14 Царь Ирод, услышав об Иисусе [ибо имя Его стало гласно], говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, —
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
Евангелие от Марка, глава 6
predanie.ru
В день Усекновения главы Иоанна Предтечи о пророке и смысле праздника размышляет священник Константин Камышанов.
Царь Ирод отрубил голову пророку Иоанну Крестителю просто так. По пьяному хвастовству. Ради девчонки, плясавшей пред пьяными мужиками. Пацан слово дал – пацан сделал.
А ведь по-своему любил пророка. Знал, что пророк. Любил с ним беседовать. И вот, со своим другом и собеседником расстался ради пьяного слова, вина и девушки. Немного замявшись, сорвал голову с прекрасного человека, как легко и беззаботно срывают головку полевого цветка.
Этот цветок готовился расцвести тысячи лет. Такие люди, как Иоанн, не рождаются просто так. Их появление – плод божественной селекции среди людей. Такие люди отличаются от нас, как отличается роза от лопуха.
Эти цветы духовной жизни так многим благоухают, что можно твердо сказать: не золото, не нефть, не армия, а именно такие люди – настоящее национальное достояние. Потому что они приносят то, чего не может принести экономика и природа – Божественное животворящее и врачующее слово.
Сам Христос беседовал с ним и нашел его совершеннейшим из всех когда-либо рожденных людей. Наверняка он был также красив. Иконописцы, водимые духом, похищают нам с неба образ пророка удивительной красоты и духовного аристократизма. Много было пророков в библейской истории, но он изображается всех красивей и тоньше.
Смерть его была неожиданностью и для народа, и для Бога. Она не планировалась. Ирод боялся и народа и, отчасти, пророка. Посадив его в тюрьму, он просто решил заткнуть ему рот.
Но, как часто бывает по пьяному делу, грех ворвался в душу царя внезапно, стремительно и мощно. И душа Ирода пала пред сатаной на колени почти без борьбы.
Очевидно, у Христа были другие планы на эту важнейшую фигуру шахматной партии Евангелия. В его команде было не так уж много учеников, и все они были гораздо ниже по уровню своего духовного развития. Потеря такого проповедника, без сомнения, спутала планы миссии Господа.
Божьи люди вообще оказались самым большим дефицитом Иудеи. Дефицит был настолько критичен, что пришлось практически силой обратить одного из грамотнейших врагов в апостолы посредством чуда. Чудеса Господь творит очень неохотно, потому что, по большей части, они ничего не решают. Как не лечит скорая помощь, а только снимает симптомы.
Петр – так много сделавший, находясь рядом с Христом, – после Его распятия остался в тени в деяниях апостолов. Он мирно созидал служебную и административную структуру Церкви. Другие апостолы разошлись сеять семена веры по городам и весям.
И только апостол Павел выбрал не города, а мир. Он сеял и продолжает сеять сквозь века – семена удивительного духа христианства. Как обеднела бы Церковь без его потрясающих посланий, слов, поражающих сердце силой и радостью. Как много бы нам пришлось учиться самим, узнавая сущность любви к людям и восхитительнейшую, светоносную, ошеломляющую радостью любовь Бога. Павел стал духом любви Церкви, ее словом, ее восхищением и сладостью.
Но Павла можно назвать рабом, взятым Господом в удел силой. Что же мы могли увидеть от такого адаманта, как Иоанн, если бы он не был убит!
Эти слова Евангелия царапнули сердце:
И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.
Очевидно, что Христос потрясен известием о смерти лучшего человека мира. Потрясен настолько, что у Него не хватает сил остаться с народом и учениками. Он идет в пустыню и, общаясь с Богом Отцом, восполняет силы, израсходованные на горе.
Мы знаем, что Христос дрогнул сердцем как человек и заплакал, когда узнал о смерти любимого друга Лазаря. Христос как человек улыбался детям, удивлялся сотнику, шутил с Нафанаилом, гневался на менял и фарисеев, был безразличен к первосвященнику и прокуратору великого Рима. Что творилось на сердце Христа, когда Он узнал об Усекновении, мы никогда не узнаем, и только Его внезапный уход в пустыню и желание быть одному выдает силу Его переживаний.
Их матери дружили. Их, младенцев, искал отец Ирода и хотел убить. Наверняка они знали друг о друге в течение детства. Наверняка не теряли друг друга из вида. Встретившись, они сделались не просто друзьями, но работниками Бога, посвященными в Его глубокие тайны. Они увидели друг друга в небесном величии, что сделало их отношения не хорошими, а бесценными.
Кто терял друзей, может представить, что такое подобная нелепая смерть. Но здесь больше. Иоанн был Христу не просто друг, как Лазарь, не просто со-таинник, – сын Захарии был еще и сыном Бога. Кто терял детей в цвете лет, в великолепии их молодости, цветения и плодоносия, тот с ужасом может представить то, как внезапно хочется побыть одному со своим потрясшим горем.
Нет, я не буду развивать комплекс вины и говорить, что и мы казним Христа своим малодушием.
Нет, я не буду развивать комплекс вины и говорить о том, что нам всегда следует держать в памяти, кого мы убили словом или продолжаем убивать, осуждая людей.
Нет, я не буду развивать комплекс вины и говорить о том, что мы в отличие от Иоанна, отвергли дружбу и тайну жизни с Богом, и тем самым обокрали себя в вечности.
Я скажу о том, что больше.
То, как Христос огорчился и стремительно отошел в пустынное место, говорит о том, как Он любит нас…
Мне хочется сказать о том, что это ужасно и жестоко – ранить Господа и отвергать Его любовь, которая так нам нужна, в которой и состоит единственный смысл нашей жизни. Не о вине, а о потерянной любви хочется сказать в этот праздник, ставший для Иоанна Крестителя днем рождения в тонком мире.
Он сейчас вместе с Богом. Мы постимся, чтобы показать печаль и быть, как Христос, огорченными. Наверное, это не совсем верно – имитировать события, давно ушедшие в историю, и печалиться, когда Иоанну сейчас очень хорошо.
Пост, скорее, уместен как символ утери не Иоанном, а нами – Христа, образ Которого помутняется в нас беспрерывно, как в голове пьяного Ирода. Только вместо вина нам затмевают ум плотские и духовные грехи, среди которых самолюбие и гордость – самые ядовитые и дурманящие.
Скудная пища этого дня пусть напомнит нам о потере пищи небесной. А молитвы, читаемые в честь Иоанна Крестителя, пусть напомнят нам о величии и силе любви Бога к своим друзьям и детям, то есть к нам.
Итак, пребывая в духовном восторге от мысленного созерцания дружбы Христа и пророка и трезвясь небольшим постом, предоставим нашему сердцу прохладу и простор хотя бы в течение этого праздничного дня.
В чем и помоги нам, Господи!
www.pravmir.ru
«Получается, что смерть Предтечи – недоразумение, несчастный случай, следствие придворной интрижки?.. Если смотреть формально, то да. Только стоит ли так смотреть на происходящее в жизни, будь то с нами или с кем-то другим, тем более когда речь идет о личностях исключительных по своей значимости, в особенности – о святых?» О чем нам сегодня стоит задуматься, вспоминая Усекновение главы Иоанна Крестителя, размышляет протоиерей Игорь Прекуп.
Протоиерей Игорь Прекуп
Это был несчастный случай, недоразумение с летальным исходом, каковых немало в истории бывало во время царских пиршеств… Никто не хотел его убивать из тех, от кого что-то реально зависело: ни сам Ирод, заточивший его в темницу (по свидетельству апостола Марка (Мк. 6:20), он его не только боялся, как «мужа праведного и святого», но «многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его»), ни исполнивший царское повеление телохранитель (как говорится, «ничего личного…»), ни даже Саломия.
Девушка, будучи хорошей дочерью, обрадовалась возможности сделать приятное матери, которая выглядит во всей этой истории злобной закулисной интриганкой, символизируя мировой заговор, но ведь и ее можно понять: с какой стати этот посторонний человек лезет в ее личную жизнь, в их семейные дела, пытается разрушить ее семейное счастье?!!.. Ну а оскорбленное женское самолюбие – такая штука, знаете ли… тот же «аффект, за который всё прощают». – Сам виноват!.. Что не знал, с кем связывался? Не понимал, чем это может кончиться? Нарочно провоцировал насилие, чтобы опозорить царскую семью, выставить их кровожадными злодеями?.. Добился-таки своего: очернил уважаемых людей, вынудил их власть употребить и опозорил на весь мир и на века… Да они – жертвы провокации! – Непонятно, как еще здравомыслящие люди могут после этого прославлять память Иоанна Крестителя?..
Как здравомыслящие (в обыденном смысле этого слова) люди могут праздновать Усекновение главы Иоанна Предтечи, я, по правде сказать, и сам не понимаю. Ведь здравый смысл не только удерживает человека от непрактичных действий, но и побуждает осуждать таковые со стороны других людей, причем осуждать не только словом, но и пассивным, а то и активным соучастием в их преследовании. Как можно праздновать память человека, который всей своей жизнью и, еще больше, смертью обличает тебя в неправде?
К тому же праздновать не только его Рождество, но и Усекновение, в котором прославляется подвиг верности своему служению, верности, презирающей здравый смысл, верности, пренебрегающей кажущейся бессмысленностью жертвы… Было бы понятно, если бы приверженец здравого смысла праздновал Усекновение, видя в событии двухтысячелетней давности триумф своей жизненной позиции: «с сильным не борись, с богатым не судись», а нарвался – получи! Так ведь нет, все почитают подвиг Иоанна Крестителя, его верность своему служению, его жертву… В храме. За службой. Этим почитание заканчивается.
А дальше начинается жизнь. И течет она по своим законам. И мы течем вместе с нею, вернее плывем по ее течению. Плывем по течению и удивляемся, когда кто-то напоминает нам, что мы, в отличие от всяких отходов человеческой жизнедеятельности, обладаем свободой воли, способностью выбирать курс и следовать ему, преодолевая напор стихии; что мы призваны к воплощению в своей жизни «евангельских абсурдов» и мыслить, переживать, поступать иным образом, нежели «сыны века сего», для которых течение жизни, законы стихии мира сего – природная среда и критерий нормы.
Есть что-то символичное в этом финале пророческого служения: Иоанн Предтеча всей своей жизнью опровергал самодовольство человеческого рассудка, кичащегося своей предусмотрительностью, взвешенностью, трезвостью, гарантирующими жизненное благополучие, карьерный рост, физическое здоровье, психическую неуязвимость и, конечно же, безмятежную обеспеченную старость. Он всё делал не так, не по уму, не от головы… так зачем она ему, если он ею не пользуется?
Мир не любит чуждое ему, сопротивляется всему, что не от него, всеми путями удерживая своих чад и, по возможности, засасывая в себя тех, кто дерзает называть себя чадами Божиими. Засасывая разными путями и многообразными приманками: кого банальной жаждой земных благ, а кого-то, например, благими намерениями создания общества победившего Православия, иных же первым под предлогом второго.
Ирод, «по понятиям» своего времени, не совершил ничего особенного: он остался верен данному, хоть бы и спьяну, слову; казнил того, над чьей жизнью был властен в соответствии со своим положением и действующим законодательством; он даже не стал придумывать в свое оправдание никаких искусственных обвинений в адрес Проповедника покаяния и не начал кому бы то ни было объяснять, что обличителю царственной особы лучше быть усекнутым, нежели попасть в руки его супруги, а так он, «как царь земной, преподнес Царю Небесному» Его Предтечу… Эта казнь не привела к народному восстанию, как Ирод опасался (отчасти из-за чего не убил его раньше). Не потому ли, что «по понятиям» мира сего он был прав?
Он, если «по понятиям», получается, а вот с Предтечей – неувязочка. Так хорошо начал: жил годами в пустыне, поражая всех своим аскетизмом, затем проповедовал покаяние народу, наконец, был заточен в темницу за обличение царя, что, опять же, вполне логично вписывается в контекст пророческого служения, и теперь не хватает лишь финальной сцены хрестоматийного диалога между царем-мучителем и пророком-мучеником, в итоге которого мученик отказывается поступиться своей верой и подвергается казни конкретно за пророчество и в ответ на обличение… Так нет же! Пророческие поучения были Ироду в удовольствие, или как в славянском тексте – «в сладость», и в темнице-то он его хоть и держал (непорядок иначе, всё ж царской особе посмел «досадить»), однако же охотно с ним советовался и по совету его поступал.
Казалось бы, пророк пострадал не «при исполнении», а по недоразумению, из-за трагичного стечения обстоятельств. Не за пророчество ведь или обличение Ирод велел его казнить, а ни за что… Просто «так получилось»: если бы не спьяну данное Иродом обещание при скоплении по случаю дня его рождения знатных и уважаемых людей, да не «понятия», да не привычка падчерицы (хорошая, кстати, привычка) обо всём с мамой советоваться, да если бы не ненависть Иродиады (единственная, кто из всех упомянутых имела что-то против Иоанна, да и то не по идейным соображениям, но исключительно по… как бы так политкорректней выразиться… по соображениям реализации половой свободы и осуществления социальных амбиций, а до его учения там никому дела-то и не было) – если бы не всё это, никакого отношения к пророческому служению Иоанна Крестителя не имеющее, то не исключено, что Ирод еще и освободил бы его со временем.
Тогда получается все-таки, что смерть Предтечи – недоразумение, несчастный случай, следствие придворной интрижки?.. Если смотреть формально, то да. Только стоит ли так смотреть на происходящее в жизни, будь то с нами или с кем-то другим, тем более когда речь идет о личностях исключительных по своей значимости, в особенности – о святых?
Между всем предшествовавшим служением, стяжавшим Иоанну Предтече славу пророка и закономерно приведшим к его заключению в темницу (что, впрочем, поначалу обернулось влиянием Пророка на государственную политику, благодаря тому, что Ирод Антипа многое делал по его совету), и внезапной развязкой, которую, казалось бы, ничто не предвещало – никакого диссонанса нет. Это лишь на первый и более чем поверхностный взгляд может показаться, что пророческое служение Предтечи и роковое стечение обстоятельств, приведшее к его смерти, принадлежат к разным сферам бытия: то – к духовной, а это – к бытовой. На самом же деле бытовая по своим обстоятельствам развязка – это закономерное следствие вторжения духовного в сферу мирского: мир мстит за нарушение своего «суверенитета».
Провозвестник воли Божией заявляет, что предназначение мира не в прогрессивном самовоспроизводстве и не в совершенствовании способов услаждения земными благами, но в преображении соответственно замыслу Божию о Своем творении; напоминает, что самодостаточность человека, его автономия от Бога – не более чем богоборческая выдумка, с которой началось грехопадение прародителей и которая тысячелетиями продолжает на разные лады (и под прикрытием религиозности, и открыто) воспроизводиться миром; свидетельствует, что достоинство человека определяется не властью, не успешностью, не славой, не богатством, не интеллектом, не талантливостью, не эрудицией, не какими-то еще миром выдуманными критериями, а соответствием всё тому же замыслу своего Творца, степенью осуществления в себе, в своей жизни призвания к богоуподоблению (учение о котором в полноте было раскрыто лишь в новозаветную эпоху).
Пророк каждому из нас лично напоминает очень неудобную истину: жизнь твоя имеет смысл лишь тогда, когда она устремлена к Богу – твоему Творцу и Промыслителю, Отцу Небесному, а все радости твоей жизни, если они не согласуются с Его заповедями – лишь приманки в погибель. Однако нам так хочется пожить «для себя», мы ведь стольким пожертвовали ради того, что уже достигли, и того, что надеемся иметь в будущем… Ну как тут не убить?!! Ведь он посягает на мой внутренний комфорт, подвергая сомнению смысл моей жизни!
Ирод – имя нарицательное. Ирод Великий, при котором родился Спаситель, испугался за свою царскую власть и посягнул на жизнь Богомладенца; аналогично Иродиада вскипает ненавистью к Его Предтече, видя в нем врага, пытающегося лишить ее трона. Однако не надо думать, что лишь сильным мира сего поперек пророческое обличение. Каждый человек на своем уровне чем-то дорожит, к чему-то привязан, у каждого свой «трон», который он ревниво оберегает.
На что мы готовы пойти, чтобы иметь это впредь?..
www.pravmir.ru
Буквы этой статьи сплетут для вашей фантазии удивительное путешествие в католический собор в Амьене, находящийся во Франции, к голове Иоанна Предтечи.
«Падре просил передать свои извинения, что не смог вас встретить, он заболел», – объясняет нам, жизнерадостный круглолицый староста католического собора в Амьене. «Это так интересно, русские часто приезжают сюда, к голове Иоанна Предтечи. Такими большими группами и так далеко едут! Мы рады, что вы приезжаете, и что вам это интересно», – объясняет он.
Скачать
Где находится самый великий памятник готической архитектуры? А почему и для чего он был построен?
Путешествовать по Европе и знакомиться с высотами европейского искусства, не принимая во внимание христианскую историю – практически бесполезное занятие – слишком многое останется “за кадром”, непонятным и моментально забытым. Так, большинство величайших соборов Франции связаны с великими христианскими святынями неразделенной Церкви, но об этом часто не знают даже экскурсоводы. Большинство знакомых, не раз бывавших в Париже, с огромным удивлением и досадой узнали, что Сен-Шапель построена ради Тернового венца, пребывает он в Нотр-Даме, а Шартрский собор построен для Покрова Пресвятой Богородицы. Ни словом экскурсоводы об этом не обмолвились.
Продолжая путь по православным святыням Франции вместе с паломническим центром святого апостола Фомы, мы оказываемся в одном из самых северных городов – Амьене. Здесь, где уже веет ледяное дыхание Северного моря, намного холоднее, чем пару часов назад было в Париже.
Пустые улицы январского Амьена
Амьен предстал нашим глазам как город одной свечи: на улице ни одной души, ни одной машины, а в самом центре города величественнейший готический собор, в котором и хранится святая глава Иоанна Предтечи.
Собор в Амьене
Многострадальна судьба святой главы. Отрубили Крестителю голову по приказанию жены Ирода Иродиады: Пророк обличал Ирода за незаконную женитьбу на жене брата. Дочь Иродиады Саломея, соблазнив Ирода и гостей пляской, в ответ на восторженное предложение Ирода просить, чего она хочет, по совету матери потребовала на блюде главу Предтечи-обличителя.
Ирод безумный нещадно отсекает твою главу, обличающую его прескверный нрав: Христос же тебя, треблаженне, как Крестителя, делает главой Церкви, всех Содетель Господь, и всех Избавитель.
Иродиада проткнула уже бездыханную главу кинжалом, а потом закопала главу рядом с дворцом. Спустя некоторое время, Ирод с Иродиадой решили проверить, на месте ли глава: не найдя ее, они решили, что Предтеча воскрес, и что Христос – воскресший Предтеча.
Сначала глава пребывала в Елеоне, затем у бедняка из Емесы, потом – в Константинополе. В период иконоборчества главу прятали до времени возобновления почитания святых икон. Но вот наступают последние времена Византии, уже недалеко падение Константинополя под турецким господством, уже скоро Святой Софии стать мечетью. 1204 год. Город грабят крестоносцы. Повторю уже не раз высказанную мысль – увидев судьбу христианских храмов первых веков на территории бывшей Византии, можно даже порадоваться тому, что крестоносцы оказались здесь раньше иноверцев – хотя бы часть христианских святынь уцелела до наших времен.
Именно так в одних развалинах одного дворца каноник Валлон де Сартон находит блюдо, на котором под стеклом– лицевая часть головы. Над бровью – отверстие. На блюде надпись, что эта глава – Иоанна Крестителя, а отверстие – от кинжального удара Иродиады по отрубленной голове.
Что тя наречем, пророче? Ангела ли? апостола ли? или мученика? Ангела, зане яко безплотен пожил еси. Апостола, яко научил еси языки. Мученика же, яко твоя глава за Христа усечеся. Егоже моли, помиловати душы нашя.
Каноник Валлон де Сартон решил принести голову Предтечи в Пикардию – и в 1206 году епископ города в третье воскресенье Рождественского поста торжественно встречает великую святыню. Ради главы Предтечи начинается строительство собора в Амьене – это самый великий готический памятник Европы.
В эпоху революции главу хотели отправить на кладбище, но мэр города под страхом казни сохранил мощи у себя дома, и только в 1945 году, когда окончательно миновала угроза оккупации, глава была окончательно возвращена в собор.
Голова, которая проповедала Агнца Божия, пришедшего во плоти, и возвестила всем путь спасения в покаянии по Божественным заповедям, которая обличила преступление Ирода и за это была отсечена от тела, – на время сокрытая в земле, ныне воссияла, как светозарное солнце, взывая: покайтесь и с умиленной душой обратитесь ко Христу, подающему миру богатую милость… (русский перевод стихиры службы обретения главы Предтечи)
Другая часть главы Предтечи сейчас хранится в мечети Омейядов в Дамаске – в гробнице Иоанна Крестителя. Святитель Димитрий Ростовский, описывая обретения головы Иоанна Предтечи, указывал местоположение святой главы именно в Амьене: «…Честная глава Предтечи, вторично перенесенная в Царьград, сначала положена была в царских палатах, а потом часть ее в Студийском Предтечевом монастыре; в этой обители верх главы видел паломник Антоний в 1200 г.; другая часть главы была в Петре в монастыре Продром, крестоносцами она перенесена в Амиень во Франции, часть ее перенесена в Рим и находится в церкви папы Сильвестра. Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и Угровлахийском монастыре Калуи».
«Когда мы только начинали возить сюда православных паломников, христианам на Западе была не очень знакома наша традиция поклонения мощам. Первые наши группы стали свидетелями того, как Главу извлекали из старого, добротного шкафа в ризнице. И по договоренности руководителя нашего центра и настоятеля Ахене – архимандрита Иосифа (Пустоутова) выносили для поклонения людям, приехавшим специально. Однажды, в суете, положили Главу прямо на простой «венский» стульчик, поставив его около Престола. Так мы и отслужили молебен и только после, спохватившись, староста храма, вынес красивую золотую подставу, предназначенную для таких вот особых, торжественных случаев», – рассказывает Эльвира Китнис, соруководитель паломнической службы святого апостола Фомы в Европе. Глядя на православных паломников и католики стали более благоговейно относиться к святыне.
Голова Иоанна Предтечи
После войны ученые провели несколько детальных исследований главы и установили, что эта лицевая часть главы принадлежит мужчине семитского типа возраста около 30 лет, и жил он в средиземноморском регионе в первом веке по Рождестве Христовом.
Глава Иоанна Предтечи
От земли возсиявши Предтечева глава, лучи испущает нетления, верным исцелений: свыше собирает множество Ангел, доле же созывает человеческий род, единогласно славу возсылати Христу Богу
В полупустом соборе поем тропарь и кондак Усекновению головы Предтечи, рядом с нами останавливается несколько заинтересовавшихся происходящим католиков.
В амьенском соборе
Благодарим круглолицего старосту за открытый доступ к главе, и надеемся, что больше православных паломники будут приезжать в холодный Амьен преклонить колена перед святой Предтечевой главой.
Фото Анны и Анатолия Даниловых, подготовлено при содействии паломнического центра св. апостола Фомы в Европе.
Собор Амьена
Узнать больше об усекновении головы Иоанна Предтечи вы можете из следующих статей:
Усекновении главы Иоанна Предтечи: иконы, картины, молитвы, проповеди
Служба Усекновения главы Иоанна Предтечи
www.pravmir.ru