Праздник вознесения господня


Вознесение Господне. История и традиции

Вознесение Господне — подвижный двунадесятый праздник, совершаемый в сороковой день после Пасхи, то есть он всегда бывает в четверг шестой недели после Пасхи. В этот день вспоминается, как после воскресения Исус Христос привел своих учеников на Елеонскую гору и вознесся на небо, а также дал обещание о Своем втором пришествии. Этот праздник, установленный еще во времена апостолов, ежедневно вспоминают все православные христиане, читая Символ Веры.   

Содержание

Вознесение Господне. Событие праздника

После своего Воскресения Господь многократно являлся своим ученикам. Об этом повествуют все евангелисты. О событиях после Пасхи и Вознесении Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа рассказано в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53). Об этом говорится и в книге Деяний апостольских, составленной евангелистом Лукой:

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Исус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Исус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1:1-11).

«Днесь от горы Масличныя вознесеся во славе». Это настолько важное событие, что в православном Символе Веры оно упоминается вслед за Воскресением Христовым:

И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а. И# пaки грzдyщаго со слaвою, суди1ти живhмъ и3 мeртвымъ, є3г0же цrтвію нёсть концA.

Господь Исус Христос вознесся на небо на глазах Пресвятой Богородицы и апостолов с Елеонской (Масличной) горы. Это самая большая вершина возле Иерусалима (в настоящее время находится в пригороде). В конце XIX века при раскопках здесь были найдены мозаичные полы византийских церквей VI–VII вв. 

Вознесение Господне. История праздника

Изначально празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).

Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Не случайно Вознесение отстоит от Пасхи на 40 дней. Этот период времени многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Таким образом, сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.

Вознесение Господне. Богослужение

Накануне Вознесения совершается отдание Пасхи. Вечером в среду начинается праздничная служба, структура ее схожа с прочими двунадесятыми праздниками. Тексты песнопений описывают восхождение Господа на небо и встречу Его ангелами, а также поясняют символический смысл события праздника:

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и  Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

За вечерней службой читаются также три паремии — отрывки из ветхозаветных книг, содержащих пророчества о Вознесении Господа. В первой паремии (Исаии II, 2-3) содержится пророчество о горе́ дома Господня, к которой потекут все народы и скажут: приидите, войдем на гору Господню, в дом Бога Иаковля, и Он научит нас путям своим; во второй (Исаии LXII, 10-12, LXIII, 1-3, 7-9) предска­зывается о величии и славе Спасителя; в третьей (Захар. 14, 1, 4, 8, 11) предсказывается, что Господь станет на горе Елеонской и в тот день будет Господь Царем над землею:

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

На Утрени читаются два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

Библиотека Русской веры Канон Вознесению Господню →

Читать онлайн

С праздником Вознесения Господня совпадает иногда день памяти великого святого. На этот случай в богослужебном Уставе имеются указания, как совместить обе службы.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст:

Вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, рaдость сотвори1въ ўчн7кHмъ свои1мъ њбэтовaніемъ с™aгw д¦а, и3звэщeніе пріє1мше ћвэ бlгословeніz рaди, ћкw ты2 є3си2 сн7ъ б9іи и3збaвитель мjру.

Русский текст:

Ты вознесся во славе, Христе Боже наш, доставив радость через обещание им Св. Духа, и заверив (утвердив) их через Твое благословение, что Ты Сын Божий, Избавитель мира.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Е$же њ нaсъ соверши1въ смотрeніе, и3 ћже на земли2 соедини1въ с8 нбcными, вознесeсz во слaвэ хrтE б9е нaшъ, и3 никaко же tлучazсz, но пребывaz не tстyпнw, и3 вопіS лю1бzщимъ тz, ѓзъ є4смь съ вaми, и3 никто2 же на вы2.

Русский текст:

Совершив наше спасение, Христе Боже наш, и соединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небеса, но не покинул и земли, неотступно пребывая на ней и взывая любящим Тебя: «Я с Вами, никто против вас».

Вознесение Господне. Народные традиции

Вознесеньев день — последний весенний праздник на Руси. «Дошла Весна-Красна до Вознесеньева дня, послушала в последний раз, как «Христос Воскрес» поют, — тут ей и конец пришел!» — говорят в народе. «Весна с Вознесенья на небо возносится — на отдых в рай пресветлый просится!» — можно услышать в поволжских деревнях. «Не век девке невеститься: на что весна — красна, а и та на Вознесенье Христово за лето замуж выходит!», «И рада бы весна на Руси вековать вековушкой, а придет Вознесеньев день — прокукует кукушкой, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется!», «Цвести весне — до Вознесенья!», «Придет Вознесеньев день, сбросит с плеч Весна-Красна лень, летом обернется-прикинется — за работу в поле примется!» — гонятся одна за другой русские пословицы. А весна и вправду со дня Вознесения Господня уступает на политой трудовым потом русского пахаря земле место жаркому лету с его работами. 

По старинной примете, в канун Вознесения Господня и соловьи звонче поют, чем во все остальное время. Знают словно и они, что это последняя ночь пребывания воскресшего Христа на земле. Поэтому нельзя в этот день соловья, птицу певчую, подстерегать-ловить. Кто поймает — ни в чем тому целый год спорины не будет, вплоть до нового Вознесеньева дня.

По народному преданию, сорок дней ходит Спас по земле, с Воскресенья до Вознесенья: «К Вознесеньеву дню все цветы весенние зацветают — Христа-Батюшку в небесные сады потаенной молитвою провожают».

С праздником Вознесения Господня связано у песнотворца-народа древнее сказание о каликах перехожих. По народному представлению, со Светлого Христова Воскресения до Вознесенья тяжкий грех отказать нищему-убогому-захожему в посильной милостыне; грешно не поделиться с просящим во имя Христово, если есть чем поделиться.

«Веселятся небеса,        И радуется земля        Вкупе с человеки,        Всегда и вовеки,        Все ангелы, архангели,        Небесных силы,        Апостоли, пророцы        С мученики святыми,        С преподобными со всеми,        Угодники Господни!» —

воспевают убогие люди Божии, сидящие у церковных папертей в день Вознесения Господня с чашками в руках.

«Вознесыся на небеса, Боже!       Милость Твою кто изрещи може?        Уста Твоих верных        О безсмертных        Не могут вещати.        О чудеси, на небеси и в мори!        Славы Твоея полна земля, горы,        Холмы торжествуют,        Ликоствуют,        Зрят Господню славу.        Масличная гора веселится,        Егда Господь в небо возносится»…

На праздник Вознесенья в деревнях пекли пироги с зеленым луком, а главное особенное кушанье — хлебные «лесенки. Такие лесенки делались обязательно с семью перекладинками, как бы ступеньками, по числу семи небес апокалипсиса. Прежде эти пироги и лесенки освящались в церкви, относились на колокольню и бросались вниз на землю. При этом, конечно, гадали о том, на какое из семи небес суждено попасть гадающему. Когда все семь ступенек оставались целы, это указывало гадальщику прямой путь на небо, и наоборот: если лесенка разбивалась в мелкие куски, то тем самым обнаруживала страшного грешника, который ни на одно из небес не годится.

Во многих местах существовал обычай ходить на Вознесенье в гости по родным и знакомым. Это в старину называлось «ходить на перепутье», причем гости приносили хозяевам в подарок лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем. На старой Москве было в этот день веселое гулянье весеннее — по площадям, вокруг церквей. 

Вознесение Господне. Иконы

В восточной части христианского мира до конца IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы еще совершалось вместе, на пятидесятый день после Пасхи. Западная паломница Эгерия, побывавшая в Святой Земле около 381–384 гг., сообщает, что в вечер Пятидесятницы все христиане Иерусалима собираются на горе Елеон, идут «на то место, откуда Господь вознесся на небо», и совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о празднике. Вероятно, вследствие единого празднования в раннехристианском искусстве встречаются изображение Вознесения и Пятидесятницы в одной композиции, например, на происходящей из Палестины ампуле, которая служила сосудом для святынь, привозимых из паломничества. В этой миниатюрной композиции Бог Дух Святой изображен в виде голубя, нисходящего из широко раскрытой десницы Бога-Отца.

Вознесение-Пятидесятница. Ампула. VI в. Собрание собора г. Монцы, Италия. Прорись

Источники V и последующих веков уже однозначно выделяют Вознесение как отдельный праздник на сороковой день после Пасхи. К V веку относятся первые дошедшие до наших дней изображения Вознесения, в частности, датируемый началом V века аворий — резная планкетка из слоновой кости.

Аворий. Начало V в. Баварский национальный музей, Мюнхен, Германия

В аворий вписаны две сцены: внизу изображены Жены-мироносицы у Гроба Господня, вверху — Вознесение. Исус Христос поднимается по склону горы, держась при этом за десницу Бога Отца, протянутую из сегмента, символизирующего Царство Небесное. На резной деревянной двери римской церкви Санта-Сабина (ок. 430 г.) Вознесение изображено уже в более традиционном виде, хотя и с некоторыми особенностями, характерными для раннехристианского искусства. В центре верхнего регистра представлен Спаситель, возносящийся во славе, изображенной не просто как ореол (медальон), а как большой лавровый венок.

В силу теофаничности изображение Вознесения помещалось в самой иерархически значимой зоне храма — на своде купола. Существует предположение, что именно Вознесение было изображено в куполе ротонды Гроба Господня в Иерусалиме, возведенной святым Константином Великим. Эта композиция была на своде купола в церкви Св. Софии в Фессалонике, храмов Каппадокии, церкви св. Апостолов в Пече, соборе Спасо-Преображенского Мирожского монастыря, церкви св. Георгия в Старой Ладоге, Преображенской церкви на Нередице и других.

Вознесение Господне. Роспись купола церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Последняя четверть XII в.

На миниатюре «Кодекса Раввулы», происходящем из Сирии, Вознесение изображается на фоне живописного горного пейзажа. Кроме крылатых тетраморфов, у основания мандорлы (овала, символизирующего славу и сияние Божества) помещены некие огненные колеса, которые видел пророк Иезекииль. Вся изображенная «конструкция» напоминает античную колесницу, которой правит Господь.

Вознесение Господне. Миниатюра Евангелия Раввулы. 586 г. Библиотека Лауренциана, Флоренция

В искусстве средневизантийского периода Спаситель изображался восседающим на престоле, на радуге или на небесной сфере. Такой вариант изображения утвердился в иконографии, поскольку он наилучшим образом передает догмат, изложенный в тексте Символа Веры: «И# воз8шeдшаго на нб7сA, и3 сэдsща nдеснyю nц7а».

Вознесение. 847–855 гг. Базилика Сан Клементе, Рим, Италия

В Древней Руси композиция Вознесения представлена в купольных росписях IX–XII веков — в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря в Пскове, церкви святого Георгия в Старой Ладоге, церкви Спаса на Нередице. В последней барабан купола опоясывал текст надписи, отделявший изображение Христа и ангелов от пояса апостолов. 2-й и 6-й стихи 46-го псалма: «Вси языцы восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. Взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне», — прославляли уже вознесенного Господа, завершение Его искупительной миссии на земле.

Вознесение. 1390-е годы. Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле, НовгородВознесение. Центральная часть композиции, 1199 г. Церковь Спаса на Нередице, Новгород

В русских иконостасах Вознесение появляется в составе праздничного ряда с середины XIV века. Многочисленные иконы имеют единую композицию. Богоматерь в центре, два ангела, указывающие на небо, и двенадцать учеников славят Христа, изображаемого в славе, которую поддерживают ангелы. Поза и жесты Богоматери различаются. Чаще всего Она представлена фронтально, с молитвенно воздетыми или согнутыми у груди руками. Апостолы изображаются в различных положениях. На тверской иконе середины XV века ученики Христа не стоят двумя статичными и упорядоченными группами. Каждый из них охвачен движением: один, держась за голову, смотрит в небо, другие различными порывистыми жестами указывают вверх, апостол же, стоящий справа от Петра, наоборот, смотрит вниз, сложив руки для принятия благословения.

Вознесение. Середина XV века. Из праздничного чина Спасо-Преображенского собора Твери. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В псковской иконографии Вознесения в XVI веке появляется новая существенная деталь. В центре образа под славою Господа изображается камень с отпечатками стоп Спасителя. Очертания камня с отпечатками стоп отчетливо читаются на иконе 1542 года из Нововознесенской церкви Пскова (Новгородский музей) и иконе середины XVI века из праздничного ряда псковской церкви Николы со Усохи (ГРМ). В обоих образах в верхней части иконы изображены трубящие ангелы.

Икона Вознесение Господне. Новгород. Конец XV в..

На иконе начала XVII века строгановского мастера Михаила из Благовещенского собора в Сольвычегодске (ГРМ) представлен не только камень Вознесения, но редкая иконографическая подробность. В композицию нижнего ряда включена дополнительная сцена «Благословение апостолов», согласно евангельскому рассказу непосредственно предшествовавшая Вознесению (Лк. 24: 51).

Вознесение. Ок. 1497 г. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов, РоссияВознесение. Середина — третья четверть XV в. Из праздничного чина середины — третьей четверти XV в. из собраний М. Н. Попова и П. Д. Корина. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Многочисленные образы Вознесения передают главную радость праздника — радость о Христе, возведшем человеческое естество от смерти к нескончаемой жизни на небе, где Он воссел одесную Бога Отца.

Вознесение Христово. Последняя четверть — конец XVI в. Собрание В. А. Бондаренко, МоскваВознесение. Середина XVII в. Икона происходит из праздничного чина церкви Успения села Секша Любимского района Ярославской области. Ярославский художественный музей, ЯрославльВознесение. Середина XVII в. Ярославский художественный музей, ЯрославльВознесение. Сошествие Святого Духа. Невьянская икона. Мастерская Богатыревых. Между 1814 и 1822 г.

Храмы во имя Вознесения Господня 

Праздник Вознесения Господня издавна почитается на Руси. Во имя его освящали храмы и строили монастыри. Так, в 1407 году княгиня Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, основала в память о муже в Московском Кремле Вознесенский женский монастырь, в котором постриглась и сама под именем монахини Евфросинии. После смерти она была погребена в главном соборе монастыря — Вознесенском. Храм стал усыпальницей княжеских жен и дочерей. Среди них — супруга Василия I София Витовтовна, жена Ивана III София Палеолог, мать Ивана Грозного Елена Глинская, первая супруга грозного царя Анастасия Романовна, Ирина Годунова — жена царя Федора Ивановича и сестра Бориса Годунова. Там же были похоронены Марфа Ивановна — мать первого государя династии Романовых Михаила Федоровича и мать Петра I Наталья Кирилловна. После 1917 года монастырь был закрыт, в 1929 разрушен. На его месте теперь стоит административный корпус Кремля. При разрушении Вознесенского монастыря захоронения княгинь и цариц были перенесены в подвалы Архангельского собора.

Вознесенский монастырь Московского Кремля. Разрушен в 1929 г.

Другие Вознесенские монастыри и храмы сохранились до нашего времени. В Пскове сразу две обители были посвящены этому празднику: Старовознесенский, упоминаемый в летописях с 1420 года, и Нововознесенский, главный храм которого был построен в 1467 году.

Старовознесенский монастырь в г. Пскове. Церковь Вознесения Господня (РПЦ). Современный вид

Другая известная церковь Вознесения Господня была построена в 1532 году в селе Коломенском на Москве-реке. Это первый каменный шатровый храм на Руси. Он кажется не очень высоким, и только издалека становится понятно, насколько огромен этот храм, построенный по повелению Василия III в честь появления долгожданного сына и наследника престола. Строили его предположительно итальянские мастера.

Храм Вознесения Господня в Коломенском, Москва

Старообрядческие храмы во имя Вознесения Господня

Старообрядцы продолжили древнерусскую традицию строительства Вознесенских храмов. Сегодня престольный праздник отмечают община Русской Православной старообрядческой Церкви в пос. Баранчинский Свердловской области и белокриницкие приходы в городах Тульча, Тыргу Фрумос и с.Новенькое. В США — Покрово-Вознесенский белокриницкий приход г. Вудбурна.

Храм Вознесения Господня РПсЦ пос. Баранчинский Свердловской области

В честь Вознесения освящен храм Русской Древлеправославной Церкви в г. Злынке Брянской области.

Храм Вознесения Господня (РДЦ). Злынка

Храмовый праздник сегодня и в общинах Древлеправославной Поморской Церкви в Литве — Ладзияйской (Некрунской) и Турмантасской.

Храм Вознесения Господня (ДПЦ). Турмантас, Литва

ruvera.ru

Вознесение Господне – праздник разлуки

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

После завершения Своего земного пути Иисус Христос не умер так, как умирают люди. Если мы вспомним события Воскресения Господа, Он какое-то время еще оставался со Своими учениками. И оставался в физическом смысле, потому что в раны Спасителя можно было вложить персты, что и сделал ученик Христа Фома. Иисус не умер, но вознесся в Царство Своего Небесного Отца. Вознесение Господне – это день, в который мы празднуем, по сути, разлуку с Богом. Почему же мы радуемся этому дню? Какой смысл для христиан открывается в Вознесении Господнем?

***

Мы еще находимся в переживаниях Воскресения Христова

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы с вами, возлюбленные други мои, находимся еще в переживаниях величайшего события преславного Воскресения Христова.

Еще только вчера, в последний раз в этом году, мы слышали и произносили своими устами слова торжественных пасхальных песнопений. А сегодня мы уже празднуем торжественное событие, имеющее огромное значение для нашей христианской Церкви, для всего человеческого рода. Сегодня Церковь напоминает нам о Вознесении на Небо Господа нашего Иисуса Христа.

“Возшед на небеса отонудуже и сошел еси…” – поет сегодня Святая Церковь, подчеркивая этим величие нашего Спасителя и Господа.

Он был от начала на небесах и сошел на землю, дабы спасти погибающий род человеческий.

Сошел Он на землю по любви к нам. И, завершив великое Свое земное служение, Он опять возвращается к Своему Отцу – туда, где пребывал и раньше.

“Отонудуже и сошел еси…” Целью воплощения Сына Божия было возвестить миру Божественную истину, направить людей на путь покаяния и спасения. Даровать людям избавление от вечной смерти.

И вот, совершив дело спасения человеческого рода, примирив Бога с людьми, Господь возносится на небо…

Читайте также – Куда вознесся Христос

Радость разлуки

Праздник Вознесения сочетает в себе радость встречи и радость разлуки.

После искупительных страданий Учителя смерть разлучила апостолов с Ним. В скорби находились они. Но, как мы знаем, после славного Воскресения Своего Господь много раз в течение сорока дней (от Пасхи до Вознесения) являлся им, беседовал с ними, наставлял их. Каждая такая встреча учеников со своим Божественным Учителем, несомненно, была радостью для них.

Но вот наступила последняя встреча. Последняя беседа Учителя с учениками. И за ней последовала разлука на долгие, долгие времена. До самого Его второго пришествия на землю.

Надо бы печалиться… А апостолы и ближайшие ученики Христовы, еще маленькая Церковь, которая уже создалась на земле, находятся в радости…

Евангелист Лука повествует нам, что по Вознесении апостолы с радостью вернулись в Иерусалим (Лк. 24, 52). К этой радости они были подготовлены Самим Господом.

Мы знаем, что ближайшие ученики Спасителя были неразлучны с Ним во все дни Его земной жизни. Наслаждались беседой с Ним. Слушали Его поучения. Видели чудеса, творимые Им…

Правда, тогда они еще не все полностью и правильно понимали, так как еще не были просвещены Святым Духом. Но им было радостно видеть своего Божественного Учителя, исполнять Его повеления. И потому, когда Он на Тайной вечери говорил им о том, что Ему надлежит и пострадать, и умереть, и в третий день воскреснуть, и затем совсем уйти от них, Он, конечно, заметил, что они опечалились.

Ученики Христовы были готовы к разлуке

Утешая их, Спаситель сказал им: “Если бы вы Меня действительно любили, вы радовались бы, что Я иду к Отцу Моему. Для вас же лучше, чтобы Я пошел к Отцу. Потому что Я приготовлю вам место, чтобы и вы были, где Я. Я пошлю вам от Отца Духа Утешителя, Который наставит вас на всякую истину” (ср.: Ин. 14, 28).

Как видите, ученики Христовы были подготовлены к предстоящей разлуке, и потому они радуются.

Радуются они за своего Господа и Учителя, так как знают, что Он возвращается в ту славу, которая Ему принадлежит. Радуются и за себя, и за весь род человеческий.

Что для нас значит Вознесение Господне?

Что значит для нас с вами, возлюбленные други мои, Вознесение Господне?

Господь вознесся на небо для того, чтобы приготовить его к принятию всех истинных Своих последователей.

“Иду уготовать место вам, – говорил Он апостолам, а в их лице и всем нам, – и аще уготовлю место вам, паки прииду, и поиму вы к Себе: да идеже есмь Аз, и вы будете” (Ин. 14, 2-3).

Разве это не радость для учеников?

Вдумайтесь хорошенько в эти слова Спасителя! Сколько в них любви и попечительной заботы о людях!..

Он оставил на земле Свое Божественное учение, указал путь, идя по которому мы можем достигнуть вечной блаженной жизни в неизреченном Царстве Божием. Для искупления наших грехов принял человеческую плоть. Освятил ее Своей Божественной силой и с этой преображенной плотью вознесся на небо. На то высшее небо, где особенно пребывает Бог, куда не проникает ни грех, ни смерть, где пребывают только святость и правда, где Бог открывает Свою славу в неприступном блеске. И вот там, в этом месте постоянного присутствия Божия, наш Господь Спаситель пошел приготовить место всем истинным последователям Его. Своим Вознесением на небо Господь с очевидностью засвидетельствовал, что Он воистину Сын Божий и истинный Бог. Ведь возносился Он на небо Сам, Своей собственной силой, показав при этом Свое Божественное величие.

Святой Григорий Богослов говорит: “Спасителю не нужна была колесница, не нужна была помощь и Ангелов, ибо Творец Своей Божественной силой вознесся на Небо. Возвратился туда, где пребывал от века…”

Величие Спасителя

И святой Иоанн Златоуст говорит о том же величии Спасителя, о Его Божественной силе: “Не при помощи кого-либо, ведущего Его, вознесся Господь на небо, но Сам шел этим путем”.

Небо, на которое вознесся Господь, – конечно, это не то звездное небо, которое мы с вами видим над собой. И не бесконечное мировое пространство, но высшее небо – место вечного пребывания Превечного Бога.

Вознесшись на небо и седе одесную Отца, Господь Спаситель показал тем самым, что как Сын Божий Он и раньше имел власть единую со Отцем. Но теперь получил ее еще и как Богочеловек, ибо Он вознесся в том самом теле, в котором пострадал и воскрес из мертвых.

Как Бог Он всегда был на небеси и на всяком месте. А вот теперь Свое человеческое естество, которое Он принял от Девы Марии, Он вознес к Небесному Престолу Божию.

Это ли не причина радоваться, несмотря на то, что для этого необходимо расставание с Божественным Учителем.

Радость учеников и апостолов еще большая, чем наша.

Они осознали величие Того, с Кем они находились в близком общении как друзья. “Вы други мои…” – так называл Господь Своих учеников (Ин. 15, 14).

Но и для нас, живущих на земле, великая радость. Вознесся Господь, плотию Своею вошел в славу Отчую – и теперь мы, как говорит святой Иоанн Златоуст, с ужасом и удивлением смотрим и видим, что в самых глубинах тайны Святой Троицы находится человек! Человек Иисус Христос!

Да, Он Сын Божий, но и нам Он родной – Человек…

Мы сказали вначале, что Вознесение – это праздник разлуки… Но какая разлука!.. Восходит Господь на небо и с Собою в тайну Божественной Жизни вносит всю тайну человека. Вот что теперь человек представляет собой! И понятна теперь нам радость апостолов.

У них теперь было уже все: было небо на земле, была вечность в них самих и они были в вечности.

Вот и нам, возлюбленные, надо стремиться иметь такое же сознание.

Вознесение Господне на небо имеет ближайшее отношение к нашему спасению, к личному спасению каждого из нас.

В разлуке с Господом во время Его вознесения мы видим проявление любви Божией к людям, указывающей нам наше человеческое призвание.

Как поучает апостол Павел: “…вышних ищите, идеже есть Христос одесную Бога седя: горняя мудрствуйте, а не земная” (Кол. 3, 1-2).

Для осуществления этого высокого призвания верный помощник нам Сам Господь. Телом уходя из земного мира, Он не слагает с Себя попечения о Своей Церкви. Он обещал апостолам: “И се Аз с вами… во вся дни, до скончания века…” (Мф. 28, 20).

Все великие наши праздники – это, други мои, не только воспоминание о том или ином евангельском событии или событии церковной истории.

Но это светочи, указывающие нам верный путь к вечной жизни, пути совершенствования наших душ.

Господь все сделал для нашего спасения. Своим Вознесением на небо Сын Божий открыл нам путь в небесные обители. Но пойдем ли мы указанным путем или остановимся где-либо на полдороге – зависит от нас.

Как уже было сказано, по Вознесении Господа на небо теперь одесную Бога Отца находится Сын Человеческий, облеченный нашей человеческой плотию. И Он облекся в нее не на краткое время, а навсегда, явив этим дивную силу и дивные свойства сотворенного Им мира. А именно: все Им сотворенное способно быть духовным и богоносным.

И здесь становится очевидным и величие человека, и то высокое назначение, которое уготовал человеку Бог.

Трудно постичь это нам, простым людям. Трудно подняться до высоты богословия. Но мы веруем! А вера выше знаний, потому что она всесильна, и именно там, где знания бессильны.

Читайте также – Путь к Небу

Мы обрели возможность быть с Богом всегда

Мы веруем, что именно в этот день, день Вознесения Господня, обретена человеком возможность быть всегда с Богом. И путь к этому указан нам Христом Спасителем.

Путь, которым можно достигнуть и нам высоты святой славы, – тот же самый путь, которым восшел в славу Господь наш, то есть путь креста, путь очищения, самоотвержения, путь внешних и внутренних страданий.

Проверим, возлюбленные други мои, себя, идем ли мы на небо путем Христовым? Путь Господень должен быть путем всех и каждого. За всех нас равно пострадал Господь наш. Для всех равно отверсто и небо!.. Истинный христианин во всех обстоятельствах жизни, при всех случаях помнит, что он наследник неба, сонаследник Христу, и поступает сообразно своему предназначению.

Но пусть каждый из нас честно скажет, много ли в нем неземного, небесного, Христова?

Вспомните, когда Господь возносился, апостолы по любви к своему Учителю долго стояли, взирая на небо, принявшее их Господа и Учителя. И за это Ангелы, явившись, сказали им: “Что стоите зряще на небо?”

Но так как мы в большинстве своем склонны к земному и временному, то нам надлежит услышать упрек от Ангелов: сынове человеческие, что стоите зряще не на небо, а на землю? Обратите очи свои к небу, воззрите на Спасителя вашего, давно на вас взирающего. Вступите на путь к небу, давно пред вами лежащий…

Когда Христос говорит нам: “Отвергнись себя, возьми крест свой и последуй за Мной” , – Он не только говорит о том, что во временном нашем пребывании мы должны отказаться от земных привязанностей и взять на себя всю тяжесть земной жизни в последовании за Ним.

Он говорит нам о большем, – о том, что мы призваны следовать за Ним и, по Его собственному слову, быть там, где Он есть, в славе вечной жизни Божественной (Ин. 12, 26; 17, 24).

Но надо готовить себя достойной жизнью, чтобы быть соучастниками этой славы.

Апостол Павел в Послании к солунянам говорит, что в последний день пришествия Господа верующие в Него будут восхищены на облаках, в сретение Его на воздусех.

Значит, с истинными последователями Христа должно произойти нечто подобное Вознесению Самого Христа Спасителя.

Вот что Господь совершил ради нас!

Нам ясен наш земной путь

Утешая Своих апостолов, Спаситель обещал им послать Святого Духа, Который будет наставлять их без Него. И, как мы знаем, в день Пятидесятницы сошел на апостолов Дух Святой. Но не только на апостолов, а и на всех верующих. И с тех пор непрестанно пребывает и будет пребывать до скончания века в Церкви Христовой, приготовляя людей для обителей Отца Небесного. Радуясь тому, что сделал для нас Господь, сделаем себе и назидание. Устремим наш дух на небо за вознесшимся Господом. В своем духовном совершенствовании станем выше наших страстей и пороков, взнесемся на высоту добродетелей и чистоты. Пусть не устрашает нас узкий и тернистый путь к Отечеству Небесному. Этот путь уже не нов! Им прошел Сам Господь и Спаситель наш.

Итак, возлюбленные мои други, во свете Вознесения Христова нам ясен наш земной путь и наше назначение – быть соучастниками славы Божией. Обратим свой взор к небу, – туда, куда вознесся Христос. Святая Церковь зовет нас всегда, а особенно в этот день напоминает нам, что там, куда вошел Господь, вечные обители праведных. Там радость постоянного лицезрения Бога! Там вечная жизнь!

Как было сказано вначале, в день Вознесения Господь разлучился со Своими учениками надолго – до второго Своего пришествия. Но, вознесясь на небо, Господь оставил Церкви Своей драгоценное духовное наследие – Свое благословение. Господь, возносясь, благословлял учеников и не переставал благословлять, пока не скрыло Его облако. Это всеутверждающее и всеосвящающее Божие благословение навсегда запечатлелось в памяти учеников. Его пронесли по всему миру святые апостолы и проповедники христианства. Его чувствуем и мы с вами. И нам, дорогие, надо знать и помнить, что оно всегда живо и действенно, всегда исполнено благодатной силы, всегда несет с собою Божие дарование, возносит наши души и сердца к Богу. В этом благословении наша радость и источник сил. Аминь.

Источник: www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Справка:

На 40-й день по Пасхе празднуется Вознесение Господне. Это один из самых древних праздников Пасхального цикла. Вознесение Господне, несмотря на физическую разлуку Христа с человечеством, таит в себе радость Пасхи и надежду на будущую встречу в Царстве Небесном. В церковном календаре этот праздник появился около IV века. Как и в случае с Рождеством, ранее входившим в празднование дня Богоявления, Вознесение Господне раньше праздновалось как часть Пятидесятницы. Причем это был не один праздник, а цикл церковного года.

Конечно, христиане не празднуют саму разлуку со Христом, пусть и в Его земном пути. Но, как и ученики Христа, мы должны понимать истинный смысл событий, которые описаны в Евангелии. Суть праздника в том, что Иисус не умер, но вознесся на Небеса во плоти. Слава Бога Отца явилась через Сына. Христос не разлучился с людьми, Он остался с учениками и со всеми христианами. В течение 40 дней после Пасхи христиане вспоминают Спасителя. В день Вознесения, прощаясь с учениками, Иисус дал понять Своим ученикам, что Его приход знаменует не восстановление земного Царства, но восстановление Царства Небесного. Святые апостолы даже после Воскресения Христова не могли полностью понять всю суть происходящего, но Вознесение Христа расставило все на свои места. Господь призывал всех христиан в Небесное Царство, а не к царству земному. Спаситель повелел ученикам “ожидать Утешителя” – Духа Святого. Когда в день Пятидесятницы на святых апостолов сошел Святой Дух, ученики осознали, что призваны “идти и проповедовать всем народам”. Впоследствии они принимали за Христа мученическую кончину, передавая знание, которое получили, являясь учениками Христа. Во время Вознесения Христос дал людям надежду на Свое Возвращение. Достойно принять этот великий дар – задача христианина.

На месте Вознесения Господня, на Елеонской горе, был возведен храм Вознесения. Его построили в IV веке, но он не сохранился до наших дней. Уже в 614 году храм разрушили персы. Считается, что именно этот храм послужил образцом для Купола скалы, мусульманского святилища. В полу часовни Вознесения хранится отпечаток стопы. Люди верят, что это отпечаток стопы Христа.

В праздник Вознесения на горе служат Литургию. Во всех храмах Православной Церкви служат Всенощную и выполняют Отдание Пасхи. До Отдания на вечерне поются стихиры Пасхи. Вознесение – символическое окончание празднования Пасхи.

Известно, что в описании событий Вознесения Господня от евангелиста Луки и в описании того же события в Деяниях святых апостолов есть некоторые различия. Богословы объясняют это тем, что в Евангелии основной акцент ставится на окончании земного служения Христа, а в Деянии – на служении Его учеников.

Изображения Вознесения Господня встречаются на средневековых миниатюрах, в иконографии и произведениях искусства.

Даты празднования Вознесения Господня:

Вознесение Господне в 2018 году – 17 мая

Вознесение Господне в 2019 году – 6 июня

Вознесение Господне в 2020 году – 28 мая

Вознесение Господне в 2021 году – 10 июня

Вознесение Господне в 2022 году – 2 июня

О Вознесении Господнем на “Правмире”:

Фильмы о Вознесении Господнем:

www.pravmir.ru

6 июня 2019: Вознесение Господне - Православный журнал "Фома"

Вознесение Господне — это один из двенадцати двунадесятых праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Это переходящий праздник: его дата зависит от даты празднования Пасхи. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.

В этот день мы вспоминаем события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Спаситель не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения Господь собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил их и — как был, во плоти — вознесся на небо. Новый Завет так пишет об этом событии:

Вознесение, Джотто ди Бондоне

Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11).

Когда празднуется Вознесение

Вознесение празднуется на сороковой день после Пасхи, Воскресения Христова, поэтому праздник всегда приходится на четверг.

События Вознесения

Вознесение Господне описано в Евангелии от Луки, Деяниях святых апостолов и, кратко, в окончании Евангелия от Марка.

После событий Воскресения Иисус Христос несколько раз являлся апостолам и проповедовал Царствие Божие. Это было не видение, это был живой Учитель, из плоти и крови. Свидетельство того, что Спаситель действительно воскрес из мертвых и тем самым победил смерть. Явления Христа ученикам были своего рода подготовкой ко дню Пятидесятницы — когда Дух Святой сошел на них, чтобы они могли проповедовать Воскресшего Христа всему миру.

Но это произойдет позже — через несколько дней после Вознесения, а пока Господь зовет апостолов в пригород Иерусалима — Вифанию. Там, на горе Елеон, они в последний раз видят Христа во плоти. Подняв руки, Он благословляет учеников и возносится на небо.

В Деяниях святых апостолов написано, что во время Вознесения Спаситель был сокрыт облаком, после чего изумленным взорам явились «два мужа в белой одежде» — они возвестили грядущее Второе пришествие Христа:

Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян 1:9-11)

После этой удивительной — радостной — разлуки со Христом апостолы вернулись в столицу Израиля — Иерусалим. Именно там спустя несколько дней на них сошел Святой Дух.

История празднования Вознесения

До конца IV века Вознесение Господне и Пятидесятница были, по сути, единым праздником. Пятидесятницу отмечали не один день в году — это был целый период церковного календаря. Тертуллиан называл его «laetissimum spatium» — радостнейший период.

Когда Пятидесятница стала самостоятельным праздником, отдельно стали отмечать и Вознесение. Первые упоминания об этом можно встретить у святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Особенности богослужения праздника Вознесения Господня

Праздник продолжается десять дней: один день предпразднства, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднства. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой седмицы по Пасхе.

От первого дня Пасхи до отдания Вознесения Господня облачения священнослужителей — красного цвета.

Иконы Вознесения Господня

У икон, изображающих Вознесение Господне, есть четкая иконография, которой придерживаются все иконописцы. На иконе праздника изображаются все двенадцать апостолов, между которым — в центре — стоит Богородица. Апостолы или стоят, или преклонили колени. Христос возносится в облаке, окруженный ангелами. На некоторых иконах есть интересная деталь — на Елеонской горе, откуда Спаситель взошел на небеса, запечатлен след от Его ноги.

Народные традиции празднования Вознесения

За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. При этом, конечно, оставались и такие народные традиции, которые имели мало отношения к церковному смыслу праздника, но могут много рассказать об обиходе русских крестьян, их отношении к святому дню.

Храм Вознесения Господня в Коломенском

Храм Вознесения в селе Коломенском – один из немногих сохранившихся в столице памятников эпохи Ивана Грозного. Находится в Южном административном округе Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское.

Храм был построен в 1532 году по повелению Василия III. По легенде, поводом послужило рождение у царя долгожданного наследника — Ивана IV, будущего Грозного.

Это первая шатровая церковь на Руси. Ее строительство положило начало уникальному храмовому стилю, который просуществовал до реформы Патриарха Никона в середине XVII века. Существует версия, что строили Вознесенский храм итальянские архитекторы, возможно, Петр Францизск Ганнибал, или, как его называли в России, Петрок Малый, который прибыл в Москву в 1528 году.

В советские годы храм вместе с остальными памятниками Коломенского передали в ведение музея-заповедника, организованного в 1928 году. Вновь освятили храм 8 декабря 2000 года. С 1994-го ему присвоили статус храма Патриаршего подворья. В 2007 году завершилась длительная реставрация церкви.

Смысл Вознесения

Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО, клирик собора иконы Казанской Божией Матери на Красной площади.

В день Вознесения наш Господь Иисус Христос наставляет все человечество — и каждого из нас. И делает это через своих учеников — апостолов. Именно они стали свидетелями того, как Спаситель вознесся на небо спустя сорок дней после своего Воскресения.

Когда Господь в течение сорока дней является своим ученикам после креста и Воскресения, он тем самым укрепляет их веру, дает им опору, надежду на грядущее Царствие Небесное. А Вознесением Господь как бы ставит точку в деле домостроительства нашего Спасения. Он как Человек, в своей человеческой телесности, возносится на Небо. Таким образом, Его подвиг искупления оканчивается – человек возврщен на Небо! Господь как бы ставит точку, но не оставляет апостолов, а значит и всех нас, одних. Христос говорит, что, если мы сердцем примем Вознесение, Он пошлет Духа Святого, который утешит нас. Это утешение — в празднике Пятидесятницы, который Церковь отмечает через несколько дней после Вознесения.

Молитвы Вознесению Господню

Каноны Вознесения написаны святым Иоанном Дамаскиным и святым Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат святому Роману Сладкопевцу.

Тропарь Вознесения Господня

глас 4

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Вознесся Ты во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением в том, что Ты – Сын Божий, Искупитель мира.

Кондак Вознесения Господня

глас 6

Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив Небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Исполнив весь замысел о нашем спасении, и то что на земле соединив с небесным, вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш, совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно и взывая любящим Тебя: «Я – с вами и никто – против вас!»

Величание

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем еже на Небеса/ с пречистою Твоею Плотию// Божественное вознесение.

Перевод на русский иеромонаха Амвросия (Тимрота):

Прославляем Тебя, Податель жизни Христе, и почитаем на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение.

Канон Вознесению Господню

Тропарь, глас 4-йВознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира.

Глас 5-й

Песнь 1

Ирмос: Спасителю Богу в мори люди немокрыми ногами наставльшему, и фараона со всевоинством потопльшему, Тому Единому поим, яко прославися.Припев: Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Воспоим вси людие, на рамех Херувимских вознесшуся со славою Христу и спосадившему нас одесную Отца, песнь победную: яко прославися.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Ходатая Богу и человеком Христа, лицы Ангельстии видевше с плотию в вышних, удивляхуся, согласно же воспеваху песнь победну: яко прославися.Слава: Явльшемуся Богу на горе Синайстей и закон давшему Боговидцу Моисею, от горы Елеонстей вознесшемуся плотию, Тому вси воспоим: яко прославися.

И ныне: Пречистая Мати Божия, воплощеннаго от Тебе, и от недр Родителя не отступльшего Бога непрестанно моли, от всякаго обстояния спасти, яже созда.

Песнь 3

Ирмос: Силою Креста Твоего Христе, утверди мое помышление, во еже пети и славити спасительное Твое Вознесение.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Возшел еси Жизнодавче Христе ко Отцу, и вознесл еси род наш Человеколюбче, неизреченным благоутробием Твоим.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Чини Ангельстии, Спасе, человеческое естество видевше совосходящее Тебе, непрестанно удивляеми воспеваху Тя.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Ужасахуся Ангельстии лицы, Христе, зряще Тя с телесем вознесшася, и воспеваху святое Твое Вознесение.Слава: Естество человеческое, Христе, тлением падшее возставил еси, и восходом Твоим вознесл еси, и с Собою нас прославил еси.

И ныне: Моли непрестанно, Чистая, произшедшаго от ложесн Твоих, избавитися прелести диаволи, поющим Тя, Матерь Божию.

Седален, глас 8-йВслед на облаки небесныя, оставив мир сущим на земли, возшел и сел еси одесную Отца, яко Единосущен Сему Сый и Духу. Аще бо и во плоти явился еси, но непреложен пребыл еси: темже чаеши совершения конец, судити грядый на землю миру всему. Правосуде Господи, пощади души наша, прегрешений оставление даруя, яко Бог Милостив, рабом Твоим.

Песнь 4

Ирмос: Услышах слух силы Креста, яко рай отверзеся им, и возопих: слава силе Твоей, Господи.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Вознеслся еси во славе, Ангелов Царю, Утешителя нам от Отца послав. Темже вопием: слава, Христе, Вознесению Твоему.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Яко взыде Спас ко Отцу с плотию, удивишася Ему Ангельская воинства, и возопиша: слава, Христе, Вознесению Твоему.Слава: Ангельския силы горнейшим вопияху: врата возмите Христу нашему Царю, Егоже воспеваем вкупе со Отцем и Духом.

И ныне: Дева роди, и матерняя не позна: но Мати убо есть, Девою же пребысть, Юже воспевающе, радуйся Богородице, взываем.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще вопием Ти, Господи, спаси ны: Ты бо еси Бог наш, разве бо Тебе иного не знаем.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Исполнив веселия всяческая, Милостиве, к горним силам с плотию пришел еси.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Ангельския силы вземлема Тебе видевше, врата, взываху Царю нашему, возмите.Слава: Апостоли видевше возвышаема Спаса, с трепетом взываху Царю нашему: слава Тебе.

И ныне: Деву по рождестве поем Тя, Богородице, Ты бо Бога Слова плотию мирови родила еси.

Песнь 6

Ирмос: Обыде мя бездна, гроб мне кит бысть, аз же возопих к Тебе Человеколюбцу, и спасе мя десница Твоя, Господи.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Взыграшася апостоли, зряще на высоту днесь Зиждителя вземлема, упованием Духа, и страхом зовяху: слава восходу Твоему.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Предсташа Ангели, вопиюще Христе учеником Твоим: имже образом видесте Христа восходяща с плотию, паки приидет Праведный всех Судия.Слава: Яко видеша Тя Спасе наш небесныя силы, на высоту вземлема с телом, взываху, глаголюще: велико Владыко, человеколюбие Твое.И ныне: Купину Тя неопалимую, и гору, и лествицу одушевленную, и дверь небесную достойно славим, Марие славная, православных похвало.Господи, помилуй. (Трижды.) Слава и ныне.Кондак, глас 6-йЕже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы.Икос

Яже земли на земли оставившии, яже пепельныя персти уступающии, приидите воспрянем, и на высоту возведем очи и мысли, вперим виды, вкупе и чувства, на небесная врата, смертнии, непщуим быти в масличней горе, и взирати на Избавляющаго на облацех носима. Отонуду же бо Господь на небеса востече, и тамо даролюбезны дары раздая апостолом Своим, утешив я яко Отец, и утвердих я, наставив яко сынов, и рече к ним: не разлучаюся вас, Аз есмь с вами, и никтоже на вы.

Песнь 7

Ирмос: В пещи огненней песнословцы спасый отроки, благословен Бог отец наших.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.На облацех света вознесыйся, и спасый мир, благословен Бог отец наших.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.На рамо Спасе, заблуждшее взем естество, вознесся, Богу и Отцу привел еси.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Возшедый во плоти к безплотному Отцу, благословен Бог отец наших.Слава: Умерщвленное наше грехом естество взем, Твоему свойственному Отцу, Спасе, привел еси.

И ныне: От Девы рождся, Юже Богородицу соделал еси, благословен Бог отец наших.

Песнь 8

Ирмос: Из Отца прежде век рожденнаго Сына, и Бога, и в последняя лета воплощеннаго от Девы Матере, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Во двою существу возлетевшаго Жизнодавца Христа на небеса со славою, и Отцу соседящаго, священницы пойте, людие превозносите во вся веки (Дважды).Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.От работы идольския тварь избавившаго, и представившаго ту свободную Твоему Отцу, Тебе, Спасе, поем, и Тебе превозносим во вся веки.Слава: Своим схождением низложившаго супостата, и Своим возшествием вознесшаго человеки, священницы пойте, людие превозносите во вся веки.

И ныне: Херувимов превысшая явилася еси, Богородице Чистая, во чреве Твоем сими Носимаго носившая: Егоже со безплотными, человецы славословим во вся веки.

Песнь 9

Ирмос: Тя паче ума и словесе Матерь Божию, в лето Безлетнаго неизреченно рождшую, вернии единомудренно величаем.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Тебе, Избавителя мира Христа Бога, апостоли видяще Божественно возвышаема, со страхом играюще величаху.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Твою обожившуюся плоть зряще, Христе, на высоте Ангели друг ко другу глаголаху: воистинну Сей есть Бог наш.Слава, Господи, святому Вознесению Твоему.Тебе безплотных чинове, Христе Боже, на облацех вземлема видяще, взываху: славы Царю, врата возмите.Слава: Тебе сошедшаго даже до последних земли, и человека спасшаго, и восхождением Твоим возвысившего, Сего величаем.

И ныне: Радуйся, Богородице Мати Христа Бога: Егоже родила еси, днесь от земли возносима со апостолы зрящи, возвеличала еси.

foma.ru

Вознесение Господне

Вознесение является одним из важнейших моментов евангельской истории. Моментом, который знаменует собой завершение земного пребывания Господа Иисуса Христа среди людей и начало Его незримого участия в жизни человечества. Как говорит святитель Афанасий Великий, данное событие означает обо́жение земной природы Богочеловека и человеческой природы вообще. 

Вознесению Господню в Церкви посвящен отдельный праздник, который входит в число важнейших (двунадесятых) и отмечается на сороковой день после Пасхи. 

Новый Завет о Вознесении Господнем

О событиях, предшествовавших и сопутствующих Вознесению Христа, мы знаем из евангельских повествований. Довольно подробно оно описывается в Евангелии от Луки, а также в Деяниях святых апостолов. Кроме того, краткое изложение мы находим в заключительной части Евангелия от Марка.

Согласно Священному Писанию после Воскресения из мертвых Христос в течение сорока дней пребывал среди Своих учеников, не единожды являлся им зримо, наставляя на путь твердой веры и приготавливая к событиям Пятидесятницы (сошествию Духа Святого).

Во время последнего такого явления Учитель вывел апостолов за пределы Вифании, где они тогда находились, и на горе Елеон в последний раз беседовал с ними, благословляя на служение, после чего вознесся на Небо. Это невероятное событие сопровождалось появлением двух мужей в светлых одеждах (ангелов), которые возвестили апостолам о Втором пришествии Христа. Через несколько дней в Иерусалиме ученики сподобились видеть сошествие Духа Святого и приняли Его дары. Таким образом, Вознесение стало не только завершением земного пути Христа, но и началом апостольского служения Его учеников.

Как понимать смысл Вознесения?

Как пишут святые отцы, Вознесение стало одним из важнейших моментов в домостроительстве человеческого спасения. Во-первых, оставляя мир, Господь не оставил людей, а ниспослал им в утешение Святого Духа, которого мы принимаем в таинстве Евхаристии. Во-вторых, полное искупление человеческих грехов произошло, по толкованию апостолов, после того, как Распятый Христос воскрес и вознесся на Небеса (См.: Евр. 9: 12, 24‒26). С этого момента природа человека освятилась и приобрела возможность участвовать в Божественной действительности. Приняв человеческую плоть, Христос победил смерть и проложил дорогу душам умерших к Царству Небесному.

Вознесение стало также обещанием Второго пришествия и общего воскресения из мертвых, когда души грешников и праведников предстанут перед Божиим судом.

Митрополит Антоний Сурожский называет Вознесение праздником радостной разлуки. Христос действительно оставляет мир. Но для того, чтобы освятить человека, чтобы открыть ему дорогу к спасению, показать путь возвращения на Небо, для которого человек был изначально создан.

Установление праздника Вознесения Господня

Исторические источники свидетельствуют о том, что праздник Вознесения до IV века не отделялся от Пятидесятницы и отмечался с нею в один день. Как пишет доктор философии кардинал Католической Церкви Жан Даньелу, разделение двух этих праздников произошло после того, как на Втором Вселенском соборе была осуждена ересь Македония (Константинопольский епископ Македоний лживо учил о Святом Духе как о тварном естестве служебного порядка). По мнению ученого, отдельный праздник для дня Пятидесятницы был установлен для того, чтобы подчеркнуть роль Святого Духа как одной из трех Божественных ипостасей. Празднование же Вознесения было назначено в сороковой день, и уже в V веке блаженный Августин называет «четыредесятницу Вознесения» древнейшим и повсеместным праздником.

Скажем чуть подробнее о символике числа сорок. В еврейском учении оно обозначает полноту, завершенность. Великий пост перед Пасхой длится 40 дней, как и пост Господа в пустыне после Крещения в водах Иордана. От Рождения Младенца Христа до Его принесения родителями в Иерусалим также прошел сорокадневный период. Поэтому не случайно именно столько же дней насчитывается от Воскресения Христа до Его Вознесения во плоти. Число сорок здесь является символом полного завершения земной миссии Бога-Сына в мире людей.

Особенности богослужения

Празднование Вознесения всегда приходится на четверг и совершается по Цветной Триоди. Накануне служится всенощное бдение, во время которого исполняются стихиры Вознесения, а также читаются три паремии из книги «Исход» и из пророка Захарии, содержащие пророчества об этом событии.

Авторство вознесенских канонов принадлежит святым Иоанну Дамаскину и Иосифу Песнопевцу; кондак и икос составлены святым Романом Сладкопевцем.

Иконография Вознесения

Источником иконографических сюжетов Вознесения выступают тексты Евангелия и Деяний. Наиболее древние изображения, дошедшие до нас, датируются V веком.

Центральной фигурой всех икон Вознесения является, конечно, фигура Христа, заключенная в круг-сияние. Правая рука Его поднята в жесте благословения, в левой Он держит свиток — символ Евангелия. Часто Христос изображается сидящим на престоле или на радуге. Кроме Спасителя, постоянными фигурами композиции выступают апостолы, присутствовавшие на горе Елеон во время Вознесения Христова. Также часто изображаются два ангела — провозвестники Второго пришествия (мужи в светлых одеждах). Иногда ангелы располагаются вокруг фигуры Христа, их число может быть разным, но всегда четным.

Несмотря на то что о присутствии Божией Матери во время Вознесения Христа не говорят священные тексты, Она является одним из центральных образов иконографии этого праздника. Так подчеркивается человеческое естество Христа, рожденного Девой.

Помимо Богородицы, иконописцы иногда изображают среди свидетелей Вознесения апостола Павла, что не соответствует евангельской хронологии. Так происходит потому, что главной задачей, которую ставит в данном случае иконография, является изображение Новозаветной Апостольской Церкви, непременным столпом которой является и апостол Павел.

Около XVI века в изображениях Вознесения появляется одна новая деталь — отпечаток стопы на горе Елеон, с которой возносится Христос. Этот элемент представляет собой отсылку к реальной святыне (отпечатку), которая сегодня находится в часовне на Елеонской горе, а также иллюстрацию к древнему пророчеству (Вот, на горах — стопы благовестника, возвещающего мир (Наум 1: 15)).

Фрески, посвященные Вознесению, часто располагаются в купольной части храмов. Во-первых, потому что купол как бы повторяет небесный свод. А во-вторых, естественным центром композиции храма в таком случае выступает Христос. Примерами такого расположения являются Державный храм Свято-Елисаветинского монастыря в Минске, Спасо-Преображенский собор псковского Мирожского монастыря, церковь святого Георгия в Старой Ладоге и др.

Кроме того, встречаются примеры размещения Вознесения в конхе (ротонда святого Георгия в Фессалониках). Часто образы этого праздника появляются в праздничном ряду иконостасов (например, церковь Святой Софии в Новгороде).

Храмы и монастыри

Сегодня храм, посвященный празднику Вознесения, есть практически в каждом более-менее крупном городе России. В честь этого евангельского события освящены мужские и женские монастыри.

Так, Вознесенский женский монастырь в Москве — один из наиболее древних — был основан супругой святого благоверного князя Димитрия Донского Евдокией в 1386 году (разрушен большевиками в 1929 году). Вознесенский собор обители долгое время служил усыпальницей для женщин из царской и великокняжеской семьи.

Другая крупная обитель, названная в честь Вознесения, располагается в Нижнем Новгороде. Мужской Печерский монастырь был основан здесь в XIV веке святителем Дионисием Суздальским и действует до сегодняшнего дня.

Вознесенский женский монастырь существует и в границах Белорусского экзархата (Могилевская область). Одноименная обитель располагается также в Восточном Иерусалиме на вершине горы Елеон в 200 метрах от часовни Вознесения (ведение Русской Православной Церкви Заграницей).

17.05.2018

obitel-minsk.ru


Смотрите также