Автор: Елена
24.09.2016 в 09:58
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы часто угнетаем себя за промахи, говоря: «Мне категорически не хватает силы духа!». Что это за сила? Каким образом она связана с нашим самоощущением? С отказом от вредных привычек, бесчисленными обещаниями начать жизнь заново? Как тренировать силу духа?
С этими вопросами мне хотелось бы разобраться в сегодняшней статье, а также ознакомить вас с несколькими упражнениями для прокачки нового, улучшенного скилла.
Стержень человека, его внутренняя мощь и потенциал тесно связанны с самоконтролем и осознанностью. Как и любая мышца в нашем теле, он требует прокачки и тренировки, для своего укрепления и закаливания.
Для трицепса подойдут гантели, а для больших пальцев рук — умение быстро писать смс. В случае с самоконтролем, ситуация складывается аналогичным образом. Наполнение физического и духовного сосуда должно происходить комплексно.
СОДЕРЖАНИЕ:
Кто такой этот человек сильный духом? Во-первых, это личность, которая точно знает куда она идет и откуда проложен ее маршрут. Такой человек смог осознать свое истинное предназначение и не привык размениваться по мелочам.
Во-вторых, он с уверенностью достигает одну цель за другой, одновременно помогая другим людям, что встретились на его тернистом пути. Такая особь любит выигрывать в схватке с собой и обстоятельствами. Его реакции на происходящее рядом — всегда положительны, ведь он убедился в том, что негатив — разрушительная эмоция.
Сила воли играет решающую роль в становлении человека. Она способна исцелять индивида и защищать его от страхов, переживаний прошлого и конечно же от жалости к себе любимому. На этих трех китах основывается кодекс сильного духом человека. И об этом мне хотелось бы написать подробнее.
Если глубоко покопаться в своем подсознании, то можно смело прийти к выводу, что большинство наших страхов — воображаемые. Люди часто боятся того, что еще не произошло или того, что уже случилось, отрицая факт принятия ситуации.
Существуют и реальные страхи. Но какой смысл бежать от них? Страх, которому мы заглянули в глаза, перестает быть для нас неким монстром под кроватью. Мы полностью его контролируем и превосходим после такого интимного знакомства.
А вот боязнь, которую мы всячески избегаем и правда может нас погубить. Я предлагаю вам проститься со всеми иллюзорными и реальными страхами сегодня! Для этого нужно принять решение избавиться от недоброжелателя, и сформировать список пугающих аспектов в жизни.
Напротив каждого пункта пропишите наиболее ужасный вариант развития сюжета и самый перспективный. Внимательно поразмыслите над ситуацией. Что вы выберете, жить. как прежде или покончить с этим списком проблем и пойти дальше с высоко поднятой головой?
Думать о том, что жизнь не справедлива и полна негатива — глупо. Это вселяет в ваш разум мысль о том, что вы категорически не управляете происходящем. А это пугает и относится к первому правилу.
Жалость к себе и обида на Вселенную кроме опустошения, разрухи и отсутствия уважения к себе, ничего не приносит. Она заставляет годами двигаться одним и тем же маршрутом.
Позвольте себе вырваться к свету, свободе и вере в оптимистичное будущее, созданное своими руками! Избавьтесь от обид на людей. В случае, когда под сердцем накопилось, а в некоторых случаях, и похоронилось там же, движения вперед не предвидится.
Простите близких, знакомых и друзей. Практикуйте укрепление силы воли действиями, а не пустыми словами. Избавьтесь от накопившегося хлама чувств с помощью звонка, объяснений или встречи. Именно так вы ускорите свое «выздоровление».
Желание уцепиться в родное болото понятно и присуще многим. Уж лучше это, нежели пустота. Знакомое ощущение, правда? Поймите, чтобы изменения произошли, необходимо тренировать выносливость.
Отпустив прошлое и неважно каким оно было, хорошим или плохим, вы открываетесь новым и свежим потокам энергии, наполняя свой духовный сосуд. Не стоит жить сожалениями об утраченном счастье, о возможных взлетах или судьбоносных встречах.
Именно это действие отнимает запас жизненной силы и заставляет отказаться от веры в успешное и светлое будущее. Живите сегодняшним днем, осознавая всю долю ответственности и колоссальное количество возможностей перед глазами!
Каким образом укрепляют физическую оболочку нашей души? Правильно, упражнениями, правильным питанием и вниманием. Аналогичным образом должна быть выстроена забота и о духовном.
Человек, который желает быть сильным духом, обычно понимает, какую роль в его жизни играют люди, с которыми ему доводится общаться. Не тратьте время на тех, кто искренне пытается тянуть вас назад уверяя в том, что ничего не получится!
Укрепление силы с помощью упражнения «Я буду!» отлично стимулирует мотивацию достижения и работает с силой воли. Постарайтесь придумать для себя ежедневный ритуал. Тренируйтесь создавать положительную привычку, например, пятиминутное медитирование каждое утро.
Перед упражнением проговариваете фразу «Я делаю это с удовольствием и для укрепления силы духа». Мышечная система самоконтроля предполагает использование силы воли ежедневно. Именно этот навык закалит вас во всех волевых раундах.
Друзья, на этом точка!
Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его друзьям для прочтения. В комментариях расскажите о том, каким образом вы развиваете внутреннюю мощь?
До встречи на блоге, пока-пока!
elenarou.ru
Экология здоровья: В целом весь комплекс оказывает терапевтическое воздействие на все тело. Упражнения достаточно просты и легко запоминаются...
Комплекс был создан специалистом в области традиционной китайской медицины Чжун Юаньмином в сотрудничестве с доктором Чжоу Шоусяном, специалистом по современной европейской медицине.
При разработке комплекса доктора Чжун и Чжоу опирались на знания и практический опыт выдающегося знатока традиционных китайских оздоровительных систем и боевого искусства Ван Цзыпина (1881 – 1973). Комплекс был разработан на основе таких традиционных систем психофизических упражнений как «Игры Пяти Животных» («У цинь си»), «Восемь отрезков парчи» («Бадуань-цзинь»), «Трактат об изменении мышц и сухожилий» («И-цзинь-цзин»).
Комплекс «18 способов тренировки тела и духа» направлен на активизацию сухожильно-мышечных меридианов, выстраиванию физиологически правильных положений суставов и позвоночника за счет мягкого растягивания и выкручивания определенных областей тела.
Комплекс предназначен для лечения и профилактики заболеваний шеи, спины, плеч, груди, ног и других конечностей, а также болезней внутренних органов. Каждое упражнение или отдельное движение направлены на определенную часть тела, затрагивая каждый сустав, и в целом весь комплекс оказывает терапевтическое воздействие на все тело.
Все упражнения достаточно просты и легко запоминаются, хотя разнообразие движений и поз велико и охватывает все части тела, способствуя его гармоничному развитию.
Комплекс подойдет людям, ведущим малоподвижный образ жизни, имеющим проблемы с суставами, позвоночником, а также спортсменам в качестве разминки или же для восстановления после травм.
Некоторые методические указания:
Исходное положение
Стопы параллельны по внешней стороне, колени слегка согнуты, бедра накатывают вес на юн-цюань, поясница подобрана, спину растянуть, грудь вобрать, подбородок приспустить, макушка «подвешена», язык упирается в небо. Руки поставить на пояс таким образом, чтобы они находились в одной плоскости – «поставить щит». Взгляд – перед собой.
Выполнение
На вдохе поверните голову влево, натягивая правую сторону шеи. Выдох – вернуться в исходное положение.
Повторите то же в другую сторону.
На вдохе запрокиньте голову назад, вытянув горло вертикально вверх, и натягивая мышцы передней части шеи. Выдох – вернуться в исходное положение.
Наклоните голову вперед, вытягивая затылок вверх, и растяните заднюю поверхность шеи – вдох, вернитесь в исходное положение – выдох.
Требования
Для правильного выполнения этого упражнения и получения максимального эффекта очень важно выдержать требования к положению головы и шеи, повороты выполняются вокруг оси, которая проходит через точку бай-хуэй.
Подбородок подберите к себе, затылком потянитесь назад, макушкой – вверх, такое положение будет способствовать растягиванию мышц шеи в наиболее правильном положении, снятию зажимов на боковой поверхности шеи.
Во время потягиваний вверх растяните переднюю часть шеи, подбородок вытяните вверх, глотку вытяните в прямую линию.
Когда выполняете наклоны вперед, тянитесь затылком вверх, а макушкой – вперед, растягивая шейные позвонки в продольном направлении.
Воздействие
Мышцы и связки шеи, шейный отдел позвоночника.
Через шею проходит чудесный меридиан ду-май, а также янские мышечно-сухожильные меридианы рук и ног поэтому это упражнение способствует открытию этих меридианов, а также прохождению заставы Юй-чжень.
Исходное положение
Руки поднимите на уровне подбородка, соедините кончики больших и указательных пальцев, взгляд – в пространство между пальцами.
Выполнение
На вдохе разведите руки в стороны, кулаки сжимаются, и растяните ключицы, наподобие лука от локтя до локтя, взгляд на левый кулак. Выдох – расслабьтесь и вернитесь в исходное положение. Повторить то же движение, взгляд – на другую руку.
Требования
В положении 2 плечи параллельны земле, рука согнута в локте под 900, лопатки не сводите. Сжатие кулаков мягкое, негрубое напряжение, а наполнение ощущением.
Воздействие
Это упражнение растягивает мышечно-сухожильные меридианы сердца и тонкой кишки, открывает плечевые суставы, снимает напряжения в области плеч и груди.
Исходное положение
Поднимите руки вверх, сожмите кулаки, удерживая позицию без напряжения. Взгляд – перед собой.
Выполнение
На вдохе кулаки разжимаются в ладонь, поднимаем руки вверх, представляя, что поднимаем большой груз над собой, взгляд – на левую ладонь. Руки сжать в кулаки, и опустить в исходное положение, одновременно прикладывая срывающее усилие вниз – выдох. Повторить движение, взгляд – на правую ладонь.
Требования
Требования к положению рук и воздействие сходны с предыдущим упражнением
Исходное положение
Сведите руки внутрь и соедините большой и указательный палец, взгляд перед собой.
Выполнение
Вдох – поднимите ровные руки вверх, при этом спина не прогибается, кончики указательного и большого пальца касаются друг друга, взгляд – на тыльные стороны кистей. Выдох – опустите ровные руки через стороны, выворачивая кисти наружу, взгляд – на левую ладонь, когда вы почувствуете, дальше развернутые руки опускаться не могут, расслабьте руки и вернитесь в исходное положение. Повторите, сопровождая взглядом правую руку.
Требования
Лопатки не сводим, руки ровные, пальцы вытягиваем, ладони максимально разворачиваем наружу.
Воздействие
Улучшение подвижности плечевых суставов, вытягиваем мышечно-сухожильные меридианы перикарда и тройного обогревателя.
Исходное положение
Ноги на ширине плеч, руки свисают свободно вдоль бедер.
Выполнение
Вдох – прикоснувшись к бедрам большим и указательным пальцем, сгибаем локти, подтягивая ладони к подмышкам, взгляд – на левый локоть, расслабляя плечи, выбрасываем руки вперед, взгляд скользит по левой руке. В момент раскрытия ладоней переходим на выдох и с выдохом опускаем руки вниз. Повторить, сопровождая взглядом правую руку.
Требования
Во время движения рук положение спины и плеч не изменяется, движения мягкие, расслабленные.
Воздействие
Мягкая прокачка мышечно-сухожильных меридианов рук.
Исходное положение
Ноги на ширине плеч, руки вдоль бедер.
Выполнение
На вдохе поднимите левую руку вверх, и натяните пальцы ладони на себя, упираясь основанием ладони вверх, взгляд на левую ладонь. Одновременно правая рука отводится за спину, сопровождая взглядом левую ладонь, вернуться в исходное положение – выдох. Повторить на другую сторону.
Требования
Рука ровная, корпус в положении столба.
Воздействие
Увеличение подвижности плечевых суставов, растягивание мышечно-сухожильных меридианов легких и толстой кишки.
Исходное положение
Ноги на ширине плеч, руки вдоль бедер.
Выполнение
Вдох – сплетете пальцы и поднимите руки над головой, разверните руки ладонями вверх. На выдохе сделайте два наклона влево, растягивая боковую поверхность туловища справа. Вернитесь в положение 1 – вдох, опустите руки вдоль туловища – выдох. Повторите на другую сторону.
Требования
Не допускайте наклонов вперед, назад или скручиваний в пояснице. Растягивайте ребра, изгибайте грудной отдел позвоночника. Руки ровные.
Воздействие
Растягивая туловище, мы нормализуем работу тройного обогревателя, желудка, поджелудочной железы и желчного пузыря.
Исходное положение
Ноги на ширине плеч, руки соберите в кулаки на пояс.
Выполнение
Вывести вперед левую ладонь, руку полностью выпрямить в локте, корпус развернуть вправо таким образом, чтобы ладонь, левое плечо и правое плечо находились на одной линии, взгляд назад – вдох. На выдохе вернуться в исходное положение. Повторить на другую сторону.
Требования
Основание левой ладони, левое и правое плечо располагаются на одной линии, спина не прогибается, макушка подвешена.
Воздействие
Упражнение направлено на грудной отдел позвоночника и заставу Цзя-цзи. Растягиваются мышечно-сухожильные меридианы легких, толстой кишки.
Исходное положение
Сведите руки внутрь и соедините большой и указательный палец, взгляд перед собой.
Выполнение
Вдох – поднимите ровные руки вверх, при этом спина не прогибается, кончики указательного и большого пальца касаются друг друга, взгляд – на тыльные стороны кистей. Выдох – опустите ровные руки через стороны до уровня плеч, выворачивая кисти наружу, взгляд – на левую ладонь.
Открывая грудную клетку, наклонитесь вперед, пальцы рук тянуться в стороны, спина прямая – вдох. На выдохе опустите руки вниз, выпрямитесь и примите исходное положение.
Требования
Руки ровные, плечевые суставы не выкручиваются назад. Во время наклона спина прямая, ноги согнуты в коленях.
Воздействие
Упражнение прорабатывает продольные мышцы спины, грудь, плечи, задняя поверхность ног. Мышечно-сухожильные меридианы мочевого пузыря, тройного обогревателя, перикарда и легких и толстой кишки во второй части упражнения.
Исходное положение
Ноги на ширине плеч, руки на пояс.
Выполнение
Не спеша, вращайте бедрами, прорабатывая тазобедренные суставы, при этом следите, чтобы положение головы оставалось неизменным.
Требования
Вращения равномерные, мягкие.
Воздействие
Раскрепощение тазобедренных суставов, крестца, поясницы.
Исходное положение
Поставьте ноги шире плеч таким образом, чтобы они образовывали равносторонний треугольник, руки на пояс.
Выполнение
На пятке разверните левую стопу наружу под 900, перенесите вес на левую ногу, доверните правую стопу на носке под 450 внутрь, примите положение левого гунбу. Одновременно потянитесь правой рукой вперед и вверх, образуя одну линию между правой рукой и правой ногой – вдох.
На выдохе вернитесь в исходное положение.
Требования
Корпус сохраняет вертикальное положение, левая рука и правая нога полностью выпрямляются.
Воздействие
Проработка передней части бедра, икроножной мышцы, поясницы. Растягиваются янские ножные мышечно-сухожильные меридианы (желудка, желчного пузыря, мочевого пузыря).
Исходное положение
Ноги вместе, руки вдоль бедер, взгляд – в горизонт.
Выполнение
Сплетите пальцы рук перед собой, выворачивая ладони наружу, поднимите руки вверх, при этом спину не прогибайте, взгляд на тыльную сторону ладоней – вдох.
Мягко наклонитесь вперед, как можно дольше сохраняя прямую линию между позвоночником и руками, далее ладони касаются стоп или земли, и вернитесь в исходное положение – выдох.
Требования
Руки ровные, ноги выпрямляем полностью, как можно дольше сохраняем линию между телом и руками, и только в конце расслабляем плечи.
Воздействие
Грудной отдел позвоночника, область лопаток, продольные мышцы спины, задняя поверхность ног. Растягиваем мышечно-сухожильные меридианы рук и мочевого пузыря.
Исходное положение
Ноги вместе, руки вдоль бедер.
Выполнение
Выполняйте мягкие вращения коленями.
Требования
Колени и стопы расслаблены, стопы от пола не отрываем.
Воздействие
Снятие напряжений и проработка коленей, тазобедренных и щиколоточных суставов.
Исходное положение
Смотри упражнение 11.
Выполнение
Перенести на левую ногу 70% веса, и, удерживая левое колено по стопе, поверните корпус вправо, натягивая внутреннюю поверхность левого бедра, взгляд вправо – вдох.
На выдохе вернуться в исходное положение.
Требования
Корпус в положении столба, поясница подобрана, соотношение веса 70/30, опорное колено направлено по стопе.
Воздействие
Внутренняя поверхность бедра, колени, стопы. Растягиваем мышечно-сухожильный меридиан почек.
Исходное положение
Ноги вместе, руки вдоль бедер.
Выполнение
Сделайте вдох. На выдохе присядьте и положите руки на колени, продолжая выдох, поместите ладони на стопы одна сверху другой, и, нажимая ладонями вниз, выпрямите ноги, взгляд на ладони. Делая вдох, вернитесь в исходное положение.
Требования
Приседание максимально глубокое, пятки от пола не отрывать, ноги разгибайте полностью, спину держите ровной.
Воздействие
Растягиваем икроножные мышцы, расслабляем стопы и внутреннюю поверхность бедра, во второй части упражнения растягиваем заднюю поверхность ног и поясницу.
Исходное положение
Ноги поставьте шире плеч, слегка наклонитесь и коснитесь кончиками пальцев левого колена, взгляд на ладони.
Выполнение
Присядьте в мабу, правая ладонь не отрывается от колена, корпус поверните влево, левая рука выполняет упражнение 6 - «Железная ладонь», при этом спина не прогибается – вдох. На выдохе левая рука опускается к правому колену, ноги выпрямляются.Повторите на другую сторону.
Требования
Во время вытягивания левой руки вверх, пальцы правой руки обязательно касаются колена, или, в крайнем случае, бедра левой ноги. Меняя высоту стойки, вы регулируете глубину воздействия упражнения. Спину не прогибайте, колени разводите в стороны.
Воздействие
Растягивание внутренней поверхности бедра, плеч, ребер, укрепление коленных суставов. Открытие мышечно-сухожильных меридианов почек, мочевого пузыря, желчного пузыря, легких и толстой кишки.
Исходное положение
Присядьте на правую ногу, левая стопа свободно помещается на носок, руки сложите за спину.
Выполнение
Поставьте левую ногу перед собой на пятку, оставляя вес на правой ноге. Плавно без рывков перенесите вес на левую ногу, подтяните правую стопу к левой.
Далее движение выполняется в обратном порядке: отступите правой ногой, перенесите вес на правую ногу, подберите к себе левую стопу и поменяйте вес на ногах – динбу на правой ноге.
Повторите на другую сторону.
Требования
Корпус в положении столба, сохраняйте высоту шага неизменной, подтягивайте ногу только после полного освобождения от веса. Выполняйте упражнения не спеша и непрерывно.
Воздействие
Мягкое воздействие на суставы ног способствует расслаблению стоп и развитию равновесия.
Исходное положение
Ноги вместе, руки вдоль бедер.
Выполнение
Шагните вперед правой ногой, одновременно руки поднимаются вверх до уровня плеч – вдох. На выдохе поднимите колено левой ноги, охватите его ладонями, прижмите колено к груди и задержите в крайнем положении. Далее, отпустите колено, отшагните назад левой ногой, руки поднимаются вперед и вверх, перенесите вес на левую ногу, руки разведите в стороны. Затем подтяните ногу к себе, опустите руки вниз и вернитесь в исходное положение.Повторите на другую сторону.
Требования
Шаг мягкий и устойчивый
Воздействие
Растягиваем переднюю часть бедра, отрываем грудь – первая часть упражнения. Во второй часть упражнения расслабляем связки внутренней части тазобедренного сустава и растягиваем связки задней части тазобедренного сустава. Мышечно-сухожильные меридианы печени, селезенки, мочевого пузыря, легких и толстой кишки.опубликовано econet.ru
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet
econet.ru
Для начала хотелось бы немного разобрать строение человека. Если проще человек есть дух, тело, ум. Если рассмотреть строение человек более подробно, то человек состоит из четырех тел – плотное, эфирное, астральное и ментальное. Кроме тел у человека еще имеются три оболочки – соединительная, вагряная и узелковая. Еще 47 основных чакр, душа, дух и два импульсных кольца. Каждая составная часть человека играет свою особую и важную роль в жизнедеятельности человека. Самой главной составляющей строения человека является Дух.
Дух является самой главной составляющей нашей сути существования. Дух это пробужденный, свободный и чистый аз езмь, который является частью сознания Творца. Если дух в человеке спит, человек так же спит, не живёт, а просто существует, его можно сравнить с роботом, ежедневно выполняющим определенный цикл программ. К сожалению, в современном мире таких людей большинство, бессознательно выполняющих определенные циклы поведения и мышления. Давайте рассмотрим почему дух спит в человеке и как его пробудить и укрепить?
Люди часто путают понятия дух и душа, наделяют душу качествами духа. По сравнению с душой - дух является пробужденным аз, он бессмертен, свободный он всепроникаем и способен на божественные свершения. Душа - структура относительно временная, она является волевым центром человека, из которого исходит луч сознания, материнской утробой для духа, живой кладовой энергий, необходимые для питания духа. Душа дает человеку жизненную силу и способность поддерживать свое существование.
Если человек не развивается духовно, не получает новых впечатлений, духовных знаний а значит неповторимых энергий, то дух его уходит в спячку, чтобы не истощить душу. Истощение души ведёт к деградации всего существа и его гибели. Когда же он в спячке, то потребляет очень мало энергии, но человек при этом лишается множества удивительных способностей и с трудом удерживает связь с окружающим его миром, обособляясь, превращаясь в машину.
Если же разбудить дух в человеке, человек начнёт осознавать своё предназначение, получит возможность общаться с тонкоматериальными существами, то есть с другими духами, получит новые возможности и обретёт истинное счастье. Укрепление духа в человеке всегда идёт вместе с развитие силы тела и воли. Любой перекос в одну из сторон данной троицы влечёт за собой приостановление развития или даже разрушение сущности со всеми вытекающими последствиями.
Как вы уже поняли, дух может проснуться только тогда, когда пищи в матрице души для него будет достаточно. Как же наполнять душу энергиями?
Любые наши впечатления или неповторимый опыт в виде особого вида и набора энергий поступают через чакры и оболочки сущности к душе, где сохраняются в новых её ячейках. Душа от этого разрастается, как губка от воды. Качество пищи играет важную роль! Чем тоньше энергии, тем больше силы от них получит дух. Душа при этом становится легче и сильнее, она развивается и в итоге может сама стать духом. Тогда наш дух получает возможность перейти в мир Прави и там продолжить своё развитие уже без души, оболочек и тел, но при этому ему доступны будут все низлежайшие миры, и он при необходимости сможет сотворить для себя тела, душу и оболочки, и явить себя в каком-нибудь образе миру. Это означает, что он сможет создавать новую жизнь и новые миры.
Если человек живёт в повседневной жизни однообразно, выполняя запрограмированные действия, рутинную работу, то его душа не будет вообще получать от такой жизни энергии. Только всестороннее развитие человека, разнообразная, сбалансированная и здоровая пища, отказ от хищных устремлений тела, от насилия, общение с духовными и интересными людьми, новые ощущения, добрые дела, мысли, помыслы и творчество наполняют душу новыми энергиями. Человек делает первый шаг к пробуждению духа.
Во Вселенной существует единый закон, если существо помогло себе затем и другим духовно развиться, оно получает в награду часть энергий от каждого существа, кому помогло. Поэтому совет, если вы что-то познали, изучили научите этому и других – душа ваша получит огромное количество энергии, что значительно укрепит ваш дух. Любите и мыслите энергией добра и любви. Отдавая свою любовь людям она возвратится к вам обратно и ее у вас станет больше. Таким образом чем больше мы делимся, тем больше обратно получаем. Энергия движется во Вселенной. И еще важный момент старайтесь обучать только исходя из личного опыта, то что сами проверили и в чем сами уверены. Ложные знания никчему.
Иногда бывает и так, что дух у человека давно проснулся, но он не проявляет себя, дожидаясь определённых событий в вашей жизни или какого-то шага в исполнении вашего предназначения. Очень часто бывает так, что человеку сначала нужно продолжить свой род, так как на зачатие забирается довольно большая часть энергии души, особенно для воплощения древней души, и если сильный дух преждевременно начнёт потреблять жизненную силу человека, то род может не продолжиться. Дух будет ждать рождения ребёнка и после этого явит себя во всей красе! Но вы должны быть готовы прокормить его, что означает постоянное ваше развитие и обучение мудрости других людей. Именно поэтому волхвы всегда были учителями. Без этого, они бы теряли свои силы и способности.
Так же хотелось бы обратить особое внимание на здоровый образ мышления и жизни. Любые отравляющие, одурманивающие синтетические вещества или плохие помыслы и мысли разрушают ваши структуры тел и сознание, а на их восстановление требуется много сил, которые берутся с запасников души. Отсюда следует, если тело ваше потребляет у души больше, чем отдаёт ей, то дух не сможет проснуться. Без пробужденного духа и души, разум у человека начинает деградировать, поэтому важно научится контролировать свой разум и духовно развиваться.Изучайте себя, познавайте мир, занимайтесь духовными практиками, следите за чистотой своих помыслов, мыслями, за здоровьем и дух ваш будет крепок всегда.
Если статья оказалось для вас полезной, то буду рад если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью:
www.mudrostmira.ru
Если у человека нет силы воли, то он не может сделать ничего… Человек духовно летит при помощи двух крыльев: воли Божией и воли собственной. Одно крыло – Свою волю – Бог навсегда приклеил к одному из наших плеч. Но для того, чтобы лететь духовно, нам тоже нужно приклеить к другому плечу свое собственное крыло – волю человеческую. Если человек имеет сильную волю, то у него есть человеческое крыло, равнодействующее с крылом божественным, и он летит.
Старец Паисий Святогорец
Иерей Алексий Зайцев |
– Со значением понятия «малодушие» очень важно разобраться в самом начале нашего разговора, так как оно не имеет столь ясного и однозначного выражения, как, к примеру, уныние, сребролюбие, ложь, тщеславие.
«Толковый словарь русского языка» под редакцией С.И. Ожегова определяет малодушие как «отсутствие твердости духа, решительности, мужества». Такого рода малодушие сводится к нерешительности, трусости и затрагивает, главным образом, душевные чувства и способности человека.
В.И. Даль в своем толковом словаре пытается отразить более глубокую духовную природу малодушия, определяя его как «отчаяние, упадок духа». В этом случае малодушие оказывается следствием действия в человеке таких страстей, как печаль и уныние, и находится с ними в синонимической связи.
Если мы попробуем заглянуть в другие словари, то найдем новые оттенки смысла данного слова, и все они будут иметь право на существование.
Вот почему мне кажется оправданным дать в пределах нашей беседы понятию «малодушие» следующую расширенную трактовку.
Малодушие – это немощь души человека, которому свойственно отсутствие твердости, решимости и последовательности в действиях, вплоть до трусости и предательства. Различные проявления малодушия чаще всего замечаются нами в сфере земной деятельности человека, однако они всегда являются следствием тех духовных слабостей и недостатков, которые сокрыты в глубине человеческого сердца. Развитие малодушия неизбежно приводит к упадку духа и отчаянию.
В аспекте духовной жизни под малодушием мы понимаем отсутствие решимости, должного настроя христианина следовать заповедям Божиим.
– Чем сила духа отличается от силы воли? Кого, с православной точки зрения, можно назвать человеком с сильным духом?
– Тот конкретный смысл, который вкладывается в слова «сила духа» и «сила воли» разными людьми, может оказаться весьма неоднозначным. Давайте определимся с данными понятиями следующим образом.
Сила духа – сила высшей сферы человеческой души, которая в православной аскетике и именуется духом. Дух по своей природе всегда обращен к Богу, и он не может считаться сильным, если человеческое сердце не исполнено светом Божественной благодати, если в глубине его еще не изжиты грубые страстные влечения. Действие духа всегда руководится Промыслом Божиим и направлено только на добрые деяния, угодные Богу. Чем ближе человек к познанию истинного Бога, чем более его сердце освящено действием Божественной благодати, чем более свободно оно от страстей – тем сильнее дух человека. Согласно православному пониманию, быть сильным духом вне истинной веры и Церкви невозможно.
Сила воли – одна из врожденных, естественных сил человеческой души. Она не связана напрямую с духовно-нравственным совершенством человека и может быть направлена как на добро, так и на зло. Человек с сильной волей может быть и вне Церкви, вне благодатной жизни. В период социализма в СССР миллионы людей проявляли сильную волю ради служения коммунистическим идеалам. Однако вне действия Божественной благодати человек далеко не всегда способен употребить свою сильную волю на служение добру и во благо окружающим. Отсутствие духовной рассудительности может постепенно довести человека с сильной волей до таких извращенных форм, как тирания и жестокость. Нечто похожее на силу воли демонстрируют даже злоумышленники, когда оказываются готовыми пожертвовать своей жизнью в момент совершения преступления. Кроме того, если сильная воля не укрепляется действием Божественной благодати, она может быть легко утрачена человеком. Мне известно очень много примеров людей, которые в юности обладали сильной волей, были пламенными приверженцами высоких ценностей и идеалов, но уже в зрелом возрасте оказались слабовольными и разочаровавшимися в жизни.
Таким образом, человек, сильный духом, будет обладать и силой воли, так как дух, подкрепляемый Божественной благодатью, подчиняет себе все силы души, направляя их на служение Богу и ближним. Человек же, сильный волей, далеко не всегда обладает силой духа и не всегда оказывается способным проявлять сильную волю как положительное качество своей души.
– Святитель Николай Сербский говорил: «Преступление – всегда слабость. Преступник – это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя… Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости». Как правильно понимать эти слова? О какой слабости в них говорится?
– Мы отметили выше, что вся воля человека как естественная сила души может быть направлена как на совершение добра, так и на совершение зла. Крайним проявлением злой воли является преступление.
В наше время, во многом благодаря кинематографу, преступники нередко воспринимаются в качестве примера для подражания – мужественными, последовательными, волевыми. Однако если внимательно приглядеться к обстоятельствам совершаемых ими преступлений, то на деле все окажется совершенно иным. Если посмотреть на насильника, который избирает жертвой слабую женщину, посмотреть на грабителя, который внезапно нападает с оружием на беззащитного человека, посмотреть на вора, который ночью пробирается в квартиру, пока никто его не видит и хозяев нет дома, посмотреть на убийцу (киллера), который из укрытия производит свой зловещий выстрел, – мы увидим, что здесь нет никакого мужества. Для кого-то кажется героем прелюбодей, готовый идти на все ради «любви» к порочной женщине. Но если вспомнить о том, сколько страдания и боли этот человек причинил своей законной жене и детям ради низкой страсти, мы поймем, что этот человек не герой любовных похождений, а просто предатель.
Поэтому в преступниках и грешниках только подобие мужества и силы воли. Более им свойственны трусость и слабость. Та слабость, жертвою которой они неоднократно становились в своей жизни: и тогда, когда позволили порочным мыслям пленить свою душу, и тогда, когда позорно поддавшись этому пленению, встали на преступный путь, и тогда, когда избирали способы совершения своих преступлений, свойственные только трусам и предателям.
На эту слабость преступников и указывает святитель Николай Сербский в приведенном вами высказывании – для того, чтобы люди не обольщались их ложным мужеством и героизмом.
– Известный ответ Господа апостолу Павлу гласит: «Сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12: 9). О какой немощи здесь идет речь? Не о наших же лени, унынии, малодушии.
– В православной аскетике слово «немощь» может пониматься двояко. Следует различать, во-первых, внутреннюю немощь человека, которая проявляется в пленении его души различными страстями, в том числе и унынием, и леностью, и малодушием. А во-вторых, немощь внешнюю, которая проявляется в болезнях тела, скорбях и искушениях, приходящих извне, независимо от воли и желания самого человека.
Однако эти внешние немощи, с одной стороны, для простых грешных людей, а с другой – для праведников, отмеченных Богом благодатными дарами, имеют принципиально различный характер. Для обычного человека телесные недуги, внешние напасти и скорби являются следствием поражения его души греховными недугами, действие которых разрушительно сказывается как на его физическом здоровье, так и на всех обстоятельствах жизни. Избавиться от этих немощей можно через исцеление души от заразы греха.
Для праведников же, отмеченных благодатными дарами, такие немощи посылаются Богом с той целью, чтобы Его угодники не возгордились, но всегда помнили, Чьею силою совершаются ими чудные дела; чтобы они всегда осознавали естественную немощь человеческой природы, которая может легко подвергнуться падению и утратить великие дары, лишившись Божественной благодати. Опыт духовной жизни показывает, что праведник, которому многое дано от Бога, не может сохранить ни свой дар, ни высоту жизни, если все в его судьбе будет складываться легко и безоблачно и если различные внешние немощи по Промыслу Господа не будут закалять его сердце. В этих-то немощах праведников и совершается сила Божия.
– Взаимосвязано ли малодушие с лжесмирением? Если да, то каким образом?
– О лжесмирении мы говорим в том случае, если внешне человек ведет себя смиренно, но внутреннее его состояние не соответствует внешнему, а зачастую оказывается прямо противоположным. Например, когда человек внешне показывает уважение к другому, а внутренне испытывает к нему ненависть и презрение; проявляет покорность и солидарность, а сам строит коварные планы; в глаза говорит комплименты, а за спиной источает ругательства.
Лжесмирение имеет различные проявления, и все они так или иначе связаны с малодушием.
Лжесмирение может выражаться в лицемерии по отношению к вышестоящим. В этом случае человек может легко поступиться своим мнением, пренебречь правдой и справедливостью; он готов терпеть любые унижения, пойти на любые компромиссы с совестью, чтобы не испортить отношения с более сильными и влиятельными людьми, не остаться без их покровительства. Однако по отношению к слабым и беззащитным такой человек нередко ведет себя тиранично и жестоко. Например, не редкость, когда муж после унижений и неприятностей на работе, придя домой, вымещает свои негативные эмоции на жене и детях. Святые отцы совершенно справедливо настаивали на том, что истинное смирение человека проявляется по отношению к тем, кто слабее его, а истинное мужество – по отношению к более сильным. Так, по отношению к начальнику на работе было бы мужественно высказать свое мнение, чтобы отстоять правду, а по отношению к жене и детям – смириться и потерпеть их недостатки.
Лжесмирение может проявляться в лицемерии по отношению к равным себе, когда человек хочет казаться в глазах окружающих добрым и учтивым. Если он и делает зло другим людям, то тайно и исподтишка. В настоящее время многие считают, что выгодно казаться забитым, слабым и серым – так можно лучше устроиться в жизни, а также избежать многих неприятностей и конфликтов. Однако люди, рассуждающие таким образом, забывают, что для подобной комфортной жизни придется поступиться своею честью и принципами, придется трусливо молчать в тех обстоятельствах, когда попирается правда и справедливость. Такое состояние разрушительно сказывается на духовно-нравственной жизни человека, окончательно лишая его и силы воли, и силы духа.
Лжесмирение может проявляться и по отношению к нижестоящим, когда, например, начальник потакает грехам своих подчиненных, не спешит наказывать их за различные недостатки и промахи с той целью, чтобы снискать почет и похвалы вверенных его попечению людей, заручиться их благожелательностью и поддержкой, а также избежать заговоров и злоумышлений тех, кто может быть недоволен его требовательностью и твердостью.
Как видим, малодушие, связанное со лжесмирением, может выражаться различно – от явной трусости до более тонких проявлений, связанных со страстью тщеславия.
– Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если б решимость имели, то и жили бы так, как отцы, в древности просиявшие». Иначе говоря, между человеком погибающим и человеком спасающимся одна только разница – решимость. На чем должна быть основана эта решимость?
– Вокруг нас очень много искушений и соблазнов, которые являются помехой в нашем духовно-нравственном развитии, постоянно отбрасывают нас назад на пути ко спасению и жизни вечной. Мы часто склонны считать эти искушения и соблазны неопасными и невинными, а потому не проявляем должной решимости избегать их ради непорочного служения Богу. Нередко и силы духа для этого не хватает. Древние же отцы, в отличие от нас, имели такую решимость, а потому и достигли высот духовной жизни. Думаю, так можно кратко выразить смысл приведенного изречения преподобного Серафима.
– Отец Геннадий Нефедов сказал: «Первый вопрос, который священник должен задать прихожанину на исповеди: “Чадо, како веруешь?” А второй: “Что тебе мешает правильно верить и жить по вере?” Тогда исповедь не превратится в перечисление неблаговидных дел и поступков, о которых сообщает на исповеди священнику верующий, причем не всегда при этом глубоко раскаиваясь в них». Как вы считаете, если бы батюшки всегда так проводили исповедь, у нас было бы больше крепких в вере мирян?
– Подобную форму исповеди могут взять на заметку многие священники, но ее ни в коем случае нельзя считать универсальной.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что у священнослужителей, совершающих таинство исповеди, существенно различен и опыт духовной жизни, и уровень познаний в вопросах веры, и склад личного характера. Весьма различны и исповедники, приносящие свое покаяние. Поэтому у каждого опытного священника в арсенале свои формы проведения исповеди, свои подходы – в зависимости от состояния кающегося и обстоятельств, при которых совершается таинство.
Главное – чтобы исповедь не сводилась к формальному перечислению грехов, а побуждала кающегося к непрестанной работе над собой, к реальному исправлению своих пороков и недостатков, к возрастанию в добре.
– Святитель Иоанн Златоуст учил: «Если на поле будут вырваны все сорняки, но не будут посеяны семена, что пользы в труде? Точно так же нет пользы и душе, если, отсекая злые дела, не насаждать в ней добродетели». Как вы думаете, почему сегодня большинство верующих людей, уделяя много внимания поиску своих грехов и недостатков, при этом проявляют нерадение в развитии добродетелей (достоинств души)?
– Покаяние человека всегда начинается с познания глубины своей греховности. Однако искоренить обнаруженные пороки и недостатки возможно только в том случае, если, изгоняя злое, мы станем насаждать в своем сердце добродетели, противоположные своим прежним греховным наклонностям. Если пренебречь развитием в своем сердце добродетелей, зло вернется с еще большей силой. Об этом нас предупреждал и Спаситель: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43–45).
Почему современный верующий человек слишком часто останавливается на стадии познания своих грехов и не делает следующий шаг к духовно-нравственному совершенствованию? Проблема, мне кажется, в том, что путь насаждения добродетелей требует сегодня от человека большой жертвенности, отказа от многих земных радостей и утешений, которыми подпитываются пороки в нашем сердце. Современному обывателю, всецело порабощенному материальной стороной бытия, очень трудно отречься от части своего земного достояния ради блага окружающих его людей, чего неизменно требует путь добродетельной жизни. Можно сказать и так: часто не хватает силы духа, чтобы пожертвовать частью своего земного благополучия.
Но здесь важно сделать первый шаг. Ведь человек, твердо решивший насаждать в своем сердце добродетели, скоро поймет, насколько велика духовная радость от совершения благих дел, насколько ближе становится к нему Бог как в духовной, так и в земной жизни.
– Как вы считаете, может быть, одна из причин малодушия заключается в том, что человек не осознает всемогущество Бога, Его силу и мощь?
– Да, безусловно. Человеку, который не верит в Бога или имеет несовершенную веру, приходится уповать только на собственные силы и способности, руководствоваться только расчетами земной логики. Однако мы прекрасно знаем, что собственные силы человека весьма ограничены, и нередко в жизни случаются ситуации, из которых не представляется шанса выйти победителем, если уповать только на земные средства. Для многих это становится поводом для малодушия.
Более того, если бы люди не уповали на Бога, то многим великим событиям как в личных судьбах, так и в судьбе нашего Отечества не дано было бы свершиться. Возьмем, к примеру, освобождение Москвы от поляков в 1612 году народным ополчением К. Минина и князя Д. Пожарского. Это чудо стало возможным только благодаря вере народа в помощь Божию. Ведь в 1610 году Московская Русь практически перестала существовать: в ней не стало ни царя, ни правительства, ни системы государственного управления, ни армии, ни государственной казны… На стороне польского гарнизона в Москве была хорошо обученная армия мощного государства – Речи Посполитой. Если бы русские люди уповали только на собственные силы, сбор ополчения показался бы совершенно безумным предприятием, шансов на победу не было бы. Однако наш народ крепко уповал на Бога, и победа была достигнута, вопреки расчетам земной логики.
Когда человек имеет живую веру в Бога, постоянно осознает присутствие Творца в своей судьбе – это очень хорошее основание для борьбы с малодушием.
– Паисий Святогорец учил: «Когда человек расположен к подвижничеству, когда он молится и просит Бога умножить в нем силу воли, Бог помогает ему. Человек должен знать, что если он не преуспевает, то [это значит, что] он либо совсем не прикладывает воли, либо прикладывает ее недостаточно». Получается: чтобы духовно преуспевать, мы должны молиться об укреплении силы воли. А что, помимо молитвы, необходимо делать, чтобы развивать свою силу воли? Как при этом не стать излишне самоуверенным?
– Для того чтобы духовно преуспевать, мы просим Господа о многих благах: о даре молитвы, покаяния, смирения, познания своих грехов… В том числе и о том, чтобы Господь укрепил нашу волю в борьбе со страстями.
Мы уже говорили о том, что следует различать силу воли и силу духа. Сила воли связана с врожденными, естественными способностями души, а сила духа – с тем, насколько наше сердце освящено светом Божественной благодати, насколько оно свободно от страстей, насколько оно может служить орудием Божиим. Чем сильнее дух человека, чем более он устремлен к Богу, тем более он подчиняет себе силу воли человека, направляя ее на служение добру.
Поэтому для укрепления собственно силы воли существуют два пути. Во-первых, путь духовный – через очищение сердца от греховных недугов, через приближение его к Богу. Во-вторых, путь естественный – через правильное воспитание, через осознание ответственности за все свои поступки, через любовь к своей Родине и народу, через служение ближним, через физическое развитие тела и т.д.
Только с помощью духовных упражнений, пренебрегая, например, воспитанием и физической подготовкой, волю сильной сделать не удастся. Но и пренебрежение духовной жизнью в пользу активных тренировок делает волю человека ущербной, а силу ее – ограниченной. История является свидетельницей тому, как еще до христианства Римская империя знала многих достойных подражания воинов, которые на полях сражения показывали великое мужество и героизм. Но те же воины после битвы могли стать безвольными рабами развратных женщин, способными ради своих любовниц на самые жалкие и неблаговидные поступки. Те же воины могли стать рабами чревоугодия и пьянства, оставаясь в их приятном плену даже тогда, когда это становилось угрозой для их здоровья и жизни. Поэтому, с православной точки зрения, если сердце человека исполнено страстей, если естественные силы его души не подчинены духу – рано еще говорить о сильной воле.
Теперь затронем еще один аспект заданного вами вопроса. Что это значит, когда говорят, что воли человека бывает недостаточно, что силы воли не хватает и т.д.?
Позволю себе привести простую аналогию. Представьте себе юношу, который способен поднять штангу весом в 80 килограмм. А что, если от него потребуют поднять вес в 150 килограмм? Он окажется неспособен сделать это, так как сил у него в данное время для этого недостаточно. Одного желания, усилия воли здесь явно не хватит, необходимо потратить много времени, приложить массу усилий для того, чтобы поднятие веса в 150 килограммов стало реальностью. А если юноша перестанет тренироваться, предастся неге и расслаблению, то и прежние 80 килограммов он окажется не в состоянии поднять. Так и в духовной жизни. Когда мы мало усердия прилагаем к развитию силы воли, к воспитанию своей души, в сложных жизненных ситуациях нашей силы воли может оказаться недостаточно, и мы впадем в малодушие. Если потрудиться над развитием силы духа и силы воли, то через некоторое время многое для нас станет возможным; а если предадимся нерадению после первых неудач, впадем в еще большее малодушие и безволие.
– Всякий христианин есть воин Христов. Он может быть достойным этого высокого звания, только преодолевая малодушие. К сожалению, то, что сейчас время слабых мужчин, очевидный факт. Каким должен быть православный мужчина, и что ему мешает быть таковым?
– Если говорить кратко, православный мужчина, прежде всего, должен быть верным чадом своей матери-Церкви. Он должен иметь живую веру в Бога, активно бороться со своими пороками и недостатками, стремиться предпочитать духовное душевному, вечное – временному, высокое – низкому. Он должен развивать в себе силу духа, которая питается и укрепляется благодатью Божией.
При этом он, безусловно, должен быть достойным гражданином своей Родины, способным послужить ей, пожертвовать своим личным достоянием ради общего блага; он не имеет права поступаться своими принципами, своими высокими ценностями и идеалами ни по причине малодушия и трусости, ни по причине земной корысти.
Еще очень важно, чтобы он был любящим мужем и отцом, который никогда не поступит бесчестно по отношению к своим самым близким людям, не предаст их ради ветреных страстных влечений, комфортной жизни и личных выгод.
Проблема же слабых мужчин в нашем обществе связана, в первую очередь, с неправильным воспитанием. В современных семьях практически ничего не делается для того, чтобы вырастить мальчика будущим отцом, мужественным и ответственным за свои поступки. Все чаще ребенок становится центром семьи, где все, начиная с родителей, потакают его слабостям. Кроме всего прочего, сильных, благополучных семей у нас сегодня очень и очень мало.
Стоит ли в такой ситуации удивляться слабости и малодушию современных мужчин, ведь силу воли необходимо воспитывать долго и последовательно с самого рождения – она не развивается самопроизвольно.
– Известный православный инструктор-«рукопашник» сказал: «Некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще. Не понимая особенностей воинского пути, они лишают сегодняшнее молодое поколение физической и воинской подготовки. И наши мальчишки перестают быть мужчинами уже под крылом Церкви». Что об этом можете сказать?
– Мне кажется, что военно-патриотические клубы, основанные на русских боевых и культурных традициях, – немногое из того, что сегодня способно сберечь нашу страну от разложения, а ее мужскую составляющую – от деградации. Эти клубы нужны для мальчишек, которым следует научиться защищать свою Родину и своих близких. Если воспитание в клубе правильно поставлено, если не будут ограничиваться духовные потребности учащихся, то это может привести и к преуспеянию в духовной жизни.
Протоиерей Игорь Шестаков, настоятель нашего храма, несколько лет назад организовал и возглавляет до настоящего времени военно-патриотический клуб «Воин». Некоторые ребята приходили туда даже некрещеными и неверующими, но в клубе, благодаря церковному окормлению, они обретали спасительную веру и принимали святое крещение. В настоящее время многие из них являются активными прихожанами различных храмов Челябинской епархии. Таким образом, правильное воспитание мальчишек в военно-патриотических клубах может привести и к рождению в духовной жизни. Уверен, что каждый батюшка, который окормляет подобного рода клубы и организации, приведет немало конкретных примеров вышесказанному.
Кроме всего прочего, военно-патриотические клубы могут внести существенный вклад в мощь и обороноспособность нашей Родины, воспитывая достойных ее защитников. Их развитие должно быть одним из приоритетных направлений в программах государственной поддержки. К сожалению, подобная поддержка на сегодняшний день практически отсутствует. Относительно того, что «некоторые священники не благословляют заниматься боевыми искусствами вообще», замечу: наша Православная Церковь таких воззрений никогда не разделяла. Более того, во многих обителях Древней Руси был и арсенал оружия, и монахи, обученные воинскому делу. Сами же монастыри нередко представляли собой надежные крепости, способные дать отпор в случае вражеского нападения и укрыть за своими стенами не только братию, но и беззащитных мирных людей. Я уже не говорю о том, что владение боевым искусством на Руси всячески поощрялось для мирян, независимо от их происхождения и благородства. Ведь начало регулярной армии у нас было положено только в XVIII веке.
Однако я более чем за 12 лет своего священнического служения практически не встречал батюшек, которые бы столь ригорично относились к боевым искусствам.
– От некоторых батюшек мне приходилось слышать подобные «пацифистские» суждения… Хотя ни в Священном Писании, ни в святоотеческих творениях мы не увидим запрета на самооборону без оружия.
Отец Алексий, из Нового Завета известно, что малодушие покинуло апостолов после того, как они приняли Святого Духа. Можно ли говорить, что малодушие – это следствие нестяжания человеком Духа Святого?
– Уже говорилось, что благодать Божия питает силу духа, а сильный дух непосредственно укрепляет и волю как естественную силу нашей души. Чем более безблагодатен человек, тем слабее в нем воля, тем более он подвержен малодушию.
Кроме того, благодать Божия может сообщать такую силу духу, так укрепить волю верующего, что способности последнего могут превысить естественные человеческие силы. Эпоха гонений на христианство ясно свидетельствует о том, что страдания за Христа переносили наиболее мужественно и достойно те, у кого было чистое сердце. Те же, кто в силу неизжитых греховных наклонностей был мало укрепляем силой Божественной благодати, оказывались неспособными перенести мучения и отрекались от Господа. Случалось и так, что слабая беззащитная женщина достойно переносила все самые чудовищные пытки, а сильный мужчина-воин с позором отрекался от Господа и униженно просил пощады у своих мучителей.
Апостолов нельзя считать малодушными людьми в сравнении со своими иноплеменниками. Однако до сошествия Святого Духа их сила воли имела пределы человеческого естества. Благодать Божия впоследствии позволила им совершить то, что превышало естественные человеческие силы.
pravoslavie.ru