Кто такой абай


АБАЙ КУНАНБАЕВ

(1845–1904)

Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) – великий поэт-просветитель, выдающийся поэт, мыслитель, философ, композитор, общественный деятель, основоположник новой казахской письменной литературы и казахского литературного языка, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещенного ислама, ювелирный мастер художественного слова.

Абай Кунанбаев родился 10 августа (23 августа) в Чингизских междугорьях (урочище Жидебай) Чингизской волости, Семипалатинского уезда Западно-Сибирского генерал-губернаторства (с 1845 года Семипалатинская область, по нынешнему административному делению в Абайском районе Восточно-Казахстанской области) в семье крупного бая, старшины (ага-султан) всего Каркаралинского внешнего округа, позже волостного управителя Кокше-Тобыктинской волости Кунанбая Оскенбаева (1804–1886 гг.) из рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая была потомственно аристократической: дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев.

Настоящее имя Абая – Ибрагим, но прозвище «Абай» («внимательный», «осмотрительный»), данное бабушкой Зере, закрепилось за ним. Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начальное образование Абай получил у мулл в родном ауле, затем был направлен в медресе имама Ахмет-Ризы в Семипалатинске. Он владел арабским, персидским и др. восточными языками, читал в оригинале произведения классиков Востока – Навои, Фирдоуси, Низами, Саади, Джами, Хафиза, Сайхали. К концу пятилетней учебы начинает писать стихи, сначала приписывая их авторство своему другу Кокбаю Джантайулы. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением «Лето» свое имя.

Обучаясь в медресе Абай параллельно посещал русскую школу. Всего лишь три месяца продолжалось его учение в русской приходской школе.

Отец Абая хотел сделать сына своим верным помощником, поэтому, не закончив учение в городе, по настоянию отца тринадцатилетний Абай возвращается в аул для участия в политической жизни Степи, где начинает вникать в судебную службу и будущую административную деятельность главы рода. Постигает приемы ведения словесных состязаний, где оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Часто идет вразрез с интересами и стремлениями Кунанбая, вынося справедливые и беспристрастные решения.

Абаю пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что через пятнадцать лет Абай отходит от нее.

В возрасте 28 лет Абай снова приезжает в город, чтобы целиком заняться самообразованием и стать поборником справедливости, защитником бедных и угнетенных. Общественно-просветительские взгляды Абая формировались под влиянием демократических традиций казахской и восточной культуры. Теперь он жадно изучает произведения классиков русской и западноевропейской литературы, знакомится с передовыми русскими людьми, сосланными царским правительством в Семипалатинск. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Его волновали правдивость, высокое мастерство, жизнеутверждающая сила их произведений. Абай стремится познакомить с творчеством этих великих поэтов жителей казахских аулов. В собственных переложениях их на казахский, тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников. Знакомство с русскими политическими ссыльными Е.П.Михаэлисом, И.И.Долгополовым и С.С.Гроссом сформирует его прогрессивные взгляды. Но вместе с тем, творчество Абая остается оригинальным, самобытным, он глубоко национальный поэт и философ. Предметом его поэтических описаний и философских рассуждений была жизнь казахского народа. Мы видим в нем художника, глубоко, правдиво и ярко рисующего быт, нравы и характер казахов.

Все остальные годы жизни Абая прошли в содержательной творческой, поэтической деятельности. На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в Степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

Аул Абая, сама его личность становится одним из своеобразных центров казахской культуры, средоточием талантов. Поэт собирал вокруг себя одаренную молодежь, пропагандировал среди нее образование, культуру и искусство, вводил ее в большой мир поэзии. Это начинание Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие. Многие вечера в ауле Абая становились праздниками поэзии и искусства.

Но Абай как «властитель дум» вызывает дикую зависть, бешеное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. С одной стороны были царские администраторы, которым не нравилась сатира и критика Абая, связь его с политическими ссыльными. С другой – местная правящая верхушка, которая возненавидела Абая за его любовь и сострадание к обездоленным. Плотным кольцом сомкнулись вокруг Абая его ненавистники и недоброжелатели, мелкие завистники и «большие люди из верхов». Поистине великий человек, «благородный муж», и остается им в противовес, по выражению Конфуция, «мелким человечкам».

Последние удары судьбы связаны со смертью любимых его сынов – Абдрахмана и Магауи. После этого Абай отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Через сорок дней после смерти Магауи в 1904 году, не дожив до шестидесятилетнего возраста, великий поэт скончался. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Новатор. Абай был носителем всего нового, стоял на голову выше той среды, которая его породила. В поэтических произведениях, созданных в 1882–1886 гг. обращается к социально-общественным, моральным проблемам казахского народа, призывал казахов выйти на «верный путь» цивилизованного развития («Восьмистишия»). Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», является одним из главных направлений всего творчества Абая. Расценивал труд как единственный путь к богатству и изобилию общества. Вскрывал антагонистические противоречия между народом и господствующей верхушкой. Протестовал против межродовых распрей, критиковал тщеславие и феодальные нравы общества.

Абай настаивал перед властями на открытии школ казахской молодежи, в которых она могла бы учиться светским наукам. «Надо взять детей у родителей, отдать ребят в школы, направить одних на одну специальность, других – на другую. Надо создать школы, надо, чтобы все учились, даже девушки», – писал Абай.

Абай Кунанбаев был новатором казахской поэзии; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888) (природная лирика, пейзажная лирика), стихи о назначении поэзии (учить хорошему и осуждать плохое).

Абай ввел в казахское стихосложение новые размеры, рифмы и стихотворные формы: восьмистишия и шестистишия.

Впервые в казахской литературе создал поэтические произведения о назначении поэта и поэзии («Поэзия – властитель языка»). Соединял элементы пейзажной, любовной лирики с философскими обобщениями и просветительско-гуманистическими идеями. Художественное новаторство Абая проявилось в обновлении тематики содержания поэзии.

Абай дал импульс к преобразованию культуры народа. Речь идет, прежде всего, о словесной культуре, о поэтической традиции. Казахская специфика фольклора, несмотря на свою традиционность, и до Абая не исключала индивидуального творчества, о чем свидетельствуют сохранившиеся имена акынов, певцов, сказителей, композиторов, импровизаторов, мастеров поэтического состязания. Абай во все это привнес совершенно новое качество. Он влил в культуру казахов целый поток образов, форм, сюжетов, идей из иных культур и традиций, что означало включение казахской культуры в мир большой культуры классических цивилизаций и привитие свойственных последним духовных опытов к традиционной культуре казахов. В числе этих ино-культур и арабская культура, а вместе с ней эллинистическая традиция Аристотеля и Александра Македонского. Затем тысячелетняя персидская культура и литература, которая вошла в его сознание с детства и закрепилась сознательным обращением к творчеству Фирдоуси, Саади, Низами, Навои, Физули. Совершенно новым, дотоле неизведанным был для казахов до Абая мир русской культуры в связи с европейской культурой и европейской традицией. Но опорой восприятия Запада является глубоко осознанный Восток, приверженность исламу.

Поэмам о любви и дастанам Абай придает новую форму. В 1887 году Абай написал поэмы «Искандер», «Масгут», «Сказание об Азиме». Их сюжеты построены на переосмысленных мотивах восточной классической литературы. Поэмы «Масгут», «Сказание об Азиме» – притягательные и интересные истории, написаные в духе восточных легенд с элементами волшебства. В поэме «Искандер» противопоставлены разум в лице Аристотеля и алчность завоевателя в лице Александра Македонского. Сюжет поэмы Абая «Ескендір» (Александр Македонский) встречается и в творениях Фирдоуси, Низами, Навои. Но у каждого из этих четырех великих поэтов своя интерпретация этой личности.

Гуманист Абай принес казахам новую систему мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Запада.

Абай Кунанбаев оказал большое влияние на зарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу и даже духовного вождя возрождения казахской нации.

В 1914 году тюрколог В.В.Гордлевский выбрал в качестве видных представителей казахской литературы Абая Кунанбаева и Миржакипа Дулатова для публикации их текстов в «Восточном сборнике», выпускаемом в честь 70-летия известного востоковеда, академика Н.И.Веселовского.

Значительным вкладом Абая в развитие художественной прозы и общественной мысли явились «Қара сөз» («Гаклия», 1890 – 1898). «Қара сөз» («Слова назидания», в дословном переводе «Простое (буквально – черное) слово») состоит из 45 кратких притч или философских трактатов, многообразных по тематике. Важную роль эти заветы сыграли в приобщении молодежи к духовным истокам народной мудрости. Центральная идея «Слов назидания» – вера в торжество гуманистических идеалов, в безграничные возможности родного народа.

«Слова назидания» – фундаментальное произведение Абая Кунанбаева. В этой прозаической поэме поднимаются проблемы национального воспитания и мировоззрения, истории, педагогики, морали и права этнических казахов.

Поэт. Свой высший этический идеал Абай выразил в нравственной формуле: «Адам бол! – Будь человеком!», с которой он обращается, прежде всего, к молодежи. Этический смысл абаевской формулы «Адам бол!» состоит в высокой оценке роли назначения человека в жизни. В его понимании человек должен сочетать в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь.

Актуальны сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и нравственных ценностей в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о «божественной предопределенности» морали. По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности. Все понятия о добродетели, все правила поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Он призывает молодых:

«Не кидайся на все сгоряча,

Дарованьем своим гордись:

И ты, человек, кирпич мирозданья,

В здание жизни самой ложись».

Несмотря на разное социальное положение, утверждает Абай, люди от природы равны. Об этом прирожденном биологическом равенстве людей Абай пишет в 34 слове Назиданий: «В этом мире рождение и рост, сытость и голод, горе и смерть, строение тела и место, откуда взялся человек и куда он должен отправиться, – все это одинаково». А поскольку люди равны, то им незачем стремиться навязывать свою волю, силу другим, ибо они не лучше других. Наоборот, люди, народы должны проникнуться взаимным уважением друг к другу, любить друг друга, жить в мире, не враждовать и не завидовать друг другу.

В центре миропонимания Абая, как и других мыслителей, таким образом, находится человек, сущность которого мыслитель рассматривает чрезвычайно многопланово, с точки зрения биологической, психологической, социальной и педагогической. Абая привлекает эстетический, этический облик человека, его образование и воспитание, мир его чувств и интеллекта, его идеалы и цель жизни.

Несмотря на прирожденное равенство, люди, далее утверждает Абай, в нравственном отношении друг с другом не равны: одни безнравственны, порочны, глупы, хитры, другие, наоборот, нравственны, добродетельны, умны, скромны и т.д.

Выдвигая свой нравственный принцип «Адам бол!» в цикле моралистических поэтических произведений, Абай разрабатывает для молодежи целый кодекс этических норм дружбы и товарищества, любви в супружестве, долга и совести, мужества и красоты человеческих отношений и т.д. В этом отношении характерны такие произведения, как: «О, джигиты, дорог смех, не шутовство», «В интернате учиться» и многие другие. Если в одних стихотворениях Абай учит, что надо делать, чтобы быть человеком, то в других учит, чего не следует делать, чтобы стать человеком. Например, «Не щеголяй вещами», «Измучен, обманут я всем вокруг» и другие.

По утверждениям литературоведов, Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал «против рабского положения женщины» и, как повторено в его парадных советских биографиях, «против социального зла и невежества». Советские литературоведческие источники, повторяя эту фразу, иногда ссылаются в ее подтверждение на стихотворения «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889) и «Кулембаю» (1888).

Многие стихи Абая написаны в форме лирических монологов («Айттым сәлем, Каламкас» – «Шлю привет тебе, тонкобровая»). Воспевал женщину – мать как опору семьи, отрицал калым, многоженство, боролся за равноправие женщины в казахском обществе. В стихотворении «Көзімнің қарасы» («Ты зрачок глаз моих»), «Қызарып, сұрланып» («И краснеть, и бледнеть»), «Ғашықтық тілі – тілсіз тіл» («Язык любви – язык без слов») показаны сила любви, красота женщины.

Органичная часть творчества Абая – переводы на казахский язык произведений русских классиков (свыше 50 переводов из произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова). С особым вдохновением Абай работал над переводами отрывков из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» – «Письмо Татьяны», «Ответ Онегина», «Слово Ленского». Превосходным образцом литературного перевода стали стихотворения Лермонтова «Дума», «Кинжал», «Парус», «Утес», «Выхожу один я на дорогу…» и др. В переводах басен Крылова «Пестрые овцы», «Ворона и лиса», «Стрекоза и муравей», «Дуб и трость» сохранил их обличительную силу и тонко передал выразительность и простоту языка. Метод вольного перевода позволил поэту творчески подойти к лучшим произведениям литературы и передать их в восприятии казахского народа.

При жизни поэта произведения отдельной книгой не изданы. При жизни поэта несколько его стихотворений публиковались в 1889–1890 годах на страницах газеты «Дала уалаяты» («Степная газета»), издававшейся в Омске.

Произведения Абая впервые были изданы отдельным сборником в 1909 году после его смерти, в Санкт-Петербурге, под названием «Стихи казахского поэта Ибрагима Кунанбаева». Подготовили их к печати сын Абая Турагул Кунанбаев и двоюродный брат Какитай Искаков (1868-1915). Здесь же была помещена краткая биография поэта. Для ценителей и исследователей поэзии этот сборник долго оставался ценным подспорьем в популяризации творчества Абая. Затем сборник переиздавался в Казани (1922 г.) и Ташкенте (1922 г.). Объективная оценка творчеству Абая Кунанбаева дана в дореволюционных работах Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсунова, Миржакып Дулатова, Магжана Жумабаева. Однако лишь в последнее время стало известно, что первым биографом Абая был Алихан Букейханов. Его большая статья-некролог «Абай (Ибрагим) Кунанбаев» была напечатана в газете «Семипалатинский листок» в 1905 году. Затем с портретом Абая она печаталась в журнале «Записки Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Императорского русского географического общества» в 1907 году.

Также изданы: «Абай Құнанбайұлы толық жинақ» (полное собрание стихов под ред. М.Ауэзова), Кызыл-Орда, 1933.

Кунанбаев А. Лирика и поэмы / Под ред. Соболева, предисл. М.Ауэзова, Москва, Гослитиздат, 1940.

Абай Кунанбаев. Избранное. Пер. с каз. под ред. Л.Соболева. Алма-Ата, Худ. лит., 1945.

Абай Кунанбаев. Собрание сочинений (в одном томе), Москва, 1954.

Құнанбаев А. Шығармаларының толық жинағы (екі томдық) – Алматы, 1954 (преизд. 1968, 1986, 2002).

Абай. «Слова назидания» (Қара сөз). (Пер. с каз. С.Санбаева), Алматы, Жалын, 1979, 1982.

Абай. «Книга слов» (на китайском языке), Пекин, 1995.

Абай Кунанбаев. Избранное (серия «Мудрость веков»), Москва, Русский раритет, 2006.

Abai. Zwanzig Gedichte («Двадцать стихотворений» под ред. Г.Бельгера), Koln, Onelverlag, 2007,

«Abai. Book of words» и др.

Произведения Абая переведены на многие языки разных народов.

Абаем создано около 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы.

Композитор. Абаю принадлежат кюи «Май түні», «Майда қоңыр», «Торы жорға», «Абайдың желдірмесі», «Абайдың толғауы» и др.

Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда. Некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения. Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах.

Музыкальный дар поэта нашел свое отражение в лирических песнях. Песни «Айттым сәлем, Қаламқас» («Шлю привет тебе, тонкобровая…»), «Қор болды жаным» («Унижена моя душа»), «Сұрғылт тұман» («Серые тучи»), «Ата-анаға көз қуаныш» («Утешение отцу и матери»), «Татьянаның хаты» («Письмо Татьяны»), также «Көзімнің қарасы», «Бойы бұлғаң», «Желсiз түнде жарық ай», «Мен көрдім ұзын қайың құлағанын», «Не іздейсің көңілім», «Өзгеге көңілім тоярсың», «Өлсем орным қара жер сыз болмай ма», «Сегіз аяқ» и др. ввели в народное песенное творчество новые мелодичные ритмы, формы и размеры, новые принципы использования художественно-выразительных средств языка.

А.Кунанбаев создал около двух десятков мелодий, которые популярны в наши дни.

Труды Абая переведены на многие языки мира, среди которых английский, русский, турецкий, китайский, французский, немецкий, украинский, узбекский, монгольский, персидский, киргизский, азербайджанский, индийский, вьетнамский, урду, латынь и др.

На стихи Абая писали песни и романсы композиторы М.Тулебаев, С.Мухамеджанов, Г.Жубанова, М.Койшыбаев, Н.Тлендиев и др. Литературное и эстетическое наследие Абая – национальная гордость казахского народа.

Образ выдающегося поэта-просветителя запечатлен в произведениях литературы, музыки, изобразительного искусства.

В 1938 году внучатый племянник Абая Мухтар Ауэзов в соавторстве с Леонидом Соболевым создали трагедию «Абай». Позже М.Ауэзов написал роман-эпопею «Путь Абая» (т. 1–4, 1942–1956), за который ему была присуждена Сталинская премия 1949 года (за первую часть «Абай») и Ленинская премия 1959 года (за вторую часть «Путь Абая»).

В 1944 году Ахмет Жубанов и Латиф Хамиди по либретто Мухтара Ауэзова создали оперу «Абай». В июне 2014 года состоялась премьера обновленной оперы, дирижером-постановщиком которой стал Алан Бурибаев, правнук Ахмета Жубанова.

В 1945 году на Алматинской киностудии был снят фильм «Песни Абая» (режиссеры – Г.Л.Рошаль и Е.Е.Арон, в роли Абая – Калибек Куанышпаев). В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный казахско-французский фильм «Абай» (режиссер – Ардак Амиркулов, в роли Абая – Габиден Турыкпаев).

В честь Абая названы город (город Абай в Карагандинской области Казахстана), административные центры, театры, библиотеки и другие объекты на территории Казахстана.

Во многих казахстанских городах, а также в Дели, Каире, Берлине, Ташкенте, Бишкеке, Киеве и других городах мира есть улицы, названные именем Абая. В Лондоне открыт Дом Абая.

В 2006 году памятник Абаю был открыт в Москве на «Чистопрудном бульваре». В начале мая 2012 года площадка вокруг московского памятника Кунанбаеву на Чистых прудах стала местом дислокации лагеря российской оппозиции, а в социальных сетях получил распространение тег #ОккупайАбай.

В 2007 году воздвигнут памятник Абаю в столице Ирана, в г.Тегеране, на аллее у входа в Национальную библиотеку.

В 2014 г. в столице КНР в г.Пекине в парке «Чаоян» открыли памятник Абаю.

В июне 2014 года памятник Абаю установили в Венгрии: бюст поэту установлен на улице Астана в Будапеште.

В 2016 г. во французском городе Ренн, побратиме Алматы, увековечили память Абая Кунанбаева: бюст поэта был установлен в живописном парке под названием «Алматы» в центре города. Стоит отметить, что например, французский поэт Луи Арагон был поражен творчеством Абая и считал, что его произведения стали одними из самых великих в XIX веке.

13 октября 2016 г. при поддержке Посольства Казахстана в Египте в одном из красивейших центральных парков Каира – парке «Свободы и дружбы» был установлен бюст Абаю. Памятник Абаю установлен перед зданием Посольства Казахстана в Ташкенте (Узбекистан).

Именем Абая названы Казахский государственный академический театр оперы и балета, Казахский национальный педагогический университет в городе Алматы. На площади Абая в городе Алматы установлен памятник великому поэту (1960 год). В 2010 г. в столице Казахстана в г.Астане памятник Абаю разместился напротив городской площади по проспекту, названному в его же честь. В день рождения поэта ежегодно на этой площади проводятся поэтические слушания, посвященные великому Абаю.

На пик Абая (4010 м) в Заилийском Алатау под Алматы ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО годом Абая, на пик поднялся и Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В честь Абая назван ледник в Джунгарском Алатау и на Заилийском Алатау. Именем поэта названы еще две вершины: «Абая Кунанбаева» в Среднем Талгаре и «Песни Абая» в Центральном Тянь-Шане.

150-летие Абая в 1995 году прошло под эгидой ЮНЕСКО. Торжества по этому поводу проводились в 25 странах мира.

Памяти казахского поэта посвящен ряд почтовых марок и других филателистических материалов, выпущенных в СССР, Казахстане и других странах.

Источник: Sauap.org

 Ссылки youtube.com/ , http://khabar.kz/

Источник: Sauap.org

Ссылки youtube.com/ , http://khabar.kz/

Похожее

sauap.org

Абай Кунанбаев: биография

В его честь названы улицы, районы и целые поселения. Его произведения стали классикой казахской и мировой литературы. Поэт, философ, просветитель и общественный деятель Абай Кунанбаев — это одна из выдающихся личностей Казахстана. Предлагаем подробнее рассмотреть биографию Абая Кунанбаева и узнать, какой путь проделал этот великий человек.

Абай Кунанбаев: биография

Абай родился в конце первой половины XIX века в семье известного бая Кунанбая Оскенбаева на территории нынешней Восточно-Казахстанской области. От отца будущий писатель перенял лучшие мужские черты: целеустремленность, смелость, человечность и справедливость. Именно отцовский пример стал ориентиром для Абая в жизни и творчестве.

Надо сказать, что имя «Абай» (‘осторожный’), известное в литературном мире, — это всего лишь прозвище, которое дала мальчику его бабушка Зере. При рождении будущего поэта нарекли Ибрагимом.

Если отец научил мальчика быть мужчиной, то мама во многом привила ему любовь к творчеству. Улжан была мудрой, доброй и острой на язык женщиной. Она происходила из знатного рода шаншар, который издавна славился своим остроумием. Сыну она рассказывала древние легенды, сказания о подвигах батыров, пела песни.

Однако в большей мере на творческие наклонности маленького Ибрагима повлияла бабушка. Вместе они проводили много времени. Зере рассказывала внуку истории и сказки, при этом Абаю всегда было мало. Он с упоением слушал сказания о жизни великих людей. Для будущего поэта бабушка стала первым наставником и учителем. Именно ей и матери он обязан умением интересно и красиво говорить.

Заметив, что сын жадно тянется к знаниям, отец довольно рано отдает его на воспитание к мулле. Затем он продолжает учебу в медресе (мусульманская духовная школа). Там он постигает грамоту и учится персидскому и арабскому языкам.

Будучи совсем юным, Абай оттачивал навыки ораторского искусства. Отец дал возможность развить их на практике. Он отозвал тринадцатилетнего сына с учебы, чтобы передать знания управления и обучить обязанностям главы рода.

Абай нередко участвовал в родовых распрях и судебных разбирательствах. Здесь главной силой выступало слово. Чем красноречивее и находчивее человек, тем выше его шансы на победу. К сожалению, интересы отца и сына часто не совпадали.

Кунанбай в таких делах руководствовался только выгодой для семьи. Абай не мог с этим мириться, поэтому шел наперекор воле отца и принимал решения по справедливости. На этой почве их отношения настолько испортились, что Абаю пришлось покинуть семью.

Идеи и философия Абая Кунанбаева

После разрыва отношений с отцом Абай провел следующие двадцать лет, изучая мировых, восточных и российских классиков. Постигал искусство слова. Много размышлял над философскими вопросами, такими, как связи человека, общества и закона.

Абай был одним из первых демократов того времени. Он считал, что все законы и ответственные решения должны приниматься только в интересах народа. В своих произведениях Абай изобличал пороки власть имущих: взяточничество, ложь, подхалимство и злоупотребление должностными полномочиями.

Абай всей душой ненавидел баев и биев, которые подкупом получили свои места. Народу они обещали процветание и решение проблем, а как только вступали в должность, тут же забывали о своих словах.

Примечание: при царской России власть баев и биев была ограничена, однако решение вопросов местного значения и суды были в их юрисдикции. Поэтому обычным людям приходилось иметь дело с ними.

Учитывая, что на большинстве выборов побеждали благодаря обману и подкупам, действовать иначе, кроме как в интересах царизма, чиновники не могли. По этому поводу Абай написал несколько строк: «Перед начальством русским бий юлит и гнется как лоза…».

Такое же отношение у него было к духовенству, которое также не редко покупало свои должности. Абай считал, что большинство из них — это люди далеко не высоких моральных устоев, которые используют положение для личного обогащения.

Поэт хотел, чтобы народ развивался и шел в ногу со временем. По его мнению, каждый разумный человек должен осознанно относиться к окружающей действительности. Главные пути достижения этого Абай видел в труде и образовании.

Большое внимание в просветительской деятельности Абай уделял именно труду. Он считал, что упорный труд делает человека богатым как духовно, так и материально. С этой мыслью поэт в своих произведениях обращался прежде всего к молодежи. Ему было невыносимо наблюдать, как молодые казахи проводят жизнь в праздности.

Увеличение благосостояния народа Абай видел в развитии:

  • Торговли, поскольку она служила средством общения между народами и стимулировала развитие производственных отраслей.
  • Ремесел, потому что казах, который умеет что-то изготавливать своими руками, всегда будет при деле и сможет прокормить себя и семью.
  • Земледелия, так как этот род деятельности был выгоднее скотоводства, обеспечивал лучшую основу для развития общества и не настолько зависел от изменчивого климата Великой Степи.

Другое дело, что раскрыться казахскому народу в то время не позволял общественный строй. Чиновники и духовенство пользовались невежеством простого люда, обманывали его и нагло грабили. Абай был уверен, что сломить существующий порядок вещей может только просвещение и развитие науки.

Эти и другие вопросы, в частности проблемы морали и права, Абай Кунанбаев поднял в знаменитом произведении «Слова назидания» (каз. «Қара сөз»). Это прозаическая поэма, состоящая из 45 притч.

Изданное уже после смерти автора, «Черное слово» (так дословно переводится название с казахского) стало жемчужиной казахской литературы и утвердило Абая как ее первого классика. Произведение имеет несколько вариантов перевода на русский язык. Были попытки изложения на немецком и китайском, однако на этих языках передать глубокий смысл философских рассуждений Кунанбаева не удалось.

Читайте также: Ибрай Алтынсарин: биография

Абай Кунанбаев: семья

У великого поэта было трое сыновей, все они выросли творческими, образованными личностями. Однако судьба не дала им раскрыться.

Первый сын Акылбай родился в 1861 году, но рос вдали от отца, поэтому не получил надлежащего образования. Однако после их воссоединения Абай заполнил этот пробел. Под влиянием отца у Акылбая проявились творческие способности. Он написал как минимум три поэмы:

  1. «Жарах» — не сохранилась.
  2. «Зулус» — до нас дошли лишь несколько куплетов.
  3. «Дагестан» — сегодня это произведение имеет огромную историческую ценность.

Абай Кунанбаев любил своих детей одинаково, но большие надежды возлагал на Абиша — второго из сыновей. За знаниями он отправил его в Тюмень, а затем в артиллерийское училище Санкт-Петербурга. Однако после учебы Абиша не приняли на военную службу, так как тот подхватил туберкулез. Смертельная болезнь забрала жизнь парня на двадцать седьмом году в городе Верном (Алматы).

Перенести этот удар Абаю помогло творчество. В память о сыне он сочинил девять стихов, однако до конца оправиться от потери так и не смог. Воспоминания жгучей болью отзывались в его душе.

На младшего сына Магаша поэт возлагал не меньшие надежды, и он их оправдал. Начальное образование он получал в медресе и городском училище, пока не заболел. Боясь потерять еще одного ребенка, Абай забрал Магаша и лично занимался его просвещением.

Парень вырос умным, смелым и целеустремленным. Конечно, с таким отцом он не мог не полюбить поэзию. Результатом его увлечения стали поэмы: «Енлик-Кебек», «Абылай» и самое объемное произведение «Медгат-Касым».

Народ обожал Магаша за его справедливые решения в судах. Ему бы блистать и покорять сердца людей, но у судьбы были другие планы. Младший сын великого поэта покинул этот мир на тридцать четвертом году жизни.

Абай не выдержал утраты, и через сорок дней после смерти Магаша Аллах забрал его. Старший сын Абая, единственный, кто пережил отца. К сожалению, ненадолго. Акылбай отправился вслед за ним, через месяц после его кончины.

Абай Кунанбаев: стихи

Творческий талант Абая еще в юности распознал известный поэт Дулат, который был частым гостем в доме Кунанбая. Первые стихи Абай начал писать во время учебы. Но они не дошли до нас, так как в то время было не принято издавать сборники, а обрывки бумаги, на которых поэт записывал стихи, утрачены навсегда. Мы можем судить о первых творческих потугах Абая только по произведениям, которые люди передавали из уст в уста.

Активная творческая жизнь Абая началась в 1886 году, когда ему было уже больше сорока лет. Один из первых стихов того времени — «Лето». В нем он описал красоту казахской степи и жизнь обычных людей.

Абай Кунанбаев был поэтом-импровизатором, который никогда не сидел над строками и не дорабатывал их. В моменты вдохновения с бледной кожей и слезами на глазах он бежал со всех ног за пером и записывал рифмы, которые лились словно река.

Сам поэт говорил, что, возможно, если бы он шлифовал стихи, то они были бы намного лучше. Однако даже без обработки строчки произведений Абая Кунанбаева до сих пор считаются примером идеального слога.

Большинство стихотворений Абая написаны в лирической форме с использованием шести- и восьмистишия. Всего в его творческой копилке около 170 стихов. В них он воспевал родные края, казахский народ, женщину и выступал против невежества и социального неравенства. Среди знаковых творений можно выделить стихи Абая Кунанбаева на казахском:

  • «Көзімнің қарасы»;
  • «Ғашықтық тілі — тілсіз тіл»;
  • «Қызарып, сұрланып»;
  • «Кулембаю».

В творческое наследие Казахстана входит множество песен Абая Кунанбаева, многие из которых воспринимаются как народные произведения. Даже здесь великий поэт был новатором. Он использовал иные рифмы, мелодии. Экспериментировал с размерами и формами художественного слога.

Как и в случае со стихотворениями, первые песни Абая не дошли до нас, однако нам доступно его более позднее творчество:

  • «Айттым сәлем, Каламкас»;
  • «Татьянаның хаты»;
  • «Қорболды жаным»;
  • «Ата-анағакөз қуаныш».

В этих и других песнях он пытался передать красоту окружающего мира и донести до людей свои идеи и убеждения.

Вклад Абая Кунанбаева в развитие культуры и общности казахского народа сложно переоценить. Невероятно насколько близок к обычным людям был человек, который принадлежал к высшему сословию. Современники Абая говорили, что он значительно опередил ту среду, которая его породила, и с ними нельзя не согласиться. Рекомендуем прочесть назидания Абая. Большинство притч актуальны по сей день.

Читайте также: Жамбыл Жабаев: биография

www.nur.kz

Абай Кунанбаев (10 августа 1845 - 6 июля 1904) , казахский поэт, мыслитель и переводчик

Абай Кунанбаев родился (29 июля) 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области, в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Его семья была аристократической, потому Абай получил разностороннее образование. Он посещал медресе - мусульманское учебное заведение, являющее собой одновременно и среднюю школу, и духовную семинарию. Кроме того, Абай был и учеником обычной русской школы.

На формирование его мировоззрения, с одной стороны, оказали влияние величайшие восточные мыслители и поэты (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина), а с другой - русские классики. Через посредство русской литературы он познакомился и с литературой западной Европы.

Абай нашел своё призвание в том, чтобы познакомить свой народ с достижениями западной культуры. Он выступал как переводчик и популяризатор западной литературы. Среди его переводов: стихи Лермонтова, басни Крылова, поэма Пушкина «Евгений Онегин», стихи Гёте и Байрона.

Абай выступил как реформатор системы стихосложения, создав новые стихотворные размеры. Также он придумывал и новые формы: шести- и восьмистишия.

Памятник Абаю в Байконуре

Поэт был неравнодушен к проблемам современного ему казахского общества. Его глубоко задевали социальное зло и невежество. Абай написал около 170 стихотворений, несколько поэм. Самым знаменитым его произведением стала поэма «Қара сөз», что в дословном переводе означает «Черное слово». Поэма делится на 45 частей, представляющих собой назидания, притчи. В этих притчах Абай затрагивает проблемы истории, педагогики, морали и права.

Абай Кунанбаев умер на родине (23 июня) 6 июля 1904 года.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Twitter

Мой мир

www.calend.ru

Абай Кунанбайулы, (Кунанбаев): биография, творчество, труды.

Абай Кунанбаев, великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, мастер художественного слова.

Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахима.

Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означает «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.

Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово « батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибек-батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана. Его сын Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода – знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления. Дед Абая Оскембай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы – отец Абая.

Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.

Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, — его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина.

Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. Прадедом Улжан был Бертис би. Слово «би» подразумевает, во-первых, ораторский талант, ум и мудрость, умение решать сложные споры между племенами, во-вторых – вождя племени, предводителя рода. Должность «би» не передается по наследству, биями становятся благодаря своим личностным качествам. У Турпана, отца Улжан, были родные братья – Контай и Тонтай. Они выделялись особым пристрастием к шуткам. Улжан не уступала им в острословии. Такие качества великого поэта, как остроумие, способность в саркастической форме высмеять людские недостатки, унаследованы Абаем от нагашы по материнской линии. Вся материнская линия, весь род по отношению к племяннику считается нагашы, а племянник по отношению к материнской линии выступает как жиен.

Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и учителем.

В девичестве бабушку Абая звали Токбала. Когда она выходила замуж, то по старинным обычаям приехала в дом жениха с серьгой в носу. После этого её начали звать Зере.

Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира.

Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.

Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно.

Улжан тоже между хлопотами по дому много внимания уделяла Абаю. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери. Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов.

Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.

Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ.

В отрочестве Абай стремился освоить высокие образцы ораторского искусства, обычаи и правила, по которым жил народ, примеры честного судейства сложных и спорных вопросов между людьми и племенами. Во все времена искусство слова, ораторские качества очень высоко ценились среди кочевников. Можно предположить, что Абай скорее получил знание об истории Степи через народную мудрость, чем через систематическое образование в медресе (медресе – религиозное учебное заведение). Народные сказатели, ораторы, поэты, мастера устного рассказа дали огромную духовную основу творчеству Абая. Он понял, что многие познания и мудрость жизни кроются в народных дастанах, сказаниях о батырах. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.

В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частым гостем был знаменитый поэт Дулат. Он распознал поэтический дар Абая еще в юношеских стихотворениях и благословил будущего поэта:

Сын мой, подрастешь и ты, Взлетишь на крыльях мечты. Выше облаков, возможно, взойдешь ты,

Да сбудутся твои чудесные сны.

Абай не собирал и не хранил свои творения, так как при его жизни еще не было возможности публиковать свои произведения. Поэтому многие его труды, написанные экспромтом, порой наспех, иногда просто на клочке бумаги, для нас навсегда утеряны. Дошли до нас те стихи, которые люди знали наизусть. Оставшиеся были включены в рукописи муллы Мурсеита.

Абай не исправлял, не обрабатывал однажды написанное. Сам он не раз признавался, что если бы обрабатывал свои творения, они, наверняка, стали бы более совершенными. Но и в том, первозданном виде творения Абая являются высшими образцами человеческого гения.

Хаким Абай поздно ложился, рано вставал. Он много трудился ради будущих поколений, ради истории. Когда находило вдохновение, поэт с побледневшим лицом, прослезившимися глазами, участившимся дыханием брал в руки перо, и стихи сами лились потоком. В такие мгновения раскрывались мощь и таинство таланта! Его творчество было в чем-то сопоставимо с озарением поэтов-импровизаторов, сходу слагающих великолепные рифмы. «Не знай имя автора, а изучай его творения», — писал великий поэт. Первые свои стихи Абай опубликовал от имени своего близкого друга Кокбая Жанатайулы. В 1886 году аул Абая располагался на берегу реки Баканас. Переезд на джайляу (летнее пастбище) после долгих суровых дней зимы, человеческая любовь к земле-матери, зеленая трава и людская радость глубоко тронули сердце Абая. И он создает один из своих шедевров «Лето – солнечная пора». Это произведение было напечатано в 1889 году в 12 номере газеты «Дала уалаяты». Впервые в жизни Абай остался доволен своим творением. Он выплатил Кокбаю откупную и вернул своим стихам собственное имя. После этого Абай по – новому осознаёт силу и мощь поэзии и полностью посвятит свою жизнь искусству слова.

Поэмам о любви и дастанам Абай придает новую форму. Поэмы «Масгут», «Рассказ Азима» — притягательные и интересные истории написаны в духе восточных легенд с элементами волшебства. А сюжет поэмы Абая «Ескендир» (Александр Македонский) встречается и в творениях Фирдоуси, Низами, Навои. Но у каждого из этих четырех великих поэтов своя интерпретация этой личности. Ученики и последователи Абая продолжили творческий путь великого поэта, сохраняя и развивая его традиции, своеобразный стиль и оригинальность.

Аул Абая, сама его личность были в свое время одним из своеобразных центров казахской культуры, средоточием талантов. Поэт собирал вокруг себя одаренную молодежь, пропагандировал среди неё образование, культуру и искусство, вводил её в большой мир поэзии. Это начинание Абая с энтузиазмом поддерживали его дети, родственники, близкие. Они часто собирались послушать Мухамеджана, Альмагамбета, скрипача Мука и других талантливых людей. Многие вечера в ауле Абая становились праздниками поэзии и искусства.

Абай узнал и полюбил творение таких народных композиторов, как Биржан сал, Акан сери, Жаяу Муса, Таттимбет. Он особо ценил исполнителей кюев и их певческое искусство.

Мою душу взял вчера слух Залетевший в наши края, Столько мыслей навеяла вдруг…

Полюби эту песню, как я.

Поэт, осознавая способность песни через мелодию передать красоту мира, не терпел бесталанных произведений.

Абай сочинил много песен. Большинство из них не были записаны и потерялись навсегда. Некоторые песни Абая в наши дни воспринимаются как народные творения. Дети Абая также любили песни и стремились учиться игре на музыкальных инструментах.

Представителями поэтической школы, сложившейся при Абае, были его сыновья Акылбай, Абиш, Магаш, сын старшего брата Кудайберды — Шакарим, друзья и ученики Кокбай Жанатайулы, Арип Танирбергенов Асет Найманбетов и другие.

Акылбай (1861-1904) – первенец Абая. Детство и юность Акылбая проходили в доме Кунанбая и его младшей жены Нурганым. Так как его юность прошла вдали от отца, он не получил русского образования. Впоследствии под влиянием Абая и поэтических вечеров в его доме развивается поэтический талант Акылбая. Помимо коротких произведений, он написал три большие поэмы. Первая его поэма называлась «Жарах», но она полностью утеряна. Вторая его поэма называлась «Зулус». Здесь он повествует об увлекательных приключениях, происходящих в Африке. От этой поэмы сохранились только первые строки. Третья его поэма под названием «Дагестан» повествует о событиях на Кавказе. Она имеет огромную историческую ценность.

Когда женился младший брат Магауия, то попросил Акылбая написать для него песню. И он тут же сочинил её, названную впоследствии «Песней Акылбая».

Талантливый поэт Акылбай скончался в то время, когда его поэтический дар находился в расцвете. Он умер в 1904 году на сороковой день после смерти Абая.

Много радости и горя доставлял отцу его любимый сын Абдирахман. Поэт надеялся, что Абдирахман принесет большую пользу своему народу. Поэтому Абай отдал и Абдирахмана, и Магаша в русскую школу, требуя от них не карьеры чиновника, а истинных знаний. Абдирахман закачивает Реальное училище в городе Тюмени, потом Михайловскую школу артиллерий в Санкт-Петербурге. Однако здоровье не позволило ему поступить в Военную академию. К великому сожалению, Абдирахман, на которого возлагали большие надежды и пророчили блестящее будущее, заболел туберкулезом и умер в 1845 году в городе Верном (Алматы), когда ему исполнилось 27 лет. Великий поэт тяжело переживал смерть сына. Ему казалось, что все его мечты и надежды рухнули.

Переживая тяжелое горе, поэт посвятил девять своих стихов памяти умершего сына. Смерть Абиша стала невосполнимой утратой для поэта.

Как падучая звезда, Он сверкнул – и стал незрим. Как заплакали тогда Все встречавшиеся с ним! Был он умудрен и смел, Страх в душе его был нем. Он на смерть взглянуть сумел,

Этим не делясь ни с кем.

Другим сыном, оправдавшим большие ожидания своего отца, был Магауия Кунанбайулы (1870-1904) – младший сын Абая от жены Дильды. Он был восприимчивым юношей, с блистательным умом и обладавшим даром слова. Абай учил его в ауле в мусульманской школе, а затем в городском училище Семипалатинска. Но после трех лет учебы Магауия тоже заболел. Он был вынужден оставить занятия и вернуться в родной аул. После этого он постоянно был при отце и воспитывался им.

Высоко ценивший и понимавший значения поэтического труда Абая Магаш сам увлекся поэзией. По настоянию своего отца он написал поэмы «Енлик-Кебек», «Абылай». Самое объемное и совершенное его художественное произведение – поэма «Медгат-Касым». Она повествует о незнакомых казахам дальних странах, о героях других земель.

Магауия в последние годы своей жизни стал известным человеком среди народа благодаря справедливым судейским решениям. Он умер рано, в 1904 году в возрасте тридцати четырех лет, когда его имя и дела только начинали завоевывать сердца людей. Для Абая смерть Абдирахмана была тяжелой утратой судьбы. От Магауии, Абдирахмана он ожидал много славных дел и пророчил им блестящее будущее. Поэтому их потеря стала для Абая поистине катастрофой. После смерти Магаша для Абая « мир как будто рухнул, разбился». Он так и не смог оправиться от такого удара судьбы. Через сорок дней после смерти Магаша в 1904 году, не дожив до шестидесятилетнего возраста, великий поэт скончался.

Имя гениального сына степи, великого поэта казахского народа, мыслителя, ученого, композитора Абая в наше время известно всему миру. Стихи и песни, философские воззрения, слова и мысли его находят отклик в сердцах людей своею человечностью, любовью, глубиной.

Колониальная политика тогдашней России была направлена на подавление, раздробление покоренных народов, на то, чтобы держать их в темноте и невежестве. В стихах Абая звучит тревога за судьбу, будущее своего народа.

Время — пряди тумана вдоль гребней гор. Ты с надеждой глядишь в туманный простор, Ты следишь за потоком безликих дней,

Вечной сменою их утомляя взор.

В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.

Великий Абай не дожил до обретения казахского народа своей независимости, но его потомки строят сегодня новое суверенное государство.

Произведения Абая вдохновляют молодое поколение казахов на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны. Жизнь Абая, «…который боролся с тысячами один», — пример непреклонного поиска правды и справедливости для потомков.

Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».

— светлые личности

tokadoka.com


Смотрите также