Греческий пантеон богов обширен, и для каждой деятельности в нем найдется свой покровитель. Приходя в храмы, люди отчаянно молили богов об удовлетворении их просьб и желаний, лучшей судьбе, благополучии, талантах и победах в сражениях. О последних приходили просить к могущественной Нике. Она внимала рассказам воинов и одаривала их своим благословением.
Греческая мифология гласит, что Нику также называли Нике. Значение имени богини расшифровывается как «победа». Необычное происхождение представительницы высшей расы наделило ее возможностью приносить победу той стороне, на которой она выступает.
Рисунок богини НикиНа многочисленных изображениях Ники ее размещают на ладони Зевса или Афины, указывая тем самым на потребность богини в поддержке, как среди бессмертных, так и среди простых людей. Ника молода. Ее образ описывается в произведениях Гомера и Гесиода, датированных 7 веком до нашей эры. Родословная героини преподносится мельком, без дополнительных деталей.
Александр Македонский стал первым, кто беспрекословно поклонялся Нике. В честь нее император возводил храмы и делал щедрые пожертвования. Возможно, это обеспечило его воинскую славу и многочисленные победы в битвах. Александру Македонскому принадлежала идея украшать голову триумфатора венком из лавра, который был атрибутом, сопутствующим Нике.
Александр МакедонскийОбраз богини символизировал успешное завершение войны, победу в любых состязаниях и триумфальный финал любой деятельности. Ника покровительствовала военным, спортивным, музыкальным событиям и даже религиозным мероприятиям, устраиваемым во имя успеха дела.
Нику изображали с крыльями, позволяющими ей быстро перемещаться. Повязка и венок сопутствовали ей в любом мероприятии. Позднее арсенал пополнили пальма и оружие. Предвестница победы, на изваяниях и художественных изображениях героиня парит над триумфатором или ласково кивает ему головой. Иногда ее описывают как женщину, правящую колесницей, или жрицу, совершающую жертвоприношение.
Исходя из мифов и сказаний, принадлежавших перу древнегреческих авторов, Нику считали дочерью титана Палланта и чудовища по имени Стикс. У нее были сестры – Сила, Зависть и Мощь. Афина, дочь Зевса, взяла на себя воспитание девушки, и та сопровождала ее повсюду. Они были неразлучны. Этим объясняется тот факт, что на Акрополе в Афинах есть небольшой храм, посвященный Нике, – Аптерос.
Мать богини и ее сестры, узнав о борьбе титанов и гигантов, переметнулись к врагам. Ника приняла сторону Зевса. Она вела колесницу Громовержца, привлекая удачу. Покровительница помогала музыкантам, актерам, спортсменам – всем, кто хотел узнать вкус победы. Крылатая девушка запросто перелетала от одного войска к другому, не отличаясь постоянством.
Существует много произведений искусства, посвященных небезызвестному персонажу мифов. Ее популярность поражала, поэтому в Риме появилась аналогичная богиня. Ее назвали Викторией. Поводом для появления веры в эту богиню стал перевоз золотой статуи Ники в Рим. Украденная у греческого правителя Пирра, она была установлена в Сенате по велению Октавиана Августа. Девушка стояла на шаре, олицетворявшем Землю, и держала в руках пальмовую ветвь и лавровый венок, которыми награждала своих избранников. Четыреста лет сенаторы, посещая место службы, совершали жертвоприношения около изваяния, оставляя кубок с вином или масла.
Бескрылая статуя богини НикиМореплаватели, желавшие успешного завершения путешествия, украшали носы своих судов изображением богини. Скульптор Фидий был в числе первых ваятелей, изобразивших Нику миниатюрной крылатой девой, умещавшейся на ладони Зевса. Первая скульптура, посвященная богине победы и получившая всемирную популярность, – статуя внутри храма Аптерос. Изображенная девушка держит в руках шлем и гранат, символизирующий достаток и плодородие. У изваяния не было крыльев, что претило традиции изображения богини. Афиняне верили, что, лишив ее крыла, они одержат триумф навечно.
Еще одной любопытной работой древнего скульптора стала Ника Самофракийская. Статую привезли после раскопок в Париж. Археологи нашли 200 осколков скульптуры, которые стараниями реставраторов собраны воедино. Шарль Шампуазо нашел их в 1863 году. Мастерам не удалось восстановить скульптуру: изваяние осталось без головы, рук и крыла, которые позднее повторили из гипса специалисты 19 века. Статуя хранится в Лувре, главном музее Парижа, и продолжает восхищать искусствоведов эстетичностью и утонченностью.
24smi.org
Богиня Ника Самофракийская – красивая девушка, которую изображают в полете над землей, с повязкой и венком в руках. Эту статую нашли на острове Самофракия, на месте кабирского святилища, в 1863 году. По данным историков, ее поставили в честь победы над войсками царя Сирии на одной из отвесных скал, сделав постаментом нос корабля.
Богиня Ника – это богиня победы, дочь титана Палланта и Стикс, аккадцы считали, что ее воспитывали с дочерью Зевса Афиной Палладой. В эпоху войны Громовержца с титанами Ника помогала верховному правителю Олимпа, потому все боги клялись водами ее матери Стикс. Статую Ники греки располагали в руке Зевса или Афины, подчеркивая, что в ее помощи нуждались и боги, и люди. Нику называют самой молодой богиней греческого пантеона, ее имя не упоминает Гомер, а в поэзиях Геосида, который творил в 7 веке до н.э., указывается только ее родословная.
Особо популярной богиня Ника стала, благодаря великому воителю Александру Македонскому, который ставил храмы в ее честь и приносил щедрые жертвы. Полководец ввел традицию украшать победителем лавровым венком Ники, которая сохранилась до сих пор. А древние правители Греции почитали за честь изображать возле своих статуй покровительницу успеха.
Статуэтка богини, которую нашли на острове Самофракия, возвышалась над морем. Как вычислили ученые, эта красивая девушка трубила в рог, извещая о победе. Прекрасная фигура в рывке вперед, крылья, свидетельствующие о торжестве. Позднее ее изображали с венком или оружием и ветвью пальмы, иногда – с посохом Гермеса, вестника богов. Есть легенда, что когда Ника, богиня победы, извещала об успехе, играли трубы, и в наши дни сурмами сопровождается награждение победителей соревнований венком из лавра.
С древних времен крылатая девушка покровительствовала воинам, богиня войны Ника считалась помощницей всех известных воителей. Когда она перешла на сторону Зевса, тот сделал ее своей постоянной спутницей, потому о победе над врагом молились древние греки той, кто ближе всех к Громовержцу. Ее называли предвестницей победы, астрологи считают, что она покровительствует Водолею, поэтому среди представителей этого знака много выдающихся деятелей.
А еще были уверены, что богиня Ника – покровительница:
Известно, что храм Ники Аптерос располагался в Афинах, статуя сохранилась без рук и головы, поэтому представление о ее лице – только вымысел ваятелей. Существует версия, якобы афиняне изображали предвестницу победы без крыльев, чтобы они не могла покинуть в бою лучших воинов Греции. Чему покровительствовала Ника - греческая богиня? Эллины называли ее символом:
Римляне называли предвестницу победы иначе, античная богиня Ника именовалась Викторией. Много веков она была олицетворением мощи Римской империи, поэтому в сенате стояла ее статуя, которую вывезли из Греции. Перед заседаниями сенаторы приносили ей жертвы - масло и вино. После того, как статуя Ники-Виктории стала единственной, которая сохранилась после пожара, устроенного Нероном, ее стали называть девственной хранительницей империи. Считалось, что богиня вершит судьбу Рима и оберегает его.
История богини Ники, сохранившаяся до сегодня, гласит, что эта крылатая девушка решила поддержать Зевса в войне с титанами, длившейся много поколений, только с ее помощью Громовержцу удалось свергнуть властителя Кроноса. После воцарения на Олимпе Зевс никогда не расставался с Никой, всегда прислушиваясь к ее мнению. В текстах древности упоминается о дружбе предвестницы победы с Афиной Палладой, потому что росли они рядом и доверяли друг другу.
Богиня Ника – легенда о мужестве и умении одолевать врага даже в безвыходных ситуациях, символ победы сильнейших духом. Поэтому в ее честь была названа популярная российская кинопремия, первая церемония которой состоялась в 1987 году. Никой награда стала именоваться только со 2 церемонии. А известная фирма Nike создала слоган на основе этого имени, как символ успеха и передвижения такого же быстрого, как на крыльях победы.
Статьи по теме: Богиня плодородия в мировых мифологиях Особое место в мифологии любого народа занимает богиня плодородия, что вызывает особенное внимание к её культу. Имея разные имена, суть божества остаётся неизменной – великая любовница, матерь всего живого, повелительница смерти. | Диббук - кто это такой и существует ли диббук? Часто можно встретить слово «диббук» в темах, посвященных оккультным наукам. Это необычный дух, вселяющийся в приверженцев иудаизма. Почему он выбирает только евреев, и не опасен ли людям другой веры - следует разобраться. |
Кикимора в славянской мифологии - где она обитает и чего боится? Наши предки особо почитали домашних духов, и кикимора - не исключение. Одни источники ее называют хранителем дома, другие – вредным созданием, которое усложняло жизнь хозяевам. Кто же она на самом деле и чем можно ее прельстить? Почему так недолюбливали этого духа славяне? | Горгулья - что это за мифическое существо? Одним из самых жутких демонических существ считается горгулья. Ее облик сохранился до наших дней, эти создания служат элементом декора на старейших соборах Европы. Почему их изображали на храмах? Как они появились, и чем опасны для человека? |
womanadvice.ru
Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.
Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.
Триумф и грация в каждой детали
Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.
Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.
Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.
Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.
Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.
Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой.
Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.
Фото: источник
История создания и поиска древнего шедевра
Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.
Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.
В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.
Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.
Фото: источник
Реставрация 2013 года
В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.
Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.
Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.
источник обложки
www.gessostar.ru
www.istmira.com