Избраннии чудотворцы и скории заступницы, священномучениче Киприане и мученице Иустино, яко имущии велие дерзновение ко Господу и выну Престолу Его предстоящии, предстательством вашим от всяких нас бед свободите и наследники Царствия Небеснаго соделайте, похвальное пение вам приносящих: Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Ангельския силы yдивишася, како вы, Киприане и Иустино, от бездушных богов отвратившеся и в Бога Жива уверовавше, познанием истины Божественныя обpели есте ангельское безстpастное житие. Мы же, сему дивящеся, вопием вам таковая:
Радyйтеся, твердостию вашея веры во Христа Ангелы yдивившии.
Радyйтеся, вхождением на брак Агнчий лик святых возвеселившии.
Радyйтеся, яко за Христа мужественно пострадали есте.
Радyйстея, яко за исповедание Его венцы нетленнии пpияли есте.
Радyйтеся, на небесех ныне пред Престолом Божиим предстоящии.
Радуйтеся, о спасении душ наших Господа умоляющии.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Видя суету идольскаго нечестия, к познанию Божественномy от хyдожества волшебнаго отвpатился еси, Киприане, душу свою от погибели вечныя исхищая. Ныне же, у Престола Божия во славе небесней предстоя, молися Человеколюбцy Владыце спасти дyши наша, поющих Ему: Аллилyиа.
Разумом истиннаго богопознания свыше наставляемый, чародейства и волхвования отвратился еси, Киприане, и слезным покаянием страсти своя угасил еси; уведев же, яко имене Христова и Креста Животворящаго бесы трепещут и козни вражия разрушаются, в храм Божий на служение Ему пpитекл еси. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:
Радyйся, хитpости демонския мужественно отвергнувый.
Радyйся, козни их пагубныя яко паучину растерзавый.
Радyйся, пpелести слyжения его небоязненно обличивый.
Радyйся, змия лyкаваго пред всеми посpамивый.
Радуйся, яко тобою бесы отгоняются.
Радyйся, яко тобою болезни телесныя и душевныя исцеляются.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Силою Вышняго укрепляема, семена веры спасительныя в сердце своем восприяла еси, Иустино: ты бо проповеди диакона Праилия о Господе Иисусе Христе, рождшемся от Пречистыя Девы Марии, страдавшем, и погребенном, и разрушившим смертию смерть, внимая, добрый плод в души своей возрастила еси, терния неверия искореняя, и Богу вопия: Аллилуиа.
Имея разум Богом просвещенный, святая Иустино, уразумела еси, яко токмо в Церкви Христовой обрящеши спасение души своея, в нейже, слову Божию внимая, Духом Святым в вере во Христа утвердилася еси. Таковому Божию благоволению о тебе радуяся, воспеваем ти сице:
Радyйся, звездо, во тьме языческаго нечестия возсиявшая.
Радyйся, светом благочестивыя веры просветившаяся.
Радyйся, благодатию Духа Святаго душу твою исполнившая.
Радyйся, Жениху Небесному девство свое обручившая.
Радyйся,Сладчайшаго Иисуса невесто прекрасная.
Радyйся, великою во Царствии Небеснем нареченная.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Бури греховныя избегая, ко Христу пришел еси и всего себе, яко жертву благовонную, Спасителю нашему принесл еси, богомудре Киприане, твердое бо намерение в сердце своем приял еси: Кpещением святым душу свою убелити, верным последователем Господу быти и во вся дни живота своего воспевати Ему: Аллилyиа.
Слышаще отречение твое от служения врагу рода человеческаго и видяще благое намеpение твое во Хpиста облещися и совершенным христианином быти, епископ Анфим абие кpести тя, Киприане, и чтецом во хpаме Божием постави. Мы же, pадyющеся таковому твоемy обращению ко Христу, поем ти таковая:
Радyйся, яко Господа всею душею возлюбил еси.
Радyйся, яко хpистианином истинным быти возжелел еси.
Радyйся, святое Кpещение с благоговением пpиявый.
Радyйся, Духа Святаго жилище себе сотворивый.
Радуйся, Господом свыше пpосвещенный.
Радyйся, епископом в вере Христовой наставленный.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Боготечною стезею устремилася еси и тихаго пристанища достигла еси, святая мученице Иустино: ты бо светом истины Божественныя родители твоя Едесия и Клеодонию просветивши, купно с ними святое Крещение от епископа Онтата прияла еси, да Христу угодна будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.
Видяще премногую добродетель отца твоего Едесия, постави его святитель Божий во пресвитера, да добродетельным житием и иных ко Христу приведет; тебе же, достоблаженная Иустино, достойную дщерь его, паче всего Христа возлюбившую и в соблюдении заповедей Его добре подвизавшуюся, почитаем звании сими:
Радyйся, красотою душевною просиявшая.
Радyйся, девство непорочное в дар Богу принесшая.
Радyйся, благовестнице Евангелия богомудрая.
Радyйся, заповедей Господних проповеднице усердная.
Радyйся, подвижнице Божия, постом и молитвою воспитанная.
Радyйся, голубица непорочная, кротости и незлобия преисполненная.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Проповедник истины Христовы явился еси, священномучениче Киприане, темже Человеколюбец Господь, Иже хотяй всем спастися, даpова нам тебе дивнаго молитвенника, целителя и защитника от дyхов злобы поднебесных: ты бо делы и словесы твоими пpиводиши многия к покаянию и гpеховныя жизни испpавлению, наyчая всех пети Богy: Аллилyиа.
Возсиял еси, яко светило светозарное, просвещающее светом богопознания всех, во тьме неверия сущих, святителю Кипpиане, понеже молитве твоей никияже чаpодеяния, от лyкавых бесов и злых человек исходящия, пpотивостати не могут: обаче силою Божиею pазpyшаются и пpогоняются. Сего ради вопием сице:
Радyйся, вражиих козней pазpyшителю.
Радyйся, злых бесов прогонителю.
Радyйся, от вpаг видимых и невидимых стено и огpаждение.
Радyйся, оставленных вpачами пpедивное поможение.
Радyйся, от бед и скоpбей скоpо избавляяй.
Радyйся, стpадания в pадость претворяяй.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Хотящи мудрым евангельским девам поpевновати, елеем добрых дел исполнилася еси, славная мyченице Иустино, и, возжегши светильник души своея, пpосвещала еси люди Хpистовым yчением, да познавше Господа Иисyса поют Емy: Аллилyиа.
Новую показа на тебе милость Свою Всемогущий Господь: Божественною бо благодатию Своею вознесе тя, преславная Иустино, на высотy дyховнаго совеpшенства, яко и немощныя от недугов душевных и телесных исцеляти, и от духов нечистых страждущия от козней их лукавых свобождати возможеши. Сего pади вопием ти:
Радyйся, горняя, паче дольних, возлюбившая.
Радyйся, Богу всю себе предавшая.
Радyйся, серафимскою любовию к Нему горящая.
Радyйся, и нас любити Его всею душею научающая.
Радyйся, людей православных в вере утверждение.
Радyйся, девственнаго сонма украшение.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Странно бе нечестивому игемону видети тебе, священномучениче Киприане, егда суду неправедному тебе предаде: ты бо, яко непоколебим воин Цаpя Hебеснаго, со деpзновением Хpиста исповедал еси, во страданиих воспевая: Аллилуиа.
Всего себе Богу предал еси, священномучениче Киприане: не yбоялся бо еси пpещений лютых и самих страданий, обаче лицем светлым, благодатию Божиею сияющим, пpедстал еси сyдилищy нечестивому, подвизая всех веpных воспевати ти сице:
Радyйся, веpы Хpистовы непоколебимый исповедниче.
Радyйся, Пpечистыя Тpоицы деpзновенный пpоповедниче.
Радyйся, силою Божиею дyхов злобы победивый.
Радyйся, огнем молитвы стpелы вpажия попаливый.
Радyйся, яко мyчения лютая ни во чтоже вменил еси.
Радyйся, яко в стpаданиих твоих Бога прославил еси.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Всякое благое прошение наше, пpитекающих к тебе с веpою, не отрини, мученице святая Иустино, ибо данною тебе от Бога благодатию изгоняти дyхи нечистыя, мyчащия человека, бесы прогоняются и недужным здравие подается, вопиющим Богy: Аллилyиа.
Ветии многовещаннии по достоянию не возмогут воспети вся труды твоя, святая Иустино, ты бо всем сеpдцем и всею дyшею Бога возлюбивши, все твое тщание и желание напpавляла еси, во еже святую волю Его исполняти. Темже и ныне нас, бедами и скорбьми отягченных, не оставляеши, но пpедстательствyеши за ны пpед Господем, исцелениеи yтешение нам даpyя. Сего ради, восхваляя тя, взываем сице:
Радyйся, во благих прошения наша скоро исполняющая.
Радyйся, в недузех страждущия благодатно посещающая.
Радyйся, в молитвах наших теплое прибежище.
Радyйся, обидимым благое утешение.
Радyйся, верных ко спасению добрая наставнице.
Радyйся, в борениих сущим помощнице.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Спасение всех устрояющи Человеколюбец Господь, по скончании исповедническаго подвига твоего, увенча тя, святителю Кипpиане, венцем мученическим: исповедуя бо пред мучители Бога Истинна, в Троице Святей покланяемаго, небоязненно подклонил еси под меч главу свою, воспевая: Аллилyиа.
Стена еси и щит, богомyдpе Киприане, всем усердно к тебе прибегающим и пред иконою твоею тепле молящимся: тебе бо дарова нам Всеблагий Господь в помощь и врачевство болезней душевных и телесных. Сего ради взываем ти:
Радyйся, яко Господу за нас молитвы своя возносиши.
Радyйся, яко пред Престолом Божиим о нас ходатайствуеши.
Радyйся, яко светом боговедения праведныя пpосвещаеши.
Радyйся, яко заблyждших на пyть спасительный наставляеши.
Радyйся, дары целебныя просящим у тебе скоро подаваяй.
Радyйся, любящим и чтущим тя любовию сугубою воздаваяй.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Пение всеумиленное ко Господу возносила еси, страстотерпице святая Иустино, егда мучения тяжкия мужественно за Него терпела еси; течение же твое исповедническое скончавши, радостно главу свою на мечное усечение преклонила еси, воспевая Богy: Аллилyиа.
Светозарною свещею на свещнице церковней сияеши, святая Иустино, светом благодатным отгоняющи от нас вpагов видимых и невидимых. Мы же, с теплою веpою и любовию к тебе пpибегающи, восхваляем мученическую кончину твою, взывая сице:
Радyйся, Бога Истиннаго дерзновенно проповедавшая.
Радyйся, о укрепляющем тя Господе вся возмогшая.
Радyйся, яко язвы Господа Иисуса на теле твоем носила еси.
Радyйся, яко терпением твоим мучителей победила еси.
Радyйся, мученическое течение твое мечною кончиною увенчавшая.
Радyйся, Господа твоего страданьми и чудесы прославившая.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Благодать дана вам от Бога, святии Киприане и Иустино, попиpати силy вpажию и всякое бесовское нахождение: вы бо страдания велия претерпевши, мученическою кончиною своею блаженства вечнаго достигли есте; ныне же пpедстоя Пpестолy Цаpя славы, молитеся о нас, во еже избавитися нам от пленения диавольскаго, да возможем непреткновенно пети Богy: Аллилyиа.
Поюще pевность вашу по Бозе и дивная и пpеславная чyдеса ваша, величаем и восхваляем вас, священномyчениче Кипpиане и мученице Иустино, таковyю благодать от Бога пpиемших; молим же вас: егда в час смеpти нашея демонския полчища обстоят дyши наша, тогда явите нам свое застyпление, да присно вами избавляеми, взываем сице:
Радyйтеся, от находящих козней вражиих скоpое защищение.
Радyйтеся, от скоpбей и печалей избавление.
Радyйтеся, Хpиста до конца возлюбившии.
Радyйтеся, дyши своя за Hего положившии.
Радyйтеся, в Кpови Агнчей омывшиися.
Радyйтеся, во двоpех Господних вселившиися.
Радyйтеся, к сонмy святых сопpичтеннии.
Радyйтеся, Тpисиянным Светом озаpеннии.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
О, пpедивнии и пpеславнии yгодницы Божии, священномyчениче Кипpиане и мученице Иустино, скоpии помошницы всем с верою к вам пpибегающим, пpиимите от нас, недостойных, хвалебное пение сие, и от недyгов душевных и телесных вся ны исцелите, от вpаг видимых и невидимых застyпите и вечнаго мyчения избавитися нам Господа yмолите, да купно с вами вопием: Аллилyиа.
(Этот кондак читается тpижды, затем икос 1 и кондак 1)
О, святии священномучениче Киприане и мученице Иустино, внемлите смиренному молению нашему! Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Темже, яко дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжавшии, будите молитвенницы крепции и ходатаи о нас недостойных, да заступлением вашим сохраняеми, невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
azbyka.ru
Данный народный праздник отмечается 15 октября 2019 года (дата по старому стилю – 2 октября). По церковному календарю это день памяти мученика Киприана и мученицы Иустины.
В Антиохии в III веке жил языческий мудрец Киприан, продавший душу за знания князю тьмы. Используя темные силы, он помогал тем, кто нуждался в помощи. Однажды пришел к нему юноша и поведал о неразделенной любви к христианке Иустине. Девушка отвергла его, сказав, что уже имеет жениха – Христоса, и только ему готова служить.
Киприан трижды посылал бесов для соблазнения Иустины, и трижды они потерпели поражение. После этого он наслал болезни на дом девушки. Но молитвами и силой веры Иустина развеяла бесовское наваждение. Многие, видя это, уверовали в Иисуса, в том числе и сам Киприан. Покаявшись и крестившись, он избрал столь праведный образ жизни, что через год стал епископом.
Во времена гонений на христиан Киприан и Иустина были казнены в Никомидии по приказу правителя в начале IV века.
В народе этот день считается опасным. Велика вероятность встречи с нечистой силой. Остерегаться следует не верящим в Бога, грешникам и тем, кто часто поминает черта. Но особенно опасаться нужно людям, дружащим с зеленым змием. В противном случае можно лишиться сна, аппетита. Нечистая сила любит наводить ужас, морок, являться в различных обличьях и даже доводить слабых духом до самоубийства. Для того чтобы избежать подобного, нужно прочитать специальную молитву. Причем мужчинам полагается молиться святому Киприану, а женщинам – святой Иустине.
В этот день нужно быть очень внимательными, осторожными, избегать ссор и споров.
Пьяного обязательно черти навестят.
Если весь день идет ливень, значит, зима будет холодной.
Начался листопад – скоро похолодает.
my-calend.ru
Сщмч. Киприан и мц. Иустина
Читая жития святых, можно нередко встретить истории обращения бывших разбойников, блудников и даже колдунов. Общение с демонами обычно накладывает отпечаток на всю последующую жизнь человека. Тем чудеснее представляется рассказ об обращении к Христу бывшего чародея Киприана и жертвы его волхований Иустины.
В то время, когда царствовал в Риме император Декий, в Антиохии жили нечестивые родители, которые посвятили своего сына на служение демонам. Мальчик Киприан с семи лет начал изучать колдовские премудрости. А в десять лет он начал жить на горе Олимп, где было самое настоящее бесовское логово. Отрок видел множество демонов и научился с их помощью совершать различные губительные действия – возмущать море, насылать болезни на людей, причинять вред посевам и т.д.
С пятнадцати лет он стал путешествовать по разным демоническим школам, научившись вызывать мертвецов и еще большим чародействам. К тридцати годам он стал звездочетом и закончил обучение, став близким другом князя тьмы. Как он сам рассказывал после своего обращения, он стоял возле самого престола и диавол на виду у всех хвалил его и обещал всяческую поддержку.
Много душ погубил чародей Киприан. Все обращались к нему за помощью в осуществлении своих злых умыслов. Но Господь, желая спасти всякого человека, пожелал вытянуть из глубины ада и этого, казалось бы, погибшего грешника.
Мученица Иустина
В той местности жила одна девица, которую звали Иустина. Хотя ее родители были язычники, она случайно услышала проповедь одного диакона. Он рассказал ей о рождении, смерти и воскресении Спасителя. Девушка тайно стала ходить в церковь и постепенно мудрыми речами привела к Христу своих родителей.
Едесий, так звали отца доброй девы, так горячо уверовал в Господа, что взял жену и дочь и привел их к епископу, прося окрестить их. Епископ был рад привести в стадо Христово заблудших овец. Он наставил, окрестил и причастил Едесия и его семью. Видя его непоколебимость в вере, епископ поставил его в священники. Послужив Богу полтора года, Едесий отошел к Господу.
Иустина проводила богоугодную жизнь в посте и целомудрии. Диавол, видя спасительную жизнь девушки стал вредить ей.
В Антиохии в одной богатой и знатной семье жил молодой человек по имени Аглаид. Он проводил суетную жизнь. Однажды он увидел Иустину и распалился к ней страстью. Подкарауливая её, когда она шла в церковь, он льстивыми разговорами хотел завладеть её вниманием. И даже предлагал ей выйти за него замуж. Но девица отвечала, что единственный жених её – Иисус Христос.
Услышав такой ответ, юноша решил силой завладеть ей силой. Он подкараулил её на улице и, схватив, потащил к себе в дом. Но она стала кричать, звать на помощь и бить насильника по лицу. Прохожие помогли девушке вырваться из рук злодея. Аглаид убежал домой со стыдом.
Но, не успокоившись, он задумал еще более гнусное дело. Он пришел к выдающемуся колдуну и всё рассказал ему, обещая много золота за то, чтобы чародей влюбил в него девицу. Киприан обещал, что девица сама прибежит к нему и взялся исполнить эту скверную просьбу.
Он вызвал одного нечистого духа, который с легкостью мог подвигнуть любого человека на скверные дела. И уже много душ погибло от когтей этого демона. Он подал колдуну некое снадобье, которым Аглаид должен был окропить дом девушки.
Чародей взял у беса это снадобье и передал его юноше. Нечестивец тайно проник в дом Иустины и окропил все комнаты бесовским зельем. Когда Иустина встала ночью на молитву, она испытала сильное вожделение в своем теле, а в уме возник образ Аглаида, который стал привлекательным и желанным. Девица устыдилась своих мыслей и удивилась тому, что кровь ее разгорячилась и с ней происходит что-то скверное. Тогда она поняла, что это демонское наваждение и с усердием стала призывать Господа и налагать на себя крестное знамение.
Через какое-то время дева почувствовала, что враг отошел он нее, плоть успокоилась. Чистая дева восхвалила Бога, а посрамленный демон ушел обратно ни с чем. Киприан спросил его, почему он не смог совладать с девицей. Бес ответил, что он увидел на ней некое знамение, от которого и убежал. Злой колдун призвал более сильного демона и отправил его к Иустине. Злой дух с большей силой напал на девицу.
Но она, почувствовав приближение нечистого духа, наложила на себя строгий пост и надела власяницу. Вооружившись молитвой, подвижница прогнала демона, и он возвратился к Киприану.
Тогда чародей позвал одного из князей бесовских, который принял вид женщины и пришел к Иустине. Начав беседу благочестиво, как будто желая больше узнать о христианской вере, бес спросил, правда ли, что за целомудренную жизнь Бог обещает большую награду? Услышав утвердительный ответ, демон стал говорить о преимуществах семейной жизни, о том, что необходимо продлевать человеческий род, что многие достигли святости в жизни с супругом.
Слушая это, девушка поняла, что перед ней хитрый диавол, пришедший обольстить ее. Она в сердце призвала Господа и наложила на себя крестное знамение. Диавол исчез. Но желая уменьшить свой позор, демон превратился в Иустину и пошел в дом к Аглаиду, надеясь, что утолив свою страсть, юноша будет доволен. Увидев девицу Аглаид очень обрадовался, стал обнимать и целовать свою возлюбленную и называть ее по имени. Демон тотчас убежал, не вынося даже имени Иустины.
Тогда волшебник превратил юношу в птицу и Аглаид полетел к Иустине, чтобы влететь к ней в окно и соблазнить ее. Но едва дева увидела птицу, подлетевшую к ее дому, призрак оставил юношу и убежал. Аглаид, приняв обычный вид, стал падать и едва не разбился, ухватившись за край крыши. Только благодаря молитве девушки он был спущен на землю невредимым.
Видя себя побежденным, Киприан решил сам сделать то, что не смогли демоны. Он превращался в женщину, в птицу, но не успевал дойти до дверей дома Иустины, как волшебство исчезало. Тогда окончательно разозлившись, злой волшебник навел страшные бедствия на дом девицы, ее родственников, соседей.
Погибал скот, болели люди, и сама Иустина слегла в постель от тяжелой немощи. По Божьему попущению весь город испытал на себе ярость злого волшебника и уже горожане стали приходить к девушке, уговаривая ее выйти замуж за Аглаида, чтобы отвести от себя тяжелые бедствия.
Девица всех успокаивала и говорила, что бедствия скоро кончатся, только нужно немного потерпеть. И действительно, когда Иустина усердно помолилась Господу, все бедствия прекратились. А над Киприаном и его волшебством все стали смеяться так, что колдун не мог даже выйти из дома. Так чародей убедился в непобедимости силы Христовой.
Придя в себя, он стал поносить диавола и прогонять демонов от себя. Услышав обидные слова в свой адрес, диавол набросился на Киприана, желая убить его. Едва живой волшебник вспомнил о том, как девица боролась с бесовской силой. Он призвал Бога Иустины и наложил на себя крестное знамение. После долгих нападений, всякий раз отгоняемый именем Божиим, диавол удалился.
Сщмч. Киприан. Роспись нартекса кафоликона в честь Вознесения мон-ря Дечаны. Ок. 1350 г.
Киприан взял свои колдовские книги, принес их епископу и упал к его ногам, прося крещения. Сначала не поверив бывшему злодею, епископ, видя настойчивость кающегося грешника, вскоре крестил Киприана. Юноша Аглаид так же убедился в ничтожестве демонов против христианского учения и, раскаявшись в своих злых намерениях и греховной жизни, так же был удостоен святого крещения.
Иустина, узнав об этом, возблагодарила Господа и раздала большую милостыню нищим. Раскаявшийся колдун усердием и смирением угождал Богу и через год был рукоположен в священники, а потом и в святительский сан.
Епископ, так чудно изменивший свою жизнь за короткое время, поставил Иустину диаконисой и поручил ей под начало девичий монастырь. Своей подвижнической деятельностью он отвратил от язычества многих людей. Служение идолам стало исчезать там, где проповедовал Киприан. Его жизнь была равна по своим подвигам многим святым церкви Христовой.
Диавол не мог терпеть такого унижения от бывшего своего слуги. Он тщательно искал способ навредить Киприану. Он внушил язычникам донести правителю о том, что святитель вместе с Иустиной внушают неуважение к государственной религии, призывают людей покланяться неизвестному Учителю иудеев. Доносчики требовали предать преступников смерти.
Евтолмий, так звали правителя, конечно же, не мог не отреагировать на донос. Когда он вызвал на суд Киприана и стал спрашивать, зачем он отвергнул богов, епископ рассказал историю своего обращения. Судья, не зная, что возразить святому, приказал его повесить за руки и сдирать с него кожу. А Иустину начали бить по устам и глазам.
Святые терпеливо переносили долгие мучения и благодарили Господа. После их бросили в темницу и стали лаской уговаривать отречься от Христа. Видя их стойкость, Евтолмий приказал бросить мучеников в кипящий котел. Но они и там восхваляли Бога, как будто находились в прохладном месте.
Не добившись своего, правитель отправил узников в Никомидию, где они были приговорены к казни через усечение мечом. Когда осужденных привели на место казни, епископ попросил себе время на молитву. Он хотел, чтобы дева не видела его мучений и не испугалась. Иустина первая подставила свою голову под меч и отошла к Небесному Жениху.
Наблюдал за казнью святых один из жителей по имени Феоктист. Очень жалея их, он захотел пострадать вместе с ними. Он подбежал к Киприану и, целуя его, провозгласил, что он тоже готов умереть за Христа. Его сразу осудили на казнь и немедленно привели приговор в исполнение.
Тела исповедников Христовых шесть дней лежали непогребенными, затем их скрытно переправили в Рим, где отдали одной женщине, по имени Руфина. Она их с честью предала земле. От гробов сразу стали многие исцеляться.
Сщмч. Киприан и мц. Иустина
Мученическая кончина святых произошла около 304 года. Со временем их мощи были разделены. Одна часть переехала в Рим, а другая – в родной город, Антиохию Сирийскую. Но в 13 веке мощи из Антиохии были вывезены беженцами на остров Кипр, где они находятся ныне в церкви села Менико.
В течение 10 дней в Зачатьевском женском монастыре находились мощи святых Киприана и Иустины. Более 90 тысяч паломников посетили монастырь в эти дни. В последние два дня перед отъездом святыни произошло знаменательное событие, благодаря которому частица мощей была оставлена в дар монастырю.
Когда обтирали мощи, на полотенце прилипла часть косточек мучеников. Было решено эти частицы вложить в мощевик, который вмонтировали в монастырскую икону.
Сейчас эта икона находится в Зачатьевском монастыре в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в приделе, освященном в честь святых. Множество людей приходят сюда воздать честь чудотворцам и благодарят Господа за возможность приложиться хотя бы к малой частице мощей.
Адрес: 2-й Зачатьевский пер., 2, стр. 8, Москва.
Во многих домах в красном углу стоит икона Киприана и Устиньи.
Обычно святые изображают вдвоем, в полный рост. У святителя подобающие сану одежды, в левой руке он держит евангелие. Правая рука поднята для благословения. На некоторых иконах эта же рука держит крест. Святая Иустина всегда изображается с крестом, как мученица. Иногда она одета в темные монашеские одежды, чаще на ней изображен плащ красного или синего цвета.
Одним из самых старинных изображений святых считается миниатюра из византийской минеи на октябрь 11 века. Известна русская икона 18 века с миниатюрами житийных сцен.
Храмов во имя святых насчитывается немного.
В селе расположен мужской монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» и имеются так же другие источники.
Святым принято молиться от сглаза, порчи, когда человек попал под власть бесов. Так как святые имели большую силу против демонов, молитву к ним применяют и священники при экзорцизме. Так же как и все святые, Киприан и Иустина, конечно же, не оставят нас и в болезни, и в несчастье.
Известно много случаев чудесной помощи святых, записанных сестрами Зачатьевского монастыря, где находится частица мощей.
Церковь празднует память священномученика Киприана и мученицы Иустины 15(2) октября.
Сщмч. Киприан и мц. Иустина
Никому не хочется испытать на себе действие темной силы. Одному Богу известны причины одержимости нечистым духом. Но иногда бывает так, что кто-нибудь попадает под влияние демонов так сильно, что освободиться от них он может только сверхъестественным способом. В этом случае нам могут прийти на помощь те святые, которые при жизни своей сумели силою своей молитвы победить коварство злых духов.
Акафист сщмч. Киприану и мц. Иустине
Кондак 1 Избраннии чудотворцы и скории заступницы, священномучениче Киприане и мученице Иустино, яко имущии велие дерзновение ко Господу и выну Престолу Его предстоящии, предстательством вашим от всяких нас бед свободите и наследники Царствия Небеснаго соделайте, похвальное пение вам приносящих: Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Икос 1 Ангельския силы yдивишася, како вы, Киприане и Иустино, от бездушных богов отвратившеся и в Бога Жива уверовавше, познанием истины Божественныя обpели есте ангельское безстpастное житие. Мы же, сему дивящеся, вопием вам таковая:
Радyйтеся, твердостию вашея веры во Христа Ангелы yдивившии.
Радyйтеся, вхождением на брак Агнчий лик святых возвеселившии.
Радyйтеся, яко за Христа мужественно пострадали есте.
Радyйтеся, яко за исповедание Его венцы нетленнии пpияли есте.
Радyйтеся, на небесех ныне пред Престолом Божиим предстоящии.
Радуйтеся, о спасении душ наших Господа умоляющии.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 2 Видя суету идольскаго нечестия, к познанию Божественномy от хyдожества волшебнаго отвpатился еси, Киприане, душу свою от погибели вечныя исхищая. Ныне же, у Престола Божия во славе небесней предстоя, молися Человеколюбцy Владыце спасти дyши наша, поющих Ему: Аллилyиа.
Икос 2 Разумом истиннаго богопознания свыше наставляемый, чародейства и волхвования отвратился еси, Киприане, и слезным покаянием страсти своя угасил еси; уведев же, яко имене Христова и Креста Животворящаго бесы трепещут и козни вражия разрушаются, в храм Божий на служение Ему пpитекл еси. Темже, усердие твое похваляюще, взываем сице:
Радyйся, хитpости демонския мужественно отвергнувый.
Радyйся, козни их пагубныя яко паучину растерзавый.
Радyйся, пpелести слyжения его небоязненно обличивый.
Радyйся, змия лyкаваго пред всеми посpамивый.
Радуйся, яко тобою бесы отгоняются.
Радyйся, яко тобою болезни телесныя и душевныя исцеляются.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 3 Силою Вышняго укрепляема, семена веры спасительныя в сердце своем восприяла еси, Иустино: ты бо проповеди диакона Праилия о Господе Иисусе Христе, рождшемся от Пречистыя Девы Марии, страдавшем, и погребенном, и разрушившим смертию смерть, внимая, добрый плод в души своей возрастила еси, терния неверия искореняя, и Богу вопия: Аллилуиа.
Икос 3 Имея разум Богом просвещенный, святая Иустино, уразумела еси, яко токмо в Церкви Христовой обрящеши спасение души своея, в нейже, слову Божию внимая, Духом Святым в вере во Христа утвердилася еси. Таковому Божию благоволению о тебе радуяся, воспеваем ти сице:
Радyйся, звездо, во тьме языческаго нечестия возсиявшая.
Радyйся, светом благочестивыя веры просветившаяся.
Радyйся, благодатию Духа Святаго душу твою исполнившая.
Радyйся, Жениху Небесному девство свое обручившая.
Радyйся,Сладчайшаго Иисуса невесто прекрасная.
Радyйся, великою во Царствии Небеснем нареченная.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 4 Бури греховныя избегая, ко Христу пришел еси и всего себе, яко жертву благовонную, Спасителю нашему принесл еси, богомудре Киприане, твердое бо намерение в сердце своем приял еси: Кpещением святым душу свою убелити, верным последователем Господу быти и во вся дни живота своего воспевати Ему: Аллилyиа.
Икос 4 Слышаще отречение твое от служения врагу рода человеческаго и видяще благое намеpение твое во Хpиста облещися и совершенным христианином быти, епископ Анфим абие кpести тя, Киприане, и чтецом во хpаме Божием постави. Мы же, pадyющеся таковому твоемy обращению ко Христу, поем ти таковая:
Радyйся, яко Господа всею душею возлюбил еси.
Радyйся, яко хpистианином истинным быти возжелел еси.
Радyйся, святое Кpещение с благоговением пpиявый.
Радyйся, Духа Святаго жилище себе сотворивый.
Радуйся, Господом свыше пpосвещенный.
Радyйся, епископом в вере Христовой наставленный.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 5 Боготечною стезею устремилася еси и тихаго пристанища достигла еси, святая мученице Иустино: ты бо светом истины Божественныя родители твоя Едесия и Клеодонию просветивши, купно с ними святое Крещение от епископа Онтата прияла еси, да Христу угодна будеши и возможеши невозбранно пети Ему: Аллилуиа.
Икос 5 Видяще премногую добродетель отца твоего Едесия, постави его святитель Божий во пресвитера, да добродетельным житием и иных ко Христу приведет; тебе же, достоблаженная Иустино, достойную дщерь его, паче всего Христа возлюбившую и в соблюдении заповедей Его добре подвизавшуюся, почитаем звании сими:
Радyйся, красотою душевною просиявшая.
Радyйся, девство непорочное в дар Богу принесшая.
Радyйся, благовестнице Евангелия богомудрая.
Радyйся, заповедей Господних проповеднице усердная.
Радyйся, подвижнице Божия, постом и молитвою воспитанная.
Радyйся, голубица непорочная, кротости и незлобия преисполненная.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 6 Проповедник истины Христовы явился еси, священномучениче Киприане, темже Человеколюбец Господь, Иже хотяй всем спастися, даpова нам тебе дивнаго молитвенника, целителя и защитника от дyхов злобы поднебесных: ты бо делы и словесы твоими пpиводиши многия к покаянию и гpеховныя жизни испpавлению, наyчая всех пети Богy: Аллилyиа.
Икос 6 Возсиял еси, яко светило светозарное, просвещающее светом богопознания всех, во тьме неверия сущих, святителю Кипpиане, понеже молитве твоей никияже чаpодеяния, от лyкавых бесов и злых человек исходящия, пpотивостати не могут: обаче силою Божиею pазpyшаются и пpогоняются. Сего ради вопием сице:
Радyйся, вражиих козней pазpyшителю.
Радyйся, злых бесов прогонителю.
Радyйся, от вpаг видимых и невидимых стено и огpаждение.
Радyйся, оставленных вpачами пpедивное поможение.
Радyйся, от бед и скоpбей скоpо избавляяй.
Радyйся, стpадания в pадость претворяяй.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 7 Хотящи мудрым евангельским девам поpевновати, елеем добрых дел исполнилася еси, славная мyченице Иустино, и, возжегши светильник души своея, пpосвещала еси люди Хpистовым yчением, да познавше Господа Иисyса поют Емy: Аллилyиа.
Икос 7 Новую показа на тебе милость Свою Всемогущий Господь: Божественною бо благодатию Своею вознесе тя, преславная Иустино, на высотy дyховнаго совеpшенства, яко и немощныя от недугов душевных и телесных исцеляти, и от духов нечистых страждущия от козней их лукавых свобождати возможеши. Сего pади вопием ти:
Радyйся, горняя, паче дольних, возлюбившая.
Радyйся, Богу всю себе предавшая.
Радyйся, серафимскою любовию к Нему горящая.
Радyйся, и нас любити Его всею душею научающая.
Радyйся, людей православных в вере утверждение.
Радyйся, девственнаго сонма украшение.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 8 Странно бе нечестивому игемону видети тебе, священномучениче Киприане, егда суду неправедному тебе предаде: ты бо, яко непоколебим воин Цаpя Hебеснаго, со деpзновением Хpиста исповедал еси, во страданиих воспевая: Аллилуиа.
Икос 8 Всего себе Богу предал еси, священномучениче Киприане: не yбоялся бо еси пpещений лютых и самих страданий, обаче лицем светлым, благодатию Божиею сияющим, пpедстал еси сyдилищy нечестивому, подвизая всех веpных воспевати ти сице:
Радyйся, веpы Хpистовы непоколебимый исповедниче.
Радyйся, Пpечистыя Тpоицы деpзновенный пpоповедниче.
Радyйся, силою Божиею дyхов злобы победивый.
Радyйся, огнем молитвы стpелы вpажия попаливый.
Радyйся, яко мyчения лютая ни во чтоже вменил еси.
Радyйся, яко в стpаданиих твоих Бога прославил еси.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 9 Всякое благое прошение наше, пpитекающих к тебе с веpою, не отрини, мученице святая Иустино, ибо данною тебе от Бога благодатию изгоняти дyхи нечистыя, мyчащия человека, бесы прогоняются и недужным здравие подается, вопиющим Богy: Аллилyиа.
Икос 9 Ветии многовещаннии по достоянию не возмогут воспети вся труды твоя, святая Иустино, ты бо всем сеpдцем и всею дyшею Бога возлюбивши, все твое тщание и желание напpавляла еси, во еже святую волю Его исполняти. Темже и ныне нас, бедами и скорбьми отягченных, не оставляеши, но пpедстательствyеши за ны пpед Господем, исцеление и yтешение нам даpyя. Сего ради, восхваляя тя, взываем сице:
Радyйся, во благих прошения наша скоро исполняющая.
Радyйся, в недузех страждущия благодатно посещающая.
Радyйся, в молитвах наших теплое прибежище.
Радyйся, обидимым благое утешение.
Радyйся, верных ко спасению добрая наставнице.
Радyйся, в борениих сущим помощнице.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 10 Спасение всех устрояющи Человеколюбец Господь, по скончании исповедническаго подвига твоего, увенча тя, святителю Кипpиане, венцем мученическим: исповедуя бо пред мучители Бога Истинна, в Троице Святей покланяемаго, небоязненно подклонил еси под меч главу свою, воспевая: Аллилyиа.
Икос 10 Стена еси и щит, богомyдpе Киприане, всем усердно к тебе прибегающим и пред иконою твоею тепле молящимся: тебе бо дарова нам Всеблагий Господь в помощь и врачевство болезней душевных и телесных. Сего ради взываем ти:
Радyйся, яко Господу за нас молитвы своя возносиши.
Радyйся, яко пред Престолом Божиим о нас ходатайствуеши.
Радyйся, яко светом боговедения праведныя пpосвещаеши.
Радyйся, яко заблyждших на пyть спасительный наставляеши.
Радyйся, дары целебныя просящим у тебе скоро подаваяй.
Радyйся, любящим и чтущим тя любовию сугубою воздаваяй.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 11 Пение всеумиленное ко Господу возносила еси, страстотерпице святая Иустино, егда мучения тяжкия мужественно за Него терпела еси; течение же твое исповедническое скончавши, радостно главу свою на мечное усечение преклонила еси, воспевая Богy: Аллилyиа.
Икос 11 Светозарною свещею на свещнице церковней сияеши, святая Иустино, светом благодатным отгоняющи от нас вpагов видимых и невидимых. Мы же, с теплою веpою и любовию к тебе пpибегающи, восхваляем мученическую кончину твою, взывая сице:
Радyйся, Бога Истиннаго дерзновенно проповедавшая.
Радyйся, о укрепляющем тя Господе вся возмогшая.
Радyйся, яко язвы Господа Иисуса на теле твоем носила еси.
Радyйся, яко терпением твоим мучителей победила еси.
Радyйся, мученическое течение твое мечною кончиною увенчавшая.
Радyйся, Господа твоего страданьми и чудесы прославившая.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 12 Благодать дана вам от Бога, святии Киприане и Иустино, попиpати силy вpажию и всякое бесовское нахождение: вы бо страдания велия претерпевши, мученическою кончиною своею блаженства вечнаго достигли есте; ныне же пpедстоя Пpестолy Цаpя славы, молитеся о нас, во еже избавитися нам от пленения диавольскаго, да возможем непреткновенно пети Богy: Аллилyиа.
Икос 12 Поюще pевность вашу по Бозе и дивная и пpеславная чyдеса ваша, величаем и восхваляем вас, священномyчениче Кипpиане и мученице Иустино, таковyю благодать от Бога пpиемших; молим же вас: егда в час смеpти нашея демонския полчища обстоят дyши наша, тогда явите нам свое застyпление, да присно вами избавляеми, взываем сице:
Радyйтеся, от находящих козней вражиих скоpое защищение.
Радyйтеся, от скоpбей и печалей избавление.
Радyйтеся, Хpиста до конца возлюбившии.
Радyйтеся, дyши своя за Hего положившии.
Радyйтеся, в Кpови Агнчей омывшиися.
Радyйтеся, во двоpех Господних вселившиися.
Радyйтеся, к сонмy святых сопpичтеннии.
Радyйтеся, Тpисиянным Светом озаpеннии.
Радyйтеся, Киприане и Иустино, скории помощницы и молитвеницы о дyшах наших.
Кондак 13 О пpедивнии и пpеславнии yгодницы Божии, священномyчениче Кипpиане и мученице Иустино, скоpии помошницы всем с верою к вам пpибегающим, пpиимите от нас, недостойных, хвалебное пение сие, и от недyгов душевных и телесных вся ны исцелите, от вpаг видимых и невидимых застyпите и вечнаго мyчения избавитися нам Господа yмолите, да купно с вами вопием: Аллилyиа.
(Этот кондак читается тpижды, затем икос 1 и кондак 1)
Молитва О святии священномучениче Киприане и мученице Иустино, внемлите смиренному молению нашему! Аще бо временное житие ваше мученически за Христа скончали есте, но духом от нас не отступаете, присно по заповедем Господним шествовати нас научающе и крест свой терпеливо нести нам пособствующе. Темже, яко дерзновение ко Христу Богу и Пречистей Его Матери стяжавшии, будите молитвенницы крепции и ходатаи о нас недостойных, да заступлением вашим сохраняеми, невредимы от бесов, волхвов и от человек злых пребудем, славяще Святую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.pravoslavie.wiki
15 октября Церковь почитает память священномученика Киприана и мученицы Иустины. Этим святым молятся, чтобы прогнать злых духов от людей и животных, защитить от вредного влияния экстрасенсов и колдунов. Читайте 10 интересных фактов о них из жития, составленного святителем Димитрием Ростовским.
Киприан, знаменитый волхвователь и философ, происходил родом из Карфагена и жил в царствование Декия в Антиохии. Происходя от нечестивых родителей, он еще в детстве посвящен был ими для служения языческому богу Аполлону. Семи лет он был отдан чародеям для научения волхвованию и бесовской мудрости.
По достижении десятилетнего возраста он был послан родителями для приготовления к жреческому служению на гору Олимп, которую язычники называли жилищем богов; там было бесчисленное множество идолов, в коих обитали бесы. На этой горе Киприан постиг различные бесовские превращения, научился изменять свойства воздуха, наводить ветры, производить гром и дождь, возмущать морские волны, причинять вред садам, виноградникам и полям, насылать болезни и язвы на людей. Он видел там бесчисленные полчища бесов с князем тьмы во главе, которому одни предстояли, другие служили, иные восклицали, восхваляя своего князя, а иные были посылаемы в мир для совращения людей. Там видел он также в многих образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди.
Когда ему минуло пятнадцать лет, он стал слушать уроки семи великих жрецов, от которых увидал многие бесовские тайны. Затем он пошел в город Аргос, где, послуживши некоторое время богине Гере, научился многим обольщениям у жреца ее. Пожил он и в Таврополе, служа Артемиде, а оттуда пошел в Лакедемон, где и научился разными волхвованиями и навождением вызывать мертвецов из могил и заставлять их говорить. Двадцати лет от роду Киприан пришел в Египет и в городе Мемфисе обучался еще большим чародействам и волшебствам. На тридцатом году он пошел к халдеям и, научившись там звездочетству, закончил свое ученье, после чего возвратился в Антиохию, будучи совершенным во всяком злодеянии.
Волхвователь, чародей и душегубец, Киприан стал великим другом и верным рабом адского князя, с коими беседовал лицом к лицу, удостоившись от него великой чести, как о том он сам открыто засвидетельствовал.
«Поверите мне, – говорил он, – что я видел самого князя тьмы, ибо я умилостивил его жертвами; я приветствовал его и говорил с ним и с старейшинами его; он полюбил меня, хвалил мой разум и пред всеми сказал: «Вот новый Замврий, всегда готовый к послушанию и достойный общения с нами!» И обещал он мне поставить меня князем, по исхождении моем из тела, а в течение земной жизни – во всем помогать мне; при сем он дал мне полк бесов в услужение. Когда же я уходил от него, он обратился ко мне со словами: «Мужайся, усердный Киприан, встань и сопровождай меня: пусть все старейшины бесовские удивляются тебе». Вследствие сего, и все его князья были внимательны ко мне, видя оказанную мне честь.
Внешний вид его был подобен цветку; голова его была увенчана венцом, сделанным (не в действительности, а призрачно) из золота и блестящих камней, вследствие чего и все пространство то освещалось, — а одежда его была изумительна. Когда же он обращался в ту или другую сторону, все место то содрогалось; множество злых духов различных степеней покорно стояли у престола его. Ему и я всего себя отдал тогда в услужение, повинуясь всякому его велению».
Так рассказывал о себе сам Киприан после своего обращения.
Живя в Антиохии, Киприан много людей совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством, а юношей и девиц заклал в жертву бесам. Многих он научил своему гибельному волхвованию: одних – летать по воздуху, других – плавать в ладьях по облакам, а иных ходить по водам. Всеми язычниками он был почитаем и прославляем как главнейший жрец и мудрейший слуга их мерзких богов. Многие обращались к нему в своих нуждах, и он помогал им бесовской силой, которой был исполнен: одним содействовал он в любодеянии, другим во гневе, вражде, мщении, зависти.
Жила в то время там же, в Антиохии, некая девица по имени Иустина. Она происходила от языческих родителей: отцом ее был идольский жрец по имени Едесий, а мать ее звали Клеодонией. Однажды, сидя у окна в своем доме, девица сия, тогда уже пришедшая в совершенный возраст, случайно услышала слова спасения из уст проходившего мимо дьякона по имени Праилия. Иустина захотела лучше и совершеннее научиться вере у дьякона, но не осмелилась искать его, удерживаемая девической скромностью. Однако она тайно ходила в церковь Христову и, часто слушая слово Божие, при воздействии на ее сердце Святого Духа уверовала во Христа.
В скором времени она убедила в сем и свою мать, а затем привела к вере и своего престарелого отца. Когда же отец ее Едесий укрепился в Христовой вере, то епископ, видя его благочестие, поставил его пресвитером. После сего, пожив добродетельно и в страхе Божием год и шесть месяцев, Едесий во святой вере окончил свою жизнь.
Читайте также – Житие Сергия Радонежского в пересказе Бориса Зайцева
Иустина доблестно подвизалась в соблюдении заповедей Господних и, возлюбив Жениха своего Христа, служила Ему прилежными молитвами, девством и целомудрием, постом и воздержанием великим.
Но враг, ненавистник человеческого рода, видя такую ее жизнь, позавидовал ее добродетелям и начал вредить ей, причиняя различные бедствия и скорби.
В то время жил в Антиохии некий юноша по имени Аглаид, сын богатых и знатных родителей. Он жил роскошно, отдаваясь суете мира сего. Однажды он увидел Иустину, когда она шла в церковь, и поразился ее красотой. Дьявол же внушил дурные намерения в его сердце. Распалившись вожделением, Аглаид всеми мерами стал стараться снискать расположение и любовь Иустины и, посредством обольщения, привести чистую агницу Христову к задуманной им скверне. Он наблюдал за всеми путями, по которым девица должна была идти, и, встречаясь с нею, говорил ей льстивые речи, восхваляя ее красоту и прославляя ее; показывая свою любовь к ней, он старался увлечь ее к любодеянию хитросплетенною сетью обольщений.
Девица же отворачивалась и избегала его, гнушаясь им и не желая даже слушать его льстивых и лукавых речей. Не охладевая в своем вожделении к ее красоте, юноша послал к ней с просьбою, чтобы она согласилась стать его женою. Она же отвечала ему: «Жених мой — Христос; Ему я служу и ради Него храню мою чистоту. Он и душу и тело мое охраняет от всякой скверны».
Слыша такой ответ целомудренной девицы, Аглаид, подстрекаемый дьяволом, еще более распалился страстью. Он решился похитить ее, но попытка его не удалась.
Не зная, что делать далее, он, с усилением в нем нечистой похоти, решился на новое злое дело: он пошел к великому волхву и чародею — Киприану, жрецу идольскому, и, поведав ему свою скорбь, просил у него помощи, обещая дать ему много золота и серебра. Выслушав Аглаида, Киприан утешал его, обещая исполнить его желание.
Взяв затем книги по своему тайному искусству, он призвал одного из нечестивых духов, в коем был уверен, что он скоро может распалить страстью к этому юноше сердце Иустины. Бес подал ему наполненный чем-то сосуд. Киприан призвал Аглаида и послал его окропить тайно из дьявольского сосуда дом Иустины. Когда это было сделано, блудный бес вошел туда с разженными стрелами плотской похоти, чтобы уязвить сердце девицы любодеянием, а плоть ее разжечь нечистою похотью.
Иустина имела обычай каждую ночь возносить молитвы к Господу. И вот когда она, по обычаю, вставши в третьем часу ночи, молилась Богу, то ощутила внезапно в своем теле волнение, бурю телесной похоти и пламя геенского огня. В таком волнении и внутренней борьбе она оставалась довольно продолжительное время: ей пришел на память юноша Аглаид, и у нее родились дурные мысли.
Девица удивлялась и сама себя стыдилась, ощущая, что кровь ее кипит как в котле; она теперь помышляла о том, чего всегда гнушалась как скверны. Но по благоразумию своему Иустина поняла, что это борьба возникла в ней от дьявола; тотчас же она обратилась к оружию крестного знамения, прибегла к Богу с теплой молитвою и из глубины сердца взывала к Христу, Жениху своему: «Господи Боже мой, Иисусе Христе! Вот враги мои восстали на меня, приготовили сеть для уловления меня и истощили мою душу. Но я вспомнила в ночи имя Твое и возвеселилась, и теперь, когда они теснят меня, я прибегаю к Тебе и надеюсь, что враг мой не восторжествует надо мной. Ибо Ты знаешь, Господи Боже мой, что я, Твоя раба, сохранила для Тебя чистоту тела моего и душу мою вручила Тебе. Сохрани же овцу Твою, добрый Пастырь, не предай на съедение зверю, ищущему поглотить меня; даруй мне победу на злое вожделение моей плоти».
Долго и усердно помолившись, святая дева посрамила врага. Побежденный ее молитвой, он бежал от нее со стыдом, и снова настало спокойствие в теле и сердце Иустины; пламя вожделения погасло, борьба прекратилась, кипящая кровь успокоилась. Иустина прославила Бога и воспела победную песнь. Бес же возвратился к Киприану с печальною вестью, что он ничего не достиг.
Читайте также – «Несвятые святые» архимандрита Тихона: рассказ автора о книге
Киприан призвал более злобного беса и послал его соблазнить Иустину. Тот пошел и сделал гораздо больше первого, напав на девицу с большею яростью. Но она вооружилась теплою молитвой и возложила на себя еще сильнейший подвиг: облеклась во власяницу и умерщвляла свою плоть воздержанием и постом, вкушая только хлеб с водою. Укротив таким образом страсти своей плоти, Иустина победила дьявола и прогнала его с позором.
Тот, подобно первому, ничего не успев, возвратился к Киприану.
Тогда Киприан призвал одного из князей бесовских, поведал ему о слабости посланных бесов, которые не могли победить одной девицы, и просил у него помощи. Обнадежив Киприана и обещав иными способами соблазнить девицу, князь бесовский принял вид женщины и вошел к Иустине. Иустина узнала хитрого обольстителя-дьявола и искуснее, нежели Ева, победила его. Она тотчас прибегла к защите Креста Господня и положила честное его знамение на своем лице, а сердце свое обратила ко Христу, Жениху своему. И дьявол тотчас исчез с еще большим позором, чем первые два беса.
В большом смущении возвратился к Киприану гордый князь бесовский. Киприан вознегодовал на дьявола за то, что он посрамил его, и, понося беса, сказал: «Такова-то ваша сила, что и слабая дева побеждает вас!»
Тогда дьявол, желая утешить Киприана, предпринял еще одну попытку: он принял образ Иустины и пошел к Аглаиду в той надежде, что, приняв его за настоящую Иустину, юноша удовлетворит свое желание, и, таким образом, ни его бесовская слабость не обнаружится, ни Киприан не будет посрамлен. И вот, когда бес вошел к Аглаиду в образе Иустины, тот в несказанной радости вскочил, подбежал к мнимой деве, обнял ее и стал лобызать, говоря: «Хорошо, что пришла ты ко мне, прекрасная Иустина!»
Но лишь только юноша произнес имя девы, как бес тотчас исчез, не будучи в состоянии вынести даже имени Иустины.
Киприан начал мстить за свой позор и наводил своим волхвованием разные бедствия на дом Иустины и на дом всех сродников ее, соседей и знакомых, как некогда дьявол на праведного Иова. Он убивал скот их, поражал рабов их язвами и таким образом ввергал их в чрезмерную печаль. Наконец, он поразил болезнью и Иустину, так что она лежала в постели, а мать ее плакала о ней. Иустина же утешала мать свою словами пророка Давида: «не умру, но жива буду и поведаю дела Господни» (Пс. 117, 17).
Не только на Иустину и ее сродников, но и на весь город, по Божию попущению, навел Киприан бедствия, вследствие своей неукротимой ярости и большого посрамления. Появились язвы на животных и различные болезни среди людей; и прошел, по бесовскому действию, слух, что великий жрец Киприан казнит город за сопротивление ему Иустины. Тогда почетнейшие граждане пришли к Иустине и с гневом побуждали ее, чтобы она не печалила более Киприана и выходила замуж за Аглаида, во избежание еще больших бедствий из-за нее для всего города. Она же всех успокаивала, говоря, что скоро все бедствия, причиняемые при помощи бесов Киприаном, прекратятся. Так и случилось. Когда святая Иустина помолилась усердно Богу, тотчас все бесовское наваждение прекратилось; все исцелились от язв и выздоровели от болезней. Когда совершилась такая перемена, люди прославляли Христа, а над Киприаном и его волшебною хитростью издевались, так что он от стыда не мог уже показаться среди людей и избегал встречаться даже с знакомыми.
Убедившись, что силы крестного знамения и Христова Имени ничто не может победить, Киприан пришел в себя и сказал дьяволу: «О, губитель и обольститель всех, источник всякой нечистоты и скверны! Ныне я узнал твою немощь. Ибо если ты боишься даже тени креста и трепещешь Имени Христова, то что ты будешь делать, когда Сам Христос придет на тебя? Если ты не можешь победить осеняющих себя крестом, то кого ты исторгнешь из рук Христовых? Ныне я уразумел, какое ты ничтожество; ты не в силах даже отомстить! Послушавшись тебя, я, несчастный, прельстился и поверил твоей хитрости. Отступи от меня, проклятый, отступи, ибо мне следует умолять христиан, чтобы они помиловали меня. Следует мне обратиться к благочестивым людям, чтобы они избавили меня от гибели и позаботились о моем спасении. Отойди, отойди от меня, беззаконник, враг истины, противник и ненавистник всякого добра».
Услышав сие, дьявол бросился на Киприана, чтобы убить его, и, напав, начал бить и давить его. Не находя нигде защиты и не зная, как помочь себе и избавиться от лютых бесовских рук, Киприан, уже едва живой, вспомнил знамение святого креста, силою которого противилась Иустина всей бесовской силе, и воскликнул: «Боже Иустины, помоги мне!» Затем, подняв руку, перекрестился, и дьявол тотчас отскочил от него, как стрела, пущенная из лука. Собравшись с духом, Киприан стал смелее и, призывая имя Христово, осенял себя крестным знамением и упорно противился бесу, проклиная его и укоряя. Дьявол же, стоя вдали от него и не смея приблизиться, из боязни крестного знамения и Христова Имени, всячески угрожал Киприану, говоря: «Не избавит тебя Христос от рук моих!» Затем после долгих и яростных нападений на Киприана бес зарычал, как лев, и удалился.
Дальнейшие события в жизни святых Киприана и Иустины вкратце изложены в акафисте. Киприан попросил христианского епископа Анфиса крестить его, но тот, зная, что Киприан — великий и для всех страшный волхвователь, не поверил. Тогда Киприан посреди города сжег все свои чародейские книги, сильно каялся, пребывал в посте и молитве. Видя его усердие и преданность Христовой вере, епископ крестил его, затем поставил в чтеца, на двадцатый день поставил во иподиакона, на 30-й — в диакона, а через год рукоположил в иерея. Киприан изменил свою жизнь, с каждым днем увеличивал свои подвиги, постоянно оплакивая прежние злые деяния. Скоро был поставлен епископом. Святую Иустину девицу он поставил диаконисою, а затем ей поручил девичий монастырь, сделав ее игуменьей над другими девицами христианскими. Своим поведением и наставлением он обратил многих язычников и приобрел их для Церкви Христовой. Таким образом, идолослужение стало прекращаться в той стране, и слава Христова увеличивалась.
Видя строгую жизнь святого Киприана, заботы его о вере Христовой и о спасении душ человеческих, дьявол скрежетал на него зубами и побудил язычников оклеветать его пред правителем восточной страны в том, что он богов посрамил, многих людей отвратил от них, а Христа, враждебного богам их, прославляет. Правитель велел схватить Киприана и Иустину и посадить их в темницу. Мучитель велел повесить святого и строгать его тело, а святую Иустину бить по устам и очам. Во все время долгих мучений они непрестанно исповедовали Христа и с благодарением претерпевали все. Затем мучитель заключил их в темницу и пробовал ласковым увещанием вернуть их к идолопоклонству. Когда же он оказался не в силах убедить их, то повелел бросить их в котел; но кипящий котел не причинял им никакого вреда, и они, как бы в прохладном месте, прославляли Бога.
Видя сие, один идольский жрец по имени Афанасий сказал: «Во имя бога Асклипия я тоже брошусь в сей огонь и посрамлю тех волшебников». Но едва только огонь коснулся его, он тотчас умер.
Видя сие, мучитель испугался и, не желая более судить их, послал мучеников к правителю Клавдию в Никомидию, описав все случившееся с ним. Сей правитель осудил их на усечение мечом.
Когда они были приведены на место казни, то Киприан попросил себе несколько времени для молитвы ради того, чтобы прежде была казнена Иустина: он опасался, чтобы Иустина не испугалась при виде его смерти. Она же радостно склонила свою голову под меч и преставилась к Жениху своему, Христу.
Видя неповинную смерть сих мучеников, некто Феоктист, присутствовавший там, очень сожалел о них и, воспылав сердцем к Богу, припал к святому Киприану и, лобызая его, объявил себя христианином. Вместе с Киприаном и он тотчас был осужден на усечение. Так они предали свои души в руки Божии; тела же их лежали шесть дней непогребенными. Некоторые из бывших там странников тайно взяли их и отвезли в Рим, где и отдали одной добродетельной и святой женщине по имени Руфине, родственнице Клавдия кесаря. Она похоронила с честью тела святых Христовых мучеников: Киприана, Иустины и Феоктиста. При гробах же их происходили многие исцеления притекавших к ним с верою.
Подготовлено по житию, изложенному святителем Димитрием Ростовским.
www.pravmir.ru