Иосиф волоцкий в чем помогает


Молитва Иосифу Волоцкому на процветание и торговлю

Еще с древних времен для улучшения торговли и повышения прибыли, многие купцы и торговцы обращались за помощью к святым. В наше время тоже не будет лишним прочитать молитву преподобному Иосифу игумену Волоцкому чудотворцу.

Родился он в 15 веке недалеко от Волоколамска. Его отец владел поселком. Предки и родители его были достаточно глубоко верующими людьми. Крещен он был под именем Иоанн. В семилетнем возрасте его отправили в обитель для обучения. В 20 лет он принял монашеский постриг. Тут же он получил и новое имя. Однажды отец его занемог и тот попросил разрешения поселить его в своей келье, где Иосиф смог бы за ним ухаживать. Длилось это 15 лет, до его кончины. После смерти игумена, эту роль на себя взял Иосиф. Но возникли некоторые неприятности с братией и новым князем, что способствовало его уходу из обители.

Через некоторое время он решил основать монастырь неподалеку от владений своего отца. Что вскоре и было сделало. Есть сведения о том, что в данном деле его поддерживал князь Борис Волоцкий. Перед кончиной в 1515 году он начал непрестанно молится и старался причащаться, даже после того, как уже не мог вставать.

Считается, что лик с его изображением должен быть у каждого человека. Есть множество житейских ситуаций, в которых молитва у святого лика сможет помочь. В первую очередь – это бизнес и прибыль. Но кроме этого она поможет:

Молитва Иосифу Волоцкому на процветание бизнеса принесет положительный результат только тогда, когда человек будет стараться помимо получения прибыли, еще и угодить те, кому он предоставляет свои услуги. Вот ее текст.

«Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему

твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя:

Озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего

преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути:

Порабощени суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути,

К кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем?

Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим.

Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий:

Сам искушен быв, помози и нам, искушаемым;

Постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити;

Препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная;

Посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради:

Да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу,

Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки.»

Те, кто желает преклонится к мощам, может сделать это в Успенском соборе Иосифо-Волоцкого монастыря. Рядом с ним открыт и бронзовый памятник преподобному.

Акафист преподобному Иосифу Волоцкому считается одним из самых сильных. Помните, что перед тем как приступить к чтению, необходимо очистить свои мысли от дурных помыслов.

Кондак 1

Избранный угодниче Христов и дивный благочестия подвижниче, преподобне отче Иосифе, иже сугубый свыше дар приемый боговедения же и исцелений, яко имеяй дерзновение ко Святей Троице моли избавитися нам от находящих бед и скорбей и болезней, да любовию зовем ти:

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Икос 1

Ангела во плоти тя ведуще, преподобне Иосифе, посланна от Бога, да явит тобою в человецех образ истиннаго благочестия и добрых дел, чудящеся путем Его, во временнем житии твоем явленным, и величие благоутробия Его прославляюще, во умилении сердечнем взываем ти сице:

Радуйся, добраго корене отрасле благородная; радуйся, лозо винограда Христова многоплодная.

Радуйся, чадо молитвы родителей благочестивых; радуйся, надеждо и утешение сердец их боголюбивых.

Радуйся, издетска страх Господень стяжавый; радуйся, семя слова Божия от юности восприявый.

Радуйся, измлада смирения и молчания хранителю; радуйся, молитвы и воздержания ревнителю.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 2

Видя Христос благое сердца твоего изволение и рачение, яко от юности немолчно прославлял еси Имя Господне чтением и пением псалмов и песней священных во святем храме Его, в скинии небесней вчини тя, преподобне, в лице праведник совершенных возносити ему купно с ними ангельское пение: Аллилуиа.

Икос 2

Разумев от писаний отеческих благих мира сего тщету, исход же от временнаго сего жития непрестанно помышляя и пребывая присно в сокровеннем подвизе молитвы, никакоже сердцем прилепился еси к сущим от мира, разве точию к единому достойнейшему от сверстник твоих, с нимже и путь богоугоднаго иноческаго жития от дней отрочества предъизбрал еси, преподобне. Темже ублажаем тя сице:

Радуйся, цвете благоуханный добраго воспитания; радуйся, сосуде Божественнаго избрания.

Радуйся, в разуме Богом просвещенный; радуйся, сердцем в Бозе утвержденный.

Радуйся, образе содружества непорочнаго и нелестнаго; радуйся, вседушевне взыскавый Царствия Небеснаго.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 3

Бурю помышлений мирских препобеждая благодатию Христовою, помыслом лучшим востекл еси к Небесным, преподобне, в Горняя вперив ум твой безмятежный и безстрастный, и волю всецело покорив под иго Христово, тело же твое соделал еси жилищем Духа Святаго, отнюдуже и в телеси, яко безплотен, со безплотными взывал еси Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Ревность имеяй о совершеннем житии христианстем и от писаний отеческих научен, еже вдати себе в послушание искусну руководителю и наставнику нелестну, в юности родители твоя оставил еси, преподобне, и положил еси в сердцы твоем вопросити духовнаго старца Варсонофия, да еще что речет, буди то тебе, яко слово Самаго Бога, еже и свершися во благое Божиим устроением; сего ради, толикое веры твоея упование ублажающе, взываем ти:

Радуйся, яко любезная и красная мира сего презрел еси; радуйся, яко Небесных и нетленных желанием вожделел еси.

Радуйся, внутреннею Креста Христова красотою восхищенный; радуйся, силою Свыше на труд крестоношения облеченный.

Радуйся, волею твердою воли своея отрекийся; радуйся, отсечением страстей угодивый Богу и спасыйся.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 4

Силою любве Божия влеком к вящшему жития иноческаго совершенству и мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца Варсонофия, пришел еси во обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание, да купно с ним в трудех и подвизех выну благоугождаяй Богу, воспеваеши: Аллилуиа.

Икос 4

Провидя духом благое произволение юноши, чистоту же душевную и благодатное призвание его, преподобный Пафнутий абие облече его во иноческий образ и возложи нань иго послушаний, яже со усердием в простоте и в терпении мнозе исполняше, яко быти ему образом безпрекословнаго повиновения, труда и благочестия; темже ныне зовем ему сице:

Радуйся, тесный путь спасения от юности возлюбивый; радуйся, ярем Господень на выю свою возложивый.

Радуйся, священными обеты волю свою связавый; радуйся, себе и весь живот свой Господеви предавый.

Радуйся, коемуждо во благо усердный служителю; радуйся, болящих и немощных успокоителю.

Радуйся, помыслы плотския силою молитвы прогоняяй; радуйся, сомнящихся в вере словом Божиим утверждаяй.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 5

Божественною любовию распалаем и ближних твоих, иже в мире, не отверглся еси сердцем, преподобне: слышав бо старца отца твоего в разслаблении телеснем суща, умолил еси преподобнаго Пафнутия во обитель того прияти и надолзе послужил еси болящему родителю твоему, со всяким рачением призирая его и питая телесне рукама твоима и духовне словом Божиим до самыя кончины, яко тому взывати к тебе: Не аз ти отец, но ты ми отец еси. Сей убо труд любве твоея сыновния восхваляюще, яко жертву богоприятну, поем: Аллилуиа.

Икос 5

Имый во обители осмьнадесять лет жития в послушании, бдении, пощении и научении писанием святых и духоносных отец, егда наста час блаженныя кончины преподобнаго Пафнутия, начальствовати по нем, аще и не хотяй, призван был еси и во пресвитера поставлен, да управиши добре собранное им стадо Христово; ты же вмале начальствовав, паки управляем восхотел еси быти, да приумножиши добродетелей нетленная сокровища. Темже, дивящеся ревностному добротолюбию и смиренномудрию твоему, вопием ти:

Радуйся, лишении телесными многа блага духовная собравый; радуйся, нищетою дарования Небесная стяжавый.

Радуйся, молчания изрядный хранителю; радуйся, строгий уставов иноческих блюстителю.

Радуйся, болящим, яко братии Христовой, послуживый; радуйся, высокий образ любве сыновния явивый.

Радуйся, власти над другими и чести уклонивыйся; радуйся, паки, яко слуга незнаемь, во обитель Кириллову вселивыйся.

Радуйся, тамо брашна уготовляти определенный; радуйся, и в рубище рабстем познанный и обличенный.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 6

Купцу уподобился еси, ищущему добраго бисера, Иосифе преподобне, егда в послушании и всяцем подвизе духовнем благоискусен быв, обители иноческия посещал еси: да испытно познаеши в тех лучшая и совершеннейшая и приусвоиши на пользу душ стада твоего словеснаго, еже радостию велиею возрадовася возвращению твоему, благодарственне взывая Пастыреначальнику Христу: Аллилуиа.

Икос 6

Слышав благоверный князь Борис о пришествии преподобнаго Иосифа в его пределы, изшед усердно моляше и, да изберет в его наследии место, да соградит на нем святую обитель и пребывает в ней со иноки, еже и свершися, дыханию бурну указующу место, и устройся рачением князя, паче же благословением Божиим по молитвам преподобнаго, емуже с любовию взываем сице:

Радуйся, высоких подвигов жития христианскаго ревнителю; радуйся, новоначальных искусный руководителю.

Радуйся, неизменное правило поста и покаяния; радуйся, хранителю непрестаннаго воздержания.

Радуйся, мирским наставниче жизни богоугодныя; радуйся, основателю обители благоплодныя.

Радуйся, яко благая начинания твоя Христос благослови; радуйся, яко сотрудника тебе в лице державнаго яви.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 7

Велие стяжав сокровище любве, преподобне, якоже во дни первых христиан, имже бе сердце и душа едина и от нихже никтоже от имений глаголаше что свое быти, судил еси и во иноцех обители твоея, яко изволением сердца отвергшихся мира и его стяжаний, уставити сицеваго жительства образ, да вси вкупе едино взыщут стяжание вечное, Бога, Емуже и да взывают выну: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго Феодосия, общих житий начальника, зрит в тебе страна Российская, преподобне отче Иосифе, якоже бо той, иноческия обеты восприяв, всем сердцем и душею уставом общаго иноческаго жития предан бяше, сице и ты, сим шествуяй путем, в терпении мнозе заповедем общежития святых отец неуклонно последовал еси, темже от чтущих тя слышиши таковая:

Радуйся, общее житие монашествующих основавый; радуйся, тем всеоружие благочестия им подавый.

Радуйся, общими труды праздных помыслов шатания упразднивый; радуйся, теми, яко бронею, страстей разжженныя стрелы отразивый.

Радуйся, вселивый во обители дух общаго воздержания; радуйся, потребивый в ней плевелы любостяжания.

Радуйся, бодрствованию духовному многи иноки научивый; радуйся, до конца жития первый в труждающихся бывый.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 8

Странник пришел еси в пустыню отечествия твоего, преподобне, и абие домовладыка явился еси Богу, преклоньшу сердце во власти сущаго благовернаго князя Бориса еже послужити от имений своих на созидание церкве каменныя на месте сем, благоукрасити же ю боголепно, и келлии воздвигнути множащимся братиям, да и зде сими, яко на небеси святыми Ангелы, возносится Богу песнь: Аллилуиа.

Икос 8

Видяще ревностное по Бозе и жестокое житие преподобнаго Иосифа и братии, непрестанно в трудех и пощении подвизающихся и ходящих в рубищных и худых одеждах, нецыи от инок и всякаго чина мирских людей и князей не точию сих не отвращахуся, но паче равностию духовною горяще и во обители купно с ними подвизатися желающе, приношаху ту имения своя на пользу общую; темже здателю той возглашаем тако:

Радуйся, мудре предначертавый обитель нову; радуйся, поревновавый нищетолюбному житию Христову.

Радуйся, святыя храмы во обители создавый; радуйся, мног собор монашествующих собравый.

Радуйся, яко труд твой свыше благословися; радуйся, яко святое желание сердца твоего совершися.

Радуйся, яко во обители твоей мнози души своя спасоша; радуйся, яко из нея пастыреначальницы изыдоша.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 9

Всем сердцем возлюбивый Бога и многа дарования духовная от Него восприемый, преподобне Иосифе, и пред человеки толику благодать обрел еси, яко не точию мнози от простых, но и князи, требующе твоих наставлений, в послушание тебе вдаяху себе совершенно, имже миротворец был еси, исходатайствовав благоволение самодержца князю Юрию, иже неповинне оклеветан под страхом смертным бяше, избавлен же быв в радости душевней возопи Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Благодать Божественная, привлекаемая молитвами преподобнаго, яве знаменася в нем даровании чудотворений и ведением сокровенных: умерша бо благочестиваго князя Иоанна молитвою своею возбуди, да конечне предуготовится покаянием и восприимет залог жизни вечныя, и тако да отыдет ко Господу; темже во гресех живущии и действеннаго возбуждения на покаяние требующии возопиим к нему:

Радуйся, благочестивых отрадо и утешение; радуйся, колеблющихся в вере твердое ограждение.

Радуйся, отчаявающихся утверждаяй во уповании; радуйся, просветивый многих твоими писании.

Радуйся, мир посреде враждующих устрояяй; радуйся, неповинныя от смерти избавляяй.

Радуйся, умирающия возставляяй на покаяние: радуйся, всем внушаяй жизни вечныя взыскание.

Радуйся, шествовавый путем трудным и тесным; радуйся, возводяй других к обителем небесным.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 10

Новоустроенну обитель преподобнаго Иосифа испыта Господь посещением гнева Своего, купно же и милости: за грехи бо людския глад крепок наведе на землю Волоколамску и на вся окрестныя веси, яко многим людем безгодно погибати. Преподобный же, уведев сия, усугуби во обители моление и отверзе житницы тоя алчущим; раздав же вся сущая и не могий ктому не точию тысящ пришедшаго народа, но ниже братии своея препитати, посла заимовати на обитель сребро и куплю деяй семен хлебных, никакоже остави требующия погибати гладом, детем же их малым особь созда дом, дондеже державный благочестивый царь Василий, слышав сия, внезапу прииде во обитель и дарова довольная ко призрению бедствующих, иже, видяще в сем милосердующую руку Божию, во умилении сердец вознесоша хвалебный глас Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Благому изволению державнаго последующе, мнози от военачальник и князей удельных и иных христолюбцев богатая даяния в обитель Иосифову приношаху, яко всем пришедшим к ней глада ради безбедно в домы своя возвратитися и новым изобилием благословитися обители преподобнаго, к немуже взываем ныне:

Радуйся, надеждо светлая в нужде и обстоянии сущих; радуйся, покровителю сирых и крова неимущих.

Радуйся, гладом погибающих питателю; радуйся, чадом их виталища созидателю.

Радуйся, милости источниче неистощимый; радуйся, скорбящих утешителю незримый.

Радуйся, последняя твоя взаим Богови давый; радуйся, добрым расточением сущих богатая собравый.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 11

Ведый от Божественных писаний, яко един уповающий на Господа поженет тысящи, и два двигнета тмы, не убоялся еси, преподобне, един со святым Геннадием сонмищу сильных поборников суетных лжеучений противустати; и оружием истины в конец сих поразил еси: вси бо разсеяшася, яко прах пред лицем ветра, тебе же благодарственно сердцем и усты взывающу: Аллилуиа.

Икос 11

Веруяй в Мя,— рече Господь,— реки от чрева его истекут воды живы. Сия убо в тебе оправдишася, досточудне Иосифе, не бо священным догматом богословия во училищи некоем наставлен был еси, но сам живою верою сердца взыскуяй Бога, истину обрел еси в слове Божии и писаниих отеческих и явился еси оплот необорим Православия. Темже взываем ти:

Радуйся, лжеучителей злых лукавство разоривый; радуйся, сомнящихся в православней вере утвердивый.

Радуйся, бодрый учения Христова защитниче; радуйся, боголюбивою ревностию возжженный светильниче.

Радуйся, благопотребне во отечествии твоем возсиявый; радуйся, веру в делех жития твоего показавый.

Радуйся, разумных и препростых благоискусный учителю; радуйся, ближних и дальних россиан просветителю.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 12

Миру водворившуся в Церкви дух злобы паки, пакости дея, подвигну сердце волоцкаго владетеля корысти ради многа смущения и утеснения творити обители, еще же и осуждение неправедно воздвигнути на преподобнаго, еже и паде на главу осудившаго; собором бо священным преподобный Иосиф с великою честию оправдан бысть, присно воспеваяй Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Течение жития скончавая в трудех и молитвах, и подвизех благочестия, завеща преподобный неизменно хранити преданный им устав знаменательне прирек: аще получу от Бога милость, то обитель сия ничимже скудна будет, и тако, завесу плоти отложив, отыде ко Господу и по сих исцеления подаваше больным, приходящим с молитвою к его мощем. Сего ради приносим ему похваления таковая:

Радуйся, чистоты душевныя хранителю нелицемерный; радуйся, истинный рабе Христов благий и верный.

Радуйся, стрелами вражиих навет неуязвимый; радуйся, спасаемых вождю непобедимый.

Радуйся, досточудный образе терпения; радуйся, наставниче нелестнаго благоговения.

Радуйся, и по отшествии обитель твою соблюдаяй; радуйся, молящимся благопотребная подаваяй.

Радуйся, от Господа венец правды восприявый; радуйся, славою чудотворений просиявый.

Радуйся, преподобне отче Иосифе, богомудре, чудотворче.

Кондак 13

О преподобне и богоносне отче Иосифе! Воспоминающе ныне подвиги и труды твоя, яже о Христе содеянная, мы, грешнии и недостойнии раби твои, смиренно просим тя: моли милостиваго Бога, да дарует мир жительству нашему и Церкви Своей Святей, да оградит ю от всех душепагубных и безбожных учений, да подаст же нам вся благопотребная в житии сем, и в будущем веце да сподобит нас воспевати Ему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангела во плоти…» в 1-й кондак «Избранный угодниче…».

Если произносить слова искренно и не стараться навязчиво преследовать только цель обогащения, то он обязательно Вам поможет. Но помните, что если Вы хотите сделать это кому-то в ущерб, то этим только ухудшите ситуацию.

ikona-i-molitva.info

Икона Иосифа Волоцкого

Среди почитаемых православных святых особое место занимает Иосиф Волоцкий. Старец, который вел праведную и богоугодную жизнь, является образцом для подражания, а молитвы перед его образом укрепляют веру каждого, не позволяя негативу очернять праведные души.

Православный мир знает множество примеров праведной жизни святых, которые сознательно пошли на отказ от мирских благ, посвятив жизнь, душу и сердце служению Богу. Таким человеком был Иосиф Волоцкий, который покинул родной дом в возрасте 26 лет, решив стать монахом.

История иконы

Праведный старец с ранних лет был отдан праведными родителями на воспитание священнику, прилежно изучал премудрости праведной жизни, стал чтецом и певцом Псалтыря. Отрок сам выбрал свой жизненный путь и, повзрослев, отправился в пустынь близ Твери. Там он поступил в учение к старцу Варсонофию, а затем пошел во служение к другому монаху в Боровск, став после смерти наставника игуменом монастыря.

За свою долгую жизнь Иосиф воспитал множество праведников, от всей души помогал каждому, проповедовал Божье Слово и вел аскетичный образ жизни. Его неоценимый вклад в становление православной веры, написанные трактаты, бескорыстная помощь и советы всем нуждающимся стали поводом для канонизации.

Иконы с изображением святого Иосифа Волоцкого можно найти во множестве городов и сел по всей России. Образу старца можно поклониться в известных храмах и церквях:

  • в городе Волоколамске, в Богородицерождественской церкви;
  • в Иосифо-Волоколамском монастыре, Теряево, в Московской области;
  • в одноименной церкви в Павловской Слободе Московской области;
  • в Горицком монастыре города Переславля-Залесского Ярославской области;
  • в церкви Николая Чудотворца, находящейся в Москве;
  • в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в городе Королев Московской области;
  • в храме Успенского собора города Дмитров Московской области.

Описание иконы Иосифа Волоцкого

Живописная икона изображает преподобного старца до пояса. Его лик обращен прямо к молящимся, а руки скрещены. Открытые ладони символизируют открытость души, желание помочь каждому, наставить на путь истинный. Лаконичное изображение не содержит множества деталей, дабы не отвлекать верующих от созерцания лика старца.

В чем помогает икона старца Иосифа

Иосиф Волоцкий при помощи молитвы и истинной веры исцелял всех страждущих. В достоверных источниках упоминается исцеление человека от одержимости, случившееся по молитвам Иосифа к Богородице. Исцелил он и князя Рузского от смертельной болезни. Православные христиане прибегают к помощи образа в любых бедах, просят совета в трудных ситуациях, молятся о здоровье своих близких. Также святой Иосиф считается покровителем предпринимательства и хозяйствования.

Дни празднования

Икона имеет два празднования. Первое почитание преподобного в лике святых совершается 9 (22) сентября, а второе — 18 (31) октября, в день обретения мощей преподобного Иосифа Волоцкого.

Молитва перед образом

«Отче наш Иосиф! Возносим смиренно молитвы тебе, просим о помощи и защите. Преклонись перед Господом Всемогущим да испроси у него благословения для нас и семей наших. Защити от бесовских порождений да не дай свернуть с пути истинного. Молим тебя, преподобный, о здравии душевном и телесном. Освободи нас от болезней и дай прожить жизнь праведную, замолить все прегрешения вольные и невольные. Аминь».

Чудотворный лик способен исцелить каждого истинно верующего, направить помыслы человеческие в праведное русло, уберечь от любых невзгод. Священнослужители призывают каждого в дни почитания Иосифа Волоцкого посетить церковь и помолиться о здравии каждого живущего на Земле. Желаем вам удачи, счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

Святая Мелания почитается женщинами всего православного мира. Икона этой святой способна уберечь девушек от беды, ...

Икона «Царь Царей» — знаменитая на весь мир святыня, изображающая Сына Божьего. Она является символом ...

Православная культура насчитывает множество икон. Некоторые из них особо почитаются верующими и имеют скрытый смысл. ...

Георгий Победоносец — один из самых известных и почитаемых святых. К нему обращаются за помощью ...

dailyhoro.ru

Преп. Иосиф Волоцкий – небесный покровитель православных бизнесменов

Иосифо-Волоцкий монастырь

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла небесным покровителем православного предпринимательства и хозяйствования объявлен преподобный Иосиф Волоцкий.

Просьба о наречении небесного покровителя хозяйственной деятельности исходила от Экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем Патриархе, объединяющего известных предпринимателей ученых, государственных и общественных деятелей.

Святой чудотворец Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин; 1440-1515) вошёл в историю как ревностный поборник Православия и защитник церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями, один из вдохновителей учения о Святой Руси как преемнице и хранительнице древнего вселенского благочестия.

Не менее известна его хозяйственная деятельность, имевшая целью укрепление церковного авторитета и влияния в общественных делах, расширение материальных возможностей Церкви для совершения дел милосердия.

Посещая 31 октября 2009 года, в праздник обретения мощей преподобного, Свято-Успенский Иосифо-Волоцкий ставропигиальный монастырь, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, в частности, сказал: «Иосиф Волоцкий — это человек огромной силы духа, большого мужества, крепкой веры, несгибаемой воли…

Преподобный Иосиф войдет в историю нашего народа как великий церковный муж, прозревавший многие опасности тогдашней общественной жизни, сознававший важность церковного служения и употреблявший все силы на то, чтобы дело Божие множилось и расширялось…

Он был глубоко убежден в необходимости для Церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в Церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным. А потому всякие обвинения преподобного Иосифа в стяжательстве — это надуманные обвинения».

Святейший Патриарх Кирилл возглавляет Попечительский совет по восстановлению Иосифо-Волоцкого монастыря и организации празднования 500-летия преставления преподобного Иосифа Волоцкого в 2015 году.

Житие преподобного Иосифа Волоцкого

Преподобный Иосиф Волоцкий (в миру Иоанн Санин, потомок литвина по имени Саня) родился в 1440 (по другим данным – в 1439) году в селе Язвище-Покровское вблизи Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве Иоанникия) и Марины (в схиме Марии). Кроме преподобного Иосифа, у них было ещё три сына: Вассиан (ставший впоследствии епископом Ростовским), Акакий и Елеазар.

Преподобный Иосиф Волоцкий (Волоколамский), игумен

Отрок Иоанн в возрасте семи лет был отдан на обучение к добродетельному и просвещённому старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. Отличаясь редкими способностями, прилежанием к молитве и церковной службе, даровитый отрок всего за год выучил наизусть Псалтырь, а ещё через год – всё Священное Писание, и стал чтецом и певцом в монастырской церкви. Современники поражались необычайной памяти отрока: порой, не имея в кельи ни одной книги, он совершал монашеское правило, читая на память Псалтырь, Евангелие и Апостол.

В двадцать лет Иоанн, избирая путь иноческих подвигов, оставляет родительский дом и уходит в пустынь близ Тверского Саввина монастыря, к известному старцу, строгому аскету-подвижнику Варсонофию. Однако монастырские правила показались юному подвижнику недостаточно строгими, и благословению старца Варсонофия он уходит в Боровск, к преподобному старцу Пафнутию. Простота жизни святого старца, труды, которые он разделял со своей братией, и строгое исполнение монастырского устава соответствовали настроению души Иоанна. Преподобный Пафнутий с любовью принял прибывшего к нему юного подвижника и в 1460 году постриг его в иночество с именем Иосиф. Так осуществилось самое большое желание Иоанна.

Молодой инок с усердием и любовью нёс возложенные на него тяжёлые послушания в поварне, пекарне и особенно в больнице: последнее послушание преподобный Иосиф исполнял с особенным тщанием. Великие духовные способности юного инока проявлялись в церковном чтении и пении. Иосиф был одарён музыкально и владел голосом, как никто другой. Преподобный Пафнутий вскоре поставил Иосифа экклесиархом, наблюдающим в Церкви за исполнением церковного устава.

Иосиф провёл в монастыре преподобного Пафнутия около 18 лет. Суровый подвиг иноческих послушаний под непосредственным руководством опытного игумена явился для него прекрасной духовной школой, воспитавшей в нем будущего искусного наставника и руководителя монастырской жизни. По кончине преподобного Пафнутия в 1477 году Иосиф был рукоположен в иеромонаха и, согласно завещанию почившего настоятеля, назначен игуменом Боровского монастыря.

Преподобный Иосиф решил преобразовать монастырскую жизнь на началах строгого общежития, по примеру Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей. Однако это встретило сильное противодействие со стороны большинства братии. Лишь семеро благочестивых иноков были единомышленны с игуменом.

Преподобный Иосиф решил обойти русские общежительные монастыри, чтобы исследовать наилучшее устроение иноческой жизни. Вместе со старцем Герасимом он прибыл в Кирилло-Белозерский монастырь, который представлял собой образец строгого подвижничества на началах общежительного устава.

Знакомство с жизнью монастырей укрепило взгляды преподобного Иосифа. Но, возвратившись по воле князя в Боровский монастырь, преподобный Иосиф встретил прежнее упорное нежелание братии изменить привычный отшельнический устав. Тогда, решив основать новую обитель, он с семью иноками-единомышленниками отправился в Волоколамск, в родные, с детства известные ему леса.

В Волоколамске в то время княжил благочестивый брат великого князя Иоанна III Борис Васильевич. Наслышанный о добродетельной жизни великого подвижника Иосифа, он радушно принял его и разрешил поселиться в пределах своего княжества при слиянии рек Струги и Сестры.

Избрание этого места сопровождалось знаменательным явлением: налетевшая буря повалила лес на глазах изумленных путников, как бы расчищая место для будущей обители. Именно здесь в июне 1479 года подвижники воздвигли крест и заложили деревянную церковь в честь Успения Богоматери.

Довольно скоро монастырь был отстроен. Много трудов положил при строительстве обители сам ее основатель: «Он был искусен во всяком деле человеческом: валил лес, носил бревна, рубил и пилил». Днем трудясь со всеми на монастырском строительстве, ночи он проводил в уединённой келейной молитве, всегда памятуя, что «похоти ленивого убивают» ( Притч. 21, 25). Добрая слава о новом подвижнике привлекала к нему новых учеников. Число иноков скоро увеличилось до ста человек.

Авва Иосиф во всем старался быть примером для своих иноков. Проповедуя во всем воздержание и умеренность, он внешне ничем не отличался от других – его постоянной одеждой было простое, холодное рубище, обувью ему служили лапти из древесных лык. Он прежде всех являлся в церковь, читал и пел на клиросе наряду с другими, говорил поучения и последним выходил из церкви. Ночами святой игумен обходил монастырь и кельи, оберегая покой и молитвы вверенной ему Богом братии

Главное внимание преподобный Иосиф уделял внутреннему устроению жизни иноков. Он ввел самое строгое общежитие по составленному им «Уставу», которому были подчинены все служения и послушания иноков, и управлялась вся их жизнь. Основой Устава было полное нестяжание, отсечение своей воли и непрестанный труд. У братии все было общее: одежда, обувь, пища и прочее.

Никто из иноков без благословения настоятеля ничего не мог принести в келью, даже книг и икон. Часть трапезы иноки по общему согласию оставляли бедным. Труд, молитва, подвиг наполняли жизнь братии. Молитва Христова не сходила с их уст. Сам преподобный Иосиф неизменно возлагал на себя самые тяжкие послушания. Много занимались в обители перепиской Богослужебных и святоотеческих книг, и вскоре волоколамское книжное собрание стало одной из лучших среди монастырских библиотек на Руси.

С каждым годом обитель преподобного Иосифа всё более благоустраивалась. В 1484 — 1485 годах на месте деревянного был сооружен каменный храм Успения Божией Матери.

Преподобный Иосиф Волоцкий чудотворец 

Летом 1485 года его расписывали одни из лучших русских живописцев того времени – Дионисий Иконник с сыновьями Владимиром и Феодосием. В 1504 году была заложена теплая трапезная церковь в честь святого Богоявления, затем сооружена колокольня и под нею — храм во Имя Пресвятой Богородицы Одигитрии.

Преподобный Иосиф воспитал целую школу знаменитых иноков. Одни из них прославили себя на поприще церковно-исторической деятельности – были «пастырями добрыми», других прославили труды просвещения, иные оставили по себе благоговейную память и были достойным примером для подражания своими благочестивыми иноческими подвигами.

История сохранила для нас имена многих учеников и сподвижников преподобного игумена Волоколамского, впоследствии продолжавших развивать его идеи.

Учениками и последователями Преподобного были митрополиты Московские и всея Руси Даниил и Макарий, архиепископ Вассиан Ростовский, епископы Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский и ещё очень многие пастыри.

Постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря занимали преемственно важнейшие архиерейские кафедры Русской Церкви: святители Казанские Гурий и Герман, епископ Тверской Варсонофий.

Деятельность и влияние преподобного Иосифа не ограничивались монастырём. Многие из мирян шли к нему получить совет. Чистым духовным разумом проникал он в глубокие тайники души вопрошавших и прозорливо открывал им волю Божию.

Все живущие вокруг монастыря считали его своим отцом и покровителем. Знатные бояре и князья брали его в восприемники своим детям, ему открывали свои души на исповеди, просили письменного руководства для исполнения его наставлений. Простой народ находил в монастыре преподобного средства к поддержанию своего существования в случае крайней нужды. Число питающихся на монастырские средства иногда доходило до 700 человек.

Жизнь святого отца Иосифа не была легкой и покойной: в трудное для Русской Церкви время он прославил Господа как ревностный поборник Православия в борьбе с ересями. Величайшим подвигом преподобного Иосифа стало обличение ереси «жидовствующих», пытавшихся отравить и исказить основы русской духовной жизни. Как святые отцы и учители Вселенской Церкви изложили догматы Православия, возвышая свой голос против древних ересей (духоборческих, христоборческих, иконоборческих), так святому Иосифу возвещено было Богом противостоять лжеучению «жидовствующих» и создать первый свод русского православного Богословия — великую книгу «Просветитель».

Еще к святому равноапостольному Владимиру) приходили из Хазарии проповедники, пытавшиеся совратить его в иудейство, но великий креститель Руси гневно отверг притязания раввинов. После этого, пишет преподобный Иосиф, «Русская великая земля пятьсот лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, Диавол, не привел скверного еврея в Великий Новгород».

Со свитой Литовского князя Михаила Олельковича в Новгород прибыл в 1470 году иудейский проповедник Схария (Захария). Пользуясь несовершенством веры и учености некоторых клириков, Схария и его приспешники внушали малодушным недоверие к церковной иерархии, склоняли к мятежу против духовной власти, соблазняли «самовластием», то есть личным произволом каждого в делах веры и спасения. Постепенно соблазнявшихся толкали к полному отречению от Матери-Церкви, поруганию святых икон, отказу от почитания святых. Наконец, вели ослепленных и обманутых к отрицанию спасительных Таинств и основных догматов Православия.

Если бы не было принято решительных мер – «погибнуть всему православному христианству от еретических учений». Так был поставлен вопрос историей. Великий князь Иоанн III, обольщенный «жидовствующими», пригласил их в Москву, сделал двух виднейших еретиков протопопами — одного в Успенском, другого — в Архангельском соборах Кремля, звал в Москву и самого ересиарха Схарию.

Все приближённые князя, начиная с возглавлявшего правительство дьяка Феодора Курицына, брат которого стал вождем еретиков, были совращены в ересь. Приняла иудейство и невестка великого князя Елена Волошанка. Наконец, на кафедру Митрополита Московского был поставлен еретик Зосима.

Преподобного Иосифа Волоцкого совершенно напрасно отдельные невежды обвиняют в антисемитизме. Если бы ересь имела католические корни – со стольким же упорством игумен боролся бы с «латинствующими». Святой Авва был ревнителем чистоты Православия, и для него ересь не имела национальности – она была ересью по своему факту, и её требовалось искоренить, «чтобы не прельстили сердца малых сих».

Первое свое послание — «О таинстве Пресвятой Троицы» — преподобный Иосиф написал, ещё будучи иноком Пафнутьева Боровского монастыря — в 1477 году. Успенский Волоколамский монастырь с самого начала стал духовным оплотом Православия в борьбе с ересью. Здесь написаны главные богословские творения святого отца Иосифа, здесь возник «Просветитель», создавший ему славу великого отца и учителя Русской Церкви, здесь родились его пламенные антиеретические послания, или, как сам Преподобный скромно их называл, «тетрадки».

Исповеднические труды преподобного Иосифа Волоцкого и святого архиепископа Геннадия увенчались успехом. В 1494 году был сведен со святительской кафедры еретик Зосима, в 1502 — 1504 гг. были соборно осуждены злейшие и нераскаявшиеся «жидовствующие» — хулители Святой Троицы, Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Церкви.

В 1503 году Собор в Москве под влиянием святого Иосифа и его учений принял «Соборный ответ» о неприкосновенности церковного достояния: «понеже вся стяжания церковная — Божия суть стяжания, возложенная, нареченная и данная Богу». Памятником канонических трудов игумена Волоцкого является в значительной степени и «Сводная Кормчая» — огромный свод канонических правил Православной Церкви, начатый преподобным Иосифом и завершённый митрополитом Макарием.

Существует ошибочное мнение о «разномыслии» двух великих руководителей русского иночества конца XV – начала XVI столетий – преподобных Иосифа Волоцкого и Нила Сорского, которых представляют обычно в исторической литературе как родоначальников двух «полярных» направлений в русской духовной жизни – внешнего делания и внутреннего созерцания. Это глубоко неверно.

Преподобный Иосиф в своем «Уставе» дал синтез русской иноческой традиции, непрерывно идущей от афонского благословения преподобного Антония Печерского через преподобного Сергия Радонежского до наших дней. «Устав» пронизан требованием полного внутреннего перерождения человека, подчинения всей жизни задаче спасения и обожения не только каждого отдельного инока, но и соборного спасения всего человечества.

Значительное место в «Уставе» занимает требование от монахов непрерывного труда в соединении с внутренней и церковной молитвой: «никогда монаху праздным не быть». Труд, как «соборное дело», представлял для Иосифа самую сущность церковности – веру, воплощенную в добрых делах, и осуществлённую молитву. С другой стороны, преподобный Нил Сорский, сам подвизавшийся несколько лет на Афоне, принёс оттуда учение о созерцательной жизни и «умной молитве», как средстве исихастского служения иноков миру, постоянном духовном делании, в сочетании с необходимым для своего жизнеобеспечения личным физическим трудом.

Но труд духовный и труд физический — две стороны единого христианского призвания: живого, органичного продолжения творческого действия Божьего в мире, охватывающего как идеальную, так и материальную сферу. В этом отношении преподобные Иосиф и Нил — духовные братья, равные продолжатели святоотеческого церковного предания и наследники заветов преподобного Сергия. Преподобный Иосиф высоко ценил духовный опыт преподобного Нила и посылал к нему своих учеников для изучения опыта внутренней молитвы.

Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий, был активным общественным деятелем, сторонником единого и неделимого, сильного и централизованного Московского государства. Он – один из вдохновителей учения о Русской Церкви как преемнице и носительнице древнего Вселенского благочестия: «русская земля ныне благочестием всех одоле». Идеи преподобного Иосифа, имевшие огромное историческое значение, были развиты позже его учениками и последователями. Из них исходил в своем учении о Москве как «Третьем Риме» старец Псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофей: «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бытии».

Взгляды иосифлян на значение монастырского имущества для церковного строительства и участия Церкви в общественной жизни в условиях борьбы за централизацию власти Московского князя его противники – враги единства Русской земли – старались опровергнуть в своих политических целях, кощунственно и недобросовестно использовав для этого учение преподобного Нила Сорского о «нестяжании» – отречении монаха от мирских дел и собственности.

Именно это глубоко надуманное противопоставление породило ложный взгляд на враждебность направлений преподобных Иосифа и Нила. В действительности оба направления закономерно сосуществовали в русской монашеской традиции, естественно и органично дополняя друг друга. Как видно из «Устава» святого Иосифа, полное нестяжание, отказ от самих понятий «твоё-моё» был положен в саму его основу.

Прп. Иосиф Волоцкий

Шли годы. Процветала созданная трудами и подвигами преподобного Иосифа обитель, а сам ее основатель, старея, готовился к переходу в вечную жизнь. Перед кончиной он приобщился Святых Таин, затем созвал всю братию и, преподав ей мир и благословение, блаженно почил на 76-м году жизни 9 сентября (по новому стилю – 22 сентября) 1515 года.

Местное празднование преподобному было установлено в Иосифо-Волоколамском монастыре в декабре 1578 года, к столетию основания обители. В 1591 году при патриархе Иове установлено общецерковное празднование его памяти. Святитель Иов, ученик волоколамского постриженика святого Германа Казанского, был великим почитателем преподобного Иосифа, автором службы ему, внесенной в Минеи.

Учеником святителей Германа и Варсонофия был также сподвижник и преемник патриарха Иова — священномученик патриарх Гермоген, духовный вождь русских людей в борьбе за освобождение от польского нашествия.

Сегодня бы преподобного назвали «православнутым». Такая судьба у всех святых подвижников – быть осмеянными, гонимыми, преследуемыми, побиваемыми. Годы «просвещенья» и секуляризации, как и 74 года богоборческого коммунистического режима, не прошли даром.

Однако истинный путь к Господу может быть только один – такой, какой начертили нам наши святые отцы Иосиф Волоцкий, Нил Сорский и многие другие. Мы очень долго ищем основы для «национальной идеи», а она есть – живая, полная, всецелая, понятная, доступная для каждого. Не обязательно становиться монахом, не обязательно отказываться от всего материального, от понятий личной собственности.

Просто в учении преподобного Иосифа Волоцкого заложен тот алгоритм, по которому может строиться жизнь на Руси (во всей Руси – и в Великой, и в Малой, и в Белой – не случайно в качестве учителей своих преподобный Иосиф полагал святоучителей Киево-Печерских, преподобных Антония и Феодосия. И сколько ни пытайся изобрести что-либо иное для земли Русской – не найдёте, потому что другой национальной идеи в России, как и другой России, быть на земле не может.

Иосифо-Волоцкий монастырь сегодня

ИОСИФУ ВОЛОЦКОМУ Тропарь, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, / разсуждения светильника, / вси вернии, сошедшеся, восхвалим / кротости учителя и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, / и страстная взыграния в ничтоже вменив, / пустынный гражданин показался еси, / многих быв наставник, Иосифе преподобне, / монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва преподобному Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.

Дни памяти:
  • 3 сентября  (переходящая) – Собор Московских святых
  • 16 июля  (переходящая) – Собор Тверских святых
  • 22 сентября
  • 31 октября – Обре́тение мощей
Духовное влияние преподобного Иосифа и его традиции на русскую культуру и историческую жизнь поистине огромно и не вполне ещё оценено… Русский храм XVI–XVII веков — это знак божественного присутствия в мире, это знамя, вокруг которого собираются верные, это памятник Христовой победы над миром, повторяемой в духовных победах святых…

Читать далее »

Facebook

Twitter

Google+

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

E-mail

www.brooklyn-church.org

преподобный Иосиф Волоцкий

преподобный Иосиф Волоцкий (1439–1515)

Дни памяти: 9(22) сентября , 18(31) октября

До своего обращения в монашество преподобный Иосиф Волоцкий был известен в миру под именем Иоанн Санин.

Родился он 31 октября 1439 года, в селе Язвище, близ Волока Ламского (ныне — город Волоколамск). Его отец, будучи потомственным вотчинником, владел этим селом.

В своё время прадед Иоанна, Александр Саня, пришёл на Русь из Литвы (вероятно, в числе приближённых литовского князя Свидригайло, но возможно, что несколько раньше). Вотчиной он был пожалован от Московского князя за верную службу.

Дед Иоанна, Григорий, был человеком глубокой веры и закончил земную жизнь иноком, собственно, как и супруга.

Отец и мать Иоанна, Иоанн и Марина, тоже выбрали для себя христианский спасительный путь.

О достоверных подробностях детства и отрочества святого Иосифа Волоцкого известно немного. Сообщается, что в младенчестве он был крещен и назван Иоанном, в честь прославленного Божьего угодника Иоанна Милостивого.

Когда будущий преподобный достиг семилетнего возраста, его отдали для обучения и духовного воспитания в Волоколамскую обитель, к благочестивому старцу Арсению Леженке. Известно, что уже в этом возрасте Иоанн проявил интерес способности к книжным наукам и послушанию. Согласно преданию, к 9 годам он стал вполне подготовленным чтецом.

Предполагается, что в детские годы Иван сдружился с будущим окольничьим великого князя, Борисом Кутузовым.

Монашеский подвиг

Ещё в молодости Иоанн принял решение подчинить свою жизнь служению Богу, а в двадцатилетнем возрасте, хорошенько обдумав свой выбор, принял монашеский постриг.

Сообщается, что первоначально он поступил в Тверскую Саввину обитель. Однако, найдя несоответствие тамошней дисциплины собственным аскетическим ожиданиям, встретив там грубое сквернословие, он не захотел потакать местным порядкам и с благословения старца Варсонофия Неумоя перебрался в Боровскую обитель.

Здесь его постригли в монашество и дали новое имя, Иосиф, в честь известного подвижника Иосифа Прекрасного. В этой обители, под руководством преподобного Пафнутия, он приобрёл основы духовного опыта. Исполняя монастырское послушание, Иосиф безропотно и смиренно трудился в поварне, пекарне, лечебнице, певчим в храме.

После того как Иоанн (Иосиф) оставил мирские соблазны и земную суету, его кровный отец занемог. Болезнь так сковала силы, что он не мог самостоятельно развернуться на ложе. Ощущая к родителю искреннюю сыновнюю любовь, Иосиф испросил у преподобного Пафнутия благословение взять того под личную опеку, поселить его в своей келье.

Старец Пафнутий внял просьбе Иосифа, принял несчастного в монастырь и постриг в иночество. Иосиф ухаживал за отцом в продолжении пятнадцати лет, вплоть до его преставления.

Мать Иосифа, заручившись сыновней поддержкой, приняла иночество во Власиевском монастыре Волока Ламского.

Братья Иосифа, Вассиан и Акакий, и его племянники, Досифей и Вассиан, приняли постриг в Пафнутиевой Боровской обители.

Служение в роли игумена

Перед отшествием к Богу преподобный Пафнутий завещал, чтобы по его смерти игуменство принял его ученик, Иосиф. Так и произошло. Это решение отвечало и воле великого князя, Иоанна III, и желанию братий. Считается, что Иосиф был возведён в иерейское достоинство святителем Геронтием.

В 1479 году из-за недопонимания, возникшего между новым игуменом и великим князем, а также ввиду недовольства братий монастыря стремлением Иосифа ввести в обиход строгий общежительный устав, тот был вынужден покинуть обитель.

Утверждается, что единодушие с игуменом выразили семь благочестивых старцев, поддержавших его желание тайно оставить монастырь.

Покидая братий, преподобный Иосиф взял с собой старца Герасима Черного. Останавливаясь в разных монастырях, мудрый игумен выдавал себя за простого послушника, ученика Герасима. В целом это выглядело правдоподобно, хотя иногда сквозь ученический образ Иосифа пробивались черты умудренного аскетическим опытом пастыря.

Несколько месяцев он провёл в Кирилло-Белозерской обители. Есть основания считать, что именно в этот период он познакомился с Нилом Сорским, с которым в дальнейшем имел продолжительный спор.

Известно, что после оставления Иосифом Боровской обители братия обратились к Иоанну III с просьбой избрать для них нового настоятеля, но тот ответил отказом, объяснив, что их игумен — Иосиф. Утверждается, что отец Иосиф на некоторое время вернулся в обитель, однако в мае 1479 года вновь удалился.

Основание монастыря

В июне того же года, в сопровождении нескольких старцев, он прибыл в город Рузу. Основать пустынь преподобный Иосиф решил в непроходимых лесах близ владений родного отца.

Волоцкий князь, Борис, идею одобрил и даже выделил в помощь святому своего ловчего, хорошо ориентировавшегося в тамошних местах. Вскоре на берегу реки Струзы, в тихом уединенном месте заложили основание храма. По некоторым свидетельствам, в этом мероприятии принимал участие князь Волоцкий Борис и его приближенные.

Осенью князь, движимый желанием оказать обители помощь, пожаловал ей во владение деревни Спировскую, Ярцевскую и Руготинскую, а спустя непродолжительное время — село Покровское. Нередко он доставлял в монастырь съестные продукты. В мае 1483 года княжеским повелением к обители отошло село Отчищево.

Супруга князя, желая внести свою лепту, пожаловала монастырю село Успенское. По смерти князя Бориса его наследник, Федор Борисович, подхватил благую традицию и продолжил поддерживать обитель.

В первое время существования монастыря братия состояла из бывших насельников Пафнутиевой обители, бывших волоцких вотчинников, простолюдинов и беглых холопов. Приблизительно к началу XVI столетия в число братий вошли бывшие приближенные князя.

В обители действовал строгий устав, отвечавший требованиям духа преподобного настоятеля. Правила внутренней жизни монахов были суровыми, и далеко не каждый пришедший готов был остаться здесь навсегда. Помимо общего монашеского делания в монастыре занимались перепиской богослужебных книг и святоотеческих произведений. Сам настоятель нередко занимался этим благим делом по ночам.

Первоначально вся управленческая власть главным образом сосредотачивалась в руках Иосифа. При этом он соучаствовал в трудах братий, не чуждаясь даже и самых тяжёлых работ. Впоследствии в обители усилилась роль старцев.

В конце земной жизни преподобный Иосиф сильно болел. Его мучили страшные головные боли, зрение ослабло, тело иссохло. Руководство обителью в этот период было передано подвижнику Даниилу (в будущем — митрополит Московский).

Чувствуя скорую кончину, он облёкся в великую схиму, непрестанно молился, регулярно причащался Святых Христовых Тайн. Когда телесные силы оставили его настолько, что он не мог уже ни стоять, ни даже сидеть на богослужении, в храме ему отвели укромное место (дабы не смущать богомольцев), где он присутствовал лёжа и куда его приносили ученики.

9 сентября 1515 года святой мирно почил о Господе.

«Просветитель» Иосифа Волоцкого как оружие против ереси жидовствующих

Ересь жидовствующих, борцом с которой по Промыслу Божьему выпало стать преподобному Иосифу Волоцкому, представляла собой одно из наиболее разрушительных лжеучений за всю историю Руси.

Жидовствующие еретики отрицали троичность Бога по Лицам, Божественное достоинство Христа, отвергали почитание святых мощей и православных икон.

Внутренняя опасность этой духовной заразы сказывалась в том, что в отличие от многих других заблуждений она подрывала самые основы христианского вероучения. Внешне угроза выразилась в большом количестве последователей этого учения, не исключая представителей княжеской власти и духовенства.

Составленное в этой связи преподобным Иосифом сочинение «Просветитель» явилось одним из наиболее ярких, своевременных и востребованных пособий, представивших хорошо обоснованные и раскрытые Православные догматы в стройном систематическом порядке, доступным богословским языком. Здесь же даны неопровержимые аргументы, изобличающие лжеучение еретиков.

Помимо названного произведения святого отца до нас дошли и другие: Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся, Послания Иосифа Волоцкого, Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон.

Тропарь преподобному Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, милости подателя, разсуждения светильника, вси вернии, сошедшеся, восхвалим кротости учителя и ересей посрамителя, премудраго Иосифа, российскую звезду, молящася Господу/ помиловатися душам нашим.

Кондак преподобному Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, и страстная взыграния в ничтоже вменив, пустынный гражданин показался еси, многих быв наставник, Иосифе преподобне, монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

azbyka.ru


Смотрите также