Когда праздник рождество пресвятой богородицы в 2019


Рождество Пресвятой Богородицы 2019

Рождества Пресвятой Богородицы – один из двенадцати главнейших праздников православной церкви, который почитают и отмечают все представители христианской веры в мире. Какого числа выпадает праздник в 2019 году? Как правильно его встретить и провести?

Богородица, она же Дева Мария, согласно Евангелии, является матерью Иисуса Христа. В церковно-славянских писаниях ничего не сказано ни о дате её рождения, ни о месте, где она появилась на свет. Но есть информация о родителях Пресвятой Марии, которых звали Иоаким и Анна.

Дожив до весьма почтенного возраста, эта супружеская пара так и не смогла зачать детей. Но случилось чудо. Им явился Ангел с радостной вестью о том, что они на старость лет всё-таки смогут сполна ощутить родительские чувства и передать всю скопившуюся за жизнь любовь, младенцу, который у них родиться. Так на свет появилась девочка Мария, которая с ранних лет посвятила себя служению Богу. Именно ей в последующем была уготована судьба стать Божьей Матерью, которую до сих пор с восхвалениями и почестями вспоминает не только православная, но также и католическая церковь.

Такая вот краткая история праздника Рождества Пресвятой Богородицы, согласно информации из библейской литературы, в частности из Евангелия.

Не имеет смысла каждый раз заглядывать в православный календарь, дабы узнать какого числа отмечается Рождество Пресвятой Богородицы. Ведь этот праздник относится к категории непереходящих (фиксированных) и из-года в год выпадает на одну и ту же дату – 21 сентября. Католики отмечают этот день немного раньше, а именно – 8 сентября. Другое название данного праздника – Вторая Пречистая.

Любой праздник, неважно церковный он или светский, вынуждает хозяев, как минимум навести порядок в доме: прибраться, постирать и вынести из помещения всё ненужное.

Рождества Пресвятой Богородицы проходится в пост, поэтому на столе должны быть только постные яства. Среди них:

  • морепродукты,
  • рыбный или грибной суп,
  • блюда из фасоли,
  • салаты с подсолнечным маслом,
  • пироги с постной начинкой,
  • овсяный кисель,
  • хлеб домашней выпечки.
  • В старину в этот день было принято молодожёнам идти в гости к родителям (свекрови и тестю), дабы установить или укрепить уже имеющиеся доброжелательные отношения между членами семьи.

Также одной из традиций празднования было зажжение свечи в доме, свет которой олицетворял добро, успех и счастье.

Таблица православных праздников сентября

11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи
19 сентября Воспоминание чуда Архистратига Михаила
21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы (однодневный пост)
27 сентября Воздвижение Честного Креста Господня (однодневный пост)
30 сентября Мучеников Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

Рождество Пресвятой Богородицы считается днём всемирной радости. Поэтому православная церковь призывает всех верующих в этот день избегать физического труда и посвятить его молитве. Рекомендуется быть лояльным к ближнему своему во всех своих всех делах и помыслах. В это день не следует браниться, клеветать и наговаривать на врагов.

Издревле в этот праздник обращали внимание на множество нюансов в окружающей природной среде, которые расскажут о перипетиях и капризах погоды в дальнейшем. Было подмечено следующее:

  1. Гром в этот день – к тёплой осени.
  2. Хмурое небо с дождём в течение дня – зима будет холодной.
  3. Обилие паутины к затянувшейся тёплой осени.
  4. Листья каштана до этого дня не опали – снег будет поздно.
  5. Утренняя роса на траве – значит, иней появится ровно через месяц.
  6. Ветряный день – к малоснежной, но с суровыми ветрами зиме.
  7. Традиционно в день Рождества Пресвятой Богородицы женщины, которые не могут забеременеть, идут в церковь с молитвой о том, чтобы Дева Мария подарила им ребёнка.

На Руси у православных день Пресвятой Богородицы считался датой окончания сбора урожая (праздник урожая). Деву Марию благодарили за щедроты, которые подарила матушка земля. Поэтому дома накрывали богатый стол из разносолов нового урожая. Примечательно то, что простонародье этот день ещё называли Обжинки или Госпожинки.

2019gd.ru

Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году

Для всех христиан праздник Рождества Пресвятой Богородицы, отмечаемый в 2019 году – первая великая дата нового православного церковного года. Историю о чуде рождения Пречистой Девы, традиции, обряды, а также приметы праздничного дня читайте в статье.

Чудесное рождение

До сих пор в церковных кругах ведутся дискуссии в каком городе родилась Мария. Одни утверждают, что рождение Богородицы случилось в Иерусалиме, другие – называют местом рождения Девы город Назарет.

Митрополит Ростовский, Святитель Дмитрий (1651-1709) считал, что чудо рождения Богородицы свершилось в Назарете. Поэтому православные верующие в России именно этот город считают местом появления Богоматери на свет.

В Писании нет истории, описывающей рождение Богородицы. Подробности чудесного события отражены в апокрифическом тексте, датируемым II веком н. э.

Благочестивые Иоаким и Анна, родители Марии, проживали в Назарете. Несмотря на благочестие и праведную жизнь семейная пара была бездетна. Седина посеребрила их волосы и люди говорили, что надежды уже не осталось. Однако супруги не теряли веру, они приносили дары и молились Богу о ниспослании ребенка. Один раз, принося дары, Иоаким услышал обидное замечание о своей бездетности. Он сильно переживал и от горя пожелал уйти в пустыню, чтобы там соблюдать пост и читать молитвы.

Его жена Анна еще больше стала молиться и Господь внял ее просьбам. Во время молитвы к Анне снизошёл Ангел. Он принес ей весть о скором зачатии и рождении дочери, которую нужно назвать Мария. Возрадовалась Анна и пообещала, что если у нее появится дочь, то жизнь ее будет посвящена Господу.

Ангел принес эту добрую весть мужу Анны, Иоакиму, и повелел ему отправляться в Иерусалим, чтобы встретить там жену. Благочестивый Иоаким не стал медлить. Он направился в Иерусалим и там, в указанном Ангелом месте, его действительно ждала Анна. Супруги не могли сдержать радости и открыли друг другу чудо пришествия Ангела и его слова о скором рождении дочери.

Спустя девять месяцев, вернувшись в Назарет, Анна действительно дала жизнь дочери, назвав ее Мария. Через год праведный Иоаким пригласил старейшин и священников на торжественный пир. Подняв Марию, дочь свою, он попросил всех присутствующих дать ей благословение.

Дата праздника

Когда же отмечают в 2019 году Рождество Пресвятой Богородицы? Празднование имеет утвержденную, фиксированную дату и ежегодно православные верующие почитают чудо рождения 21 сентября. Католики в 2019 году отметят день Рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября.

Как отметить праздничный день

Великий православный праздник, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы, имеет свои устоявшиеся традиции. В честь праздничной даты в церквях проводятся торжественные службы и славится не только рождение Святой Девы, но также неугасаемая вера родителей Марии в Господа.

Утро праздника должно начинаться с посещения храма, где прослушав проповедь священника, можно помолиться. Считается, что бездетные пары, вознося молитвы и прося о ниспослании ребенка на Рождество Пресвятой Богородицы, будут услышаны. Кроме того, все мамы просят Пречистую о здоровье детей и благополучии семьи.

Вернувшись домой, следует украсить иконы, приготовить угощения и отметить торжество в кругу родных, прославляя чудесное рождение Пречистой Девы.

Сохранились народные традиции, связанные с Рождеством Пресвятой Богородицы. В 2019 году, как и много веков назад, славяне отмечают Осенины (Госпожинки). Дело в том, что каждый христианский праздник, его традиции тесно переплелись с народными праздничными датами и их многовековыми обрядами.

В конце сентября на Руси народ праздновал день урожая, встречу осени, осеннее равноденствие. До восхода солнца женщины и девушки собирались в группы и шли к реке или озеру. С первыми солнечными лучами они поднимали хлеб, благодаря за урожай, пели песни, посвященные приходу осени.

Вся деревня подключалась к празднику: устраивалось застолье, проводились игры и соревнования среди молодежи, водились хороводы. Принято было наносить визиты молодоженам с песнями и подарками. Женихи засылали сватов к своим избранницам, проводились смотрины невест и женихов. Если был собран богатый урожай, то празднование длилось в течение недели.

Что же можно делать в 2019 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы? Кроме посещения церкви, подготовки к проведению застолья следует непременно поздравить мать, свекровь, попросить прощение и благословение.

Издавна в народе Рождество Богоматери считается женским днем. Прекрасную половину человечества чтут, как хранительницу домашнего очага и продолжательницу рода людского.

На Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году соблюдается пост, а значит, для верующих накладываются ограничения в еде. Аскеза не является строгой, поскольку рождение Девы Марии – великий и светлый церковный праздник.

Что же можно есть верующим на Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году? Под категорический запрет попадает мясо и крепкие алкогольные напитки. Можно употреблять вино, но в весьма ограниченных количествах.

Традиционными кушаньями, как и во время других постных дней, остаются каши, блюда из картофеля. Можно подавать рыбу. Дополнить праздничный стол могут: блюда с грибами, овощные салаты, фрукты.

Основной акцент в пост на Рождество Пресвятой Девы церковь делает не на еду, а на очищение души христианина. При соблюдении аскезы следует, в первую очередь, поститься духовно, искореняя грешные помыслы.

Запреты и ограничения

Что запрещено на праздник Рождества Пресвятой Богородицы в 2019 году? Верующим нельзя в праздничный день заниматься не только тяжелым физическим трудом, но и работами по дому. Следует все домашние дела переделать накануне светлого праздника. Кроме того, существуют следующие запреты:

  • Сметать на пол хлебные крошки и выбрасывать недоеденную пищу. Все нужно собрать и отдать животным.
  • Заниматься рукоделием.
  • Конфликтовать, вступать в споры, кричать.

Поскольку Рождество Пречистой Девы великий праздник и день соблюдения поста, то желать зло ближним считается большим грехом. Не только поступки, но и мысли должны быть “чистыми”. Накладывается запрет на плотские утехи, азартные игры, алкоголь.

Народные приметы о погоде

Для того чтобы узнать какая будет погода этой зимой воспользуйтесь народными приметами. Если в 2019 году на Рождество Пресвятой Богородицы дождливо, то осадки будут продолжаться всю осень, а зима будет снежной.

Существуют и другие погодные народные приметы:

  • Парящие высоко в небе птицы – теплая осень, мягкая зима. И наоборот, если птицы прижимаются к земле – холода наступят быстро, зима будет суровой.
  • Туманное утро – жди дождь.
  • Погожий, теплый день – весь октябрь продержится хорошая погода.
  • Чистое звездное небо накануне праздника – осень будет холодной, без осадков.
  • Если утром на траве роса – в течение месяца ожидаются заморозки.
  • Роса быстро высохла – малоснежная зима.
  • Сильный ветер – холодная зима с сильными морозами.

Великий праздник Рождества Пресвятой Богородицы в сентябре 2019 года откроет новый церковный год. Обязательно посетите храм и помолитесь Заступнице о здоровье детей и близких вам людей. Бездетные пары просят Святую Деву о зачатии и молитвы их не останутся безответны. Пригласите родственников на постный семейный обед. Проявите милосердие и раздайте часть праздничных кушаний бедным, больным. Проведите праздник в хорошем настроении, без гнева и с чистыми мыслями. Этим вы привлечете достаток и гармонию в свою семью.

novyjgod.com

Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году – 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы в 2020 году – 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы в 2021 году – 21 сентября

О Рождестве Пресвятой Богородицы не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

История о Рождестве Пресвятой Богородицы

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: “Из Назарета может ли быть что доброе?”

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна – из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некого Рувима жесткий укор: “Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!” От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: “Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария.”

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: “Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!”

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: “Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену.”

Святой Иоаким немедля отравился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Зачатие святой Анной празднуется Церковью 9-го декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит католическая церковь, которая в 19 веке провозгласила догмат “Непорочного зачатия.” Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Триденском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий 9-ый возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом – от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, “из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения.”

В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Мы приведем только мнение проф. Киевской Духовной Академии, прот. И. М. Скворцова, сказавшего: “Евангелие свидетельствует, что Св. Дух нисшел на Св. Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее – свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Св. Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа*** (фраза не закончена). Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-х летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное.”

Епископ Александр Милеант

Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов. Рождество Богородицы день открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается   появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, которая станет той Дверью, через которую явится Спаситель Мира Христос.

Рождение Богородицы. Сербская песня

Тропарь Рождества Богородицы , глас 4

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный. Рождество Твое Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева – от смерной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Рождество Богородицы

«Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь!». Рождество Пресвятой Богородицы

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим -Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

– Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!… У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем, и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Рождество Пресвятой Богородицы – не давнее событие, а чудо вечности

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Несколько дней тому назад мы с вами по милости Божией вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – Рождество Пресвятой Богородицы.

Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви.

Не случайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, мы называем ТАИНСТВАМИ.

Сами мы, своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной. Но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду.

В жизни церковной есть много тайн, но одна из них постоянно открывается верующим. Мы входим в общение с ней не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении.

Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться сокрытой. Для того чтобы по-настоящему соприкоснуться с ней, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, кто были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных и кончая подвижниками нашего времени.

Творцы богослужения, в полном согласии со всеми отцами и учителями Церкви, говорят нам о том, что человек создан для Вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им вечную память. Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей Вечной Памяти: ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти.

А мы постоянно забываем об этом. Отягощенные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего мы созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом, – ДОБРОДЕТЕЛЬ.

Все же остальное отметается и бросается в огонь – во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец: «В начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых и для них оно вовсе не существует»(1).

Воистину существует только жизнь в Боге и то, что идет по пути стяжания Царства Божия в нас.

Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всей земной тварью, потому что тело это Господь создал, персть взем от земли (Быт. 2,7), а своей душой он соединен с Горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и Небесного. «В творении его, – говорит Григорий Богослов, – художническое слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимая и видимая природа; созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на землю иного Ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцательной»(2).

Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертью упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к Вечной жизни. Он даровал и нам вечную память, и не только нам – верящим в Него, но и всей видимой твари.

Поэтому задача человека состоит в том, чтобы, очищая от греха свою душу, поднять и одухотворить также и вещество, из которого создано его тело, сделав его достойной обителью бессмертной души. Святые отцы говорят, что в день последнего воскресения предстанут пред Господом не только наши души, но вместе с ними и наши воскресшие тела. И в этой земной жизни, в своем восхождении к Богу человек может идти только путем, который указан ему Господом, поставившим его на грани двух миров. Только в общении с этими обоими мирами и вместе с ними может человек здесь, на земле, служить Богу. Об этом нам постоянно напоминает Святая Церковь в своем богослужении.

Недавно мы с вами совершали новогоднюю службу. Мы приносили в этот день хвалу Господу не только от себя, но и от всего мира видимого и невидимого, с которым мы соединены по телу и по душе.

Об этом ясно говорится в каноне этого дня: Вся дела Твоя, Господи, небеса, земля, свет и море, воды и вси источницы, солнце же, луна и тьма, звезды, огнь, человецы и скоти, со ангелы восхваляют Тя. (3)

Тот, кто верит, что слова эти соответствуют действительности и что в богослужении мы воистину соединяемся с обоими мирами, тот понимает, какая великая тайна заключена в православном богослужении.

Тайна эта состоит не только в том, что здесь уничтожается грань между человеком и всею тварью – небесною и земною, грань, которую мы так ясно ощущаем, живя в этом привременном мире, но также и в том, что через богослужение мы преодолеваем и самые границы времени текущего естества и входим в мир вечности. Стало быть, в богослужении нет ничего временного, но все живет в вечности.

Обычно смысл празднования того или иного события из жизни Иисуса Христа или Божией Матери мы видим в том, чтобы пойти в храм, прослушать там Евангелие и песнопения, рассказывающие о событиях, совершившихся когда-то очень давно, вспомнить об этих событиях. Так можем мы отнестись и к сегодняшнему празднику, церковное предание говорит нам о том, что около 2000 лет тому назад Пресвятая Дева родилась в галилейском городе Назарете от престарелых родителей – праведных Иоакима и Анны. Оно повествует, что Своим рождением Дева Мария разрешила узы их неплодства и доставила им великую радость. Об этом рассказывают нам песнопения сегодняшнего дня, и, по-видимому, весь смысл праздника сводится к тому, чтобы вспомнить об этих событиях.

Но если мы обратимся к тексту самих песнопений и постараемся вникнуть в смысл того, что говорят их творцы, то убедимся, что такое отношение к празднику свойственно только людям внешним, не понимающим тайн церковной жизни. В действительности песнопения праздника говорят совсем иное. В стихирах сегодняшней вечерни мы слышали: Днесь неплодная врата отверзаются и дверь девическая Божественная предгрядет… Днесь всемирных радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство, и наконец: Днесь неплодная Анна рождает Богоотроковицу (4). Что же означает это днесь? (днесь разрешается неплодство, днесь Анна раждает Богоотроковицу). Есть ли это только приемы образной, поэтической речи или в этих словах заключается какой-то иной смысл?

Если рассуждать с точки зрения мудрости века сего, то утверждение реального смысла этих слов является безумием. Ведь все это совершилось когда-то очень давно. Но для тех, кто мудрствует духовная (см.: Рим. 8, 5), все, что совершилось нас ради человек и нашего ради спасения не только произошло во времени, но и в вечности пребывает.

Поэтому, когда мы слышим сегодня, что ныне Дева Чистая от Анны происходит (5) , – нам открываются врата вечности.

Богослужение сегодняшнего дня говорит нам о том, что рождение Пресвятой Девы было радостью не только для Ее родителей и родственников, живших в Назарете, но стало всемирною радостью, что оно разрешило неплодство не только святых праведных Иоакима и Анны, но в нем естества нашего разрешается неплодство и рождается плод живоносен миру (6).

Богослужение открывает нам, что Рождество Богородицы имело значение не только для живших в те дни в Назарете, но совершилось нас ради человек и нашего ради спасения, что с рождением Ее жизни рождается днесь мост (7) , вводящий нас в вечность.

Прославляя Господа, мы каждое славословие заканчиваем словами: ныне и присно и во веки веков. Этими словами Святая Церковь говорит нам о том, что богослужение, которое мы совершаем ныне, будет совершаться и присно и во веки веков, потому что уже и сейчас оно совершается в вечности и приобщает нас к Вечной жизни.

В этом и заключается великая тайна богослужения, которую открывает нам Святая Церковь.

Отнимите от богослужения его сокровенный смысл, заключенный в словах ныне и присно и во веки веков, и для нас закроется текущий в нем источник Вечной жизни, вы навсегда останетесь оторванными от того, что было и ушло в безвозвратное прошлое, ибо никто из людей не может присутствовать при рождении своей матери или своего отца. Но мы знаем, что лучшие из наших подвижников, те, которые были творцами богослужебных песнопений и канонов, пили из этого источника Вечной жизни. Они на опыте познали, что богослужение открывает нам познание вечности.

И для нас, грешных, самое главное (и об этом нужно помнить всегда) заключается в том, чтобы прикоснуться к этому источнику познания, который открывается нам через тайну богослужения.

А для этого, пока еще вы здесь, на земле, с верою, благоговением и страхом Божиим воспринимайте все то, что вы видите и слышите в храме, – все, что совершается, поется, читается за богослужением.

И когда мы снова ныне входим в годовой круг богослужения, будем помнить, КТО мы и к ЧЕМУ ПРИЗВАНЫ.

И по мере вхождения в него нам будет все больше открываться великая тайна вечности.

Святая Церковь верит, что мы не одни совершаем богослужение, что вместе с нами молятся и славословят Господа Ангельские Силы и вся Небесная Церковь. Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, – воспеваем мы Великим постом на Преждеосвященных литургиях.

И не только в эти великие дни, но и во все дни церковного года, за каждой Литургией, перед малым входом, священник молится: Сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих Твою благость. Именно отсюда, из этого соприсутствия и сослужения с нами уже достигших вечности и живущих вечной жизнью в Господе ангелов и святых, рождается и в нас стремление в вечность.

Поэтому во время Божественной литургии священник после принесения Господу благодарственной службы о всех святых и изрядно о Пресвятей, Пречистой, Преблагословенней Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии поминает живых и усопших и молится, чтобы Господь помянул их в Царствии Своем, то есть приобщил их к Вечной Своей Памяти, которая и есть Царство Божие.

Из этого нам должно быть ясно, что совершаемое здесь, на земле, богослужение есть не что иное, как последовательное раскрытие во времени тайн вечности. А для каждого из нас, верующих, оно есть путь, ведущий нас к вечной жизни.

Поэтому и праздники церковные представляют собою не случайное собрание памятных дней, но сияющие в нашем временном мире точки вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному духовному порядку. Точки эти сменяют друг друга в определенной последовательности, они связаны друг с другом, как ступени единой лестницы духовного восхождения, так что, стоя на одной из них, мы уже видим свет, озаряющий нас с другой ступени. Вот и сегодня – чтение канона сопровождается пением Воздвиженской катавасии Крест начертав Моисей. Казалось бы, она не имеет отношения к сегодняшнему дню, но на самом деле это не так. Она говорит нам о неразрывной духовной связи следующих друг за другом церковных праздников.

Это свет Воздвижения, который озаряет нас издалека, так что уже сегодня мы начинаем входить в него.

Тайна богослужения есть величайшая из тайн Церкви. Сами мы не можем сразу постигнуть ее. Но мы знаем, что она была открыта великим и величайшим из угодников Божиих. Поэтому, входя в их опыт через те молитвы и песнопения, в которых они его запечатлели, прося их помощи и молитв за нас грешных, можем и мы постепенно начать прикасаться к этой великой тайне.

И по мере того как через это будут в нас рождаться и возрастать элементы вечности, мы по-иному, чем теперь, будем относиться и к нашей временной жизни. Мы поймем тогда, что она есть только путь, ведущий нас от дольнего к горнему, от временного к вечному.

И тогда, уходя из этой жизни, мы, может быть, сподобимся Вечного Царства, уготованного Господом для тех, кто уже здесь, на земле, начал входить в Его Вечную Память, которая есть величайшее достижение для человека, идущего от дольнего к горнему.

(1) Святитель Афанасий Великий. Слово на язычников 2 // Творения. Ч. 1. С. 127. (2) Святитель Григорий Богослов. Слово 38. На Богоявление или Рождество Спасителя // Творения. Ч. III. С. 9-200. (3) Служба 1 сентября. Канон индикту. Песнь 9-я. (4) Служба Рождества Пресвятой Богородицы: на Господи, воззвах стихиры 4,5,6-я. (5) Там же. Канон 2. Песнь 4-я, 2-й тропарь. (6) Там же. Икос.

(7) Там же. Канон 1. Песнь 1-я, 3-й тропарь.

(† 1941)

www.pravmir.ru

Как отмечается Рождество Пресвятой Богородицы?

Рождество Пресвятой Богородицы относится к числу двунадесятых церковных праздников, то есть двенадцати наиболее важных после Пасхи.

Когда празднуется Рождество Пресвятой Богородицы в 2019 году?

Когда отмечается праздник? Православная церковь отмечает Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября (8 сентября по старому стилю), католическая – 8 сентября.

История праздника Рождество Пресвятой Богородицы

История праздника такова. У благочестивых супругов, Иоакима и Анны, долгое время не было детей. Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве принести Богу жертву, так как Иоаким «не создал потомства Израилю», тот удалился в пустыню, а его жена осталась дома.

В это время им обоим явился Ангел, возвестивший, что Бог услышал их молитвы, и у них появится ребенок, о котором будут говорить во всем мире. Вскоре у Иоакима и Анны родилась дочь Мария, которую супруги решили посвятить Богу. Об этом рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова».

Ей была отведена важная роль в осуществлении божественного плана спасения человечества. Это невероятно дорогой образ для каждого верующего. Божью Матерь называют Пречистой Девой, Заступницей, Милостивой, Благодатной, Всех Скорбящих Радостью, Скоропослушницей, Отрадой и Утешением.

Рождество Пресвятой Богородицы стали отмечать в конце VI – начале VII веков в Византийской империи, а затем и в Риме. В православных храмах в этот день совершаются праздничные богослужения.

В иконописи сложилась определенная традиция, согласно которой изображается икона «Рождество Пресвятой Богородицы». На ней мы видим Анну, Иоакима, новорожденную Марию и других библейских персонажей.

К этой иконе обращаются верующие с самыми разными просьбами: о спасении души, избавлении от соблазнов, исцелении от различных недугов. Икона также помогает бездетным семейным парам.

Как проходит празднование Рождества Пресвятой Богородицы?

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы верующие не соблюдают пост, им разрешается употреблять любую пищу. В этот день в старину устраивались народные гулянья. Хозяйки пекли хлебцы, на которых выдавливали буквы «Р» и «Б», что означало «Рождество Богородицы». 

На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая. С Рождеством Пресвятой Богородицы также связано множество примет. По погоде в этот день судили о том, какой будет погода осенью и зимой. В народе говорили, что если в этот день птицы поднимаются в небо, то осень еще далеко, а если жмутся к земле, то зима будет холодной.

www.prazdniki-na-nosu.com


Смотрите также