Множество традиций существует в Православной Церкви, и соблюдение постов, постных дней — одна из важнейших. Успенский пост один из важнейших длительных постов Православной Церкви.
Поститься — прекрасное желание, однако традиция поста имеет ряд нюансов, а также собственную историю. Прежде чем поститься, необходимо взять благословение у священника и понять, насколько вы в силах выдержать Устав Церкви относительно поста — у него есть послабления.
Этот пост, как и другие, установлен Церковью, чтобы мы к светлому празднику пришли с чистым сердцем, легкой душой и обновленным телом, чтобы могли благоговейно почтить Пресвятую Богородицу. Матерь Божия нуждается не в дорогих подарках, но в нашем чистом сердце, добрых делах и исполнении слова Божия, данного в Евангелии.
В отличие от Великого и Петрова поста, Успенский имеет непереходящие, фиксированные даты. По новому стилю он начинается 14 августа и длится всего 2 недели, завершаясь 28 числа того же месяца праздником Успения (последний день поста — 27 августа).
В понедельник, среду и пятницу уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни – вторник, четверг, суббота и воскресенье – разрешено принимать пищу с растительным маслом. Но это очень строгий Устав, поэтому стоит посоветоваться со священником прежде, чем брать на себя такой подвиг.
Рыба во время Успенского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Преображения Господня, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей.
Людей, подверженных вредной привычке курения, Церковь призывает отказаться от нее или ее ограничить.
www.o-vere.ru
28 августа (15 августа по ст. ст.) церковь празднует день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Присно-девы Марии. В старину крестьяне рассказывали следующую легенду о смерти Божьей Матери. Богородица прожила на свете шестьдесят два года; двадцати двух лет родила она сына Иисуса и умерла спустя десять лет после Его смерти. Объятая великой материнской скорбью, она, после Голгофы, ходила на гору Елеонскую и там просила у своего Божественного Сына последней милости – скорее освободить ее от тягостной земной жизни и принять к Себе, на небо. Там же, на горе Елеонской, явился к ней архангел и благовествовал: «Мати! Молитва твоя услышана, и ты будешь принята на небо». Но слова Божественного вестника сбылись только тогда, когда истек десятый год после кончины Спасителя мира. Существовала особая легенда и о похоронах Богоматери. Когда в гробу ее несли на кладбище, из какого-то дома выбежал еврей и хотел было опрокинуть гроб, чтобы тем оскорбить христианскую святыню и поколебать веру в сердцах тех, кто принимал участие в траурной процессии. Но Господь не допустил такого кощунства, и, по слову Божьему, с небес слетел ангел с огненным мечом и отсек дерзновенному еврею руки. Чудо это произвело глубокое впечатление на всех присутствующих, но больше всего на самого еврея, который сразу же уверовал в Богородицу и стал горячо молиться Ей, после чего у него снова приросли отсеченные руки. На кладбище Божья Матерь была опущена в могилу, но тело Ее не осталось в земле, а нетленным было взято на небо. Об этом ученики Христовы узнали следующим образом. При похоронах Богоматери не было ученика Фомы, который, по свойственному ему маловерию, захотел разрыть могилу, чтобы собственными глазами убедиться, действительно ли Мать Иисуса скончалась и покоится в земле. Но когда могилу разрыли, там уже остались одни пелены, тела же не было – оно вознеслось на небо. День Успения Пресвятой Богородицы считался не только постным, но даже траурным днем, по крайней мере, старухи-крестьянки любили в этот день одеваться во все черное, в память о праведной кончине Богоматери. В крестьянском быту день Успения Пресвятой Богородицы считался днем окончания жатвы и был одним из важнейших земледельческих праздников, посвященных завершению полевых работ и встрече осени. До Успения полагалось, по установившемуся в незапамятные годы обычаю, успеть дожать последний сноп в озимом поле. Потому назывался этот день «спожинки», «дожинки» («спожинать» – кончать жатву, дожинать хлеб). В других областях называли его «госпожинки», вероятно, от «госпожи», то есть «Владычицы» – Богородицы. «У нас уже спожали!», «И у нас спожинают (дожинают последки)!» – говорили в народе, встречаясь на Успение. В этот день кончается двухнедельный Успенский пост, во время которого деревня, живущая «на земле», должна «успеть» в поле. К Успеньеву дню «поспевает все слетье», после него начинаются «осенины», и дело не на шутку идет к зиме. По народному изречению, «с Успенья солнце засыпается», а потому деревенский опыт говорит, что «до Успенья пахать – лишнюю копну нажать», «озимь сей за три дня до Успенья да три дня после Успенья». Народная примета, предостерегающая пахаря от запаздывания с полевыми работами, только в редких случаях не оправдывалась на деле. На спожинки – там, где к этому времени заканчивалась жатва, – по деревням устраивали «мирскую складчину», варили «братское пиво» и пекли праздничные пироги из новой муки. На пирушки созывались все родные и добрые соседи – «пировать Успеньщину». В урожайный год в этот день закалывали купленного на мирские деньги барана. В старину в этот день крестьяне собирались гурьбой на боярский двор, где и праздновалось окончание жатвы, сопровождавшееся приуроченными к нему обрядами. Жницы обходили все сжатые поля и собирали оставшиеся не срезанными колосья. Из них свивался венок, переплетенный полевыми цветами. Этот венок надевали на голову молодой красивой девушке, и затем все шли с песнями к городской усадьбе. По дороге толпа увеличивалась встреченными крестьянами. Впереди шел мальчик с последним сжатым снопом в руках. На крыльцо выходили боярин с боярыней и боярышнями и приглашали жниц во двор, принимая венок и сноп, которые после ставились в покоях под божницей. Угостившись на боярском дворе, толпа расходилась по домам. Иногда «дожиночный» сноп наряжали в сарафан, приделывали к нему из палок подобие рук и надевали на него белую кичку (праздничный головной убор замужней женщины), а затем несли «именинника» в помещичью усадьбу, где песнями напрашивались на угощение, во время которого сноп-именинник стоял на столе. В некоторых местностях существовал обычай обвязывать последними колосьями серпы и класть их на Третий Спас (29 августа (16 августа по ст. ст.) под иконами. В день Успения мужички считали своим долгом принести колосья нового хлеба в церковь, на литургию, чтобы «Успенье-Матушка» благословила их труды и помогла благополучно управиться с молотьбой, защитив свезенный хлеб от пожаров и всякого несчастья. Жницы же, дожиная последний сноп накануне Успеньева дня, замаявшись на летней страде, катались («купались») по сжатой полосе, приговаривая:
Жнивка, жнивка! Отдай ты мою силушку: На песть, на колотило, На молотило,
На кривое веретено!
Этим надеялись они набраться новых сил для дальнейших, осенних и зимних, бабьих работ. На возвращающихся с «дожинок» баб и девушек поджидавшие их у околицы молодые парни выливали ведра воды. Иногда при этом пелась подобающая случаю песня вроде следующей:Пошел колос на ниву, На белую пшеницу. Уродись на лето, Рожь с овсом, Со дикушей, Со пшеницей: Из колоса – осьмина, Из зерна – коврига, Из полузерна – пирог. Родись, родись,
Рожь с овсом!
По народной примете, этим обычаем обеспечивались плодотворные дожди на будущие весну и лето. А заканчивалось все обычно крестьянскими пирушками, которыми жнецы как бы вознаграждали себя за изнурительную работу. В праздник Успения Пресвятой Богородицы в деревнях принято было святить новый хлеб. Это происходило за обедней, когда каждый добрый хозяин приносил с собой в церковь свежеиспеченный каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ел ни крошки: все дожидались «свяченого куска». Разговлялись на этот день прежде всего хлебом. Остаток каравая тщательно завертывался в чистую холстину и клался под образа. Кусочками его «пользовали» больных, твердо веря в их целебную силу. Считалось большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более – растоптать ее ногами. На Русском Севере принято было подавать на Успеньев день «дежень» (толокно). Женщины ели его, похваливали и вели беседы о прошедшей жатве. Девушки пели в Успеньев вечер, за толокном-деженем, приличные случаю песни. А старики прикидывали, подсчитывали («по суслонам») собранный урожай. Детвора до поздней ночи шумела в этот день у завалинок, проводя время в веселых играх, перемежавшихся звонкими припевами. Заливались, по всей деревне разносились молодые голоса:Дожали, дожили, Оспожинки встретили, Каравая начали, Толокна проведали, Гостей угостили, Богу помолили! Хлебушко, расти! Времечко, лети, лети — До новой весны, До нового лета,
До нового хлеба!..
С Успеньева разговения начинались по деревням осенние «посиделки», «засидки», «беседы». Время не ждет: до Покрова только-только успеть молодежи досидеться до свадеб. Принято было не засылать сватов раньше чем через две недели после спожинок. А известно исстари, что «первый сват другим дорогу кажет». Потому-то и начинали деревенские красавицы присматривать себе женихов после Успения. «С Успеньщины не успеешь присмотреть – зиму тебе в девках просидеть! – увещевала красну девицу старая пословица, взятая из крестьянского быта, тесно связанного с полевыми работами и твердо помнящего, что „на белом Божьем свете всему – свой час!“» Перед спожинками старые люди ходили на воду наблюдать за течением. Если реки, озера и болота не волновались ветром и лодки стояли спокойно, то говорили, что осень будет тихая и зима пройдет без метелей. От спожинок, дожинающих последний сноп, рукой подать и до досевок. Как упоминалось выше, народный опыт отводил на окончание озимого сева всего три дня после Успения. К последнему дню августа (18 августа по ст. ст.) хороший хозяин должен был бросить последнюю горсть жита в землю. О запоздавших ленивцах, оправдывавших свою лень недосугом, в народе говорили: «До Фролова дня (31 августа (18 августа по ст. ст.) сеют ретивые, после Фролова – ленивые!» и «Кто сеет рожь на Фролов день, у того родятся одни Фролки». Третий Спас (29 августа (16 августа по ст. ст.) празднуется в честь Нерукотворного Образа, поэтому его еще называли Спас на полотне (то есть образ, икона). В честь этого праздника в Нижнем Новгороде проводилась ярмарка, где торговали различными тканями. «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – холсты продают», – говорили в народе. Крестьяне называли Третий Спас «ореховым», потому что к этому времени в Центральной полосе России поспевает лесной орех. Орехи на Руси считались символом богатства. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (два или три ореха на одной веточке), то не будешь испытывать недостатка в деньгах. На Третий Спас соблюдался обычай загадывать о посеве. Из дожиночного снопа, о котором говорилось выше, брали три колоса. Вылущенные из них зерна, из каждого отдельно, зарывали в землю на примеченном укромном месте. Если раньше и лучше всех взойдут зерна первого колоса – значит, лучший урожай даст в будущем году ранний сев; если зерна второго – средний; третьего колоса – поздний сев.К празднованию Третьего Спаса начинали готовиться накануне. Хозяйки с вечера ставили опару, чтобы рано утром 29 августа испечь каравай из «новой» муки. Отсюда и одно из названий этого Спаса – Хлебный. «Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран и можно накрыть богатый стол)», «Третий Спас хлеба припас», «Хорош Третий Спас – зимой будет квас», «Хорошо, если Третий Спас на полотне, а хлебушко – на гумне». Тем не менее Третий Спас был известен далеко не во всей России. Там же, где его праздновали, этот день почти не выделялся в ряду деревенских будней, если не считать церковных молебнов и обычая печь пироги из нового хлеба.
ledilana.ru
Успеньев день — Усп еньев д ень, Усп еньева дн я … Русский орфографический словарь
успеньев — день … Словарь многих выражений
успеньев — ◊ Успеньев день. Нар. разг. = Успение (2 зн.). ● Успеньев день празднуется 15 (28) августа; к этой дате обычно приурочиваются ярмарки, заканчивается время жатвы, хозяйки к этому сроку солят огурцы … Энциклопедический словарь
Успеньев — прил. 1. Относящийся к Успению [Успение I], связанный с ним. 2. По времени приходящийся на Успение I; Успеньев день. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ИЛЬИН-ДЕНЬ — ИЛЬИН ДЕНЬ, 20 июля. Не теперь Илья, сошью и я, говорят о непраздничной работе. Св. Илья зажинает жниво. Ильин день зажинает, 20 июля. Петр с колосом (29 июня), Ильяс колобом. Пророк Илья лето кончает, жито зажинает. Первый сноп, первый осенний… … Толковый словарь Даля
Обжинки — Статья о народной обрядности. О церковном праздновании см. статью Успение Богородицы Обжинки … Википедия
Успение Пресвятой Богородицы — это один из двенадцати великих церковных праздников в Православии, который празднуется 28 августа (15 августа по старому стилю). В этот день Церковь воспоминает праведную кончину (Успение) Божией Матери событие, окрашенное одновременно печалью,… … Энциклопедия ньюсмейкеров
СПАСОВКИ — в августе русские люди справляли три праздника, посвященные Всемилостивому Спасу: 1/14 августа «Спас на воде», 6/19 августа «Спас на горе» и 16/29 августа «Спас на полотне». Первый Спас, называемый еще «Медовым», так как с этого дня, по народной… … Русская история
Полоцкие, князья — № 1. Андрей Владимирович. Предки его по восходящей линии: Владимир (№ 12), Василько (№ 11), Святослав (№ 35), Всеслав (№ 15), Брячислав (№ 6), Изяслав (№ 28), Владимир Святой. В 1181 г., когда в Южной России происходила борьба между Черниговскими … Большая биографическая энциклопедия
Пераст — Населённый пункт Пераст черногор. Пераст, Perast Герб … Википедия
all_words.academic.ru
Завершение праздников
Успение завершает круг праздников православного года. В Священной истории рассказано о том, что Спаситель пришел на землю, воплотился для спасения человека, возведения его от жизни земной к Небесной. Он совершил в Себе это спасение, явив Своё Божественное Преображение трем апостолам, а Вознесение на Небо – многим ученикам. Так был открыт путь к Небесам, к Свету всем христианам.
Священное Предание рассказывает о том, что первой достигла Царства Небесного Матерь Божия. Она, будучи по святости Своей выше ангелов Небесных, по душе и по телу такой же человек, как и все люди. Поэтому и всякий христианин может последовать Ей в добродетелях.
О событиях Успения Матери Божией рассказывает Священное Предание.
Светло празднуем
После Вознесения Господа Матерь Божия оставалась на попечении апостола Иоанна Богослова, а в его отсутствии жила в доме его родителей близ горы Елеонской. Для апостола и всех христиан Она была любимейшей Матерью. Беседуя с ними, Она рассказала о чудесных событиях Благовещения, о рождении Христа, Его младенчестве и всей Его земной жизни. Подобно апостолам, Она утверждала христианскую церковь Своим словом и молитвами. Нередко Богородица приходила для молитвы ко Святому Гробу Господню. Не раз покушались враги Спасителя препятствовать посещать Ей святое место и выпросили у первосвященников стражу для охраны Гроба Спасителя. Но Пресвятая Богородица, никем не зримая, продолжала молиться пред ним.
В одно из таких посещений Голгофы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о Её скором переселении из этой жизни в жизнь Небесную. В залог Архангел вручил Ей пальмовую ветвь. Ко дню Успения чудесным способом собрались из разных стран апостолы, для того чтобы проститься с Матерью Божией. Ангелы перенесли их по воздуху в Иерусалим.
Когда Матерь Божия лежала на одре, внезапно в лучах необъятного света сошел Сам Царь Славы, Христос, чтобы принять Её душу. Он был окружен множеством Ангелов, Архангелов, праотцев и пророков, некогда предвозвещавших о Пресвятой Деве. Пресвятая Богородица почила без малейших страданий, как будто заснула, предав Свою пречистую душу в руки Своего Сына и Господа.
Апостолы с великой честью несли на своих плечах Её тело для погребения. Иудейский священник Аффоний, ненавидевший Христа, захотел помешать торжественному погребению Его Матери. Обогнав шествие, он протянул руки ко гробу, чтобы опрокинуть его. В то же время Ангел невидимым мечом отсек ему руки. Афоний, вразумленный чудом, раскаялся и был исцелен по молитве апостола Петра к Божией Матери.
Апостолы похоронили Богородицу в пещере в Гефсиманском саду. Но через три дня после погребения, отвалив камень от погребальной пещеры, они нашли лишь Её погребальные пелены. Пресвятая Богородица была воскрешена Христом и взята на Небеса.
Тайна будущего века
Праздник Успения празднуется вслед за праздником Преображения Господня не случайно. Оба события приоткрывают христианам тайну будущего века, вечности: прославляют преображение души и тела человека. Пример этого показала христианам Матерь Божия. Она первая из всех людей вошла в Царствие Божие душой, соединённой с телом. Смерть не есть уничтожение бытия, но переход от земной жизни к небесной, к бессмертию. Так учит христиан Священное Писание и Священное Предание церкви.
Успение – мирная кончина, подобная сну.
Пост и праздник
Празднику Успения Божией Матери предшествует короткий (двухнедельный), но строгий Успенский пост.
Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью отмечается на Святой Земле, в Иерусалиме, в Гефсимании, на месте Её погребения. В праздник в храмах совершается Чин погребения Плащаницы Божией Матери и поётся песнопение – величание Божией Матери: Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.
Успеньев день – Спожинки
На переломе августа, в день Успения Божией Матери, а кое-где следующий за ним день Перенесения Образа Спаса Нерукотворного, народ русский праздновал Спожинки или Успеньев день. Еще его называли Третий Спас. Это был праздник земледельческий. До Успения полагалось дожать последний сноп в озимом поле. Потому и назывался Успенье день Госпожи Богородицы еще и Спожинками (дожинками). Слово «спожинки» также понимали, как сокращенное от слова «Го-спожинки» – то есть день Госпожи Богородицы.
После обедни в селах поднимались священные иконы, и крестный ход направлялся к полю. Здесь, на широкой меже, пелся благодарственный молебен Божией Матери, Госпоже полевых злаков. Если не было во время этого молебна ни ветра, ни дождя, то предполагалось, что вся осень будет ветреная и тихая. «Хорошо, когда Спас на полотне, а хлебушко – на гумне!» – гласила старая поговорка.
По старому общерусскому обычаю на поле оставляли немного несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай».
Народные присловья праздника Успения полны мудрых заветов молодым земледельцам: «С Успенья солнце засыпается», «Озимь сей за три дня до Успенья», «До Успенья пахать – лишнюю копну нажать». На «Большую Пречистую» – в праздник Успения Пресвятой Богородицы – на Руси освящали хлеб нового урожая. Это происходило за обедней, когда каждый добрый хозяин приносил с собою в церковь свежеиспечённый каравай нового хлеба. До возвращения с ним из церкви дома никто не ел ни крохи: все дожидались освящённого куска хлеба. День Успения завершал строгий Успенский пост, и христиане разговлялись в этот день прежде всего хлебом. Остаток каравая тщательно завертывали в чистую холстину и клали под образа. Кусочками его укрепляли больных, твердо веря в целебную силу этого Божьего благословения. Считалось большим грехом уронить хотя бы малую крошку от такого каравая на пол, а тем более – растоптать её ногами.
gazeta-bam.ru