Сергий радонежский дни почитания


8 октября 2018: день памяти преподобного Сергия Радонежского. Вот что стоит сделать для успеха и процветания

Вот что стоит сделать всем в день памяти преподобного Сергия Радонежского для успеха и процветания.

Преподобный Сергий Радонежский-один из самых любимых и почитаемых православных святых. В году есть несколько дней его почитания. 8 октября 2018 года -день преставления преподобного Сергия Радонежского. Во многих православных храмах висят иконы с его ликом. Молиться преподобному Сергию Радонежскому можно о любой своей заветной просьбе.

Однако, по традиции считается, что Сергий Радонежский помогает всем в учебе и в работе, помогает достигнуть успеха и процветания. Молятся преподобному Сергию Радонежскому и за успех в бизнесе, карьере и работе. Также молятся преподобному Сергию Радонежскому об исцелении, особенно перед операцией, во время реабилитации, перед родами.

Итак, что же необходимо сделать в день памяти преподобного Сергия Радонежского 8 октября 2018 года. Какие традиции стоит соблюдать, а на какие не обращать внимания

1.По возможности посетит службу в Храме в этот день. Чтобы помолиться Сергия Радонежскому и попросить его исполнить свою заветную просьбу.

Если же посетить Храм нет возможности, то найдите время помолиться святому дома. Сергия Радонежского просят об удачной учебе детей, успехе и процветании на весь год. Будьте готовы к тому, что ваши молитвы будут услышаны.

2. Наши предки верили, что в этот день крайне вредно жадничать и отказывать кому-то в просьбах. Для того, чтобы в доме было процветание и богатство в день памяти преподобного Сергия Радонежского угощали всех желающих чем-то приготовленным дома.

3. Также наши предки верили, что в этот день в доме обязательно должны быть пирожки или пирог с капустой. Та семья, у которой будет это лакомство весь год проживет в достатке. Народное название этого праздника -Сергий Капустник.

4. В этот день строжайше запрещалось кушать куриное мясо. Так как в народе Сергий Радонежский считался покровителем домашней птицы. Тот, кто убьет в этот день домашнюю птицу рискует навлечь на себя несчастья.

В видео слушаем молитву преподобному Сергию Радонежскому:

Источник

greenwhite.su

Сергий Радонежский: в чем помогает, дни памяти святого, молитвы

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392). Сергий Радонежский для православных россиян имеет особое значение: основатель Троице-Сергиева монастыря, он считается небесным покровителем России. По правде, это был первый святой, который появился на Руси после избавления от татаро-монгольского ига.

Святой Сергий Радонежский считается одним из самых чтимых православных святых. Более того, он известен как заступник Москвы. На образе изображен старец. У него узкое и требовательное лицо. Поднятая правая рука как будто благословляет нас, а левая держит свиток, символизируя тягу к познаниям и овладение науками. Существует масса вариантов исполнения православной иконы святого Сергия Радонежского — вышивка бисером, литая, из серебра или золота, деревянная, распечатанная или написанная красками. Каждая из этих икон станет настоящим оберегом, если душа и помыслы чисты. Икона святого Сергия Радонежского символизирует стойкость духа и преданность вере, кроткость и усердие. Образ стоит купить тем, кто хочет встать на путь истинный, кто хочет побороть гордыню и стать лучшим человеком. Коим и был святой в период земного бытия.

В чем помогает Сергий Радонежский

К образу святого обращается огромное количество людей и не раз перед ним происходили различные чудеса. Искренние молитвенные обращения непременно будут услышаны Высшими Силами. В чем помогает икона Сергия Радонежского:

  • Обращаются к святому, чтобы справиться с проблемами в учебе, причем молиться могут не только учащиеся, но и их родители.
  • Помогает молитва перед образом в судебных делах, но только в праведных. Святой поможет защититься от обидчиков и отстоять свои права.
  • Молитвенные обращения позволяют найти смирение и избавиться от гордыни.
  • Обращаться к Преподобному Сергию Радонежскому следует для исцеления от разных заболеваний.
  • Молитва перед образом поможет защититься от разных проблем и найти выход из сложных ситуаций.
  • Верующие обращаются к иконе, чтобы наладить рабочие дела и получить желаемое.
  • Молитвы к Сергию направлены также на то, чтобы получить поддержку, защиту и обрести покой в душе.
  • Читать молитвы перед образом можно не только за себя, но и за близких родственников, друзей и даже врагов.

Молитвы Сергию Радонежскому:

  • о даровании разума для учения: «О преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! О преподобный Сергий Радонежский, услышь молитву мою, прошу тебя от всего сердца, помоги рабе Божьей/рабу Божьему (Имя) сдать в учении трудном. Пошли уверенности и ясности ума, сообразительности и внимания. Помоги собраться с мыслями. На милость твою уповаю, помоги рабе Божьей/рабу Божьему (Имя). Даруй помощь во всех делах, пошли удачу. Защити. Избавь молитвами твоими от всех бед, напастей, не оставь за грехи. Преподобный Сергий Радонежский! Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. Аминь. Аминь»
  • в помощь учащимся, во время сдачи трудных экзаменов: «О преподобие и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас (имена) милостивно и, к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно, уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавится, десные же страны общникибыти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь»
  • Пресвятой Сергий не оставит в беде больных душевно и телесно людей: «О, дивный Сергий Радонежский, Пресвятой и истинный Чудотворец всея Руси! Молитва твоя укрепляла Воинства в брани и рождала источники живоносные, исходящие их чрева Матери – Земли, укрепи и мой Дух и Внутренния Воины, кои есть Господа Иисуса Присутствие и Присутствие Господа Будды, молитвами чудотворными ко исполнению Бога во всем существе моем и исторгни всю неправду, когда-либо мною творимую и запечатленную немощами, болезнями, и страданиями проживаемыми из Души и тела моего. Уповаю на тебя, Преподобный, не гнушайся меня, и помяни в молитвах своих, соверши чудо исцеления истинного во Славу Отца нашего Небесного и Матери Вечной Всемилостивой, во благо сокровенной и божественной сущности моей. Аминь и Аминь»

novogodnij-ru.ru

Диак. Георгий Максимов. Почитание прп. Сергия в дальнем зарубежье / Православие.Ru

Преподобный Сергий Радонежский, один из наиболее почитаемых русских святых, за пределами канонической территории Русской Православной Церкви известен меньше, чем, например, преподобный Серафим Саровский, святой Иоанн Кронштадтский, преподобный Силуан Афонский. Во многом это связано с тем, что преподобный Сергий не оставил после себя какие-либо творения или поучения, только пример своей жизни, запечатленной в житии.

Тем не менее, знают и любят его не только в России.   

Прежде всего, приведем краткий обзор храмов и приходов, посвященных преподобному Сергию в странах дальнего зарубежья, поскольку храмы являются местами особого почитания того, кому они посвящены, и практически все зарубежные храмы имеют прихожан из числа обратившихся местных жителей.

Здание церкви преподобного Сергия Радонежского. Берлин.     

Русская Православная Церковь Московского Патриархата имеет храмы, посвященные преподобному Сергию, в городах Порту Алегро (Бразилия), Будапешт (Венгрия), Берлин (Германия), Милан (Италия), Стокгольм (Швеция), Йоханнесбург (ЮАР), Шеньчжэнь (Китай) и Чанг (Таиланд).

Церковь Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Викентия Сарагосского, Милан.     

Русская Зарубежная Церковь имеет храмы или приходы, посвященные преподобному Сергию, в городах Буэнос-Айрес (Аргентина), Бад-Киссинген (Германия), Медан (Индонезия), Саргода (Пакистан), а также в четырех городах США: Нью-Йорке, Сан-Франциско, Парме и Саутбери.

Храм преподобного Сергия Радонежского в Йоханнесбурге.     

Православная Церковь в Америке имеет два Сергиевских храма: один в г. Лак-Лабеле (Канада) и второй в Нью-Йорке (США).

Западноевропейский Экзархат русских приходов Константинопольского Патриархата имеет посвященные преподобному Сергию храмы в городах Альбштадт (Германия), Оребро (Швеция), в Париже и Коломбеле (Франция).

Итого в настоящее время носят имя преподобного Сергия Радонежского 22 храма или прихода в 14 странах дальнего зарубежья.

Свято-Сергиевское подворье в Париже.     

Стоит особо отметить созданное митрополитом Евлогием (Георгиевским) в 1925 году Свято-Сергиевское подворье в Париже, которое задумывалось как подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и открытый при нем Свято-Сергиевский институт, мыслившийся как своего рода аналог Московской духовной академии. Хотя первоначально и подворье, и институт были в юрисдикции Русской Православной Церкви, в настоящее время они в юрисдикции «Русского Экзархата» Константинопольской Православной Церкви. Из числа выпускников института был покойный патриарх Антиохийский Игнатий IV. В первые десятилетия в Свято-Сергиевском институте преподавание велось только на русском и большинство студентов были русские, но сейчас уже давно преподавание ведется на французском и обучаются, как правило, студенты из франкоязычных стран.

Из всех перечисленных выше храмов большинство принадлежат приходам, в которых значительную часть составляют русские. Их появление – плод любви русского народа к преподобному Сергию. Однако есть посвященные ему приходы, которые полностью состоят из новообратившихся местных жителей. Таков италоязычный приход в Милане, венгероязычный приход в Будапеште, таковы миссионерские приходы в Пакистане и Индонезии. В этом случае уместно говорить о постепенном распространении почитания преподобного Сергия и в других народах.

Свидетельством этого является и появление его жития во многих переводах – не только на языки православных стран (болгарский, греческий, грузинский, румынский, сербский), но и европейских неправославных (английский, немецкий, французский, итальянский, испанский, голландский, финский, польский), а также азиатских (тайский, японский, китайский, урду).

Празднование памяти преподобного Сергия в Стокгольме.     

О том, что эти переводы оказывают большое воздействие, свидетельствуют такие истории, как обращение Марка Санавара из Пакистана. Вот что он пишет: «Когда я учился в университете, я познакомился с житием преподобного Сергия Радонежского – и с этого времени всё словно перевернулось. Простая жизнь этого аскета-подвижника буквально потрясла мои представления о том, как надо жить и верить. Он провел много лет в лесу отшельником в полном уединении, а когда митрополит Алексий попросил, чтобы он стал его преемником, Сергий отказался, предпочтя остаться простым монахом. Меня всё это очень заинтересовало, и я принялся читать о Православии – больше и больше… Святая жизнь преподобного Сергия во многом вдохновила меня на переход в Святое Православие».

Храм преподобного Сергия Радонежского в Будапеште. Интерьер.     

Подобную историю рассказывает живущий в США итальянец Ник Чиннапи: «Я был католиком, но прочитал в интернете житие преподобного Сергия. Вскоре после этого я обратился в Православие. Я считаю преподобного Сергия тем, кто сподвигнул меня к Православию. И хотя я принадлежу приходу греческой Церкви, я считаю Русскую Церковь своей матерью – и всё благодаря святому Сергию Радонежскому».

Вероятно, нечто подобное сподвигло и обратившегося в Православие француза Сергия Фурнье устроить в своем доме в Марракеше (Марокко) около 1930 года часовню в честь именно преподобного Сергия (до наших дней она не сохранилась).

Подпитывают почитание преподобного Сергия свидетельства иностранных туристов и паломников, на которых посещение Троице-Сергиевой Лавры произвело огромное впечатление. Так, один американец, в то время всерьез увлекавшийся буддизмом, на несколько недель приехал в Россию. Он пишет: «Я посетил Троице-Сергиеву Лавру и впервые приложился к мощам святого. В этих “мертвых костях”, казалось, было больше жизни, чем во всей южной Калифорнии»[1]. Впоследствии он принял Православие, а затем и монашеский постриг с именем Адриан.

О. Петр Зеленой, клирик Пармского Сергиевского собора у иконы прп. Сергия     

А вот слова японского православного паломника о молитве у мощей Преподобного: «После принятия крещения десять лет назад меня не покидает ощущение недостаточно полной веры в существование Бога. Отбросив в какой-то момент свои прежние сомнения, я через некоторое время опять чувствую определенную неуверенность. Но во время молитвы в Троицком соборе меня переполняет осознание того, что я по-настоящему молюсь Богу. Бог действительно есть, и Христос пребывал на земле»[2].

18 апреля 2010 года в Сергиевском кафедральном соборе г. Парма (США) замироточила икона Преподобного

Известны и современные чудеса, связанные с именем преподобного Сергия на Западе. Так, например, 18 апреля 2010 года в Свято-Сергиевском кафедральном соборе г. Парма (США) замироточила икона Преподобного, что было удостоверено многими очевидцами. По изучению обстоятельств епископ Кливлендский Петр (РПЦЗ) издал указ о необходимости предать гласности этот факт[3].

Помимо почитания в православной среде, можно видеть, как, по слову апостола, преподобный Сергий «имеет доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3: 7). Он является официально признанным святым в Римско-Католической церкви. В 1940 году папа Пий XII признал преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых, чье почитание благословлялось для русских католиков[4]. Хотя это решение, по-видимому, было продиктовано желанием содействовать католическому прозелитизму среди русских, однако в результате почитание преподобного Сергия распространилось и на католических приходах латинской традиции, никак не связанных с Россией.

Японские паломники в Троице-Сергиевой лавре.     

Приведем в качестве иллюстрации слова американского католического священника Роберта Макнамары: «Сергий Радонежский… был человек совершенного нестяжания и полной искренности, и ему приписываются многие чудеса. Однако главной причиной того, что он впечатлял бесчисленное множество верующих, как малых, так и великих, было теплое, исполненное любви внимание, которое он уделял всем, кто искал его помощи. Католики так же, как и русские православные, должным образом признают его как святого на все времена»[5].

Благодаря созданному в 1928 году в Англии «Братству во имя святого Албана и преподобного Сергия» имя святого Сергия Радонежского стало известно и в Англиканской церкви. В 1977 году имя Преподобного было включено в богослужебный календарь Епископальной церкви[6] (так называется Англиканская церковь США), память его помещена 25 сентября. Были примеры, когда делегации, возглавляемые епископом Англиканской церкви, совершали паломничество к преподобному Сергию.

В свою очередь, иеромонах Армянской Апостольской церкви Гевонд Оганесян упоминает преподобного Сергия Радонежского в числе тех святых Русской Православной Церкви, «наставления которых пользуются большим авторитетом в среде армянских верующих»[7].

Итак, хотя имя преподобного Сергия Радонежского в дальнем зарубежье пока известно не слишком широко, но можно уверенно сказать, что те, кто узнают о нем, начинают любить его, даже если они не являются православными христианами. В этом видно исполнение обетования Божия: «Я прославлю прославляющих Меня» (1 Цар. 2: 30).

pravoslavie.ru

Православные христиане отмечают день памяти преподобного Сергия Радонежского

8 октября православные христиане отмечают день памяти великого русского святого — преподобного Сергия Радонежского. Он был не первым русским святым, но его имя — один из главных символов православной Руси. Преподобного называют всея России чудотворцем и игуменом земли Русской — духовным учителем всего русского народа.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Преподобный Сергий построил первый на Руси монастырь в честь Святой Троицы, впоследствии получивший название Троице-Сергиевой лавры. Никто до него на Руси так глубоко не понимал важнейший христианский догмат о том, что Бог — это Троица: Отец, Сын и Святой Дух.

Преподобный родился и жил в трудное, ключевое для Руси время. Страна более столетия находилась под татаро-монгольским игом. Русские люди платили дань татарским ханам, а князья должны были ездить в Золотую Орду за подтверждением титула великого князя (ярлыком на княжение). Однако со временем Орда начала приходить в упадок, а Русь, напротив, объединяться против врагов.

Будущий святой родился в семье ростовских бояр по имени Кирилл и Мария. О дате и месте его рождения историки спорят и поныне, выдвигая разные версии. Самая популярная гласит, что будущий преподобный родился в селе Варницы (ныне Ростовской области) 3 мая 1314 года. Однако позднее семья переехала ближе к Москве, в селение Радонеж. Потому преподобный получил имя Сергий Радонежский.

Как написано в житии преподобного, которое составил его ученик Епифаний Премудрый, еще до рождения сына Мария получила знамение от Бога, что носит не простое дитя: когда она стояла в церкви на службе, младенец в ее чреве закричал во время чтения Евангелия и позже — когда пели Херувимскую песнь. Когда Мария родила ребенка, при крещении его назвали Варфоломеем.

Когда Варфоломей и его брат Стефан подросли, их отдали учиться. В те времена, после долгих лет татаро-монгольского ига, грамотность находилась в упадке, учителя и школы были редкостью, однако родители позаботились об образовании сыновей. Варфоломей усердно занимался, но ему не давалась грамота. Учителя наказывали его, родители очень огорчались, а сам мальчик все время молился, чтобы Бог просветил его разум. 

Однажды Варфоломей по поручению отца разыскивал потерявшихся жеребят и увидел под деревом монаха-старца, творившего молитву. Они помолились вместе, а потом старец дал мальчику кусочек просфоры. Родители Варфоломея, Кирилл и Мария, пригласили старца разделить с ними трапезу и переночевать в их доме. Когда вечером вся семья вместе с гостем встали на молитву, старец велел Варфоломею читать псалтирь. Мальчик, который до этого никак не мог освоить буквы, легко справился с чтением. И тогда все поняли, что в виде старца им явился ангел, сотворивший чудо. Благодаря этому чуду преподобного Сергия почитают как покровителя всех учащихся и молятся ему об успехах в учебе.

Варфоломей с детства мечтал стать монахом, а его брат Стефан стремился к семейной жизни. Он женился, однако вскоре жена его умерла. Варфоломей, которому в это время исполнилось 23 года, уговорил брата поселиться вместе с ним в глухом лесу, построить храм и жилую келью и в тишине молиться Богу. Жизнь отшельников в лесу была очень трудной. Было тяжело добывать себе пропитание и топливо для очага, в лесной чаще жили медведи и волки. К тому же отшельников искушали бесы, насылая на них страшные видения. Стефан не выдержал тягот и отправился в Москву, в Богоявленский монастырь, в котором со временем стал настоятелем.

Варфоломей остался один. Однажды к нему пришел странствующий монах и совершил пострижение молодого отшельника в монашество под именем Сергий.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Со временем слава о святом отшельнике и построенной им церкви во имя Святой Троицы распространилась по округе, и рядом с ним стали селиться другие монахи. Их община превратилась в Троицкий монастырь.

Даже будучи игуменом, преподобный Сергий трудился наравне с другими монахами, строил кельи, пек хлеб. Он не позволял братии просить подаяния в деревнях или у знатных бояр. Но со временем у обители появились благодетели, которые обеспечили монахов всем необходимым. Однажды Преподобному явилась сама Пресвятая Богородица и пообещала, что благодаря Ее покровительству монастырь ни в чем не будет нуждаться.

Вскоре слава Преподобного стала так велика, что к нему начали приезжать за советом знатные бояре и князья. Митрополит Алексий Московский хотел назначить святого своим преемником, но тот не согласился.

Однажды к преподобному Сергию приехал великий князь Дмитрий Донской. До князя дошли вести о том, что хан Мамай собирает войска и хочет напасть на русские княжества. Он, глубоко почитая Преподобного, решил просить у него благословения выступить с войском и нанести упреждающий удар. 

Преподобный сказал ему так: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

В помощь княжескому войску святой послал двух своих монахов — Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые до принятия монашества были воинами. Они оба погибли в Куликовской битве и были прославлены Церковью как святые. Сама же Куликовская битва стала переломным моментом в русской истории. После нее Русь начала крепнуть и давать отпор неприятелям.

За полгода до своей кончины св. Сергий сложил с себя сан настоятеля и назначил себе преемника — преподобного Никона Радонежского. Шесть месяцев святой пребывал в безмолвной молитве.

В сентябре 1392 года он заболел. Предвидя свою близкую кончину, преподобный Сергий собрал всех монахов и благословил их жить в мире. 25 сентября по юлианскому календарю святой отошел ко Господу. Он завещал похоронить себя как простого монаха, на кладбище. Но по просьбе троицкой братии и по распоряжению московского митрополита его погребли в храме. Во время похорон преподобного совершилось много чудесных исцелений.

После кончины преподобного его ученик Епифаний Премудрый составил подробное житие, в котором описал все труды и духовные подвиги преподобного Сергия, а также чудеса, которые совершались по его молитвам на протяжении всей его жизни и у мощей святого после его праведной кончины.

Преподобный Сергий — вопросы и ответы

— Насколько документально подтверждены факты из жития преподобного Сергия?

— Из всех упоминаемых в различных вариантах житий исследователи единогласно принимают лишь дату смерти святого — 8 октября (25 сентября ст. ст.) 1392 года. Больше точных дат в жизнеописании преподобного Сергия нет. Вызывают споры и даты рождения (называются 1314, 1319 и 1322 годы), и время монашеского пострига, и другие.

Основной источник сведений о жизни святого — житие, написанное его учеником, монахом Епифанием Премудрым (XIV век), не позднее 1422 года. Κ сожалению, «Житие Сергия» не дошло до нас в первоначальном виде: чуть позднее, в середине XV века было составлено второе житие авторства ученого серба Пахомия Логофета. Более поздние жития святого появлялись вплоть до XIX века, но все они так или иначе основывались на сведениях, указанных в первых двух источниках.

Например, место рождения преподобного Сергия — деревня Варницы под Ростовом Великим — известна лишь благодаря церковному преданию.

— В каком возрасте преподобный Сергий принял монашество?

— Из-за отсутствия точных дат оценки историков расходятся и в этом вопросе. По различным версиям, святому в тот момент было либо 20 лет, либо 23 года.

— Почему преподобный Сергий решил посвятить первый храм основанной им обители Святой Троице?

— Об этом сведений не сохранилось. Однако исследователи отмечают, что на современной территории России после разделения церквей в 1054 году и до времени преподобного Сергия не было ни одного храма в честь Святой Троицы.

— Преподобный Сергий основал Троицкий монастырь. Он был его первым настоятелем?

— Он не был ни первым, ни даже вторым настоятелем монастыря. Он стал лишь третьим игуменом Троицкой обители. Первым настоятелем стал игумен Митрофан, а после его смерти в 1344 году игуменом был избран инок, имя которого исторически источники не сохранили. К тому времени духовный авторитет св. Сергия был велик, и братия монастыря просила его принять управление обителью, однако святой отказался принимать на себя бремя игуменства до тех пор, пока ему не исполнится 33 года. 

Сан игумена Сергий принял ориентировочно после 1354 года.

— Был ли преподобный Сергий архимандритом Троицкого монастыря?

— Теоретически да. В Русской Церкви титул «архимандрит» впервые упоминается в XII в. применительно к игумену. В Киевскую эпоху в Русской церкви этот титул мог иметь только игумен одного важнейшего монастыря епархии, впоследствии архимандритами могли уже титуловаться настоятели и других значительных монастырей.

Троицкая обитель еще при жизни преподобного Сергия играла важную роль в жизни Русской церкви и могла бы считаться «архимандрией». В монастыре еще при жизни св. Сергия был по крайней мере один архимандрит: «Троицкий патерик» свидетельствует, что в 1357 году к Троицкой монашеской общине присоединился некий архимандрит Симон — впоследствии прославленный в лике святых преподобный Симон архимандрит, Смоленский (память 23 мая). Но он не был настоятелем.

В житиях преподобный Сергий именуется исключительно игуменом Троицкого монастыря.

— Известно, что св. Сергий покидал свою обитель. Зачем?

— Первый раз — около 1350-х годов: братия сложно восприняла введение общежительного устава плюс старший брат Сергия Стефан заявил свои права на игуменство.

В 1365 году Сергий отправился в Нижний Новгород мирить местных князей, братьев Бориса Константиновича и Димитрия Константиновича. 

Наконец, в 1382 году, во время нашествия Тохтамыша, преподобный Сергий оставляет монастырь и, очевидно, вместе с братией уходит в Тверь под защиту тверского князя Михаила Александровича. 

Вполне возможно, были и другие путешествия св. Сергия, о которых не сохранилось упоминаний.

— Князь Дмитрий Московский (Донской) почитал преподобного Сергия. Означало ли это, что московский правитель во всем слушался святого?

— Отношения между князем и преподобным Сергием знали и случаи расхождения между ними. Так, например, в 1378 году, когда скончался московский митрополит Алексий, а сам преподобный Сергий отказался перед этим принять митрополичий сан, перед князем встал вопрос о кандидатуре для замещения московской кафедры.

Тогда св. Сергий предложил великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия, однако сам Дмитрий имел виды на московского спасского архимандрита Михаила (Митяя). В результате политические соображения возобладали над послушанием святому подвижнику, и князь Дмитрий настоял на том, чтобы собор епископов избрал митрополитом Михаила.

Это привело к серьезному церковному конфликту и охлаждению отношений между московским князем и преподобным Сергием. Однако уже через 2 года, в канун Куликовской битвы, князь Дмитрий засвидетельствует непререкаемый духовный авторитет Сергия, явившись к нему за благословением.

— Как благословил преподобный Сергия князя Дмитрия на битву?

— Епифаний Премудрый приводит слова святого Сергия, сказанные князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и, если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». 

В этих словах, как отмечают исследователи, не содержалось ни пророчества о победе, ни уверенности в возвращении самого князя с поля боя: «если Бог поможет тебе», — сказал Преподобный.

Правда, чуть позже св. Сергий отправит вдогонку русскому войску гонца с новым посланием для князя: «Без всякого сомнения, господин, смело выступай против свирепости их, нисколько не устрашаясь, — обязательно поможет тебе Бог».

Лишь более поздние варианты жития видоизменили слова Сергия и превратили их в пророческое предсказание победы.

— Сколько было святых учеников у преподобного Сергия?

— В Соборе Радонежских святых — празднике, который отмечается 19 июля (6 июля ст. ст.), перечислены 44 святых подвижника, бывших учениками св. Сергия.

Помимо них, в число прославляемых в этот день святых входят также прославленные сродники и собеседники Преподобного, а также святые монахи Троице-Сергиевой лавры — всего более 70-ти святых.

— Сколько монастырей основал преподобный Сергий, а сколько его ученики?

— Сам Сергий основал, помимо Троицкого, еще четыре монастыря: Благовещенский на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь и Георгиевский монастырь на Клязьме. Е. Голубинский считал, что прп. Сергий также основал московский Симонов монастырь и Успенский Дубенский «на острову» монастырь на р. Дубенке, на северо-запад от Троицкого монастыря, в память о победе на Куликовом поле.

Учениками св. Сергия, по мнению русского историка Василия Ключевского, было основано 27 монастырей. Однако Ключевский учитывал только выходцев непосредственно из Свято-Троицкой обители Сергия, собственно учеников святого. Если принять во внимание обители, основанные собеседниками Преподобного, то их число возрастет до сорока. Из них, в свою очередь, выйдут основатели еще примерно пятидесяти монастырей.

— Что связывает преподобного Сергия Радонежского и Литву?

— Прямой связи, разумеется, не было: преподобный Сергий не бывал в литовских землях. Но приблизительно в 1376 году Вселенский патриарх Филофей прислал преподобному Сергию в качестве благословения монашеский параман, схиму и крест с частицами мощей византийских святых и трех литовских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, принявших мученическую кончину в 1340-х годах и прославленных в 1374 году в Константинополе.

Фото: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

— Когда преподобный Сергий был прославлен в лике святых?

— Точной даты этого церковного деяния не сохранилось. До так называемых Макарьевских соборов (1547 и 1549 гг.) в Русской церкви не было единых канонических правил и процедур канонизации новых святых, и, возможно, почитание преподобного Сергия сложилось само собой.

Церковный историк Евгений Голубинский считал, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру в 1448 году. Называют также и более позднюю дату — 1452 год.

— Почитают ли Сергия Радонежского в Католической церкви?

— До середины XX века отношение католиков к святым Восточной церкви было однозначное: после разделения Церквей в 1054 году не могло быть речи о признании святости подвижников православия.

Тем не менее, в 1940 году папа Пий XII благословил русским католикам почитать преподобного Сергия Радонежского в числе нескольких древнерусских святых.

В 1969 году по распоряжению папы Павла VI имя преподобного Сергия впервые включено в общецерковный мартиролог Католической церкви. День его памяти у римо-католиков — 25 сентября по григорианскому календарю.

Известно также, что кардинал Йозеф Алоиз Ратцингер после избрания его римским папой рассматривал в качестве одного из возможных папских имен имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. Ему помешали это сделать соображения церковно-политического характера — в первую очередь, возможное недовольство таким выбором со стороны католиков Восточной Европы.

Рублев.com

pravlife.org


Смотрите также