Кто такая жрица


Жрица - это что такое?

В истории древнего мира жречество играло особую роль. Служители культов, жрецы, были важнейшими персонами – их боялись и уважали, к их мнению прислушивались даже монархи. Нередко жрецы были очень образованными людьми и хранили тайные знания по медицине, астрологии, магии, занимались врачеванием и гаданием. Причем получить почетную должность могли как мужчины, так и женщины. Познакомимся со значением слова «жрица».

Определение

Жизнь человека древних цивилизаций находилась в сильной зависимости от природы, поэтому нет ничего удивительного в том, что многие ее явления обожествлялись. Так и появилось язычество. Чтобы служить невидимым, но всесильным богам, необходимы были люди – обладатели тайных знаний, поэтому и появилась каста жрецов и жриц. Это были образованные и могущественные люди, которые трактовали волю божеств, организовывали жертвоприношения и проводили ритуалы.

Древний Египет

Первые жрицы появились в Древнем Египте на ранних этапах его развития. Интересно, что ранее, вслед за Геродотом, исследователи считали, что столь высокий пост мог занимать лишь мужчина, однако находки прошлого столетия опровергли эту теорию. Жрица – это служительница в храмах женских божеств Древнего Египта, она обладала могуществом и пользовалась всеобщим уважением. Известно, что в эпоху Древнего царства женщины уже могли служить при храмах, участвовать в ритуалах, о чем свидетельствуют дошедшие до наших дней памятники. В Новом царстве женское жречество достигло своего расцвета, стали выделяться «верховные жрицы», в обязанности которых входило следить за храмовыми танцовщицами и певицами.

Чаще всего жрицы встречались в храмах богинь, однако истории известны и исключения:

  • Мересанх III, жена фараона Хафра, считается благородной жрицей Тота, бога мудрости.
  • Многие знатные египтянки участвовали в ритуалах, посвященных богу Птаху.

Еще в Древнем царстве существовал титул «хенеретет». Так называли жриц-затворниц, которым полагалось блюсти целомудрие.

Обязанности

К числу дел, которыми занимались древние служительницы культов, относятся:

  • Чтение молитв.
  • Ритуальное пение.
  • Участие в обрядах погребения.
  • Игра на музыкальных инструментах.

Жрицы пользовались почетом и соответствующе выглядели: в богатых одеяниях, с большим количеством украшений, в пышном парике – атрибуте знатных людей. Отдельно выделялись и так называемые «наложницы богов», прекрасные девушки, которые во время особых церемоний запирались в святилище, где впадали в транс.

Вавилон

В древнем городе процветал культ богини любви Милитты, жрицами которого были женщины. Геродот подробно описал обычай и осудил его. Каждая вавилонянка имела обязанность – раз в жизни отдаться чужеземцу за деньги. Поэтому женщины приходили в храм и находились при нем до тех пор, пока на них не падет выбор любого иностранца. При этом плата за подобные услуги могла быть любой, даже самой незначительной. «Отец истории» указал несколько особенностей этих «жриц любви»:

  • Каждая женщина Вавилона, вне зависимости от происхождения и статуса, была обязана вступить в связь с незнакомым мужчиной.
  • Пока она не получит оплату, покидать храм было запрещено.
  • Отказывать выбравшему ее жрица не имела права.
  • Привлекательные женщины недолго ожидали, когда их выберут, зато некрасивым нередко приходилось жить при храме годами.

Позднее культ получил широкое распространение.

Жрицы богини-Матери

Культ богини-Матери напрямую связан с одной из древнейших богинь античного пантеона – Деметрой. Изначально это божество обладало тремя ликами, но позднее было переосмыслено. Так появились сразу три богини, за каждой из которых закрепились собственные функции:

  • Собственно Деметра стала богиней плодородия.
  • Афродите перешли функции божества любви и страсти.
  • Геката – божество мрака.

В храмах богини-Матери служили свои жрицы. Это были прекраснейшие девушки, обладающие глубокими познаниями в искусстве любви. Существовало две типа служительниц богини-Матери:

  • Жрицы дня, им были присущи красные тонкие одеяния. В свои роскошные локоны они вплетали пряди из рыжих конских волос.
  • Ламии, или жрицы ночи, облачались в черные одежды и могли покидать святилище исключительно по ночам. В волосы вплетались черные пряди.

Интересный факт: жрицам богини-Матери не требовалось соблюдать целомудрие, любой мужчина мог вступить с ними в связь, однако от него требовалась демонстрация физической силы. Женщины эти носили одеяние, изготовленное из прочнейших конских волос, и лишь тот, кто сумел бы своими руками разорвать его, мог получить в награду ласки красавицы. Мужчину, которого постигала неудача, ждала кара:

  • Дневные жрицы призывали своих служителей, которые кастрировали несчастного и отправляли в рабство.
  • Ламии же сами вонзали в его спину острейший ритуальный кинжал, который носили в своих волосах.

Таким был суровый нрав служительниц богини-Матери.

Греция

Развитие женского жречества проходило и в Древней Греции, чаще всего девушки становились жрицами богини Афродиты. Это явление носит наименование «культовая проституция». Живущие при храмах божества любви женщины отдавались мужчинам за деньги, которые использовались для нужд святилища. Впрочем, жители античной Эллады не видели в этом ничего зазорного. Самые знатные семейства были готовы заплатить большие деньги за то, чтобы их дочь стала жрицей любви при храме Афродиты. Что же входило в их обязанности:

  • Обучение искусству любви, причем не только в теории, но и на практике. «Тренировались» эти женщины на рабах-мужчинах. По завершении обучения жрица знала не менее 50 сексуальных позиций.
  • Приготовление приворотного зелья.
  • Изучение магии.

Иногда жрицы постигали искусство танца.

Пифии

Особый вид жриц – это пифии, предсказательницы, который получил широкое распространение в Древней Греции. Чтобы послушать пророчество, люди ехали в Дельфы со всех концов страны.

Этот класс женщин подробно описал Плутарх. Он указал, что на роль пифий могли избрать обычную деревенскую девушку без особых способностей, чаще против ее воли. Поэтому и пророчества не могли быть точными. Чаще всего, чтобы войти в экстаз и начать предсказывать судьбу, пифия употребляла наркотические средства.

Ариадна

Мифической жрицей была Ариадна, именно она помогла герою Тесею убить чудовище Минотавра и покинуть лабиринт. Тесей – сын бога морей Посейдона и смертной женщины. Оказавшись в Афинах, юноша увидел, что город погрузился в траур: ежегодно несчастные греки были обязаны приносить в жертву чудовищному Минотавру по 7 прекраснейших девушек и юношей. Тесей принял решение занять место одной из жертв и победить монстра.

Если бы не жрица Ариадна, вряд ли юноша одержал победу и выбрался из запутанных коридоров лабиринта: девушка дала ему нить, указавшую обратный путь, и кинжал.

После победы над Минотавром Тесей забрал Ариадну на свой корабль и направился домой. Но во сне ему явился Дионис и приказал отказаться от девушки, которая пришлась по душе самому богу. Юноша очень огорчился, но не смог противиться божественной воле.

Весталки

Жрица – это и служительница культа богини Весты, древнеримской покровительницы домашнего очага. Весталки пользовались почетом и уважением, могли иметь собственность, однако обязаны были хранить девственность.

В их обязанности входило поддержание священного огня в святилищах, совершение жертвоприношений и служение Весте. Потеря невинности такой жрицей каралась сурово – нарушительницу заживо замуровывали со скудным запасом пищи, обрекая на мучительную гибель, а ее соблазнителя до смерти забивали кнутом. Еще одно преступление, которое могла совершить весталка – допустить угасание священного огня. В Риме это считалось очень дурным знаком и предрекало несчастья. Девушку, допустившую такую оплошность, жестоко избивал верховный жрец.

Считается, что римские жрицы-девственницы стали прообразом христианской Девы Марии.

Малоизвестные факты о весталках

Мы рассмотрели, что означает слово «жрица». Теперь познакомимся с несколькими интересными фактами, свидетельствующими о том, что жизнь этих служительниц культа была довольно непростой:

  • Сохранять невинность весталки были обязаны весь срок своего служения богине, то есть в течение 30 лет. После этого они могли покинуть храм и создать семью. Но если учесть, что средняя продолжительность человеческой жизни редко превышала 25 лет, то шансы на нормальную жизнь у этих красавиц были минимальны.
  • Обучение весталки продолжалось 10 лет, только после этого девушку допускали к священному огню. Далее в течение следующего десятилетия они поддерживали этот огонь, а последние 10 лет занимались обучением своих «сменщиц».
  • Жениться на бывшей весталке в Древнем Риме было очень почетно, несмотря на то, что эти женщины находились уже в преклонном возрасте.
  • Жестокое наказание за нарушение закона касалось всех жителей Рима: так, император, который нарушил закон и женился на весталке, был зарезан, несмотря на свое происхождение.
  • Известно, что служительницы Весты не были избалованы, нередко они недоедали и были вынуждены спать на соломе.

Однако жрицы-девы обладали и привилегиями: коснувшись раба, весталка делала его свободным человеком. Встретить служительницу Весты на своем пути мечтал любой заключенный, отправляющийся на казнь – в этом случае его немедленно освобождали и прощали.

В славянских странах

Институт жречества существовал и в славянских странах, например, хорошо известны служительницы богини Лады. Они обладали тайными знаниями по целительству, предсказывали будущее, толковали положение звезд, совершали обряды. Для очищения себя от крамолы эти женщины всегда встречали первые лучи восходящего солнца. Обладая значительной физической силой, при необходимости жрицы могли защитить себя и свое святилище.

Папесса

Образ жрицы используется в гадании на картах Таро. Так, значение «верховной жрицы», одной из карт, следующее: в скором будущем в жизни гадателя произойдут серьезные изменения, ему станет известна тайна. Карта символизирует мудрость, таящуюся в каждом человеке. Появление этой жрицы говорит о том, что в ближайшее время человек найдет ответ на терзающий его вопрос.

Карта в перевернутом положении – символ того, что человек не пользуется своей интуицией, оказывается глух к тому, о чем говорит ему собственное сердце. В данной ситуации необходимо сконцентрироваться на внутреннем мире.

Слово «жрица» используется и в современном мире, несмотря на то что само явление практически исчезло. Служительницы богов присутствуют лишь в отдельных сектах и почетом древних эпох не обладают.

fb.ru

Славянские Жрицы

Мудрый — не тот, кто много знает.

Мудрый — тот, кто знает нужное. И в этом разбирается.

Когда-то давно-давно, в древней Руси, еще до гибели Атлантиды были Храмы Жриц Богини Лады, где женщин обучали всем тайнам и особенностям женского направления, практикам, обрядам, тайным знаниям. Учили творить в пространстве своей семьи, рода и народа. Сейчас все это только-только возрождается.

Все Жрицы имели способности к целительству, кудесничеству, волошбе, предвидению будущего, они понимали свет звезд, их передвижение по небу, владели славянскими обрядами, методиками сохранения молодости и поддержания красоты, а также каждая Жрица владела тайными Знаниями любви и танца. Они всегда прекрасны, мудры, умны и образованны. Сами Боги восхищались ими. Легкие как ветер, стойкие как земля, подвижные как вода, жаркие как огонь, стройные фигуры будто выточены из мягкого мрамора. У них прекрасные лица, которые озарены божественными улыбками неземного покоя, а глаза светятся лунным мерцанием, ажурными узорами и бездонной красотой.

Жрицы умели очищать себя  разными способами. Например, Жрицы Храма Богини Лады всегда встречали первые лучи Солнца. Это очищение называлось «Крамола» — очищение себя энергией Даждь Бога.

Например, в одном из писаний Храма Богини Лады было сказано так: «Очисти себя духовно, и тебе не потребуются очищения  физические». Иначе говоря, в здоровом Духе здоровое Тело, но никак не наоборот. Сейчас же, в век цивилизации, людям внушается обратное.

Обряды, которые они исполняли, были очень красивыми, будоражали кровь, от них становилось радостно, легко и весело. Во время обрядов звучала красивая музыка и исполнялись обрядовые танцы.

Жрицы, все до единой, имели сильные, тренированные тела. Каждая жрица — амазонка, которая при необходимости могла  защитить не только себя, но и быть отважным воином, защищающим святыни Храма от врагов. Сильный Дух и Тело давали здоровье, молодость и красоту. Сейчас специально женщину садят на уровень домохозяйки, чтобы она не могла проявиться в обществе, не могла защитить свою семью. Раньше славянская женщина была не только нежной, ласковой, хорошей мамой, хорошей женой, но одновременно в ней всегда была и есть внутренняя сила. Это и есть проявление ее внутреннего мужчины. Когда мужчина уходил из дома, такая женщина могла защитить своих детей, свой род и свои святыни.

Жрицы Любви — особые женщины, они не всегда могли состоять в земном союзе семейном, в зависимости от задач. Они не могли принадлежать земному мужчине, они принадлежали небесам. Нет-нет, им не запрещалась земная любовь, им можно иметь детей, но избранник Жрицы Любви должен был  иметь высокий Дух и быть достойным человеком, поскольку сыновья и дочери Жриц — им суждено также служить Богам, от рождения. Каждый должен  был заниматься делом, на которое его поставили Боги. В них должна течь достойная кровь.

Знания тогда получали как от более старших Жриц, Старцев и Волхвов из уст в уста, которые их хранили, так и Боги в определенных местах силы передавали знания ведающим людям.

Кроме того, Храмы Жриц и Жрецов постоянно обменивались опытом между собой, чтобы обогащать свои Души. Ибо Душа приходит на Землю снова и снова, она должна познать себя и познать Мир. Это длинный и сложный путь. Но это Путь Богини и Бога. Так мы становимся Богами, непрестанно обучаясь через жизнь на Земле в различных ситуациях. Например, все Жрицы и Жрецы знают на своем опыте, что такое страдание и боль, иначе бы они никогда не смогли понять боль и страдания народа. Кроме того, преодолевая страдание, душа становится легкой и мудрой одновременно. Через страдания и испытания человек познает себя, свою Силу и свое предназначение. И через это понимание проходят все. Таковы законы жизни.

Когда мы идем в медитации к Богине Ладе, какой она  приходит? Молодая, сияющая женской красотой, счастьем, радостью, очарованием. Вот главный признак женщины. Ограничение проявлений женских сейчас — это навязанный образ христианства. Причем, этот образ, к великому сожалению, продолжают культивировать наши же родные славянские движения, «задвигая» в женщине чувственность, раскрытость, мистичность, притягательность.

Жрица — это не статус, которого можно достигнуть. Жрица — это путь.

Жрица — это Женщина, которая понимает, что её судьба, её путь на этой планете имеет определенное направление. И её задача идти по нему и сделать этот путь полезным для окружающих. В попытке достичь этого, вы будете постоянно спотыкаться и, спотыкаясь — учиться новому. Но со временем вы научитесь принимать и успех, и неудачу как нечто позитивное. Вы перестанете безудержно и безумно радоваться, когда у вас все получается, как задумано, или впадать в депрессию, если что-то не получается. Потому что придет понимание, что и успех и поражение — это лишь частички чего-то более крупного…

Женщина — очень связана с Луной. Хоть кто-то  может и поспорить, что, мол, славяне исповедовали только солнечный культ, тем не менее, это очень мужской подход и слишком категоричный. Женщина — очень связана с Луной и лунные дни очень влияют на её здоровье, самочувствие, настроение и поведение. С каждым лунным циклом женщина меняется.

Часто женщины задают вопрос, а что такое женственность? А как этого достичь? А как оставаться женщиной в условиях жесткого мира?

Женственность — это мягкость характера, это умение управлять сознанием мужчины мягко, незаметно, это внешняя и внутренняя красота, обаяние, ухоженность, красивая кожа , кокетливость небольшая, желание нравиться, это также еще и достоинство (не путать с гордыней).

Женственной женщине свойственна забота, уют, чистота в доме и гармония, мужчине с женственной женщиной всегда спокойно и уютно. И, конечно же, женственная женщина знает цену улыбке. Улыбка — очень сильный инструмент, люди буквально преображаются, когда ты им улыбаешься искренне.

В Храмовых Писаниях сказано, что женщина должна каждые два часа менять походку, жесты, одежду, движения, слова, прическу… Так женщина подстраивается под ритмы Космоса, в том числе под ритмы Луны и планет, славливая их силу. Так женщина учится управлять сознанием своего мужчины.

Для женщины важны прикосновения, обнимания, массажи. Хорошо ставить себе (попросить кого-нибудь) баночки на спинку — 3-5 минут до образования синяков (синяк убирает застойные явления), можно на молочные железы ставить, до и потом смазать кремом. Массажик головы делать себе полезно — помогает кровообращению и успокаивает, также после этого хорошо растут волосы. Полезны обливания (прохладная-теплая-прохладная с утра и теплая-прохладная-теплая перед сном), но вода должна быть комфортной, после обливаний не должно быть стресса.

Женщине, желающей постичь женственность, обязательно нужно за собой ухаживать, соблюдать опрятность, чистоплотность, хорошо одеваться, хорошо выглядеть. Полезно посещать парикмахерскую, делать шоппинг, держать спину, плечики ровно, но не опускать их, для этого придется делать упражнения — здоровая спина, голову выше, проявлять чувство юмора. От чувства юмора состояние внутри тоже поднимается, становится легким. «Женщины-мегеры», стервы нынче уже не в моде. Эпоха патриархата уже прошла. Например, теперь, прежде чем проводить разбор полетов с мужем, нужно хорошо подумать стоит ли? Агрессия, грубость, матерные и резкие выражения, истеричность не красят женщину.

Полезны прогулки, совместная деятельность с супругом. Раздражительность можно трансформировать пением, заодно Вишудха-чакра (Устье) активируется и высказываются невысказанные эмоции. Полезно женщине быть иногда несерьезной, легкомысленной, игривой. Женщине полезно играть в жизнь — это дает здоровье и долголетие.

Для успокоения и просто достижения хорошего настроя и ощущения счастья полезно принимать ванны с эфирными маслами, подходят бани не выше 60 градусов, иначе, например, при 100 гр. сворачивается белок и происходит сжигание верхнего слоя эпидермиса. Танцы, фитнесс — очень помогают в развитии иньских качеств.

Обязательно дома должны быть цветы: хлорофитум, плющ, фикус, опуция, розмарин, инжир, столетник — они очищают воздух.

Сладости — можно женщине, мужчинам сладкое нельзя. Оно им не нужно. Особенно полезен горький шоколад. Однако, дорогие женщины, если вам сладкого хочется сильно и нестерпимо — это ненормально. Это может означать, что в организме живут грибы или у женщины депрессия. Что не полезно ни то, ни другое.

Позвоночник должен быть всегда гибким и не пережатым, каналы должны быть проработаны. В этом помогают физические упражнения, йога и танец.

Про танец — отдельный разговор. Танец освобождает женское тело от энергии застоя, от болезней, старости и возвращает/поддерживает красоту, молодость, чувствительность. Танец — это внутренняя скрытая суть женщины. Его движение запускает энергию как волны. В потоке танца она может творить, как Богиня творит Вселенную, но она может и разрушать, тогда это танец смерти. Через танец женщина может исцелять. Каждая женщина через танец может поднять свою внутреннюю женщину и дать ей возможность распустить бутон своей красоты и чувствительности. Важно, чтобы она сама себе нравилась, чувствовала ритм, гибкость, энергию и могла передать это состояние миру. Есть закрытые танцы, их называют Храмовые. У них очень много направлений. Эти танцы посвящены Богам. Есть танцы, когда через движения передается молитва во Славу Богам. А есть чувственные танцы, они направлены на возобновление потенциала мужчины и исцеление его мужской сути. Но для того, чтобы мужчина мог быть допущен до такого действия, у него должна быть подготовлена психика, должен быть соответствующий уровень сознания и благородство. Ведь Жрица, исполняя танец для него, полностью открыта перед ним как женщина, и если он духовно низкий и грубый, его разрушительная энергия превратит жрицу из творящей в разрушающую Богиню.

В каждой женщине есть источник любви. Если источник этот спит, то мужчины не воспринимают её как женщину. Они видят её мужчиной или просто без пола — вообще не видят. Такая женщина не может встретить мужчину, не может гармонично построить взаимоотношения в семье, она не может стать счастливой матерью и любимой женщиной. Внутренняя женщина закрыта. Женщина становится злой, некрасивой, неуспешной, нелюбимой, нечувствительной. Открытие источника женственности и любви дает женщине превратить песок в землю и родить прекрасные цветы. Когда женщина проявляет себя как цветок, мужчина становится рядом с такой женщиной совсем другим, у него горят глаза и ему хочется лететь и творить.

Мужчину нужно просто любить… Не осуждать, не оценивать — просто любить. Мужчина обижает женщину, когда она не додаёт ему любви и уверенности в женской способности любить, в женском обаянии, тепле и уюте.

Часто  женщины жалуются, что их мужа заколдовали, он изменяет или ушел к другой. Но это не он такой-сякой. Не в нем проблема, а в ней. Женщина «уснула» и перестала развиваться, её источник женственности «засох». И так они начинают находиться в этом болоте оба.

А там, с другой, он начал жить, стал востребован как мужчина, его сексуальная энергия стала кому-то нужна, он стал счастлив с той женщиной. И это урок для обоих супругов. Если она сможет начать любить себя, займется собой, оживит свой источник, он сможет тогда вернуться и захотеть пить из этого источника. Но чаще всего женщины начинают свой поход по «бабкам», начинают привороты делать и винить всех вокруг в своих бедах. И это путь в никуда… Задумайтесь те, кто попадали в эту ситуацию или находятся в ней сейчас.

Источник: http://www.prekrasana.ru/drevnerus

v-istok.ru

Жрица - это... Что такое Жрица?

Жрец — служитель культа, почитавшийся как посредник в общении людей с миром богов и духов (слово «жрец» происходит от старославянского «жрьти» — приносить в жертву).

Возникновение жречества связано с развитием религии. У первобытных племён и некоторых современных народов (австралийцев-аборигенов, папуасов, ведда, огнеземельцев и других) не было специальных служителей культа; религиозно-магические обряды совершались преимущественно главами родовых групп от имени всего рода либо людьми, по личным качествам снискавшими репутацию знающих приёмы воздействия на мир духов и богов (знахари, шаманы и т. п.).

С развитием социальной дифференциацией выделяются и профессионалы-жрецы, присваивающие себе исключительное право общения с духами и богами. Закрепляется преемственность жречества, иногда путём прямой наследственности жреческого звания. Складываются особые корпорации жрецов; они обычно и по происхождению, и по положению близки к вождям, которые и сами зачастую выполняют жреческие функции (священные вожди, «цари-жрецы»), либо составляют отдельное сословие.

Жрецы Древнего Египта как хранители традиций

Древние египтяне, согласно свидетельствам Геродота, были самым богобоязненным и религиозным народом Древнего Мира. В историографии советского перида было принято считать, что контроль жрецов негативно отражался на жизни египтян и на развитии государства. На самом же деле жрецы сыграли положительную роль в истории и культуре Древнего Египта как хранители священных традиций. Об этом свидетельствует неоспоримый факт — ни одна цивилизация не просуществовала столь длительный отрезок исторического времени, как древнеегипетская (а китайская?). Изучая жречество Египта более углублённо, египтологи соглашаются, что оно играло основную роль в формировании и процветании государства, развитии духовного здоровья нации, сохранении исторических и культурных ценностей. В Древнем Египте отдельные группы жрецов выполняли конкретные обязанности, они были не только хранителями священных тайн, но и светскими администраторами. Учёба для получения жреческого сана была серьёзной и трудной. Судя по карьере верховного жреца Бакенхонса (эпохи Рамсеса Великого), обучение начиналось, когда будущему жрецу было четыре года, а заканчивалось не ранее чем к двадцати годам. Как отмечает Геродот, для древних египтян важную роль играла чистота — не только чистота души, но и тела. «Чтобы служить Богу, нужно быть чистым» — говорили во времена фараонов. Согласно традициям все служители храма были обязаны совершать четыре омовения в сутки — утром, в полдень, вечером и в полночь. В древнем Египте была особенно популярна астрономия, которая пересекалась с астрологией, но «астрология» того времени была не «прорицательская», а аграрная и врачебная, изучавшая влияние небесных тел на самочувствие людей и Природу. Астрологические предсказания и гороскопы появились в Египте лишь в I в. до н. э.. В составлении прогнозов использовались данные из храмовых библиотек, в которых сохранялись подробные наблюдения за астрономическими явлениями за многие предшествующие годы. Геродот, в частности, отмечал наблюдательность египтян, которые смогли установить закономерности природных явлений и научились на основе этого предугадывать события, в этом не было никакой магии, но логические выводы на основе эмпирических данных. В сознании древних египтян божественный мистицизм играл определяющую роль, а жрецы были хранителями «Божественной Силы» и могли, по их представлениям, передать её предметам — «освящать» их, а также помогали больным в исцелении. Божественная Сила, которую они получали свыше, называлась «Хека». Египтяне верили, что Божественная Сила может быть не только созидательной, но может стать и разрушительной, если люди прогневают Бога своим к нему невниманнием или непослушанием. В Древнем Египте колдовство было запрещено, жрецы чётко разграничивали божественный мистицизм, основанный на кропотливом труде, священных традициях, молитве, служении Богу, — и колдовство, которым занимались любопытные миряне или изгнанники-колдуны. Обязанности «нейтрализовыать» действия чёрных магов брал на себя один из верховных жрецов, он изгонял колдовские силы из домов и местностей и восстанавливал душевные силы человека. Древние египтяне, как отмечал Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира.

Жречество в древнем мире

В Древнем Египте, Вавилонии, Иране храмовое жречество владело огромными богатствами, землёй, рабами, располагало большой политической властью. Жрецы были хранителями научных знаний. В древней и средневековой Индии жрецы-брахманы, соперничавшие со светской властью, составляли более высокую касту. Аналогичное положение занимали жрецы и в древних государствах Америки (особенно в Мексике и Перу). В Иудее 6-1 вв. до н. э., когда не стало светской власти (царей), всё экономическое, политическое и идеологическое могущество сосредоточилось в руках иерусалимского жречества: это была «иерократическая» форма государства. Лишь в античной Греции и Риме жречество не играло самостоятельной роли — должности жрецов были выборными и замещались обычно гражданскими лицами, но и в этих государствах жрецы пользовались значительными преимуществами и оказывали влияние на политическую жизнь. В Китае даосскую религию возглавляли многочисленные жрецы (даосы), но конфуцианский культ всегда находился в руках светских лиц — от императора до главы рода.

По сути жрецы были предшественниками ученых, юристов, врачей, философов и т.д. В мировых религиях (буддизм, христианство, ислам) преемником жречества стало духовенство.

См. также

  • Жречество Древнего Египта
  • Волхвы
  • Клир

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Верховная Жрица

К олглавлению

Верховная Жрица

 

Верховная Жрица — это последний, третий путь Древа Жизни, который напрямую связан со сфирой Кетер. Если посмотреть на схему Древа Жизни (см. рис. **), то вы увидите, что от верхнего источника, Кетер, отходят три пути — к Хокма, Бина и Тифарет. Последний из них, центральный, — это путь Гимел, соответствующий аркану Жрица.

Мы можем рассматривать эти три пути как коренные выражения первопринципов, непосредственно связанных с источником. Дурак, Маг и Жрица больше, чем любой другой архетип, выражают в себе идею сокровенной Сути Бытия. Следует обратить внимание, что на Древе Жизни пути, соответствующие Дураку и Магу, являются противоположными и как бы зеркально отражают друг друга, в то время как путь Жрицы находится точно по центру.

Принципиальным отличием Жрицы от двух других арканов является направление потока. И Дурак, и Маг представляют собой прежде всего движение сверху вниз, нисхождение Святого Духа, воздействие волевого динамического импульса на фундаментальные структуры коллективного бессознательного, в то время как движение Жрицы — это прежде всего движение снизу вверх, от Тифарет к Кетер, от сына к отцу, от порождения к источнику. Иными словами, Дурак и Маг могут включаться в психику исключительно спонтанно, в силу факторов «неизвестных и неисчислимых». Почему одного человека «призывают», а другой остается профаном, почему один гений, а другой — посредственность? Эти вопросы всегда останутся риторическими, ибо первоначальное предпочтение — благодать — едва ли зависит от самого человека. Однако и от нашей Воли кое-то зависит. Выбор посвященного (вступить на Путь или нет) тесно связан с Жрицей, ибо она и есть та самая «лестница Иакова», по которой проходит посвященный при своей высшей инициации — пересечении Бездны.

Эта идея прекрасно поэтически передана культовым эзотерическим менестрелем Мартиэль в песне «Белая дорога»:

Первая дорога всё по войне, войне с собой, войне с собой,

А вторая приведет к стене, что назовется истиной.

Третья поведет туда, где лед, осколки снов, зола мостов.

А четвертую найдет лишь тот, кто прожил три, кто к ней готов.

Четвертая — через всю жизнь звездной россыпью,

Лишь за нить серебряную держись, что тебе брошена,

А плетется ниточка из любви, что тобой создана,

А держится ниточка на крови, что тобой роздана.

Ниточка серебряная, вяжи путь по ветрам, по снам, стеклу,

Белая дорога, удержи, не дай сжечь жизнь, не дай быть злу.

Четвертый путь — это путь серебряный (соответствия аркана Жрица — Луна и серебро как ее металл), путь Гимел, путь, связывающий божественный и человеческий миры, мир сотворения и мир источника. Серебряная нить, о которой идет речь, ведет через Бездну, когда адепт изливает всю свою кровь в чашу Бабалон, то есть осуществляет свое подлинное предназначение. И, согласно телемитской космологии, именно эта кровь адептов делает творение возможным.

Идея пересечения Бездны, или преодоления двойственности сознания, — ключевая для понимания второго аркана. Путь Гимел — это путь над пропастью, единственная хрупкая возможность достичь другого берега, на котором адепт обретает бытие по ту сторону времени. Путь, который ведет к бытию вне времени. К источнику. Туда, где «времени больше не будет». Вот это состояние, когда время больше не властно, а есть только вечное «сейчас», состояние, которое так невероятно, невыносимо сложно выражать языком слов, — и связано с Верховной Жрицей.

Согласно доктрине Телемы, пересечение Бездны — это кульминация путешествия по Древу Жизни. В начале посвященный примиряет четыре стихии в Малкут, осваивает астральный план (Йесод), затем, достигнув андрогинности, обретает Знание и Общение Святого Ангела Хранителя, и, наконец, происходит последний и предельный рывок — пересечение Бездны.

Однако вопрос Бездны далеко не так прост, как может показаться, и таит в себе много теологических ловушек. В каком из четырех каббалистических миров происходит пересечение Бездны? Бриа? Ацилут? Если в наличии у нас четыре Древа, значит ли это, что мы проходим весь этот путь четырежды, и не отсюда ли во многих народных сказках идея о троекратном хождении по кругу перед достижением заветной цели? Быть может, мы пересекаем Бездну несколько раз? Наш путь — это одно Древо или четыре? На самом деле на эти вопросы не может быть однозначного ответа — важно их задать, озвучить.

Что такое Бездна? Говоря о Бездне, я всегда привожу такой анекдот. Эйнштейн в раю просит Бога написать ему формулу сотворения мира. Бог начинает писать формулу прямо в воздухе. Эйнштейн ее читает и где то на середине кричит: «Господи, но здесь же ошибка!» «Да, я знаю» — слышится ответ.

Так вот, Бездна — это такая ошибка мироздания. Все хотят ее исправить. Но если ее исправить, ничего не останется. Потому что ноль равен двум. В главе о Дураке мы говорили о состоянии гусеницы, погружающейся в первоматерию и растворяющейся в ней, чтобы родиться в новом качестве. Здесь мы вновь возвращаемся к этой теме. Но если на пути Алеф от нас ничего не зависит, то здесь решение вступить на путь запретного знания принимает сам практикующий. Согласно Кроули, адепт понимает, что пришло время, и приносит клятву пропасти. И после этого уже в буквальном смысле «Пан или пропал». Ибо главное соответствие этой карты — Артемида, невеста Пана, а сам Пан символизирует сфиру Кетер.

Но что возносит адепта? Что дает ему силу взлететь? Что, в случае удачного исхода, позволяет ему выйти за пределы ограничений собственного я? Вот это «что» и есть Жрица. Связь между Небом и Землей, лестница Иакова, по которой поднимаются и опускаются ангелы (что значит «вестники»). И очень важно, что у нее женственная природа. Алистер Кроули подчеркивал, что Жрица — это «самый возвышенный из женских аспектов». Еще бы — она берет свое начало непосредственно в Кетер, соединяя источник и центр Древа.

Вот почему во всех мистических традициях столь высокое место отводится женскому божеству, женской ипостаси Бога. Патриархальная религия, вытесняя женское на периферию, на самом деле обкрадывает себя, поскольку при этом лишается связи с источником. Вместо знания, которое естественным образом рождается из духовного опыта, мейнстримная религия пытается навязать веру.

Итак, Жрица — это Вечная Женственность, София, Исида и Артемида, которая, по меткому замечанию Гете, «тянет нас ввысь». Она устанавливает связь между всем Явленным и всем Потенциальным. Кетер и Тифарет. Отец и Сын. А между ними — она. Небесная голубка. И только установив с ней связь, мы можем в полной мере стать теми, кто мы есть.

На карте второго аркана изображена Лунная Дева, одетая в вуаль из света. Ее головной убор имеет форму растущей Луны и увенчан лилией. Словно световой столб, лунная дева соединяет Землю и Небо, верхний и нижний миры, источник и эманацию. Ее лицо не выражает эмоций, ибо она по ту сторону времени и пространства; она — путь, ведущий за пределы жизни и смерти.

Ее главное небесное соответствие — Луна. Почти во все времена Луна была и остается символом женского начала во всем его многообразии. Луна — госпожа мира ночи, «что кружит над нами, то видимая, то невидимая», покровительница одиночек, романтиков, мечтателей, поэтов, магов. Она — небесная София, мудрость, та, что в последний момент спасает Фауста из лап Мефистофеля. Она — Сольвейг Пера Гюнта, неизменная в своем святом ожидании. Она — Беатриче, запретная и недоступная на земле, ожидающая по ту сторону, чтобы провести через ад потаенных страхов и инстинктов.

И самое главное: она — связь между нашим профанным миром и миром Абсолюта. И это главное значение этой карты: Гнозис. Это значение разделяют практически все колоды Таро, вне зависимости от школы. Французская, английская, американская. Всегда Верховная Жрица оказывается таинственным образом связана с идеей Гнозиса.

Гнозис дословно переводится как «познание». Конечно, говоря о втором аркане, мы имеем дело с познанием особого рода, которое не имеет ничего общего с тем, что мы можем представить как рациональное познание, обучение. Гнозис — это знание посредством интуитивного постижения целостности, прорыв за пределы границ Эго, непосредственный опыт сакрального.

Гнозис — это познание. Но вот что интересно: сфира Даат на Древе Жизни также называется «Знанием». И эта невидимая, непроявленная (и, как следствие, лишенная порядкового номера) сфира, связанная с Бездной и ее преодолением, лежит как раз на пути Гимел — на пути Жрицы. Символика Даат связана с Бездной, разделяющей субъект и объект, свет и тьму, но при этом Даат же есть и формула преодоления этого разделения — Гнозис.

Гнозис связывает сознание с высшими модусами бытия. Это главная духовная вертикаль устремления, восходящий поток. Именно поэтому она — та самая Вечная Женственность, которая, согласно последним строкам великой трагедии Гете, «тянет нас ввысь».

Существует два типа религий — религии трансляции и религии трансформации. Религии трансляции существуют в режиме догматического изложения некоего данного от начала времен закона; религии трансформации ставят своей целью установление непосредственного религиозного переживания, которое мы определяем как Гнозис. Лучше всех идею Гнозиса выразил Карл Густав Юнг, ответив на вопрос, верит ли он в Бога: «Я не верю, я знаю». Знание, о котором говорил Юнг, и есть намек на тот самый опыт Гнозиса, Даат, который позволяет преодолеть ограниченность природы рационального сознания и непосредственно на опыте пережить высшие модусы бытия.

В начале христианской эры произошел раскол на гностические и догматические религиозные системы. По мере формирования и набирания силы официальная церковь сначала вытесняла, а потом и истребляла еретиков, утверждавших примат знания над верой. Иными словами, официальная церковь на протяжении всей истории делала ставку на буквальную интерпретацию религиозного откровения и примат веры над знанием. Отдельные религиозные мистики либо объявлялись еретиками, либо постфактум встраивались в доктрину, если им удавалось замаскировать идеи Гнозиса.

Противостояние догматического и гностического начал в культуре — это не просто узкоспециальная тема, касающаяся только теологов и мистиков. Выдающийся культуролог современности Екатерина Дайс определяет противостояние официальной и мистериальной традиций как «главный нерв западной цивилизации».

В наше время о доктринах и истории гностицизма написано достаточно много серьезных исследований. Тем, кто интересуется темой гностицизма как религии, мы рекомендуем труды Ганса Йонаса, Элин Пейджел и Стефана Хеллера. Главное, что мы должны отметить относительно обсуждаемого нами сейчас второго большого аркана, — это чрезвычайно высокий статус женского начала во всех гностических школах. Вечная Женственность фигурирует в различных гностических школах под самыми разными именами: Эпиноя, Барбелло, Гром — Совершенный ум. Но самое известное имя, под которым Запад традиционно знает Вечную Женственность, — София.

София означает «мудрость». Это мудрость, которая связывает сознание с высшими мирами, переводя веру в знание. Такую идею мудрости, которая обретается пассивной восприимчивостью к свету высших миров, и представляет Верховная Жрица. Отсюда базовая ассоциация Жрицы с Луной: Луна как небесное тело светит отраженным светом — светом, который она воспринимает от Солнца.

Именно с этой идеей религиозного поклонения женскому началу издревле боролась патриархальная ортодоксия. Изъятие женского начала из религиозной догмы (или допущение его в ограниченном девственно-материнском аспекте) бьет не только по женщинам, которые оказываются в подчиненном статусе и сводятся к биологической материнской функции. Патриархальная религиозность бьет и по мужчинам, которые оказываются отрезанными от возможности непосредственного духовного переживания, мистерии, доступ в которую хранит София, и, прикованные к земле, вынуждены довольствоваться лишь транслируемой религиозной догмой, которая без Софии никогда не станет опытом.

Чрезвычайно показательно, что древнейшее изображение второго аркана связано с этим извечным противостоянием догмы и ортодоксии. Так, согласно данным украинского таролога Галины Бедненко,

   на карте колоды Висконти была изображена известная настоятельница ордена умилиатов, сестра Манфреда. В 1281 году умерла сестра Гуглельма, глава одноименной ломбардской секты гуглельмитов, которые верили, что она вернется и займет папский престол, потому что им была предсказана новая эра женщин-пап. В ожидании же возрождения своей предводительницы они избрали своим папой Манфреду, что должно было стать началом линии пап-женщин. Манфреда отслужила мессу и была схвачена, а затем сожжена на костре. Сестра Манфреда была членом княжеской семьи Висконти, потому ее присутствие в колоде не удивительно.

Жрица, или Папесса, в колоде Висконти изображается увенчанной тройной папской короной, что как бы утверждает незримое существование духовной традиции, альтернативной официальной церковной власти. Многие исследователи связывали эту карту с мифом о «папесе Иоанне», который имел широкое распространение в средние века. Согласно этому мифу (кстати, в 1972 году он был весьма удачно экранизирован британским кинорежиссером Майклом Андерсоном), некая женщина, притворявшаяся мужчиной, проникла в высшую католическую иерархию и «дослужилась» до статуса папы римского. Разоблачили ее лишь тогда, когда в один прекрасный момент она начала рожать прямо на папском престоле.

С мифом о папесе Иоанне связано сложное сплетение идей, которые до сих пор должным образом не проанализированы. Например, имя Иоанна напрямую связывает нас с четвертым евангелистом — Иоанном, который, по церковному преданию, был любимым учеником Иисуса. Евангелие от Иоанна считается «самым духовным» из четырех главных евангелий, и многие исследователи предполагают в нем значительное влияние гностических учителей. Круг в очередной раз замыкается.

Более того: случайность это или закономерность, но в средневековье был широко распространен миф о «царстве пресвитера Иоанна», которое находилось где-то за морем и представляло собой некое идеальное государство, почти рай на земле. Иоанн-евангелист, папесса Иоанна и пресвитер Иоанн — не разные ли это грани одной архетипической сущности, реализующейся в коллективном мифотворчестве, которое всегда стремилось уравновесить, скомпенсировать односторонний патриархальный уклон официальной религии, отрезавший землю от небес? 

Уникальность эпохи Ренессанса — в том, что тогда на краткое время ценности мистериальной традиции смогли взять реванш и даже оказать серьезное влияние на папский престол. До сих пор Ренессанс воспринимается как проклятое время ортодоксами и как благословенное время — всеми, кто по-настоящему верит в человека. Именно тогда гностико-герметические идеи, замаскированные под возрождение античности, не просто вышли из подполья, но стали определяющими для всего культурного потока.

Улыбка Джоконды есть выражение парадоксальной Софии, а обнаруженные и переведенные на латынь тексты Герметического корпуса восстанавливают в правах первородства Гермеса, связанного с первым арканом. В исследовании Екатерины Дайс приводятся свидетельства о том, что ранние наброски Джоконды обладали чертами канонического изображения второго аркана.

Еще одно важное соответствие второму аркану — Исида. Плутарх пишет, что по одним источникам Исида — дочь Гермеса, а по другим — дочь Прометея. Это указание в высшей степени значимо, поскольку и Гермес (первый аркан, Маг) и Прометей (титан, принесший слепым, лишенным сознания людям огонь) полностью подтверждают нарисованную нами картину. Исида для Древнего Египта была тем же, чем София для гностиков, — лестницей, связывающей Землю и Небо, дух и материю. Корреляция между Софией и Исидой проявляется и в том, что священная для древних египтян звезда Сотис (Софис) ассоциировалась с Исидой.

В большинстве колод Таро «египетского типа» Верховная Жрица прямо приравнивается к Исиде. Акцентирован именно символизм Исиды и Жрица изображена под вуалью.

 «Исида под вуалью». Второй большой аркан «Таро Братства Света»

Согласно Плутарху (трактат «Об Исиде и Осирисе»), «в Саисе изображение Афины, которую они называют Исидой, имеет такую надпись: “Я есть все бывшее, и будущее, и сущее, и никто из смертных не приподнял моего покрова”». Миф о покрывале Исиды является одним из ключевых для мистериальной традиции, поскольку принято считать, что посвященный, прошедший все подобающие очищения, все же способен приподнять этот покров. Поднятие покрова (или завесы) Исиды и есть метафора запретного для человека познания. Срывание покрова — символ трансгрессии и как запретного познания, и как запретного эротического опыта.

Так, Алистер Кроули в одной из своих книг-откровений пишет: «Жрец Исиды сорвал покрывало, умер и стал жрецом Нюит и пил молоко звезд». Очень показательно, что по данным современных египтологов, расшифровавших египетские иероглифы, правильное имя саисской богини под покровом было вовсе не Исида, а Нейт. То есть фактически это Нюит, которая в телемитском символизме соответствует древнеегипетской богине неба. В Таро Кроули Жрица изображается одетой в вуаль из света.

Еще один важный аспект символа второго большого аркана — две колоны. В одних колодах Таро они изображаются черной и белой, в других — красной и синей. Колоны символизируют столпы Древа Жизни. Справа — Столп Строгости, слева — Столп Милосердия. Сама же Жрица в точном соответствии со схемой Древа Жизни представляет собой Срединный Столп, или Столп Равновесия.

Три столпа Древа Жизни.

Значимо то, что на картине аркана Жрица как будто занимает собою весь Срединный Столп, а не только путь Гимел. Это важное указание на то, что ведущая роль Вечной Женственности коренится в самом начале Древа Жизни. Она также присутствует и на более нижних путях — как Душа Мира и как «наша вода» герметической философии. Успех искателя трансформации зависит исключительно от того, в каких он отношениях с Вечной Женственностью. Если с самого начала адепт доверяет ей, она проведет его от первой ступени лестницы до последней. Только держась за серебряную нить, можно пройти те бездны безумия, хаоса и смешения, которые отделяют профанное от сакрального. Но если адепт отвергает Женственное, если он выстраивает замок своих убеждений на фундаменте патриархального Эго, — он обречен.

Кроули пишет, что в миг, когда адепт произносит клятву Бездны — даже его САХ, его Истинное «Я» оставляет его. Ужас этого состояния невозможно переоценить: это настоящая «темная ночь души», когда все ориентиры кажутся утраченными и сознание рассыпается на тысячи осколков. Только преданность Софии, Нюит, Бабалон — Той, Кто имеет тысячу имен, ни одно из которых не выражает Ее до конца, — помогает пережить это состояние и достичь реинтеграции на новом, неизмеримо более целостном уровне. Карл Юнг в «Красной книге» оставил нам описание своего момента пересечения Бездны:

   Филемон коснулся моих глаз и открыл мой взор и показал безмерную тайну. И я смотрел долго, пока не смог ее постигнуть: но что я видел? Я видел ночь, я видел темную землю, а над ней небо блестело бесчисленными звездами. И я увидел, что небо имело форму женщины, и семикратно было ее облачение из звезд, и полностью покрывало ее.

И когда я это узрел, Филемон сказал:

«Мать, стоящая в высшем круге, безымянная, укрывающая меня и его и защищающая меня и его от Богов: он хочет стать твоим ребенком. Прими его рождение.

Обнови его. Я отделяюсь от него. Холод нарастает, и звезда его сверкает ярче».

Сам Юнг ввел в психологию понятие Анимы — женской фигуры в психике мужчины. Без сомнения, Верховная Жрица не исчерпывает всех аспектов Анимы. Мы видим женские образы во многих арканах Таро. Но именно здесь Анима предстает в той роли, которую особо выделял Юнг, — мистической тропы, проводника к высшим уровням бытия.

Картина Н. К. Рериха «Ведущая» (вариант 1944 года). Фрагмент.

Юнг писал, что Анима есть архетип, находящийся на границе между личным и коллективным бессознательным. Фактически Юнг заново открыл гностическую идею: главная задача Вечной Женственности — связь двух берегов. Парадокс Анимы в том, что она одновременно проводница к вершинам духа и сам путь к ним.

Но, зная о величии этого архетипа, нельзя недооценивать теневую сторону Анимы. Даже великому «философу Софии» Владимиру Соловьеву в первый раз София приходила под маской демона. Одно из соответствий Жрицы — Артемида, и это воистину грозная богиня.

Потому горе тому, кто сорвет завесу раньше времени; горе тому, кто забудет принципы священного равновесия и не уравновесит вертикальную чистую духовность пути Гимел горизонталью материального земного пути Далет, а небесную любовь Жрицы — земной любовью Императрицы. Тогда в лучшем случае человек станет подобен призраку, прозрачному и выхолощенному, а в худшем — сойдет с ума.

Мы говорили в основном о позитивных сторонах пути Гимел, однако не следует забывать, что любой архетип амбивалентен. Здесь мы вспомним судьбу несчастного Актеона, который, увидев наготу Артемиды, превратился в оленя и был растерзан своими же собаками. Символизм этого мифа очевиден: соприкоснувшись с силами второго аркана, человек теряет связь с землей, его инстинкты оказываются отделенными от сознания, как собаки Актеона от хозяина, результатом чего оказывается безумие или гибель. Об этой же опасности предупреждает и мифологема покрывала Исиды, согласно которой всякий снявший покрывало — обречен.

Будучи разорван на части, Актеон является символом сознания, которое разорвано, расщеплено в состоянии шизофренического психоза (собственно, само слово шизофрения переводится как «расщепление личности»). Карл Юнг приводит пример студента, который сошел с ума и среди ночи с ножом в руках пытается взять штурмом обсерваторию, поскольку «небо зовет его». Очевидно, что человек, не привыкший ценить символическое и метафорическое само по себе, фатально привязанный к буквальным и конкретным интерпретациям, слишком материальный — не в состоянии правильно истолковать переживание Гнозиса, которое открывается ему за покрывалом Исиды. Расплата за слишком раннее снятие вуали — безумие.

Ужас вершины прекрасно передан в стихотворении Иосифа Бродского «Осенний крик ястреба». Летящий в небе ястреб попадает в воздушный поток, несущий его в бездну небес. И там, под давлением безразличного холода иных миров, ястреба разрывает на части. И начинается зима. Метафора холода, зимы, льда — одно из важнейших теневых значений второго аркана. Потому Верховная Жрица в ее реальности чистого света очень часто предстает в ипостаси Снежной Королевы, предлагающей собрать слово «вечность» из кристаллов льда.

Еще одна опасность второго аркана — отрыв от материи. Очень часто человек, начинающий духовную практику, после переживания Гнозиса перестает придавать значение вопросам окружающей реальности. Оторвавшись от материи, такой «псевдогностик» рискует превратиться в то, что Юнг уничижительно определял как «голову с крылышками», а Кроули называл «элементальным человеком». Поэтому нельзя забывать, что, сколь бы высоким и прекрасным ни был мир, открываемый нам Исидой, она всегда должна быть уравновешена материальным началом, которое символизирует аркан Императрица. И об этом — следующая глава. 

castalia.ru


Смотрите также