Автор: Владимир Мананников
Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.
После завершения Успенского поста и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.
То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.
Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.
Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.
Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.
В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.
Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый».
К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.
Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.
Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.
Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.
Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили обереги. Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.
Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.
Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.
Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.
В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.
По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.
Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?
Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.
Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.
Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.
Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.
Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.
Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.
dobro.pw
По православному Церковному календарю Ореховый Спас отмечают 29 августа. Это третий Спас после медового и яблочного вариантов праздника, которые также приходятся на последний летний месяц. Другие название Орехового Спаса – Хлебный Спас.
Христиане отмечают событие в самом конце лета, 29 августа. Кроме уже двух упомянутых названий, праздник в некоторых регионах называется также Спас на холсте. Что касается православного и церковного названия этого дня, то в календаре он записан как Нерукотворный Спас.
Из истории праздника
Ореховый Спас: история праздника и традиции уходят своими корнями в далекое прошлое. Нерукотворным этот праздник называется по той причине, что когда Иисус Христоc умывался, то вытер свой лик полотенцем. На этом полотенце отпечаталось его лицо. Нерукотворный Образ Христа является символом этого дня. Образ не был создан руками человеческими – его создал сам Бог.
Именно из-за этой библейской истории, связанной с полотенцем, на Ореховый Спас традиционно в народе ходили освящать натуральные ткани. В старину женщины сами делали эти ткани, затем освящали их в церкви и шили одежды для всей семьи. Народное название Ореховый Спас получил из-за того, что в это время года в деревнях уже собирали урожай орехов. Их также было принято освящать в церкви – традиция сохраняется во многих регионах до сих пор.
Традиции на Ореховый Спас
Ореховый Спас: история праздника и традиции, фото праздничного дня в церкви показывают, что сейчас до сих пор популярен образ сбора орехов к этому дню и освящения их в церкви. Раньше с этим праздником уже заканчивалась уборочная, практически была собрана пшеница. Именно в этот день пекли хлеб из пшеницы нового урожая. Отсюда и еще одно название праздничного церковного дня – Хлебный Спас. Интересно! Среди основных сельских традиций, которые можно выделить на этот праздник, сохранились обычаи чистки колодца, святых источников, освящение новых колодцев. В этот день было принято пить чистую водицу из нового источника.
Народные приметы этого дня
На Руси на каждый Спас было много примет и обычаев, которые люди старались соблюдать. Говорили, что если летом собрано много орешков, то в следующем году зерновые культуры отлично уродятся. 29 августа в Ореховый Спас именно ветки орехового дерева обладали силой целительной и волшебной. Если такая возможность имеется, то можно сделать из этой древесины какой-то сувенир и для себя, и в качестве презента. Интересно! Веник, собранный в этот праздник из веточек ореха, выгонял из дома болезни.
Также говорили, что 29 августа уже отлетают на юг птицы. Журавли, по крайней мере, к этому Спасу уже полностью улетали зимовать в теплые края.
Обязательно на Третий Спас нужно купить какую-то вещь, маленький сувенир. Если этого не сделать, то в народе считали, что весь год пройдет при плохом и нестабильном финансовом положении. Обязательно нужно сходить в церковь.
Обычно на Ореховый Спас заготавливаются банные веники, конечно, именно те, что делаются из орешника. Такие веники могут прогнать болезни и укрепить силы человека. Принято на третий Спас печь хлеб, но уже из урожая зерна этого года. Отлично, если в хлеб будут добавлены орехи.
Интересно! Раньше первый каравай, испеченный из муки нового помола, относили в церковь на освящение. В определенных областях страны этот обряд существует до сих пор. Кусочек хлеба потом оборачивают в чистую ткань и кладут за иконы, чтобы приманить благополучие для семьи, чтобы в течение года в доме всегда был хлеб.
Народные поговорки на Ореховый Спас
На третий Спас приходится последний отлет ласточек.
Если журавли отлетают только к третьему Спасу, значит, на Покров на дворе будет мороз.
Ореховый Спас: история праздника и традиции, как видно, существуют уже много веков и передают из поколения в поколение. Это красивый церковный праздник, имеющий глубокие народные корни. Три Спаса в августе люди почитали всегда, и приятно, что эта традиция сохранилась и в наше время.
По материалам открытых источников
STSL.Ru
www.stsl.ru
Ореховый Спас отмечается 29 августа (16 августа по старому стилю) каждого года. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. В Ореховый спас в храмах почитают перенесение Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь, и начало сбора орехов.
Крестьяне на ореховый спас озимую рожь, а горожане начинали торговать полотнами и холстами.
Ореховому Спасу предшествует двухнедельный Успенский пост (с 14 по 27 августа) и праздник Успения Пресвятой Богородицы, с которым связывали окончание жатвы хлебов.
Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.
Другие названия праздника в народе: Третий Спас, Хлебный Спас, Спас на холстах, Холщовый Спас, Малый спас, Посевы.
Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.
И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.
Затем образ Иисуса Христа похитили мусульмане, и только через 9 столетий византийский император Михаил III смог его выкупить. 2
9 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого праздник. Его то и отмечают православные христиане 29 августа, называя Холщевым (Ореховым) Спасом.
Что светят в церкви на Ореховый спас
Главные традиции в этот день — богослужения; освящение орехов, хлеба, фруктов, меда; приготовление пирогов из муки нового урожая, настоек из орехов; сбор орехов; торговля холстами и полотнами.
На Ореховый Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.
После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху – рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.
Еще одно народное название Орехового спаса – Холщовый (Спас на холсте) – было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.
В этот день делали из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.
Молодые девушки гадали по орехам и узнавали свою судьбу на год вперед. Первый сорванный орех надо было обязательно съесть и по его вкусу определить что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви, горький орех — любимый будет изменять, если орех недоспел — жди важное известие, а если гнилой оказался — быть беде.
В этот день принято освящать воду и чистить колодцы. Считалось, что вода из подземных источников в это время целебная.
boooh.ru
Ежегодно в августе принято отмечать Спасы — народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, Третьем Спасе, вы и сегодня сможете встретить этот день по старым заветам наших предков.
Конечно, некоторые традиции и приметы могут устаревать. Но большинство из них спустя столетия остаются все также правдивы и полезны. И в наши дни можно отметить народный праздник Орехового Спаса так, как это делали раньше в деревнях и селах, привлекая в дом уют, изобилие и благополучие.
Спасы или Спасовки — это народные торжества, завершающие лето. Они связаны с церковными праздниками, посвященными Христу, отсюда и их общее название: «Спас» — от слова «Спаситель».
Всего в августе принято отмечать три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Таким образом Ореховый Спас отказывается в этой тройке последним — его отмечают 29 августа. За что он и носит название Третий. Но есть и другие наименования этого замечательного народного праздника.
Орехи — это то блюдо, которым было принято отмечать этот день. На Медовый Спас ели мед, на Яблочный — угощались блюдами из яблок. Также и на Ореховый (или Орешный) Спас старались потчевать домочадцев и гостей угощениями, принятыми именно в эту дату. И если первые два Спаса были праздничными днями, то Третий считался полупраздничным. Так что орешки в этот день приветствуются и сегодня.
В конце августа принято было в первый раз выпекать хлеб из нового урожая — собранного только в этом году: Третий Спас хлеба припас, так говорили в народе. В этот день обязательно нужно поесть свежего хлеба. И молитвой поблагодарить Небеса за хлеб на столе.
Это еще одно название Орехового Спаса. Звали его также Спас на холстах, Спас на полотне, Полотняный Спас — потому что с этого времени было принято устраивать торги, на которых выставляли домотканые холстины.
Наконец, Холодный, Осенний Спас — связан был с календарным циклом народа. Лето заканчивалось, а значит, наступала пора осени. В это время наблюдали за перелетом птиц: начинаясь, он возвещал осень.
Помните о народных праздниках и приметах на Ореховый Спас; некоторые из них способны предупредить о беде, а другие — принести в дом деньги. Желаем вам благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и
В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...
Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы ...
Яблочный Спас связан с огромным количеством примет, обрядов и обычаев. Церковные и народные традиции этого ...
Успенский пост начинается с Медового Спаса. Чудесное торжество вместило в себя как христианские, так и ...
dailyhoro.ru