Даты Медового, Яблочного и Орехового Спаса запомнить не сложно, так как их даты являются фиксированными для любого года, в том числе и 2019-го.
Все три Спаса отмечаются в августе месяце, 14-го, 19-го и 29-го. А название этого церковного праздника произошло от спасителя Иисуса. Подробности данных событий вы узнаете из следующей статьи.
День Вознесения Господа, или Спасовдень припадает на конец лета, когда осень собирается перенять узды правления. Этот особый православный церковный праздник разделен на 3 периода, у которых очень аппетитные названия, и которым соответствуют определенные заготовки запасов на зиму (меда, яблок и орехов):
Первым всегда отмечается Медовый Спас, который имеет фиксированную дату 14 августа и припадает на среду в 2019 году. Второе название, которое можно часто услышать — Маковея. А все потому, что в этот период как раз созревает мак, который с удовольствием используют хозяйки при выпекании пирогов. Во все времена, на Маковея начинали заготовку меда на следующий год, скорее всего, данный церковный праздник и получил свое сладкое название. К тому же, в это время в церквях обязательно святят мак и мед в красивых глиняных горшках. Также, по традиции, 14 августа каждого года принято набирать воду в колодец, который был заблаговременно почищен.
Узнать, что Яблочный Спас уже наступил, легко, все в церквях начинают святить яблоки. Было замечено, что на Яблочный Спас, 19 августа, осень напоминает, что уже совсем близко, похолоданием. Отмечают событие застольями, для которых обязательно пекут пироги с яблоками. С яблоками готовили много чего: варенье, печенье, разнообразную выпечку. Обязательно на стол ставили яблочный сок или морс. Многие верили, что если после захода солнца взять со стола свяченое яблоко, загадать желание и откусить, то оно сбудется.
Данный период Спаса отмечают далеко не все православные верующие. Но особо набожные люди знают, что 29 августа наступает Ореховый Спас, в который начинается сбор орехов и посадка озимой пшеницы. По традиции, орехи также святили в этот день, как и мед или яблоки в первый и второй период Спаса. В отличии от нашего времени, орехи и без освящения в церкви являлся почти священным продуктом, благодаря своей калорийности. В день Орехового Спаса, в 2019 году, как и в любой другой год, можно наблюдать прихожан с орехами, на которые батюшка будет брызгать святой водой.
godvgodu.ru
На праздник Ореховый Спас в 2019 году можно проводить последние дни уходящего лета и готовиться к встрече осени. Как возникла традиция празднования, какие еще названия даны этому празднику и почему, суеверия, приметы, а также многое другое вы узнаете из материала.
Среди самых распространенных вариантов названия праздника можно встретить следующие: Хлебный, Нерукотворный, Холщовой (Полотняный), Третий. Чтобы разобраться почему возникла такая вариативность, нужно немного вспомнить историю.
Ореховый Спас связан с великим церковным праздником Успением Богоматери, и празднуется на следующий день после него. Успение не зависит от Пасхи и ежегодно отмечается 28 августа. Значит, праздник Ореховый Спас приходится на дату 29 августа.
Праздник берет свое начало со времен язычества, т. е. тогда, когда славяне верили, что всем сущим на Земле управляют боги. Выживание и качество жизни людей зависело от количества собранного урожая, который, в свою очередь, определялся погодными условиями. Поэтому наши предки обожествляли природные явления, поклонялись им, приносили жертвы, проводили специальные ритуалы и обряды.
К череде августовских праздничных дней славян по случаю сбора урожая был приурочен праздник Орехового Спаса. Народные ярмарки, гулянья с песнями, плясками и обильным застольем длились с 15 до 28 августа. В этот период выделялись три особые даты, получившие общее название Спасы и дополнительное слово-характеристику: Медовый (можно собирать мед), Яблочный (пора убирать поспевшие яблок), Ореховый/Хлебный (созревание орехов/окончание уборки урожая зерновых). По сути, каждое народное название отражало то, что нужно делать в конкретный временной отрезок.
Во времена язычества последний праздник урожая значительно уступал по значимости и размаху празднования другим Спасам. Например, Медовый отмечали несколько дней, Яблочный – больше недели, а на долю Третьего выпадал всего один день. Скорее всего, это связано с тем, что раньше у людей в этот период просто не было возможности долго гулять, ведь наступала осень и нужно было успеть подготовиться к ее приходу: закончить уборку урожая, посеять озимые, заготовить припасы на зиму.
Если вы поинтересуетесь, сколько дней празднуется Ореховый Спас в 2019 году, то узнаете, что на торжество по-прежнему отводится один день, но важность даты, после крещения Руси, значительно возросла. Дело в том, что с принятием христианства народные традиции празднования Орехового Спаса видоизменились. Празднество постепенно утратило свое первоначальное значение и обрело новый смысл, связанный с христианским учением.
В писании говорится, что во времена Христа, на территории современной Турции свирепствовала проказа. Этой страшной болезнью заразился правитель города Едессы, лечение не помогало, больному становилось все хуже. Из рассказов людей царь узнал о Мессии, его учении и чудодейственных силах, способных исцелять умирающих. Отчаявшийся правитель отправляет к Иисусу художника, чтобы он запечатлел образ Христа, однако, у живописца написать Лик не получается. Видя его старания и тщетные попытки, Иисус просит принести учеников кувшин воды и полотно. После того, как Спаситель умылся и приложил ткань к лицу, на полотне/холсте ясно запечатлелся его образ. Нерукотворный Лик Иисуса отвезли турецкому правителю и глядя на него царь выздоравливает и проникается верой. Полотно долгое время хранилась в Едессе, но затем было перенесено в Константинополь. В честь этого события, переноса Нерукотворного Лика, церковный календарь пополнился новой праздничной датой, а языческий праздник славян в IV веке получил еще одно название – Нерукотворный/Холщовой/Полотняный.
Некоторые историки-этнографы полагают, что Холщовой или Полотняный – это народное название. Его появление связанно с тем, что на ярмарках, устроенных в честь празднества, начинали массово продаваться полотна/холсты, а значит была возможность запастись материалом для пошива одежды, приданого.
В дохристианский период к праздничной дате старались не только завершить уборку зерна, но и обмолоть его, т. к. традиции предписывали в этот день ставить на стол каравай, приготовленный из муки нового помола. А еще существовала традиция ходить в баню и париться ореховым веником. Это должно было принести здоровье и уберечься от сглаза.
Среди других народных традиций на Ореховый Спас можно выделить:
Еще одной традицией праздника было гадание на орехи. Для этого, загадав вопрос, шли в лес, срывали первый приглянувшийся орех и судили о перспективах:
После принятия христианства обязательным условием на праздник становится освящение даров земли в церкви. Люди складывали плоды, овощи и колоски пшеницы в корзины и с утра шли на торжественную службу, после которой проводился обряд. Служители церкви освящали новые колодцы, а также поля, подготовленные для посева озимых.
Сегодня Ореховый Спас православные отмечают также, как и столетия назад. Готовят корзину с фруктами/овощами, обязательно кладут хлеб и по традиции идут святить в храм. Таким образом верующие благодарят Всевышнего за ниспосланный урожай. Часть продуктов после освящения раздается бедным, а из остальных готовятся праздничные блюда для семьи. Существует традиция оставлять кусочек освещенного хлеба. Его заворачивают в платок и кладут возле иконы.
В отличии от других Спасов, Ореховый отмечается уже после окончания Успенского поста, а значит ограничения и запреты на мясные продукты снимаются. На Ореховый Спас можно побаловать себя любой едой, главное, приготовьте блюда с орехами, испеките хлеб или пирог.
Что касается спиртных напитков, то ограничения все же существуют. Для верующих на Ореховый Спас нельзя употреблять крепкий алкоголь, церковь рекомендует довольствоваться в праздник небольшим количеством вина.
Торжество по случаю окончания лета и встречи осени сопровождалось массовыми гуляниями и ярмарками. Считалось обязательным посетить базар и вернуться оттуда с покупкой, иначе весь год будут преследовать финансовые неудачи. Особо ценным приобретением были отрезы ткани, из которых шили одежду для детей. Люди верили, что ткань обладает особыми свойствами, может защитить от болезни и порчи.
Еще одно суеверие было связано с ветками орешника, из которых на праздник сплетались талисманы и обереги. Нужно было нарезать прутья, читая при этом молитвы, и сплести из них венки или крестики. Венки вешали на дверь, а плетеные крестики раскладывали не только в доме, но и относили в амбары, хлев. Считалось, что это защитит обитателей дома, урожай и домашних животных от нечистой силы. С этой же целью ветками орешника вокруг дома и хозяйственных построек очерчивали круг, сопровождая ритуал молитвами.
Из народных примет на праздник Ореховый Спас сохранились следующие:
В 2019 году православные встречают Ореховый Спас – последний праздник лета. Верующие идут в храмы и благодарят Господа за “хлеб наш насущный”, освещают дары земли и испеченный хлеб. Некоторые говорят, что значимость последнего праздника невелика, однако для истинно верующих все три праздничные даты имеют одинаково важное значение и непременно отмечаются.
novyjgod.com
В конце последнего летнего месяца у верующих есть еще один повод для праздника. 29 августа отмечают Ореховый Спас – поистине уникальное событие. В нем, как и во многих других, тесно переплетаются языческие верования и традиции православной церкви. Ореховый – это уже третий Спас, после Медового и Яблочного. Он имеет фиксированную дату, поэтому несложно будет ее запомнить. Священнослужители в этот день отмечают другое событие – перенесение Нерукотворного Образа Спасителя.
Почему этот праздник называют Ореховым Спасом догадаться совсем не сложно. В этот период уже созрели орехи, заканчивался сбор зерновых, поэтому в древние времена, когда заканчивался сбор урожая, устраивался праздник. Славяне выпекали со свежесобранных злаков хлеб и открывали «сезон сбора орехов». Сбор орехов начинался только после того, как самая умная и почитаемая женщина срывала несколько орехов с дерева, далее к ней присоединялись все остальные.
Язычники приносили жертвы своим богам, выбирая лучшие плоды. Они благодарили за собранный и просили помочь вырастить достойный урожай в следующем году. С приходом христианства об этих традициях пришлось забыть, а вот название так и используется.
Что касается христианского мира, то у них есть своя трактовка этого события. В истории праздника речь идет о городе Эдесса, пораженном проказой. Горожане утратили всякую надежду на спасение, ведь лекарства от этого недуга не было. В это период пошла молва о целительских способностях Иисуса. Они попросили живописца Ананию изобразить лицо Спасителя. Каково же было его удивление, когда он не смог этого сделать ни с первого, ни с последующих попыток.
Тогда Иисус взял полотенце и обтер им свое лицо. Когда он его развернул, то все увидели, что на ткани отразился его лик. Благодаря этому жители города Эдесса были исцелены.
Позже полотенце с изображением Спасителя похитили и нашли лишь 9 веков спустя. Его удержиали мусульмане и только византийский император Михаил смог договориться. Он выкупил лик и вернул его православным. Тогда его перевезли в Константинополь, а день возвращения, 29 августа, с тех пор отмечают каждый год. Ореховый Спас называют еще Хлебным..
Такой древний праздник не может не иметь своих традиций. В этот день обязательно следует сходить в храм и прочесть молитву за важные для верующего вещи. Православные христиане приносили с собой орехи, воду, фрукты и хлеб для освящения.
Стоит вспомнить, что это не только Ореховый спас, а и Хлебный. 29 августа пекли хлеб, готовили выпечку с орехами и принимали дорогих гостей.
Обязательно нужно съесть хоть один орех в этот день. По его вкусу определяли последующий год: сладкий – к удаче и везению, горький – к неприятностям и испытаниям.
Освященным хлебом угощали не только всех членов семьи, но и бедняков. А из продуктов, которые принесли из церкви, готовили праздничный обед. Хозяйки выпекали разнообразные пироги и штрудели с яблоками и орехами. В салаты также добавляли орехи, ставили их и посреди стола, как главное блюдо. На десерт подавали варенья и желе из орехов.
В этот период старались запастись орехами для лечебных целей. Их замачивали, растирали и использовали в своих целях на протяжении года. Мазью лечили больные суставы, молочком – язву желудка. Мужчина каждый день лакомились смесью меда и орехов, чтобы «мужская сила» не увядала и не подводила. Орехами лечили гемофильные болезни, болезни органов дыхательной и пищеварительной системы. Использовали их и при кожных болезнях, а также для лечения органов зрения.
Ореховые веточки использовали в изготовлении разнообразных оберегов, которыми украшали жилище, а также дарили родственникам и близким. Изготовленный из них крест размещали прямо над дверью, считалось, что это защитит дом от злых духов. Изготавливали в этот день и банные веники из ореха. Они помогали избавиться не только от разнообразных болезней, но и от сглаза, нужно было только попариться с ним в баньке.
Считалось, что купленный на ярмарке в этот день холст или картина будут приносить удачу. Такая традиция является отголоском времен исцеления Авгаря.
Язычники хранили все 12 месяцев до следующего Орехового спаса 3 орешка и 3 колоска. Они служили оберегом от бед.
Женщины, у которых был малыш или вот-вот должен был появиться, шили ему обновку и обязательно освящали в церкви в день Орехового Спаса. Такому ребенку удача будет сопутствовать всегда. Также обязательно кормили хлебными крошками перелетных птиц.
Считалось, что в этот день ведьмы заготавливали для себя ореховые ветки, поэтому девушки старались держаться подальше от орешников, чтоб на них не подумали ничего плохого.
Существовал обычай загадывать желание в этот день, а чтобы узнать сбудется оно или нет, нужно было лишь раскусить орех и посмотреть на ядро. Если оно крупное, не посохшее, тогда желание сбудется полностью, а если трухлявое – то не стоит рассчитывать на чудо.
Перед тем как совершать какой-то обряд, помните, православная церковь не ко всем относится благосклонно.
В древние века е было телевизоров и интернета. Люди более тесно общались с природой, понимали ее. Они наблюдали за любыми изменениями. Люди даже научились предсказывать погоду задолго наперед.
Есть примета, если аисты начали отлетать в теплые края на Третий Спас, то день на Покрову будет холодным. Если же птицы задержатся и улетят позже, то осень будет теплой, а вот весна поздней и прохладной.
Говорили, что чем больше орехов соберешь на Спас, тем большим будет урожай зерна в следующем году. Поэтому не ленились и собирали орехи целыми мешками.
ezo.today
Каждый год август приносит нам не только первые дуновения приближающейся осени, но и три традиционных важных праздника, берущих свое начало еще в славянской традиции – Спасы. Эти праздники получили свое название от имени Иисуса Христа, который в некоторых источниках назывался именно так. Сегодня Медовый, Яблочный и Ореховый Спас остались любимыми и почитаемыми в нашей культуре, потому каждому человеку следует знать, когда будут отмечаться эти праздники в 2019 году.
Поскольку славяне отмечали праздник Вознесения в конце летнего периода, то именно эта праздничная дата и стала родоначальником появления уже в крещеной Руси сразу трех тематических праздников, которые сначала именовались Спасоднями, а после – просто Спасами.
Первый Спас – Медовый будет отмечаться 14 августа 2019 года. Второй Спас – Яблочный 19 августа 2019 года.
Третий Спас – Ореховый 29 августа 2019 года.
Это самое распространенное название Первого Спаса, отмечаемого ежегодно 14 августа. Происходит оно от слова «мед», который стал символом данного действия. К этому времени крестьяне уже собирали достаточное количество меда, который, однако, не разрешалось употреблять в пищу до тех пор, пока он не был освящен в церкви. С собой в храм брался мед нового урожая, который после освящения должен был остаться в храме или отдаться беднякам на паперти. После того, как было совершено данное действие, разрешалось вкушать мед нового сезона и запасать его в зиму.
Второе название праздника Маковей. Это многозначное название, которое сочетает в себе сразу два смысла. Маковей – от имени мучеников из Ветхого Завета, которых называли Маккавеями. Так же это слово является однокоренным со словом «мак», из которого было принято готовить сдобные блюда и добавлять молочко этого растения в выпечку. Также Медовый часто именуют Спасом на воде, что означало начало приготовлений к зиме. В первую очередь очищались колодцы, в которых за лето могло насобираться много мусора.
Вторым отмечается Яблочный Спас. Он относится к самым известным праздникам августа, ведь раньше считался началом сезона, в который можно есть овощи и фрукты, созревшие в этом году. По традиции до наступления Второго или Великого Спаса в пищу не употреблялось ничего, кроме огурцов. Потому естественно, что каждый человек очень ожидал наступления дня, в который, наконец, можно будет попробовать пищу этого года. В нашей полосе он ознаменовывает начало «яблочного» сезона, а в более южных – «виноградного».
В этот день в церковь приносят плоды нового урожая и освящают, оставляя их или раздавая бедным. С этого дня яблоки можно употреблять в пищу, готовить из них варенье и компоты и сушить на зиму.
О существовании этого праздника знают немногие, ведь он и раньше был самым малозначительным из трех. Отмечается он, как уже было упомянуто, 29 августа. В этот день начинали собирать орехи, которые как раз начали поспевать, их также следовало освятить. Второе название орехового Спаса – на холстах, ведь в это время открывались ярмарки, на которых можно было приобрести ткани и запастись ими для одежды на холодный сезон.
Завершение Третьего Спаса устойчиво ассоциируется с началом осеннего сезона и приходом первых холодов.
Также смотрите вкусные рецепты блюд на Медовый Спас 2019, с подробным описанием!
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )godzagodom.com