Начал поносить брата это


поносить - это... Что такое поносить?

  • ПОНОСИТЬ — 1. ПОНОСИТЬ1, поношу, поносишь, несовер., кого что (книжн.). Стремясь опорочить, сильно бранить, ругать. Поносить кого нибудь грубыми словами. «Кто кого за глаза поносит, тот того боится.» Даль. 2. ПОНОСИТЬ2, поношу, поносишь, совер., кого что.… …   Толковый словарь Ушакова

  • ПОНОСИТЬ — 1. ПОНОСИТЬ1, поношу, поносишь, несовер., кого что (книжн.). Стремясь опорочить, сильно бранить, ругать. Поносить кого нибудь грубыми словами. «Кто кого за глаза поносит, тот того боится.» Даль. 2. ПОНОСИТЬ2, поношу, поносишь, совер., кого что.… …   Толковый словарь Ушакова

  • поносить — См …   Словарь синонимов

  • ПОНОСИТЬ — ПОНОСИТЬ, поносный, поношенье и пр. см. понашивать. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • поносить — ПОНОСИТЬ, ошу, осишь; несов., кого. Ругать, злословить в чей л. адрес, клеветать на кого л. От понос; наложение с общеупотр. «поносить» в том же зн …   Словарь русского арго

  • Поносить — (иноск.) ругать, честить, марать (за глаза). Ср. «Въ очи льститъ, позаочью поноситъ». Ср. Поношенье, брань; позоръ, поруганіе, посрамленіе. Ср. Поносныя рѣчи ругательныя, поносный поступокъ постыдный. Ср. На похоронахъ Н. А. Полеваго, Ѳ. В.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • ПОНОСИТЬ 1 — ПОНОСИТЬ 1, ошу, осишь; несов., кого что. Порочить, оскорблять бранью. П. своего противника. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ПОНОСИТЬ 2 — ПОНОСИТЬ 2, ошу, осишь; ошенный; сов. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • поносить — I поноси/ть ношу/, но/сишь; поно/шенный; шен, а, о; св. кого что 1) Некоторое время носить, подержать на руках. Поносить ребёнка. 2) Походить в чём л., в какой л. одежде. Дай мне поносить твой свитер. II поноси/ть ношу/, но/сишь; нсв …   Словарь многих выражений

  • поносить — • всячески поносить …   Словарь русской идиоматики

dic.academic.ru

Тема: «Шемякин суд

ема: «Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – главное новшество литературы XVII века.

Цели урока: показать идейно-художественное своеобразие повести как сатирического произведения;

развивать навыки

·  анализа текста,

·  навыки монологической речи,

·  выразительного чтения,

·  описания иллюстраций.

Методические приёмы: беседа по вопросам, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, рассказ по иллюстрациям.

Ход урока

І. Проверка домашнего задания.

1) Чтение нескольких сочинений об А. Невском.

2) Слайд 1-2. Беседа по статье «Повесть о Шемякином суде» (стр. 29 – 30)

·  Как вы понимаете, что такое демократическая л –ра? (создавалась в народ. среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, Церкви, правде, смысле жизни)

·  Кто был героем демократической л – ры? (простые люди, не совершившие ничего значительного для истории, ничем не прославившиеся. Часто неудачники, бедняки).

ІІ. Рассказ учителя о демократической литературе. Русская л – ра на рубеже ΧVІІ – ΧVІІІ вв. представляла собой очень пёструю картину, характерную для переходного времени. Происходило расслоение л – ры: параллельно с литературой развивалась л – ра демократическая. С каждым годом расширяясь в объёме и всё больше привлекая к себе общественное внимание. Эта л – ра создавалась в народной среде и отражала народные идеалы и представления о власти, суде, церкви, правде, смысле жизни. Героями произведений этой литературы были простые люди, так называемый «маленький человек», ничем не знаменитый, часто обездоленный, бедный, бесправный.

В истории русского лит. языка демократическая л - ра ΧVІІ – ΧVІІІ веков оставила глубокий, неизгладимый смысл. В выработанный предшествующим развитием книжный язык она влила две мощные струи – речь народно-поэтическую и живое разговорное просторечие, что способствовало формированию литературного языка эпохи.

Слайд 3 Одним из произведений демократической л – ры является «Повесть о Шемякином суде». Имя героя связывалось с именем галицкого князя Дмитрия Шемяки, ослепившего своего брата московского князя Василия ІІ и прослывшего неправедным судьёй. Имя Шемяки стало нарицательным.

П. встречается как в прозаических, так и в стихотворных вариантах. Старший из известных списков прозаического текста относится к концу XVII в. В XVIII в. прозаический текст был переложен неравносложным силлабическим стихом; существуют также переложения произведения тоническим стихом и шестистопным ямбом. Начиная с 1-й пол. XVIII в. появляются лубочные издания (Ровинский Д. Русские народные картинки.— СПб., 1881.— Кн. 1.— С. 189—192), воспроизводящие в сокращенном виде сюжет произведения (переиздавались 5 раз, вплоть до издания с цензурной пометой 1838 г.). На протяжении XVIII—XX вв. появляются многочисленные литературные обработки П.; в 1-й трети XIX в. произведение дважды переводилось на немецкий язык. Название повести — “Шемякин суд” — стало народной поговоркой.

ІІІ. Чтение повести по ролям заранее подготовленными учениками.

ІV. Беседа по вопросам учебника

Дополнительные задания:

1)  План Слайд 4

1-я часть:

1. Два брата: богатый и бедный 2. Лошадь без хвоста3. Сорвался с полатей

4. Предать себя смерти

В первой части П. рассказывается о том, как главный герой совершает три преступления (отрывает хвост у лошади, принадлежавшей его богатому брату; упав с полатей, зашибает насмерть сына попа; бросившись с моста, убивает старика, которого сын вез в баню). Три этих эпизода можно рассматривать как «простые формы», как незаконченные анекдоты, как завязку. Сами по себе они забавны, но сюжетно не завершены, не «развязаны».

2-я часть: Слайд 5

5. Шемяка судья6. Камень, завернутый в платок

7. Бедный хвалил Бога

Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 6 Комизм этих анекдотов усилен тем, что приговоры Шемяки — как бы зеркальное отражение приключений бедняка. Богатому брату судья приказывает ждать, когда у лошади отрастет новый хвост. Попу судья наказывает: «Атдай ему свою жену попадью до тех мест (до тех пор), покамест у пападьи твоей он добудет ребенка тебе. В то время возми у него пападью и с ребенком».

Слайд 7 Сходное по типу решение выносится и по третьему делу. «Взыди ты на мост, — говорит истцу Шемяка, — а убивы отца твоего станеть под мостом, и ты с мосту вержися сам на него, такожде убий его, яко же он отца твоего». Не удивительно, что истцы предпочли откупиться: они платят бедняку за то, чтобы он не заставил их исполнить решений судьи.

Читая повесть, русские люди XVII в., естественно, сравнивали суд Шемяки с реальной судебной практикой своего времени. Такое сравнение усиливало комический эффект произведения. Дело в том, что по «Уложению» (своду законов) 1649 г. возмездие также было зеркальным отражением преступления. За убийство казнили смертью, за поджог сжигали, за чеканку фальшивой монеты заливали горло расплавленным свинцом. Получалось, что суд Шемяки — прямая пародия на древнерусское судопроизводство.

Повесть вводит нас в накаленную обстановку жизни России второй половины XVII в. Она обличала неправедное («по мзде») судопроизводство, но с благодушным юмором рисовала образ самого судьи — Шемяки, решавшего дела в пользу бедняка, а не в пользу богатея и попа.

2. Слайд 8. Как вы считаете, брат бедняк позитивный или негативный образ? (ДА, позитивный.' НЕТ, негативный)  записать в таблицу обосновать свою позицию по спорному вопросу при помощи ключевых слов. В результате могла бы появиться подобная таблица:

Да (за)

Нет (против)

1. Предприимчивость2. Активность3. Напор

4. Смекалка

1. Навязчивость2. Лживость3. Трусость4. Нахальство

5. Наглость

1.  Слайд 9 Попробуйте определить жанровые особенности «Шемякина суда»

·  («Ш. суд» определён как сатирическая повесть,

·  но произведение близко к фольклору, напоминает бытовую сказку: герои-простолюдины, хитрость и смекалка главного героя, обернувшие дело в его пользу.

·  «Ш. суд» носит некоторые черты притчи: назидательность, противопоставление бедности и богатства, внешняя неэмоциональность повествования, построение фраз (анафоры), параллелизм эпизодов.

·  Иллюстрированный вариант произведения напоминает комиксы

I.  Работа с иллюстрациями. Задание по группам: пересказать несколько эпизодов, изображённых на иллюстрациях, близко к тексту.

II.  Слайд 10 Д. з. 1. Какое впечатление произвела на вас повесть? Подготовьте развёрнутый ответ, включив выражение «шемякин суд» как поговорку.

В некоем месте жили два брата земледельцы, один богат, другой убог. Богатый много лет ссужал убогого и не мог исполнить скудости его. Пришёл однажды убогий к богатому просить лошади дров привести. Брат же ему не хотел давать ему лошади и сказал ему: - Много тебе, брат, ссужал, а наполнить не мог. А когда дал ему лошадь, убогий начал у него хомут просить. И рассердился на него брат, начал поносить его убожество: - Даже своего хомута и того у тебя нет! И не дал ему хомута. Пошёл убогий от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади, поехал в лес и привёз ко двору своему. Ударил лошадь кнутом, а забыл выставить подворотню. Лошадь изо всей мочи бросилась чрез подворотню с возом и оторвала у себя хвост. Убогий привёл к брату своему лошадь без хвоста. Брат, увидев, что лошадь его без хвоста, начал поносить своего брата убогого за то, что, выпросив лошадь, испортил её, и, не взяв лошади, пошёл бить на него челом в город к Шемяке-судье.

(«Шемякин суд»)

А1. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) сказка 2) повесть 3) житие 4) поучение

А2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование

2)  завершает повествование

3)  является кульминацией сюжета

4)  является одним из этапов развития сюжета

А3. Главной темой данного фрагмента является:

1)  тема долга

2)  тема внутренней свободы человека

3)  тема труда

4)  тема различной жизни двух братьев

А4. Что определяет образ жизни убогого брата?

1)  желание разбогатеть

2)  забота о богатом брате

3)  стремление взять побольше у богатого брата

4)  стремление помогать всем людям

А5. С какой целью автор рассказывает о том, как у убогого брата лошадь лишилась хвоста?

1)  выявляет отсутствие в герое человеческого начала

2)  показывает небрежение к добру брата

3)  характеризует психологическое состояние героя

4)  подчёркивает социальное положение героя

В1. Укажите термин, с помощью которого в литературоведении характеризуются слова, вышедшие из употребления с течением времени («хомут», «поносить», «дровни»).

В2. Назовите средство создания образа героя, строящиеся на описании его внешности (со слов: «Пошёл убогий…»)

В3. Из абзаца, начинающегося со слов: «А когда дал…», выпишите слово, которое характеризует отношение богатого брата к невежеству убогого.

В4. Объясните значение слова чело.

С1. Что означает выражение «шемякин суд»? кто из двух братьев оказался не прав? Почему?

А1. 2

А2. 1

А3. 4

А4. 3

А5. 2

В1. Устаревшее слово

В2. Поступок

В3. Рассердился

В4. лоб

Подпишитесь на рассылку:

Поиск

Вики

Архив

pandia.ru

ПОНОСИТЬ

Поиск Ссылка Версия для печати Код для блога Комментарий

ПОНОСИТЬ, -ошу, -осишь; несовершенный вид, кого-что. Порочить, оскорблять бранью. Поносить своего противника. Н существительное поношение, -я, ср. || прилагательное поносный, -ая, -ое (стар.). По-носные речи. ПОНОСИТЬ2, -ошу, -осишь; -ошенный; совершенный вид 1. кого-что. Ходя в течение нек-рого времени, подержать на руках кого-что-нибудь П. засыпающего ребёнка. 2. что. Походить в чём-н„ в какой-нибудь одежде. Дай мне п. твой свитер.

Код для блога:

ПОНОСИТЬ

ПОНОСИТЬ, -ошу, -осишь; несовершенный вид, кого-что. Порочить, оскорблять бранью. Поносить своего противника. Н существительное поношение, -я, ср. || прилагательное поносный, -ая, -ое (стар.). По-носные речи. ПОНОСИТЬ2, -ошу, -осишь; -ошенный; совершенный вид 1. кого-что. Ходя в течение нек-рого времени, подержать на руках кого-что-нибудь П. засыпающего ребёнка. 2. что. Походить в чём-н„ в какой-нибудь одежде. Дай мне п. твой свитер.Толковый Словарь Русского Языка

Как это будет выглядеть:

ПОНОСИТЬ

ПОНОСИТЬ, -ошу, -осишь; несовершенный вид, кого-что. Порочить, оскорблять бранью. Поносить своего противника. Н существительное поношение, -я, ср. || прилагательное поносный, -ая, -ое (стар.). По-носные речи. ПОНОСИТЬ2, -ошу, -осишь; -ошенный; совершенный вид 1. кого-что. Ходя в течение нек-рого времени, подержать на руках кого-что-нибудь П. засыпающего ребёнка. 2. что. Походить в чём-н„ в какой-нибудь одежде. Дай мне п. твой свитер. Толковый Словарь Русского Языка

www.vedu.ru

Толкования Священного Писания. Толкования на Мф. 5:11

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Впрочем, чтобы ты не подумал, что [всякие] поношения делают людей блаженными, Христос дал [им] два определения: когда [их терпят] ради Него и когда они лживы. Если же они не относятся к таковым, то поносимый не только не блажен, но и достоин жалости.

…По повествованию евангелиста Луки, Христос изрек это еще сильнее и утешительнее. Он не только называет блаженными тех, которые терпят поношение за Господа, но и называет несчастными тех, о которых все говорят доброе. Он говорит: «горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк. 6:26). И об апостолах говорили доброе, но не все. Поэтому Он и не сказал: когда доброе будут говорить о вас люди; но прибавляет слово — «все». Действительно, невозможно, чтобы добродетельные всеми были хвалимы. И опять говорит: «пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь» (Лк. 6:22-23). Он определил награду не только за опасности, которым они подвергались, но и за поношение. Поэтому Он не сказал: когда изгонят вас и убьют; но — когда будут поносить вас и всячески злословить. Поистине злословие уязвляет гораздо более, нежели самые дела. В опасностях есть много такого, что облегчает скорбь, например, когда все поощряют, многие одобряют, хвалят и прославляют. Но здесь, в злословии, отнимается и самое утешение. Переносить злословие не считается за великий подвиг, хотя на самом деле злословие уязвляет подвижника более чем самые опасности. Многие налагают на себя руки, не в силах будучи перенести худой о себе молвы. И что дивиться на других, когда эта-то именно причина более всего побудила удавиться того бесстыдного и гнусного предателя, который совершенно потерял стыд ко всему. И Иов — этот адамант, тверже самого камня, — когда потерял свое имущество, претерпел несносные мучения, лишился вдруг всех детей, когда увидел тело свое преисполненное червями, укоряющую жену, то все легко переносил. Когда же увидел друзей, которые его порицали, ругались над ним и, злословя его, говорили, что он терпит это за грехи свои, и несет наказание за пороки свои, тогда и этот мужественный и великий подвижник поколебался и пришел в смятение.

Подобным образом и Давид, забыв все, что он терпел, просил у Бога мздовоздаяния только за понесенное им злословие: оставь «его» (Семея) «злословить», говорит он, «ибо Господь повелел ему»: да «призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостью за теперешнее его злословие» (2 Цар. 16:11-12). И Павел восхваляет не только подвергающихся опасностям, не только лишающихся имения, но и тех, которые терпят злословие, говоря: «вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий» (Евр. 10:32). Потому и Христос положил за это великую награду. Но чтобы кто не сказал: почему же Ты ныне не отмщаешь злословящих и не заграждаешь уст их, а обещаешь награду на небесах? — Христос представил для этого пророков, показывая, что Бог и в их время не отмщал врагам их. Но если и тогда, когда воздаяние было на виду, Бог поощрял их надеждой на будущее, то, гораздо более Он поощряет ныне, когда и самая надежда на будущее прояснилась и любомудрие стало выше. Заметь и то, после скольких заповедей предложил эту последнюю. Он сделал это не без намерения и желал показать, что тот, кто заранее не приготовлен и не утвержден всеми теми заповедями, не может вступать и в эти подвиги. Потому-то Христос сплел нам из этих заповедей золотую цепь, всегда пролагая путь от предыдущей заповеди к последующей. В самом деле, человек смиренный будет оплакивать и грехи свои; оплакивающий свои грехи будет и кротким и праведным и милостивым; милостивый, праведный и сокрушенный будет непременно и чистым по сердцу, а такой будет и миротворцем; а кто всего этого достигнет, тот будет готов и к опасностям, не устрашится злоречия и бесчисленных бедствий.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

См. Толкование на Мф. 5:10

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

См. Толкование на Мф. 5:4

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Всякие оскорбления большею частью причиняются нам не за Христа. Причиною оных иногда бываем мы сами, или обижая других, или делая еще что-либо худое. А иногда, хотя и за Христа наносят нам оскорбления, однако они бывают истинны, а не ложны. Потому самая высокая степень ублажения требует двух условий: чтобы оскорбления были и ложны, и ради Христа. Если же недоставать будет того или другого, то, хотя не уничтожится и не сделается недействительным то или другое (ибо сие ни с чем несообразно), но не приведет оно к высочайшему блаженству.

Если злословят нас и ради Христа, но оскорбления сии справедливы, отнимается награда. Если же не ради Христа, но укоризны ложны, то опять награда не самая высшая. В том и другом случае дается награда, но не такая, какую получим, если будет у нас то и другое. Говоря же: Мене ради, - Христос тому учит, чтобы думать нам о себе смиренно, вообще не высоко и сообразно с достоинством твари. Ибо горделиво для нас во всем подобном предполагать целью не Бога, но делать это ради себя самих, как будто бы мы стоим забот, сопряженных с самыми великими подвигами и крайними опасностями.

Письма. Книга II.

Владыка Христос ублажил тех, которые ради Него терпят укоризны в чем-либо явном или тайном, если только укоряющие оказываются лжецами. Посему надобно знать, что для достигающих высочайшего блаженства должно быть соединено то и другое: и чтобы терпеть им ради Христа, и чтобы разглашаемое о них было ложно. А если нет чего-либо одного, то другое не так полезно; оно хотя и приносит пользу, но не в такой мере.

Ибо если, терпя ради Христа, слышим о себе правду, то необходимо нам стыдиться сего; потому что, заслуживая одобрение за одно, в другом бываем обличены. Если же, хотя не ради Христа терпим, но говорят о нас ложь, то получим награду за терпение, но не достигнем высочайшего блаженства, которое получили бы, если бы соединилось то и другое.

Письма. Книга III.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

И Господь, дав многие заповеди о любви, повелел искать правды Божией, зная, что она матерь любви. Ибо невозможно иначе спастись, как только чрез ближнего, как заповедал Господь, сказав: «отпущайте, и отпустят вам» (Лк. 6:3). Таковой духовный закон, в сердцах верующих и писуемый, есть исполнен первого закона: «не приидох бо», говори (Господь), «разорити закон, но исполнити» (Мф. 5:17). Как же он исполняется, разумей: первый закон, осуждая согрешившего (против своего ближнего) какою–либо справедливою виною, осуждал и обиженного, поелику в чем судит кто иного, себя осуждает, а в чем прощает, простится ему (Рим. 2:1, Сир. 28:2); ибо закон так говорит: за осуждение — осуждение, за отпущение — отпущение. Следовательно, исполнение закона есть прощение. Мы сказали: «первый закон», не потому, чтобы Бог дал два закона людям, но один закон духовный по естеству, по отношению же к воздаянию произносящий праведный приговор: прощающему — прощение, а взыскивающему — взыскание; ибо сказано: «со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися» (Пс. 17:27). Посему духовно его совершающие и по мере совершения бывающие причастниками благодати любят не только благодетельствовавших, но и тех, которые поносили и гнали их, ожидая приобрести духовную любовь как воздаяние благих; благих же, говорю, не потому только, что они прощают обиды, но потому, что и души обижавших благодетельствуют, молятся о них Богу, как бы чрез них получают блаженство. И сказанному в Писании: «блажени есте, егда поносят вам и ижденут вас», и проч. (Мф. 5:11).

Нравственно-подвижнические слова. Слово седьмое.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Есть ли ж теперь поношения и гонения за правду, за веру Христову? Есть и будут до скончания мира; потому что еще не пришло царствие Божие во всей силе для многих, а для большей части еще и совсем не пришло; еще много нечестия и неправды в самых христианских обществах; еще не связан сатана и свободно обходит землю и проходит поднебесную, и теперь-то, кажется, он наиболее свирепствует на держащихся правой веры, ведый, яко время мало имать (Откр. 12:12). Только теперь он гонит не пытками, не казнями, а неверием, мнимым прогрессом (движением вперед), либеральностью, попросту — вольнодумством, безразборчивости к верам и дерзким отрицанием веры; поношением, насмешками, кощунством, клеветою, или гордым невниманием и презрением. Благочестивых людей ныне обзывают именами ханжей, рутинеров, людей отсталых, с узкими взглядами; веру христианскую называют верою черни; христианскую сострадательность — слабодушием и нервною раздражительностию; милостыню — глупою расточительностью; наружную молитву — лицемерием; услаждение и радость молитвенную — идиотством (едва не сумасшествием); напротив, широкую разнузданность плоти или распущенность, угождение всем ея бесчисленным похотям — современным прогрессом; отчуждение же от молитвы домашней и общественной, отвержение всякой обрядности в вере, жизнь, непохожую ни на христианскую, ни на жидовскую, ни на татарскую, ни на языческую, а какую-то животную, чуждую всяких обязательств веры, считают известным тоном, признаком современнаго человека (и космополита, для коего отечество весь мир, а веры никакой). Согласитесь, что жить кому бы то ни было из верующих, среди таких людей, весьма неприятно, и счастлив тот, кто среди них не живет; а кто живет, терпи гонения, насмешки, колкости, впрочем не будь и безмолвен, но умей дать ответ о своей вере, о своем уповании, да посрамится нечестие, отвещай безумному по безумию его, да не явится мудру себе (Притч. 26:5).

Как еще гонит неправда, нечестие нынешняго времени, правду и благочестие? Невниманием к трудам и заслугам благочестивых и правдолюбивых, лишением их справедливой, должной чести и вознаграждения, тогда как заискивающая и мздоимная неправда слишком щедро восписывает себе и славу, и честь, и богатство мира сего. И не дивно. Кто чего ищет, тот то и получает. Истинно благочестивые и праведные — славы от человеков не ищут, ища славы от единаго Бога, хотя и не чуждаются ея для славы Божией и для радости боящихся Бога, когда она доходит и до них; а люди мира сего, которых сокровище на земле, домогаются ея и приобретают ее. Те охотно раздают нуждающимся и свое, и потому не бывают богаты, а эти непрестанно стараются увеличивать свое богатство праведно и неправедно, и потому богатеют.

Беседы о Блаженствах Евангельских.

Блаженны вы, когда люди будут злословить вас и будут преследовать вас и говорить против вас всякое зло, говоря лживое [на вас] из-за Меня

То злословие должно быть оставляемо без внимания [или: презираемо], которое производит блаженство, которое произносится лживыми устами ругателя. Поэтому Он и определяет особенным образом, какое именно злословие дает [злословимому] блаженство, говоря: всякое злословие против вас произносящие лживо из-за Меня. Итак, где Христос есть причина злословия, там злословие должно быть вожделенным (optanda est).

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать

Наконец, Господь говорит к Своим апостолам, показывая, что терпеть поношение свойственно более всего учителям.

и всячески неправедно злословить за Меня

Не просто поносимый блажен, но только поносимый за Христа и ложно. В противном же случае он несчастен, потому что для многих служит соблазном.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради

Направляет Свою речь к присутствующим апостолам, показывая, что учителям свойственно быть поносимыми. А чтобы ты не думал, что всякий злословимый блажен, прибавил два ограничения, именно: чтобы злословие было ложное и терпелось за Христа; а если это бывает не так, то злословимый скорее несчастен. Что может быть удивительнее этих увещаний, когда всеми избегаемое становится для всех желательным, ради величия наград? Предписавший жестокое и противоречащее обычаю всех до того времени людей, однако и убедил, и убеждает почти всю вселенную.

Толкование Евангелия от Матфея.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Поносить. За веру и верность Христу, бранить, насмехаться, издеваться. Так поносили самого Христа, называя Его самарянином и беснующимся; так поносили Его и смеялись над Ним книжники, первосвященники и фарисеи, когда Он для спасения людей висел на кресте.

Гнать. Ср.: ст. 10

Всячески злословить. Говорить и делать все, что лишает доброго имени.

Неправедно. По ложным основаниям, незаслуженно со стороны злословимого.

За Меня. За имя Христово, за веру в Него и исповедание Его. «Не всякий поносимый блажен; но только тот, кто терпит поношение за Христа и ложно. Если же у кого при поношении его нет ни того ни другого, то несчастен он» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Толковое Евангелие.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

После того как Он сказал, что необходимо претерпеть гонения, словно кто- то отвечал Богу: «Господи, а что если бы мы претерпели не гонения ради Тебя или Твоей правды, а поношение и хулу от нечестивых людей?» Блаженны вы, говорит, будете, не только, когда будут гнать вас, но и когда будут поносить вас люди (Лк. 6:22). Вот, есть много людей, которые из-за Бога стали нам враждебны, но они не преследуют нас открыто, возможно, потому, что не могут; но, ходя повсюду, они злословят нас и говорят про нас оскорбительные вещи. Блаженны вы, когда будут поносить вас и всячески неправедно злословить за Меня. Но как верно то, что подавший нам чашу воды не потеряет своей награды, так и то, что если кто хоть малейшим словом нанесет нам обиду, наша душа не останется без награды.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

(Лк. 6:22). Чтение этого стиха сильно колеблется. В многочисленных рукописях и отеческих цитатах прибавляется ρήμα, — скажут всякое худое слово (εϊπωσι παν πονηρού ρήμα). У Тишендорфа, Вест. Хорта, в кодексах Сив. и Ват. и во многих латинских переводах (также и в Вульг.) слово ρήμα (или соответствующее ему лат.) пропущено. Но в смысле почти нет никакого различия с принятием или опущением ρήμα — в первом случае речь представляется только несколько более ясною. Далее, recepta, Тиш., Вест. Хорт, все унциальные (написанные большими буквами) рукописи (кроме D) принимают ψευδόμενοι. Это слово опущено во многих лат. переводах и Вульгате. В русск. переводе передано ψευδόμενοι: “неправедно злословить”. Такой перевод не только мало соответствует подлиннику, но и неточен сам по себе, потому что едва ли кого можно злословить праведно. (В славянском переводе совершенно однозначно и точно написано — Блаженне есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Прим. ред. ) Слав. “лжуще” вполне точно; но на русском нельзя выразить этого слова посредством деепричастия, что и было, вероятно, причиною, почему “лжуще” по необходимости заменено в русском переводе словом “неправедно”. Будучи точен, слав. перевод не свободен, однако, от двусмысленности: неясно, к чему следует относить “Мене ради”, к “лжуще” ли, или “рекут всяк зол глагол”. Вероятнее понимать выражение так, что “Мене ради” относится ко всем предшествующим глаголам “поносят вам,« «ижденут», «рекут всяк зол глагол”. “Относить ένεκεν έμοΰ (Мене ради) только к последнему глаголу не рекомендуется потому, что все три глагола в этих предложениях, заменяющие διώκειν (преследовать, гнать) ст. 10, одинаково нуждаются в этом дополнении” (Цан). Спаситель говорит здесь не о каком-нибудь особенном возможном случае (тогда стояло бы в начале стиха “если” — εάν — вместо “когда”), но относительно действительно предстоящих ученикам поношений, гонений, злословия, и называет людей, которые будут переносить все это, счастливыми.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня

Наконец, Божественный Учитель Иисус Христос обращает речь Свою наипаче к присным ученикам Своим, святым апостолам: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, погонят из града во град, не давая вам места, где главу преклонить, и всячески неправедно злословить (возводя на вас всякие клеветы) за Меня… Так скорбью начато учение о блаженствах, скорбью и кончается. Там, в начале, скорбь нищеты духовной и плача о грехах; здесь, в конце, скорбь терпения страданий за правду, за Христа. Поистине, многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие! (Деян. 14:22). Воистину все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12). Таков закон земной жизни для христианина. Скорби нужны ему для спасения души его, для очищения его сердца, для того, чтобы он познал свои немощи и смирился, для того, чтобы и он понес крест свой за Христом и уподобился Ему, своему Спасителю, в терпении крестных скорбей, — и вот Бог попускает эти скорби для всех верующих в Него: кто стонет от властолюбия сильных мира сего, кто плачет от жадности людской, кого теснит гордость, кого преследует злоба, кого уязвляет зависть и клевета человеческая, а кого ловит лесть и лукавство; того мучает плоть с ее ненасытными страстями и похотями, а на этого нападает диавол с унынием и гордостью… Но кто изочтет все кресты человеческие? Един Тот, Кто взял на Себя грехи всего мира, един Он ведает всю неизмеримую тяготу скорбей человеческих! Все, — все мы под крестом; кто не несет креста скорбей, тот не может сказать о себе, что он ученик Распятого на кресте Господа Иисуса: истинные ученики только те, которые страдают за истинную Христову веру православную, за правду, за добрую христианскую жизнь. Только эти крестоносцы и блаженны, блаженны еще и здесь, на земле, потому что у них душа светла, совесть чиста, сердце покойно, а когда они возведут свои скорбящие очи на крест Христов, то — какое благодатное утешение изливается в их скорбную душу с этого креста! Вот почему апостол Павел радовался в своих страданиях за Христа; вот почему и апостол Иаков убеждает верующих: С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения (Иак. 1:2). Апостолы, мученики в ужасных страданиях окончили жизнь, но чудесами изумляли всех и терпением обращали самих гонителей ко Христу. Всех праведных при жизни ненавидели и гнали, а по смерти чтут и ублажают. Им по смерти принадлежит Царство Небесное: вы пребыли со Мною в напастях Моих, — говорит Господь апостолам Своим, — и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство (Лк. 22:28). Пусть называют вас обманщиками, льстецами, злодеями, — вы все же блаженны.

Троицкие листки. №801-1050.

bible.optina.ru


Смотрите также