Где находится икона казанской божьей матери


Где находится икона Казанской Божьей Матери

Казанская икона Божией Матери – один из самых известных образов русской православной иконографии. И несмотря на то что сегодня подлинник утерян, чудотворную силу имеют многие списки лика. Встретить знаменитый образ можно буквально в каждом храме, при этом иконы будут завешаны украшениями и крестиками – дарами верующих за помощь Богородицы. Казанская икона так знаменита и почитаема, что в ее честь построено более 50 храмов, причем не только на территории России, но и на Украине, в Белоруссии и других странах.

Икона в Казани

Казань – город, с которого начинается славная история образа. В 1579 году здесь произошло чудо – обретение иконы Богородицы. По преданию, девочке Матроне явилась Дева Мария и указала, где нужно искать чудотворный образ. Икона была найдена на месте сгоревшего Казанского Кремля, но сам образ не был поврежден. Тогда же приказом Ивана Грозного здесь был возведен Казанский женский монастырь, где оригинал хранился вплоть до нач. ХХ века.

В 1904 году обитель обокрали. Когда воров нашли, икон при них не оказалось. По свидетельствам преступников, они уничтожили образы, поскольку хотели продать лишь их оклады. Существуют и другие версии утраты святыни, согласно которым она не уничтожена, а просто спрятана или утеряна. Но до сегодняшнего дня серьезных подтверждений этих теорий нет.

При этом сейчас в обновленном Казанском монастыре все же можно увидеть чудотворный лик. Это так называемая «Ватиканская» икона, которая в 90-х годах ХХ века попала в Ватикан. Долгие годы шли переговоры передаче образа Русской Православной Церкви. Некоторое время даже считалось, что речь идет о подлиннике Казанской Божьей Матери. Но экспертиза 2003 года показала, что лик является списком и датируется XVIII веком. Через год образ был возвращен России, а после передан непосредственно в Казань.

«Ватиканский» список считается чудотворным и почитается не меньше, чем другие копии. Благодаря образу, отстраивается Казанский монастырь, существенно пострадавший при советской власти. Так, 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма.

Московские списки

Примечательно, что первое большое чудо, после которого Казанскую Божью Матерь нарекли «защитницей земель русских», связано не с оригиналом, а с ранним списком иконы. Его передали из Казани ополчению, возглавляемому Мининым и Пожарский в нач. XVII века. Тогда именно эта икона помогла отвоевать Москву у поляков, а день освобождения столицы, 22 октября, стал всероссийским праздником.

Почитаемый список попал сначала в приходскую церковь Введения. В 1636 году Дмитрием Пожарским был построен Казанский собор вблизи Красной площади, куда и была перенесена святыня. Московский список ценился не меньше, чем настоящая явленная икона. С ним связано множество чудес, эта копия стала Покровительницей династии Романовых.

Казанский собор сильно пострадал за время войны с Наполеоном, а с приходом советской власти святой образ был выкраден из обители. Сейчас место его нахождения неизвестно. Храм был восстановлен уже в 1993 году, и тогда здесь появился еще один почитаемый список иконы Казанской Божьей Матери, который теперь хранится в соборе.

Это не единственная копия образа в Москве. Самые известные храмы, где есть икона Казанской Богородицы:

  • Вознесенский женский монастырь (одна из самых старых из ныне сохранившихся копий явленного образа).
  • Симонов монастырь (чудотворный список).
  • Елоховский собор (чудотворный список).
  • Храм пророка Илии в Обыденском переулке.
  • Церковь Святителя Николы на Берсеневке.
  • Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.
  • Церковь Пимена Великого в Новых Воротниках (есть копия, написанная не на досках, а на стекле).

Петербуржский список

Еще одним почитаемым списком оригинала иконы считался Петербуржский. В отличие от подлинника города Казань и московской копии, он сохранился до сегодняшнего дня. Это одна из старейших из дошедших до нас копий иконы. Согласно последним исследованиям, это список непосредственно с Казанской явленной иконы, датируемый кон. XVII – нач. XVIII века. В Санкт-Петербург он попал еще при Петре I, хранилась икона при церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте.

Позже икона была перенесена в Казанский собор – один из самых крупных храмов Северной столицы и всей России. Теперь Казанская икона Божией Матери является главной святыней Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга. Построена обитель была еще в 1811 году, а уже через год, во время войны с Наполеоном, находившийся здесь список прославился чудесами заступничества. Известно, что сам фельдмаршал Михаил Кутузов просил у Богоматери помощи и поддержки. Одним из решающих боев стала битва под Вязьмой, совпавшая с днем почитания иконы. Тогда французская армия была разбита, погибло более 7000 солдат противника.

После окончания войны отнятое у французов серебро Кутузов даровал Казанскому собору, из металла был сделан оклад для чудотворной иконы Божьей Матери. Сам же образ с этого времени почитался как Покровительница Северной столицы.

В 30-х годах Казанский собор был упразднен советской властью. Восстановить обитель удалось только спустя 60 лет.

Другие известные списки

Москва и Санкт-Петербург – не единственные города, где находятся почитаемые списки иконы Казанской Божьей Матери. Многие из них чтятся как нерукотворные – предания рассказывают о чудесных появлениях таких икон по всей Руси. Среди самых известных:

  • Иркутская. Чудотворный список находится в Соборе Богоявления. Ежегодно после весенней посевной образ проносят крестным ходом по полям соседних деревень.
  • Тобольская. По преданию, это нерукотворный список, явившийся в 1661 году в Знаменском монастыре. Икона почитается как чудотворная и сейчас принадлежит Софийско-Успенскому кафедральному собору.
  • Каплуновская. Хранится в селе Каплуновке, Харьковской епархии. Согласно летописям, здешнему священнику явился старец и предупредил о скором приходе московских иконописцев. Повелел также приобрести у них икону. Священник сделал все, как и было сказано, а после к нему явилась сама Богородица с наставлениями поместить ее образ в церковь. Находящийся здесь список считается чудотворным.
  • Павловская. Образ явился жителю села Павловское Московской губерни, близ построенной в честь Казанской Божьей Матери часовни. Икона известна исцеляющей силой.
  • Ярославская. Образ хранится при Казанском женском монастыре города Ярославля.
  • Каргопольская. В 1714 году икона находилась у вдовы Марфы Пономаревой, в городе Каргополе Олонецкой епархии. Однажды молящаяся женщина увидела, как из глаз Богородицы потекла слеза. Она сообщила об этом священнику, после чего образ был перенесен в храм.
  • Суздальская. Датируется XVII веком. Согласно летописям, ее написал инок Шартомского Николаевского монастыря, после того как к нему явилась Дева Мария.
  • Тамбовская. С 1812 года была передана тамбовскому Вознесенскому женскому монастырю из Москвы. Сейчас принадлежит Вышенскому Успенскому монастырю, куда была перенесена после явления Богородицы монахине Миропии.
  • Нижнеломовская. Явилась жителям города Нижнего Лома Пензенской губернии в 1643 году. После на месте обретения была построена сначала часовня, а потом монастырь.
  • Высоченская. По преданиям, явилась в нач. XVIII века, на месте, где позже было построено село Высочино. Сегодня она находится в Высочинском Казанском монастыре и славится чудотворной силой.
  • Образ из села Казанское (под Москвой). По преданию, икона явилась местным жителям во время войны с Наполеоном и помогла отбить нападение. Позже здесь была возведена Казанская церковь.

На Руси образ Казанской Божьей Матери был одним из самых почитаемых. Поэтому начиная с XVII века было построено множество храмов, посвященных чудотворному лику. Однако за ХХ век многие из них были заброшены или разрушены. Пострадали центральные обители Казани, Москвы и Санкт-Петербурга.

Одним из самых известных храмов, посвященных образу Девы Марии, провинции является церковь Казанской иконы Божией Матери в селе Ярополец (Московская область). Изначально он возводился из камня и должен был стать фамильной усыпальницей графской семьи Чернышевых. Строительство заняло больше десяти лет. Храм уникален по архитектурному решению – он будто состоит из двух вытянутых симметрично расположенных церквей. Иконы, украшавшие стены обители, были написаны не на досках, а на полотнах и больше напоминали картины. Здание сильно пострадало за годы Великой Отечественной войны, а после здесь был открыт дом культуры. Сейчас церковь передана РПЦ и реставрируется как важный памятник архитектуры.

О чем молиться Казанской Божьей Матери

Иконы казанской Божьей Матери прославились своими чудесами. Прежде всего, лик почитается за помощь при защите родной земли. Однако Дева Мария помогает и при житейских трудностях. Собственно первое чудо, связанное с образом, произошло сразу после его обретения. Находившуюся на пепелище Казанского Кремля икону переносили в церковь, а после два слепца, участвующие в работах, прозрели. Помня об этом чуде, перед иконой православные люди молятся об исцелении. Божья Матерь помогает справиться с затяжными недугами, избавиться от хронических болезней, вернуть здоровье детям.

Также образ является самой популярной венчальной иконой. Считается, что если свадьба совпадает с днем празднования иконы Казанской Божьей Матери, пара проживет долгую и счастливую жизнь. Помогает святой лик, если между супругами есть разлад, непонимание и взаимные обиды.

obikonah.ru

Где находится икона Казанской Божьей Матери, история написания, значение, фото

Образ Казанской Божьей матери чудотворный, эта икона - одна из наиболее почитаемых в православном мире. Списки с нее присутствуют практически в каждой церкви, а одна из копий иконы была у Ивана Грозного. Необычна и окутана тайной не только история ее обретения, чудесным образом появились многие православные иконы. Интересна история почитания образа, у этой иконы есть «собственные» церкви и даже монастыри, расположенные в разных уголках страны. Среди них особенно выделяется Ярославль и Москва. Где находится икона Казанской Божьей Матери? Вопрос, на который не существует однозначного ответа еще с позапрошлого столетия.

Кроме всенародной любви, по-настоящему всероссийского почитания и множества легенд, связанных с творящимися перед образом чудесами, икона обладает и официальным особым статусом с конца XVII столетия. Именно тогда Алексей Михайлович Романов повелел почитать образ 22-го октября во всех городах страны каждый год. В это же время в Коломенском была заложена в честь этой иконы домовая церковь Романовых. Другие представители династии также особенно относились к образу. И это давало повод многим историкам, начиная с позапрошлого столетия, задаваться вопросом о том, где находится икона Казанской Божьей Матери на самом деле.

Как образ был обретен?

В конце XVI столетия в Казани бушевали пожары. Один из них, случившийся в 1579 году, уничтожил часть древнего города. Выгорели целые районы, и конечно же, это стало большим горем. Срочно требовалось чудо, которое бы смогло сплотить и воодушевить людей, дать им веру в завтрашний день и силы для преодоления трудностей в настоящем. И это чудо случилось.

В ночь после того как огонь отбушевал и от большей части города осталось лишь дымящееся пепелище, маленькой девочке пригрезился удивительный сон. Ребенок, которому от роду исполнилось лишь 10 лет, на следующий день поведал, что явилась ночью в грезе Богородица и указала место, где под грудой пепла лежит ее иконописный образ. Это оказалось правдой: разобрав завал, люди нашли не тронутый пламенем лик Божьей Матери.

Таким вот образом обрела свой знаменитый чудотворящий образ Казань. Икона Казанской Божьей Матери где находится сейчас, по официальной версии церкви? Она утеряна. Но многие верят в то, что она там же, где и предстала перед людьми впервые. На месте находки был без промедления заложен монастырь. Обитель носит название Богородицкий девичий монастырь. Это памятник архитектуры и истории, являющийся одним из красивейших в Казани и имеющий федеральный статус, то есть он охраняется государством.

Что довольно любопытно, первой монахиней в обители, где находится икона Казанской Божьей Матери (или же ее копия), стала та самая девочка, которая увидела вещий сон. Девочку эту от рождения родители нарекли Матроной. Приняв монашеский постриг, она стала Маврой.

Когда был обретен образ?

Не о каждой знаменитой и почитаемой иконе можно сказать, что доподлинно известно обо всех фактах, связанных с ее обретением. Описываемый чудотворящий образ является исключением. История появления была зафиксирована в мельчайших подробностях священником Гостинодворской церкви города Ермолаем, будущим патриархом Гермогеном.

Соответственно, никаких неточностей, поводов для сомнений или же иных раздумий, связанных с обретением образа, нет. Вопросы, которые возникают у любопытных верующих, историков, изучающих православие, связаны с тем, где оригинал иконы Казанской Божьей Матери находится и существует ли он сейчас.

Дата обретения образа – 8 июля 1579 года. И что довольно любопытно, еще до наступления 1580 года и до открытия Богородицкой обители с образа был сделан первый список, отправленный в Москву царю. Конечно же, самодержцем, которому была адресована такая посылка, являлся Иван Грозный.

Литературное произведение о том, как в городе узнали, где находится икона Казанской Божьей Матери, о ее непосредственном обнаружении под пепелищем и первых чудесах, сотворенных образом, появилось в 1594 году. Называется оно «Повесть и чудеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Составил же повествование Гермоген, в том году еще не патриарх, но уже митрополит Казанский.

О первых чудесах

Первые чудеса, связанные с этим образом, начались вскоре после того, как горожане узнали о том, где находится икона Казанской Божьей Матери, и высвободили ее из-под завалов. Их подробно описывает в своем труде, посвященном этому иконописному образу, Гермоген.

Весть о сне, посетившем маленькую девочку, быстро разнеслась по городу. Неудивительно, что вокруг разбираемого завала, на который указала Матрона как на местонахождение образа, собралась толпа любопытных. После обнаружения иконописного лика эти люди составили процессию, сопровождающую найденный образ Богородицы в ближайший храм. Среди сопровождающих образ жителей Казани были и незрячие - они исцелились. Разумеется, икона тут же получила статус чудотворной.

О значении образа и исторических моментах, с ним связанных

Довольно долгое время почитание образа ограничивалось местом в Казани, где икона Казанской Божьей Матери была найдена. В Казани к лику Богородицы выстраивались очереди страждущих, а в других городах о ней практически ничего не знали. Многие историки связывают это с тем, что царь остался равнодушен к присланному ему из Казани списку с образа.

Но все изменилось в 1606 году, когда к обязанностям патриарха приступил Гермоген, лично присутствующий при нахождении лика Богородицы. Разумеется, всенародной любовью и почитанием икона обязана не только патриарху. В начале XVII столетия началась Смута и тяжкий период фактического безвластия.

Первое ополчение благословил Гермоген, и в качестве особого свидетельства этого из казанского Благовещенского собора была привезена под стены Московского Кремля икона Богородицы. Разумеется, это была копия. Однако многие историки сомневаются в том, что в ополчение был доставлен именно список с образа. Слишком уж велики были ставки, речь шла о сохранении не только независимости России, но и самого факта существования государства.

Как бы там ни было, огромную роль сыграла в Смутные времена Казанская икона Божией Матери. Где находится оригинал - таким вопросом в те годы никто не задавался. Люди просто верили в поддержку с небес и ждали чуда от образа.

Доподлинно известно, что уже при созыве Второго ополчения протопоп Благовещенского собора из Казани находился вместе с иконой в Ярославле. Это довольно странно, поскольку на Ярославщине уже несколько лет как действовала обитель Казанской иконы Божией Матери. В монастыре был собственный список с образа, тоже имевший славу чудотворящего. Этот факт также является поводом для вопросов о том, где сейчас находится икона Казанской Божьей Матери.

С 1620 года началось общероссийское официальное почитание образа. В это же время в Москве распахнул свои двери новый храм, выстроенный в честь иконы. И открыт он был не где-либо, а в самом сердце столицы, на Красной площади. Туда была перенесена московская копия, до этого находившаяся в церкви на Лубянке. Храм был разграблен и прекратил существование в начале прошлого столетия. Но икона уцелела, ее перенесли в Богоявленский Елоховский собор.

Значение образа в российской истории и духовной культуре нации сложно переоценить. Должное этой иконе отдавали не только простые люди, почитающие ее за многочисленные исцеления и прочие чудеса, но и монархи, понимающие значение образа. Например, Екатерина Великая украсила оклад иконы, находящейся в Казани, бриллиантовой короной. Этим поступком мудрая правительница не только почтила чудотворный образ, но и на столетия положила конец слухам о том, что в Богородицком монастыре находится копия, а где хранится икона Казанской Божьей Матери, неизвестно.

О стиле написания образа

Иконография этого образа довольно любопытна. Стиль написания определяется как одигитрия. Согласно преданиям впервые в иконографии такой тип подачи образа Божьей Матери применил евангелист Лука. Суть данного стиля ясна из названия, переводимого на русский язык с греческого как «указующая путь».

Однако стиль не соблюден полностью. То есть иконография приближена к типовой, но в то же время и самобытна. Разумеется, автор первого обретенного образа неизвестен. Списков же с Богородицы сделано настолько много, что сейчас ее считают основоположницей собственного жанра в иконописи.

Где явленный образ сейчас?

Так где находится чудотворная икона Казанской Божьей Матери? Официальная версия гласит о том, что образ утерян в 1904 году.

История ее утраты подробно описана, даже тщательно задокументирована. Но, в отличие от письменных свидетельств обретения чудотворного лика, история ее потери вызывает многочисленные вопросы.

Как был утрачен образ?

В одну из июньских ночей, а именно с 28 на 29 число, в храм проник вор. Звали этого человека Стояном Чайкиным. Поживился же он не только ликом Богородицы, но и образом Спаса, а также пожертвованиями прихожан.

Протоколы жандармов сохранились, как и предписание прокурора. Вор был пойман в рекордно короткий срок, однако похищенного при этом человеке не было обнаружено. Согласно оставшимся после этого дела записям, грабитель пояснил, что драгоценные оклады проданы, а доски с образами разрублены и сожжены в печи.

Вполне возможно, что на следствие оказывалось давление и жандармы были вынуждены закрыть дело и передать вора в руки судьи в сжатые сроки. Ничем иным объяснить то, что дознаватели удовлетворились данными грабителем пояснениями, не представляется возможным.

Стоимость похищенных окладов составляла не один десяток тысяч рублей. Даже если допустить, что вор реализовал их за пару бутылок самогонки, то возникает вопрос о том, куда грабитель успел истратить похищенные пожертвования, которых было не менее 600 рублей?

Учитывая то, что перед этим ограблением было совершено несколько попыток, оказавшихся неудачными, возникают сомнения как в вине осужденного, так и в факте уничтожения чудотворной иконы.

Есть ли версии спасения образа?

Самой известной из версий того, каким образом могла уцелеть чудотворная икона, является история о ее подмене накануне ограбления.

Эта история гласит о том, что игуменья, напуганная попытками ограблений, каждый вечер меняла оригинальный образ под окладом на список. Узнав утром о постигшем храм несчастье, женщина побоялась возвращать образ Богородицы и отнесла его в церковь Ярославских чудотворцев, стоящую на Арском кладбище.

Для того чтобы обеспечить сохранность образа, духовенство не стало объявлять во всеуслышание о том, что же за новую икону обрела скромная кладбищенская церковь. Образ, о котором идет речь, по сей день находится в храме на Арском кладбище Казани.

Второй по популярности версией является история о том, что икона оказалась за пределами России. В середине прошлого столетия она оказалась в коллекции англичанина Фредерика Митчелл-Хеджеса. Подданный британской короны был абсолютно убежден в том, что приобрел подлинник. Уверенность его была столь велика, что икона была представлена им на выставке в Нью-Йорке в 1964 году. Ажиотаж образ вызвал большой, и к 1970 году русские диаспоры смогли найти средства для выкупа иконы. Некоторое время Богородица находилась в специально построенном для нее здании в португальском городе Фатима.

В 1993 году образ вновь переехал, на этот раз в Ватикан. А в 2004 году икона была передана Русской Православной Церкви. В Москву ее доставил кардинал Вальтер Каспер. Год спустя Алексий II передал Богородицу Казанской епархии.

Сейчас этот образ находится в приделе Крестовоздвиженского храма, в Богородицком монастыре Казани.

Находящиеся сейчас в Казани иконы могут быть настоящими?

Ни одна из икон, претендующих на статус первого явленного образа, не прошла искусствоведческую экспертизу. По этой причине икона Божьей Матери по сей день официально считается утраченной.

Однако искусствоведческая экспертиза образа не является в таком случае неоспоримой. Как именно выглядел явленный образ, известно только по спискам с него. Сохранившиеся с начала прошедшего века фотографии киота собора, откуда была похищена икона, представления о ней не дают. Образ закрыт окладом практически полностью. Списки не являются копиями в прямом смысле этого слова, они просто выполнены в том же стиле.

Нельзя не учитывать и вероятность того, что подлинная икона покинула Казань еще при жизни патриарха Гермогена.

Как относятся к претендующим на статус явленного образа иконам верующие?

В народе невероятно крепка вера в версию подмены образа игуменьей. Хотя эта легенда и не выдерживает никакой критики, большое количество людей верят в то, что в церкви Ярославских чудотворцев находится истинный, явленный образ.

Духовенство же негласно поддерживает присланный из Ватикана лик Богородицы. С ним совершается Крестный ход, на одном из которых присутствовал и сам патриарх.

Стоит ли ждать чудес от какой-либо из икон?

Этот вопрос волнует всех, но в первую очередь он актуален для людей, страдающих от неизлечимых болезней или борющихся за здоровье своих детей.

Любая из икон Казанской Божьей Матери поможет нуждающемуся в беде. Однако, для того чтобы подобное произошло, в сердце человека должна быть ничем не ограниченная безоговорочная вера, абсолютная и непоколебимая. Не иконописные образы творят чудеса, а Господь, воздающий каждому по его вере.

religiya.temaretik.com

Праздник иконы Казанской Божьей Матери, число, значение иконы, история, где находится икона, в чем помогает, молитва

Заступница хлопочет о нас перед Спасителем. Слышит всех молящихся. Видит горе и беду, каждую слезинку невинного человека. Помогает тем, кто просит ее о помощи. Ее образ надежный оберег для дома. Им дают напутствие молодоженам перед венчанием, ставят в детских комнатах.

Когда праздник иконы Казанской Божьей Матери

Дважды в год, 21 июля и 4 ноября, православные чтят память Казанской Богородицы.

  • Летом вспоминают о ее явлении после страшного пожара. Церковь, на честь обретения святого лика, правит праздничную литургию.
  • В последний месяц осени, вспоминают о защите земель русских от польских захватчиков. В победе над захватчиками участвовал русский народ, который объединили Минин и Пожарский. Помогла в победе икона. Для России это государственный праздник, 4 ноября выходной день.

Где икона Казанской Божьей Матери

Преклонить голову перед почитаемым списком, можно в соборе на Красной Площади.

Также молиться и просить благости можно в церквях и храмах столицы:

Святое изображение есть во всей храмах. Тяжелее найти где его нет.

Где находится оригинал иконы Казанской Божьей Матери

Применение такого слова «оригинал» утрировано. Об иконах так не говорят. Изображение и есть икона, перед которой возносят мольбы.

Подлинником считают образ Казанской Богородицы, явленный после пожара. К большому сожалению она была бесследно потеряна.

Летом 2005 года, образ хранившийся в Ватикане, вернули Казанскому храму. Тогда Россия вновь его обрела.

Всего есть три почитаемых Казанских образа, (явленный на пепелище, и два написанные по его подобию):

Икона, что явилась маленькой девочке, пребывала в возведенном на ее честь монастыре. Была украдена, а потом исчезла в дореволюционное время.

Первая написанная по подобию святого лика, позже переданная князю Пожарскому для укрепления веры в войске. Они три дня постились, молили Казанскую Богородицу о помощи и заступничестве. Благодаря ей, польские войска отступили, освободивши столицу. Сегодня ей можно помолиться в храме Елохова.

Вторая икона находилась у Петра Первого. Он особо чтил ее. Для него она была скорой заступницей и помощницей. Усердно молясь ей, одержал победу над шведским войском под Полтавой. Сам командующий Кутузов возносил ей мольбы склоняя голову, в последствии, разбил наступающее войско Наполеона. Погода стремительно менялась, резко похолодало, к такому снегопаду и морозам, французские вояки небыли готовы. Сегодня ей можно молиться в Казанском соборе Питера.

Описание иконы Казанской Божьей Матери

Изображение имеет обозначение «Указывающая дорогу». Она как путеводитель для православных в мире соблазна и искушения. Существует поверье, что девственный ее лик был написан праведным Лукой. Его работа со скрытым подтекстом. Лука хотел сказать миру, что скоро придет Спаситель. Маленький Иисус благословляет верующих двумя пальцами.

Есть обозначения, что каждый пальчик это буква, соединив их, получим IC XC.

Матерь Божья наклонилась к Иисусу. Ее изображение полно умиротворения, взгляд спокойный, проникновенный. Сын Божий смотрит на нас глазами взрослого человека, его взгляд совсем не детский, он осмысленный. Его поднятая правая ручка, говорит о «благословение миру».

История иконы Казанской Божьей Матери

История явленной иконы

Царь Иоанн Васильевич после завоевания Казани выстроил храм на честь Благовещения Богородицы. Утвердили епархию во главе которой стал владыка Гурий. Сильнейший пожар, уничтоживший часть города, дошел и до храма со всей церковной утварью. Противники православной веры говорили, что это Господь наказал верующих, нет им милости Божьей. Над верующими смеялись.

Господь смилостивился, пославши маленькой девочке девяти лет явление. Во сне к ней пришла Матерь Божья, и показала место на территории сгоревшего храма, где находилась ее икона. В видения никто не поверил, они с матерью долго оббивали пороги городских правителей, но безрезультатно. Они сами выкопали на указанном месте образ святой. Он был спрятан в старый рукав мужского одеяния. Сама икона была словно только что написанная, без единого повреждения.

Ее передали церкви, настоятелю Гермогену, который вскоре стал патриархом. Позже он был убит польскими вояками. После смерти ему молятся, как святому. Именно он описал подробно о видении маленькой Матроны и возвращении Заступницы.

За правления Ивана Грозного на месте явления ее народу возвели монастырь. Матрена с матерью первыми приняли постриг. На его территории заложили большой храм. Возлагали щедрые дары, в храме находилось много дорогой церковной утвари, образов, золота и дорогих камней.

Екатерина вторая преподнесла в дар Богородице ризу, которую украшала ее собственная корона с многочисленными бриллиантами. Так царица склонила свою голову перед образом.

Конец 18-го века запомнился масштабным увеличением храма Богородицы. Работы были закончены в начале 19-го века, тогда же его и освятили.

Подлинник лика похитили вместе с драгоценной ризой в начале 20-го века. Воры утверждали, что риза была разделена на части, впоследствии продана. Икону сожгли, хотели удостовериться в ее чудотворности. Разбирательство шло долго, сопоставляли все факты и показания, но так ничего и не выяснили.

После разрушения в 30-го годах 20- века, храм восстановили. Ему передали первую икону написанную по подобию святого лика, которая принимала участие в освобождении столицы от польских захватчиков. Через шесть лет его вновь разрушили, Икона Богородицы была перенесена в храм Богоявления. Который вскоре закрыли, а потом и вовсе снесли. Сама икона надолго затерялась в музейных хранилищах.

По окончанию войны, в 50-х годах храм Елохова восстановили, икону вернули, она и сегодня находится там.

Ходили слухи, что некий Шевлягин выкупил икону святой. Когда закончилась революция, вывез в Англию и продал. Спустя время, в 60-х годах, ее в ризе с драгоценными камнями заметили на Западе. Говорили, что икона была творением мастера 20-го века, а вот сама риза подлинная, такая как та, которую украли.

Ее пытались купить православные бостонского храма, но собрать быстро нужную сумму денег у них не вышло. В 70-е годы ее купили португальские верующие и передали на хранение в храм города Фатима. Позже она благополучно была перевезена в Ватикан.

У Папы она пребывала долгие годы. Ее подвергали разным экспертизам. И только в начале 21-го века передали родному Казанскому Богородичному собору.

История второй иконы написанной по подобию святого лика — Петербургская

Петербургское изображение ввезла в начале 18-го века Параскева Федоровна, жена покойного царя Иоанна Алексеевича. Она было в особом почете у наследника престола Петра Алексеевича. Описывали чудные исцеления верующих. Спустя годы ее передали храму Рождества Богородицы, а в начале 19-го века на месте ее пребывания возвели Казанский собор.

Позже на российские земли придут французские войска. Кутузов перед образом, молил о благости и помощи. Сражение было выиграно. Отвоеванное серебро у французских захватчиков, подарено Казанскому собору. Из него изготовили иконостас.

В 20-тые годы 20 века храмы закрывались властями, православных преследовали. Закрыт был и Казанский собор. Список успели спасти, его долго прятали. В 40-ых годах он был передан собору Князя Владимирского. Там образ находится и сегодня.

Известно еще одно чудесное явление. Лик Казанской Богородицы явился ливанскому митрополиту. Она просила донести до правителей столицы, что блокада Ленинграда закончится, как только обойдут осажденный город с ее образом в руках. По поверью правящая власть не перечила. Осаждение города закончилось, немцы отступили.  После войны, митрополит посетил ленинградский собор и даровал Благодетельнице золотой венец.

Значение иконы Казанской Божьей Матери для России

Казанский образ – милосердие ее к нашей земле. Она первая помощница для России в тяжелые времена. Самая почитаемая для российского народа. Единственное изображение, которому молятся о защите от чужеземных захватчиков.

Сильные мужи преклоняли свои головы перед ней в просьбах и молитвах. С ее заступничеством было выиграно много сражений.

Она скорая помощница во всех государственных делах. Ее икона исцеляет.

В чем помогает икона Казанской Божьей Матери

Икона святой – мощный оберег. Защищает от любых невзгод. Она есть путь Божий.

  • Ей возносят мольбы о заступничестве от нападения, от всякого злодеяния, от зависти плохих людей.

В далеком 1579 году, при перенесении ее в монастырь, она явила первое чудо. Был исцелен бедный прихожанин, зрение которого пропало три года тому. Он сильно верил, и чудо на нем свершилось. С тех пор ее просят об исцелении от недугов, в особенности зрения.

  • Молодым даруют икону Богородицы и дают благословение на долгую семейную жизнь. Пребывая в доме, она защищает семью от беды, болезней, напастей.
  • Поставив в детской комнате, она будет оберегать малыша.  Ее просят о даровании здоровья детям, также и о будущем их благополучии.
  • Она помогает семьям обрести счастье, иметь ребенка.
  • Помогает в дороге, оберегает путешествующих, водителей.

Где находится источник Казанской Божьей Матери

Старинное предание говорит о том, что возле села Мелекса, что в Волховском районе, у реки бьет источник Казанской богородицы. Появился там он несколько столетий тому, на месте церквушки ушедшей под землю. Маленькое озерцо обустроили несколько десятков лет тому. Из источника течет ручеек, который впадает в реку, неся свои воды по земле русской, благословляя ее.

У источника много десятков лет тому сооружена часовня. Сам источники облагородили срубом. Он довольно не маленьких размеров, 3 на 3 метра в диаметре. Искупаться в нем нет возможности, но окатить себя водичкой из ведерка можно. Что благополучно и делают приезжающие к нему люди.

В былые времена, борцы с религией пытались его уничтожить. Люди говорят о том, что те кто были причастны к надругательству над святыней, получили тяжелые болезни, кто-то умер скоропостижно.

Родник восстановился, исцеляет больных и сегодня.

В 1996 году возвели новую церквушку и обустроили озерцо. 8-го июля по старому стилю, в день ее явления, источник освятили.

В наше время известно много источников Казанской Богородицы, бьющих из под земли. Пробились они в разных регионах России. Это очередное доказательство благости Матушки к землям русским.

Молитва Казанской Божьей Матери

Читать ее нужно в храме у иконы. Икона обладает большой силой, она чудотворная. Помолившись, просите о необходимом своими слова. Просьбы должны исходить из сердца.

Молитва, читается по необходимости. Лучше всего молиться в утренние часы.

Гифки икона Казанской Божьей Матери, 5 вариантов

Открытка икона Казанской Божьей Матери, 5 вариантов

luckclub.ru

Казанская икона - Православный журнал "Фома"

История Казанской иконы Божией Матери начинается в XVI веке. При этом обстоятельства и место ее явления даже сегодня кажутся необычными и удивительными.

История Казанской иконы

Обретение святыни

Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским. Всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного в 1552 году, и еще меньше – со дня основания в нем отдельной епархии Русской Православной Церкви в 1553 году. Местное население тоже мало располагало к столь великому событию, ведь оно преимущественно было мусульманским. Более того, накануне явления – в июне 1579 года – город охватил страшный пожар, и многие местные жители посчитали это злоумышлением христиан. Тем не менее именно в этом городе и в это неспокойное время и явила Свой честной образ Матерь Божия.

Казанский Богородицкий монастырь, Казань.

Явление Казанской иконы

Само явление произошло следующим образом. Спустя некоторое время после произошедшего пожара одной девятилетней девочке – Матроне, дочери стрельца царского войска – начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается к православным священникам с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священнослужители сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. В результате образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ. По преданию, образ был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь и церковь, а первый ее список был отправлен в Москву.

Смутное время

История Казанского образа в истории Смутного времени неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, который одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов, а в равной степени и от внутренних раздоров, которые, быть может, даже в большей мере угрожали тогда стране.

Первый храм, построенный в XVII веке, честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском. Фото с сайта wikimedia.org/Ludvig14

Патриарх Ермоген, кстати, стал автором «Сказания» о Казанском образе Богородицы. Это случилось, когда он был еще митрополитом Казанским в 1594 году. Полное название «Сказания» – «Повесть и чюдеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани». Также он составил службу этой иконе.

В конце 1610 года обстановка в России накалилась до предела. Широко известно, что в это время на власть в стране активно претендовали польские аристократы, однако важно помнить и о том, почему это стало возможно: главной бедой страны было даже не вторжение извне, а безвластие, порожденное гражданской войной. Города и влиятельные боярские кланы сражались друг с другом. Страну заполонили банды казаков и просто бродячих искателей легкой наживы, которые грабили, насиловали и убивали. Люди, называвшие себя православными, если и оставались таковыми, то лишь формально. Вели же себя многие как настоящие варвары.

Патриарх Ермоген был заключен под стражу. Именно в этот момент, окончательно осознав губительность ситуации, святитель начинает рассылать свои окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. В них он особо призывает не только отстаивать страну, но и защищать свою православную веру, не допускать насилия и жестокости по отношению к простым людям.

Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Вскоре оно начинает двигаться к Москве, попутно заходя в разные города.

В Ярославле к ополчению присоединяются и казанцы, которые приносят с собой список Казанской иконы Божией Матери и передают его князю Димитрию. Это произошло уже в 1611 году. С этого момента, собственно, Пресвятая Богородица и становится во главе ополчения в качестве духовной руководительницы народа.

К осени 1612 года ситуация сложилась достаточно сложная. С одной стороны, сами поляки, которые укрылись в Кремле, находились в замкнутом круге – в их стане свирепствовали голод, болезни и разногласия, а посылаемые на помощь с внешней стороны обозы перехватывались русским ополчением. С другой стороны, и в стане русского ополчения были свои нестроения. Становилось очевидным, что ждать более нельзя. Накануне штурма Кремля в рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы.

Материал по теме

Казанская икона Богородицы: возвращение святыни

В 2004 году в Россию вернулась копия Казанской иконы Божией Матери. Этот образ считался подлинником 1579 года. Но совместная российско-ватиканская комиссия установила, что это позднейший список XVII века. А что же случилось с оригиналом?

Есть в исторических источниках указание на чудесное явление, связанное с заступничеством Божией Матери. В момент осады в Кремле находился архиепископ Элассонский Арсений, которому в ночь перед штурмом явился Преподобный Сергий Радонежский. По преданию, он сказал архиепископу следующее: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».

На следующее утро, 22 октября 1612 года, русские войска штурмом взяли Китай-город, а еще спустя два дня освободили весь Кремль.

25 октября 1612 года русские ополченцы прошли в Кремль крестным ходом, неся впереди Казанскую икону Божией Матери – главной Заступницы Русской земли.

Как сообщает Никоновская летопись, после освобождения Москвы от польских захватчиков князь Димитрий Пожарский оставил Казанский образ Богородицы в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. В 1636 году этот образ был перенесен в нововозведенный Казанский собор на Красной площади. Этот собор также был построен в честь освобождения Москвы от поляков.

С 1649 года этот день – 22 октября стал всероссийским днем празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, защитившей Россию в Смутное время.

Казанский образ в войне 1812 года

В Отечественной войне 1812 года снова проявилась милость Матери Божией к русскому народу, которую Она явила через Свой честной Казанский образ.

Известно, что перед отбытием в действующую русскую армию перед Казанским образом Богородицы молился генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов.

Одним из самых известных случаев войны 1812 года, связанного с помощью русским войскам Казанского образа, является сражение под Вязьмой 22 октября. В этот день, который был днем празднования в честь Казанского образа, русские войска генерала Михаила Андреевича Милорадовича и генерала от кавалерии Матвея Ивановича Платова разгромили арьергард войск французского маршала Даву.

В этом бою, в котором французы потеряли около 7–8 тысяч человек, армия Наполеона потерпела первое поражение после ухода из Москвы.

В 1811 году в Санкт-Петербурге было завершено возведение Казанского собора, который после войны 1812 года стал храмом-памятником русской армии. Впоследствии в этом соборе был похоронен князь Михаил Кутузов. Несомненно, что место для увековечивания славы русской армии было выбрано не случайно, так как в войне 1812 года Пресвятая Богородица, как и в годы Смутного времени, стала духовной водительницей русского народа.

Похищение образа

С момента своего явления и вплоть до начала ХХ века оригинал иконы постоянно находился в Богородицком женском монастыре Казани, то есть на месте своего чудесного явления. Однако, когда для России наступили смутные революционные годы, возможно, в назидание или смирение Господь лишил ее этого чудотворного образа. Во многих людях той эпохи проявились черты отступничества от родной веры, от веры своих отцов. Скорее всего, это стало одной из ряда причин случившейся трагедии. Сейчас, спустя много лет, те события можно проследить достаточно подробно.

В ночь с 28 на 29 июня 1904 года (по старому стилю) Казанский образ Пресвятой Богородицы был похищен.

Считается, что момент для кражи иконы был выбран не случайно. В течение четырех дней, предшествующих краже, в монастыре находилась принесенная в город Смоленская икона Божией Матери. В связи с этим в обители ежедневно совершались продолжительные праздничные богослужения. 28 июня Смоленская икона была вынесена из монастыря для возвращения домой. По окончании всенощного бдения монахини разошлись по кельям. В начале третьего часа ночи одна из послушниц, Татьяна Кривошеева, выйдя во двор монастыря, услышала крики о помощи, которые раздавались со стороны колокольни. Оказалось, что это кричал сторож монастыря Федор Захаров. Его нашли запертым в подвале собора.

Пойманный Варфоломей Чайкин

При осмотре собора было найдено место, через которое внутрь проникли воры. То, что это были именно воры, а не просто вандалы, выяснилось, когда была установлена пропажа Казанского образа Божией Матери и иконы Спасителя. Обе иконы помещались в иконостасе. Иконы были украшены дорогими ризами – это, по-видимому, и привлекло грабителей. Как было отмечено позже, кроме икон также было похищено 365 рублей пожертвований, которые хранились в свечных ящиках.

Новость о похищении чудотворного образа быстро облетела не только Казань, но и всю Россию. К счастью, благодаря смотрителю Александровского ремесленного училища Владимиру Вольману (он дал полиции очень ценные сведения), преступников быстро нашли. В результате слаженных, а главное, быстрых действий всех неравнодушных к этой беде людей полиция очень скоро вышла на главного подозреваемого – крестьянина 28 лет Варфоломея Чайкина (Стояна). Уже 5 июля он, вместе со своей женой Прасковьей Кучеровой (официально она была его сожительницей), был задержан в Нижнем Новгороде, куда они попытались скрыться из Казани на пароходе «Ниагара».

При обыске на квартире Чайкина были обнаружены драгоценности и частицы украшений с икон Богородицы и Спасителя. Однако самих икон не нашли. По словам 9-летней Евгении, дочери сожительницы Чайкина, иконы были порублены и сожжены в печке. Похожие свидетельства дали еще несколько лиц, которые проходили как свидетели – в частности, это была мать Прасковьи, Елена Шиллинг.

25 ноября 1904 года в Казанском окружном суде начался судебный процесс. Перед судом в качестве подсудимых предстали Варфоломей Чайкин (Стоян), Анания Комов (оба – непосредственные участники преступления), Федор Захаров, Николай Максимов (ближайшие подельники), Прасковья Кучерова и Елена Шиллинг (обе – скрывшие преступление).

После продолжительных слушаний решением суда Варфоломей Чайкин (Стоян) был осужден на 12 лет каторжных работ, Анания Комов – на 10 лет. Максимов был приговорен к ссылке на 2 года 8 месяцев в исправительные арестантские отделения. Прасковью Кучерову и Елену Шиллинг приговорили к 5 месяцам 10 дням тюрьмы. Сторож Федор Захаров, который подозревался в пособничестве, был оправдан.

Основная версия участи иконы сводилась к тому, что ее, как и образ Спасителя, злоумышленники сожгли. Однако со временем стали появляться и другие версии. Например, некоторые предполагали, что Чайкин мог продать икону старообрядцам, так как даже без оклада она стоила очень дорого. Истинная ее участь так до конца и неясна.

Где находится Казанская икона

Наше время. Возвращение

Новый виток история с Казанской иконой получила уже в наши дни. В 2004 году из Ватикана поступило предложение о встрече Папы Римского Иоанна-Павла II со Святейшим Патриархом Алексием II. Предлогом стало нахождение при папском дворе с 1993 года образа Пресвятой Богородицы неизвестного происхождения. После разбора ситуации искусствоведы пришли к выводу, что эта икона является одним из списков Казанского образа.

Казанская икона Божьей Матери (на снимке) возвращена в Казань. Фото Итар-Тасс

И хотя встреча патриарха и Папы так и не состоялась, в августе 2004 года икона была доставлена в Москву католической делегацией, которую возглавлял кардинал Вальтер Каспер. 28 августа она была передана патриарху Алексию II в Успенском соборе Московского Кремля. Было принято решение перенести образ в Казань, а до того времени он хранился в резиденции патриарха.

В июле 2005 года, находясь с архипастырским визитом в Казани, патриарх Алексий II совершил Литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля. По окончании богослужения Казанской епархии был передан принесенный из Ватикана Казанский образ Божией Матери. Икону поместили туда, где некогда пребывал оригинал, – в Крестовоздвиженский храм бывшего Богородицкого монастыря. Таким образом, можно сказать, произошло второе обретение образа Матери Божией в Казани.

Оригинал Казанской иконы

Сразу отметим, что слово «оригинал» условное при разговоре об иконах. Любое освященное изображение Казанской иконы — это святыня, перед которой можно молиться. Пресвятая Богородица слышит молитвы человека вне зависимости от того, перед какой иконой они произносится.

Традиционно под «оригиналом Казанской иконы» понимают образ, который явился в 1579 году девочке Матроне и был утрачен в начале ХХ века. 

Списки Казанской иконы

Икона Свято-Троицкого собора – один из древних списков с чудотворного первообраза. Этот образ был написан в XVIII веке. Впоследствии икону неоднократно переписывали. Первоначальный образ скрывали несколько слоев поздней записи. В 2005 году икона была отреставрирована.

По самой России ходило множество чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. История почитания этого образа во многом связана именно с ними.

Список в ополчении

Так, например, один из чтимых списков Казанской иконы постоянно находился в лагере русского ополчения князя Димитрия Пожарского во время войны с польскими и шведскими интервентами в 1611–1613 годах. В память освобождения Москвы от польских войск было установлено совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Вначале празднование совершалось только в Москве, однако с 1649 года празднование стало общероссийским.

Примерно в это же время был построен и первый храм в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском.

Петербургский список

В XVIII веке свое внимание и уважение к образу Богородицы проявили и Петр I, и Екатерина Великая. Так, например, именно при Петре I, в 1721 году, один из чтимых списков Казанской иконы был принесен в Санкт-Петербург. А ранее, в 1709 году (накануне Полтавской битвы), вся русская армия во главе с императором молилась перед Казанским образом о даровании победы. В 1768 году особо был почтен оригинал иконы, находившийся в Казани. Императрица Екатерина Великая украсила оклад образа бриллиантовой короной.

Святыня Санкт-Петербурга, привезена в город в первые дни его создания Петром I. Находится в Казанском соборе.

К концу XIX века Казанская икона стала одной из самых почитаемых в России. Причем это касается всего православного населения страны. Вряд ли можно было бы найти в тот момент верующего человека, который бы не знал Казанского образа Богородицы или хотя бы одного из его многочисленных чтимых списков.

Казанская икона в Москве

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Казанском соборе на Красной площади

В российской столице есть множество храмов, где можно помолиться перед иконой Казанской Божией Матери. Прежде всего, это Казанский собор на Красной площади. Храм восстановлен в 1993 году. Здесь находится чтимый образ Казанской иконы.

В нижней части храма Христа Спасителя в церкви Преображения Господня есть недавно написанная Казанская икона Божией Матери. Перед ней часто молятся прихожане столичного кафедрального собора.

В храме пророка Илии в Обыденском переулке среди святынь можно найти и Казанскую икону. Еще там есть частичка пояса Пресвятой Богородицы. Храм открыт ежедневно с 07.00 до 22.00.

В Елоховском соборе рядом со станцией метро «Бауманская» есть список с чудотворного Казанского образа Божией Матери, находившийся прежде в Казанском соборе на Красной площади.

Казанская икона Божией Матери со свв. Тимофеем и Марией Магдалиной на полях. Россия, конец XVIII века

В храме Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе между станциями метро «Курская» и «Таганская» также можно помолиться перед Казанской иконой. А еще приложиться к мощам священника Романа Медведя, умершего в конце 30-х годов в Малоярославце после многочисленных арестов и ссылок.

В храме преподобного Пимена Великого неподалеку от метро «Новослободская» можно увидеть Казанскую икону, написанную на стекле.

Храм Николая Чудотворца на Берсеневской набережной возле Кремля — один из самых необычных в Москве. Здесь проходят долгие службы со многими старообрядческими традициями. В церкви можно помолиться перед почитаемым списком Казанской иконы.

Конечно, это далеко не все столичные храмы, где есть этот образ Богородицы. Сложнее в Москве найти церковь, где нет Казанской иконы Божией Матери.

__________________________________________________________

Описание Казанской иконы

Казанская икона это сокращённый (по плечи) вариант изображения типа Одигитрия (Путеводительница»). Младенец-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу. 

На Казанской иконе Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Богомладенцу. Христос смотрит прямо на человека перед иконой, Спаситель изображен по пояс, видна только правая рука с благословляющим жестом.

Подробнее об иконографии Казанской иконы Божьей матери смотрите здесь.

____________________________________

Казанская икона: как Божья Матерь помогает

Казанская икона Божией Матери. Москва, первая половина XVIII в.

По учению Православной Церкви, нельзя считать, что та или иная икона от чего-то помогает. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что новонаписанный образ становится святыней лишь после его освящения. До этого момента новая икона — это просто изображение Христа, Богородицы или святого, которое сделано красками на дереве. Христиане не покланяются материалу, с помощью которых написан тот или иной образ. На VII Вселенском соборе был принят догмат об иконопочитании. Там прямо говорится, что «честь, воздаваемая образу, преходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней». 

Другое дело, что некоторые иконы считаются чудотворными, поскольку Христос по молитвам перед теми или иными святынями, помогает людям и целым народам. Поэтому Казанская икона Божией Матери была особо почитаема на Руси, и Богородица по молитвам людей перед ее образом не раз исцеляла больных или спасала страну от гибели.

Молитва перед иконой Казанской Божией Матери не раз спасала Россию. Так было в начале XVII века, когда Москва была захвачена поляками. В ополчении Минина и Пожарского был чудотворный образ Богородицы, и после усердных молитв люди смогли освободить Кремль от захватчиков в 1613 году.

В 1812 году на Россию напала армия Наполеона, и снова молитва перед образом Казанской Божией Матери помогла справится с захватчиками. Многотысячная армия знаменитого полководца бежала из России.

Тоже самое происходило и в годы Великой Отечественной войны. Существует несколько историй о том, как Богородица помогла людям пережить ужасы войны, а солдатам разгромить страшного противника. Молитва помогала воинам в боях.

_________________________________________________________

Молитва перед Казанской иконой

Молитва пред иконою Божией Матери «Казанская» (22 октября/4 ноября и 8/21 июля)

О Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю (и чудотво́рною) ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́. Умоли́, милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ Святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех, с ве́рою Тебе́ моля́щихся, от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти. Да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ние се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ние грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия, и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Тропарь Казанской иконы

Тропарь Казанской иконы Божией Матери, глас 4 Засту́пнице усе́рдная, Ма́ти Го́спода вы́шняго. за все́х мо́лиши Сы́на твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, и все́м твори́ши спасти́ся, в держа́вный тво́й покро́в прибега́ющим. все́х на́с заступи́, о Госпоже́ ца́ри́це и Влады́чице! и́же в напа́стех и ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими, предстоя́щих и моля́щихся тебе́ умиле́нною душе́ю, и сокруше́нным се́рдцем, пред пречи́стым твои́м о́бразом со слеза́ми, и невозвра́тно наде́жду иму́щих на тя́, избавле́ния все́х зо́л. все́м поле́зная да́руй, и вся́ спаси́, Богоро́дице Де́во: ты́ бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м твои́м.

Акафист Казанской иконе

Кондак 1Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Икос1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице: «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия.Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение.Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим.Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, апостолов похвало.Радуйся, мученическое исповедание; радуйся, преподобных венче.Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 2

Видящи, Всенепорочная, с высоты Небеснаго жилища Своего, идеже с Сыном Твоим в славе пребываеши, скорбь рабов Твоих в новопросвещеннем граде, яко гневнаго ради Божия посещения вера Христова поругаема бывает агарянским зловерием, благоволила еси явити икону Свою, чудесы ю прославляющи, да, утверждаеми знаменьми Твоея благодати, христолюбивии людие верно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумение трикратнаго явления Богоматере мудрая отроковица ищущи, тече ко властем, поведающи им дивное явление и грозное прещение; мы же дивящеся свыше данному отроковице вразумлению, благоговейно вопием к Преблагословенней:Радуйся, устнами чистыми хвалу Богови совершающая; радуйся, тайны благодати Божия верным открывающая.Радуйся, верных известная похвало; радуйся, молние, неверных устрашающая.Радуйся, славою чудес Твоих верных разум озаряющая; радуйся, агарянскаго зловерия обличение.Радуйся, гордыни их низложение; радуйся, веры христианския утверждение.Радуйся, почитания святых икон освящение; радуйся, скорбь нашу в радость претворяющая.Радуйся, несумненною надеждою нас увеселяющая.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 3

Сила Вышняго благодатию Богоматере умудри и укрепи отроковицу к исканию многоценнаго Божия дара, и та, с верою дерзающи о Господе, приступи к труду и, скрытое в земли обретши сокровище святыя иконы Богоматерни, радостно возопи к Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеющи благоутробное промышление о новопросвещенных людех града Казани, от пречестныя Твоея иконы токи чудес источила еси, Владычице, слепым телесныма очима зрение подавающи, омраченных же душевно светом богопознания и благочестия озаряющи, девствующим под осенением Твоея иконы пристанище небурное дарующи. Сего ради зовем Ти:Радуйся, явлением иконы Твоея тьму лютых обстояний отгоняющая; радуйся, лучами чудес всех просвещающая.Радуйся, слепых прозрение; радуйся, омраченных смыслом просвещение.Радуйся, славо Православия; радуйся, тихое пристанище ищущих спасения.Радуйся, Мати целомудрия; радуйся, покрове и ограждение девства.Радуйся, Еюже ликовствует все множество верных; радуйся, Еяже ради рыдает демонское полчище.Радуйся, всех христиан вожделенная Помощнице; радуйся, всех скорбящих Радосте.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 4

Бурю смятений и крамолы врагами воздвигнутую в стране нашей утолити тщася блаженный Ермоген, списатель чудес Твоея, Богомати, иконы, слезно пред нею моляшеся и, видев, яко воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася, верою укрепляемый до конца живота своего, вопияше Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше православнии воини откровенную преподобным Сергием святителю Арсению тайну, яко предстательством Богоматере суд об Отечестве нашем преложен на милость, икону Богоматерню, яко знамя победное, приимше, исхитиша матерь градов русских из рук супостат и возопиша Заступнице христиан:Радуйся, Мати Бога Вышняго; радуйся, яко за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего.Радуйся, яко всем твориши спастися в державный Твой покров прибегающим; радуйся, Заступнице всех сущих в скорбех и болезнех.Радуйся, всем молящимся сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом полезная дарующая; радуйся, избавление зол всем, невозвратно надежду имущим на Тя.Радуйся, тихое и доброе пристанище; радуйся, скорая Помощнице.Радуйся, готовый и теплый покрове спасения; радуйся, источающая нам неоскудныя милости.Радуйся, предваряющая на помощь; радуйся, избавляющая от всех бед.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 5

Боготечная звезда явися Твоя, Богомати, икона, всю страну Российскую обтекающая, лучами чудес Твоих осиявающая всех блуждающих по морю страстнаго жития, мрак печалей и мглу всяких недуг и скорбей прогоняющая и наставляющая на путь спасения с верою к Тебе притекающих и вопиющих к Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видев царь Петр, яко от святыя иконы Богоматерни благодатию Божиею содеваются многая чудеса, приемлет ю в путеводительницу воинству своему и в день брани на свеев в щит и покров и, победив до конца врага помощию Богоматере, тем камень совершенный во основание новаго царствующего града положи, икону же Твою чудную, яко освящение, яко щит и ограждение, в сердце града постави. Сего ради вопием Пречистей:Радуйся, жилище и доме Христа Бога нашего; радуйся, вместилище неизреченныя Его славы.Радуйся, граде одушевленный, присно царствующий; радуйся, палато преукрашенная.Радуйся, Радосте градов и весей; радуйся, непобедимое христиан в бедах хранилище и предградие.Радуйся, Церкве Православныя похвало; радуйся, Русской земли утверждение.Радуйся, христолюбиваго воинства Помощнице; радуйся, врагов одоление.Радуйся, от бед избавление; радуйся, Матерними Твоими щедротами всех посещающая.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 6

Предстояще пред пречистым Твоим образом архиереев сословие и вси людие, монаси и мирстии, проповедуют, Госпоже Богородительнице, великия Твоя милости, яко грады ограждаеши, обители покрываеши, веси защищаеши, и, ведуще Тя воистину Помощницу сильну и непобедиму, со слезами приносят Ти молитвы, да простреши к Сыну Твоему Богоноснеи руце за люди Твоя, во еже избавити нас от всех бед и напастей, да благодарне вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши просвещение истинное и отгнавши древле лесть агарянскую в новопросвещенней стране Казанской, ныне во всех градех российских светиши светом чудес и милостей: притекающии бо с верою ко Твоей иконе цельбоносней скорбей избавление, недугов исцеление и радости всякия исполнения приемлют, вопиюще Тебе усердно:Радуйся, неистощимый источниче святыни; радуйся, многотекущая реко Божественныя благодати.Радуйся, грешных с Богом примирение; радуйся, грехов наших очищение.Радуйся, благочестия Наставнице; радуйся, в добрых делех утверждение и помоще.Радуйся, добрыя обеты приемлющая; радуйся, благим намерением способствующая.Радуйся, злая начинания разрушающая; радуйся, вражия козни расторгающая.Радуйся, скорая человеком Помощнице; радуйся, милость сугубо нам подающая.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 7

Хотящу народу православному исповедати милости Преблагословенныя Царицы Неба и земли и по силе благодарственная принести о избавлении его от нашествия иноплеменных, дивному храму, созданному в честь пречудныя иконы, победная в дар принесе, да вси памятующе милость Богоматере, спасшия град сей и страну, выну воспевают Богу благодарными усты: Аллилуиа.

Икос 7

Стольному граду России святая икона Твоя, Богомати, воистину явися благая Одигитрия, якоже древле Цареграду: к Тебе бо прибегают людие, помощи Твоея на начало пути и дел своих просяще и благодарственная приносяще моления пред пречистою иконою Твоею за избавление от скорбей и напастей, Тебе Помощницу и Заступницу крепкую ведают. Темже благодарственно вопием Ти:Радуйся, Российския страны покрове; радуйся, Православия в ней ограждение и утверждение.Радуйся, несокрушимый щите воинов наших; радуйся, броне их неуязвимая.Радуйся, козни врагов обличающая; радуйся, яко паучину их растерзающая.Радуйся, нечестия обличение; радуйся, крамолы разрушение.Радуйся, юных от заблуждений исправление; радуйся, старцев утешение.Радуйся, душевредных учений низложение; радуйся, душеполезных знаний дарование.Радуйся, Заступнице усердная рода христианского.

Кондак 8

Странно и сумнительно неверующим слышати, како от иконы Твоея токи благодати истекают, воня животная благоухает; мы же, верующе слову, реченному Тобой, Владычице, к первонаписанней иконе: «С тобой Моя благодать и сила», уповаем, яко и с сею иконою благодать Твоя выну; темже благоговейно предстояще лобызаем ю, поклоняемся ей, яко Тебе Самей сущей, честь бо иконы на первообразное восходит, и Твоя благодать сею иконою знамения и чудеса содевает всем с верою притекающим к Тебе и вопиющим Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бывши горе, к Небесным взята, и земных не оставляеши, Богомати, священным Твоим предстательством: имаши бо Матернее дерзновение ко Христу Богу нашему. Темже утверди в мире глубоце православных житие и вся полезная всегда даруй рабом Твоим, да величающе воспеваем Ти:Радуйся, Невместимаго вместилище; радуйся, осененная силою Вышняго.Радуйся, прозябшая Клас Небесный; радуйся, мир весь душепагубнаго глада избавльшая.Радуйся, выну ходатайствующая за род наш; радуйся, яко много может молитва Твоя пред Сыном Твоим и Богом.Радуйся, всех нас при Кресте Сына Твоего усыновившая; радуйся, всегда Матернюю любовь к нам являющая.Радуйся, Ходатаице вечных благ; радуйся, и во временней жизни полезная нам подающая.Радуйся, известное прибежище наше во всех скорбных обстояниих; радуйся, несомненное утешение в печалех.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 9

Всякаго естества ангельскаго превышшая явилася еси, Пресвятая Дево: Бога бо зачала еси плотию, Невместимаго всеми вместила еси во утробе Твоей,

на руках носила еси Носящаго весь мир дланию; темже, яко Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим величающе Тя, вопием о Тебе Богу: Аллилуиа.Икос 9Вития многовещанныя, яко рыбы безгласныя, видим о Тебе, Богородице: недоумеет бо всяк язык благохвалити Тя по достоянию, изумевает ум пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, приими и от нас архангельский глас, Тебе вопиющих:Радуйся, Благодатная; радуйся, яко Господь с Тобою.Радуйся, Благословенная в женах; радуйся, обретшая благодать у Бога.Радуйся, родившая Спасителя миру; радуйся, Мати Сына Божия.Радуйся, Родительнице Вечнаго Царя; радуйся, израстившая нам плод живота.Радуйся, освященная Духом Святым; радуйся, осененная Силою Всевышняго.Радуйся, верная Рабо Господня; радуйся, яко Тя блажат вси роди.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 10

Спасти хотящи многия от находящих зол, скорбей и болезней, чудную икону Твою, Богомати, даровала еси, еяже ради слепии прозирают, хромии ходят, разслабленнии возстают, беснующиися исцеляются, земли плодоносие подается, людие от смертоносныя язвы избавляются, грады и домы от огня спасаются; темже прославляюще Бога, дающаго нам таковыя милости, вопием Ему усердно: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси, Богородице, стране Российстей, градом ограждение и слава, православному воинству на враги укрепление. Темже, благодаряще Тя, вопием:Радуйся, прославляющих Тя прославляющая; радуйся, не чтущих Тя посрамляющая.Радуйся, врагов устрашение; радуйся, от нашествия иноплеменных избавление.Радуйся, воинов крепосте; радуйся, в дни брани забрало и ограждение.Радуйся, в дни мира живоносный саде, увеселяющий сердца верных; радуйся, оружие, егоже трепещут демони.Радуйся, спасительный елей, умащающий греховныя раны кающихся; радуйся, теплое наше упование.Радуйся, несумненная наша Надеждо; радуйся, тихое и доброе пристанище.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 11

Пение хвалебное и благодарственное приносят Тебе, Владычице, припадающе ко иконе Твоей и любезно лобызающе ю, дев лицы, под державным покровом Твоим тихое и мирное иноческое житие провождающии, и, возложивше на Тя все упование, радостно вопиют Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Яко светоприемную свещу, зрим Твою честную икону, Пресвятая Владычице: та бо невещественный огнь благодати Твоея восприимши, и в подобиих ея новы возжигает светильники, причастны тояжде силы благодатныя, и озаряет чудесы, наставляющи на путь спасения всех вопиющих Ти сице:Радуйся, Невесто Неневестная; радуйся, Богоизбранная Отроковице, Мати Дево.Радуйся, добрая Наставнице непорочнаго девства; радуйся, Хранительнице ревнующих о чистоте.Радуйся, жен похвало; радуйся, дев величание.Радуйся, вдов заступление; радуйся, сирот призрение.Радуйся, нищих Питательнице; радуйся, нагих одеяние.Радуйся, печальных утешение; радуйся, скорбящих веселие.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 12

Благодать дати восхотевши почитающим Тя с любовию, Богородительнице, присущую Ти силу благодатную оставила еси во святых Твоих иконах, ибо Божественная благодать, тем иконам спребывающи, знамения и чудеса выну содевает и душевных и телесных недуг исцеление всем, с верою приходящим, подает Твоими Богоматерними непрестанными к Богу молитвами о вопиющих Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще Твоя чудеса, бывшая в древняя и настоящая времена, хвалим Тя, яко Живоносный Источник благодати, яко неистощимую реку чудес, яко бездну милости и щедрот, и все упование по Бозе возлагающе на Тя и в сей и в будущей жизни, прославляюще Тя, вопием:Радуйся, христиан непостыдное упование; радуйся, верных спасительное прибежище.Радуйся, ненадежных надеяние; радуйся, отчаянных спасение.Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, росо, оживляющая души.Радуйся, болезней врачевство скорое и безмездное; радуйся, от всех бед быстрое избавление.Радуйся, Утешительнице во всякой скорби; радуйся, из глубины погибели спасающая.Радуйся, отрадо в день смерти; радуйся, единая Надеждо и по смерти.Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 13

О Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, приими ныне малое сие моление и, величия ради благости Твоея и бездны щедрот Твоих, не помяни множества грехов наших, но исполни во благих прошения наша, подавающи телу здравие, души спасение, избавляющи от всякия нужды и печали и Царствия Небеснаго наследники сотворяющи всех верно вопиющих Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангел предстатель…» и 1-й кондак «Избранней от всех родов…».

Икос1Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице: «Радуйся», егда Бог Слово воплощашеся во утробе Ея; и мы, грешнии, прославляюще явление чудныя Ея иконы и Божественнаго Младенца Спаса Христа, со умилением вопием Благодатней:Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся, Мати Божия.Радуйся, Царице Небесе и земли; радуйся, светлое Церкве Небесныя и земныя украшение.Радуйся, Ангелы чтимая; радуйся, певаемая от Серафим.Радуйся, светлое пророческое сбытие; радуйся, апостолов похвало.Радуйся, мученическое исповедание; радуйся, преподобных венче.Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование.

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Кондак 1Избранней от всех родов Заступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покрывающей страну нашу православную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о явлении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех притекающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти:

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Самый знаменитый Казанский храм построен в первой половине XVIII века при царе Михаиле Федоровиче Романове. Собор много раз перестраивали, но он всегда оставался одним из самых главных храмов Москвы. Здесь хранился чудотворный список Казанской иконы, который перед этим помог народному ополчению во главе с Мининым и Пожарским изгнать поляков из Кремля.

В 1812 году наполеоновские солдаты осквернили церковь, втащив в алтарь мертвую лошадь.

В сентябре 1918 года из храма украли чудотворную икону Казанской Божией Матери. В конце 20-х годов прошлого столетия собор отреставрировали на деньги прихожан. В 1936 году большевики уничтожили церковь, какое-то время на ее месте был общественный туалет.

В 1990-1993 годах Казанский собор отстроили заново по сохранившимся фотографиям и рисункам. Главная святыня — чтимая икона Казанской Божией Матери.

Адрес храма: Москва, ул. Никольская, 3

Казанский собор в Петербурге

Один из символов Петербурга начали строить 27 августа 1801 года в присутствии императора Александра I.Через 10 лет готовый храм освятил митрополит Петербургский Амвросий.

Казанский собор стал памятником победы русского народа в войне 1812 года. В 1812 году здесь выставили военные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же похоронили фельдмаршала М. И. Кутузова. В Казанском соборе отпевали Петра Ильича Чайковского.

В 1932 году храм закрыли, чуть позжже здесь открылся музей религии и атеизма. Верующие смогли совершить литургию в соборе лишь в 1991 году.

Главная святыня собора — чудотворная икона Казанской Пресвятой Богородицы.

Адрес храма: Санкт-Петербург, Казанская пл., 2

Казанская церковь в Коломенском

Храм построен в первой половине XVII века. Церковь была расписана лишь в начале ХХ века. В советские годы храм был закрыт лишь во время Великой Отечественной войны в 1941 и 42 году.

Главная святыня — икона Божией Матери Державная. Она явилась 15 марта 1917 года в подвале Вознесенского храма в Коломенском в день отречения от престола Николая II. В советские годы икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году образ передали в Казанскую Церковь в Коломенском.

В храме также есть список с чудотворной иконы Казанской Божией Матери.

Адрес храма: Москва, просп. Андропова, 39, строение 9

Казанская церковь в Иркутске

Храм строился 9 лет и был освящен в 1892 году. В возведении Казанской церкви участвовали многие состоятельные прихожане, жертвовавшие деньги, иконы, священные сосуды и книги, шитые золотом покровы и облачение для священников. Храм закрыли в 1936 году. Здесь находились склад базы книготорга, курсы киномехаников, завод «Сибирский сувенир».

В конце прошлого века святыню вернули верующим. Сейчас это главный храм Иркутской и Ангарской митрополии.

Адрес храма: Иркутск, улица Баррикад, 34/1

Казанская церковь в селе Казанское

Храм построен в середине ХIХ века. По преданию, жителям села в 1812 году явилась икона Казанской Божией Матери и помогла местному ополчению воевать с отрядами наполеоновских солдат. По другой версии церковь начали возводить после благословения святителя Филарета (Дроздова), котооый побывал здесь и подарил местным жителям икону.

Храм возводили с 1859 по 1863 год. В советские годы церковь не закрывалась, и в ней находились святыни из соседних закрытых храмов.

Адрес храма: Московская обл., Павлово-Посадский р-н, Казанское с.

Казанская церковь в Казанском монастыре

Это место, где икона Казанской Божией Матери явилась в 1579 году девочке по имени Матрона. Почти сразу был заложен Богородицкий женский монастырь, первой инокиней в котором и была главная свидетельница чуда. Ополчение Минина и Пожарского в 1612 году взяло в поход на Москву ту самую Казанскую икону, а затем вернуло ее обратно в обитель.

В годы советской власти монастырь был закрыт. Восстановление святыни началось в 1994 году, а сама обитель с 2005 года стала мужской. В наши дни начали заново строить храм в честь Казанской иконы Божией Матери. 21 июля 2016 года Патриарх Кирилл освятил место для нового храма

Адрес храма: Казань, ул. Большая Красная, 5.

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

В селе Ярополец Московской области находится один из самых известных заброшенных храмов Казанской иконы Божией Матери.

До революции 1917 года здесь находилась усадьба графов Чернышевых. 

В 1780 году начали строить большой каменный храм, в котором предполагалось разместить фамильную усыпальницу. С самого начала храм преследовали неудачи — сперва умер глава рода, генерал –фельдмаршал Чернышев, затем обвалилась кровля почти построенной церкви. Недостроенный храм пришлось восстанавливать и приглашать нового архитектора -Карла Ивановича Бланка. Наконец, в 1797 году здание освятили, но его внутренняя отделка не была завершена.

В 1830 году святыня горела. Лишь в конце XIX века в храме появились иконы, но не на дереве, а на холстах. Они скорее напоминали картины.

Очень необычна форма этого здания. Храм состоит из двух симметричных «церквей»- приделов, вытянутых по горизонтали. Над центральным входом в здание можно увидеть символ «Всевидящего ока» – глаз в треугольнике. Непривычный вид святыни в сочетании с таким символом настораживал людей. Пошли слухи о том, что на самом деле это «масонский храм».

Церковь Казанской иконы Божией Матери сильно пострадала в годы гонений. Ее несколько раз грабили. Во время Великой Отечественной войны в западную часть храма попал снаряд. 

После войны святыню вернули верующим, но в 1966 году умер священник, служивший здесь. Церковь превратилась в дом культуры, в 70-е годы ее попытались отреставрировать, но денег было мало, работы остановились, а храм еще раз ограбили.

В 2006 году святыня была в ужасном состоянии «Протекает крыша, отчего вода размывает лепнину в интерьере. Обвалился угол портика на главном фасаде, грозят падением колонны. Замечательное произведение архитектуры погибает на глазах». Недавно храм передали Русской Православной Церкви, которая занялась его восстановлением.

Читайте также другие материалы о Казанской иконе Божьей матери и Дне народного единства здесь

Фото на заставке: Франк Уитсон Феттер (США). Казанско-Богородицкий женский монастырь в 1930 году. 

foma.ru


Смотрите также