднялся Он с тремя своими учениками на гору, чтобы помолиться. Во время молитвы и произошло чудесное преображение: лицо Иисуса засияло, а одежды стали белыми. В этот момент к молящимся явились Илия и Моисей, которые разговаривали о предстоящей смерти Спасителя во имя людей и о Его распятии. Появление именно Илии и Моисея символично: первый символизирует живых, так как до смерти был забран на небо, а второй — мертвых. Благодаря явлению пророков, Иисус показывается как владыка над жизнью и над смертью. Немногим позднее апостолы услышали голос Бога, который повелевал слушать своего любимого Сына — Иисуса.
По преданию, произошло это чудо на горе Фавор, которая находится в нескольких километрах от израильского города Назарета. В настоящее время на горе действует православный и католический храмы.
Большинство историков сходятся во мнении, что история праздника берет свое начало еще до нашей эры, во времена распространения языческой веры. У наших предков была традиция праздновать первый урожай яблок. До этого дня яблоки считались невкусными, а поэтому не употреблялись в пищу. В наши дни праздник преображения более известен в народе как Яблочный Спас — второй августовский спас, после которого разрешается употребление яблок и других фруктов. Следуя данной традиции верующие приносят в церковь яблоки и виноград для благословения.
Не пропустите: День осеннего равноденствия 2019 года: какого числа
Отмечать празднество Преображения Господня начали еще в IV веке. Именно тогда римской императрицей Еленой был построен Храм Преображения на горе Фавор. Так же упоминание о празднование этого торжества можно встретить в писаниях Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Андрея Критского.
Если раньше этот день приходился на 6 августа (по юлианскому календарю), то с 1917 этот праздник стал отмечаться 19 августа (по григорианскому календарю).
Таким образом, торжество в 2019 выпадает на 19 августа на понедельник, но официальным выходным он не является.
У православных в России этот праздник так же называется Яблочный Спас. Традиция отмечать этот день позаимствованы у наших далеких предков и тесно связаны с празднованием сбора урожая и началом осени, и связаны именно с яблоками:
Преображение Господне приходится на строгий Успенский пост, на протяжении которого запрещается употреблять в пищу мясные и молочные продукты, яйца. Но в этот праздник Православная Церковь разрешает кушать рыбу и блюда из морепродуктов, пить небольшое количество вина.
В этот праздник нельзя заниматься тяжелым физическим трудом. Хозяйкам рекомендуется воздержаться от уборки в доме, шитья и вязания.
На Преображение Господне запрещается убивать насекомых. Если на человека сядет муха или пчела, то следует дождаться, пока она улетит.
Яблочный Спас — очень популярный в народе праздник, из-за чего существуют приметы и обычаи, которые берут свое начало несколько веков назад. Большинство из них связано, конечно же, с яблоками:
Прежде всего, принято посещать церковь, где идут праздничные богослужения. Верующие берут с собой корзинки с яблоками и виноградом для освещения и благословения. Часть из этих фруктов желательно раздать нищим и нуждающимся, одновременно со сложением поздравления. Не принято устраивать застолья и веселые гуляния, так как все еще длится Успенский пост.
pro2019god.ru
Скоро уже наступит 19 августа 2019 года, приближается светлый праздник Преображения Господня, полное название которого в церковном календаре – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Христиане отмечают его уже несколько столетий.
В православии это великий двунадесятый, то есть один из двенадцати самых важных после Пасхи, праздник. Многие верующие в канун Преображения Господня интересуются: «Что нельзя делать в этот день? Как нужно праздновать Преображение Господне?» Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы.
В канун праздника верующие вспоминают о событии, которое произошло около двух тысяч лет тому назад на горе Фавор. (Ее название в переводе означает «чертог чистоты и света», безмолвное, уединенное место для совершения молитв). Тогда Иисус и три его ученика поднялись на гору.
Когда Христос начал молиться, его лицо осветил неземной свет, а одежды стали белее снега. Затем Его ученики увидели облако и услышали голос Господа, возвестивший: «Это Сын Мой возлюбленный, Его слушайте».
Спаситель поведал ученикам, что должен умереть за грехи людей, но через три дня после смерти вознестись на небо. Это событие описывается в Евангелиях от Луки, Марка и Матфея, причем все повествования очень схожи.
Преображение Христа олицетворяет соединение в Божием Сыне двух естеств – Божественного и человеческого. Это событие символизирует будущее преображение всех людей в Царствии Небесном.
Как отмечается праздник Преображения Господня? Накануне праздника, 18 августа, в храмах начинаются церковные службы, которые продолжаются еще семь дней после этого.
А в день праздника, 19 августа, проходят литургии и торжественные богослужения. Священники облачаются в белые ризы, которые олицетворяют вечный божественный свет, явленный Христом на Фаворе.
Как и в другие значимые церковные даты, в этот день верующим нужно побывать в храме. Нельзя заниматься уборкой и стиркой, шить, вязать, вышивать, работать в саду и огороде (однако можно готовить кушанья для праздничного стола). Также следует отказаться от просмотра развлекательных телепередач, посещения театров и кино.
Вознесите в этот день молитву Господу: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими, прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков».
Верующим нужно простить окружающим все обиды и попросить прощения самим. Что нельзя делать на Преображение Господне? Ссориться с окружающими, гневаться, проявлять нетерпимость по отношению к людям. Считается, что тем, кто поссорится в этот праздник, придется долгое время восстанавливать отношения.
Что разрешается есть в праздник Преображения Господня? Этот праздник приходится на время Успенского поста, который соблюдается с 14 по 27 августа. В этот период постящимся нельзя есть мясные и молочные продукты, рыбу и яйца.
Однако в день Преображения Господня разрешается есть рыбу, можно добавлять в блюда растительное масло и позволить себе немного вина. Употреблять же крепкие спиртные напитки строго запрещено.
Праздник Преображения Господня также называют Яблочным Спасом и Праздником первых плодов. По сложившейся традиции в храмах освящают яблоки и другие плоды нового урожая. Этот обычай описывается еще в Ветхом Завете: согласно традиции, люди приносили злаки и гроздья винограда в Иерусалимский Храм в знак благодарности Господу…
В старину до праздника Преображения Господня нельзя было употреблять яблоки и другие фрукты. Считалось, что женщина, съевшая до праздника яблоко, принимает на себя грех Евы, которая сорвала запретный плод с древа познания добра и зла.
Что ещё было принято делать на Преображение Господне? В старину в этот день священники с иконами окропляли святой водой вспаханную землю, благословляя урожай. В городах и селах устраивались народные гулянья, молодежь водила хороводы. Вечером, после захода солнца, люди исполняли обрядовые песни.
Как и в прежние времена, в этот день принято начинать утреннюю трапезу с освященных фруктов. Откусив плод, можно загадать желание, которое, как считается, непременно должно исполниться.
Если вы готовите блюда или напитки из яблок, нужно сказать: «Что загадано, то надумано. Что надумано, то сбудется. Что сбудется, то не минуется».
Прихожане оставляют подношения в церкви, угощают яблоками друзей и знакомых, одаривают нищих. Недаром в старину говорили: «На Яблочный Спас и нищий яблочко съест». В некоторых семьях существует обычай поздравлять с этим праздником близких и преподносить им различные подарки.
Что ещё запрещалось на Преображение Господне? До этого времени крестьяне стараются полностью убрать весь урожай зерновых, поскольку считается, что дожди губительны для урожая, оставленного после этого дня в поле. Даже если и получится собрать урожай зерна, приготовленная из него мука будет некачественной.
Еще один запрет касается воды: с этого дня нельзя купаться в открытых водоемах, поскольку считается, что с Яблочного Спаса лето уходит и наступают холода.
www.prazdniki-na-nosu.com
Весьма светлый и благостный праздник Преображение Господне отмечают – 19 августа. Эта дата является непереходящей и совершенно ежегодно отмечается в один и тот же день.
Народное название данного торжественного августовского праздника – Яблочный Спас. Тогда принято приносить в церковь плоды яблок и также винограда, чтобы освятить урожай. Данный обычай символизирует созревание и благословление человеческой природы.
Праздник Преображение Господне принадлежит к двенадцати великим православным праздникам и посвящен он, в свою очередь, памяти о преображении Господа.
Своим Преображением Спаситель явил ученикам славу Божества. Сделал он данное для того, чтобы они в свою очередь на протяжении его грядущих страданий и в итоге смерти совершенно не поколебались в вере во Христа.
Абсолютно всегда праздник Преображение Господа приходится на летний Успенский пост, но в виде исключения, именно 19 августа разрешено всем постящимся людям определенное послабление. То есть, разрешена рыба, растительное масло и сладости.В день праздника во всех православных церквях на протяжении всего дня принято справлять трижды торжественную службу. В красивейшем торжественном облачении, в свою очередь, выходят служить – священники.
Ранее совершенно каждый старался попасть на все три службы, при этом поставить перед образом Иисуса Христа свечку в честь определенно великого события.
Праздник Преображения Господня совершенно всегда был достаточно любим, и почитаем в народе. День 19 августа зачастую старались провести как можно веселее и радостнее.
Хорошие хозяйки старались в день праздника как можно больше преобразить свое жилье, то есть повесить новые чистые занавески, рушники и скатерти.
Данная традиция предполагала только самое лучшее и положительное. Уже после того как дом так сказать преображен, совершенно все члены семьи шли в храм, на заутреню.
А вот после торжественной службы, абсолютно вся семья приступала к трапезе, которая в свою очередь начиналась с молитвы, прочтенной вслух только лишь главой семьи.
Ранее считали, что праздник Преображения это день чудес и необыкновенных перемен. Преображается совершенно все вокруг, и природа, и окружающий мир.
И каждый из нас должен стремиться к преображению только лишь в лучшую сторону. Стоит только немного захотеть и в любой момент можно изменить к лучшему и себя и мир вокруг.
Преображение (греч. метаморфосис, лат. Transfiguratio) буквально переводится как «превращение в другой вид» или «изменение формы». Полное название праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.
Это один из так называемых двунадесятых праздников, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Преображение — Господский праздник.
События Преображения описаны в Евангелиях, о них пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Во время молитвы на горе Фавор три ученика Иисуса Христа — Петр, Иаков и Иоанн — увидели, как Учитель преобразился:
По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1-2).
На Руси этот праздник получил народное название «Яблочный Спас». Дело в том, что в Израиле и Греции день Преображения приходился на пору созревания винограда. Христиане приносили душистые гроздья в храм — для благословения и в знак благодарности Богу.
В странах, где виноград не растет, например, в большей части России, вместо него стали освящать яблоки. Существует специальная молитва «На освящение начаток овощей (плодов)».
Традиция праздновать Преображение Господне существовала уже в IV веке, а, скорее всего, и раньше. Именно в IV веке равноапостольная императрица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения.
Кроме того, мы читаем об этом празднике в поучениях святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоуста. Из VII века до нас дошло слово на Преображение Господне святого Андрея Критского.
Преображение Господне — икона из Праздничного ряда православного иконостаса. Уже в VI веке сюжет иконы стал каноническим. Христа изображают в центре, по обеим сторонам от Него стоят пророки Моисей и Илия.
Причем Моисей на иконе чаще всего юн, а Илия стар. Чуть ниже мы видим павших ниц апостолов.
Белые одежды Спасителя сияют, свет лучится от лика и всей Его фигуры. Иконописцы изображают Христа в ореоле круглой или овальной формы.
У праздника Преображения есть один день предпразднства (5 августа) и семь дней попразднства (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершают в храмах 13 августа.
Народное название Преображения Господня «Яблочный Спас» напоминает нам о древней традиции освящать в этот день плоды. В Израиле и южных христианских странах, например, Греции, ко времени праздника как раз поспевал виноград.
Гроздья винограда, а еще колосья, люди несли в храм для благословения и в знак благодарности Богу.
На русских землях виноград рос далеко не везде, поэтому традиция трансформировалась — стали освящать яблоки. Существует специальная молитва — «На освящение начаток овощей (плодов)».
Праздник Преображения Господня на Руси также называли Яблочный Спас, Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени, Первые осенины, Осенины.
«Первые осенины» — значит встреча осени. Лето шло на убыль, крестьяне собирали урожай в полях и садах. В храмы несли для благословения яблоки.
Над ними священник читал специальную молитву — «На освящение начаток овощей (плодов)». С этого момента верующим можно было начинать есть яблоки и другие плоды нового урожая.
На Яблочный Спас хозяйки пекли яблочные пироги, варили варенье. На угощение приглашали родных и знакомых. Была традиция потчевать нищих — во славу Божию.
Если кто-то отказывался исполнить это доброе дело, его всячески порицали: «А не дай, Боже, иметь с ними дела! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богатства и малого добра, не призрел своим добром хворого и бедного!». Еще на Преображение пели песни, провожали солнце в поле.
В день Преображения Господня на Руси пекли яблочные пироги, варили яблочное варенье. По традиции, в этот день люди должны были угощать яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих.
Конечно, в праздник Преображения Господня ходили в храм. 19 августа в день Яблочного Спаса совершается божественная литургия, на ней читают паремии и поют канон, в котором говорится о великом Преображении.
Прихожане одеваются в белые одежды, поскольку белый – это цвет данного праздника.
poleznue-soveti.ru