«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 30 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Икона Божией Матери Всех скорбящих Радость в сравнении с другими является особенно близкой к сердцу верующего человека, ведь множество людей на протяжении всей своей жизни сталкиваются с разными трудностями будь то болезни и слабости, бедность и невзгоды, печали и скорби. Только в одном названии святыни можно найти утешение.
При обращении нуждающихся Заступница всегда спешит на клич мольбы и помогает, даруя надежду, поддерживая в трудных жизненных испытаниях и вытирает слезы плачущим. В статье Вы сможете узнать каково значение образа, чем помогает и о чем молятся Владимирской иконе Божией Матери, в каких храмах могут находиться святыни лика и не только.
Лик Небесной защитницы был обретен абсолютно невероятным образом, и с той поры ее чудотворное действие, не переставая, удивляло православный народ. Каждый ее извод или список имел свидетельство и даже не одно.
О чем молятся иконе? В этом обличии Святая слышит всех своим вечно скорбящем о христианском народе сердцем, в особенности тех, кто столкнулся с суровыми тягостными испытаниями судьбы.
На святыне Богоматерь изображается держащей в руках хлеб и свиток. При этом Пресвятая Дева находится в центре, когда ее окружает огромное количество верующих людей, которые пребывают в состоянии отчаяния и скорби. А сверху от имени Царицы Небесной ангелы с небес даруют православным благодать.
Само же изображение впервые было замечено в конце XVII века на Руси в Московской Преображенской церкви. Однако и по сей день доподлинно невозможно определить, откуда появилась святыня в этом соборе.
Чудотворным лик Богоматери стал в 1688 г., после того как Святая не дала погибнуть Евфимии. Смертельно больной сестре Московского Патриарха Иоакима приснился чудный сон, где сама Матерь Божья указала ей на свою икону и сказала, что нужно делать, что избавиться от тягостного недуга.
После сего явления на тот момент уже плохо ходячая Евфимия обратилась в храм с прошением принести святыню к ней домой и провести там с водосвятием молебень. Просьба смертельно больной женщины была исполнена и по окончанию служения сестра Патриарха оправилась от болезни и обрела крепкое здоровье.
У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!
Известно, что молебень перед божественным образом помогает людям следующим образом:
Обретение образа являет православному народу особенную милость, а бесчисленные исцеления от святыни говорят о большом сочувствии Небесной целительницы к людским печалям, которые в большей степени человек ввергает себя сам, будь то вольно или невольно.
Обязательно к прочтению: Старец Порфирий КавсокаливитНемаловажной деталью во всей истории исцеления является вопрос, который был задан Евфимии Папиной Святым ликом, почему не обращалась к Защитнице от наших невзгод. Ведь не зря говорят: «Стучите – и вам отворится». Принцип этот действует всегда и везде, а молиться Богородицы — это равносильно стуку в двери Божьего Царства, которое подвластно только усилию души в непрерывной просьбе.
Одно из первых чудес, произведенных образом, случилось в начале 19 века. Тогда в деревне Караулово (возле Арзамаса) в одной избушек в сенях был найден список этого лика.
Чуть позднее Г. Г. Караулов страдающий заболеванием глаз, которое привело к практически полной потери зрения. Сам больной тогда из-за спорной доли общего наследства находился со своим родным братом Сергеем в ссоре. Во сне дворянин увидел старика, который для излечения недуга велел ему помириться с братом и отстоять службу перед Святым ликом, однако он не сказал, где именно находится святыня.
После продолжительных поисков мужчина все-таки нашел чудотворное изображение, отслужил с водосвятием молебень, помирился с братом и отдал ему оспариваемую долю. Он сделал все, как было велено, и божественная благодать снизошла на него и дворянин прозрел;
Другой случай исцеления произошел в 1766 г. в деревни Сошниково Вологодской губернии. Тяжело больной крестьянке в сновидении явился образ самой святыни Богоматери, будто бы находится он в подвале храма Богоявления, под алтарем. Проснувшись, женщина смогла полностью исцелиться.
Чудотворная Богородица встречается на божественных списках во многих храмах и церквях, которые были построенные в честь почитаемого Святого лика. Ниже перечислены лишь некоторые из них:
Праздник в честь чудотворной святыни проводится 6 ноября (24 октября по старому стилю) как память о дне, когда исцелилась Е. П. Папина (в 1688 г.) после того как была проведена молебень с водосвятием от лика Богородицы.
Обязательно к прочтению: Иов Почаевский: житие, молитва, акафистПред тем как должна быть произнесена молитва перед иконой, следует сначала попросить прощения за совершенные грехи, однако нужно помнить, что нельзя просить покровительства Богородицы и винить при этом Небеса во всех своих бедах.
Чтобы не случилось в вашей жизни на все, то есть божья воля, и если в чем-то вы обделены, то возможно в прошлом был совершен какой-то грех, и за которым не последовало раскаяния.
Молитвы иконе Всех скорбящих Радость
«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь»
«Царице моя преблагая, надеждо моя, Богородице, приятелище сирых, и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши; яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь»
Храни Вас Господь!
ikona-i-molitva.info
Иконография «Всех скорбящих Радость» возникла в России под влиянием западноевропейских произведений, которые творчески перерабатывались русскими мастерами XVII — XVIII веков. Названием иконографии стала начальная строка богородичной стихиры:
«Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим».
Первая упомянутая в исторических документах икона с таким названием была написана в 1683 году придворным живописцем Иваном Безминым. Известно, что иконы с таким названием были в храме в царской вотчине — селе Коломенском, и в Арзамасском Алексеевском монастыре. Согласно описанию на арзамасской иконе Богородица изображалась с Младенцем и двумя ангелами по сторонам.
В 1688 году в Москве по молитве перед иконой Богоматери «Всех скорбящих Радость», находившейся в Спасо-Преображенской церкви на Ордынке, произошло чудо — исцелилась от тяжелой болезни Евфимия Петровна Папина, родная сестра почившего патриарха Иоакама. Было написано подробное «Сказание», составлены служба и отдельные молитвы; иконописцы царской мастерской при Оружейной палате изготавливали списки новопрославленного образа.
1680-е гг. По литографии 1862 г. Чудотворная икона царевны Натальи Алексеевны из Скорбященской церкви в Петербурге
Около 1710 — 1711 года сестра Петра I царевна Наталья Алексеевна, переезжая из Москвы в Санкт-Петербург, взяла с собой из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». Точно не известно, был ли это список с чудотворного образа или подлинник. Чудотворной считалась и икона, поставленная в петербургском домовом храме царевны, и икона, оставшаяся в московском храме на Ордынке. Со временем петербургский дворец почившей царевны стал богадельней, а Вознесенская церковь при ней была перестроена и стала именоваться «Скорбященской» по названию чтимой иконы. После 1917 года этот храм был закрыт, а икона в драгоценном окладе исчезла.
Однако сохранилось литографическое изображение чудотворной иконы. Есть предположение, что именно увезенный в Петербург образ был тем, перед которым молились об исцелении Евфимии Папиной, поскольку он обладал уникальными чертами, подтверждающими его оригинальность*. Богоматерь представлена в рост, окружена сиянием. Левой рукой Она поддерживает Младенца, в Ее правой руке — четки. Богомладенец так же изображен с четками. Вверху помещен образ Господа Саваофа. Богоматерь стоит на луне (полумесяце). Страждущие не изображены.
Четки — характерная деталь другого западного образа «Rosarium», или «Видение св. Доминика». Согласно католическому преданию Доминику явилась Богоматерь и вручила четки для чтения молитв. На польских образах иногда отсутствует образ визионера, а четки держит не только Дева, но и Младенец. Исходящее от Богородицы сияние и луна под Ее ногами — детали, которые исследователи соотносят со словами Апокалипсиса: «жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна» (Отк.12:1). Изображения Богородицы, стоящей на луне, появились на Западе уже в XIV столетии; в XVII веке такие образы проникли в Россию, где их использовали при создании новых иконографических изводов.
В настоящее время в Спасо-Преображенском соборе в Санкт-Петербурге есть икона в драгоценном окладе, ошибочно считающаяся образом, привезенным когда-то Натальей Алексеевной. Однако точное литографическое изображение образа царевны не совпадает с иконой из Спасо-Преображенского собора. Видимо, это один из чтимых списков, который перенесли в собор после закрытия Скорбященской церкви.
Нач. XVIII в. Ошибочно считается иконой царевны Натальи Алексеевны. Спасо-Преображенский собор, СПб
Оставленная в московском храме икона находилась там до советского времени, когда храм был закрыт, а икона изъята. Сейчас в Скорбященской церкви на Ордынке находится список с той московской чудотворной иконы, созданный уже во второй половине XVIII века. Наличие нескольких точных списков с московской иконы, позволяет судить о ее иконографических особенностях.
Очевидно, что этот образ во многом отличался от петербургского варианта. На московской иконе Богоматерь с Младенцем изображены в сиянии, в окружении двух летящих ангелов, держащих рипиды. Нет четок в руках Богородицы и Христа и луны под ногами. В верхней части иконы — образ Троицы Новозаветной. И самое важное отличие — на московской иконе по сторонам от Богоматери изображены страждущие люди, обращающиеся к Ней с мольбами.
Два ангела, стоящих среди людей, утешают их. Особенностью московского образа было изображение святых Сергия Радонежского, Федора Сикеота, Григория Декаполита и Варлаама Хутынского. Видимо, эта икона была написана именно для храма на Ордынке, где был придел преподобного Варлаама Хутынского. Изображение «редких» святых Федора Сикеота, Григория Декаполита может быть обусловлено просьбой заказчика, на средства которого была написана икона.
Эти иконографические особенности московского образа показывают, что его автор не механически повторил образец, но серьезно переработал композицию, обдумал содержание и характер деталей. Само название иконы подсказывало введение изображения страждущих. Вызывающие сомнения «западные» детали — четки и луна — были исключены.
Московский вариант иконографии был почитаем еще до того, как царевна перевезла одну из чудотворных икон в Петербург. Во всяком случае, списки с образа со страждущими стали появляться еще в тот период, когда обе иконы пребывали в храме на Ордынке. Списки с московской чудотворной иконы широко распространились по всей России, чему способствовали, в том числе, и выполненные в XVIII веке гравированные листы.
Изображение страждущих на русских иконах второй половины XVII века не было редкостью. Например, оно присутствовало на богородичной иконе «Умиление и посещение в беде страждущим». Первые подобные образы появляются в 1680-х годах в Ярославле. Богородица представлена без Младенца, но вверху изображен благословляющий Христос. В опущенных, слегка разведенных в стороны руках Богоматери — жезл и свиток. Своим жестом Она как бы осеняет страждущих, изображенных внизу. Белый фон, по которому пущены цветы и травы, символизирует рай.
В этой иконографии, как и в описанных выше, прослеживается определенное влияние западных образцов. Композиционная схема повторяет западноевропейское изображение «Мадонна Misericordia» («Милующая»), на котором Дева Мария представлена с разведенными руками, простирающей свой плащ над молящимися. Ярко выраженная в образе «Misericordia» идея заступничества Богоматери вполне отвечает православному вероучению, что сделало возможным заимствование деталей данного «латинского» изображения.
Образ Богоматери «Умиление и посещение в беде страждущим» был особенно популярен в Поволжье, где эта композиция присутствует как в иконописи, так и в стенописи. Свиток в руке Богородицы часто заменяли на хлеб, чтобы проиллюстрировать текст стихиры, в котором присутствует наименование «алчущих питательница». Любопытно, что возникшая после раскола и сложившаяся не без явного «латинского» влияния иконография распространилась и в старообрядческой среде.
Смысловые и композиционные параллели образа «Умиление и посещение…» с московской иконой «Всех скорбящих Радость» сделали возможным их сближение. Это привело к тому, что к середине XVIII века образ утратил свое первоначальное название, пополнив число вариантов иконографии «Всех скорбящих Радость».
В конце XIX века от одной из подобных икон, находившейся в часовне при стеклянном заводе недалеко от Петербурга, произошло несколько чудес. От попадания молнии часовня загорелась. После пожара обнаружилось, что к иконе «Всех скорбящих Радость», упавшей на рассыпавшиеся из церковной кружки пожертвования, прилипло и непонятно как держалось 12 монет. В последующие годы от иконы произошли исцеления двух человек. В конце XIX — начале XX века списки образа «с грошиками» распространились по всей России.
На рубеже XVII — XVIII веков иконография «Всех скорбящих Радость» пополняется новыми вариантами. Богородица изображается или восседающей на престоле, или же стоящей и поддерживающей Младенца обеими руками, скрещенными в ладонях. Эти варианты точно повторяют детали двух дошедших до нас гравюр московского гравера Леонтия Бунина.
Н. И. Комашко предполагает, что эти гравюры могли быть исполнены в рамках работы над иллюстрациями к тексту Акафиста, который планировали издать типографским способом**. Возможно, гравюр было не две, а больше. И именно из этих графических образцов могли «просочиться» в иконопись такие детали как изображение Богородицы в типе «Misericordia», но с ангельскими крыльями, или столь полюбившийся русским иконописцам мотив кораблика.
Очень интересен извод иконы «Всех скорбящих Радость», в котором Богородица изображается не в центральной, а в верхней зоне. Приснодева представлена обращенной к восседающему на престоле Христу. Смысловой центр иконы — Богоматерь, восходящая на небеса к Своему Сыну с мольбой о помиловании страждущих на земле. В центральной части композиции, между земным и горним мирами, изображены ангелы на фоне небесного свода со звездами и планетами на своих орбитах. Таким символическим изображением неба, называемым «беги небесные», часто украшались потолки царских дворцов.
Увеличение количества иконографических вариантов образа «Всех скорбящих Радость» объясняется как конкретными историческими обстоятельствами, так и большой популярностью самой иконы. По всей стране существовало множество местночтимых чудотворных икон с этим названием. Каждый новый извод полагал начало собственной иконографической традиции, при этом списки могли отличаться от оригинала деталями.
1872 г. Точный список с иконы царевны Натальи Алексеевны. Государственный музей истории религии, СПб
Последняя четв. XVIII в. Москва. Точный мерный список с чудотворной иконы из Скорбященской церкви на Ордынке. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Алексей Квашнин. 1710 г. Уменьшенный точный список с московской иконы. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
2-ая половина XVIII в. Палех. Список с московской иконы. Государственный музей палехского искусства, Палех
Нач. XIX в. Ветка. Тип «Умиление и посещение…». Частное собрание, Германия
1-ая четв. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей изобразительных искусств Татарстана, Казань
Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех
Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей
Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-нач. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад
Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей
Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб
Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва
Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля
1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва
Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств
2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва
Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех
1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в.
Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в.
Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро
________________________
* Комашко Н. И. Богоматерь «Всех Скорбящих Радость» // Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования. — 2004. — № 1—2(14). — С. 22—34.
** Там же.
Читайте также:
Иконография Смоленской иконы Богородицы
Всех скорбящих Радость: икона с грошиками
Размышления перед иконой «Призри на смирение»
Словарь “Правмира” – Икона
www.pravmir.ru
Считается, что доставлять радость людям, которых посетила скорбь, это самое высокое служение. Именно этим занимается Богородица, а икона «Всех скорбящих Радость» запечатлела такое качество Божией Матери. В старину слову «скорбь» придавали более широкий смысл, нежели в современном мире. Это слово подразумевало и горестные события, и физические ощутимые боли от заболеваний, а также переживания в случае житейских неурядиц.
День почитания иконы: 6 ноября
Для того, чтобы как-то утешить тех, кому нужна помощь от всех мирских горестей существует икона под названием «Всех скорбящих Радость». Эта замечательная икона появилась еще XVII веке на Руси. По утверждению искусствоведов, большое значение в ее иконографии принадлежит западноевропейской школе. На самом деле до этого времени трудно проследить откуда появилась икона, хотя, так или иначе, образ «Всех скорбящих Радость» является очень старым. Так или иначе, интересно посмотреть и на современную историю, которая сочетается со многими чудесами.
Большое количество вариантов (изводов) иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» имеет разную композиционную схему. Иными словами некоторые детали иконы существенно отличаются.
Если рассматривать лики святых, изображенных на полотнах, нужно отметить, что первоначально этих фигур здесь не было, в отличие от икон, созданных с 1688 г. Это явление имеет объяснение. Оказывается, что году изображения святых на иконе, предшествовало некое знаменательное событие.
Чудотворная икона сотворила исцеление от болезни сестре Патриарха Евфимии. Именно с того момента люди стали прославлять икону «Всех скорбящих Радость», а чтобы подчеркнуть силу исцеления, стали на полотно наносить образы страждущих. Евфимии явился сон про икону, которую нужно искать в Перображенской церкви, а потом прославить образ. После того как икона сотворила чудо, о нем узнали во всем городе. Далее начали делать разнообразные списки.
Из них одним из наиболее известных является икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками в Санкт-Петербурге, которая перенесла мощную грозу. Храм был практически разрушен, а монетки из емкости для подати разлетелись и отпечатались на образе, который сам остался невредимым. Теперь икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками пользуется особым почтением.
По прошествии многих лет укоренилась традиция, что Богородица должна быть изображена во всей красе и сиянии. Такое сияние называется мандорла, в этом общая деталь того как выглядит икона «Всех скорбящих Радость», а детали описания и содержания могут отличаться.
Иконописи известны случаи, когда Иисуса Христа также изображают в таком сиянии. Это полотна «Второе пришествие», «Преображение Господне». Известная картина «Успение Пресвятой Богородицы» также имеет мандорлу вокруг образа Богородицы.
Так как значение иконы «Всех скорбящих Радость» часто указывает на исцеление, кроме Матери Божьей на иконе начали появляться фигуры ангелов, которые несут добро от Царицы небесной и Господа.
Многие варианты полотен представлены с изображением святых возле Богородицы. Эта икона очень хорошо знакома старообрядцам, даже несмотря на то, что увидела свет уже после церковного раскола.
Если условно составить рейтинг популярности святых образов (подчеркнем, такой рейтинг является условным и сравнительным и не следует такой рейтинг представлять себе всерьез, то есть ставить одну икону выше другой), то иконы «Всех скорбящих Радость» и Казанской Божьей матери являются одними из наиболее популярных для молитвы. Именно они чаще всего связываются с различными чудесами, которые даруются и для отдельных верующих, и для разных городов и страны.
Для того, чтобы понять в чем помогает икона «Всех скорбящих Радость» нужно посмотреть на само название. Богородица тут предстает как надежда для любого, особенно для тех, кто имеет различные трудности. Пречистая Дева молится обо всем мире и ей помогает армия Небесных ангелов, которые несут добро людям. Помимо этого нужно понять название и как Радость в глобальном смысле, ведь не зря тут используется слово с большой буквы. Речь идет о возможности Спасения, которое даровано через Богородицу, которая явила миру Спаса.
Значение иконы «Радость всех ангелов»
О, Пресвятая Владычице Богородице, вышшая Херувим и честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в скорби сущим: разве бо Тебе инаго прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи: никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас, ныне в день скорби пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и печали в сей временней жизни, не лишены же ны сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемыя радости в Царствии Сына Твоего и Бога нашего. Аминь.
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...omolitvah.ru
Среди чудотворных образов Царицы Небесной особенно близка сердцу православного человека икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это неудивительно, ведь многие на протяжении жизни проходят через лишения и трудности, скорби и печали, болезни и немощи. Уже в одном имени этой иконы заключено утешение. Мы обращаемся к Богородице, которая спешит на зов о помощи, поддерживая нас в испытаниях, утирая слезы плачущих и даря надежду.
По обычаю Богоматерь изображают сообразно словам молитвы, обращенным к ней. «Помощница обидимых, не надеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление», — так мы именуем образ, воплощенный на иконах «Всех скорбящих Радость».
Поэтому Божия Матерь здесь показана в окружении бедствующих людей — раздетых, больных, голодных, а также ангелов, совершающих благодеяния от ее имени. Сама Заступница пишется на иконе во весь рост, в царском одеянии и с венцом на голове. Над ней в облаках восседает Спаситель, который в левой руке держит Евангелие, а правой благословляет. Известны разные иконографические виды образа.
Московская икона «Всех скорбящих радость» Преображенского храма на Большой Ордынке изображает Богородицу с младенцем Иисусом, над ними парят ангелы. Особенностью этой иконы является изображение ряда святых во главе с Сергием Радонежским, на лентах — тексты с молитвенными наименованиями благодатной помощи от Богоматери. Существует немало списков (копий) чудотворного образа, где Пречистая Дева изображается без Младенца. Особенно широко известна икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками.
Согласно преданию, первое чудо от этой иконы произошло в 1688 году: благодаря молебну у образа Богоматери в храме Преображения на Ордынке излечилась от тяжелой болезни раба божия Евфимия, родная сестра московского патриарха Иоакима. Чудесное исцеление произошло 6 ноября, и в память об этом было установлено празднование в честь иконы «Всех скорбящих Радость», а храм получил наименование чудотворного образа. Вскоре он прославился на всю столицу под именем «Скорбященского». С тех пор, как свидетельствуют церковные книги, многие болящие и скорбящие, молитвенно обращаясь к Богородице, стали получать исцеление и избавление от бед: слепые прозревали, немые получали возможность говорить, а глухие — слышать, бездетные женщины рожали здоровых младенцев, страждущие избавлялись от невзгод.
Икона «Всех скорбящих Радость» полюбилась не только простым верующим, но и членам венценосных семей. В 1711 году, при переезде царской резиденции в Петербург, сестра Петра I великая княгиня Наталия Алексеевна увезла с собой копию Скорбященской иконы, которая стала одной из главных святынь новой столицы.
Позднее, по указанию императрицы Елизаветы Петровны, тоже глубоко почитавшей икону «Всех скорбящих Радость», в Петербурге воздвигли храм в честь дивного образа. Впоследствии Скорбященская икона Божией Матери была щедро и богато украшена императрицей Екатериной II, графиней Головкиной, графом Шереметевым и другими знатными особами. Сейчас этот чудотворный образ находится в Троицком храме Санкт-Петербурга, который в народе называют «Кулич и Пасха».
Читайте также – Всех скорбящих Радость: заря утешения
Летом 1888 года в городе на Неве прославился чудотворный список с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Это случилось после пожара, вызванного ударом молнии, в часовне деревни Клочки вблизи Стеклянного завода на окраине Петербурга. После того как потушили пожар, с изумлением обнаружили, что икона «Всех скорбящих Радость» не только не сгорела, но потемневший от времени и копоти лик Богородицы просветлел и обновился. Стоявшая рядом кружка для пожертвований разбилась вдребезги, деньги рассыпались по полу, а к образу в разных местах прилепилось 12 медных монет.
Весть о преображении иконы разнеслась по всей столице, и толпы людей устремились к чудотворному образу с грошиками. Вскоре появился новый тип иконы «Всех скорбящих Радость», на которой краской стали писать грошики. Было также установлено еще одно празднование в честь этого образа — 5 августа, день его чудесного преображения.
Икона «Всех скорбящих Радость» с грошиками стала источником бесчисленных чудес, многие неизлечимые больные получили исцеление. Так, в 1890 году прихожане часовни стали свидетелями удивительного выздоровления отрока Николая Грачева, который страдал от припадков эпилепсии.
Как-то ночью больной увидел перед собой Пресвятую Богородицу со святителем Николаем Чудотворцем и услышал голос: «Поезжай в часовню, где упали монеты, и ты получишь исцеление, но заранее никому ничего не говори». Прибыв наутро в часовню, больной приложился к образу, и падучая болезнь оставила его навсегда.
Таким же поразительным образом вскоре исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!»
На месте сгоревшей часовни был построен храм в честь прославленной иконы. После революции Скорбященский храм был взорван, но чудотворная икона сохранилась в семье прихожан. В годы Великой Отечественной войны святой образ поместили в Свято-Троицком храме. Великое множество людей, молясь перед этой иконой, получили от Божией Матери утешение в нечеловеческих испытаниях и скорбях, обрушившихся на ленинградцев в страшные годы блокады.
После того как в Санкт-Петербурге была возрождена Скорбященская часовня, ставшая подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря, чудотворный образ Богородицы «Всех скорбящих Радость» с грошиками вернулся на свое историческое место. Источник: журнал “Православный паломник”.
«Надежде ненадежных, сило безпомощных, пристанище обуреваемых, покрове напаствуемых, заступление обидимых, хлебоманно, услаждающая алчущих, нектаре небеснаго упокоения жаждущих, Мати Преблагословеннаго Бога, Преблагословенная и Пренепорочная Дево! К Тебе единей прибегаю, к Твоему покрову вседушно преклоняю колена, Владычице. Не презри плача и слез, утехо плачущих! Аще ужасает мя мое недостоинство и окаянство моих грехов, но уверяет мя цельбоносный сей образ, на немже благодать Твою и силу, яко неисчерпаемое море, вижду: слепых прозревших, скачущих хромых, странствующих аки под сению Твоего призрения, матерне упокоенных и по всему прошению благоизобильствующих; на оных помилования образ взирая, прибегох, слеп сый душевныма очима и хром душевными чувствы. О, Свете Незаходимый! Просвети и исправи мя, веси всякую мою скорбь, веси всякую беду, не презри моления моего, о Полезнодательнице! Не возгнушайся мене грешнаго, не презри мене сквернаго; вем, яко вся можеши, елика волиши, о добрая надеждо моя, упование мое от сосцу матере моея. К Тебе привержен есмь от чрева Матери моея, Тебе оставлен есмь, не остави мене, не отступи от мене, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»
Читайте также:
www.pravmir.ru