Международный день грамотности (International Literacy Day) — один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», состоявшейся в Тегеране в сентябре 1965 года. 8 сентября — день торжественного открытия этой конференции.
Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ. Грамотность — истинный праздник для человечества, которое достигло впечатляющего прогресса в этой области, доведя количество грамотных людей в мире до четырех миллиардов. Однако, грамотность для всех — детей, молодежи и взрослых — еще не до конца достигнутая цель.
В этот день проводят встречи с писателями, издателями и журналистами, выступления различных творческих коллективов, конференции, круглые столы. Дни грамотности проводятся в библиотеках, а в школах проходят приуроченные к Международному дню распространения грамотности викторины и олимпиады по русскому языку.
www.apkpro.ru
8 сентября весь мир отмечает Международный день грамотности.
Праздник был учрежден ЮНЕСКО по рекомендации Всемирного конгресса министров просвещения по вопросам ликвидации неграмотности, открытие которого состоялось в Тегеране 8 сентября 1965 года. Каждый год Международный день грамотности проходит под разными девизами. Например, в 2016 году, когда отмечалась 50-я годовщина Международного дня грамотности, девиз звучал так: «Читая прошлое, пишем будущее». В штаб-квартире ЮНЕСКО подчеркивали, что грамотность – основа для построения более устойчивого будущего для всех людей. А пять лет назад, в 2013 году, праздник проходил под лозунгом «Грамотность для XXI века».
В 2018 году девиз Международного дня грамотности – «Грамотность и развитие навыков», сообщает официальный сайт ЮНЕСКО. Как обычно, главные праздничные мероприятия проходят в Париже. Международная конференция на тему «Грамотность и развитие навыков» изучит пути установления эффективных связей между грамотностью и техническими и профессиональными навыками.
ЮНЕСКО подчеркивает, что в этом году Международный день грамотности исследует и выявляет комплексные подходы, которые одновременно могут способствовать развитию грамотности и навыков, чтобы в конечном итоге улучшить жизнь и работу людей и способствовать созданию справедливого и устойчивого общества.
Отмечая День грамотности, ЮНЕСКО обращает внимание на то, что сегодня число детей и подростков, не охваченных школьным образованием составляет по всему миру более 260 миллионов человек; шесть из десяти детей и подростков, то есть около 617 миллионов человек, не обладают базовыми навыками чтения и счета; 750 миллионов человек из числа молодежи и взрослых так и не научились читать и писать, при этом две трети из них составляют женщины.
«Овладение грамотностью представляет собой первый шаг на пути к свободе, к преодолению социальных и экономических барьеров, – говорится в послании Генерального директора ЮНЕСКО Одри Азуле. – Грамотность составляет непременное условие развития каждого человека в отдельности и общества в целом. Она является важным орудием борьбы с нищетой и неравенством, способствует благополучию и помогает в решении проблем в области здравоохранения».
День грамотности широко отмечают и в России. В разных городах нашей страны проходят выставки, фестивали, образовательные акции, приуроченные к этому празднику. Например в Костроме проходит игра «Лингвистический экспресс», в Воронеже выберут самого грамотного жителя города, а жители Благовещенска смогут проверить свою грамотность в Амурском областном краеведческом музее.
Поздравляем посетителей портала «Грамота.ру» с Международным днем грамотности!
gramota.ru
Ниже представлена методическая разработка для старшеклассников, для среднего звена школы – на предыдущей странице (там же материал об истории праздника и интересные факты, посвященные международному Дню грамотности).
Сценарий мероприятия может быть использован при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков.
Сценарий игры заимствован из Методических рекомендаций по подготовке и проведению внеклассного мероприятия «Неделя русского языка», Бурова Н.В., государственное образовательное профессиональное учреждение Ярославской области Угличский механико-технологический колледж.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
Команды путешествуют по различным станциям в соответствии со своим маршрутным листом. На станциях они выполняют различные задания, связанные с русским языком: его историей, правилами и нормами языка, устным творчеством русского народа и т. п.
В маршрутном листе отмечается время, потраченное на выполнение заданий и оценка, которую получает команда: отлично, хорошо, удовлетворительно.
Состав команд – 5 человек, количество команд – по числу групп участников. Маршрут определяется жеребьёвкой. На станциях находится по 2 судьи. Время выполнения задания 7-10 минут. После того, как время истекло, команда покидает станцию.
Выполняются задания, связанные с орфоэпическими умениями. Оценивается правильность выполненных заданий.
Задание поставьте ударение в словах: АВГУСТОВСКИЙ, АЭРОПОРТЫ, БАЛОВАТЬ, БАРЖА, ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, ВЕТЕРИНАРИЯ, ГАЗОПРОВОД, ДОГОВОР, ЗАВИДНО, ИКОНОПИСЬ, КАТАЛОГ, КРАСИВЕЕ, ОТКУПОРИТЬ, ПОЗВОНИТ, ЩАВЕЛЬ.
Выполняются задания, связанные с грамматическими и орфографическими умениями. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Задания: определите род существительных: рояль, мозоль, тюль, протеже, кенгуру, вуаль, МИД, авеню, Килиманджаро, лазурь, кофе.
Запишите под диктовку предложение: На дощатой террасе, близ конопляника, вдова небезызвестного подьячего, Веснушчатая Агриппина Саввична, потчевала исподтишка коллежского Асессора Аполлона Филипповича винегретом и разными яствами под аккомпанемент аккордеона и виолончели.
Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.
Образец правильного выполнения:
Определите род существительных:
Рояль (м. р), мозоль(ж. р), тюль (м. р), протеже (м. и ж. р), кенгуру (м. р), вуаль (ж.р), МИД (м.р), авеню (ж.р), Килиманджаро (м. р), лазурь (ж. р), кофе(м. р).
Найдите ошибку в предложениях и предложите верный вариант.
Ошибка: в словосочетании «такое домище» неправильно определен род существительного, «домище» относится к мужскому роду. Верный вариант: Такой домище: где же тут человека найдешь?
Выполняются задания, связанные с толкованием слов, фразеологизмов, историей возникновения некоторых фразеологизмов и «крылатых выражений». Оценивается правильность и количество выполненных заданий.
Задание: объясните значение и происхождение фразеологизмов:
Образец правильного выполнения: Филькина грамота Выражение это царского происхождения. Автор его – царь Иван Грозный (четвёртый). Для усиления своей самодержавной власти Иван Грозный ввёл опричнину, наводившую ужас на всё государство.
Не мог примириться с разгулом опричников и митрополит Московский Филипп. С своих многочисленных посланиях к царю (грамотах) он стремился убедить Грозного отказаться от проводимой им политики террора, распустить опричнину.
Строптивого митрополита Грозный презрительно называл Филькой, а его грамоты – филькиными грамотами. За смелые обличения Грозного и его опричников митрополит Филипп был заточён в Тверской монастырь, где его задушил Малюта Скуратов.
Выражение филькина грамота укоренилось в народе. Так говорят о документах, не имеющих юридической силы, и о невежественных, безграмотно составленных документах.
Бить баклуши – бездельничать. В старину означало разбивать осиновый чурбан на баклуши(чурки) для изготовления из них ложек, поварешек и других мелких изделий, т.е. делать очень несложную работу Жить на широкую ногу – жить с размахом.
В 14 веке в Западной Европе знатность определялась длиной башмака. Башмак дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а башмак князя – в два с половиной фута. Таким образом, по башмаку можно было узнать самого знатного.
Кричать во ивановскую – это значит кричать очень громко. Это выражение связано с московским Кремлём. Площадь в Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого, называли Ивановской. На этой площади специальные люди – дьяки – оглашали указы, распоряжения и другие документы, касавшиеся жителей Москвы и всего народа России. Чтобы всем хорошо было слышно, дьяк читал очень громко, кричал во всю Ивановскую.
Есть ещё порох в пороховницах – это выражение из повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”, оно стало крылатым и означает: есть ещё отвага, мужество, энергия, запас душевных сил. “А что, паны, – сказал Тарас, перекликнувшись с куренными, – есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?” “Есть ещё, батько, порох в пороховницах. Не ослабела ещё козацкая сила: ещё не гнутся козаки!” Трижды задаёт казакам Тарас во время битвы с поляками. И даже тогда, когда уже сильно поредели козацкие ряды и многих храбрых воинов недосчитывалось казацкое войско, неслось ему в ответ: “Есть ещё порох в пороховницах!”
litemove.ru
Международный день грамотности отмечается ежегодно 8 сентября. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году. В 2017 году эту дату отмечают 52-й раз.
Международный день грамотности отмечают те, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» этот гранит науки, а также те, кто делится знаниями с детьми и студентами. В некоторых городах, селах и поселках России проводят олимпиады и викторины по русскому языку, распространяют листовки, преподают уроки грамотности в библиотеках, раздают книги.
В этот день, 8 сентября 1965 года, была открыта Всемирная конференция министров образования по ликвидации неграмотности, которая проходила в столице Ирана. Именно по предложению ее участников был утвержден данный праздник.
7 декабря 1987 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций в своей резолюции № A/RES/42/104 провозгласила 1990-й «Международным годом грамотности». 18 января 2002 года в аналогичном документе под № A/RES/56/116 она утвердила «Десятилетие грамотности ООН» с 1 января 2003 г. Через год резолюцией № A/RES/57/166 был одобрен и утвержден «План действий ООН для Десятилетия грамотности», в котором ЮНЕСКО назначено координирующим органом.
Во время Всемирного форума по образованию ООН, который прошел в г. Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 г. были взяты обязанности по повышению качества образования и уровня грамотности к 2015 году. Одним из направлений деятельности является проведение мероприятий по развитию степени образованности у девочек и женщин, которые по разным причинам не посещают (не посещали) школу. Каждый год этот международный праздник посвящен разной тематике, но цель остается одна – повышение показателей грамотности населения.
В 1989 году в Республике Корея была учреждена награда короля Сечжона за работу в этой области. Лауреатам вручается премия в размере 20 тысяч долларов США.
Мировая статистика показала, что больший процент неграмотных (37% взрослых) проживает в Индии.
infourok.ru