Каждому православному при крещении дают имя. С ним он идет по жизни, если не захочет кардинально изменить его на каком-то этапе. Желая иноческого жития, человек меняет имя, доказывая свою готовность к полному духовному перерождению. Все народы мира знают, что перемена имени — перемена судьбы. Именно поэтому у языческих народов существовало табу на имя собственное, подменяемое другим именем. Но вот вопрос: что происходит, когда меняется не все имя, а только его часть? Насколько такая перемена влияет на дальнейшую жизнь? И влияет ли вообще? А, может, такая перемена — лишь констатация факта, что жизнь уже изменилась?
Эти вопросы давно не давали мне покоя. С тех самых пор, как прочла в Библии: «Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт. 17: 4-5). И еще: «И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее» (Быт. 17: 15-16). Правда, в еврейской энциклопедии дана несколько иная трактовка имен: «Бог повелел, чтобы отныне Аврам именовался Аврахамом (возведение этого имени в Библии к ав хамон гоим — «отец толп народов» носит характер народной этимологии), а Сарай — Сарой, и чтобы «весь мужской пол в доме Авраама был обрезан»[1]. Как бы там ни было, но бездетные доселе праотцы стали основателями рода, которому дан завет: «Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:7). Начало новой династии ознаменовано переменой имени — поворотный момент для всей истории человечества.
Поворотным моментом для русской истории стал, безусловно, раскол Русской Церкви XVII века. Всем, кто задался целью изучить раскол, рано или поздно становится ясно, что его нельзя воспринимать только в религиозном ключе. Мозаичные исследования по «книжной справе», деканонизации русских подвижников веры, реформе иерархического устройства Церкви при Петре и т.п. факты складываются в «мастерски» выполненную мозаику. Картина, сложенная из кусочков событий, говорит о том, что на Руси была проведена не просто церковная реформа, а масштабная реформа по дерусификации нашей истории и культуры.
Одним из мозаичных аспектов реформы является сфера ономастики — науки об именах собственных. Ранее нам приходилось писать о культурологическом отличии имен Николы и Николая, о различении русскими людьми этих имен. Однако проблема различного написания и произношения имен собственных куда глубже, чем кажется на первый взгляд. В Деяниях святых апостолов есть четкая фраза, указывающая христианам на важность и значение имени Спасителя: «…и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:11-12). Это апостольское изречение стало отправной точкой для горячей полемики, которая развернулась вокруг имени Христа. Напомним уже цитированного нами в другом материале («Родной Никола, чужестранный Николай») протопопа Аввакума. В главе «О изменении благолепоты церковныя и о развращении книг» он пишет: «Не токмо святыя книги изменили, но вся речи, силы и имена преложив на странныя пословицы. Глаголют бо Ісуса Христа — “Іисусом”, Николу чюдот[ворца] — “Николаем”, великомученицы Парасковии — “Параскева”. Да многим святым имена преложили и пременили, да терпит им Христос свет и Никола чюд[отворец] до суднаго дне, тогда им весь указ будет».
Удвоение «и» в имени Спасителя — буквальное калькирование греческого имени. При транскрипции справщики ориентировались не на устную традицию греческого языка, не на произношение, а только на написание, которое не учитывало также нормы и русского языка. Не говоря уже о том, что изменение имени Христа влекло искусительное толкование слов молитвы. Некоторые сторонники старой веры считали, что никониане молятся «Господу и Ісусу Христу», намекая на то, что их «господом» стал антихрист. Против этого выступил Ксенос в «Окружном послании», написанном против «богохульных мудрований».
Не обожествляя имя Спасителя, чуткое ухо наших духовных предков уловило лживую политику книжных справщиков, безоглядно нарушающих основные законы родного языка. А вот для контраста позитивный пример. В поэме Александра Блока «Двенадцать», соблюдая ритмику и нормы языка, поэт пишет:
Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.
У Сергея Есенина есть стихотворение, которое так и называется «Исус-младенец». Думаю, подобные примеры можно еще привести.
Ассимиляция новых имен, пришедших из неславянских языков, началась сразу после принятия Русью Крещения. В древнерусской письменности встречались варианты одного и того же имени, его разночтения. Нет оснований утверждать, что в средневековой Руси были обязательные списки имен, «канонические» святцы, т.к. они постоянно редактировались и дополнялись. Исследователи А. В. Суслова и А. В. Суперанская считают, что история так называемых календарных имен отражает взаимодействие русского народного языка и церковнославянского, официального языка русской православной церкви. Этот процесс проявился в преобразовании личных имен, в приспособлении «христианских» имен к условиям русской языковой среды[2].
Рубежом в русской антропонимии явился XIV век, когда началось складывание централизованного государства. Тогда же возросло влияние церкви на все сферы жизни, что не могло не отразиться и на именах. Так постепенно исчезали «вторые» имена, имевшие языческое происхождение. Андрей Кобыла и Федор Кошка канули в прошлое. Постепенно возникла оппозиция народной и литературной формы имен: Авдотья — Евдокия, Настасья — Анастасия, Ефимья — Евфимия и т.п.
И. И. Срезневский в середине XIX века опубликовал месячные Минеи XI-XIII веков. Они доказывают, что древнерусские переписчики богослужебных книг были хорошо образованными людьми, которые зафиксировали наиболее приемлемые варианты имен в той именно орфографии, которая соответствовала их живому звучанию: Катерина, Нестер, Демьян, Куприян, а не те, которые зафиксированы в более поздних церковных книгах: Екатерина, Нестор, Дамиан, Киприан и т.д. Освоение новых имен древнерусским языком шло посредством перестановки гласных и согласных звуков, замены некоторых звуковых сочетаний на более привычные для русского уха, которые соответствовали особенностям нашего языка, а также образованием уменьшительных и ласкательных форм. Например, еврейское имя Иоанн (Iōḥānān — Йоханан) получает русскую форму Иван, а в просторечии сокращается до Вани.
Раскол Русской Церкви стал очередным этапом реформы языка. Наряду с «правкой» богослужебных текстов изменению подверглись календарные имена. В результате произношение и написание многих личных имен оказалось максимально приближенным не к греческим, а к юго-западным церковным традициям. К тому же из-за скорости «книжной справы» никоновские издания имели опечатки. «Таким образом, сложившаяся в русском языке традиция произношения и написания календарных имен была в XVII веке разрушена в законодательном порядке»[3]. В церковный обиход насильственно вернули те имена, от которых отказалась русская устная традиция.
Правды ради надо сказать, что в то время в языковых формах имен еще ощущался некоторый «колебательный процесс», связанный с освоением новых земель. Ранее в деловой переписке неправильное или в унизительной форме написанное имя могло повлечь обвинение в нанесении бесчестья. Поэтому 25 марта 1675 года был издан указ, которым предписывалось: «будет кто в челобитье своем напишет в чьем имени или в прозвище, не зная правописания, вместо о а, или вместо а о, или вместо ь ъ, или вместо iь е, или вместо и i, или вместо о у, или вместо у о, и иные в письмах наречения, подобные тем, по природе тех городов, где кто родился, и по обыклостям своим говорить и писать извык, того в безчестье не ставить и судов в том не давать и не разыскивать»[4]. Однако кардинального значения на утверждение новых языковых норм в именах собственных данный указ не имел.
По мнению вышеупомянутых исследователей, нормы русского произношения имен, сложившиеся к XIV веку, сохранились преимущественно в староверческой среде. В этих нормах отсустствовали удвоенные гласные и согласные, а также двоегласные сочетания: Филип, Исак, Аврамий, Иван, Федор. В результате исправлений XVII века, господствующая церковь, напротив, стала пользоваться формами Филипп, Исаак, Авраамий, Иоанн, Феодор, не соответствовавшими нормам живого русского языка. Так что обвинения староверов в приверженности «букве», а не духу закона, при взгляде на развитие отечественной ономастики, выглядят более чем одиозными.
В XVIII-XIX веках, под влиянием заимствований из западноевропейских языков слов с удвоенными согласными (напр., нем. Offizier), начался обратный процесс. Согласные стали удваиваться в тех именах, в которых удвоения не было изначально: Иларион — Илларион, Сава — Савва и т.д. Поворотным моментом в деле унификации имен стало издание святцев Санкт-Петербургской синодальной типографией в 1891 году. По епархиям Российской Империи был разослан указ. В нем строго предписывалось давать имена крещаемым только по данному месяцеслову. В статье «Журнала Московской Патриархии» №12 за 2006 г. отмечается, что в конце XIX — начале XX века Церковь издавала только месяцесловы, но не календари: «До сего дня узаконенными церковными месяцесловами являются следующие три, изданные по благословению Святейшего Синода: 1) Месяцеслов всех святых, празднуемых Православною Восточною Церковию. СПб., 1891; 2) Христианский месяцеслов. М., 1900; 3) Верный месяцеслов всех русских святых. М., 1903»[5]. Обращаю ваше внимание на слово «узаконенные».
Говорить о западном влиянии на синодальную церковь банально. Ономастика дает интересные примеры такого влияния. В «Современном словаре личных имен» приводятся краткие характеристики каждого имени. Например:
Сава рус. 1) орф. в-т им. Савва; 2) сокр. к Савватий, Савелий и др.
Савва* рус. [из греч. Sabba(s) усечение им. Sabbation см. Савватий; до XVII в. писалось с одним в][6].
Очевидно, что имя Савва — калька с греческого, без учета норм русского языка, сократившего имя до удобного в произношении имени Сава. Или: Иларион* рус. [из греч. Hilarion < hilaros весёлый]; орф. в-т Илларион; разг. Ларион; ит. Ilarione Иларионе; рус. сокр. Лара, Ларик; ср. Иларий. Илёр фр. см. Иларий[7]. Заметьте, что удвоение согласной в имени — лишь орфографический вариант. Изначально даже в греческом языке двойной согласной не было!
В середине ХХ века сформировалась акустическая теория речеобразования. Одним из родоначальников ее стал шведский инженер-акустик и фонетист Гуннар Фант. Теория использует технические характеристики частоты основного тона человеческой речи и другие малопонятные гуманитариям вещи. При знакомстве с этой теорией мне врезалось в память понятие об «акустическом теле» слова. Справедливо заключить, что свое акустическое тело имеет имя человека. Логично также сделать вывод, что сложившаяся к XVII веку система русских имен полностью соответствовала акустическим характеристикам именно русской речи. И нет никакого здравого смысла в том, чтобы писать и произносить церковные имена на иностранный манер. И если в языке — душа народа, то ломка языка — это попытка трансформировать наши души. Можно перекроить русское платье на немецкий манер, но русский язык на «немецкий» — нельзя. Да и само слово «немцы» недаром произошло от понятия «немота». Протопоп Аввакум предупреждал: «Не подобает бо своего языка уничижати, а странными языки украшати рещи».
[1] http://www.eleven.co.il/article/10045
[2] Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. — Л., 1991. С. 48.
[3] Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах… С. 56.
[4] Полное собрание Законов Российских. I, 1830, № 597. С. 960.
[5] Официальный церковный календарь: этапы формирования. http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/06/12-06/13.htm
[6] Суперанская А.В. Современный словарь личных имен. — М., 2005. С. 191.
ruvera.ru
Старинное и почти забытое мужское имя Савва снова становится популярным. У его обладателей необычный характер и судьба, они всегда умеют добиваться поставленных целей.
В переводе с арамейского «сава» означает «старый» или «мудрый». В эпоху раннего христианства имя Савва часто давали при пострижении в монахи. Затем оно стало очень распространенным, о чем свидетельствует множество произведенных от него фамилий. Правда, в дворянских семьях ребенка так называли редко. Исключением является Сербия, в которой с XIII века до наших дней особо почитают святителя Савву (Саву), основателя автокефальной православной церкви. В этой стране значение имени определяется как «светлый», оно широко используется от средневековья до текущего времени, к тому же имеет и мужскую, и женскую формы.
В нашей стране в XX веке имя Савва перешло в разряд очень редких. Лишь совсем недавно оно вместе с другими старинными звучными именами стало обретать вторую жизнь. Иногда его используют и как сокращенную форму от Савелий или Савватий, происхождение и значение которых совсем другое. Что же касается мужчин, прославивших это имя, то среди них можно назвать:
Поскольку полное имя Савва содержит немного звуков, его не сокращают. В качестве уменьшительно-ласкательных обращений используется Савик, Савчик, Ава, Авик, Савушка, Савонька и т.п. Нужно помнить, что отчество от этого имени – Саввич или Саввична. Просторечное «Саввишна» может быть дружеским или шутливым обращением, а вот «Саввович» и «Саввовна» противоречат нормам русского языка.
Это имя есть в католическом и православном церковных календарях. У мужчин разных национальностей оно пишется и произносится следующим образом:
Страна | Написание |
Россия, Украина | Савва |
Беларусь, Сербия, Болгария | Сава |
Польша | Saba |
Португалия, Испания | Sabas |
Греция | Σάββας |
В загранпаспорте употребляется написание SAVVA
Такое имя часто давали представителям церкви и монашества, многие из которых прославились своими деяниями. Поэтому в православном календаре имеется 27 дней, когда совершается поминание святых с наречением Савва, а именины можно максимально приблизить ко дню рождения или крещения. По традиции наиболее важными из таких дат являются:
Святой Савва, именуемый Освященным, проживал в Каппадокии, затем в Палестине в конце V – начале VI вв. В 8 лет, временно оставшись без попечения отца, он был поселен в монастыре, а затем отказался уходить оттуда. Саввой Освященным была построена пещерная церковь, основано семь монастырей, создан Иерусалимский устав, по которому и сейчас проходят православные церковные службы. Его молитвами появился источник воды, прошел дождь в засуху, исцелялись больные.
Савва Стратилат (воевода) жил в конце III в. и происходил из готов. Он исповедовал христианство, помогал бедным и навещал узников в темницах, а также мог исцелять и изгонять бесов. Когда император Аврелиан потребовал, чтобы Савва отрекся от Христа, воевода отказался и отдал ему пояс, знак своего отличия. Мученик стойко перенес все пытки, оставшись невредимым. В темнице Савве было видение Христа, повелевшего ему не бояться и дерзать, а на следующий день святого утопили в реке.
Согласно народному календарю, на Савву зимнего замерзали водоемы, начинался санный извоз. Этот день считался удачным для сватовства и неподходящим для тяжелой работы, вместе с днями Варвары и Николая он составлял триаду предрождественских праздников. Савва весенний назывался еще и «голодным», поскольку к этому времени обычно заканчивались прошлогодние хлебные запасы.
Савушка в детстве чаще всего обладает спокойным характером и производит впечатление застенчивого и даже замкнутого ребенка. Основной причиной является то, что его интеллект превышает средний уровень для мальчика этого возраста, и общение со сверстниками для него малоинтересно. Он углублен в себя и, несмотря на медлительность, очень любознателен и трудоспособен. В то же время Савочка часто не уверен в себе, и если родители не помогут ему справиться с этой проблемой, мальчик и во взрослом возрасте будет необщительным.
Серьезность и основательность помогут Савчику хорошо справляться со школьными заданиями и заслужить одобрительное отношение учителей. Он много читает, интересуется предметами, выходящими за рамки программы. Желание самовыражения способствует развитию в мальчике творческого начала, он может заниматься музыкой, играть в самодеятельном театре. Он успешен в тех видах спорта, где требуется выносливость. Благодаря такому ценному свойству организма Савик проявляет хорошую активность и редко болеет, а если это случается, он восстанавливается весьма быстро.
Если в школьные годы Савве удастся побороть неуверенность в себе, то его судьба будет счастливой. Решительность, трудолюбие и выносливость помогут не только самому достичь задуманного, но и организовать работу команды. Он не побоится принять ответственность на себя, хорошо оценивает возможности других людей и рассчитывает на их поддержку. По натуре это прирожденный лидер, однако присущая ему замкнутость и отстраненность могут привести к непониманию со стороны окружающих и конфликтам с ними. Основная тайна личности Саввы — склонность к высокомерию и критическому восприятию уровня развития других людей. При этом его замкнутость может перейти в импульсивную реакцию, которая, впрочем, быстро стихает. То же происходит, если кто-то заденет самолюбие Саввы.
Достоинства личности Саввы | Недостатки его характера |
Серьезность | Медлительность |
Основательность | Критичность |
Высокий интеллект | Высокомерие |
Надежность | Повышенное самолюбие |
Трудолюбие | |
Ответственность |
Неторопливость Саввы заметна и в его личной жизни. Даже в молодости он склонен проявлять скорее заботу и потребность защитить, чем пылкие чувства. Он очень ответственно относится к браку. Его избранница будет редко слышать слова любви, и ей не нужно на них настаивать. Мысли и поступки мужа будут направлены на благосостояние семьи и на то, чтобы жена ни в чем не испытывала трудностей – хотя некоторые из ее поступков могут быть подвергнуты критике. Однако появление детей буквально преобразит Савву – он станет очень нежным и любящим отцом. В немалой степени благополучие брака будет зависеть от совместимости имен мужа и жены.
Счастливый брак для Саввы | Проблемный союз |
Александра | Алиса |
Валентина | Валерия |
Зинаида | Инна |
Зоя | Ксения |
Любовь | Светлана |
Надежда | |
Ольга | |
Полина | |
София | |
Татьяна |
Успех в делах и работе очень важны для Саввы. Он серьезно относится к получению образования и квалификации и в дальнейшем стремится максимально быстро выйти на самый высокий профессиональный и должностной уровень. Он интуитивно оценивает возможную успешность нового проекта и будет участвовать только в прибыльных начинаниях. Лучшими сферами деятельности для носителя такого имени станут бизнес и промышленность, а наиболее эффективно он действует на руководящей должности в команде, которую сформирует сам. Поскольку у Саввы часто присутствуют творческие задатки, он может стать известным литератором, музыкантом, художником.
mirzodiaka.com
Савва. Значение имени имеет три версии происхождения. Каковы же они? Согласно первой, имя происходит от древнеарамейского “саба” или “сава”, что переводится как “старец, мудрец, старик”. По второй - переводится с греческого как “из народа собой”. Третья версия дает древнееврейский вариант - “шаббат”, переводится как “суббота”.
Формы имени Савва
Уменьшительно-ласкательная форма имени - Савушка. Краткая - Савко, Савка, Савва. Полное имя - Савелий - в переводе означает «желанный», «испрошенный у Бога». Есть мужское имя, которое пишется с одной буквой «в», - Сава. Имя Савва является также сокращенной формой мужских имен Саверий, Савиан, Савватий и женских Савватия, Савелла, Варсава, Савина.
Савва: значение имени в детстве
Мальчик с этим именем растет крепким, здоровым малышом, не доставляющим своим родителям больших хлопот. Савушка - веселый и добродушный ребенок, он прекрасный друг, обладающий огромный сердцем, в котором найдется место каждому.
Савва: значение имени в формировании характера
Мужчина с этим именем - яркий пример целостной, честной личности. Он принципиален, иногда это ему сильно вредит. В общении с людьми не всегда хватает Савве гибкости. У него очень богатый и многоцветный внутренний мир, он постоянно ищет новые знания, самосовершенствуется. Много времени проводит в чтении, отдавая предпочтение глубокой, дающей пищу для ума литературе, любит классику. Савва - духовно чистый человек, далекий от мелочности, склок и интриг. Имя Савва - мягкое и теплое, как и его носитель, который щедр и богат душевностью. Он одаривает собой не только родных и близких, но даже незнакомых людей, если они нуждаются в его покровительстве и заботе. Получив хорошее образование, Савва не всегда удачно его реализует. Бескомпромиссность, верность принципам очень часто мешает Савве делать успешную карьеру. Савва стоит во весь рост там, где нужно пригнуться и подождать, пока гроза пройдет мимо. Среди мужчин с именем Савва много врачей, переводчиков, архитекторов, актеров. Они живут в гармонии с собой и окружающим их миром. Савва - изобретательный мудрец, широко мыслящий и способный на неординарные поступки. Он расположен к дисциплине и повиновению. Перед принятием решения все тщательно продумывает и взвешивает, чтоб не допустить ошибку. Справедливость и ответственность являются его отличительными чертами. Он честолюбив, мечтает о почестях и наградах, ценит постоянство, любит установленный порядок и подчиняется ему. Особенностью характера Саввы является стремление к одиночеству.
Савва: значение имени в отношениях с женщинами
Несмотря на то что он не выделяется яркой внешностью, его харизма притягивает женщин. Савва предпочитает зрелых, умных, мудрых и остроумных женщин. По своей природе он однолюб. Секс не стоит у него на первом месте, иногда он отдаст предпочтение простой, душевной беседе, сидя в обнимку с любимой, или просмотру фильма. Савве, в отличие от большинства мужчин, нет необходимости утверждаться при помощи секса. Он предпочитает духовные ценности, такие как культура, преданность, честность, любовь. Если у Саввы рождаются сыновья, они наследуют характер своего отца.
fb.ru
Выбирая имя для ребенка, стоит задуматься, как это имя повлияет на его судьбу. Простой способ выбора имени – довериться церковным святкам. Считается, человек, названный в честь святого, будет под его покровительством всю жизнь.
Имена Савва и Савелий носили святые преподобный Савва Сторожевский, Савва Сербский, Савва Стратилат, святой Савелий и др. Имена Савва и Савелий, разные по звучанию и происхождению, часто отождествляются. Так, уменьшительное имя Савелий может быть Сава и Савва. Однако это разные имена. А какое значение у имени Савва?
Этимология полного имени Савва неоднозначна. Корни его в одном из вариантов древнеарамейские и значит старый, мудрый. Другой вариант возникновения – это имя древнееврейское, определяется как повиновение, полон (плен).
Имя Савелий тоже имеет два варианта происхождения. В древнееврейском варианте оно означает «вымоленный у Бога, долгожданный», а в латинском — «немудреный, неприхотливый».
к содержанию ↑Ребенком Савва выглядит старше своих сверстников. Застенчивость и робость сочетаются в нем с трудоспособностью и целеустремленностью. Спокойный и послушный, мальчик растет здоровым, крепким ребенком, не доставляя хлопот своим родителям.
Значение имени «мудрец» предопределяет его успехи в школе. Медлительный, но упорный, заслуживает одобрения учителей. В детстве стесняется своего редкого имени, но с возрастом начинает гордиться. Цельная натура, Савва с годами не меняется.
Савва — человек спокойный, жизнерадостный, уравновешенный, не склонен к интригам. Способен принимать волевые решения, но, боясь ошибиться, склонен к сомнениям. Умело скрывает бушующие страсти и самолюбие под внешним безразличием. Савва не любит шумных компаний, предпочитая одиночество, но вместе с тем открыт для мира, сосуществуя с ним в гармонии.
Настоящих друзей у Саввы немного, так как он чрезмерно требователен в их выборе. Благодаря своей бескомпромиссности и прямолинейности, не достигает высот в карьерном росте. Обладает чувством превосходства и снисходительность к окружающему миру, порой обжигаясь и теряя свою самоуверенность, но это случается не часто.
Мечтает о славе, но редко делает шаги, которые помогли бы ему добиться известности, так как предпочитает во всем следовать установленному порядку. Хорошо понимает людей, может увлечь их своими идеями, но требует от них самостоятельности и дисциплинированности.
Разногласия, возникающие с окружающими, Савва может быстро разрешить благодаря великолепному чувству юмора. Не имея склонности к мимолетным интрижкам, строит серьезные отношения со своей избранницей. Стремление к материальному благополучию, покладистый характер, уважение к своей «половинке» позволяет ему создать крепкую семью.
к содержанию ↑В детстве Савелию кажется, что его особенное имя привлекает к нему внимание, тогда как ему этого совсем не хочется. Савелий настороженно относится к чужим людям, не питая доверия к ним. Это заставляет его замыкаться, выглядеть этаким бирюком.
Доброта и отзывчивость проявляется в его любви к животным. Испытывает трудности в учебе в школе, но учится хорошо. Обладая от рождения хорошим здоровьем, любит закаляться. Такие черты характера, как присущая с детства скромность и нежелание выделяться из толпы, Савелий переносит и во взрослую жизнь. Друзьями Савелия становятся люди, похожие на него по характеру.
Савелий, несколько замкнутый и нелюдимый, редко бывает лидером, он скорее «ведомый». Обладающий магнетизмом, умеет притянуть к себе любого человека. Испытывая неуверенность в своих силах, Савелий часто производит на окружающих впечатление человека решительного и несколько черствого. Однако это впечатление ошибочно.
Он нуждается в поддержке и признании общества. Благодаря своей скромности, с детства не любит выделяться из толпы. У Савелия хорошо развита интуиция. Умение выслушать собеседника и обсудить его проблемы привлекает к нему окружающих. Прежде чем открыть свою душу, долго оценивает человека, редко доверяя кому-либо полностью и пряча свои переживания внутри.
Целеустремленность и невероятное трудолюбие Савелия позволяют ему добиться любой цели, при этом он полагается только на собственные силы, так как не слишком доверяет людям. Работа для Савелия – важная составляющая часть его жизни. В рабочем коллективе никогда не вступает в конфликты, пользуется уважением за ответственность, обязательность и пунктуальность.
В трудную минуту всегда придет на помощь без лишних слов и суеты. Вступить в брак Савелий не спешит, но, решившись на этот шаг, становится хорошим семьянином. Савелий проявляет себя как хозяйственный и домовитый муж и отличный отец, на которого всегда можно положиться. Много внимания уделяет детям, любит заниматься с ними разными поделками.
к содержанию ↑Даты именин Саввы: 14 января, 25 января, 27 января, 1 февраля, 21 февраля, 5 марта, 15 марта, 2 апреля, 7 апреля, 10 апреля, 12 апреля, 15 апреля, 24 апреля, 28 апреля, 7 мая, 19 мая, 25 мая, 26 июня, 21 июля, 2 августа, 9 августа, 23 августа, 25 августа, 9 сентября, 10 сентября, 12 сентября, 20 сентября, 1 октября, 11 октября, 14 октября, 23 октября, 13 ноября, 14 ноября, 25 ноября, 5 декабря, 16 декабря, 18 декабря.
Именины Савелия 30 июня, 3 декабря.
к содержанию ↑Несмотря на скромность, люди, носящие имя Савва, могут стать выдающимися в той области, которая им интересна. Наиболее известные люди, носящие имя Савва — Савва Морозов и Савва Мамонтов – российские предприниматели и меценаты, Савва Рагузинский-Владиславич – российский дипломат, Савва Дерунов – русский поэт, общественный деятель, Савва Тетюшев – русский купец, Савва Ямщиков – русский реставратор, публицист.
Нерешительность, характерная для людей, носящих имя Савелий, не мешает им приобрести известность в тех видах деятельности, к которым они склонны.
Имя Савелий связано с такими известными людьми, как Савелий Гринберг – русский поэт, Савелий Крамаров – знаменитый советский киноактер, Савелий Тартаковер – выдающийся шахматист начала 20 века и сильнейший шахматный теоретик, Савелий Дудаков преуспел в области истории, Савелий Златопольский – русский революционер, народник.
Рекомендуем посмотреть видео — «Значение имени Савва»:
www.hiromantia.net