наставниками, помогающими новичкам-фуражирамнаиболее полно осваивать пищевые ресурсы на прилегающей к гнезду территории. В социуме муравейника есть, однако, принципиальная и крайне важная особенность: только отдельные особи (самка и один или несколько самцов) способны размножаться, а тысячи и миллионы живых существ
— рабочих самок — лишены возможности самовоспроизведения, генетического продолжения, т. е. права на реализацию главного свойства жизни (см. § 1).
2.Единственный известный на сегодня аналог структуры семьи общественных насекомых среди позвоночных животных — подземные колонии мелких, слепых, безволосых грызунов из Восточной Африки — голых землекопов. В их семьях имеется по одной размножающейся самке (матке), по 2—3половозрелых самца и от многих десятков до нескольких сотен стерильных особей: «рабочих» (коллективно роют длинные подземные ходы в поисках корма), «солдат» (защищают колонию от врагов) и других «специалистов», притом функции у них
меняются с возрастом, как у муравьев.
□Вопросы. 1. Информационные (коммуникативные) связи у животных достаточно
разнообразны. Какого рода сигналы (звуковые, зрительные, химические и т. п.) наиболее характерны для:
—насекомых;
—рыб;
—лягушек;
—змей;
—китов;
—приматов?
2.Каким животным и в какой форме свойственна химическая сигнализация?
3.Каковы социальные особенности трофических и информационных связей человечества? 4. Какую информацию сообщают собаки на рисунке 89 своими позами? Кому она
адресована — врагу, другу, более сильному псу?
□ Задания. 1. Проследите историю развития средств передачи информации на расстояние в
человеческом обществе. 2. Сравните различные современные формы хранения
информации, опишите их достоинства и недостатки.
вспомните __________ § 25. Использование орудий
Использование | И Энергии |
орудий животными | |
Обеспечение | Орудийная деятельность. Подавляющее |
организма энергией | большинство видов животных воздействует на |
Адаптации | среду только через свои индивидуальные каче- |
„ „ |
ства (сила, скорость, маневренность) с исполь- |
П реобразование | ' |
среды обитания | зованием «личного оружия»: зубы, клювы, |
животными | когти и т. п. (главным образом для нападения), |
быстрые ноги, камуфляж, прочные покровы, ядовитые железы и т. п. (главным образом для защиты). Эти средства помогают животным трудиться с большей отдачей от энергетических трат: успешнее добывать пищу,
обороняться от врагов, строить жилища. Лишь очень немногие виды птиц и млекопитающих научились повышать эффективность своего труда по добыванию пищи с помощью различных предметов (костей, палок, камней, колючек и т. п.). Такие случаи в природе исключительно редки.
1 млн лет назад Рис. 90.
Увеличение дистанции поражения цели вооруженным человеком
Человек свое личное природное «оружие» — руку — намного удлинил и усилил с помощью самых разнообразных орудий охоты и труда. Древние люди с помощью копья могли добывать животных с расстояния 10—20м. Современные охотники добывают дичь с помощью обычного ружья на расстоянии30—50м, а винтовки — до 100 м и далее. Мощные космические ракеты могут быть использованы в будущем для предотвращения падения на Землю крупных астероидов (типа Тунгусского метеорита и крупнее), уничтожая их (или изменяя траекторию дальнейшего полета) на расстоянии сотен тысяч километров от нашей планеты (рис. 90). У первобытных людей орудийная деятельность начиналась с использования готовых предметов (камни, палки), качество которых впоследствии они научились улучшать за счет первичной обработки (обтесывание, обкалывание, привязывание). В настоящее время все орудия труда специально изготовляются человеком.
В природных популяциях орудийная деятельность — редкое исключение. Человечество, напротив, самое мощное давление на природу оказывает опосредованно, через орудия, машины, механизмы. В этом заключается еще
одно важное отличие экосоциалъных связей современного человечества.
Энергетика жизнеобеспечения. Все животные черпают энергию для поддержания жизни в пище, да еще иногда за счет согревания под лучами солнца. Соответственно, производимая ими работа осуществляется только за счет их естественной мощности — мускульной силы.
Единственное исключение на планете составляет человек, который сначала освоил запасы законсервированной солнечной энергии в виде органического топлива: древесины, угля, нефти и газа, а совсем недавно приступил к использованию атомной энергии. Совершенно очевидно, что только освоение человеком энергетических запасов обеспечило появление промышленности, основанной на коренном преобразовании природных материалов (например, выплавка и обработка металлов). Эта уникальная способность человечества позволила ему создать мощный производственный потенциал, почти полностью заменивший мускульную силу в функционировании общеземной системы жизнеобеспечения человечества.
Производимая животными работа может быть направлена на некоторое преобразование среды обитания: постройку гнезд, выкапывание нор, даже сооружение плотин. Но они используют мощность только собственных мышц, а объединение усилий для согласованных действий возможно только в пределах семьи или небольшой группы. Поэтому средопреобразующая деятельность животных незначительна и ограничивается лишь местными участками. Сколько-нибудьмасштабные результаты такой микропреобразующей работы проявляются по истечении длительного времени — сотен или тысяч лет.
Мощная энергия, направляемая людьми на изменение среды обитания в целях повышения комфортности своего существования, все быстрее преобразует природную среду: в древности — за тысячелетия, в средние века — за столетия, сейчас — за немногие годы.
Все виды на Земле приспосабливаются — адаптируются к среде обитания, к меняющимся условиям жизни. Только человек с помощью освоенных им энергоресурсов приспосабливает (адаптирует ) среду своего обитания к собственным потребностям, коренным образом и в краткие сроки преобразует природу Земли.
□ Орудийная | □ Будучи биологическим видом по своему |
деятельность. | происхождению, строению и функцио- |
Адаптации. | нированию организма, человек качест |
венно отличается от всех других существ на Земле особенностями своих экологических связей. П р и н ц и п и а л ь н ы м э к о л о г и ч е с к и м о т л и ч и е м ч е л о в е ч е с т в а является
в ы с о к и й у р о в е н ь с о ц и а л ь н о с т и , наиболее отчетливо выраженная в невозможности для современных людей жить вне общества. Человечество способно также кардинально изменять среду обитания и расширять ее экологическую емкость благодаря способности
к согласованным действиям большого числа людей, уникальной энергообеспеченности, использованию самых разных орудий трупа и совершенному развитию информационных связей. Эти качественно новые для всего живого на Земле свойства позволяют рассматривать взаимосвязи человечества с природой как социальноэкологические (экосоциальные) а самого человека считать уникальнымбиосоциальным видом.
■Примеры и дополнительная информация
1.Орудийная деятельность выявлена у насекомых, птиц, млекопитающих. Орудием считается любой посторонний предмет, который используется животным как продолжение какой-либочасти тела (челюстей, клюва,
лапы) для достижения определенной цели (чаще всего — для получения пищи).
Живущий на Галапагосских островах дятловый вьюрок выгоняет насекомых из их ходов и трещин древесной коры тонкой палочкой или колючкой кактуса. В Африке хищная птица — стервятник умеет разбивать прочную скорлупу страусиных яиц, бросая на них клювом камни (рис. 91). Необычные случаи орудийной деятельности наблюдали во Флориде, США. Возле скопления туристов голубая цапля подбирала несъедобные для нее зерна воздушной кукурузы и бросала их на мелководье, приманивая рыбок, которыми она
питается. Всего выявлено около 30 видов птиц, способных использовать орудия для добывания пищи.
В северной части Тихого океана живут каланы (морские выдры). Плавая на спине, они разбивают раковины моллюсков и панцири морских ежей о плоские камни, которые кладут себе на грудь. В Африке шимпанзе добывают термитов, засовывая стебелек травы или тонкий прутик в термитник, а затем слизывая с него насекомых. Они также пользуются палками, чтобы разрушать гнезда диких пчел и добывать мед, выковыривать личинок из трухлявых
Рис. 91.
Африканский стервятник использует камень, чтобы разбить слишком твердую для его клюва скорлупу яйца страуса
Ш*1
Йг'
Рис. 92.
Шимпанзе использует подставку из ящиков, чтобы дотянуться до высоко подвешенных бананов
пней или выкапывать съедобные корни из земли. В неволе шимпанзе используют палки и разного рода подставки, чтобы дотянуться до высоко подвешенных фруктов (рис. 92).
2.Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного молнией огня насчитывает около 0,5 млн лет. Примерно 50 тыс. лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тыс. лет назад потребление энергии всеми людьми было в 10 млн раз меньше, чем сейчас. Именно за счет этого миллионнократного роста использования найденных и присвоенных человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения
человечества.
Но если бы никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного
молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы так бы и жили сейчас в пещерах.
□Вопросы. 1. В чем заключаются основные отличия использования орудий животными и
человеком? 2. Каким образом обеспечивают себя энергией животные?
3. В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества? 4. Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
□Задания. 1. Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или
домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из зтих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких — игрой? 2. Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы зтой деятельности.
□Темы ДЛЯдискуссий. 1. Любая современная семья может получать пищевую энергию
разными способами:
—через свойственные всем видам животных и подробно описанные в первой части учебника непосредственные трофические связи без вложения дополнительной энергии (например, собирая в лесу ягоды);
—с использованием энерговложений в виде собственной мускульной силы с помощью простейших орудий труда (например, обрабатывая свой участок земли лопатой, вилами, мотыгой и т. п.);
—опосредованно, с использованием денег как энергетических эквивалентов (например, покупая готовые продукты в магазине).
Какую примерно часть пищевой энергии ваша семья получает каждым из рассмотренных способов? 2. Энергетические вложения в жизнеобеспечение современного человечества продолжают возрастать. Есть ли пределы этому росту? Если да, чем они определяются? Как скоро и каким образом может прекратиться прирост энерговооруженности человечества? Каковы
будут последствия?
вспомните __________ § 26. История развития
Происхождение | ЭКОЛОГИЧеСКИХ СВЯЗвЙ |
и ранние этапы | ЧеЛОВвЧеСТВа. |
эволюции человека | тт |
Древние гоминиды |
Абиотические факторы среды Самые древние предки человека —гоминиды,
или пралюди, — возникли5—8млн лет назад (рис. 93). Это произошло на юге (вероятно, в Восточной Африке). Поэтому первые из известных ныне гоминид получили названиеавстралопи теки (от лат. australis — южный).
Среди них 2—3млн лет назад выделился родчеловек (Homo). Его первые представители —древнейшие люди, в том числечеловек умелый (Homo habilis) ичеловек прямоходящий (Homo erectns), к которому относят
питекантропов исинантропов (300 тыс. — 2 млн лет назад). Им на смену пришлидревние люди —неандертальцы (Homo neandertaliensis),
исчезнувшие относительно недавно — примерно 40 тыс. лет назад. В это же время (40—50тыс. лет назад) появилиськроманьонцы — прямые предкисовременных людей, вместе с которыми они составляют единый вид —Человек разумный (Homo sapiens). Некоторые исследователи считают
неандертальцев и современных людей вместе с кроманьонцами еще более близкими родственниками — подвидами этого вида.
В предыдущих параграфах было показано, что важнейшая экологическая особенность человечества — существенно меньшая его зависимость от среды обитания по сравнению со всеми другими видами животных. Все большая независимость (эмансипация)от среды формировалась за счет постоянного изменения характера самых разных экологических связей человека со времени его возникновения до наших дней. Поэтому важно проследить, каким образом менялись взаимосвязи человека с природой, на каких этапах происходили наиболее значимые изменения, обеспечивающие человечеству все большую эмансипацию от среды.
Трофические связи для всех животных самые значимые. Они подробно описаны в первой части учебника. Пищевые объекты и их потребители обречены на извечное «соревнование» друг с другом в совершенствовании приспособлений для защиты и нападения. Временные преимущества в этой «гонке адаптаций» получают то те, кто едят, то те, кого едят. Соответственно, добывающие и добываемые виды поочередно испытывают
угнетение или процветание.
На таких же «качелях» балансирует и система конкурентных отношений, в которых всегда активно участвовал человек — очевидный победитель во всех видах экологических соревнований. Проследим основные этапы истории развития его экологических связей.
Люди современного типа: кроманьонцы и человек разумный
Пралюди: австралопитеки (питекантроп и синантроп)
Древние люди: неандертальцы
I
I
Древнейшие люди: человек умелый и человек прямоходящий
6 млн лет I 3 млн лет 11,5 млн лет I 500 тыс. лет 1250 тыс. лет 1100 тыс. лет I 50 тыс. лет | 10 тыс. лет
Рис. 93.
Родословное древо гоминид
2 млн лет назад. Первые появившиеся на Земле гоминиды в течение длительного времени не имели принципиальных экологических отличий, например, от других приматов. Но еще до появления первых людей поздние пралюди (австралопитеки) около 3 млн лет назад приобрели экологически важные навыки — стали использовать кости, камни и палки в качестве примитивных орудий. Принципиально новый шаг совершили первые люди около 2 млн лет назад, когда они научились специально изготавливать простейшиеорудия труда и охоты из камня, кости и дерева. Эти самые первые на Землемастера-умельцыполучили лестное видовое имя — человек умелый.
Пришедшие на смену древнейшим людям неандертальцы еще более искусно изготовляли самые разнообразные орудия труда и охоты.
Эти немаловажные экологические приобретения, несомненно, изменили прежнее относительное равновесие в сложившихся трофических и конкурентных связях гоминид. В очевидном выигрыше оказались «вооруженные» потребители и конкуренты. Используя орудия, добытчики становились менее зависимыми от природных защитных качеств потенциальной добычи, таких, как скорость бега, осторожность, прочность шкуры у животных, укрытость съедобных частей растений под землей и т. п.
Рис. 94.
Первобытный костер: кухня, столовая и центр социального общения
Предполагают, что первые орудия использовались не только для охоты, но и для разделки туш крупных животных с прочной кожей. Появилась возможность качественно улучшать рацион за счет животного белка и, что
особенно важно, обеспечивать пищей одновременно несколько семей. Места разделки крупных туш и дележа добычи становятся своеобразными центрами формирования групп потребителей мяса, что привносит элементы социальной организации в их поведение. Благодаря повышению эффективности охоты у первобытных людей появилось свободное от добывания пищи время и для общения друг с другом (рис. 94).
Первый этап изменения экологических связей поздних пралюдей и ранних людей характеризовался применением примитивных орудий. В результате пищевые ресурсы стали им намного доступнее, а при коллективном их добывании и потреблении возникли предпосылки для первоначальной социальной организации совместно питающихся групп.
500 тыс. лет назад. Следующим экологически значимым достижением древнейших людей стало умение поддерживать огонь. Примерно полмиллиона лет назад или даже раньше синантропы (относятся к виду человек прямоходящий) уже регулярно пользовались огнем. Они умели непрерывно, в течение многих лет поддерживать принадлежащий племени костер (рис. 94).
Впервые в истории развития жизни на Земле появился постоянный
(помимо пищи) источник дополнительной энергии.Это приобретение оказалось как нельзя более кстати, поскольку в северном полушарии Земли потепления и оледенения сменяли друг друга, а гоминиды активно расселялись из тропической Африки в умеренные зоны на север и восток. Зависимость человека от климата (прежде всего от низких температур) и крупных хищников значительно ослабла.
Обогреваемые костром жилища становились все более притягательными для жизни и общения, способствовали обмену информацией, служили укреплению социальных связей.
В экологическом плане горение дров в первобытном костре — это самый первый и потому самый значимый шаг человечества к поиску других источников скрытой энергии, новых и все более эффективных энергоносителей, который привел в конечном итоге к беспрецедентному усилению давления одного вида — человека — на природу всей планеты.
О Гоминиды,
или пралюди: австралопитеки. Древнейшие люди: человек умелый, человек прямоходящий (питекантропы, синантропы).
Древние люди: неандертальцы. Современные люди: кроманьонцы, человек разумный. Независимость (эмансипация) от среды.
Орудия труда и охоты. Элементы социальной организации. Социальные связи.
□ Экологическим последствием изготовления и использования орудий, а также овладения огнем стала качественно новая ступень в эмансипации древних людей от влияния неблагоприятных факторов среды, в упрочении
studfiles.net
ВСПОМНИТЕ Использование орудий животными Обеспечение организма энергией
Адаптации
Преобразование среды обитания животнымиОрудийная деятельность. Подавляющее большинство видов животных воздействует на среду только через свои индивидуальные качества (сила, скорость, маневренность) с использованием «личного оружия»: зубы, клювы, когти и т. п. (главным образом для нападения), быстрые ноги, камуфляж, прочные покровы, ядовитые железы и т. п. (главным образом для защиты). Эти средства помогают животным трудиться с большей отдачей от энергетических трат: успешнее добывать пищу, обороняться от врагов, строить жилища. Лишь очень немногие виды птиц и млекопитающих научились повышать эффективность своего труда по добыванию пищи с помощью различных предметов (костей, палок, камней, колючек и т. п.). Такие случаи в природе исключительно редки.
Человек свое личное природное «оружие» — руку — намного удлинил и усилил с помощью самых разнообразных орудий охоы и труда. Древние люди с помощью копья могли добывать животных с расстояния 10—20 м. Современные охотники добывают дичь с помощью обычного ружья на расстоянии 30—50 м, а винтовки — до 100 м и далее. Мощные космические ракеты могут быть использованы в будущем для предотвращения падения на Землю крупных астероидов (типа Тунгусского метеорита и крупнее), уничтожая их (или изменяя траекторию дальнейшего полета) на расстоянии сотен тысяч километров от нашей планеты (рис. 90). У первобытных людей орудийная деятельность начи-
Рис. 90.
налась с использования готовых предметов (камни, палки), качество которых впоследствии они научились улучшать за счет первичной обработки (обтесывание, обкалывание, привязывание). В настоящее время все орудия труда специально изготовляются человеком.
В природных популяциях орудийная деятельность — редкое исключение. Человечество, напротив, самое мощное давление на природу оказывает опосредованно, через орудия, машины, механизмы. В этом заключается еще одно важное отличие экосоци- алъных связей современного человечества.
Энергетика жизнеобеспечения. Все животные черпают энергию для поддержания жизни в пище, да еще иногда за счет согревания под лучами солнца. Соответственно, производимая ими работа осуществляется только за счет их естественной мощности — мускульной силы.
Единственное исключение на планете составляет человек, который сначала освоил запасы законсервированной солнечной энергии в виде органического топлива: древесины, угля, нефти и газа, а совсем недавно приступил к использованию атомной энергии. Совершенно очевидно, что только освоение человеком энергетических запасов обеспечило появление промышленности, основанной на коренном преобразовании природных материалов (например, выплавка и обработка металлов). Эта уникальная способность человечества позволила ему создать мощный производственный потенциал, почти полностью заменивший мускульную силу в функционировании общеземной системы жизнеобеспечения человечества.
Производимая животными работа может быть направлена на некоторое преобразование среды обитания: постройку гнезд, выкапывание нор, даже сооружение плотин. Но они используют мощность только собственных мышц, а объединение усилий для согласованных действий возможно только в пределах семьи или небольшой группы. Поэтому сре- допреобразующая деятельность животных незначительна и ограничивается лишь местными участками. Сколько-нибудь масштабные результаты такой микропреобразующей работы проявляются по истечении длительного времени — сотен или тысяч лет.
Мощная энергия, направляемая людьми на изменение среды обитания в целях повышения комфортности своего существования, все быстрее преобразует природную среду: в древности — за тысячелетия, в средние века — за столетия, сейчас — за немногие годы.
Все виды на Земле приспосабливаются — адаптируются к среде обитания, к меняющимся условиям жизни. Только человек с помощью освоенных им энергоресурсов приспосабливает (адаптирует) среду своего обитания к собственным потребностям, коренным образом и в краткие сроки преобразует природу Земли-
• Примеры и дополнительная информация
1. Орудийная деятельность выявлена у насекомых, птиц, млекопитающих. Орудием считается любой посторонний предмет, который используется животным как продолжение какой-либо части тела (челюстей, клюва, лапы) для достижения определенной цели (чаще всего — для получения пищи).
Живущий на Галапагосских островах дятловый вьюрок выгоняет насекомых из их ходов и трещин древесной коры тонкой палочкой или колючкой кактуса. В Африке хищная птица — стервятник умеет разбивать прочную скорлупу страусиных яиц, бросая на них клювом камни (рис. 91). Необычные случаи орудийной деятельности наблюдали во Флориде, США. Возле скопления туристов голубая цапля подбирала несъедобные для нее зерна воздушной кукурузы и бросала их на мелководье, приманивая рыбок. Всего выявлено около 30 видов птиц, способных использовать орудия для добывания пищи.
В северной части Тихого океана живут каланы (морские выдры). Плавая на спине, они разбивают раковины моллюсков и панцири морских ежей о плоские камни, которые кладут себе на грудь. В Африке шимпанзе добывают термитов, засовывая стебелек травы или тонкий прутик в термитник, а затем слизывая с него насекомых. Они также пользуются палками, чтобы разрушать гнезда диких пчел и добывать мед, выковыривать личинок из трухлявых
Рис. 91.
Рис 92. пней или выкапывать съедобные корни из земли. В неволе шимпанзе используют палки и разного рода подставки, чтобы дотянуться до высоко подвешенных фруктов (рис. 92).
2. Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного молнией огня насчитывает около 0,5 млн лет. Примерно 50 тыс. лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тыс. лет назад потребление энергии всеми людьми было в 10 млн раз меньше, чем сейчас. Именно за счет этого миллионно- кратного роста использования найденных и присвоенных человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения человечества. Но если бы никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы так бы и жили сейчас в пещерах.
Вопросы.
1. В чем заключаются основные отличия использования орудий животными и человеком? 2. Каким образом обеспечивают себя энергией животные? 3. В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?
4. Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
⇐ Предыдущая43444546474849505152Следующая ⇒Дата добавления: 2014-11-12; просмотров: 999. Нарушение авторских прав |
Рекомендуемые страницы:
studopedia.info
—PAGE_BREAK—Качественные изменения трофических и информационных связей, преобразование всего комплекса экологических связей в социально-экологические (экосоциальные) обеспечили быстрое развитие согласованных действий людей по существенному расширению экологической емкости среды обитания человечества [15]. Орудийная деятельность. Подавляющее большинство видов животных воздействует на среду только через свои индивидуальные качества (сила, скорость, маневренность) с использованием «личного оружия»: зубы, клювы, когти и т.п. (главным образом для нападения), быстрые ноги, камуфляж, прочные покровы, ядовитые железы и т.п. (главным образом для защиты). Эти средства помогают животным трудиться с большей отдачей от энергетических трат: успешнее добывать пищу, обороняться от врагов, строить жилища. Лишь очень немногие виды птиц и млекопитающих научились повышать эффективность своего труда по добыванию пищи с помощью различных предметов (костей, палок, камней, колючек и т. п.). Такие случаи в природе исключительно редки [25]. Человек свое личное природное «оружие» — руку — намного удлинил и усилил с помощью самых разнообразных орудий охоты и труда. Древние люди с помощью копья могли добывать животных с расстояния 10-20 м. Современные охотники добывают дичь с помощью обычного ружья на расстоянии 30-50 м, а винтовки — до 100 м и далее. Мощные космические ракеты могут быть использованы в будущем для предотвращения падения на Землю крупных астероидов (типа Тунгусского метеорита и крупнее), уничтожая их (или изменяя траекторию дальнейшего полета) на расстоянии сотен тысяч километров от нашей планеты. У первобытных людей орудийная деятельность началась примерно 1 млн. лет назад [27]. Будучи биологическим видом по своему деятельность, происхождению, строению и функционированию организма, человек качественно отличается от всех других существ на Земле особенностями своих экологических связей. Принципиальным экологическим отличием человечества является социальность, наиболее отчетливо выраженная в невозможности для современных людей жить вне общества. Человечество способно также кардинально изменять среду обитания и расширять ее экологическую емкость благодаря способности к согласованным действиям большого числа людей, уникальной энергообеспеченности, использованию самых разных орудий труда и совершенному развитию информационных связей. Эти качественно новые для всего живого на Земле свойства позволяют рассматривать взаимосвязи человечества с природой как социально-экологические, или экосоциальные, а самого человека считать уникальным биосоциальным видом [15]. Орудийная деятельность выявлена у насекомых, птиц, млекопитающих. Орудием считается любой посторонний предмет, который используется животным как продолжение какой-либо части тела (челюстей, клюва, лапы) для достижения определенной цели (чаще всего — для получения пищи). Живущий на Галапагосских островах дятловый вьюрок выгоняет насекомых из их ходов и трещин древесной коры тонкой палочкой или колючкой кактуса [37]. В Африке хищная птица — стервятник умеет разбивать прочную скорлупу страусиных яиц, бросая на них клювом камни. Необычные случаи орудийной деятельности наблюдали во Флориде, США. Возле скопления туристов голубая цапля подбирала несъедобные для нее зерна воздушной кукурузы. В неволе шимпанзе используют палки и разного рода подставки, чтобы дотянуться до высоко подвешенных фруктов [37]. Случайное использование и, возможно, поддержание первобытными людьми зажженного молнией огня насчитывает около 0,5 млн. лет. Примерно 50 тысяч лет назад человек сам научился добывать огонь от искр при ударе кремнем о кремень или с помощью трения. Около 20 тысяч лет назад потребление энергии всеми людьми было в 10 млн. раз меньше, чем сейчас. Именно за счет этого миллионно-кратного роста использования найденных и присвоенных человеком запасов солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе, создан и функционирует весь комплекс современного жизнеобеспечения человечества. Но если бы никто из наших отдаленных предков, греясь у подожженного молнией дерева, не догадался подбросить в угасающий костер несколько новых веток, мы так бы и жили сейчас в пещерах. Одной из особенностей человека является наличие подчас неумерной ненависти к себе подобным, проявляющейся в войне. Война является одной из неотъемлемых особенностей человеческой цивилизации. Развязываемые милитаристами, войны приводят к гибели, разорению и обнищанию миллионов людей [25]. Ни с чем не сравнимый урон войны наносят и природе, вызывая нарушения в ее хрупком равновесии, приводя к изменениям окружающей среды. Она становится менее благоприятной, а иногда и просто опасной для проживания и нормальной жизнедеятельности. Последствия военных воздействий на природу весьма разнообразны. Их следы наблюдаются и на рельефе, на почве, в воде и воздухе [20, 39]. Так, во время двух мировых войн ареной боевых действий стали значительные территории суши и воды. В результате пожаров, вызванных обстрелами и поджогами были уничтожены леса, нарушен почвенный слой, вспаханный гусеницами танков, что привело к эрозии. Особый урон природе наносит ядерное и химическое оружие, убивающее практически все формы животных и растений. После применения оружия массового уничтожения необходимы десятилетия и даже столетия для восстановления какой-либо жизни на пораженной территории [14].
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ТЕМЕ: “ЧЕЛОВЕК КАК БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО”
Главная мысль урока: На планете более 3 миллионов видов живых организмов, и лишь Homosapiens – единственный вид, который подчиняется как биологическим, так и социальным законам. Оборудование: таблицы по курсу «Общая биология» (раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел «Жизнь первобытных людей»), фрагменты из книг И. Акимушкина «Тропою легенд» и С. Кэрригера «Дикое наследство природы» [5]. Ход урока А) Положение человека в системе животного царства. Работая с учебником, ученики выполняют следующее задание. Задание. Укажите положение вида Homosapiens в системе животного царства, а также вспомните характерные особенности каждого таксона. (В классах со слабой подготовкой вторая часть задания выполняется с помощью учителя в ходе фронтальной беседы.) Примерный образец ответа учащихся. Человек относится к следующим таксонам: Тип Хордовые (Двусторонняя симметрия тела, наличие в эмбриональном периоде развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальной полой нервной трубки); Подтип Позвоночные (Позвоночный столб, вентральное положение сердца, головной мозг, парные конечности); Класс Млекопитающие (многочисленные и разнообразные кожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, способность к терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную от брюшной полости, дифференцированные зубы и т.д.); Отряд Приматы (Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, пронация и супинация кисти, ногти, зубная система не специализированного типа, крупные и направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение); Надсемейство Человекообразные обезьяны (Редукция хвостового отдела позвоночника, увеличение числа крестцовых позвонков до 4-5 для укрепления таза, аппендикс, четыре группы крови, 3 доли в правом легком и 2 в левом); Семейство Гоминиды (Поредение волосяного покрова, прямохождение и связанные с ним особенности скелета); Род Люди (Объем мозга более 750 см3, очень сложное его строение, резкие изгибы позвоночника, мощные икроножные и седалищные мышцы, противопоставление большого пальца на руке и утрата противопоставления первого пальца стопы); Вид Человек разумный (Мозг объемом 1400-1500 см3 с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребня и др.). . Б) Доказательства происхождения человека от животных по наличию атавизмов и рудиментов. Работа с таблицей из курса общей биологии, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов (остатки мигательных перепонок во внутреннем углу глаза, расположение волосков на плече навстречу друг другу, как у обезьян, наличие небных валиков, аппендикса, ушных мышц и др.) и атавизмов (многососковость, короткий хвост, чрезмерное развитие волосяного покрова у некоторых людей). В) Выявление влияния факторов внешней среды на человека. Организуется фронтальная беседа, в ходе которой называются абиотические факторы, влияющие на человека: — климатические (свет, влажность, ветер, температура); — физические (радиоактивность, электромагнитные поля, давление, шум и др.); химические (газовый состав атмосферы, лекарства, ядохимикаты и др.) [29]. Далее заслушиваются подготовленные заранее сообщения учащихся о влиянии различных факторов среды на здоровье человека.Примерный образец ответа учащихся. Подчинение человека общим биологическим законам подтверждается его морфофизиологической адаптацией к жизни в определенных климатических условиях на протяжении многих поколений. Например, приспособленность к холоду выражается в большей массе тела, коротких конечностях, большем количестве жира, глубоком расположении вен, повышенном обмене веществ, а приспособленность к теплу характеризуется противоположными особенностями анатомии и физиологии организма [13].
Изменчивость ряда признаков зависит от температуры воздуха, то есть от климата. Эти признаки отражают закономерности терморегуляции: пигментация кожного покрова, цвет волос, глаз, толщина слизистой губ, ширина носа. Широконосые распространены в тропическом поясе, узконосые – на севере и крайнем юге. Аналогичные зональные изменения существуют и среди других характеристик: любые формы в северных районах крупнее южных (речь идет о представителях близкородственных видов). Замечено, что у жителей жарких стран средний вес тела меньше, чем у живущих в умеренном и холодном климате, что является адаптацией к климату [15]. В условиях высокогорья у детей и подростков процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Основными причинами этого считаются: особенности питания, изоляция с обусловленными ею близкородственными браками, а также снижение функции щитовидной железы как адаптивной реакции на гипоксию. Пример прямой адаптации организма человека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина в условиях распространения тропической малярии и сонной болезни. На человека влияет весь уклад жизни общества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функций человека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды, отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций [28].Работа в малых группах с учебником по вопросам
1. Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных? 2. Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности. 3. Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов. 4. Каким экологическим законам подчиняется человечество? 5. В чем главное отличие адаптивных возможностей человека от животных? 6. Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай? 7. В чем заключается биологическая природа человека? 8. Почему человек считается биосоциальным видом? 9. Каким видам животных также свойственны некоторые формы социального поведения? 10. В чем проявляются экологические отличия человека от других видов? 11. В чем проявляются экологические сходства человека с популяциями других видов? 12. В чем заключаются основные отличия использования орудии животными и человеком? 13. Каким образом обеспечивают себя энергией животные? 14. В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества? 15. Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. 16. Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких — игрой? 17. Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются к среде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека к среде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чаще является результатом деятельности самого человека, способного целенаправленно изменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия, чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижает негативное воздействие природных факторов.
Создавая для себя «новую окружающую среду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушает природное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотических факторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия – расплата за цивилизацию) [23]. Г) Социальная среда. Роль социальных связей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного и отрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека. Работа в малых группах с учебником по вопросамЗадание 1. Заполните таблицу «Биологическая и социальная природа человека». Биологические характеристики Социальные характеристики Рост Мировоззрение Развитие Образование, культура, искусство Обмен веществ с окружающей средой Обычаи и традиции Способность к размножению Мораль, нормы поведения Пищевые связи Использование орудий труда Адаптация к изменяющимся факторам среды Масштабы антропогенного воздействия на природу
Задание 2. По аналогии со схемой экологических факторов составьте схему «Факторы социальной среды».
Экологические факторы абиотические биотические антропогенныеФакторы социальной среды (семья, друзья, школа, улица).
Далее учитель предлагает школьникам подумать, какие из перечисленных в схеме факторов должны иметь большее влияние на воспитание детей и выстроить социальные факторы по степени значимости (ребята подводятся к выводу о главенствующей роли семьи и образовательных учреждений в формировании личности) [13].Задание 3. Назовите положительные и отрицательные последствия НТР на жизнь человека и состояние окружающей среды [31].
продолжение—PAGE_BREAK—
phoenix-pharma.ru
Главная мысль урока: На планете более 3 миллионов видов живых организмов, и лишь Homo sapiens - единственный вид, который подчиняется как биологическим, так и социальным законам.
Оборудование: таблицы по курсу «Общая биология» (раздел «Происхождение человека») и курсу «История древнего мира» (раздел «Жизнь первобытных людей»), фрагменты из книг И. Акимушкина «Тропою легенд» и С. Кэрригера «Дикое наследство природы» [5].
Ход урока
А) Положение человека в системе животного царства. Работая с учебником, ученики выполняют следующее задание.
Задание. Укажите положение вида Homo sapiens в системе животного царства, а также вспомните характерные особенности каждого таксона. (В классах со слабой подготовкой вторая часть задания выполняется с помощью учителя в ходе фронтальной беседы.)
Примерный образец ответа учащихся. Человек относится к следующим таксонам:
Тип Хордовые (Двусторонняя симметрия тела, наличие в эмбриональном периоде развития хорды, глоточных жаберных щелей, дорсальной полой нервной трубки);
Подтип Позвоночные (Позвоночный столб, вентральное положение сердца, головной мозг, парные конечности);
Класс Млекопитающие (многочисленные и разнообразные кожные железы, волосяной покров, млечные железы, четырехкамерное сердце, способность к терморегуляции, диафрагма, отделяющая грудную от брюшной полости, дифференцированные зубы и т.д.);
Отряд Приматы (Подвижные конечности хватательного типа, первый палец противопоставлен остальным, развиты ключицы, шаровидные плечевой и тазобедренный суставы, пронация и супинация кисти, ногти, зубная система не специализированного типа, крупные и направленные вперед глаза, обеспечивающие бинокулярное зрение);
Надсемейство Человекообразные обезьяны (Редукция хвостового отдела позвоночника, увеличение числа крестцовых позвонков до 4-5 для укрепления таза, аппендикс, четыре группы крови, 3 доли в правом легком и 2 в левом);
Семейство Гоминиды (Поредение волосяного покрова, прямохождение и связанные с ним особенности скелета);
Род Люди (Объем мозга более 750 см3, очень сложное его строение, резкие изгибы позвоночника, мощные икроножные и седалищные мышцы, противопоставление большого пальца на руке и утрата противопоставления первого пальца стопы);
Вид Человек разумный (Мозг объемом 1400-1500 см3 с развитым речевым центром, отсутствие надглазничного валика и теменного гребня и др.). .< 24 >
Б) Доказательства происхождения человека от животных по наличию атавизмов и рудиментов. Работа с таблицей из курса общей биологии, организация самонаблюдения по выявлению рудиментов (остатки мигательных перепонок во внутреннем углу глаза, расположение волосков на плече навстречу друг другу, как у обезьян, наличие небных валиков, аппендикса, ушных мышц и др.) и атавизмов (многососковость, короткий хвост, чрезмерное развитие волосяного покрова у некоторых людей).
В) Выявление влияния факторов внешней среды на человека. Организуется фронтальная беседа, в ходе которой называются абиотические факторы, влияющие на человека:
климатические (свет, влажность, ветер, температура);
физические (радиоактивность, электромагнитные поля, давление, шум и др.);
химические (газовый состав атмосферы, лекарства, ядохимикаты и др.) [29].
Далее заслушиваются подготовленные заранее сообщения учащихся о влиянии различных факторов среды на здоровье человека.
Примерный образец ответа учащихся. Подчинение человека общим биологическим законам подтверждается его морфофизиологической адаптацией к жизни в определенных климатических условиях на протяжении многих поколений. Например, приспособленность к холоду выражается в большей массе тела, коротких конечностях, большем количестве жира, глубоком расположении вен, повышенном обмене веществ, а приспособленность к теплу характеризуется противоположными особенностями анатомии и физиологии организма [13].
Изменчивость ряда признаков зависит от температуры воздуха, то есть от климата. Эти признаки отражают закономерности терморегуляции: пигментация кожного покрова, цвет волос, глаз, толщина слизистой губ, ширина носа. Широконосые распространены в тропическом поясе, узконосые - на севере и крайнем юге. Аналогичные зональные изменения существуют и среди других характеристик: любые формы в северных районах крупнее южных (речь идет о представителях близкородственных видов).
Замечено, что у жителей жарких стран средний вес тела меньше, чем у живущих в умеренном и холодном климате, что является адаптацией к климату [15].
В условиях высокогорья у детей и подростков процессы роста и полового созревания сильно замедлены по сравнению с жителями равнинных и низкогорных районов. Основными причинами этого считаются: особенности питания, изоляция с обусловленными ею близкородственными браками, а также снижение функции щитовидной железы как адаптивной реакции на гипоксию.
Пример прямой адаптации организма человека к условиям обитания: приспособительная роль аномального гемоглобина в условиях распространения тропической малярии и сонной болезни.
На человека влияет весь уклад жизни общества: идеология, литература, искусство и др. Ряд биологических функций человека так или иначе социально обусловлен (прием пищи, утоление жажды, отправление физиологических функций и т.п.) влиянием традиций, обычаев, эмоций [28].
Работа в малых группах с учебником по вопросам
Какую роль различные абиотические факторы (температура, влажность) играют в жизни высших растений и животных?
Приведите примеры использования человеком знаний о взаимоотношениях организмов в своей практической деятельности.
Приведите примеры биологического оптимума для известных вам растений, животных, грибов.
Каким экологическим законам подчиняется человечество?
В чем главное отличие адаптивных возможностей человека от животных?
Объясните, как изменения экологических факторов влияют на урожай?
В чем заключается биологическая природа человека?
Почему человек считается биосоциальным видом?
Каким видам животных также свойственны некоторые формы социального поведения?
В чем проявляются экологические отличия человека от других видов?
В чем проявляются экологические сходства человека с популяциями других видов?
В чем заключаются основные отличия использования орудии животными и человеком?
Каким образом обеспечивают себя энергией животные?
В чем заключаются принципиальные особенности энергетики жизнеобеспечения человечества?
Приведите дополнительные примеры орудийной деятельности животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих.
Понаблюдайте за использованием посторонних предметов дикими или домашними животными. С какой целью они это делают? В каких из этих случаев манипулирование предметами может считаться орудийной деятельностью, а в каких -- игрой?
Приведите известные вам примеры преобразования среды животными и человеком (желательно в вашей местности). Сравните формы и масштабы этой деятельности [13].
Примерный ход дискуссии. Все живые организмы адаптируются к среде, а человек способен подчинить окружающую среду себе. Адаптация человека к среде происходит при активном участии сознания, окружающая среда все чаще является результатом деятельности самого человека, способного целенаправленно изменить ее. Человек создает для себя благоприятные микроскопические условия, чтобы организм не испытывал сверхсильного давления природных факторов. Уже давно человек начал развивать свои природные механизмы адаптации закаливанием, физическими нагрузками, прививками. С помощью одежды, обуви, жилья, предметов домашней утвари, обработки пищи, использования медикаментов человек снижает негативное воздействие природных факторов.
Создавая для себя «новую окружающую среду», человек так изменяет природу и такими темпами, что не только нарушает природное равновесие, но и как следствие получает изменения абиотических факторов, к которым не успевают приспосабливаться (гипертония и гиподинамия - расплата за цивилизацию) [23].
Г) Социальная среда. Роль социальных связей в адаптациях человек к среде (формирование человека как личности). Примеры положительного и отрицательного влияния социальной среды на здоровье и психику человека.
Работа в малых группах с учебником по вопросам
Задание 1. Заполните таблицу «Биологическая и социальная природа человека».
Биологические характеристики | Социальные характеристики |
Рост | Мировоззрение |
Развитие | Образование, культура, искусство |
Обмен веществ с окружающей средой | Обычаи и традиции |
Способность к размножению | Мораль, нормы поведения |
Пищевые связи | Использование орудий труда |
Адаптация к изменяющимся факторам среды | Масштабы антропогенного воздействия на природу |
studbooks.net