Успенская пресвятая богородица


Успение Пресвятой Богородицы. Успенский пост.

28 августа- Успение Пресвятой Богородицы. Великий Церковный праздник.  Молитвы перед иконой «Успение Божией Матери» История праздника Успения Богородицы Духовный праздника Успения Успенский пост  Молитвы Успению Божией Матери Акафист Успению Богородицы Величание  Видеофильм

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ

Перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы» христианину полезно молиться, если у него присутствует страх перед смертью. Ведь  для того, кто истинно верует, смерть на самом деле- это всего лишь этап перехода от нынешней жизни в вечную.

Святая Мария через любой свой образ помогает излечению людей, о том, чтобы не сойти с пути спасения на жизненном пути. Через икону «Успение», Богородицу в молитвах благодарят за Ее высокое покровительство и защиту. .

ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Двадцать четыре года, согласно святым книгам, жила на этой земле Святая Дева после того, как был распят на Кресте Ее Сын. Все это время Богородица была настоящей Матерью для больных, которые получали от Нее помощь и излечивались. Люди приходили к Ней с радостью и своей бедой, и Святая Мария оказывала им помощь. Она помогала во многих делах, все люди находили утешение у Богородицы – бедные, больные, обездоленные, страждущие.

Все время земной жизни Она так же, как и апостолы, была истинным проповедником учения Своего Сына – Иисуса Христа.

И вот как-то раз, в возрасте около семидесяти лет, Она находилась на Елеонской горе и молилась Господу, к Ней явился Архангел Михаил, который сообщил Ей радостное для Нее известие. Ей осталось находиться на этой земле три дня, по истечении которых, Богородица отойдет ко Господу и сможет, наконец встретиться со своим любимым Сыном. Святая Мария вернулась обратно дом апостола Иоанна, который по наказу Иисуса Христа заботился о Ней, как о родной матери, сообщила ему об этом и позвала всех апостолов, чтобы попрощаться с ними и дать им благословение. Узнав о причине, по которой Богородица попросила их прийти к Ней, апостолы, конечно были очень огорчены, но Она стала утешать их и пообещала, что Она будет молиться Господу, чтобы Он дальше помогал своим ученикам и поддерживал их.

Прошли три дня и вот наступил тот момент, о котором возвестил Архангел.

Богородица лежала на ложе, которое было украшено цветами, а в доме горело большое количество свечей. Утром, в девять часов, в доме вдруг появился чудный необыкновенный свет. Крыша дома открылась и появился Сам Иисус Христос, который приблизился к Своей Матери. В это мгновение Пресвятая Богородица

«аки сладким сном уснувши, предаде в руци Его пресвятую Свою душу»

Сразу же, после Успения Богородицы, начали происходить необыкновенные случаи – все, кто прикасался к одру Почившей Божией Матери получали исцеления от своих болезней. Те, кто был слеп, начинали видеть, а кто ничего не слышал, избавлялись от глухоты. Потом апостолы подняли тело Божией Матери, вынесли из дома и, исполняя священные песни, отнесли его в погребальную пещеру. Похоронив, Богородицу, вход в пещеру был закрыт огромным камнем.

Прошло еще три дня, когда приехал апостол Фома, который спешил к Успению из далекой Индии. Узнав, что опоздал и уже не сможет попрощаться со Святой Марией, он очень расстроился. Чтобы как-то утешить его, апостолы решили дать возможность Фоме попрощаться и, подойдя к пещере, отвалили валун от входа.

Войдя в усыпальницу, апостолы увидели только плены, в которых было погребено тело Богородицы, а в пещере было дивное благоухание. Тогда все поняли, что Пречистая Матерь воскресла, а Ее тело, после трехдневного сна, нетленным вознеслось в Божественное Царство.

В тот же день Небесная Царица утешила своих любимых апостолов, представ перед ними в окружении Ангелов.

Радуйтесь ! Я всегда с вами

— такими были Ее слова, обращенные к ним. И апостолы попросили ее:

Пресвятая Богородице, помогай нам

ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ПРАЗДНИКА УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

В православии не говорят о смерти Божией Матери, Ее кончина считается переселением к Своему Сыну, нашему Господу и в Церкви это именуют «Успение». Святая Мария всего лишь уснула, чтобы через три дня Она проснулась и переселилась в небесное жилище. После своей тяжелой, полной трудов жизни, Матерь Божия

«преставилась к Животу»

 к Источнику всей Жизни. Она молится за нас, живущих на земле, чтобы мы смогли спасти наши души, чтобы Своим Успением вселить в нас уверенность в справедливое и вечное Царствие Небесное, куда должна стремиться душа каждого христианина

УСПЕНСКИЙ ПОСТ

14 августа -начало Успенского поста, окончание — 27 августа

Успение Богородицы — это не праздник смерти, но радости. И в этот пост мы сами должны отряхнуть с себя все то, что нам мешает жить и ведет нас к духовной смерти, мы должны возвратиться домой, к Богу, для того наши души ожили и почувствовали любовь Господа к нам.

Святой Симеон Солунский пишет, что

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас…»

Успенский пост такой же строгий, как и Великий. По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение. Во вторник и четверг — можно питаться горячей пищей без масла. В субботу и воскресенье разрешается пища с растительным маслом. В день Преображения Господня (6 / 19 августа) разрешается рыба. Успение- это праздничный непостный день, но если этот праздник приходится на среду или пятницу, то разговение следует перенести на следующий день, рыбу в этом случае есть все равно можно.

Рецепты блюд для прохождения поста

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

ВИДЕОФИЛЬМ

Икона Божией Матери Неопалимая Купина

hram-kupina.ru

Успение Пресвятой Богородицы

Содержание

Событие и предание о нем

Гефсимания Внутренняя сторона события Служба Успению Пресвятой Богородицы Вечерня Стихиры на Господи воззвах Паремии Стихиры на литии Стихиры на стиховне Тропарь Утреня Седальны по кафисмах Величание Седален по полиелее Прокимен Евангелие Стихира после Евангелия Канон Песнь 1-я 1-го канона Вечная память Тропари Песнь 1-я 2-го канона Царица-Мать Тропари Песнь 3-я 1-го канона Церковь и живой храм Божий Тропари Песнь 3-я 2-го канона Смерть и погребение Ипакои Песнь 4-я 1-го канона Земля и небо Песнь 4-я 2-го канона Успение и воплощение Песнь 5-я 1-го канона Успение и просвещение Песнь 5-я 2-го канона Преставление Песнь 6-я 1-го канона Нетление и святость Песнь 6-я 2-го канона Жизнь Кондак и икос Песнь 7-я 1-го канона Духовный праздник в противоположность мирскому Песнь 7-я 2-го канона Средоточное положение в творении преставившейся Богоматери Песнь 8-я 1-го канона Ходатайственное значение Успения Песнь 8-я 2-го канона Возвышение над творением Преставившейся Песнь 9-я 1-го канона Преставление к Сыну Песнь 9-я 2-го канона Наше участие в событии Светилен Стихиры на хвалитех Литургия Прокимен Апостол Аллилуарий Евангелие Задостойник Причастен Святоотеческие чтения на службе Напевы праздника Пост, предпразднство и попразднство Таблица гласов и подобное В попразднство Успения История праздника История поста Приложение. Служба праздника в Римо-Католической Церкви Молитва Антифоны и респонсорий небиблейские Антифоны и респонсорий библейские Псалмы Чтение На литургии    
Событие и предание о нем

Будучи итогом жизни, смерть у различных людей должна быть так же не одинакова, как непохожи одна на другую их жизнь и они сами. Отсюда самое естественное предположение, что у такой необыкновенной личности, как Пресвятая Дева, с такой исключительной судьбой, и смерть не могла не быть единственной в своем роде. По убеждению Церкви, не только православной, но и католической, кончина Богоматери и была такой, какой не была ни у кого, кроме Нее. Она не изъята была из закона смерти, как и Сын Ее; но Она, подобно Сыну, восторжествовала над смертью, хотя восторжествовала не так славно, очевидно и самостоятельно, как Он. Воскресение Ее произошло сокровенно и долго даже не было общим предметом веры в Церкви. Ина слава солнцу и ина слава луне.

Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало. С приближением же к смерти эта жизнь как бы все более скрывается от глаз окружающих. До IV в. ни у одного из христианских писателей не находится какого-либо указания на судьбу Богоматери по вознесении на небо Ее Сына. Это и не удивительно, если принять во внимание скудость тогдашней христианской письменности и отсутствие поводов говорить об этом предмете. Когда такие поводы даны были ересью Нестория, оказалось, что христианский мир вовсе не осведомлен о жизни и кончине Богоматери, но что в богатой сокровищнице предания, всегда, а особенно тогда составлявшего главный нерв церковной жизни, есть достаточно данных об этом.

По этому преданию (в том виде, какой оно получило окончательно), Богоматерь по воскресении Спасителя жила в Иерусалиме до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь (Деян. 12:1–3); затем переселилась с ап. Иоанном Богословом в Ефес; отсюда Она посетила прав. Лазаря на о.Кипре и Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до кончины Своей Она возвратилась на жительство в Иерусалим. Здесь Она часто посещала места, с которыми были связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына и особенно последние дни Его на земле: Вифлеем, Голгофу, гроб Христа, Гефсиманию, Елеон. Там она усердно молилась, при чем деревья Елеонской горы одновременно с Ней склоняли верхи свои к земле и выпрямлялись. Здесь иудеи покушались убить Ее, для чего даже поставили стражу у гроба Христова; но она была ослепляема при посещении Богоматерью гроба. Она пребывала в постоянном желании поскорее отойти к Своему Сыну. Во время молитвы Ее на Елеоне за три дня о смерти Ей была возвещена кончина архангелом Гавриилом, который вручил ей райскую светящуюся ветвь – символ победы над смертью и нетления (ср. вход Христа в Иерусалим). Эту ветвь Святая Дева завещала ап. Иоанну нести перед Ее гробом. О дне близкой кончины Ее ап. Иоанн известил ап. Иакова, брата Господня, тогдашнего епископа Иерусалимской Церкви, а последним об этом заблаговременно были оповещены иерусалимские и окрестные христиане. Богородица пересказала собравшимся на Ее погребение слова архангела, показала им райскую ветвь и сделала предсмертные распоряжения. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, она завещала двум бедным вдовам, усердно служившим Ей; похоронить себя Она завещала в Гефсимании между могилами своих праведных родителей и обручника. Во время предсмертных распоряжений Святой Девы послышался шум, напоминавший по силе раскаты грома, и в дом ворвался вихрь: это по велению Божию ангелы восхитили и принесли на облаках расшедшихся по концам вселенной апостолов. Сами апостолы, видя друг друга, выражали изумление необычному собранию. Собраны были не только 12 апостолов, но и 70. Позже других явился ап. Павел. 15 августа Святая Дева возлежала на одре, усыпанном цветами, ожидая пришествия Своего Сына. Вдруг воссиял несказанный свет, помрачивший светильники; кровля горницы открылась и вошел Сам Христос с тьмами ангелов, со святыми праотцами и пророками. Она обратилась к Сыну со словами: «Величит душа моя…», «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.56:8) и просила Его благословить чтущих Ее память. Богородица просила также защитить Ее от темной сатанинской силы, т.е. от воздушных мытарств. Затем Богоматерь безболезненно предала душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение, в котором часто повторялись слова благовещенского приветствия: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» (Лк. 1:28). Апостолы провожали очами уносимую Господом душу Богородицы. От благоухающего тела Ее больные получали исцеление. Началось торжественное перенесение тела Ее со свечами и кадилами руками апостолов из Иерусалима в Гефсиманию с пением псалмов (в частности Пс. 113 с припевом «аллилуиа») и молитв. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл за процессией до самого места погребения, при чем раздавалось немолчное пение ангелов. За процессией, дивясь ей, шли иудеи, не веровавшие в Христа. Узнав об этом, архиереи и книжники пришли в ярость и послали слуг и воинов разогнать процессию, убить учеников Христа и сжечь тело Богоматери. Когда преследователи начали настигать процессию, облачный венец спустился на землю и, как стеною, окружил процессию. Преследователи слышали пение, но ничего не видели за облаком. К тому же парившие ангелы поразили их слепотою: одни разбивали головы о городские стены, другие искали проводников. Встретившийся иудейский священник Афоний (по иным – Иефоний, по другим – Софония), коснувшийся одра, чтобы опрокинуть его, чудесно наказан отсечением рук, которые повисли на одре, но после раскаяния получил исцеление. Получили исцеление и ослепшие после раскаяния. Положив тело Богоматери в гроб, апостолы пробыли при гробе трое суток и воспевали днем и ночью псалмы. И все это время в воздухе слышалось пение небесных сил. Затем для опоздавшего ап. Фомы открыта была гробница: тела Богоматери там не оказалось. Но в этот же день, после вечерней трапезы, апостолы услышали ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую и окруженную ангелами. Они невольно, вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам», воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» После этого апостолы опять на облаках возвратились в те места, откуда были взяты.

Сказание о смерти Богоматери, конечно, не может притязать на такую степень достоверности, как евангельские повествования, будучи, как дальше увидим, значительно позднее их и не принадлежа к боговдохновенным писателям. Но в общем сказание это рисует кончину Богоматери достойно своего предмета и не заключает чего-либо противного духу христианства (в чем повинны иногда бывают так называемые благочестивые предания). В сказании немало чудесного элемента, но, по взгляду богословия, это требовалось самим достоинством Богоматери: «слава Твоя боголепная, богоподобными сияющи чудесы». И само по себе чудо не может подрывать достоверности какого-либо сказания (иначе пришлось бы оспаривать многие страницы Библии). Нужно только, чтобы чудо носило характер библейских чудес. А с такой точки зрения едва ли можно поставить упрек сказанию об Успении. Собрание апостолов к одру умирающей Богоматери представляется по аналогии с тем сверхъестественным перемещением, которое испытывал иногда пророк Иезекииль (Иез.3:14, 15), испытал и Филипп по крещении евнуха (Деян. 8:39–40, ср. Дан. 14:34–36). Кара дерзкого иудея не противоречит христианской любви, так как, по сказанию, пострадавший тотчас же был исцелен. Сказание является выражением православного взгляда на лицо Пресвятой Богородицы, в частности – на образ кончины Ее и предупреждением против возможных заблуждений на этот счет. Римо-Каталическая Церковь склонна совершенно отрицать телесную смерть Богоматери, исходя из своего взгляда на Нее как на совершенно изъятую от скверны прародительского греха. После провозглашения догмата о непорочном зачатии Пресвятой Девы ревностные католики стали выражать желание о возведении на степень догмата и учения о телесном вознесении Богоматери на небо. Фрейбургский католический конгресс в 1902 г. поставил просить об этом папу. А аббат Минь еще раньше открытым письмом просил папу Пия IX очистить богослужение на праздник Успения от всего того, что указывает на смерть Пресвятой Девы1. Сказание об Успении и важно тем, что констатирует телесную смерть Богоматери вопреки последнему мнению и лежащей в нем догматической тенденции. «Аще и непостижный Сея Плод, имже небеса быша, погребение прият волею, яко мертв, како погребения отвержется неискусомужно Рождшая?» – поучает одна песнь св. Дамаскина на праздник2. Сказание хотя и допускает оживление тела Богоматери, но такое, какое имело место и в других случаях воскрешения мертвых, и этим кладет резкую грань между воскресением Спасителя и Его Матери3. По учению св. Иоанна Дамаскина, смерть Богоматери, хотя, подобно рождению, была безболезненная (какая возможна и для обыкновенного человека), но называется только θάνατος ζωτικός (жизненная), ζωηφόρος (живоносная), в отличие от смерти Христовой, которая у него называется θάνατος ζωοποιός (животворящая)4. И в Римской Церкви Успение Богоматери называется assumptio (взятие, т.е. на небо), ascensio (вознесение).

Не приписывая Богоматери той чести, какая подобает и в смерти одному лишь Богочеловеку, сказание о Ее кончине в то же время отдает все должное высокому Ее достоинству. «Если Енох из мира допотопного, – говорит авторитетнейший русский агиолог, – и пророк Илия из мира подзаконного восхищены на небо с плотию, ужели пречистая плоть Честнейшей херувимов и Славнейшей серафимов предана тлению? Сонмы мучеников и подвижников прославлены нетлением благоухающих мощей, изливающих токи исцелений; телеса многих из них, бывшие безвестными, после немаловременного пребывания в земле, открыты верным видениями и чудесами, а пречистое тело Богоматери, хотя бы и нетленное, где-либо сокрывается в земле, в безвестности! Нет ни в одном углу мира части мощей Богоматери: это потому, что вера в восшествие Ее на небеса с пречистою плотию весьма древняя»5.

Не так легко сказание об Успении Богоматери может выдержать историческую критику. Появляется оно у церковных писателей не с первых веков и не сразу во всех подробностях.

В «Хронике» Евсевия Кесарийского IV в. под 48 годом значится: «Дева Мария, Матерь Христа, вземлется к Сыну на небо, как некоторые пишут, что это им открыто»6. Когда в IV-V веках стала у некоторых писателей проскальзывать мысль о мученической смерти Богоматери (мысль эта могла быть внушена известным предсказанием Симеона Богоприимца Пресвятой Деве: «Тебе Самой душу пройдет оружие», точнее: меч, ῤομφαία)7, другие писатели, на основании древних преданий, оспаривали эту мысль. «Ни буква (Писания), ни история не учат нас тому, что Мария отошла из сей жизни вследствие страданий от телесных язв», – говорит св. Амвросий Медиоланский в толковании на Лк. 2:61. Св. Епифаний Кипрский против еретиков антидикомарианитов, отрицавших девство Богоматери, говорит, что в Писании ничего нельзя найти «о смерти Марии, о том, умерла ли Она или не умерла, погребена ли Она или не погребена; также когда Иоанн направлял путь свой в Азию, то нигде не говорится, взял ли он с собою Святую Деву. Писание просто умолчало об этом… Я не говорю, что Она осталась бессмертною, но не утверждаю и того, что Она умерла» (против ересей, 78, 11). Против еретиков коллиридиан, признавших в Святой Деве богиню, Епифаний говорит, что «Ее смерть возможна, но Она может быть чтима как божественная, подобно другим умершим святым» (78, 23). Для бл. Августина смерть Богоматери – несомненный факт: «Мария от Адама умерла за грех (первородный), Адам умер за грех (свой), Христос же – для уничтожения грехов» (бес. 2 на Пс.78:23). Приблизительно к этому времени (IV-VI вв.) относит ученая критика сочинения, приписываемые Дионисию Ареопагиту; в одном из них, «Об именах Божиих» (гл. 3) о кончине Богоматери Дионисий в письме Тимофею вспоминает, как они с апостолами и еп. (афинским) Иерофеем и «большинством из св. братий наших пришли для созерцания оного живоначального и богоприемного тела, был брат Господень Иаков и верховная глава богословов Петр; и угодно было, чтобы все старейшины святых (т.е. 12 апостолов), каждый сообразно со своими силами, восхвалили бесконечную благость и божественные милости. Насколько помнится, некоторые отрывки тех хвалений я слышал от тебя. Однако эти дела тайные, как недоступные всем и как известные тебе, мы оставляем». Более подробных и точных сведений о событии естественнее всего ждать на месте совершения его, т.е. в Иерусалиме и Иерусалимской Церкви. Так и оказывается. По известию у св. Иоанна Дамаскина (VIII век), ссылающегося на какого то Евфимия, когда благочестивой императрице Пульхерии, супруге императора Маркиана, построившей несколько храмов в Константинополе в честь Пресвятой Богородицы, пришла мысль в одном из них положить самое тело Богоматери, то за советом насчет того, как устроить это и где найти пречистое тело, царица обратилась к тогдашнему патриарху Иерусалимскому Ювеналию. Патриарх ответил ей, что желание ее неосуществимо, так как тело Богоматери, по свидетельству предания, сохранившегося в Иерусалимской Церкви, не оказалось во гробе уже на третий день по смерти Ее. Вместо тела патриарх прислал благочестивой царице погребальные пелены Богоматери, которые царица и положила в одном из построенных ею Храмов – Влахернском (слово на Успение). Григорий Турский († 596 г.) представил8 предание в таком виде: «Когда Мария была при конце Своего поприща земного, собрались по божественному внушению все апостолы из всех стран в Ее дом иерусалимский. Вот тогда явился Иисус со Своими ангелами, взял душу от Нее и передал ее архангелу Михаилу. Апостолы перенесли бездушное тело на следующее утро в гробницу. И пока они там стояли, опять внезапно появился Господь, взял тело в облако и принес его в рай, где душа опять с ним соединилась». Модест, патриарх Иерусалимский († 632 г.), от имени которого имеется древнейшее праздничное слово на Успение, жалуется на то, что об успении Богоматери нет определенных сведений. С VII века становится известно то с именем св. Иоанна Богослова, то с именем Мелитона, епископа – то Сардийского, то Лаодикийского (II в.), «Сказание о успении Св. Богородицы». Слово это «Сакраментарий» папы Геласия (492–496) ред.VII в. считает апокрифическим. Оно содержит пространное предание, но известно было в различных версиях, иногда противоречащих повествованию книги Деяний9. Св. Андрей Критский († ок. 713 г.) в слове на Успение, по-видимому, имеет в виду сказание приблизительно в редакции Григория Турского, когда уподобляет успение Богоматери сну Адама во время создания Евы, – когда говорит, что Богоматерь исполнила закон природы, хотя не так, как мы, и когда отшествие Ее из этого мира сравнивает с «преложением» Еноха и Илии. Песнописцам VIII века – Косме Маюмскому и Иоанну Дамаскину – сказание известно в более пространной редакции.

Вообще издавна существовало несколько сказаний, или преданий о событии, неодинаковых по объему и разнящихся по в подробностях. Так в армянском сказании Моисея Хоренского († 493 г.) не упоминается об облачном путешествии апостолов, об осенении облаком гроба и пении ангелов при погребении; по упомянутому «Сказанию ап. Иоанна», гробница открывается для ап. Варфоломея; умершие ко времени успения Богоматери апостолы Андрей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей были возбуждены Духом Святым из гробов («Апокрифические сказания о Божией Матери», Правосл. Обозр. 1873 г., IV, 594).

В «Синаксаре» Великой Константинопольской церкви IX-X вв. под 15 авг. помещено следующее сказание об Успении: «Должно знать, что записанные чудеса при успении пресв. Богородицы, с течением времени искаженные еретиками, отцы пересмотрели, и впоследствии Иоанн, святейший архиепископ Фессалонитский, исследовав их, вредное выбросив, а правильное и душеполезное оставив, описал наиболее точное успение. (Его) история заключает следующее. Когда Владычице нашей Богородице предстояло отойти из этой плотской жизни, за три дня до этого пришел к Ней великий ангел и дал Ей знак награды (βραβει̑ον – собственно, приз на играх). Это была финиковая ветвь, чтобы апостолы держали ее, воспевая (при погребении) о том, что многие чудеса будут через Нее. И пошла Мария на гору; увидя Ее, растения наклонили верхушки и поклонились Ей. Когда вошла Она в дом Свой, потряслось место, и Она помолилась Богу, говоря: «Господи, Ты обещал Мне прийти за душою Моею». Затем приглашает Она родственников Своих и соседей, велит зажечь светильники и оставаться при Ней до третьего дня, в каковые дни Она ободряла и учила их. После этого приходит Иоанн, беседует с Нею с плачем; войдя с ним в Свою кладовую (ταμει̑ον), Она, при пении совне дев, показала ему (приготовленное для) погребения Своего и велела двум вдовам дать два хитона Свои, показав ему и тот знак награды; без апостолов богослов не хотел взять его. С происшедшим громом были опущены к дверям апостолы и, приветствовав друг друга, помолились; и было открыто им, что ввиду успения Матери Господней собраны они. Войдя к Ней, они благословили Ее, и Она прославила их, и воспели рожденного от Нее Господа; Она показала им погребение Свое. Петр, обратившись к предстоящим, учил дев и присутствующих. Утром с восходом солнца Мария вышла из дому и, воздев руки, помолилась. Войдя, Она возлегла на ложе (σκίμπους – кровать на ножках, походная), исполнив домостроительство Свое. Петр сел у изголовья, а Иоанн у ног; апостолы окружили ложе. Часу в третьем был гром и запах благоухания, так что всех объял сон, кроме одних апостолов. И вот предстал Господь с Михаилом архангелом и приветствовал апостолов. Пресвятая, увидев, прославила Его, что Он исполнил обещание, и так предала блаженную душу Свою, с улыбкой и восторгом на лице. Взяв святую душу Ее, Господь передал Ее на руки Михаилу, облекши ее как бы в оболочку (ἐν δέρρισιν; δέρρις– необработанная кожа), славу которой невозможно изречь; и виднелась честная душа Ее белой, как свет, πєπληρωμένη έν πα̑σι μέλεσι του̑ ἀνθρώπου, χωρìς του̑ ἄρρενος καὶ τη̑ς θηλείας. Погребая Ее, апостолы покрыли знаком победы ложе и пели перед Нею, неся одр. У одного же из священников, который простер руки, чтобы выбросить из одра честные останки Ее, отняло руки у локтей, и он увидел их на одре; после раскаяния его Петр с молитвою приложил к плечам отсеченные руки и они приросли, и он исцелился. Дав ему ветку со знака победы, его послали в Иерусалим возложить ее на ослепших священников, и, кто из них уверовал, исцелились. Апостолы же, похоронив тело, стерегли его три дня; слышен же был до третьего дня голос ангелов поющих. Один же из апостолов опоздал на погребение живоначального тела; когда ему открыли гроб, чтобы и он взглянул на святое тело и поклонился ему, то его там не нашли. Ибо его преставил Христос, родившийся из Нее без семени по плоти, как Он один знает»10.

В более пространной по местам, но и более очищенной редакции имеет сказание о событии Синаксарь нынешней греческой Минеи и Пролог (см. ниже). Никифор Каллист (XIV в.) в своей Истории (II, 21–23) и Четьи-Минеи имеют сказание в предпосланной обширной редакции.

* * *

azbyka.ru

Икона Успения Пресвятой Богородицы

История праздника

Сведения о последних годах земной жизни Пресвятой Богородицы можно почерпнуть из ряда апокрифов и некоторых благочестивых преданий.

О событиях Успения и погребения Богородицы известно из таких источников, как «Сказание об Успении Богородицы» Псевдо-Иоанна Богослова (середина V века ), «Об исходе Марии Девы» Псевдо-Мелитона Сардийского (не ранее IV века), сочинении Псевдо-Дионисия Ареопагита, «Слово Иоанна, архиепископа Солунского». Один из таких апокрифов помещен в «Истории Церкви» Никифора Ксанфопула. История появления праздника Успения описана также у преподобного Иоанна Дамаскина в произведении «Второе похвальное слово на Успение Богоматери», где приводятся слова иерусалимского епископа Ювеналия. Все перечисленные апокрифы являются достаточно поздними сочинениями (V-VI век) и отличаются друг от друга содержанием.

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Дева Мария прожила на земле 72 года и скончалась примерно в 57-м году нашей эры.

К моменту Своего успения Богородица жила в Иерусалиме, посещая для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сказавший, что через три дня Она отойдет ко Христу Богу. Успокаивая Марию, чтобы Она была готова к этому часу, архангел возвестил Ей: «...Сын Твой и Бог наш с архангелами и ангелами, херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных приимет Тебя, Матерь Свою, в небесное царство, чтобы Ты жила и царствовала с Ним бесконечное время». В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести Ее перед гробом Богородицы при погребении.

Перед кончиной Богоматерь захотела собрать у Своего ложа апостолов, которые к тому времени проповедовали по разным странам христианскую веру. По молитве Пресвятой Богородицы Святой Дух чудесным образом, как сообщает предание, - на облаках, собрал апостолов с разных концов земли, чтобы они могли поклониться Пресвятой Деве перед Ее успением.

Увидившись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа. Вот как описывает последние минуты Богородицы святитель Димитрий Ростовский: «Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, - Сам Царь славы, Христос, со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери».

Апостолы похоронили Богородицу в гробнице Ее родителей, праведных Иоакима и Анны, в которой покоился и прах Ее супруга - Иосифа Обручника, у самого подножия Елеонской, или Масличной горы, возле Гефсиманского сада, где так любил беседовать с учениками Христос и где Он был взят иудеями.

Предание хранит историю о том, как проходивший мимо иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр с телом Девы Марии, но тут же его руки были отсечены неведомой силой. После глубокого раскаяния Афонии его руки сделались вновь целыми божественной силой, а сам он принял христианскую веру.

Согласно апокрифам, апостол Фома был единственным из учеников Христовых, кто не успел на похороны Богородицы (он пришел в Иерусалим на третий день после погребения). Тогда апостолы привели его к гробнице, чтобы он также мог поклониться телу Богоматери. Как повествует святитель Димитрий Ростовский, «когда святые Апостолы, отвалив камень, открыли гроб, то пришли в ужас: во гробе тела Богоматери не было, - остались одни только погребальные пелены, распространявшие дивное благоухание; святые Апостолы стояли в изумлении, недоумевая, что это значит! Лобызая со слезами и благоговением оставшуюся во гробе погребальную пелену, они молились Господу, чтобы Он открыл им, куда исчезло тело Пресвятой Богородицы.»

Вечером того же дня, когда апостолы собрались все вместе за трапезой, и апостол Петр, возвышая по обычаю укрух в память Христа, произнес: «Велико имя Святой Троицы», ученики Христовы увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную ангелами. Богоматерь благословила апостолов со словами «Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». Свое матернее благословение Пресвятая Дева распространила через апостолов и на всех верующих христиан до самых последних времен.

Установление праздника

До IV века Успение Пресвятой Богородицы не праздновалось среди христиан как общецерковный праздник. Окончательное утверждение церковного празднования Успения во всех частях христианского мира произошло только около VIII века. День празднования Успения 15/28 августа, согласно «Истории Церкви» Никифора Каллиста Ксанфопула, был учрежден императором Маврикием, издавшим специальный эдикт (вторая половина VI в.) [1].

Событие Успения Пресвятой Богородицы прославили канонами св. Козьма Маюмский и прп. Иоанн Дамаскин в VIII веке, а стихиры праздника были написаны в V веке Константинопольским патриархом Анатолием. Издавна празднику предшествует пост, который был утвержден в XII в. на Константинопольском соборе при патриархе Луке. Празднование Успения Пресвятой Богородицы всегда с особой торжественностью проходило в Гефсимании на месте Ее погребения, где был возведен храм, в котором хранились погребальные пелены Богородицы. В IV в. священный покров был перенесен во Влахернский храм.

В монастырях и некоторых храмах ради особого чествования праздника совершается особая служба погребению Богоматери. Данная служба известна по рукописям XV века и совершается по подобию службы утрени Великой Субботы. В XVI веке данная служба была очень распространённой в Русской Церкви, но в XIX веке уже была практически забыта и совершалась лишь в немногих местах. В настоящее время чин погребения Богоматери совершается во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается всенощным бдением, на великом славословии духовенство выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богородицы; совершается ее каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого совершается помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

В православии праздник относится к числу двунадесятых праздников и продолжается 9 дней - с 15/28 августа до 23 августа / 5 сентября. Празднику предшествует двухнедельный Успенский пост с 1/14 августа по 14/27 августа, являющийся наиболее строгим после Великого поста.

Духовный смысл праздника

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух - Богу, не коснулась Благодатной: «Побеждаются естества уставы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - девствует бо рождество, и живот предобручает смерть: по рождестве Дева, и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое» (ирмос 9 песни канона).

Сам праздник Успения Пресвятой Богородицы называют также «Второй Пасхой».

Данное название является свидетельством того, что Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, является спасительным для всего человеческого рода как попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Подобно вознесшемуся Спасителю, Пресвятая Богородица в Своем явлении апостолам пообещала быть с человеческим родом «во вся дни до скончания века».

Иконография

Сложение иконографии Успения Пресвятой Богородицы относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости - оклад Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке. Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее - плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.

Одни из самых ранних дошедших до наших дней стенописных изображений Успения Пресвятой Богородицы принадлежат X-XI вв. Началом X века датируется роспись Успенской церкви в Атени (Грузия). На этом раннем памятнике кроме апостолов у одра Богоматери изображены святители, которые, согласно Псевдо-Дионисию Ареопагиту, присутствовали при Успении. Это Иаков Иерусалимский, брат Господень, Дионисий Ареопагит, Иерофей Афинский и Тимофей Эдесский.

Фреска из пещерной церкви в Гёреме (Каппадокия, Турция), датируемая XI веком, свидетельствует об уже достаточно сложившейся композиции. В центре на пурпурном, украшенном золотой резьбой одре с белым орнаментированным покровом, изображена почившая Богоматерь. За одром - Христос, принявший душу Своей Матери в виде спеленатого младенца. Господь протягивает Ее одному из двух ангелов, который должен вознести Ее в небесные обители [2]. По обе стороны от одра - апостолы, фигуры которых сохранились фрагментарно. Слева перед одром - апостол Петр, совершающий каждение, справа припадает к ногам Девы Марии апостол Павел, за ложем приник к самому изголовью Иоанн Богослов.

На протяжении X - XI веков композиционная схема Успения практически не меняется. К ней добавляются лишь некоторые детали такие, как, например, архитектурные кулисы на втором плане, указывающие на историческое место, где произошло событие Успения - горница на Сионской горе в Иерусалиме. В оконных нишах зданий часто изображаются девы и жены иерусалимские, к которым, согласно «Слову Иоанна, архиепископа Солунского», апостол Петр обращался с проповедью.

Иногда душа Богородицы изображается не на руках у Христа, а в покрытых дланях ангела, несущего Ее в рай. Если достаточно свободного пространства для изображения (как, например, в росписи церкви Святой Троицы монастыря Сопочаны), то художник помещает над ложем Богоматери целый сонм небесных сил, парящих вокруг фигуры Спасителя.

В конце XIII - первой половине XIV века получает широкое распространение извод «облачное Успение». В этом иконографическом варианте чудесно восхищенные из разных стран апостолы изображаются не только у одра, но и в верхней части композиции летящими на облаках к Иерусалиму. На Руси такое изображение впервые встречается на иконе начала XIII века из церкви Рождества Богородицы Десятинного монастыря близ Новгорода [3].

На храмовой иконе из псковской церкви Успения «на Пароменье» (первая четверть XIV века) перед одром Богоматери вместо традиционной свечи изображен сосуд сложной формы [4]. Кувшин-стамна, вставленный в чашу напоминает здесь о древнем прообразе Богородицы - золотой стамне с манной, хранившейся в ковчеге завета. На этой псковской иконе фигура Христа вписана в темно-синюю мандорлу, которая появляется в иконографии Успения не ранее конца XII века.

На рубеже XII - XIII веков иконография Успения дополняется сюжетом с отсечением рук Афонии, изображающимся на первом плане композиции перед одром Богоматери. При этом фигуры Афонии и ангела, отрубающего ему руки, намеренно уменьшаются как второстепенные элементы композиции. Впервые этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII-XIII вв.), а на Руси эпизод с «Чудом отсечения рук Афонии» появляется во росписях собора Снетогорского монастыря (1313 год), церкви Успения на Волотовом поле (1360-е годы), церкви Федора Стратилата на Ручью (около 1380 года) и присутствует на многих иконах XV - XVI веков.

К второстепенным сюжетам композиции Успения можно причислить и изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме, как это можно видеть на иконе Успения Богоматери из Кирилло-Белозерского монастыря 1497 года. Согласно одному из сказаний об Успении, апостол Фома, не успевший на похороны Богоматери, явился свидетелем Ее вознесения на небо и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее телесном вознесении.

В XVII столетии появляются крупномасштабные иконы Успения с клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада.

Подобное повествование об Успении написано на клеймах иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева. В последнем клейме данного образа ложу Богоматери предстоят не только апостолы - в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди которых представлены пророки Давид и Даниил, а за ложем Марии написана фигура благоразумного разбойника с крестом, свидетельствующая о том, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а в раю. В связи с этим особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай (А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю»).

В разговоре об иконографии Успения Пресвятой Богородицы важно отметить и то, что многие изобразительные элементы, составляющие данную композицию, имеют скрытый литургический смысл. Так, ложе с телом Богоматери несомненно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него - их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являет собой образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывает на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, - на священника, целующего престол. Изображения четырех святителей, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизируют причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, являются образами диаконов.

Чудотворные и чтимые иконы

Среди многочисленных чудотворных и местночтимых образов Успения Пресвятой Богородицы можно выделить ряд наиболее известных икон.

Одна из древнейших чудотворных икон Успения Божией Матери написана в 1147 году и находится ныне в собрании Государственной Третьяковской Галереи. Она известна чудесным спасение города Пскова в 1581 году во время нашествия польского короля Стефана Батория, а также в 1812 году во время нашествия Наполеона на Россию.

Икона Успения Божией Матери (Киево-Печерская) - одна из древнейших явленных икон Русской Православной Церкви. По преданию, Сама Божия Матерь вручила эту икону четырем византийским зодчим, которые в 1075 году принесли образ преподобным Антонию и Феодосию Печерским. Икона была прославлена многими чудесами. Ее иконографической особенностью является Евангелие, стоящее перед одром Божией Матери.

Икона Успения Божией Матери (Овиновская) прославилась в 1425 году в Костромской губернии.

Икона Успения Божией Матери (Псково-Печерская) вместе с образом «Умиление» в 1581 году явила чудо во время осады Пскова польским королем Стефаном Баторием. Летопись зафиксировала первое исцеление от образа в 1473 году.

Икона Успения Божией Матери (Пюхтицкая) явилась в XVI веке на эстонской земле. Она была найдена простыми пастушками у корней дуба после явления Пресвятой Богородицы у святого источника.

Икона Успения Божией Матери (Семигородная) была написана преподобным Дионисием Глушицким, основателем Глушицкой обители, находящейся в Кадниковском уезде Вологодской губернии. Как полагают, из основанной им обители эта икона Богородицы была перенесена некоторыми отшельниками на расстояние 20 верст от обители, в непроходимые леса за рекой Двинцой в Семиградскую волость.

Икона Успения Божией Матери ( Далматская) названа по имени инока Далмата - основателя Успенского Далматовского монастыря в Пермской губернии.

Примечания

1. Праздник в честь Успения Богородицы изначально имел название «Память Блаженной». Именно под этим наименованием его начали праздновать в Сирии в V веке. В VI веке название праздника было заменено на «Праздник успения Божией Матери».

2. До XIII века в византийском искусстве возносимая ангелами душа Богородицы изображалась как младенец в белых пеленах. Первым византийским памятником, где возносимая душа Богоматери изображена не как младенец, а как взрослая Дева, стали «Златые врата» собора Рождества Богородицы в Суздале (1230 год). Это изображение позволило некоторым исследователям полагать, что в данном случае представлено не только вознесение души Богородицы в небесную славу, случившееся сразу по разлучении с телом, а ее телесное воскресение Христом после погребения.

3. Редкой иконографической деталью новгородской иконы являются красные туфли, стоящие на подножии перед одром Богородицы, что в данном контексте может являться образом оставления земного пути. Известно, что согласно церемониалу принятому в империи ромеев, красную обувь могли носить только особы царской крови, в том числе и Богородица как происходящая из рода царя Давида. Также к интересным особенностям иконы относятся стоящие за ложем два высоких подсвечника со свечами.

4. Зажженная свеча пишется перед одром Богоматери по собственному указанию Богородицы, пожелавшей чтобы в горнице горела свеча (согласно изложению Иоанна Солунского).

Тропарь, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, / во успении мира не оставила еси, Богородице; / преставилася еси к животу, / Мати сущи Живота, // и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак , глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу / и в предстательствах непреложное Упование / гроб и умервщление не удержаста: / якоже бо Живота Матерь / к животу престави // во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание

Величаем Тя, / Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, / и всеславное славим // Успение Твое.

Молитва

О Пресвятая Богородице Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, Горлице Богогласная, Голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, не рук отворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение! О Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людей Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя о ран и, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания с нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же - Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний. О Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплошагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

http://www.portal-slovo.ru/art/48370.php

ruskline.ru

Иконография Успения Богородицы: что в ней есть и чего в ней нет

Иконография праздника Успения Пресвятой Богородицы не имеет, в отличие от большинства двунадесятых праздников, основы в Священном Писании. Все события, связанные со смертью, воскрешением и последующим вознесением Богородицы основаны на апокрифических сказаниях, которые, впрочем, не противоречат православному вероучению. И, как это часто бывает, из всей доступной информации Церковь сама отбирает то, что наиболее соответствует ее Преданию и отсекает все лишнее. Точно так же обстоит дело и с иконографией.

Миниатюра из Евангелия императора Никифора II Фоки. XI в.

Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу вверх – мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения.

Я не ставил перед собой задачу рассмотрения всех вариантов иконографии Успения. В настоящий момент хотелось бы наметить основу этой иконографии, которая восходит ко временам, близким к 7-му Вселенскому Собору, временам, когда формировались новые иконографии и корректировались древние, согласно высокому духу отцов, богословски отстоявших иконопочитание и навсегда сформулировавшими его догмат. Этот дух, эта традиция старались не допускать в икону ничего лишнего, случайного и сомнительного.

Итак, на иконе мы видим тело Богородицы, возлежащее на одре. Одр задрапирован пурпуром. Стоит вспомнить, что в византийской традиции пурпур – исключительный символ императорского достоинства. Точно так же, как и подножие у одра – так называемая «рота», роскошно украшенная пурпурная подставка, окаймленная золотом, драгоценными камнями и жемчугом, тоже один из атрибутов императорской власти.

На некоторых иконах Успения на этой подставке стоят ещё и сброшенные пурпурные туфли Богородицы – они также являются императорской регалией. Именно так византийские художники символически отображали августейшее достоинство Царицы Небесной, и это характерно исключительно для Восточной Церкви. На Западе не очень разбирались в тонкостях византийского придворного церемониала и изображали Богоматерь с более конкретными царскими символами – короной, скипетром и т.д.

Тело Богородицы изображено в привычных одеждах. Голова окружена нимбом, и это неслучайно. Ведь согласно учению Церкви, тела наши – храмы Духа Святого и по всеобщем воскресении снова воссоединятся с душами для жизни вечной.

Вокруг одра собраны скорбящие апостолы. Апостол Петр с кадильницей в руке совершает каждение телу Пречистой. Апостол Иоанн в скорби припадает к самому одру – ведь именно ему Господь на кресте завещал заботу о Своей Матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26-27).

Позы и жесты апостолов говорят о тихой скорби, лишенной бурных проявлений. Тут же в толпе мы видим двух людей в святительских омофорах – это Дионисий Ареопагит и Иаков, брат Господень, присутствовавшие в доме Богоматери согласно преданию. Иногда также в иконе присутствуют церковные писатели – творцы богослужебных текстов, наиболее полно раскрывшие смысл праздника Успения. Т.е., не присутствуя при самом событии физически, они как бы созерцали его мысленным взором, что и дало им возможность так глубоко и живо его описать.

Резьба по кости. Византия. Константинополь. X в.

Над этим всем возвышается величественная фигура Христа. Чтобы подчеркнуть эту величественность, византийские изографы часто изображают Спасителя больше остальных персонажей. В руках он держит душу Своей Пречистой Матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Это прозрачный символ рождения в вечную жизнь. Это победа над смертью. Ведь само название праздника (успение) – по-гречески «κοίμησις» – означает «сонное состояние». Смерть христианина – это всего лишь сон, всего лишь временное состояние.

Но и просто по-человечески это очень трогательный образ: Вседержитель держит на руках Ту, кто некогда держал Его на руках в земной жизни.

Собственно, этим суть иконографии Успения Богородицы и ограничивается. Однако всегда могли быть добавлены некоторые второстепенные детали, подчеркивающие тот или иной аспект празднества и опирающиеся на различные предания либо богослужебные тексты.

Икона. Ок.1200. Новгород

Например, по одному из преданий, все апостолы со всего мира были враз перенесены в Иерусалим накануне упокоения Марии. И некоторые иконы представляют это путешествие, в котором апостолы изображены в облаках. Или добавляются некоторые бытовые детали, как то свечи у одра. Либо, символические образы, например, стамна (кувшин), что является аллюзией на гимнографию, прославляющую Божию Матерь: она опирается на ветхозаветные богородичные прообразы, каковым и является сосуд (стамна) Моисея.

Может присутствовать и сам Моисей и иные пророки, так или иначе говорившие о Божией Матери прообразами. Могут также наличествовать плачущие иерусалимские женщины или апокрифический персонаж Авфония – иудей, пытавшийся отобрать тело Марии у апостолов, чтобы сжечь его. Обычно изображается момент, когда Авфония дерзновенно протягивает к одру Богородицы руки, которые отрубает ангел.

В верхней части иконы тоже могут быть дополнительные детали – так, Христос может быть окружен символической сферой, подчеркивающей Его славу. Может быть показана сцена вознесения Богородицы ангелами и раскрытые небесные врата, что иллюстрирует «Слово на Успение» Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию». Деталей может быть масса, но основа всегда проста и лаконична и, согласно с буквой и духом отцов 7-го Вселенского Собора, зрительно являет описываемое событие – Успение Богородицы.

И вот эти вот лаконизм и простота часто ставят в тупик искусствоведов, посвятивших себя изучению православной иконографии. В порыве страсти эти неутомимые исследователи и искатели потаенных смыслов и глубинных пластов начинают искать в иконе некое дополнительное содержание, которое, очевидно, скрыто от профанов.

С усердием археолога искусствоведы начинают собирать некие мелкие детали и складывать из них картину, которую, казалось бы, с первого взгляда и не разглядеть. И так порой далеко заходят в своих изысканиях, что раскрытый ими «новый смысл» начинает затмевать смысл истинный. И как-то хочется тихонько взять за рукав энтузиастов-копателей и шепнуть: «Стойте, господа, куда же вы? Не потеряли ли вы основной смысл за поиском «глубинного?»

Так, например, в последние время приходится читать, что в иконе Успения присутствует литургический смысл. Конечно, Евхаристия, крестная жертва Христа является центром христианского сознания. И это, бесспорно, имеет отражение и в иконографии. Но, тем не менее, это не значит, что любая икона должна непременно говорить о Литургии.

Вот, у одного известного искусствоведа можно прочесть следующее: «В средневизантийской иконографии этой сцены ложе с телом Богоматери наглядно уподоблялось престолу, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам ложа, — их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос, стоящий со спеленутой душой Марии позади ложа, являл собой образ архиерея за трапезой.

Изображение апостола Петра, кадящего перед ложем, по-видимому, соответствовало каждению Святых Даров в литургии, а образ Иоанна, припадающего к ложу Марии, – священнику, целующему престол».

В подтверждение этого утверждения, высказанного, к слову, довольно категорично, автор приводит многочисленные цитаты из богослужебных текстов, забывая контекст святоотеческих слов, посвященных Успению Богородицы. Или употребляет такой аргумент: «На литургический характер сцены Успения Богоматери иногда прямо указывало изображение пар гимнографов – Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина, представленных, например, на западной стене верхней церкви-усыпальницы в Бачкове справа и слева от этой композиции под арками, а впоследствии и в росписях XIV в».

Но ведь и Иоанн Дамаскин, и Косма Маюмский – гимнографы, авторы церковных текстов, в том числе имеющих отношение и к празднованию Успения Пресвятой Богородицы: первый написал три похвальных слова, посвященных этому празднику, а второй является автором канона праздника. Т.е. их нахождение рядом с образом Успения обоснованно именно их связью с этим празднованием, но никак не может «прямо указывать» на «литургический» характер.

Но положим, мы приняли точку зрения уважаемого искусствоведа, увлекшись авторской эрудицией и сраженные красотами византийской поэзии. Пусть смертное ложе Богоматери – это Престол, пусть Христос – это служащий архиерей, а апостолы – сослужащие с ним и готовящиеся причаститься «под двумя видами», т.е. отдельно Крови и Тела. Но зададимся простым вопросом: чью именно плоть и кровь апостолы должны потребить за данной «литургией», если на «престоле» лежат не Святые Дары, но тело Богоматери?

Здесь уже точно стоило бы остановиться и задуматься, а не слишком ли «глубоко», да и в нужном ли направлении мы копаем? Сейчас, конечно, не то время, когда малейшее недопонимание или непривычная трактовка могли вызвать ожесточенные споры и обвинения в ереси. Но все-таки, при очередной попытке изъяснить православную икону, стоило бы, наверное, проявлять большую ответственность. Это ведь в конце концов не сочинение на тему «что хотел сказать автор».

А между тем, желание досочинять, дофантазировать, «расширить» и «углубить» смысл иконы, по всей видимости, неистребимо. И сколько сил, таланта, эрудиции тратится на это желание. Печатаются книги, пишутся диссертации – и все мимо. Подлинный чистый неискаженный смысл иконы смещается на обочину или подменяется какой-то эзотерикой. И к слову об эзотерике. Наверное, не случайно помимо искусствоведов выискивать тайные смыслы в христианском искусстве очень любят всяческие оккультисты и адепты сомнительных духовных практик.

И все же, так хотелось бы, чтобы икона Успения оставалась иконой Успения, которое мы ныне празднуем.

Читайте также:

 Успение в Первом уделе Божией Матери

Успение Божией Матери: во что мы верим?

О, дивное чудо! Песнопения на Успение Пресвятой Богородицы

www.pravmir.ru


Смотрите также