Кто такой осирис в древнем египте


Бог Осирис

Бог Осирис

В древности Египет был огромной по древним меркам страной, с бескрайними пустынями и ухоженными пашнями, которые соседствовали друг с другом, как соседствует богатство и нищета.

Простые люди проводят все дни в неустанной работе. На смену весне приходило знойное лето, за дождливой осенью приходила холодная зима, растения вырастали, погибали и на их месте снова начиналась новая жизнь, но уже других растений. По пустыне ходят множество ужасных животных, людей настигают болезни и всевозможные трудности. Пытаясь как-то объяснить необъяснимые законы природы, стараясь найти себе помощника, защитника люди начали придумывать мифы. Постепенно мифы становились религией. Боги в мифологии происходили из простых смертных людей, у многих были семьи. Они могли быть как плохими, так и хорошими. В их среде присутствовал обман, вражда, убийства, зависть, но было место и любви, преданности, заботе, то есть в их жизни находилось место всему тому, что было в жизни простых людей. Одним из самых уважаемых и почитаемых богов считался хозяин потустороннего мира - бог Осирис.

Это бог Возрождения, является одним из самых главных богов в иерархии древней Египетской мифологии. Его имя переводится как «один могущественный». Это владыка загробного мира, его рисовали в виде человека с бычьей головой, ноги как, правило, обмотаны как у мумий. В руках держит цепь и крюк. На голове присутствует корона, ее называли «атеф». По форме она напоминала высокую узкую шапку, к которой с боков прикреплены два пера. Иногда вместо шапки также могли изобразить бычьи рога.

Согласно древнеегипетским текстам, Осирис был самым первым сыном божественной семейной пары - Геба и Нут, также он являлся мужем и братом Изиды, Сета и Нефтиды, родителем Анубиса и Гора Осирис правил четвертым по счету из богов. Власть ему досталась по наследству от своего прадедушки Атума Ра дедушки Шу и своего отца Геба. Во время своего правления он обучал людей, как выращивать виноград, фруктовые деревья, обучил земледелию. На голове Осириса находится корона, изготовленная из папируса. Очень часто можно увидеть его плывущим в ладье, она тоже сделана из папируса. Символ бога пучки тростника, как бы вставленные друг в друга. Так как он помогал людям освоить азы земледелия, его изображали с каким-нибудь растением, будь то виноград около трона, или же дерево около гробницы, или же благородный цветок лотоса.

Миф об Осирисе

Осирис, как повествует Плутарх, был обычным живым человеком и правил Египтом. Правил он очень мудро. Во время его правления не было войн, смуты, люди были спокойны за свое будущее, земли давали хорошие урожаи, развивались ремесла, а значит, процветали города. Правил вместе со своей сестрой и одновременно женой Исидой. Это был четвертый по счету правитель: первый - прадед Атума ( или Ра-Атума), далее дед Шу, следом отец Геб. Он многому научил людей. Учил Осирис с помощью слов, песен, сказаний, а не с помощью воин и убийств, грабежей. Люди стали сеять зерно, выращивать плодовые деревья. Жизнь становилась все лучше и легче. Все очень любили Осириса и его жену Исиду, боготворили их, почитали, уважали. И как всегда появился лютый завистник - брат Сет, это его брат. Сет был настоящим уродцем, злым, безжалостным. Если день рождения Осириса был праздником, то про день рождения Сета никогда не вспоминали. Сет изготовил очень красивый гроб, сняв заранее размеры с брата Осириса и явившись на пир, объявил, что подарит саркофаг тому, кому он будет впору. Саркофаг был изумительно красив. Как только Осирис лег в него, Сет тут же закрыл гроб, в этом Сету помогали еще и его приспешники. Далее они саркофаг запаяли и залили свинцом и выбросили далеко в реку. А Исиду Сет посадил в темницу, но ей помогли сбежать ее родные люди.

Гроб поплыл по течению, его прибило к берегу недалеко от египетского города Библоса. В этом месте сразу выросло чудесное дерево. Когда же во дворце обнаружили, что Осирис исчез, все бросились по поиски. Только верной жене Исиде удалось обнаружить саркофаг с горячо любимым мужем. Она перевозит гроб в Египет и начинает готовиться к церемонии захоронения. Воспользовавшись моментом, видя, что тело Осириса никто не охраняет, Сет разрубил его на 42 куска, или по другим летописям на 15 частей и раскидал по всему Египту. И снова безутешная Исида отправляется на поиски, желая собрать воедино тело горячо любимого мужа Осириса. Каждый раз, находя очередной фрагмент тела, она на месте проводит обряд захоронения. Но это не одна версия этой трагедии. По другой версии Атум Ра пожалел Исиду и на помощь послал божественного шакала Анубиса. Тот и собрал все тело Осириса. Далее версии сходятся в том, что Осириса забальзамировали. Исида обернулась птицей и, вдохнув жизнь на непродолжительное время, смогла чудесным образом зачать от Осириса сына Гора. В некоторых летописях можно прочесть пикантную подробность. Детородный орган Осириса был отрезан Сетом и выброшен в реку, где его съели рыбы. Исида сделала его искусственное подобие. В Древнем Египте даже проходило празднование этого события. По другой версии детородный орган находился в Мемфисе, там-то его и нашла жена Осириса. Далее уже после своего воскрешения Осирис не хочет быть земным царем и удаляется в загробный мир, где начинает властвовать над душами умерших, оставляя земное царствование своему сыну Гору.

Справедливый суд бога Осириса

Осирис в подземном царстве стоит во главе 42 богов. Церемония встречи умершей души человека происходит в Зале Двух истин. Осирис восседает на троне, стоящим в центре этого зала. В руках он держит крюк и связку тростника. Умерший рассказывает о том, как он жил, почитал ли богов, уважал ли рядом живущих, не обижал ли ближних. Рассказ о прошедшей жизни начинался с предлога: «не» - «не убивал», «не обманывал», « не воровал» и т.д. Впоследствии это повествование о прошедшей жизни назвали « рассказом отрицания». Все выслушивалось богами, и далее проходил основной церемониал. Сердце покойного клали на одну чашу весов, а перо богини Маат на другую чашу. Если перевешивала чаша с сердцем человека, значит покойный жил неправильно, много грешил. В этом случае его поедало страшное чудовище Аммут и он уже никогда не воскресал. Если же весы находились в равновесии, то значит, человек прожил жизнь достойно и его ожидало вознаграждение - справедливый бог Осирис отправлял душу умершего на благодатные поля Иару.

Осирис и живой царь

Жители Древнего Египта очень почитали и уважали бога Осириса. И фараоны не были исключением, каждый желал задобрить Осириса, чтобы впоследствии его душа попала на поля Иару. Так как все фараоны имели божественные корни, как верили в те далекие времена, следовательно, они не умирали, а становились богами. Очень часто можно встретить в древних источниках фараона с именем бога - Осирис Пепи. В более позднем Египте уже появляются другие желания. Ведь, согласитесь, не хочется все время находиться в мрачных подземельях загробного мира, без солнца, во мраке и сырости. Жрецы, по повелению владык, стали искать и находили « возможности» отправить душу фараона к другому богу - богу солнца Ра. С этого момента Осирис из «хорошего» справедливого владыки загробного царства постепенно превращается в злобного, свирепого «плохого» хозяина мрачного подземелья. И уже в гробницы кладутся молитвы, заклинания, защищающие от бога загробного мира. Но это происходит не так уж и часто, все же образ бога Осириса является светлым.

Противостояние Ра и Осириса

Верованиям Древнего Египта присуще было противостояние богов. У каждого бога есть своя противоположность. У светлого бога солнца Ра противоположностью являлся бог Осирис. Если Ра - это солнце, жизнь, все самое хорошее в настоящей жизни, то Осирис это тоже солнце, возрождение, но только в загробном мире. Но в некоторых источниках описывается борьба одного бога с другим. Даже когда сын Осириса воевал с Сетом, бог солнца изначально был на стороне Сета. В тоже время Осирис пытался присвоить себе заслуги от того, что научил людей выращивать зерновые культуры, и тут не обошлось без недовольства со стороны Ра. Но боги не всегда враждовали между собой. В «Книге мертвых» рассказывается, что бог солнца Ра посетил душу умершего Осириса, тем самым дав ему возможность возродиться в загробном мире.

Культ бога Осириса в Древнем Египте

Жители Древнего Египта верили, что благодаря помощи Осириса каждый год наступает весна, с ее приходом все оживает, начинает расти, давать урожай, а значит можно не бояться голода. По древней религии можно судить о представлении людей о правилах, нормах жизни. Древние люди верили, что, только живя честно, праведно можно заслужить лучшее в загробной жизни и получить возможность возродиться к новой жизни. Также можно наблюдать вечную борьбу добра и зла, видеть, как побеждает добро. По текстам летописей видно стремление людей к справедливости, доброте. Они верили, что зло не останется безнаказанным, за совершенным злом всегда последует справедливое возмездие. Со временем египтяне начинают награждать бога Осириса качествами присущими другим богам. Бог Осирис охраняет места захоронения, охраняет останки человека, присутствует при бальзамировании тела человека и соответственно помогает его близким, утешает их. То есть бог, Осирис становится полновластным главой подземного и загробного мира, а также всех обрядов сопровождающих похороны человека.

Существовало несколько центров особого поклонения Осирису. Одним из центром культа бога Осириса был город Абидос. Древние египтяне верили, что голова бога находилась именно в этом городе. На гербе города изображалась корона, это была корона бога Осириса. В этом городе находилась гробница фараона Джера, именно ей и стали поклоняться как гробнице Осириса. Здесь проводился ежегодно очень пышный праздник, посвященный любимому богу. По центральным улицам торжественно проплывала огромная ладья, на улицах разыгрывались сценки из жизни Осириса. Следующим местом особого почитания бога Осириса является город Джеру. Здесь также устраивался ежегодный праздник в честь любимого бога. Эти два наиболее явные места почитания бога Осириса, но культ бога расходится далеко за пределы Египта, ему например, поклонялись древние жители Междуречья, Греции и других древних государств.

Статью написала: Белова Татьяна Владимировна

istorii-x.ru

Бог Осирис

Бог Осирис (Усир) – один из центральных персонажей египетской мифологии.

Это не просто бог подземного мира и судья душ усопших: Осирис почитался прежде всего как бог возрождения и воскресения, пробуждения и обновления природы и человека.

Неординарность этого божества подчёркивается изображением:

  • Осириса изображали в виде спеленутой мумии, имеющей зелёное лицо и свободно расположенные руки;
  • в руках бог держит хекет (скипетр) и нехеху (цеп) – символы царской власти.

Семья

Осирис – сын бога земли Геба и богини неба Нут. Другими словами, этот бог имел как земную, так и небесную сущность. Впоследствии Осирис удостоился чести быть владыкой подземного мира, с тех пор этот бог стал поистине всеобъемлющим.

Биография

Любопытно, что такое древнее божество, как Осирис, имеет насыщенную событиями биографию, сравнимую с жизнеописанием реально существовавших знаменитостей (царей, полководцев, героев). Основной миф об Осирисе – один из самых интересных во всей религиозной системе Древнего Египта.

Было время, когда Египтом правил Ра. Его сменил на троне сын Шу, а того – его сын Геб. После него на престол воссел Осирис – сын Геба. И правление его было весьма плодотворным для страны и её народа. Осирис научил египтян садоводству, земледелию и виноделию. Однако у Осириса был завистник – жестокий Сет, который захотел властвовать вместо него.

 

Бог Осирис фото

Сет был богом войны, смерти, хаоса и разрушения, и с благородным братом-правителем он не церемонился: убил его, после чего смог вполне законно занять трон. Тело Осириса он заблаговременно бросил в Нил. У умершего осталась верная супруга Исида, одновременно приходившаяся ему сестрой. Она нашла то, что осталось от мужа, и долго оплакивала его, пока великий Ра не сжалился над ней.

Он послал Анубиса – бога с шакальей головой, который собрал части тела Осириса, разрубленные Сетом, сложил их в единое целое и запеленал, чтобы получить мумию. Тело было собрано, но не хватало одной части – фаллоса. Исида изготовила его из глины и приложила к мумии мужа. Затем она превратилась в самку коршуна (в другом варианте – сокола), соединилась с мёртвым мужем и забеременела от него.

Так родился Гор, которому была уготована миссия мстителя. Гор поборолся с Сетом и победил его, отстояв своё право занять трон. В этой битве Сет выбил у него глаз, который превратился в священный Уаджет – магический символ. Гор дал его проглотить Осирису, и тот воскрес. Однако он решил не оставаться на земле, оставив её сыну, и отправился в царство мёртвых, где сменил на троне Анубиса.

Анубис же остался в царстве мёртвых в качестве проводника и привратника. Кстати, во время битвы с Сетом Гор отплатил ему как бы тем же, что сделал тот с Осирисом: он кастрировал его, лишив его основной божественной сущности.

За что отвечал Осирис

Осирис был покровителем целого ряда областей, и в зависимости от периода его ункции несколько изменялись. 

  • Осирис – умирающее и воскресающее божество. 
  • Покровитель производящих сил природы; 
  • Покровитель царей; 
  • Правитель царства мёртвых, судья, принимающий души умерших.

Сельскохозяйственное божество

На рисунках Осирис всегда или почти всегда изображался в окружении зелени. Даже его корона сплетена из стеблей папируса, а скипетр «джед» состоит из вставленных друг в друга связок тростника. Перед его троном растёт лотос, возвышаются деревья или вьётся виноградная лоза. Виноград особенно часто сопровождает изображения Осириса, который в некоторых случаях полностью увит его зарослями.

Земледельческая функция Осириса говорит о том, что божество это очень древнее – наверное, один из самых древних египетских богов. Умирание и воскресание Осириса – это тоже отражение наблюдений первобытных земледельцев за сменой климатических сезонов, к которым был привязан изначальный календарь. Ритуальные похороны божества символизировали посев семян, его воскрешение – появление всходов, а убийство – срезание колосьев.

Это интересно

Осирис был, пожалуй, первым известным умирающим и воскресающим богом.

  • Воскрешению Осириса предшествовало оплакивание мёртвого тела женщиной (Исидой), в похожем позднеантичном мифе о Геракле его труп оплакивают весталки);
  • После воскрешения божество не захотел оставаться на земле, а перенесся в царство мёртвых (у египтян оно находилось под землёй);
  • Из культа Осириса поздние религии (зороастризм, христианство и др.) позаимствовали образ весов, на которых бог в царстве мёртвых взвешивает добрые и злые дела умерших;
  • Осирис был богом в первую очередь социальных низов, которые надеялись на его справедливый суд и место в раю.

2mir-istorii.ru

4. Осирис и Исида

Осирис — царь Египта. Были это очень давно, уже после того как покинул бог Ра землю и вознесся на небо. Не умели ещё египтяне разводить скот, возделывать поля, собирать урожай, не знали, как лечить самые простые болезни. Люди враждовали, между ними то и дело случались кровопролитные схватки.

Но вот царем Египта стал Осирис. Он призвал бога мудрости Тота и с его помощью научил египтян сеять злаки, разводить виноград, выпекать хлеб, готовить пиво и вино, добывать и обрабатывать медь и золото, лечить болезни, строить жилища, дворцы, храмы, читать и писать, заниматься астрономией (изучением звезд), математикой и другими науками. Он научил людей законам и справедливости. Это было счастливое время, «золотой» век в жизни Египта.

Саркофаг Сета. Осирис был старшим сыном богини неба Нут и бога земли Геба. Потом у них родился второй сын — Сет, злой бог пустыни. Осирис как старший стал правителем Египта, чему Сет очень завидовал. Он сам так сильно хотел править страной и людьми, что задумал хитростью погубить старшего брата. Замыслили он против Осириса заговор, и помогали ему в этом 72 демона. Как-то Осирис вернулся после удачного военного похода и решил устроить пир в честь своей победы. Сет сумел воспользоваться случаем. Тайком измерив тело Осириса, он приказал по этой мерке изготовить саркофаг, украсить его золотом, серебром, драгоценными камнями. Этот саркофаг Сет принес на пир богов. Все пришли в восторг от такой замечательной вещи; каждому захотелось стать ее обладателем.

Исида и Нефтида оплакивают Осириса

Сет приводит злой замысел в исполнение. Сет, как бы в шутку, предложил участникам пира по очереди лечь в саркофаг — кому он придется впору, тому и достанется. Все начали примериваться, но саркофаг никому не подходил. Осирис, ни о чем не подозревая, наблюдал за происходящим. Богатство его не интересовало, и он вряд ли стал бы ложиться в саркофаг только для того, чтобы его заполучить. Однако Осирису не хотелось обидеть брата. Он подошел к саркофагу, лег в него, а Сет и его сообщники быстро захлопнули крышку, задвинули засов, залили свинцом и бросили саркофаг в воды Нила. Унесло саркофаг течением Нила в море, а там волны отнесли его к городу Библ и там выбросили его на берег рядом с кустом вереска. Быстро вереск разросся и скрыл саркофаг внутри своего ствола. А потом этот ствол срубили по приказу царя Библа и сделали из него колонну для царского дворца.

Исида ищет тело мужа. Исида, преданная и верная жена Осириса, отправилась на поиски мужа. Плакала она и причитала:

«Сливается небо с землею, тень на земле сегодня, Сердце мое пылает от долгой разлуки с тобой. О владыка, отошедший в края безмолвия, Вернись к нам в прежнем твоем облике». Мумия Осириса, приготовленнаяк погребению Анубисом

Обезумев от горя, она шла и шла, расспрашивая всех, кого встречала, не видели ли они Осириса и, наконец, узнала, что саркофаг с телом ее мужа прибило к морскому берегу у города Библа. Исида отправилась туда. Никто в Библе не узнал, что она богиня и пошла она во дворец работать служанкою. Служила она царице Библа, нянчила ее маленького сына. А по ночам, когда все спали, клала она царского сына в огонь и произносила заклинания, чтобы сделать его бессмертным. Но однажды увидела это царица Библа и закричала от страха. Разрушил этот крик чары Исиды, и не смогла она сделать царевича бессмертным. Назвала Исида свое настоящее имя, разрубила колонну, достала из нее саркофаг с телом Осириса и вернулась с ним в Египет. Там спрятала она саркофаг в дельте Нила и, прикрыв его ветками так, чтобы не было видно, пошла к своей сестре, вместе с которой хотела оплакать Осириса и похоронить с почестями.

Богиня Исидаи бог Гор

Тем временем на охоту вышел Сет. Любил он охотиться по ночам при луне. Злодей наткнулся на саркофаг, удивился, увидев тело своего несчастного брата, разрубил его на куски и разбросал их по всему Египту. Вскоре вернулись сестры, открыли саркофаг, а он — пуст. Горю Исиды не было предела, двенадцать дней она искала останки своего мужа, пока не нашла их и не похоронила. А там, где находила она части тела Осирис, ставила она каменную стелу, и от этого пошло в Египте почитание Осириса.

У Исиды рождается Гор, будущий мститель. Потом Исида ушла в болота дельты, чтобы скрыться от преследований коварного Сета. Там у нее родился сын Гор. Ей удалось вскормить и спасти младенца. Однажды, когда Гор остался один, его укусила ядовитая змея. Вернувшись, Исида увидела бездыханное тело своего маленького сына. Несчастная мать подняла страшный крик, умоляя богов и людей прийти ей на помощь. Бог мудрости Тот успокоил ее и своими чудодейственными заклинаниями исцелил малыша.

Гор вырос, возмужал и решил отомстить за смерть отца.

► Читайте также другие темы главы I «Древний Египет»:

► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Page 2

Авторы: Н.И. Девятайкина, О.Н. Бунин, В.Н. Парфёнов, Е.В. Смыков

Эта книга, созданная авторской группой профессиональных историков под руководством научного редактора серии доктора исторических наук, профессора, академика АВН России Н.И. Девятайкиной, переносит нас в увлекательный мир древнего Востока.

Египетские и библейские, китайские и японские мифы пересказаны авторами простым и доступным языком, снабжены интереснейшими комментариями, иллюстрациями и примечаниями, облегчающими любознательному читателю процесс ознакомления с религиозно-мифологическими воззрениями древних и постижение витиеватой восточной мудрости.

Page 3

Адапа ломает крылья ветру. В городе Эреду, на берегу моря, жил человек по имени Адапа. Дал бог Эа ему великий разум, но был Адапа смертным человеком. Выходил он каждый день в море и ловил рыбу. Однажды, когда был он в море, налетел южный ветер, стал раскачивать лодку, поднял волны, мешал ловить рыбу. Рассердился Адапа на южный ветер, догнал его и сломал ему крылья. Утихло море. Семь дней не дул южный ветер. Узнал об этом Ану, бог неба. Спросил он, почему не дует южный ветер? Ответил Ану его слуга. «Не дует южный ветер потому, что Адапа сломал ему крылья». Разгневался Ану. Приказал он привести к нему Адапу, чтобы наказать его. Узнал это бог воды Эа. Спустился он на землю и сказал Адапе вот что. «Адапа, поведут тебя к царю богов Ану. Решил бог неба наказать тебя за то, что сломал ты крылья южному ветру. Когда ты пойдешь к Ану, то надень траурные одежды. Будут тебя у ворот дворца встречать два бога, Думмузи и Гишзида. Когда они спросят тебя, почему ты в трауре, то ответь им, что пропали на земле два бога, Думмузи и Гишзида. Оплакиваю я их и по ним ношу траур. Если даст тебе Ану одежду, то возьми, но если дадут тебе хлеб и воду, то не бери их, ибо это хлеб и вода смерти, и погубят они тебя».

Адапа у бога неба Анну. Вот пришли за Адапой посланцы богов, взяли его и повели к Ану. Привели его к воротам дворца. Стоят у ворот два стража - Думмузи и Гишзида. Увидели они Адапу и спросили: – «Почему ты, Адапа, в траурных одеждах»? Ответил им Адапа: – «Пропали на земле два бога, Думмузи и Гишзида. Оплакиваю я их и по ним ношу траур». Понравился привратникам такой ответ. Привели они его к Ану. Спросил его бог: – «Зачем ты сломал крылья южному ветру»? Ответил Адапа: – «Потому я сломал ему крылья, что напал он на меня первым, чуть не потопил лодку. Оборонялся я и в гневе сломал ему крылья». Смилостивился Ану, а когда сказали ему стражи, что Адапа человек благочестивый, богов почитает и по пропавшим богам носит траур, то совсем перестал Ану гневаться и решил наградить Адапу.

Ану наказывает Адапу. Приказал он подать Адапе одежду и пищу богов, которая давала бессмертие. Взял Адапа одежду, а до еды не дотронулся, ведь думал он, что это пища смерти, и дали её, для того чтобы убить его, как и предупреждал Эа. Спросил Ану, почему Адапа не вкушает пищу? Ответил Адапа, что так научил его Эа. И изрек тогда бог неба: – «Что ж, Адапа! Не вкусил ты пищу богов, которая дает бессмертие. Не получишь теперь вечной жизни ни ты, ни какой другой человек». И приказал отвести Адапу на землю. Когда отвели Адапу на землю, тогда сказал ему бог Ану с неба: – «Адапа! За то, что ты не послушал не меня, а бога Эа, я накажу тебя. Не будет тебе в жизни счастья, будут мучить тебя болезни и кошмары». Так наказал Ану рыбака Адапу, и не получил тот вечной жизни.

► Читайте также другие темы главы II «Двуречье»:

► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

licey.net

Христос и Осирис: странные параллели прошлого

11 Фев 2016 г. | 14 155

В стране пирамид до сих пор сохранилось множество воспоминаний о пребывании там святого семейства — устных преданий и почитающих верующими мест. Но самая удивительная тайна Иисуса связана с явственными параллелями, которые можно провести между страданием и воскресением Христа и древнеегипетским мифом о гибели и воскрешении Осириса.

Как и Иисус, Осирис был сыном неба и земли. Предание говорит о нем, как о добром царе, который при жизни отвратил египтян от нечестия — уничтожил жестокие обычаи, научил земледелию, письменности и искусствам. В возрасте 28 лет Осирис погиб от руки своего злого брата Сета, завладевшего троном. Жена Осириса — Исида, потрясенная горем, отправилась на поиски обожаемого супруга и, по божественному вдохновению, найдя его останки, сочленила их. И случилось чудо: благодаря слезам безутешной супруги Осирис воскрес, оставив ей сына Гора (Хора). Повзрослев и возмужав Гор, победил узурпатора и наконец унаследовал трон отца. Осирис же стал править подземным миром и судить людей после смерти.

Нередко проводятся параллели между Иисусом и Осирисом. Ряд исследователей полагает, что имя Осирис может означать «Сир Ис», то есть «Царь Иса» (Иисус). Убийца Осириса по имени Сет — схож с сатаной, известным библейским образом, противостоящим Иисусу Христу. Смерть и оживление Осириса  — явно напоминает воскресение и вознесение Иисуса Христа.

После воскресения Осириса каждый египтянин вправе ожидать личного воскресения в физическом теле после смерти, через уподобление образу Осириса (как и мы уподобляемся Христу), если он при жизни следовал божественным законам. Эти нравственные законы напоминают евангельские заповеди. Так, в египетской «Книге мертвых», душа попадая на суд Осириса, говорит в свое оправдание, что этот человек при жизни помогал бедным, дал лодку путешественнику, жертвовал на храм и т.п.

Ежегодно в Египте отмечался праздник воскресения Осириса, связанный с памятным событием, а также с ежегодным обновлением природы. Праздник этот можно сравнить с христианской Пасхой, символом которой (как и в древнеегипетские времена) являются яйца, проросшие зерна, ветки свежей зелени. Пасха также приходится на весну, что соотносится с оживлением природы и растительности в древнеегипетских мистериях. Умирание и воскресение Осириса, расчлененного на части, было символом умирания и оживания природы. Его уподобляли зерну, которое попав в почву умирает и затем прорастает. На шею умершему в древнем Египте вешали мешочек с проросшим зерном, что символизировало воскресение в будущей жизни. Интересно, что Иисус в Евангелии также отождествляет себя с зерном: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» .

Крест жизни

Символ креста заменял древним египтянам символ жизни «анкх» — крест, только увенчанный кругом.  В «анкхе» объединяются два символа — крест, как символ жизни, и круг, как символ вечности, вместе же они обозначают бессмертие. В иероглифическом письме этот знак обозначает «жизнь», в том числе вечную. Египтяне изображали анкх на амулетах для того, чтобы продлить жизнь на земле; с этим амулетом хоронили, чтобы быть уверенными в том, что усопших ждет жизнь в другом мире. Вера в силу анкха основывалась на представлении о том, что именно так выглядит ключ, которым можно открыть ворота смерти. Символ этого «ключа» также ставили на стенах каналов в надежде, что присутствие анкха убережет от наводнений и колебаний уровня воды. Ранние христиане Египта, копты, использовали этот символ для обозначения загробной жизни. Во время движения хиппи в конце 60-х годов XX века анкх стал популярным символом мира и правды.

Так же, учение Иисуса Вечной Жизни является постоянной темой в Новом Завете. В Евангелии от Иоанна 11:25 Иисус говорит:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет оживет: И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» 

Следует отметить, что символисты смотрят на очертания анха как на распятого человека: круг представляет голову, горизонтальную линию две руки и вертикальную линию ноги прибиты к кресту, как один.

Все это убедительно свидетельствует, что никогда и нигде Бог не оставлял человека. Даже в древние времена Иисус, пусть и в скрытой пророческой форме, проявлялся через разнообразные «естественные религии», пробуждая в людях лучшие чувства — сострадание к ближнему, стремление быть ближе к Богу, надежду на посмертное воздаяние и справедливость. Не только в сохранившихся до наших дней, но даже и в древних культах мы находим удивительные следы прозрений о Христе. Это вселенское, космическое проявление Божественной личности является основой для экуменического диалога, взаимопонимания и сотрудничества между различными религиями и культурами.

День страшного суда

Как и Иисус Осирис выступает судьей на посмертном суде, где является либо оправдателем, либо как обвинителем душ. Здесь также видна надежда людей на Осириса, как и на Христа, на милосердие Бога, отпирающего для души врата в райские кущи.

Осирис, Судный день, на папирусе Hunefer, 1285 до нашей эры.

Судный день является центральным принципом христианской религии. Души умерших предстают на суд Христов. Те, кто следил за его учением, в течение своей жизни, считаются праведными и могут быть допущены к небу. II Коринфянам 5:10 говорит:

«Ибо мы должны все предстать перед судом Христовым, чтобы каждый получил согласно тому, как поступал, живя в своём теле, творил ли он добро, или зло.»

Описания Христа и Осириса как судий удивительно похожи. Микеланджело «Страшный суд» имеет много общих черт с «Судным Днем» выгравированным на египетских папирусах и на стенах гробниц.

Иисус. Судный день, из Сикстинской капеллы, Микеланджело 1512.

Миф против Факта

Никто не знает, происхождение этой истории Осириса. Первые письменные рукописи Осириса дошли до нас от источников за пределами Египта путем древних историков, таких как Диодор Сицилийский (1-й С. до н.э.), Геродота (5-я С. до н.э.), и Плутарха (1-й С. Д.). Эти классические писатели описывают Осириса как полубожественного царя, который отменил людоедство, научил мужчин и женщин жить в соответствии с законом Маат, улучшил их нравственность, и наполнил их любовью к человечеству.

Миф Осириса наполовину  похож на настоящий и в то же время на волшебноый мир магии. Этот элемент фантастики отвечает, в частности, за неправильное представление, что Осирис был вымышленным существом. Факты остаются среди руин древнего Египта и рассказывают  совершенно другую историю. Осирис придал возрождение религии среди древних обитателей Нила, последствия которой повлияли на каждый аспект в их первобытном обществе. Это привило в них высокий моральный кодекс, чувство добра и зла, склонность к братской любви.

Осирис также способствовал высокоразвитой философии. Его поклонники поняли, что человеческое тело не было ни идеальной, ни постоянным. Они также были убеждены, что смерть — не конец их бытия.

Точно так же, философия выражается в истинной религии христианства.

Осирис Феникс

Египтяне сравнил дух Осириса с небесной птицой, так же, как христианство изображает душу Иисуса в виде белого и блестящего голубя. Египтяне называли птицу Бену, греки называли его Феникс.

Ученые единодушно считают, феникс был символом Осириса. Немецкий филолог Адольф Эрман объяснил «душа Осириса … пребывает в виде птицы, феникс ….»

В «Книге мертвых» (Глава 17) задается вопрос:

«Кто он?.. Я великий Феникс из Гелиополя… Кто он? Он — Осирис…», и это практически не оставляет сомнений, кем на самом деле является египетский Феникс.

Атрибуты Осириса как феникса —  те же атрибуты с христианским Мессией. Оба и Феникс и Мессия появляются в восточной части неба (Вифлеемская звезда возникла на востоке предвещая новорожденного Царя). Оба воскресли из мертвых. Оба воплощают тему жизни после смерти через воскрешение.

Ссылка на источник » Поддержать проект

Если вы хотите получать новости на Facebook, нажмите «нравится»

www.galaxysss.ru


Смотрите также