Всеми любимый летний народный праздник Иван Купала, берет свои истоки из язычества. Считается, что происхождением праздника Ивана Купала мы обязаны восточным и западным славянам. По старинной традиции, как и в наши дни, праздник Ивана Купалы отмечает практически вся Европа, включая Россию (на старорусском: Колосок, Кресъ, Купала), Белоруссию (Купалье, Иван Ведьмацкий, Иван Колдунский, Праздник Солнца и любви), Украину (Солнцекрес, Первый покос, Варфоломий и Варвара, Иван травник), Прибалтику (Праздник Росы – лит., День Яна, День Водицы, День Духов – болг.) и т.д., даже, несмотря на то, что праздник происходит из язычества. Хотя в настоящее время во многих странах праздник Ивана Купалы является как церковным праздником, так и общенациональным. В старину, еще до прихода христианства, люди, праздник Ивана Купалы связывали с летним солнцестоянием, который по старому стилю календаря приходился на 20-21 июня. С принятием христианства, люди не отвергли праздник Ивана Купалы, а наоборот приурочили этот день, ко дню Иоанна Крестителя, который по старому стилю приходится на 24 июня. Но по новому стилю календаря, день Иоанна Крестителя приходится на 7-ое июля. Претерпев изменения через много лет, праздник Ивана Купалы потерял свое истинное астрономическое время, которое приходится изначально на летнее солнцестояние. Само происхождение праздника Ивана Купала неизвестно до сих пор, известно, что праздник имеет народное происхождение. Предположительно, Иван Купала произошел из языческих ритуалов очищения, омовения, которое происходило в реках и озерах в день летнего солнцестояния. Позже, с приходом христианства, празднование Ивана Купалы, символизировали с днем Иоанна Крестителя (в переводе с греческого, как погружатель, купатель) – христианским обрядом крещения.
В ночь на Ивана Купалы, в старину люди проводили много разнообразных обрядов и ритуалов. Купальская ночь и по сей день является одной из самых «сильных» ночей, которая наполнена целебными и магическими свойствами. Основными силами в эту ночь являются: вода, огонь и травы. Также в ночь на Ивана Купалу было распространено гадание с венками.
В старину, люди считали, что начиная со дня Ивана Купалы, до Ильина дня, вся нечисть покидала воды озер, рек и водоемов, поэтому купаться разрешалось именно в этот промежуток времени. Самый главный обычай на Купальскую ночь это обязательное купание в воде. Кроме того, в эту ночь именно вода считалась целебной и обладала магической силой, которая помогала очиститься от всякого зла, исцелиться и приобрести хорошее здоровье. Если рядом с деревней не было открытого водоема, то люди вытапливали бани, в которых от души парились и отмывались от нечисти, а Купальскими вениками пользовались в дальнейшем до следующего дня Ивана Купалы. Также очень популярным в древности было купание в святых источниках в ночь на Ивана Купалы. По народному поверью, именно в это время вода входит в священный союз с огнем, и это считалось огромной природной силой, символом которого стали купальские костры, которые, и по настоящее время разжигаются по берегам озер, рек и водоемов.
Огонь на Купальскую ночь, как и вода, также обладает большой магической силой. Костер, разведенный в ночь на Ивана Купалы, имеет очищающее свойство, а именно огонь обладает этими магическими силами. По старинной традиции костры разводились на берегах рек и озер, костры при этом, должны быть не маленькие. Люди водили хороводы, плясали, и конечно, самым любимым занятием молодых парней и девушек в Купальскую ночь – это перепрыгивание через огонь костра. Считалось, кто перепрыгнет выше и не заденет пламя, будет счастливым. Когда молодежь заканчивала свои гулянья с кострами, старшее поколение проводила свою домашнюю скотину между купальскими кострами, для того, чтобы их не постигла смерть и болезнь. Матери сжигали в кострах белье, сорочки и одежду, которая была снята с хворых детей, для того, чтобы более болезни не приставали к ребенку. По поверьям древних людей, в Купальскую ночь нельзя было спать, так как именно в эту ночь вся нечисть выходит из своих «темных» мест (лешие, русалки, оборотни, кикиморы, домовые, водяные и т.д.). Самые активные в эту ночь становятся ведьмы, которые могли и молоко у коровы украсть и урожай на полях испортить. И только Купальские костры в эту ночь, могли оберечь людей от всякой нечисти. Также очень популярно было поджигать деревянные колеса или смоляные бочки, которые впоследствии скатывали с горы или носили на длинных шестах, символизирую солнцеворот.
Обрядов связанные с собиранием трав и цветов на Ивана Купалы много, именно в эту ночь, травы и цветы наполняются магической, т.е. целебной и исцеляющей силой. Только собранные до рассвета на Купальную ночь травы и цветы могут иметь магическую силу. Травы и цветы собранные в Иванов день, клали под Купальную росу, затем высушивали их и хранил до необходимого случая. Такие высушенные травы использовались для окуривания помещения и больных людей, помогали бороться с нечистой силой, использовались в различных магических обрядах и просто бытовых нуждах. Но главный цветок на Ивана Купалу был и остается до сего времени Папоротник. По преданию именно с этим цветком, были связаны клады, которые можно было видеть, если в ночь на Ивана Купалу человек мог найти цветок папоротника, который цветет совсем недолго в Купальную ночь.
Одним из самых распространенных гаданий на Купальную ночь было и останется гадание при помощи венков, которые вились из лопуха, медвежьего ушка, богородской травы или ивана-да-марьи. В сплетенные венки из трав вставлялись зажженные маленькие лучинки или свечки, после чего, венки спускали на воду. Каждый внимательно следит за своим венком:
В Купальную ночь, ведьмы становились очень активные, и поэтому наносили очень много вреда людям, домашнему скоту, а также посевам на полях. Люди в ночь на Иванов день оберегали себя от ведьминых посягательств крапивой, которую раскладывали на пороге дома и на подоконниках.
Особенно были в эту ночь уязвимы лошади, за ними ведьмы охотились, для того, чтобы поехать на них на Лысую Гору, но которой лошади уже не возвращались живыми. Люди всегда запирали в Купальскую ночь своих лошадей.
В Купальную ночь, люди искали муравейники и собирали муравьиное масло, которое по преданию в эту ночь наделялось большими целительными свойствами.
Сорванный в ночь Купальную цветов иван-да-марья, необходимо было вложить во все углы своей избы, считалось, что вор никогда не залезет, так как будет слышать голоса в доме. По преданию цветок иван-да-марья, это брат и сестра, которые полюбили себя, и были наказаны за это и превращены в цветок. Брат с сестрой будут разговаривать, это и спугнет воров.
В ночь на Ивана Купалу считается, что деревья могут переходить с одного места на другое, разговаривать друг с другом шелестом листьев. Это относилось также и к траве и цветам. Даже животные по преданиям в эту ночь разговаривают между собой.
tradicii.com
День летнего солнцеворота (солнцестояния) — самый длинный в году, когда отмечается праздник Ивана Купала, вместе с тем привлекает зиму. Ведь ночи с этого момента становятся все длиннее. Этот день принадлежит Ярилу, древнему огненному богу славян. Языческих культов, прославляющих солнце, не счесть. Обожествлять светило – это не просто традиция или ритуал. Это нерушимое правило каждого, кто имеет смелость называться язычником.
У многих народов в этот день было принято приносить жертвы: травы, ветки, сухостой, ненужные вещи, оставшиеся с прошлого года. Все это собиралось в большие костры и сжигалось во славу солнца. Пришедшее на смену древнему многобожеству христианство привнесло в понимание дня Ивана Купала новый смысл. Его приурочили к чествованию Иоанна Крестителя (рождество Ивана Предтечи). Давайте вместе разберемся, что же это за день, почему его отмечают в солнцеворот и откуда пошла такая традиция.
Праздник Ивана Купала, это день торжества солнца, история которого начинается в далеком прошлом. Раньше он отмечался через несколько дней после летнего солнцестояния (солнцеворота) двадцать четвертого июня. Это не случайно, ведь он посвящен буйству, торжеству природы. В начале двадцатого века у славян появился григорианской календарь. Тогда все даты немного сместились, и нетрудно просчитать, какого дня Ивана Купала – теперь это седьмое июля.
В христианской традиции день седьмого июля тоже имеет сакральный, мистический смысл. Он называется Рождество Иоанна Предтечи, а установлен в честь появления на свет долгожданного младенца у престарелых родителей. Мальчишка, рожденный в этот день, впоследствии прославится. Он станет тем самым Иоанном Крестителем, совершающим ритуал очищения водой в реке Иордане. Именно он будет тем, кто окрестил Иисуса Назаретянина, Спасителя для всего человечества.
У многочисленных славянских народов бытуют самые разнообразные обычаи и традиции на Ивана Купала. Причем более важным событием зачастую оказывалась ночь накануне, когда и происходило все наиболее интересное, необычное и мистическое. В эту ночь жгли костры на берегах водоемов, чтобы отметить единство стихий. Молодые девушки и парни скакали через огонь, чтобы очиститься от скверны. Названия этого торжества разнообразны. Большинство из них так или иначе имеют отношение к язычеству, но в основном — эти обозначения имеют явный христианский «подтекст».
Отечественный филолог-славист, историк литературы и этнограф-исследователь Николай Гальковский еще в начале двадцатого века задавался вопросом о сути Ивана Купала. Он считал, что в современном варианте праздника тесно сплелись относительно новое христианство и древнее язычество. Однако многие более поздние специалисты с ним не согласны и считают, что не могло быть никаких дохристианских истоков. Ведь неизвестно ни его точное название, ни имя божества, которому этот день был посвящен. Неоязычники имеют на этот счет собственное мнение, называя «виновника торжества» Купалкой, Купайлой или просто Купом.
Если кратко, Иван Купала – собирательное христианско-народное название. В вольном переводе с греческого, а именно «в греках» мы получали основные знания, личное имя Креститель (βαπτιστής) будет звучать, как «погрузитель в воды», «купатель». Более того, православный термин kǫpati как раз и обозначает ритуальное, обрядовое омовение. Что же касается языческого бога Купала, то впервые о нем упоминает Густынская летопись в семнадцатом веке. Ученые считают, что это недоразумение, но достоверных данных нет. Скорее всего, докопаться до истины уже не получится.
Православная церковь, да и вообще все христианство, с особым осуждением относиться к разного рода языческим игрищам. Зажигание костров, массовые песни и пляски, странные обряды. Традиции и обычаи на Ивана Купала откровенно «попахивают» чем-то бесовским и сатанинским. Люди плетут венки, а потом в одних сорочках в исступлении носятся вокруг костров, перепрыгивая через огонь. На что это еще может быть похоже? Потому еще в седьмом веке нашей эры в канонах (правилах) Трулльского собора подобные действия называются нежелательными и даже запрещенными.
В две тысячи тринадцатом году произошло беспрецедентное событие для новой и новейшей истории. По требованию русской православной церкви, назначенные и уже организованные гуляния Ивана Купала и Нептунова дня были запрещены в Россошанском районе. Несмотря на то, что Конституция РФ, а именно статья 14.1 определяет государство, как светское, запрет был приведен в действие. Это возмутило общественность, люди все равно собрались на праздник, но большинство забавных костюмов пришлось оставить дома.
Константинопольский патриарх двенадцатого века Михаил III Анхиальский отдал приказание раз и навсегда покончить с языческими обрядами. Но искоренить обычаи славян ему так и не удалось. На Руси, несмотря на явное осуждение церкви, поселяне цепко держались за них, не желая утратить свои корни и связь с ними. Советский философ и российский духовный деятель отец-иеромонах Иов Гумеров говорит, что это напрямую связано с предрассудками и суевериями, свойственными малообразованным людям.
В христианстве было принято возносить молитвы за детей и внуков. Можно было просить у Крестителя облегчения болей, в особенности головных. Канун праздника Ивана Купалы, история и традиции которого дошли до наших дней, полон самыми разнообразными обрядовыми действиями. Они касаются воды и огня, трав и деревьев.
Обязательно было начинать празднование чистым, предварительно хорошенько вымывшись. В теплых регионах люди купались в реках, но ближе к северу для этого топили бани. Там пели обрядовые песни, а девушки гадали на суженого. Считается, что сохранить традиции в максимально приближенном к оригиналу виде удалось белорусам и украинцам. В начале двадцатого века они несколько изменились, но основа осталась нерушимой.
Они и сейчас ставят в центре большого купальского костра высокий шест, на верхушке которого заранее крепится колесо или чучело, что уже давно не считается обязательным у подавляющей массы россиян. Однако суть Иванова дня сохранилась: выбирались суженые и проводились свадебные гуляния, люди прыгали через огонь, незамужние девицы плели большие венки – символ чистоты и невинности, а потом обменивались ими с парнями. Нужно было искупаться в росе и ждать рассвета. Спать этой ночью нельзя. По преданию, восходящее солнце на Купалу «играет», то есть переливается разными оттенками.
Были и запреты, преступить которые было непросто дурной приметой. После гуляний уже нельзя было петь веснянки, так как лето с этого дня шло на убыль. До этого дня ни в коем случае нельзя было есть ягоды, а главное – вишни. Поверья гласят, что после этого женщины теряют детей. Купаться в открытых водоемах до наступления Купальской ночи было нежелательно. Там якобы водятся водяные и русалки, что могут легко утащить на дно даже самого крепкого и здорового мужчину.
Как отмечали славяне солнечный праздник Ивана Купала в древности? В язычестве зачастую приносились жертвы. В качестве подношений использовались фрукты и овощи, что поспевали раньше других. В некоторых областях России было принято заваривать «обетную кашу». Для этого девушки за два дня до Купала толкли зерна ячменя, а потом варили их. Накануне праздника этой кашей кормили нуждающихся и нищих, прохожих и путешественников. Чаще всего девушки брали ячмень для угощения из собственных домашних запасов. Кроме этого, варили и другие обрядовые блюда.
Принято было пить хмельные напитки. Самым распространенным в древности было пиво. Позже появилось вино и водка. Все это употреблялось ендовами (большими деревянными черпаками) в честь праздника тоже в качестве жертвы богам.
С водой в этот день было связано множество обрядов, среди которых и массовое купание в озерах и реках. Считалось, что все бесовское после празднования покидает воды, а русалки и водяные уходят или прячутся. Потому можно было купаться, не опасаясь быть утопленным, до самого Ильина дня в конце июля.
Только в этот день влага могла «примириться» с огнем, потому кострища обычно разводились на берегах водоемов. Считалось, что воды приобретают магическую и целебную силу. Потому купаясь, было принято просить здоровья, счастья, благополучия, обильного урожая, крепкого потомства. Девушки гадали на купальских венках. Они ставили на них свечки и лучинки, а потом отпускали на волю течения. Если венок тонул, это было плохим знаком, если же плыл долго, то предвещал длинную и счастливую судьбу.
Краеугольным камнем купальской ночи были костры. Чаще всего их составляли из заранее собранного хвороста, ненужных вещей и одежды, обуви, разломанных деревянных предметов. Огонь нужно было добыть натуральным путем – при помощи обычного трения деревянной палочки о специальную подставку. Кремень и кресало тут не подходили, не говоря уже о спичках. Посередине кострища ставился большой шест, на котором крепилось колесо, как символ вселенского дерева. Оно должно было объединить все сферы мироздания. Костры разжигали с вечера, а потом поддерживали огонь до самого рассвета.
К моменту восхода солнца огни как раз должны были потухнуть и остаться только угли. С вечера у костра собирались все девки и замужние женщины. Не явившихся могли назвать ведьмами, потому чаще всего прогульщиц не было. После заката молодые парни, дети и девушки, держась за руки, прыгали через огонь. Этот обряд олицетворял очищение от всего нечистого, бесовского. Прогоняли через огонь скот для тех же целей. В некоторых регионах поджигали колёса и бочки. Их спускали с горок, что было символом солнцеворота. Можно было достать головни из купальских костров и размахивать ими. Тогда ни один колдун не мог повредить человеку.
Все это действо обязательно сопровождалось специальными ритуальными песнями. Разбираясь, что за праздник Иванов день, нельзя упускать это из виду. Многие фольклористы считают, что тематика и жанровая направленности купальских песен имеет слабую связь с исконной сутью действа. Но в этом можно усомниться, ведь мотивы их четко обращаются к любви, надежде, семье. Это были баллады, припевки, перебранки и хороводные запевы, которые не принято было петь в иное время.
Характерным предметом, который неотрывно связан с традициями Ивана Купала, был девичий венок. Трудно представить это гуляние без такого атрибута. Делать его каждая девушка должна была самостоятельно из луговых, степных или лесных (дикорастущих) растений. Он был еще одним символом солнцеворота на этом празднике жизни и буйства Матери – Природы.
Каждая травка, каждая веточка и каждый цветок добавляли собственные свойства в общий «букет». Нужно было при плетении специально не подбирать растения, а сосчитать их уже после праздника перед тем, как бросить в огонь или в воду. Если их набиралось двенадцать и больше видов, значит счастья обладательнице не миновать. Сквозь венки пролазили, цедили козье и коровье молоко, протаскивали еду, украшения и даже умывались. Это считалось хорошим знаком.
В некоторых регионах России, Украины, Сербии и Белоруссии было принято наряжать специальное Деревце. Для этого выбирались молодая березка, клен, дубок или верба. Она украшались лентами, венками, колокольчиками и цветами. Ее выносили на место игрищ, водили вокруг хороводы. Они пели, танцевали, а потом рубили и сжигали в огне, бросали в реку, канаву или озеро. После этого сразу сбегали, чтобы ни одна «ведьма не могла догнать».
Наиболее мистическим являлся обряд сбора цветов папоротника. По легенде, мифический цветок давал не только понимание языка животных, но и общее счастье для того, кто сохранит его до рассвета. Кроме всего, он указывал на места зарытых кладов и делал владельца ясновидящим (прозорливцем).
Колоссальное количество ритуалов и обрядов на Ивана Купала напрямую связано с лекарственными травами и вообще с растениями. Они применялись в качестве оберегов-защитников от темных сил, сглаза, наговора, клеветы, хищников и даже от неурожая или стихийного бедствия. Иван-да-марья была символом содружества воды и огня. Говорят, что в цветок обратились несчастные брат и сестра, которые по незнанию вступили в интимные отношения, за что и пострадали. Собирать растения могли все, но самыми «эффективными» считались те, что были принесены юными девушками, не достигшими половой зрелости, и стариками. Потому к ним было особое отношение, уважительное и трепетное.
История праздника Ивана Купала подразумевает большое количество мистических и таинственных событий. В этот день давалось полное раздолье нечистой силе. У наших предков не существовало «плохих» богов, потому чествовались русалки, лешие, водяные и домовые. Но человеку лучше было предварительно защитить себя и домашних от их происков.
Интересной особенностью празднования были так называемые бесчинства ритуального порядка. На Руси «под шумок» крали дрова, замазывали окна дегтем, забрасывали калитки и ворота на крыши жилищ, подпирали двери. Молодые люди могли закрыть дымоход, бросить улей в колодец, “перевязать” собаку от хаты на огород. Никто за подобные действия и не думал никого ругать или наказывать. Все это было в порядке вещей.
Тематика, ритуалы и обычаи праздника Ивана Купала во все века занимала творческие умы писателей и поэтов. Особо впечатлительные не могли обойти стороной таинственность и колдовство, что по преданиям творятся в эту ночь. Николай Гоголь, с детства наблюдал народные гуляния. Они его настолько впечатляли, что он написал рассказ «Вечер накануне Ивана Купала». Сергей Есенин тоже неоднократно обращался к этой теме в своем творчестве. Интересны приметы Купальской ночи.
Это далеко не все приметы, которые пророчат судьбу или помогают справиться с неприятностями, связанные с купальским праздником. Множество из них утрачено, другие же потихоньку стираются из народной памяти, но некоторые и сегодня остаются актуальными.
perstni.com
Летом мы редко заглядываем в календарь и не задумываемся, какой сегодня праздник. Ведь каждый теплый денечек – уже радость. Между тем, в июле есть почти официальный повод для гуляний - Ивана Купала. Стародавний праздник в славянской культуре имеет несколько названий: Иванов день, Купальская ночь, Ярило, Травник. Классики русской литературы - Гоголь и Есенин - описывали его в произведениях. И не зря этот день упоминают и воспевают великие люди. Древние традиции, посвященные природе, солнцу, любви, очаровывают, заинтересовывают, манят волшебством по сей день.
Наши пращуры чествовали летнее солнцестояние - 23-24 июня - рубеж, после которого ночь становится длиннее, зима ближе. День, с которого великое светило медленно, но теряет силы, на смену теплу незаметно подкрадываются холода. Торжество персонифицирует Купала. Одни источники называют его славянским богом плодородия, другие – фольклорным персонажем, возникшим по недоразумению летописцев.
В старину люди верили, что именно в этот день четыре стихии - вода, огонь, земля и воздух, а также растения, обладают необыкновенными очищающими и излечивающими свойствами.
Август – время «вкусных» религиозных праздников. Читайте про Медовый, яблочный и ореховый спас.
Но, вместе с тем, цикл купальских праздников считали и самым опасным периодом года. По поверьям, нечисть набирала силу, могла являться людям, шкодить и заманивать к себе. Особенно боялись ночи на Ивана Купала, в которую русалки, водяные, лесные духи, ведьмы обретали невиданную мощь.
Так было до крещения Руси. Клирики поступили мудро, они не искоренили полностью древние обычаи, а приурочили праздник к рождеству Иоанна Предтечи (7 июля). Образ святого ассоциируют с ритуальным купанием, очищением, омовением. Паства далеко не сразу осознала филигранную разницу между привычными устоями и церковными обрядами. Прошли века, смысл языческих верований забыт, но древние обычаи до сих пор практикуют в глубинке и весело возрождают в больших городах.
Особенное место в традициях на Ивана Купала принадлежит легендам о папоротнике. Ведь только раз в году, в ночь на Купайлицу, на непродолжительное время распускается необыкновенный цветок. Счастливчику, который, несмотря на трудности и ухищрения лесных духов, сумеет найти его и сорвать, повезет в любви и богатстве. Но мероприятие считали опасным: в дебрях, у каждой тропинки, камешка, деревца, ожидали встречи с ведьмой или лешим, потому на поиски цвета папоротника отправлялись лишь настоящие смельчаки.
Волшебство июльского праздника Ивана Купала завораживает чистотой и поэтичностью, но в нем есть и практические моменты. Например, люди верили, что в купальскую ночь растения приобретают магические свойства, потому в комнатах больных развешивали множество цветов, которые к утру должны были избавить человека от хвори. Целители до сих пор считают «правилом хорошего тона» пополнить запасы лечебных трав на год вперед именно в этот период. Знахари читают заговоры и молитвы Иоанну Крестителю, прося святого защитить от порчи, кровотечений, болезней головы.
Внимание, существует современная разгадка легенды, даже две.
Бытует мнение, что волшебные цветы путали с мерцанием светлячков. Жучки пугаются шороха шагов, и садятся они далеко не на все папоротники. Вот почему не каждый храбрец мог сорвать чудо. В соответствии с другой теорией, летом, когда жарко и душно, некоторые папоротники источают ядовитые запахи, вызывающие галлюцинации.
Другая красивая традиция связана с кострами. И в наше время в ночь на Ивана Купала разжигают очищающий огонь, вокруг которого танцуют, водят хороводы, в него кидают одежду больных людей, прыгают через него. Ловко и высоко перепрыгнешь - весь год будешь здоров и счастлив, а если зацепит пламя, то наоборот, будут сопутствовать неудачи. Пары, взявшись за руки, перескакивают огонь, чтобы в будущем им сопутствовали любовь и взаимопонимание. Хозяева скота проводят животных между кострами, чтобы те не болели и не умирали.
Народ верил, что в этот день водяные и русалки покидают пруды, реки, озера, а сама вода становится целебной. Потому люди купались, набирались жизненной энергии. Если же естественного водоема поблизости не было, то растапливали бани и парились в них.
Почивать в объятиях Морфея в купальскую ночь не принято, ведь русалки, лешие и другая нечистая сила на пике активности, потому им не трудно утащить за собой спящего. Порог дома обязательно закидывали колючей крапивой, препятствуя попаданию ведьмы в сени, а коней запирали в стойле, чтобы их не похитили для поездки на шабаш, откуда ни одна лошадь не возвращалась.
Вы скажите – сказка, мы согласимся. Но какая красивая!
Ворожба – занятие богопротивное, но захватывающее и молодежь, и даже людей степенных. Все хотят узнать судьбу, выяснить: исполнится ли желание, когда появится долгожданная любовь. В летний солнцеворот на вопросы отвечают высшие силы и сама природа.
Вы видели, как 7 июля в селах девушки плетут венки и пускают их по реке. А знаете, что обозначает сие действие? Символу круговорота в природе придают следующие значения:
Венки кидают и через костер. Женихи стараются схватить плетения любимых на лету, обретая таким способом новый статус – суженый. А из обладательниц венков, упавших в огонь, раньше выйдет замуж та, чей сгорит первым.
По обычаям, гадая на желание, кидают небольшой камушек в реку или таз с водой. После считают расходящиеся круги: четное количество – положительный ответ, нечетное – нежелательное развитие событий. Аналогично ворожат на кленовом листе. Важно только выбрать деревце именно этой породы. Подумайте о сокровенном и поднимите приглянувшийся листок. Четное количество острых углов символизирует исполнение желания, и наоборот.
Следующее простое гадание - на двух ромашках. Девушки обрывают стебли, а цветам дают имена (свое и возлюбленного), пускают их в реку. Плывущие рядом ромашки обещают паре совместное будущее, расходящиеся – к ссоре.
На исполнение желаний проще всего гадать по созревшему одуванчику: нужно сорвать цветок и подуть. Если вся белая шапка улетит, задуманное сбудется в скором времени, половина – результат позитивный, но не скорый, если же останется большая часть семян, увы, исход неблагоприятный.
В интересном гадании на Ивана Купала участвуют лошадки. Необходимо подумать о будущем, глядя на животное, а потом некоторое время проследить за его поведением:
Да, праздник Ивана Купала утратил былое значение и красоту. Но в деревнях и селах все еще следуют традициям: разжигают костры, прыгают через них, устраивают хороводы, пускают венки по воде.
Автор статьи: Elena Сайти
sitelena.ru
День Ивана Купалы — славянский народный праздник, известный как праздник летнего солнцестояния, праздник Солнца. Другие названия праздника — Иванов день, Купала, Ярилин день, Колосок, Праздник летнего солнцеворота, Иван-травник. Этот праздник отмечается 7 июля (24 июня по старому стилю). В календарном цикле день Ивана Купала симметричен Рождеству (Коляде).
История праздника берет свое начало еще в дохристианской Руси. После принятия христианства Иван Купала был приурочен к православному празднику — Дню Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи) — пророка, предсказавшего явление Иисуса Христа.
Особое значение имеет не столько сам праздник, сколько ночь накануне его. В эту ночь начинают происходить настоящие чудеса. Все пространство вокруг пронизывает волшебство и магия. В купальскую ночь наши предки забывали про сон. Они гуляли до рассвета, веселились, купались, водили хороводы, пели песни. Традиционно все обязательные мероприятия в этот день были связаны со стихией огня и воды, а также с природой и растениями. Разрешалось гадать, загадывать желания и даже оказывать знаки внимания противоположному полу.
Но так было не всегда. Изначально праздник Ивана Купалы отмечался в день летнего солнцестояния – 21 июня. Купальская ночь была одновременно и самой короткой ночью в году. Позже, с установлением христианства, празднование Иванова дня было соединено с днем Иоанна Предтечи – 24 июня. А после перехода к григорианскому календарю, праздник Ивана Купалы сместился на 7 июля (то есть 24 июня по старому стилю).
Считается, что этот праздник появился на стыке языческой и христианской культуры. Еще до крещения Руси у древних славян существовали ритуалы, тесно связанные с известными нам купальскими обрядами, например, ритуал омовения во время празднования летнего солнцестояния. Между тем считается, что название праздника — Иванов день, Иван Купала — происходит от имени Иоанна Крестителя (Иоанна Предтечи), имя которого с греческого языка переводится как «купатель».
Тем не менее слово «Купала», согласно большинству источников, происходит от «купание, омовение». Однако некоторые историки утверждают, что Купала это древнее языческое божество — бог плодов и полевых цветов.
Полностью искоренить языческие обычаи и традиции после принятия крещения на Руси было сложно. Поэтому языческий праздник был совмещен с христианским днем пророка Иоанна Предтечи. При этом обряды и ритуалы, проводимые в ночь на Ивана Купалу, определенно имеют языческое происхождение.
Праздник Ивана Купала успешно отмечается и по сей день — причем не только в России, но и по всей Европе. Но в каждой стране у этого праздника имеется свое название. В Белоруси его называют Купалле, Ладо, на Украине — Купайло, Сонцекрес, в Латвии — Лиго, в Литве — Расос и Йонинес.
Ночь на Ивана Купала славится своими разнообразными обрядами и массовыми народными гуляньями. Молодежи этот праздник позволял отвлечься от традиционного уклада жизни, повеселиться и похулиганить на славу.
Эта ночь считалась особенной, наполненной чудесами и волшебством. Природа оживала, вода и огонь наделялись магической силой, растения приобретали целебные свойства.
Купальская ночь — подходящее время для гаданий. Распространены были массовые купания, хороводы и пляски у костров, прыжки через костер, гадание на венках и многое другое. Желания, загаданные в эту ночь, обязательно должны исполниться.А самое главное, что по древнему преданию в ночь на Ивана Купала расцветает папоротник. До сих пор многие верят в это и пытаются отыскать в лесу заветный цветок. Согласно поверью, нашедший его обретет несметные богатства и все его желания будут исполнены. В реальной жизни папоротник никогда не цветет, так как он размножается спорами.
Вода в реках и водоемах в этот день становилась особенной, приобретала магические свойства, могла излечить тело человека от недугов.
Поэтому всякому человеку должно было искупаться до рассвета. Купания были и массовые, и единичные. Чем чаще человек купался за ночь — тем лучше. Если возможности окунуться в водоем не было, то топили баню и долго парились. Ритуальное купание помогало очиститься от грехов, дурных мыслей, от сглаза. Вода приобретала свойство лечить различные болезни. Целебной силой в купальскую ночь обладала даже роса. Ею обычно девушки умывали лицо, чтобы дольше сохранять молодость и красоту.
Купались как в обычных реках, так и в святых источниках.
Считалось, что в эту ночь силы воды и огня объединяются, являя собой всю мощь природы. Поэтому по берегам рек и озер разжигались купальские костры.
Огонь в ночь на Ивана Купала обладал очищающими свойствами. Вокруг костров водили хороводы, плясали, а молодые парни и девушки совершали прыжки через костер. Прыгать нужно было как можно выше, чтобы не задеть пламя — это сулило большое счастье. Влюбленные прыгали через костер вдвоем, чтобы их отношения были взаимными и крепкими.
В таких кострах жгли вещи, которые носили дети во время болезни. Так, в огне сгорали все хвори, и недуги больше не беспокоили детей.
Между кострами водили домашний скот, чтобы уберечь от кражи, болезни или падежа.
По поверьям, в эту ночь из всех потаенных уголков выбиралась наружу нечистая сила — домовые, водяные, русалки, лешие, кикиморы. Кроме того, активизировались ведьмы и начинали творить свои темные дела — воровать коней и коров, портить урожай на полях. Купальские костры призваны были защитить народ от нечисти, колдовства и ведьминских проделок.
В ночь на Ивана Купала девицы плели венки из разнообразных трав. Чаще всего в венок вплетали полынь, отпугивающую злых духов. Один венок был особым — его девушка плела на возлюбленного. Этот венок нужно было обязательно умудриться надеть на голову избранника, а вечером венок спускали на воду.
Гадание с помощью венков — еще одна распространенная купальская традиция. В венки вставляли небольшие свечки или лучинки и отправляли в плавание по воде. После этого нужно было внимательно наблюдать за венком.
Если он начинал быстро отплывать от берега — это означало, что жизнь у гадающего будет долгой и счастливой, а замужество — удачным.
Если венок уходил под воду — это сулило гадающему невзгоды. Для гадающей девушки это значило, что замуж она выйдет нескоро или муж разлюбит ее.
Счастливчиками считались те, чей венок заплывал дальше остальных. А лучинка на венке дольше всех горела у долгожителей.
Собранные на Ивана Купала травы считались целебными и обладали магической силой. В эту ночь травы собирали и сушили на весь год. Из растений изготавливали обереги для себя и для дома. Травы необходимо было успеть собрать до восхода солнца, иначе они теряли свою волшебную силу.
В купальскую ночь собирали цветок Иван-да-марья. Это растение необходимо было разложить во всех углах избы, чтобы никакой вор не смог туда проникнуть. Люди верили, что разбойник не сможет попасть в дом, потому что будет слышать доносящиеся оттуда голоса.
Главным растением этого праздника являлся цветущий папоротник, который все стремились отыскать, дабы обрести небывалое счастье, богатство и исполнение всех желаний. По преданию, папоротник расцветает ровно в полночь на Ивана Купала и цветет всего лишь несколько секунд.
Купальское деревце или купало, купайло, купайлица — один из известных атрибутов празднования Ивана Купала. Для его изготовления брали молодую березу, ель, вербу или клен. Дерево украшали венками, цветами и ленточками. После этого купальское деревце несли за пределы деревни или села и втыкали его в землю.
Вокруг купайлы водили хороводы, плясали, пели песни. Парни и девушки устраивали показательную борьбу за купайлу: парни нарочито пытались утащить его и поджечь, а девушки защищали деревце. По завершении обряда деревце топили в реке или сжигали.
Считалось, что ночь на Ивана Купала — единственная ночь в году, когда животные и растения могли говорить друг с другом, а деревья могли переходить с одного места на другое.
В эту ночь нельзя было ложиться спать. Люди верили, что праздник Ивана Купала — разгул для всякой нечистой силы и злых духов. Эта нечисть могла испортить скот, уничтожить посевы или навести беспорядок в доме.
7 июля принято было готовить на зиму веники для бани. Такие веники считались самыми лучшими и обладали целебной силой.
Чтобы защититься от нечисти и ведьминского зла, в деревнях люди раскладывали на пороге дома и под окнами крапиву.Существовало поверье, что в Иванов день ведьмы могли украсть лошадь, чтобы отправиться на шабаш. Поэтому лошадей в купальскую ночь всегда надежно запирали.
Букет из папоротника и чертополоха, собранных в купальскую ночь, принято было класть под подушку, чтобы во сне увидеть суженого.
В полночь на Ивана Купала девушка на выданье спрашивала имя у первого встречного человека мужского пола. Какое имя он назовет, так и будут звать ее мужа.
Чтобы погадать на возлюбленного, девушки бросали в блюдо с водой два цветка без стеблей. Если цветки разошлись в разные стороны — значит влюбленным не суждено быть вместе. Если цветки «прижались» друг к другу — у девушки с парнем будет крепкий счастливый союз.Молодые девицы отрывали листья папоротника и привязывали к каждому листку по одной нитке разных цветов. Каждая нитка олицетворяла образ юноши, который годился девушке в женихи. Все листики собирали и опускали под воду на реке или озере. После чего девушка резко одергивала руку. Какой листик всплывал первым — тот и указывал на ее суженого.
Глядя на лошадь, нужно было загадать желание и внимательно наблюдать за ней. Если лошадь левым копытом ударит, то желание сбудется, если правым — желание исполнится, но не сразу. Если лошадь заржет — это к счастью, если опустит голову — к огорчениям в сердечных делах.
День Ивана Купала — особенный праздник с многовековой историей. К счастью, он нисколько не утратил своей актуальности. И по сей день народ отмечает этот праздник и следует купальским обычаям и традициям.
Бесплатная консультация астролога, гадалки или экстрасенса после регистрации
Сейчас мы перенаправим вас на сайт и сможете авторизоваться или восстановить пароль
Для нас очень важно помочь вам. Пожалуйста, позвоните нам по номеру 8 800 100 07 81 или напишите на [email protected]
Подождите, идет обработка данных
Сейчас мы перенаправим вас на страницу бесплатной консультации
Поделиться:
Нет комментариев
potustoronnee.com