ИНФОРМАЦИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА
Термин информация происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация— сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний. Информатика рассматривает информацию как концептуально связанные между собой сведения, данные, понятия, изменяющие наши представления о явлении или объекте окружающего мира. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие данные. Покажем, в чем их отличие. Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.
Пример2.1. Напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажите их вашему другу. Он воспримет эти цифры как данные, так как они не предоставляют ему никаких сведений. Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашего друга непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.
Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта — связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.
------------------
Какие типы или виды информации можно выделить?
Во-первых, по способу восприятия информации.
У человека пять органов чувств:
· зрение; с помощью глаз люди различают цвета, воспринимают зрительную информацию, к которой относятся и текстовая, и числовая, и графическая;
· слух; уши помогают воспринимать звуковую информацию – речь, музыку, звуковые сигналы, шум;
· обоняние; с помощью носа люди получают информацию о запахах окружающего мира;
· вкус; вкусовые рецепторы языка дают возможность получить информацию о том, каков предмет на вкус – горький, кислый, сладкий, соленый;
· осязание; кончиками пальцев (или просто кожей), наощупь можно получить информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шершавый.
Человек получает информацию о внешнем мире с помощью своих органов чувств. Практически около 90% информации человек получает при помощи органов зрения (визуальный), примерно 9% – при помощи органов слуха (аудиальный) и только 1% при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания). Следует отметить, что органы чувств человека получили название анализаторов, поскольку именно через эти органы информация попадает в головной мозг. А вот, например, для лисы, собаки и многих других животных основная информация та, которая поступает через нос. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая, они воспринимают ее своими большими, чуткими ушами.
Компьютер, помогающий человеку хранить и обрабатывать информацию, приспособлен в первую очередь для обработки текстовой, числовой, графической информации.
Во-вторых, по форме представления информации.
Рассмотрим только те виды информации, которые “понимают” технические устройства (в частности, компьютер).
Текстовая информация, например текст в учебнике, сочинение в тетради, реплика актера в спектакле, прогноз погоды, переданный по радио. Заметим, что в устном общении (личная беседа, разговор по телефону, радиопостановка спектакля) информация может быть представлена только в словесной, текстовой форме. Числовая информация, например таблица умножения, арифметический пример, счет в хоккейном матче, время прибытия поезда и др. В чистом виде числовая информация встречается редко, разве что на контрольных по математике. Чаще всего используется комбинированная форма представления информации.
· Рассмотрим пример. Вы получили телеграмму: “Встречайте двенадцатого. Поезд прибывает в восемь вечера”. В данном тексте слова “двенадцатого” и “восемь” мы понимаем как числа, хотя они и выражены словами.
Графическая информация: рисунки, схемы, чертежи, фотографии. Такая форма представления информации наиболее доступна, так как сразу передает необходимый образ (модель), а словесная и числовая требуют мысленного воссоздания образа. В то же время графическая форма представления не дает исчерпывающих разъяснений о передаваемой информации. Поэтому наиболее эффективно сочетание текста, числа и графики.
· Например, при решении задач по геометрии мы используем чертеж (графика) + пояснительный текст (текст) + числовые расчеты (числа).
Музыкальная (звуковая) информация.
В настоящее время мультимедийная (многосредовая, комбинированная) форма представления информации в вычислительной техники становится основной. Цветная графика сочетается в этих системах со звуком и текстом, с движущимися видеоизображением и трехмерными образами.
В-третьих, по общественному значению информации.
Информация может быть:
o личной – это знания, опыт, интуиция, умения, эмоции, наследственность конкретного человека;
o общественной – общественно-политическая, научно-популярная, т. е. то, что мы получаем из средств массовой информации. Кроме того, это опыт всего человечества, исторические, культурные и национальные традиции и др.;
o обыденная – та, которой мы обмениваемся в процессе общения;
o эстетическая – изобразительное искусство, музыка, театр и др.;
o специальная – научная, производственная, техническая, управленческая.
Опорный конспект для ученика: (материал для запоминания)
Говорить об информации вообще, а не применительно к какому-то ее конкретному виду (роду, типу, классу) беспредметно.
Виды классификации информации | ||
По способам восприятия | По форме представления | По общественному значению |
Визуальная Аудиальная Тактильная Обонятельная Вкусовая | Текстовая Числовая Графическая Музыкальная Комбинированная | Массовая: Обыденная; Общественно-политическая; Эстетическая Социальная: Научная; Производственная; Техническая; Управленческая; Личная: Знания; Умения; Интуиция |
Задание для закрепления:
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Обычно в подобных задачах наиболее трудным для учащихся является определить носитель информации, особенно если им является не материальный предмет, а волна (электромагнитная, акустическая, гравитационная) либо состояние вещества. Как правило, называется только один из возможных носителей, хотя, поставив себя на место получателя информации, учащиеся называют несколько различных способов передачи информации.
Пример решения задачи:
Пример | Вид информации | Носители | |
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный ' | Бумага, классная доска, звуковые волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | Аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | Аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный+ аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | — | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | — | Лимон |
Желтый цвет | Зрительный | Графический | Бумага, световые волны |
Глава для любознательных
Некоторое представление о разнообразии видов информации может дать следующее определение информации, приведенное в Советском энциклопедическом словаре: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
В приведенном определении выделены четыре вида информации:
· социальная (человек – человек);
· техническая (человек – автомат, автомат – автомат);
· биологическая (информация в животном и растительном мире);
· генетическая (передача признаков от клетки к клетке, от организма к организму).
Можно предложить и другие варианты классификации информации:
· по способам и формам получения (восприятия) информации;
· по характеру носителя информации;
· по характеру источников информации;
· по сфере применения информации;
· по общественному значению.
Конкретный исследователь выбирает для себя ту или иную классификацию в зависимости от стоящей перед ним проблемы, от тех взаимосвязей, которые он изучает.
Прочие виды информации
Логические данные и строки
Элементом логических данных является логическая (булева) переменная, которая может принимать лишь два значения: «истина» или «ложь». Кодирование логического значения принято осуществлять битом информации: единицей кодируют истинное значение, нулем — ложное. Как правило, в ЭВМ оперируют наборами логических переменных длиной в машинное слово. Обрабатываются такие слова с помощью команд логических операций (И, ИЛИ, НЕ и т. д.), при этом все биты обрабатываются одинаково, но независимо друг от друга, то есть никаких переносов между разрядами не возникает.
Строки — это непрерывная последовательность битов, байтов, слов или двойных слов. Битовая строка может начинаться в любой позиции байта и содержать до 232 бит. Байтовая строка может состоять из байтов, слов или двойных слов. Длина такой строки варьируется от нуля до (232 – 1) байт (4 Гбайт). Приведенные цифры характерны для превалирующих в настоящее время 32-разрядных ЭВМ.
Если байты байтовой строки представляют собой коды символов, то говорят о текстовой строке. Поскольку длина текстовой строки может меняться в очень широких пределах, то для указания конца строки в последний байт заносится код-ограничитель – обычно это нули во всех разрядах байта. Иногда вместо ограничителя длину строки указывают числом, расположенным в первом байте (или двух байтах) строки.
Представляемую в ЭВМ информацию можно разделить на статическую и динамическую. Так, числовая, символьная и логическая информация является статической – ее значение не связано со временем. Напротив, аудиоинформация имеет динамический характер – существует только в режиме реального времени и не может быть остановлена для более подробного изучения. Если изменить масштаб времени, аудиоинформация искажается, что используется, например, для создания звуковых эффектов.
Видеоинформация бывает как статической, так и динамической. Статическая видеоинформация включает в себя текст, рисунки, графики, чертежи, таблицы и др. Рисунки делятся также на плоские – двумерные и объемные – трехмерные.
Динамическая видеоинформация – это видеофильмы и мультипликация, использующаяся для передачи движущихся изображений. В их основе лежит последовательное экспонирование на экране в реальном масштабе времени отдельных кадров в соответствии со сценарием.
Демонстрация анимационных и слайд-фильмов опирается на различные принципы. Анимационные фильмы демонстрируются так, чтобы зрительный аппарат человека не мог зафиксировать отдельных кадров. Для получения качественной анимации кадры должны сменяться порядка 30 раз в секунду. При демонстрации слайд-фильмов каждый кадр экспонируется на экране столько времени, сколько необходимо для восприятия его человеком (обычно от 30 с до 1 мин). Слайд-фильмы можно отнести к статической видеоинформации.
В вычислительной технике существует два способа представления графических изображений; матричный (растровый) и векторный. Матричные (bitmap) форматы хорошо подходят для изображений со сложными гаммами цветов, оттенков и форм, таких как фотографии, рисунки, отсканированные данные. Векторные форматы более приспособлены для чертежей и изображений с простыми формами, тенями и окраской.
В матричных форматах изображение представляется прямоугольной матрицей точек — пикселов (picture element), положение которых в матрице соответствует координатам точек на экране. Помимо координат каждый пиксел характеризуется своим цветом, цветом фона или градацией яркости. Количество битов, выделяемых для указания цвета пиксела, изменяется в зависимости от формата. В высококачественных изображениях цвет пиксела описывают 24 битами, что дает около 16 миллионов цветов. Основной недостаток матричной (растровой) графики заключается в большой емкости памяти, требуемой для хранения изображения, из-за чего для описания изображений прибегают к различным методам сжатия данных. В настоящее время существует множество форматов графических файлов, различающихся алгоритмами сжатия и способами представления матричных изображений, а также сферой применения.
Векторное представление, в отличие от матричной графики, определяет описание изображения не пикселями, а кривыми – сплайнами. Сплайн - это гладкая кривая, которая проходит через две или более опорные точки, управляющие формой сплайна. В векторной графике наиболее распространены сплайны на основе кривых Безье, Суть сплайна: любую элементарную кривую можно построить, зная четыре коэффициента Р0, Р1, Р2 и Р3, соответствующие четырем точкам на плоскости. Перемещение этих точек влечет за собой изменение формы кривой, как показано на рисунке 2.23.
В векторной графике для описания объектов используются математические формулы. Это позволяет при рисовании объектов вычислять, куда необходимо помещать реальные точки изображения. Имеется ряд простейших объектов, или примитивов, например эллипс, прямоугольник, линия. Эти примитивы и их комбинации служат основой для создания более сложных изображений. В простейшем случае изображение может быть составлено из отрезков линии, для которых задаются начальные координаты, угол наклона, длина, толщина линии, цвет линии и цвет фона.
Основное достоинство векторной графики состоит в том, что описание объекта является простым и занимает мало памяти. Кроме того, векторная графика в сравнении с матричной имеет следующие преимущества:
- простота масштабирования изображения без ухудшения его качества;
- независимость емкости памяти, требуемой для храпения изображения, от выбранной цветовой модели.
Недостатком векторных изображений является их некоторая искусственность, заключающаяся в том, что любое изображение необходимо разбить на конечное множество составляющих его примитивов. Как и для матричной графики, существует несколько форматов графических векторных файлов.
Матричная и векторная графика существуют не обособленно друг от друга. Так, векторные рисунки могут включать в себя и матричные изображения. Кроме того, векторные и матричные изображения могут быть преобразованы друг в друга. Графические форматы, позволяющие сочетать матричное и векторное описание изображения, называются метафайлами. Метафайлы обеспечивают достаточную компактность файлов с сохранением высокого качества изображения.
Рассмотренные формы представления статической видеоинформации используются, в частности, для отдельных кадров, образующих анимационные фильмы. Для хранения анимационных фильмов применяются различные методы сжатия информации, большинство из которых стандартизовано.
studopedia.su
Ирина Михайловна Горкунова
К содержанию
Цель: Получить представление о том, что такое информация для человека. Что такое процедурные и декларативные знания. Получить представление о видах информации
Объясните смысл следующих выражений:
Для любого человека информация — это знания, которые он получает из различных источников.
Информация для человека — это знания.
Учеба в школе — это процесс получения знаний, а => процесс получения информации.
Знания, которые начинаются со слов «Я знаю, что…» принято называть декларативными (декларация — утверждение, сообщение). К этой группе относятся знания об явлениях, событиях, свойствах объектов, зависимостях.
Например:
Я знаю, что самое большое озеро — Каспийское
Я знаю, что Пушкин родился в 1799 году
Я знаю, что квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Я знаю, что Луна спутник Земли
Знания, начинающиеся со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения к-л. цели.
Например: Я знаю, как получить хорошее образование.
Человек получает информацию из окружающего мира с помощью органов чувств, анализирует ее, выявляет важные существенные закономерности и хранит полученную информацию в памяти.
С точки зрения науки информация рассматривается как знания.
Процесс познания можно наглядно изобразить в виде расширяющегося круга знания. (Такой способ придумали древние греки.)
Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек и чем шире круг знаний, тем больше он ощущает недостаток знаний, тем больше граница нашего незнания, мерой которого в этой модели является длина окружности.
Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знания. Если некоторое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение содержит информацию.
При решении задач учащиеся должны оперировать типами классификации видов информации. Так, для человека основными видами являются зрительная (по способу восприятия), текстовая (по способу представления) и личная (по общественному значению). Более 90 % информации поступает к человеку через зрение и слух. Для животных — обонятельная (по способу восприятия), для компьютера — числовая (по форме представления). Говорить о видах информации по форме представления по отношению к животным и о видах информации по способу восприятия по отношению к компьютеру неправомерно.
Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Задача по алгебре | Зрительный или аудиальный | Комбинированный | Бумага, классная доска, зв. волны |
Письмо | Зрительный или аудиальный | Текстовый | Бумага, магнитная лента |
Картина | Зрительный | Графический | Холст |
Опера | аудиальный | Музыкальный | Акустические волны |
Радиопередача | аудиальный | Текстовый | Акустические волны |
Телевизионная передача | Зрительный + аудиальный | Комбинированный | Электромагнитные волны |
Аромат сирени | Обонятельный | - | Воздух |
Вкус лимона | Вкусовой | - | Лимон |
Желтый свет | Зрительный | графический | Бумага, световые волны |
Вопросы:
Более расширенную информацию по этой теме можно получить в книге «Информатика. Задачник-практикум т.2» под ред. И. Семакина, 1999г. (Раздел №7. Моделирование знаний и логическое программирование.
К началу страницы
macschool.narod.ru
Приведите примеры тех видов информации, которой вы больше всего пользуетесь
Выделите основные носители информации для
Приведите примеры информации и ее носителя, характерной для вашего досуга.
4. Вопросы по форме представления информации.
наиболее доступной для восприятия является ....форма информации, напр.: ..............., так как она ................
примеры числовойинформации: ..........
примеры графическойформы информации
чаще всего в нашей практике используется .........форма представления информации, напр. ...........
наиболее полно и эффективно передает содержание информации ..........
Опишите и охарактеризуйте мультимедийную форму представления информации в вычислительной технике.
Какая информация / личная, общественная, конфиденциальная, обыденная, эстетическая, специальная, др./ доминирует в ...
PR? ............
Рекламе .......
Литературе......
Бизнесе.........
Медицине...
9. Заполните таблицу:
Классификации информации | ||
По способам восприятия | По форме представления | По общественному значению |
10. Укажите, в каком виде представлена информация в следующих примерах:
Пример | Вид информации | Носители | |
По способу восприятия | По форме представления | ||
Задача по высш. мат-ке | |||
Письмо | |||
Картина | |||
Опера | |||
Радиопередача | |||
Телевизионная передача | |||
Аромат сирени | |||
Вкус лимона | |||
Желтый цвет |
11. Задание
Есть следующее определение информации: “Информация – это общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом, обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму”.
Вопрос: какие четыре вида информации подразумеваются в приведенном определении?
12. Вопросы о свойствах информации
Что означает такой признак, как объективность информации? Приведите пример данного качества информации. Как, с помощью чего можно получить объективную информацию?
Каково соотношение и в чем разница междудостоверной и объективнойинформацией?
Каковы причины недостоверной информации?
Каковы критерии полноты информации?
13. Как вы понимаете поговорку: “Недоученный хуже неученого”? Как ее можно понять с точки зрения последствий неполной информации?
14. Может ли быть полезна и когда неактуальная информация?
15. По каким критериям, параметрам может быть оценена полезность или бесполезность (ценность) информации?
16. Приведите примеры:
достоверной, но необъективной информации; объективной, но недостоверной информации
полной, достоверной, но бесполезной информации
неактуальной информации
актуальной, но непонятной информации.
17. В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:
Идет экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но ... на непонятном вам языке.
Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”
18. Какими свойствами может обладать информация о будущем (предсказания, гадания, пророчества)?
studfiles.net
1 Информация
2 Новости, знания, сведения, сообщения По способу восприятия: По форме представления: слуховая обонятельная вкусовая осязательная зрительная числовая текстовая графическая звуковая видеоинформация Информация
3 Заполните таблицу ИнформацияВид информацииноситель По способу восприятия По форме представления Задача по алгебре Письмо Картинахолст Радиопередача Телевизионна я передача Аромат сирени Вкус лимона
4 Основные информационные процессы Хранение Получение Обработка Передача
5 Органы человека Информационный процесс Устройства компьютера Органы чувств Мозг Органы речи и опорно – двигательный системы Компьютер состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу. Прием (ввод) информацииКлавиатура, джойстик, мышь, сканер Хранение информацииЖесткий диск, дискеты Обработка информацииПроцессор Передача (вывод) информации Монитор, принтер, акустические колонки
6 Хранение информации Память Внутренняя (оперативная) Внешняя (долговременная) 2 2 = 4 «+» быстро извлечь «-» можно забыть «+» долговременная «-» нужно время на поиск
7
8 Вопросы для закрепления: 1.Как человек хранит информацию? 2.Какими свойствами обладает память человека? 3.Чем отличается память человека от памяти человечества? 4.Как хранят информацию различных видов? Приведите примеры. 5.Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете. 6.Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации? 7.Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.
www.myshared.ru