Икона казанской божьей матери в казани


Богородицкий мужской монастырь в Казани, где находится Казанская икона

Казанский Богородицкий монастырь в Казани — так называлась женская обитель, построенная по приказу русского царя Ивана Грозного. Она была возведена на том самом месте, там, где чудесным образом была обретена ставшая знаменитой на весь православный мир Казанская икона Божьей Матери.

Многовековая история этой обители знала многое: от богатства и роскоши возведенных храмов и украшений святых икон до полного разорения и запустения монастыря. Предлагаю вспомнить прошедшие столетия и по-новому взглянуть на современный Казанско-Богородицкий мужской монастырь, расположенный в Казани, совсем недалеко от Кремля.

С чего все начиналось

Чудо произошло 1579 году через маленькую 10-летнюю девочку по имени Матрона. Именно ей во сне явилась Богородица и указала место, где находится ее чудотворный Образ.

После обретения иконы Божьей Матери, она сразу же прославилась чудесными исцелениями и с почестями была перенесена в местную церковь. А на месте находки по приказу царя Ивана Грозного начали строительство православного монастыря.

А девочка Матрона, нашедшая Казанскую икону, стала первой монахиней этой женской обители с именем Марфа (Мавра).

С этой иконы в последующие годы было сделано огромное множество списков. Но оригинал, находящийся долгое время в соборе Казани, превратил Богородицкий монастырь в широко известную святыню всего Среднего Поволжья.

Так как монастырь пользовался благосклонностью русского царя Ивана-4 Грозного, то по роскоши и богатому убранству его архитектурный ансамбль был просто восхитителен, он не имел себе равных.

Есть достоверные сведения о том, что пожертвования знаменитых особ, крестные ходы и многочисленные паломники, приходившие помолиться чудотворной иконе, приносили в городскую казну, ни много ни мало, 70% от всех доходов.

Весной 1722 года, совершая свой Персидский поход, гостем обители был Пётр 1. А в 1767 году монастырь встречал очередную именитую гостью. То была Екатерина-2, подарившая Казанской иконе и находящейся здесь иконе Спасителя по короне с бриллиантами.

Благодатное место

Но время идёт, и даже каменный собор начал потихоньку разрушаться. В самом начале 19 века на месте первоначального храма был построен новый, высотой 44 метра. На торжественной закладке его первого камня присутствовал русский император Павел. К северу от него находился приходской Никольский храм. При строительстве территория обители намного расширилась, и Никольский храм стал монастырским.

Ещё с середины 17 века на монастырской земле существовали колокольня высотой 55 метров и небольшая Софийская церковь, она была надвратной. Позже был построен Крестовоздвиженский храм. Сначала планировалось, что этот новый храм заменит старый — Софийский. Но спустя некоторое время Софийский всё-таки решили не разрушать, а новый Крестовоздвиженский просто пристроили к нему вплотную.

Кроме самого храма в этом здании размещалась обширная трапезная, просторная ризница, школа для занятий рисованием, оборудована мастерская по пошиву необходимых монастырю изделий, а также пекарня и квасоварня.

Весь архитектурный комплекс знаменитой обители представлял из себя полукруг колоссальных размеров. Так это выглядит уже в 21 веке. На монастырских землях были возведены жилые дома.

Число послушниц в обители постоянно росло, и ко времени, когда в России произошла революция, там проживало почти 500 насельниц. Монастырь расширялся, и в те предреволюционные годы его посещали многие августейшие особы.

В конце июня 1904-го первозданную икону из Богородицкого монастыря украли, и до сегодняшнего времени её точная судьба неизвестна.

На пустующем месте через некоторое время поместили другую икону Богородицы, называемую «Всеблаженная». Её в дар монастырю преподнёс патриарх Константинопольский.

А в 1910 году внизу, в подземелье собора там, где, по преданию, и был обретён Образ, выстроили подземный храм. Деньги на это строительство дала Елисавета Феодоровна — великая княгиня. Это был памятный храм, посвящённый 300-летию царствования фамилии Романовых.

Так и получалось, что к 1917 году обитель была, можно сказать, одной из самых состоятельных и обустроенных во всей Казанской епархии. В монастыре имелось производство свечей, цех по украшению вещей золотом и живописная мастерская. На её обширной территории находилась пасека, роскошный фруктовый сад.

Время, разбрасывающее камни

Но грянула революция, и уже осенью 1918 года по приказу властей закрылся Казанский Кремль со всеми его храмами. Величайшие святыни православия — мощи святых Гурия и Варсонофия Казанских — передали в близлежащий Богородицкий монастырь.

Таким образом, в нём были собраны все главные святыни города. Но позже упразднили и его.

Чтобы хоть как-то сохранить здание, в нём официально зарегистрировалась православная община. Немного позже и её переселили в Петропавловский собор. Теперь уже никто и ничто не могло помешать разорению и разграблению храмов.

В жилых помещениях разместилось студенческое общежитие, что, конечно, способствовало ухудшению их состояний: некоторые двери и также окна были полностью выломлены, как будто их и не было вовсе. Множественные лестничные ступени вместе с перилами были истоплены на дрова, многие памятники и скульптуры во дворе были варварски разбиты.

В одном из храмов находился склад зерна, его насыпали прямо перед древним иконостасом. С колокольни сняли колокола, а главный собор, по решению властей, решено было взорвать. Это произошло в 1931 году.

Одно время во дворе монастыря строили киностудию, но дело до конца не довели. И в пустующих зданиях была оборудована табачная фабрика. А там, где совсем недавно находилось монастырское кладбище, появились новые жилые дома.

В годы войны с гитлеровцами Храм Крестовоздвижения был переоборудован, и там жили люди, что, в конце-концов, привело к его окончательному разорению.

Возрождение старинной святыни

И только с 1994 года Казанско-Богородицкий монастырь, стоящий на том месте, где несколько веков назад была обретена Казанская икона Богородицы стал постепенно возвращаться людям. Сначала верующим вернули Софийскую церковь.

В настоящее время там хранятся несколько святынь: частицы мощей некоторых святых, частицы ризы преподобного Серафима Саровского и частицы мантии святого Игнатия Брянчанинова, а также почитаемый список с иконы Богородицы под названием «Целительница».

И ещё одна не совсем обычная святыня находится в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии — это частица Мамврийского дуба. По-другому, его ещё называют Дуб Авраама. Именно под его раскидистой кроной, по существующему несколько тысяч лет преданию, Аврааму явился Господь.

Сам же дуб находится в Палестинском городе Хевроне. Он растёт на территории русского монастыря Святой Троицы. И ему примерно 5000 лет.

Через 10 лет после Софийского открылся для верующих сильно перестроенный Крестовоздвиженский храм.

Когда в июле 2005 года Патриарх Всея Руси вернул Казани список здесь обретённой иконы, которая долгие годы до этого находилась за границей — в Португалии, а затем в Ватикане, его поместили именно в обновлённый великолепный Крестовоздвиженский собор.

Сейчас икона находится на его втором этаже, в правой части храма, если стоять лицом к иконостасу.

Кроме неё в Крестовоздвиженской церкви находятся ещё и другая святыня. Это ковчег с частицами ризы Пресвятой Божией Матери и частицы мощей других святых (подробнее информация будет на фото в конце статьи).

С 2005 года Казанско-Богородицкий монастырь возрождается уже как мужской, хотя первоначально был женским. Насельников здесь немного, всего несколько человек. На территории находится звонница, она пока расположена на земле, рядом со входом

и есть гостиница для туристов и паломников.

А за современным зданием церкви в честь Воздвижения Креста Господня, на самом месте обретения чудотворной Казанской иконы, возводится Собор Казанской иконы Божией Матери по чертежам прошлого века.

Решение о его строительстве было принято 4 ноября 2015 года. И уже летом следующего года Патриарх Московский Кирилл освятил место под строительство будущего Казанского собора.

Посетите место истории русской

Если будете в Казани, по возможности, конечно, посетите православный Казанской Божьей Матери мужской монастырь. Здесь очень красиво, и у вас появится возможность поклониться находящимся здесь реликвиям православия.

Он расположен всего в нескольких минутах ходьбы от знаменитого Казанского Кремля по адресу: улица Большая Красная, дом № 5. Координаты входа: 55.79841, 49.11372.

Добраться до него можно на автобусах под номерами 22, 28, 52 и 89.

Богослужения совершаются каждый день: в 7:45 начинается исповедь, в 8:00 — Божественная Литургия. После нее служится Водосвятный молебен перед Чудотворным образом Казанской иконы Божией Матери.

Расписание вечернего богослужения: в 17:00.

В будние дни все службы совершаются в Крестовоздвиженском соборе. А в воскресные — служится ранняя литургия в Софийском храме, ее начало в 7:00.

Посмотрите расположение Богородицкого монастыря в Казани на карте (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).

В городе Казани есть много вариантов жилья, чтобы остановиться здесь на несколько дней. Очень легко можно снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать отель.

Мой поход в мужской монастырь Казанской Божьей Матери состоялся 24 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.

Поделитесь в комментариях, а какие казанские монастыри вы уже посещали и какие из них произвели самое незабываемое впечатление.

Храмы

otpusk-zdorovo.ru

Тайна явленного Образа

От редакции: Казанская икона Пресвятой Богородицы особенно почитается в России. Этот образ есть в каждой православной семье и в каждом храме. Известно множество чудотворных списков Казанской иконы. Сам же образ, явленный в Казани в 1579 году, был украден в 1904 году и до сих считается утерянным. В своей статье журналист и кинорежиссер Эмилия Аронова убедительно рассказывает, что явленный образ всегда оставался в Казани.

В настоящее время икона находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. 

Таинственная старушка

Несколько лет назад, во время престольного праздника в старообрядческом храме Казани после службы, крестного хода и праздничной трапезы подошла к одному из приезжих зарубежных архиереев скромная старушка. Она протянула открытку, на которой была изображена Казанская икона Божией Матери, и радостно сказала:

— Вы не были раньше в Казани и не видели настоящую явленную Казанскую икону? Пойдемте! Я знаю, где она находится сейчас! Я вам ее покажу!

Не то Владыка плохо понял, не то сильно торопился по другим делам, но он улыбнулся учтиво и прошел мимо. Старушка грустно двигалась вдоль изгороди у храма, поставила открытку с образом на щербатые кирпичи. Люди быстро разошлись. Чудесный лик на маленькой открытке едва заметно улыбался.

Великое множество списков

Если в столице Татарстана спросить, где находится известная Казанская икона, каждый человек ответит по-разному: в том месте она, или в этом. Если последовательно обойти все указанные храмы Казани, то действительно, в каждом можно обнаружить свой чудотворный лик Богородицы. Все иконы — древнего письма, находятся в богатых киотах, умилительные и благообразные с виду. Люди обращаются к Казанским иконам Богородицы чаще, чем к другим. И всем Царица Небесная помогает. У каждой иконы висят золотые кольца и предметы — свидетельства благодарных людей, что их молитвы услышаны Богом.

Казанская икона Богородицы — самая популярная в России. До революции Казань была известна христианам всего мира. Сюда приезжали люди всех христианских конфессий и согласий, чтобы увидеть Святыню и помолиться Ей. До 70% доходов городу приносили паломники. В настоящее время поток туристов к Казанской иконе увеличивается с каждым годом. При возрожденном Казанском Богородицком монастыре создан паломнический центр. Но мало кто ищет явленный образ. Все едут к Ватиканскому списку.

В чем же ценность оригинальной иконы, почему наши предки так благоговейно чтили и берегли его? 

Утрата явленной иконы

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года вор Стоян Чайкин проник за стены Казанского Богородицкого монастыря, связал сторожа, взломал двери главного храма и унёс две иконы — Спаса Нерукотворного и Казанский образ Божьей Матери.

Предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления гласило: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»

Сыщики задержали вора по горячим следам. На вопрос, где иконы, он ответил, что оклады с них проданы, а сами образы порублены топором и сожжены в печи. 

 

 

«Ватиканская» икона

Многие люди сомневались, что чудесный лик был уничтожен. Скорее всего, вор Чайкин продал его. Ведь он не мог не понимать, что сам образ стоит гораздо дороже любого оклада. Спустя почти век после похищения Казанской иконы в Россию вернулся образ, который многие люди считали тем самым явленным ликом, украденным в 1904 году. Казанская икона Божией Матери стала достоянием всего православного мира, совершив кругосветное путешествие.

В первые годы советской власти из России за границу были вывезены многие ценные предметы искусства и старины, в этом потоке переправлен был на Запад и так называемый Ватиканский список Казанской иконы Божией Матери. В одном из материалов Казанского епархиального управления был подробно описан «путь иконы домой»:

«В 1928 году старинный список выкупил Норман Вайс. Список попадает в Англию и вскоре находит нового “хозяина”, им становится миллионер Фредерик Митчелл-Хеджес.

В 1953 году коллекционер покупает замок Фарлей Касл в английской провинции Беркшир. Приобретенный им образ Богородицы был открыт для верующих, стал являть чудеса и получил широкую известность в среде эмигрантов под именем “Черная Богородица замка Фарлей”.

К иконе стали приходить православные верующие, в основном — русские из первой волны эмиграции. Одни эмигранты убеждали хозяина, что эта икона хранилась в Казанском соборе г. Москвы, другие утверждали, что видели ее в столице Российской империи Санкт-Петербурге! А между тем мы знаем, что Московский и Петербургский списки между собой весьма разнятся».

Экспертом в 1954 году выступил Николай Ефремович Андреев — историк, литературовед и искусствовед, профессор Кембриджского университета. Был проведен сравнительный анализ трех Казанских Богородичных икон, хранившихся в Казани, Москве и Санкт-Петербурге, и сделан вывод: «Образ Казанской иконы Божией Матери, появившийся в Англии, во многом совпадает с сохранившимися описаниями иконы, исчезнувшей из Казани, но размеры ее иные: 7 вершков в длину и 6 в ширину (т.е. 31 х 27 см). Лик Богоматери прекрасен, темноват и, несомненно, является работой мастера. Написана она в итало-критской манере… Фигуры Богоматери и Младенца полностью соответствуют описи украденной иконы, как и положение благословляющей десницы… Если же это не есть Казанская явленная икона, то она, несомненно, представляет из себя превосходнейшую копию с поражающей силой в ликах и в красках, до сих пор неописанную и почти одновременную с Казанской иконой, и является хорошо датированным памятником, тесно связанным с событиями истории Московской Руси».

Казанская икона, как мы знаем, особенно прославилась на исходе Смутного времени. Когда в 1611 году народное ополчение отправилось освобождать Москву от поляков, там был первообраз иконы. Именно в память этих событий установлен праздник 4 ноября в честь Казанской иконы Богородицы. После победы для Небесной Защитницы был отстроен Казанский собор на Красной площади. В нем хранился список с явленного в Казани Богородичного образа. Россияне навсегда полюбили этот чудотворный лик.

Но и эта икона оказалась похищенной уже в новые советские времена прямо из алтаря Московского Казанского собора. На этот раз никто не нашел ни похитителей, ни свидетелей преступления. Выходит, что та икона, которая появилась в Англии, могла быть как Казанским, так и Московским образом. Или разные грабители продали за границей несколько чудотворных икон.

Трудно понять, где хранился явленный образ — в Казани, в Москве или в Санкт-Петербурге. Еще труднее разобраться, что за образ в 1962 году прибыл в Сан-Франциско для исследования и продажи. Представляет интерес заключение членов международного Института охраны, проверки и реставрации произведений живописи: «Икона написана на доске из липы, сильно искривленной возрастом, размером 105/8 х 1274 дюйма. …икона не могла быть написана позже 1450 года по английскому календарю. Икона стала предметом многочисленных тестов в Англии, включая рентгеновские тесты, которые показывают, что она является подлинником»

Выкупленная католиками Казанская икона 21 июля 1970 года, в праздник обретения образа девой Матроной, была передана в церковь Святой Фатимы. Чудотворный образ 1 марта 1993 года увезли в Лиссабон, а затем икона была переправлена в Ватикан, где заняла давно приготовленное для нее место, прочно обосновавшись в самом сердце Святого Престола — в личных покоях папы Иоанна Павла II. Его Святейшество сам потребовал, чтобы икону привезли в Рим, потому что хотел лично отвезти ее в Россию.

Впервые о том, что Казанская икона хранится у папы, ватиканские чиновники официально заявили лишь через семь лет. Вскоре в Рим приехала делегация из Казани. Кульминацией встречи стала аудиенция мэра татарской столицы Камиля Исхакова у папы Иоанна Павла II.

В августе 2004 года папа Иоанн Павел II принял решение передать в дар Русской Православной Церкви чудотворную икону Казанской Божией Матери, перед которой он сам ежедневно молился. В Ватикане при стечении тысяч верующих прошла торжественная церемония прощания с иконой.

28 августа 2004 года, на праздник Успения Божией Матери, в Москве, в кремлевском Успенском соборе, делегация из Ватикана во главе с кардиналом Вальтером Каспером передала икону Казанской Божией Матери Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.

В 2005 году, во время тысячелетнего юбилея Казани, все верующие России праздновали возвращение Казанской Иконы Божией Матери «домой». Я снимала документальный фильм о каждом этапе этого чудесного события. На улицах города в эти памятные дни можно было встретить и православных, и католиков, и сестер из Фатимы, и местных мусульман, и атеистов.

Очень многим хотелось верить, что первообраз жив и находился в Ватикане. Все надеялись, как и предсказывалось, что с момента возвращения чудотворного лика начнется возрождение России. Но явленный образ не вернулся «домой». Произошел своеобразный подлог. Икона не соответствовала старинным описаниям. Совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Люди не придали этому значения. Паломники приезжают в Казань, чтобы с трепетом приложиться к Казанской иконе… точнее к «Ватиканскому списку». 

«Одигитрия» — значит «путеводительница»

Тайна снова осталась Тайной.

Улыбка Богоматери на таинственной открытке каждый раз обретала особенный смысл. Казалось иногда, что Богородица не улыбается вовсе, а иногда — просто сияет от счастья. Богородица здесь как живая. Как не вспомнить описания Образов, сотворенных евангелистом Лукой. Они считались источником благодати еще в раннем христианстве. Такой боговдохновенный образ, воздействуя на молящегося перед ним, давал ощущение переживания личной встречи, стирая границы между образом и изображением.

В одном из описаний Казанской иконы можно прочесть: «Насколько умилителен и одухотворен Ее лик! Божья Матерь изображена с головой, преклоненной к Сыну Своему. Богомладенец представлен с благословляющей десницей, а лицо Богоматери излучает такую любовь, что трудно представить себе что-либо выше этого изображения, превосходящее всякое человеческое искусство. В Ее светлых очах отражается задумчивость, но не суетная задумчивость, не тревожная, а тихая материнская задумчивость и бесконечное милосердие. Глаза Богомладенца, живые человеческие глаза, смотрят выше земного, в детском их выражении виден разум взрослого человека, а в детской нежности — сила Божественная, весь лик Его исполнен Божественной красоты».

Что же отличает образ на открытке от Ватиканского списка? На нем, как и на многих Казанских иконах, Богородица смотрит прямо. А на «бабушкиной» открытке Богородица, как настоящая Одигитрия — путеводительница, указывает на младенца! Но не рукой, как мы видим это на Смоленской, Тихвинской и других поясных иконах. Она особым поворотом головы и взглядом дает нам понят, к Кому необходимо устремлять мольбы, Кого просить о спасении.

Эту же деталь заметили искусствоведы. Выступая в 2002 году на конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе: история и культура», Н. Чугреева, старший научный сотрудник Музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева, обратила внимание слушателей на ряд фактов, доказывающих, что мы имеем дело с разными иконами. Это видно, например, по размерам: Ватиканская икона намного больше Казанской — 31,12х26,49. Размер Казанского образа — 26,7х22,3 см. Как известно, списки всегда больше по размерам, чем оригиналы икон, подчеркнула Н. Чугреева. Она утверждает, что в Ватикане находится список, изготовленный много позже оригинала — в первой половине XVIII века. Это доказывают многочисленные свидетельства специалистов, изучавших Ватиканскую икону по фотографиям.

Знаток иконописи подробно остановилась на различиях, подчеркнув, что со временем сложилась устойчивая и простая иконография Казанской иконы: Богородица изображена без рук, склонена к младенцу, младенец прямоличен, он стоит, а не сидит. Ватиканская икона отличается от более ранних списков тем, что Богородица обращена к молящимся, в то время как на ранних списках Она смотрит на Христа. Обращенный на молящихся взгляд — признак более поздних икон. На Ватиканском списке жест благословения именословный (пальцы руки изображают по две буквы имени — «Исус Христос»), в то время как на ранних образах — двуперстный.

Но где же хранится сегодня удивительная икона с «правильным поворотом головы»? Я задалась целью найти ее, увидеть. В день, когда Церковь чтит Казанскую икону, я позвонила в Казанское епархиальное управление РПЦ с целью узнать, где служит Владыка Литургию. Мне сказали, что в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. На официальном сайте Казанского епархиального управления указано, что в нем хранится список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса.

Поиски привели в небольшой кладбищенский храм.

Церковь во имя святых благоверных князей Феодора и чад его Давыда и Константина — единственная, не закрывавшаяся в советские годы. Одно из самых намоленных и почитаемых мест Казани. К концу 30-х годов все монастыри и большинство городских храмов были закрыты, поэтому все святыни были перенесены сюда. Среди них — рака с мощами святителя и чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского, старинная икона Сергия Радонежского, и «та самая» икона Богородицы.

Увидев ее, я удивилась. Лик был настолько темный, что, казалось, за стеклом нет вообще ничего… (Позже я узнала, что, как и явленная, эта икона скрыта под слоем слюды). Я стала молиться Богородице, чтобы Она явила нам Свой Лик, чтобы «вернулась» к нам. Выйдя из храма, в церковной лавке я увидела множество открыток. Тех самых, что хотела подарить Владыке таинственная старушка. И на всех — обработанный в фотошопе, «высветленный» Образ Царицы Небесной. Я сразу узнала Его! Значит в этом храме хранится настоящая явленная икона?

Если прочитать предание об обретении иконы, можно обнаружить много совпадений. И та и другая иконы скрыты под слюдой и имеют сходные признаки. Известно, что икона была небольшого размера — это косвенно подтверждается тем, что она была завернута в рукав однорядки. Размер иконы (6×5 вершков, или 26,7×22,3 см) приводится казанским церковным историком профессором КДА Г. З. Елисеевым (Елисеев. 1858. С. 391); тот же размер указан и в описи Казанского девичьего монастыря 1853 г. (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2631. Л. 5-9). Икона была «письма греческаго, цвета темнаго», изображение Богоматери погрудное, рук не видно, голова склонена к Младенцу Христу, изображенному прямолично, стоящим. Его правая рука отведена в сторону в жесте двуперстного благословения, левая опущена и скрыта под гиматием. Декоративные мотивы оклада XIX в. близки к праздничной ризе явленной Казанской. На внутренней раме размещалось 11 клейм с изображениями праздников («Зачатие Пресвятой Богородицы» («Встреча Иоакима и Анны»), «Рожество Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Благовещение», «Рожество Христово», «Собор Пресвятой Богородицы», «Сретение Господне», «Успение Пресвятой Богородицы», «О Тебе радуется», «Похвала Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы»), в последнем, 12-м клейме было представлено обретение иконы, на полях рамы изображены святые.

Но самое главное — удивительный взгляд!!! Богородица смотрит не прямо, а на Божественного младенца.

Первым, кто приписал Казанскую к типу «Одигитрия», был патриарх Гермоген. Именно в его «Сказании о явлении чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы во граде Казани» она впервые называется «Образом Пречистыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Честнаго и Славного Ея Одигитрия». Поздние исследователи недоумевали, почему икона называлась Одигитрией. Возможно, исследователи не видели этот лик, так явно «указывающий взглядом Путь».

Знаток церковных древностей профессор Казанской Духовной академии И.М. Покровский замечает по этому поводу:

Совершенно непонятно, почему могли назвать Одигитрией Казанскую, когда все тогдашние грамотеи, в том числе и летописцы, хорошо знали, что Одигитрией называется Смоленская икона, перенесенная на Русь еще в 1046 году. Правда, Казанская явленная икона в «Сказании» Гермогена, а отсюда и в прологе называется Одигитрией, но не списком с Одигитрии. В объяснении такого названия Казанской иконы осмеливаемся предположить, что составитель сказания, написанного через пятнадцать лет после явления иконы, назвал Казанскую икону Пречистыя Владычицы нашея Богородицы честнаго и славного Ея Одигитрия по личному соображению.

И.М. Покровский не может найти другой уважительной причины, только как личный «произвол» человека, увидевшего ее. Простой общеизвестный факт «знаток церковных древностей» упускает из виду. Первые копии с явленной иконы делались с учетом правильности композиции, а в Казанской иконе Божией Матери это был особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. Может быть и название определялось поворотом головы, взглядом на Христа?

Часто не всегда обоснованно «уводили» искусствоведы верующих людей от подлинной памяти о явленном образе. И в наши дни нашлись люди, которые «безапелляционно и авторитетно» отвергли версию, что Казанская икона Богородицы из храма Ярославских чудотворцев является подлинником.

При обследовании этой иконы во время проходившей в Казани в 2002 году Международной научно-практической конференции «Христианство в Волго-Уральском регионе» под эгидой Московской Патриархии и Международного союза антропологических и этнологических наук при ЮНЕСКО, было установлено, что икона относится ко 2-й половине XVIII в. Женщина-искусствовед из Москвы категорически опровергла все обоснования сходства, сказав фразу, которая навсегда засела в моем сознании: «И вообще стиль написания этой иконы не канонический, не древний. Это какой-то южнорусский кустарный стиль».

Но разве южнорусский стиль мешает иконе быть настоящей? Как раз — наоборот! Не многие из современных людей знают, что современные жители Казни — называй они себя хоть булгарами, хоть тюрками, без разницы — пришли на Волжские берега именно с юга.

Главное открытие, которое я сделала в конце сей почти детективной истории, следующее: важность подлинника по сравнению со списком огромна! На копии можно многое изменить, исказив до обратного смысла суть Образа: и голову повернуть, и пальчики «разогнуть», как ни ужасно звучит сие святотатство. Такое — вполне реально, как показали Никоновские реформы. Если же мы имеем подлинник, тем более чудесно явленный нам по Промыслу Божиему, значит все в нем именно так, как и было на самом деле! Господь обращается к нам, желая через сей Образ явить свое Откровение. Он призывает тех, кто «имея уши — слышит, имея глаза — видит». Можно «званым» все рассказать, но они не поймут, не поверят, мимо пройдут… Только «избранные» в последовательности событий, в особенности иконописи или в фактах явления могут различить «суть Послания». И эти Образы раскроют душе искренне верующего человека сокровенные Тайны Божественного Водительства. Познать эти Тайны человеку невероятно трудно, и более того, чем ближе ты, казалось бы, к разгадке, тем дальше ты на самом деле от нее. На духовном пути, который указывает нам Одигитрия, — бесконечной длины дорога, непостижимой высоты горы, ужасной глубины пропасти, но человек призван идти этим путем — вслед за Христом! 

Заключение

«В 1950–1952 году послушница игуменьи Софии монахиня Агафия рассказала архиепископу Сергию (Королеву) хранившуюся ею тайну о том, что грабители похитили не явленную в 1579 году икону, а один из ее точных списков. Еще задолго до кражи игуменьей Маргаритой, напуганной несколькими попытками похищения явленного образа, было введено правило: на ночь заменять подлинную икону списком. Каждый вечер после закрытия храма подлинник вынимался из-под ризы и сопровождался в покои игуменьи, а наутро возвращался на прежнее место. Этот ритуал был произведен и накануне той злополучной ночи. Утром же, когда плачущие монахини обступили настоятельницу, она необычайно спокойно сказала им:

Не плачьте, сестры, Божия Матерь с нами.

При даче свидетельских показаний на суде поведение игуменьи Софии также было удивительно спокойным. Ее больше заботило, по рассказам присутствующих, возвращение драгоценного оклада, чем самой иконы.

Получается, что злоумышленники похитили не подлинник иконы Казанской Божьей Матери, а список! Возможно, тот самый, который вернулся в Россию под названием Ватиканского.

Как бы то ни было, но по молитвам будет нам и Откровение. Самое главное и самое радостное открытие, которое ждет нас в конце «расследования» Тайны — это укрепление веры! Сказать убедительно точно, где именно хранится явленный Казанский образ Богородицы — невозможно. Но надежда, что список жив, сияет радостью в сердцах многих людей!

В летописи таких близких народов, как русские и татары, много удивительных моментов, забытых или пока плохо изученных, которые показывают и духовное, и «плотское» родство между славянами — предками русских, и булгарами — предками современных татар. Важно! Особенно важно в наши дни — вспомнить добрые примеры из истории, когда близость между этими российскими народами помогала сохранить крепость и независимость нашего государства. Об этом рассказывают и жития святых — Ярославских чудотворцев и Александра Невского. Для этого и явился нам образ Богородицы в Казани. А мы в погоне за временными земными благами до сих пор так и не поняли возвышенный духовный смысл этого Явления!

Не случайно праздник Народного единства установлен именно 4 ноября, когда Церковь вспоминает помощь Казанской Святыни в борьбе против внешних врагов Российского государства! В единстве народов сила нашей страны. А истоки этого единства можно обнаружить с незапамятных времен!

ruvera.ru

Казанская икона Богородицы: возвращение святыни - Православный журнал "Фома"

Ровно десять лет назад, 21 июля 2005 года (День явления иконы Божией Матери “Казанская” (1579), в Казань вернулась переданная в Россию из Ватикана копия чудотворного образа знаменитой Казанской иконы. Одно время именно этот образ считался подлинником, обретенным в Казани в  1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?

Святотатство

Казань.12 июля 1904 года. 1 час ночи.

Шаркая ногами и кряхтя, по двору Богородицкого монастыря бредет сгорбленный 69-летний сторож Федор Захаров. Вглядываясь подслеповатыми старческими глазами в ночную тьму, он осматривает соборные храмы монастыря: неотапливаемый («летний») – в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплый – во имя святого Николая Тульского.

ФОТО Итар ТАСС/Виктор Великжанин

Работа у Захарова была хотя и не слишком денежной, но очень ответственной. Монастырь хранил чудотворный образ «Матушки Казанской», заступницы Русской земли. Именно ее молили о победе ополченцы Пожарского в 1612 году и солдаты на Бородинском поле в 1812. Говорили, что сам фельдмаршал Кутузов вынес ее на своем теле из горевшей Первопрестольной.

А жуликов вокруг развелось страсть! Три года назад карманники на Пасху Петропавловский собор подожгли, чтобы в панике обчистить карманы православных. Ничего святого для них нет! А тут одних бриллиантов на иконном окладе, подаренном Екатериной II, говорят, тыщ на сто целковиков…

Скрашивая свое ночное бдение подобными мыслями, старик вдруг услышал царапанье у двери на западной паперти собора Казанской иконы Божьей Матери, в котором хранился чудотворный образ. А затем увидел четырех воров, громадными зажимами ломавшими замок на входе.

Заметив дряхлого старика, к нему бросились двое, с револьвером и ножом в руках…

Современному читателю тут впору вздрогнуть. Один из воров был по внешнему облику просто двойником … Владимира Ульянова (Ленина). В материалах следствия сохранилась фотография, которую потом печатали казанские газеты. На ней, со своей любовницей, организатор святотатства Чайкин, он же Варфоломей Андреевич Стоян, крестьянин села Жеребец Александровского уезда Екатеринославской губернии, 28 лет, профессиональный вор и грабитель.

Материал по теме

Казанская икона

История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

И если 25-летняя полная дамочка Прасковья Кучерова на фотографии ничем не напоминала Надежду Крупскую, то ее сожитель выглядел точь-в-точь как 30-летний Ленин, снявшийся в 1900 году по возвращении из сибирской ссылки – высокий лоб, переходящий в лысину, бородка клинышком, узнаваемый овал лица и цепкий взгляд!

Позже в зале суда газетный репортер так описывал этого рецидивиста, специализировавшегося на церковных кражах: «…красивый молодой мужчина, с умными и выразительными, но в то же время наглыми до дерзости глазами. Он с некоторой важностью разглаживал свои всклоченные волосы, усы и бороду и суетливо, с гримасами начал всматриваться в публику».

В том же репортаже газетчик описал и 30-летнего подельника Чайкина, профессионального карманного вора Анания Комова (крестьянина села Долженкова Обоянского уезда Курской губернии): «…юркий, подвижный человек с плутовато-хищным выражением глаз и характерным длинным тонким носом, загнутым кверху».

Именно эти двое, угрожая револьвером и ножом, втолкнули сторожа в церковный подвал и заперли. О дальнейшем скупо сообщает предписание прокурора Казанского окружного суда начальнику жандармского управления: «…около 2-х часов утра совершена в г. Казани, в летнем храме при Богородицком женском монастыре кража двух икон: чудотворной Казанской Божией Матери и Спасителя. Обе иконы эти были в драгоценных ризах, ценимых: на иконе Божией Матери до 70 тысяч рублей и на иконе Спасителя до 30 тысяч рублей. Кроме того, из двух свечных ящиков, через взлом их, было похищено около 600 рублей…»

В третьем часу ночи опомнившийся старик стал звать на помощь: «Караул, жулики!». Его услышала послушница монастыря Татьяна Кривошеева. «Оглядите скорее двери у церкви, несчастье у нас большое – воры меня сюда посадили», – горестно произнес старик.

Цена потери

Православные в пропаже иконы увидели дурное предзнаменование, говорили: «Богородица уходит из земли русской».

Уже в самый момент обретения иконы 8 (по старому стилю) июля 1579 года она вызвала шок у верующих. Конечно, скептики могут оспаривать достоверность рассказа об обстоятельствах ее нахождения в Казани, в недрах сгоревшего дома, десятилетней девочкой Матреной. Но даже атеисты вынуждены признать: у Казанской иконы Божией Матери совершенно иная композиция, чем у всех известных до ее появления изображений – особый поворот головы Богородицы и особое положение Богомладенца. А ведь за соблюдением канонов иконописания строго следили. Когда в XVI веке казанский архиерей увидел новоявленный образ, то сильно удивился, потому что никогда не видел икон такого письма. Икона поразила и Ивана Грозного, которому отослали список с иконы: «Царь и дети его дивишися зело, яко таковые иконы начертанием нигде не видеша».

Иван Грозный приказал соорудить в Казани на месте обретения иконы церковь во имя Пресвятой Богородицы и устроить при ней девичий монастырь. Среди первых монахинь была и нашедшая икону Матрена Онучина, принявшая иноческое имя Мавры. Сын Грозного, царь Федор, в 1595 году повелел построить при монастыре каменный храм вместо деревянного, а хранителю царских сокровищ Деменьше Черемисинову приказал украсить икону драгоценными камнями, золотом и жемчугом.

После освобождения Москвы от поляков князь Дмитрий Иванович Пожарский поставил список (копию) Казанской иконы Божией Матери сначала в церкви Введения на Лубянке, а затем – в специально построенном для него Казанском соборе на Красной площади, в котором он хранился вплоть до сноса храма в 1934 году.

Еще одна известная копия Казанской иконы Божией Матери в 1798 году после визита в Казань Павла I была привезена в Петербург. Сначала древний список находился в деревянной часовне на Петербургской стороне, а потом икону перенесли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году ее установили в построенном Казанском соборе, где она до сих пор и находится.

23 июля 1774 года, когда воинство Пугачева бросилось грабить дома и купеческие лавки, обдирая иконостасы в храмах, паля из пушек по кремлевскому Спасскому монастырю, город запылал.

Именно в этот момент, как писал Пушкин в «Истории Пугачева», «…преосвященный Вениамин… в Благовещенском соборе, и на коленях со всем народом молил Бога о спасении христиан. Едва умолкла пальба, он поднял чудотворные иконы и, несмотря на нестерпимый зной пожара и на падающие бревна, со всем бывшим при нем духовенством, сопровождаемый народом, обошел снутри крепость. К вечеру буря утихла, и ветер оборотился в противную строну». В это же самое время прилетевшее из крепости ядро разбило одну из пушек, установленную прямо в Богородицком монастыре, а с тыла по пугачевцам ударил отряд Михельсона, гнавшийся за Пугачевым от самого Оренбурга…

За семь лет до этого поклониться чудотворному образу приезжала сама императрица Екатерина 11 в сопровождении большой свиты (до двух тысяч человек) и всего дипломатического корпуса. Именно императрица 8 июня 1767 года возложила по бриллиантовой коронке на чудотворную икону и на местный образ Спасителя.

В результате икону украсили две ризы: первая из чистого золота, с 18 крупными бриллиантами и 412 драгооценными камнями; другая сплошь унизана жемчугом, с бриллиантовой короной из 479 бриллиантов, 100 алмазов и 1120 других драгоценных камней. Она и находилась на иконе в ночь похищения.

А 11 июня 1798 года Павел I заложил первый камень в основание нового здания Богородицкого монастыря, на постройку которого он отпустил из казны 25 тыс. рублей. Храм строили по проекту великого русского зодчего Василия Стасова. Снесли его в сталинские времена…

В погоне за святыней

Раифский Богородицкий монастырь. Фото Георгия Розова

Казань. Кирпично-3аводская улица, дом Шевлягина.12 июля 1904 года. Через 5 часов после ограбления.В новом доме на окраине города, где Чайкин арендовал целый этаж, несмотря на предрассветный час, вовсю кипела работа. Чайкин большим ножом кромсал икону Христа Спасителя, а Ананий Комов рубил топором чудотворную икону Казанской Божией Матери. Грабители торопились отделить драгоценные камни и золото от бесполезных для них досок.

Когда все было кончено, теща Чайкина, 49-летняя Елена Ивановна Шиллинг (про которую позже газеты напишут: «…некрасивая, отталкивающей наружности старуха, тип старой сводни…») сложила разрубленные иконы в железную печку и подожгла.

А в это время монахини монастыря осматривали окрестности в надежде найти следы пропавшей святыни, а газетчики уже набирали тексты с сенсационными репортажами в свежий выпуск новостей.

Поиск по горячим следам результатов не дал. Лишь в соседнем с монастырским двором частном земельном владении Попрядухина было обнаружено два кусочка шелковой ленты и около десяти жемчужин. Помогли газетчики. Казанское «Общество трезвости» назначило премию в размере трехсот рублей тому, кто укажет место нахождения похищенной иконы.

Прочитавший газетное сообщение смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман 15 июля заявил полиции, что незадолго до того, 5 июля, золотых дел мастер Николай Максимов заказал в мастерской училища щипцы – «разжим для растяжения». Вольман еще тогда подумал: «Зачем ювелиру гигантские щипцы? Ведь его инструменты – пинцет и лупа». А узнав о краже, Вольман решил, что этими щипцами вполне можно было взломать монастырские замки. В тот же день Максимова доставили в полицию.

В стенограмме судебного заседания про него записано: «младший унтер-офицер из казанских цеховых, 37 лет, ювелир».

В день ареста Максимов как раз пытался продать жемчуг, очень похожий на украденный с ризы Казанской иконы. Поэтому долго отпираться он не стал и назвал подельника – Чайкина.

На квартире опытного рецидивиста уже не было. «Теща» заявила полиции, что дочь ее вместе с «мужем» уехали. Казанский полицмейстер Панфилов произвел обыск на квартире Чайкина, но ничего не нашел. Однако все улики вели в эту квартиру, поэтому полиция решила обыск повторить. И не зря.

На кухне в русской печке были обнаружены куски пережженной проволоки, в других местах – 205 зерен жемчуга, обломки серебра, 26 обломков серебряных украшений с камнями, 72 золотых обрезка, 63 обрезка серебряной ризы, пластинка с подписью «Спас Нерукотворный»; в зале, в специально выдолбленном тайнике – нитки с жемчугом, 260 отдельных жемчужин, 439 разноцветных камней, несколько серебряных гаек, в чулане – серебряные проволоки и три жемчужины; в железной печке – 17 петель, четыре обгоревшие жемчужины, грунтовка с позолотой, обгорелая материя. Кроме того, в квартире обнаружили плавильную лампу и весы.

18 июля в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара» были задержаны Чайкин с Кучеровой. А 21-го, в день праздника чудотворной Казанской иконы Богородицы, полиция арестовала последнего подозреваемого Анания Комова.

8 декабря того же года все преступники были осуждены. До самой своей смерти на каторге в 1917 году Чайкин утверждал, что сжег икону.

Послесловие

ФОТО Итар ТАСС/Михаил Козловский

Собирая материал для этой публикации, я встретился с заместителем директора Государственного объединенного музея Республики Татарстан Г. А. Милашевским. Он посвятил меня в детали истории с похищением и показал на старой карте дом, где уничтожали икону. Я побывал на этом месте. Там теперь трансформаторная подстанция.

Говорил и с кандидатом исторических наук Д. И. Хафизовым, консультировавшим администрацию Казани по вопросам возвращения в Казань того списка иконы, который хранился в Ватикане. Мы стояли у окна городской мэрии, смотрели на здание городского музея и обсуждали детали истории.

«Очень хочется вернуть в Казань хотя бы список с иконы, – говорил мой собеседник. – Чтобы паломники вновь потянулись в наш город».

31 августа 2004 года в Успенском соборе Кремля делегация Ватикана передала Патриарху Московскому и всея Руси Алексию список Казанской иконы. 20 июля Патриарх привез икону в Казань. А 21 июля, когда состоялись торжества по случаю празднования 450-летия Казанской епархии, Патриарх Алексий отслужил в Благовещенском соборе Божественную литургию перед Казанской иконой Божией Матери.

СПРАВКА «ФОМЫ»

Казанский образ, возвращенный в Россию в 2004 году из Ватикана, одно время считался подлинником, обретенным в Казани в  1579 году. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. Эта икона была продана в Лондоне русским купцом Шевлягиным, уехавшим из России после революции. В 1970 году она была передана в церковь Девы Марии в Фатиме (Португалия), а в 1981 подарена Папе Римскому Иоанну Павлу II. В его покоях икона находилась 11 лет.21 июля 2005 года (год празднования 1000-летия Казани и 450-летия Казанской епархии) икона была торжественно передана в Казань Святейшим патриархом Алексием.

В России было три особо чтимых образа Казанской иконы (чудесно обретенная и два списка с нее):

1. Явленная икона в Казани – находилась в Богородичном монастыре. Похищена и уничтожена в 1904 году.

2. Икона князя Дмитрия Пожарского. Отряд ополченцев, пришедший к Минину и Пожарскому из Казани, принес с собой список Казанского образа. Ситуация в войске была таковая, что нужно было не только освобождать Москву, занятую поляками, отбивать новые приближающиеся польские войска, но и смирить разгул, пьянство среди казаков и ополченцев, ранее прибывших под Москву. После трехдневного поста и молитвы всего войска перед Казанской иконой Москва была освобождена. Сейчас этот образ находится в московском Богоявленском соборе в Елохове.

3. Петербуржский список. Петр I считал Казанскую икону особой покровительницей основанного им города, он верил, что благодаря молитве перед ней смог одержать победу над шведами под Полтавой в 1709 году. В 1812 году М.И. Кутузов молился у Казанской иконы. 22 октября (4 ноября по н. ст.) в день празднования Казанской иконы Божией Матери, русские войска под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. В этот день выпал первый снег и начались сильные морозы, так губительно повлиявшие на французов.Этот образ находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.

Фото на заставке: Казань. Крестный ход с Казанской иконой Божией Матери от Благовещенского собора Казанского кремля до Крестовоздвиженского храма Богородицкого монастыря. Фото Сергея Власова, Патриархия.ru

Напоминаем нашим читателям, что непосредственно через наш сайт, можно:

за одну-две минуты оформить подписку на бумажные выпуски журнала, а также помочь с подпиской на «Фому» малоимущим людям или поддержать иные наши начинания.

Благодарны всем нашим молитвенникам и друзьям!

foma.ru

Обретение иконы Казанской Божьей Матери в Казани

Величайшая святыня России отмечает свой праздник 4 ноября — Казанская Божья Матерь, Заступница и Святая Покровительница нашей страны. С 2005 года на это же число приходится и общегосударственный День народного единства.

Примечательно, что для россиян это нерабочий день. Можно с утра сходить в храм и помолиться Образу Казанской иконы Божией Матери. А потом спокойно прогуляться по улицам своего города, поздравить всех своих родных и знакомых с этими двумя грандиозными торжествами: с Днём народного единства и Днём Казанской иконы.

И не забывайте улыбаться, ведь улыбка, особенно в этот светлый праздник, будет благодарностью Богородице за Её свет, любовь к нам, за помощь и заступничество.

И знаете, сейчас после поездки в Казань, когда я подробнее узнала о самой Казанской иконе, её истории и чудесах, с ней связанных, я по-другому стала к ней относиться. И дело даже не в том, что появилось больше уважения и почитания. Раньше это было как-то далеко и не очень воспринималось, а сейчас Она стала как-то ближе. Действительно, словно Мать, заботящаяся о своих, порой непутёвых, земных детях.

Чудесное явление иконы людям

Казанская икона Божией Матери очень почитается верующими, её популярность и значение для России просто неимоверны. Именно она сопровождает молодых на венчании, её принято размещать у кроватки ребёнка, чтобы Богородица с любовью и заботой оберегала его от невзгод. Со всеми вопросами и проблемами обращаются к ней люди.

Многие религиозные святыни попали в наш мир не совсем обычным способом. Обретение иконы Казанской Божьей Матери тоже имеет свою изумительную историю.

В далёком 1552 году русский царь Иван Грозный совершил свой победоносный поход на Казань. Взяв город в свои руки, под своё управление он повелел основать собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но после 25 с лишним лет существования собора, в городе случился страшный пожар, уничтоживший не только часть значимого для людей Казанского Кремля, но и большую территории всего города. И тут пошли разговоры о том, что русский Бог наказывает людей пожаром и разрушением, многие стали выказывать всяческое недовольство.

Именно в эти трагические дни и произошёл удивительный случай. 9-ти летней Матрёне, явилась ночью Богородица и повелела поискать во дворе, среди обломков дома, свою чудотворную икону. Девочка рассказала о своём сне и матери, и отцу. Но, как это часто бывает, не поверили взрослые ребёнку, не обратили на её слова никакого внимания.

Но сон повторился и на следующую ночь, и на следующую. Тогда Матрёна с матерью вместе отправились туда, куда указала Богородица. Немного походив среди кучи мусора и пепла, нашли они икону, бережно завёрнутую в суконную тряпочку.

Икона Казанской Божьей Матери в Казани сияла, от Лика Богородицы исходило невероятное свечение. Богоматерь как будто радовалась тому, что, наконец-то, попала в руки к людям. Чудотворная икона выглядела так, будто Образ написали совсем недавно, настолько ярки были краски и видны даже малейшие детали. Так произошло явление Казанской иконы.

Со всеми почестями новоявленную икону доставили в местную церковь. Она сразу же проявила свою чудотворную силу: прямо в пути от места обретения до храма полностью прозрели два человека, которые были абсолютно незрячими до того момента.

В то время настоятелем этого храма был Гермоген, будущий патриарх. Позже он будет причислен к лику святых за то, что погиб за православную веру. Первое подробное собрание историй о Казанской иконе и о чудесных случаях, связанных с Нею, принадлежит именно ему.

Земная благодарность небесной помощнице

Перво-наперво, список с вновь обретённой иконы был послан Ивану Грозному. Он стал первым, положив начало последующим многочисленным спискам Образа Казанской Божией Матери.

Узнав о таком счастливом событии Иван-4 приказал построить на этом месте новый большой монастырь, в котором бы проживали 40 монахинь. Среди них была и Матрёна со своей матерью. А сам Образ был окружён золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями.

Через 2 столетия Екатерина-2, русская императрица, повелела изготовить для Казанской иконы новый оклад, который был украшен её собственной короной с бриллиантами.

А в 1798 году специально для Казанской иконы Богородицы началось строительство ещё одного величественного собора, который, к сожалению, через 100 с лишним лет был уничтожен вместе со всем монастырём. Но к этому времени иконы там уже давно не было: она была украдена.

Потеря и новое обретение святыни

Это произошло в июне 1904 года. Банда грабителей под предводительством некоего Стояна-Чайкина проникли в Казанский собор, так как знали, что оклад святой иконы Богородицы стоит колоссальных, по тем временам, денег. Конечно же, эту группу преступников поймали в скором времени. Но ни дорогой ризы, ни самого прекрасного Образа у них уже не нашли.

Стоян рассказывал полиции, что ризу они распилили на несколько частей и сразу же продали ювелирам за большие деньги. А саму икону бросили в огонь, заметая следы своего преступления.

Показания Стояна каждый раз менялись. Но даже после оглашения приговора, когда Стоян отбывал наказание в тюрьме, к нему подсылали, так называемых, подсадных, пытаясь выяснить судьбу святыни, но ничего нового так и не узнали. И судьба первообраза так и осталась неизвестной.

Хотя, вполне возможно, что Стоян скрыл правду, и настоящая икона всё же не была им тогда сожжена. Ведь простой человеческий страх необразованного мужика перед Высшими силами, да ещё в то далёкое время, мог помешать ему совершить такое злодеяние и так просто уничтожить реликвию, которой не один век поклонялись миллионы верующих.

Надежду на это придаёт ещё одно обстоятельство. Было несколько неудачных попыток ограбить собор Казанской Божьей Матери, и игуменья этой церкви, тайком от всех, имела обыкновение на ночь подменять оригинал Казанской Богоматери под драгоценным окладом на искусно сделанную копию. И тогда, вполне возможно, что Стоян уничтожил только список, а настоящий, первозданный Образ Богородицы где-то находится. Но, к сожалению, эта версия ничем не подтверждается.

Есть сведения и о том, что, в действительности, Казанская икона была приобретена купцом Шевлягиным, который после революции увёз её в Англию. Там он продал её в частную коллекцию. После некоторых исследований оказалось, что это всё же не подлинник, а мастерски сделанный уже в 20 веке список с иконы Пресвятой Богородицы. А вот украшенная риза на нём, опять же, как показали исследования, настоящая, именно та, что была на украденной иконе.

Православные верующие на западе хотели её выкупить, но собрать достаточное количество денег им так и не удалось. В результате, Казанская икона Божией Матери была куплена католиками и долгое время хранилась в городе Фатима, в Португалии. Потом её перевезли в Ватикан.

Папа Римский в 2004 году привёз Ватиканский список в Москву как дар. А в 2005 году по благословению Патриарха Алексия-2 её доставили обратно в Казань. Ее поместили в Крестовоздвиженском храме Казанского Богородицкого монастыря,

где икона Казанской Божьей Матери находится и свято хранится и сейчас.

Вот такая кругосветная история.

Святая спасительница России

Всегда, во все века Казанская икона Богородицы считалась хранительницей и Небесной Заступницей России. В каждой церкви огромного мегаполиса или малюсенькой деревеньки обязательно присутствует эта икона Богородицы, осеняя своим светом прихожан, которые обращаются к Ней с просьбами.

Можно по-разному относиться к этому, можно верить или нет, можно считать это совпадением. Но что есть, то есть. Я вот о чём… Давайте теперь вспомним некоторые исторические факты.

Войска Минина и Пожарского, освобождая Москву от захватчиков-поляков, несли в своих рядах икону Казанской Божьей Матери. И после, именно ей возносили благодарность за помощь в этом победоносном походе, хотя поляки значительно превосходили русских по численности войска.

Чуть позже специально для неё, чествуя Казанский Образ Богородицы, на Красной площади был выстроен восхитительной красоты Казанский собор. И теперь 4 ноября отмечается церковный, православный праздник — День Казанской иконы Божией Матери.

Празднование Казанской иконе — это день памяти о тех событиях 1612 года, когда с помощью чудотворного Образа была очищена Москва и вся земля русская от иноземцев. Такова история праздника 4 ноября.

В 1689 году икона Богородицы явилась во сне священнику Каплуновской церкви. Через несколько дней он купил такой Образ у проезжавшего мимо иконописца. По существующему поверью, эта икона оказала неоценимую помощь русским витязям в Полтавской битве.

2 марта 1917 года отрёкся от престола последний русский царь Николай-2. Утром того же дня, когда ещё почти никто не знал об отречении, в церковь небольшого села Коломенское пришла крестьянка и рассказала встретившему её священнику о своём видении. Женщина увидела во сне Богородицу, которая сказала, что в этой церкви есть старая чёрная икона. Но её надо сделать красной, и молиться ей.

Долго искали и никак не могли найти такую икону ни на чердаке, ни в подвале храма. И всё же нашли. Это была чёрная от времени, вся в пыли икона. Когда её очистили от пыли, то все увидели необычный Образ Богородицы в виде земной Царицы.

Она сидела на троне, держа в руках символы власти: скипетр и державу. Этот знак в то время можно было понять только так: Богородица взяла на себя управление и царскую власть над многострадальной Россией.

Есть чудотворный Образ и в Петербурге. В начале 18 века на берега Невы его привезла царица Параскева Фёдоровна. Это произошло уже после смерти её мужа, царя Ивана Алексеевича. Люди часто обращались с просьбами к Богородице, совершая молитвы перед иконой.

Есть истинные свидетельства того, что в ходе Отечественной войны 1812 года с французами, перед поездкой в армию фельдмаршал Кутузов специально приезжал в Казанский собор северной столицы, чтобы помолиться Казанской Божьей Матери-Заступнице Небесной. Там хранится она и сейчас, а также прах Кутузова находится тоже там.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) было видение митрополиту Гор Ливанских, где Богородица наказывала передать правительству Москвы свою волю: взять Казанскую икону и обойти с ней окружённые гитлеровцами города. И это было исполнено в точности. Молитва избавляла русский народ от вражеских захватчиков.

Когда в 1947 году старец из Ливана приехал в Ленинград, его, по указанию высоких чиновников, встречали с почестями, достойными царя. По количеству машин жители города даже решили, что приехал сам Сталин.

Заступница Казанская

Наверное, икона эта является самой воспроизводимой во всей православной религии. Списки с неё находятся во многих храмах и монастырях России, а также и других стран. И, несомненно, изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы есть почти в каждой семье, в каждом доме.

Ей приносят люди молитвы о здравии, о помощи в тяжёлых ситуациях, Девушки приходят к Казанской Божьей Матери с молитвой о замужестве. Женщины, мечтающие о счастье материнства, возносят Ей молитвы о зачатии ребенка, о воспитании детей.

Перед иконой Казанской Божией Матери молятся о достатке и благополучии в семье. И она помогает! Так давайте же помимо просьб будем чаще произносить слова благодарности нашей общей Заступнице.

Нужно отметить, что празднование в честь Казанской иконы Божией Матери проходит дважды в году: 4 ноября и 21 июля. Первый из них отмечается в память об избавлении Москвы от поляков, а вторая дата — праздник в день, когда был обретен Образ Казанской иконы Божией Матери.

Вы можете узнать больше о Казанском Богородицком монастыре, в котором сейчас находится и бережно хранится Святой Образ Божией Матери.

Мне удалось побывать возле чудотворного Казанского Образа 24 июля 2017 года. Другие достопримечательности Казани и ее окрестностей есть на этой карте. А их подробное описание можно посмотреть здесь.

Поделитесь в комментариях, какие Чудотворные иконы Богородицы вы знаете, какие из них произвели наибольшее впечатление!

Храмы

otpusk-zdorovo.ru


Смотрите также