КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «ШКОЛА № 1»
Классный час:
для учащихся 6 «Б» класса
Разработала: Бражина Н.И.
2018 год
Цели:
1.познакомить обучающихся с историей возникновения праздника «День грамотности»;
2.прививать любовь к русскому языку, способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
– воспитание морально – нравственных качеств личности;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
– формирование эстетических потребностей;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
Познавательные УУД:
-развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
-умение синтезировать полученную информацию для составления ответа
Регулятивные УУД:
- формирование умения целеполагания; умение планировать пути достижения целей; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- освоение умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
Коммуникативные УУД:
- формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками, умения самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников;
- развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее.
Оборудование:
-плакаты с высказываниями писателей о русском языке;
-магнитная доска
- карточки
форма проведения классного часа: беседа
Структура классного часа:
1.Вступительная часть:
-организационный этап;
-постановка целей, задач.
2.Основная часть:
-актуализация знаний;
-применение знаний и умений в выполнении заданий, в процессе групповой и индивидуальной работы.
3. Заключительная часть:
-подведение итогов;
-рефлексия.
Ход классного часа:
1.Организационный этап.
Тема классного часа сегодня «Международный день распространения грамотности-8 сентября». В ходе классного часа мы поговорим об истории возникновения праздника «День знаний», о традициях в этот день в разных странах, о бережном отношении к русскому языку, проведем конкурсы на знание русского языка.
2.Основная часть
Прежде всего, поговорим о том, что вы знаете об этом дне.
-Когда возник этот праздник? Как этот праздник отмечают в России? (ответы обучающихся)
Этап усвоения новых знаний. Учитель. Своим возникновением праздничный день обязан министрам образования различных стран (России, Америки, Франции и др.), которые полвека назад — в 1965 году — собрались в Тегеране на Всемирную конференцию, чтобы обсудить проблему безграмотности населения планеты. К тому моменту ситуация складывалась плачевная: 44% только одних взрослых людей по всему миру оставались неграмотными. 19 сентября члены завершившейся конференции подготовили свыше 80 рекомендаций, среди которых значилось учреждение дня грамотности. И уже через год впервые отмечался Международный день грамотности- 8 сентября. Постепенно в праздновании этого дня появились свои традиции. На мировом уровне помимо ежегодных конференций, проводимых в штаб-квартире Юнеско, вручаются премии в размере 20 тысяч долларов имени короля Сечжона и Конфуция за распространение грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д. В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города. В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни. Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира». Две трети неграмотных - женщины и девочки, и при этом социологи в разных странах отмечают факт определяющего влияния грамотности матери, в частности, уровня и качества ее чтения, на читательское развитие ребенка. 2003-2012 годы были объявлены ЮНЕСКО Десятилетием грамотности. Главные задачи Десятилетия: значительное повышение показателей грамотности, обеспечение доступного и всеобщего начального образования и поощрение равенства женщин и мужчин в сфере образования. Результаты сравнительного исследования, проведенного Международной Ассоциацией Чтения (IRA) в 2000 году, оценивавшего достижения в области чтения 9-ти и 15-летних, выявили, что наивысших результатов достигли учащиеся обоих возрастов Финляндии. Россия принимала участие в исследованиях 2000, 2003 и 2009 годов, эксперты оценивали грамотность учеников в чтении, математике и естествознании. Из 265 000 пятнадцатилетних учащихся 32-х индустриально развитых стран, принимавших участие в 6 программе оценки результатов обучения (PISA) в 2000 году, Россия заняла общее 28 место, в 2003 году – 33 место из 40 стран, а в 2009 году – 43 из 65 стран. При этом, в 2008 году по результатам исследования чтения успехи продемонстрировали учащиеся начальных школ России, заняв первое место в международных показателях. В России День грамотности только-только набирает популярность. Например, с 2011 года существует акция, ставшая уже международной, «Тотальный диктант». В школах, университетах и других учебных заведениях День грамотности также стал одним из главных. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным.
Закрепление материала. Конкурсы на знание русского языка
Конкурс «Вопросы на сообразительность»
Что общего у дня и ночи? («Ь» знак в конце слова)
Что находится между горой и оврагом? (буква «И»)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (твое имя)
Какую часть слова можно найти в земле? (корень)
В каком слове сорок гласных? (сорока)
В каком слове 7 гласных Я ? (семья)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
В каком слове отрицание «нет» слышится сто раз? (стонет)
Назовите слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, шалаш, боб, Анна, Алла, казак)
Как с помощью наречий перечислить по порядку все дни недели, не называя при этом на числа, ни названия дня? (вчера, позавчера, сегодня, завтра, послезавтра).
Посмотрим теперь, насколько хорошо вы знаете пословицы и поговорки. «Ведь пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь». Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, мы продолжаем употреблять их и сегодня в своей речи.
Конкурс «Продолжи пословицу».
1.Грамоте учиться – (всегда пригодится)
2.В умной беседе ума наберешься, а (в глупой – свой растеряешь).
3.Корень ученья горек, а (плод сладок).
4.Слово серебро, (молчание – золото).
Конкурс «Знатоков поговорок».
1.Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (за словом в карман не полезет)
2.О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (кто рано встает, тому бог дает)
3.Какая поговорка говорит нам о каком-либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (после дождичка в четверг)
4.Согласно, какой поговорке зубы могут находиться не во рту? (положить зубы на полку)
5.Плеваться вообще не красиво, но когда из-за плевка можно умереть от жажды? (не плюй в колодец: пригодиться воды напиться)
Вопросы – загадки.
1.Мой первый слог – предлог,
Второй – сигнал беды.
А весь я иногда
Вам нужен для воды (насос)
2.Черные кривые, от рожденья все немые,
Станут в ряд – сейчас заговорят (буквы)
Конкурс «Анаграммы». Из данного слова, используя буквы, которые даны, составьте свои слова. Слово «Энциклопедия»
(клоп, циклоп, циклон, цикл, полк, идол, клон, циник, цинк, кино)
Расставьте ударение в словах:
Баловать, щавeль, каталог, свекла, красивее, звонит, творог, упростuть, цемeнт.
3.Заключительная часть.
Рефлексия.
В конце предлагаю вам послушать притчу. Давным-давно жил один из мудрейших людей – царь Соломон. Однажды хитрец задумал обмануть царя. Поймав в руки бабочку и зажав её в ладони, хитрец решил обратиться к Соломону, спросив: «Что у меня в руках? Живое или мёртвое?» Если царь ответит «живое», то я сожму ладони. Если царь ответит «мёртвое», то я разожму руки, и бабочка улетит. Так думал хитрец. Пришёл хитрец к Соломону и задал свой вопрос. Соломон поднял глаза и ответил: «Всё в твоих руках».
Вопрос учителя: Что значит для Вас смысл высказывания Соломона «Всё в твоих руках». (Обсуждение высказывания Соломона).
Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? (ответы обучающихся)
Подведение итогов классного часа:
-Что больше всего запомнилось?
–Чему вы научились?
И в заключение я хочу обратиться к вам словами американского поэта Уолта Уитмена: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзания такого, ни терпения, какие есть у тебя». Все это говорит о том, что учиться никогда не поздно, что быть грамотным сегодня просто необходимо.
Список литературы:
1.Боброва Л.В. Классные часы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
2.Великий и могучий русский язык. 2007. №10
3.Внеклассные мероприятия: / Авт.-сост. Л.Л.Загумёнова.-М.: ВАКО, 2008.- 176с.- (Мозаика детского отдыха).
infourok.ru
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ
8 сентября
Праздник «Международный день грамотности» в 2018 году отмечается 8 сентября.
Грамотность — это не просто умение писать, читать и считать. Для многих это возможность раскрыть тайны мироздания, постичь основу точных наук, достичь успехов в выбранной области деятельности.
Празднование дня грамотности необходимо тем, кто только начинает знакомиться с ее азами и маститым профессионалам, а также тем, кто вложил и продолжает вкладывать усилия и свою душу в дело ликвидации неграмотности. Цель праздника — вскрыть нынешние проблемы и предложить новые инновационные методы их устранения.
История
Статистические данные говорят о том, что в бедных и более богатых странах процветает неграмотность среди детей и взрослых (больше у женщин, чем у мужчин). Но ведь грамотность — это основной инструмент участия человека в общественной и экономической жизни своей страны.
Это интересно:
1. В сентябре 1965 года в Иране проходила конференция, темой которой являлся вопрос ликвидации неграмотности. В ней участвовали министры образования. Именно они и предложили утвердить праздник, посвященный грамотности, в международном масштабе. Реализовано это предложение было в следующем году по решению ЮНЕСКО.
2. Только грамотность может обеспечить развитие общества. В связи с этим Генеральной Ансамблей ООН были приняты в последующие годы два важных решения: о провозглашении 1990 международным годом грамотности (в 1987), а периода с 2003 по 2012 год -—десятилетием грамотности (в 2002).
3. Чтобы повысить качество образования и уровень грамотности, был разработан и утвержден специальный план действий ООН. Это событие произошло в 2003 году. Координирующую роль всех мероприятий возложили на ЮНЕСКО.
Главной целью такой деятельности является желание и стремление сделать более активными усилия всего международного сообщества в направлении распространения грамотности по всей планете. Необходимостью стало не только расширение права всех на получение образования, но и утверждения такой обязанности
Традиции
В этот день уже традиционным стало проведение конференций и симпозиумов на международных и внутригосударственных площадках. Вместе с тем, подводятся итоги прошедшего года, озвучиваются достижения в плане обучения и повышения грамотности. Вручаются премии людям, внесшим огромный вклад в эту область.
Для детей школьного возраста и студентов благотворительные фонды разрабатывают внегосударственные образовательные программы, позволяющие одержать гранты или стипендии для получения лучшего образования. Это соревнования, конкурсы, турниры и олимпиады. Для многих это шанс изменить свое будущее и стать успешным в будущем.
Во многих городах в библиотеках организовываются встречи с писателями и поэтами. Подарком для участников является книга – источник бесценной просветительской информации. В журналах и газетах публикуются тематические статьи о грамотности в разных странах и о тех людях, которые делятся своими знаниями с окружающими.
multiurok.ru
Международный день грамотности один из международных дней, отмечаемых под эгидой Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», прошедшей в Тегеране 1965 году.
8 сентября — день торжественного открытия этой конференции. Главная цель данного Дня — активизировать усилия международного сообщества по Распространению грамотности, одной из главных сфер деятельности ЮНЕСКО, как инструмента расширения прав и возможностей отдельных лиц, общин и сообществ.
С 1967 года ЮНЕСКО объявлен 8 сентября – Международным днем распространения чтения и грамотности. В этот день в разных странах мира различные государственные и общественные здания украшаются плакатами с фотографиями известных людей, читающих книги, газеты и журналы; выдающихся деятелей культуры, харизматических лидеров, известных спортсменов и т.д.
В первую сентябрьскую неделю открываются книжные выставки и ярмарки, проводятся конкурсы и викторины, конференции и семинары. В нашей стране День чтения и грамотности отмечается с 2000 года в Москве, в г. Реж Свердловской области, Екатеринбурге, где прошли «Крапивинские чтения», посвященные замечательному детскому писателю В.П. Крапивину, уроженцу этого города.
В середине 70-х годов ХХ века, когда начинали отмечать этот день, «быть грамотным» означало умение читать и писать. Затем стали говорить об академической и функциональной грамотности. Первая нужна для того, чтобы учиться, а вторая – чтобы пользоваться чтением и письмом каждый день в жизни.
Всемирная Организация Здравоохранения включает показатель грамотности в 12 наиважнейших показателей, определяющих здоровье нации. ООН считает грамотность и продолжительность жизни одинаково важными
Характеристиками жизни народа. Международный валютный фонд подсчитал, что экономическое развитие страны начинается тогда, когда уровень грамотности превышает 40%. А по данным ЮНЕСКО в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Это страны, в которых ведутся войны, страны «третьего мира».
Методическая разработка для среднего звена школы (для старшеклассников – на следующей странице), посвященная международному Дню грамотности. Праздник отмечается в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, (Минпросвещения РФ, 27 апреля 2020 года).
Разработки могут быть использованы при проведении внеурочных занятий, классных часов и тематических уроков. В основу сценария положены: Методические рекомендации по работе со словарями на уроках русского языка. А. Д. Дейкина, О. Н. Левушкина, Н. А. Нефедова «РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ». М., 2016.
Всем участникам раздаются листы красной и зеленой бумаги. Ведущий зачитывает некоторое утверждение о языке или литературе, которое может быть правдивым или ложным.
Если участник считает, что ведущий сказал правду – он поднимает зеленый лист. Если не согласен с ведущим – красный лист. Правильным ответом в каких-то случаях может быть «ДА», в каких-то – «НЕТ». Все правильно ответившие выходят в следующий тур, неправильно ответившие – выбывают. И так до тех пор, пока не останется 1 (возможно 2) победитель.
Образец: ведущий утверждает: Строгая литературная норма запрещает говорить «двое девочек». Правильный ответ: «ДА». Все поднявшие зеленый лист идут дальше, поднявшие красный лист (т. е. несогласные с утверждением) выбывают.
7 Приставка квази… означает «мнимый, ненастоящий». ДА. Например, квазиученый – это не настоящий ученый. Квази – то же, что «псевдо».
8 В слове бутИк ударение на И сохраняется и в косвенных падежах. Например, правильно открытие бутИка. ДА
9 Конституция России гарантирует нам свободу вероисповЕдания. ДА
10 Я коллекционирую брелОки – так можно сказать ДА
11 Перманентный – это временный, непостоянный. НЕТ Это непрерывный,
постоянный.
12 Восьмистами пятьюдесятью шестью – именно так надо склонять числительное. НЕТ
21 Диплом выдан Анастасие – это правильное написание НЕТ
22 Доступ к (И/и)нтернету – в этом сочетании слово Интернет/интернет может быть написано и с большой, и с маленькой буквы ДА
23 В слове хлорофи(л/лл) на конце – две буквы Л. ДА
24 Сочетание экс Советский Союз пишется в три слова. ДА
29 О путешествии на фрегате «Паллада» нам рассказал Иван Александрович Гончаров. ДА
30 «Человек в футляре» – знаменитая пьеса Антона Павловича Чехова. НЕТ Рассказ.
31 «Все несчастные семьи похожи друг на друга» – знаменитые крылатые слова Льва Николаевича Толстого из романа «Анна Каренина». Все верно? НЕТ
32 У Онегина такое же имя, как у Базарова. ДА Евгений
33 В «Похождениях бравого солдата “Швейка” идет речь о событиях Первой мировой войны, не Второй. ДА.
34 Знаменитое антисталинское стихотворение «Мы живем, под собою не чуя страны» принадлежит перу Анны Андреевны Ахматовой. НЕТ Осип Мандельштам.
35 «Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя» – эти слова принадлежат поэту-декабристу Александру Одоевскому. ДА.
litemove.ru
Классный час для учащихся 1-4 класса.
Международный день распространения грамотности
Цель: Знакомство детей с данным праздником.
Задачи:
- познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
Ход занятия.
УчительМеждународный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.Общество прилагает все усилия по распространению грамотности в мире. Сегодня мы проводим классный час, посвященный этой дате.Угадайте загадку:Пером сеют,Глазами жнут. Головой едят. Памятью переваривают. (Грамота)А что для вас значит быть грамотным?(Ответы детей)В международный грамотности деньМне пожелать вам лучшего не лень:Чтобы запас словарный пополняли,Про грамотность свою не забывали!В день грамотности поздравляю!И от души я вам желаю,Чтоб сталкиваться приходилосьС интеллигентными людьми!Чтоб речь всегда была приятна,Чтобы она звучала складно,И чтобы лучшее случилось —Чтоб люди знания своиВсегда старались приумножить,Ведь это сделать нам несложно —Лишь нужно больше всем читать,
И речь, и разум развивать!
Предлагаю вам такое задание: составьте пословицы о грамоте.Выбирай книгу, (как выбираешь друга.)Грамоте учиться – (всегда пригодится.)Золото добывают из земли, ( а знания из книг.)Мир освещается солнцем, ( а мир знаньем.)Неграмотный как слепой, (а книга глаза открывает.)Хорошая книга – ( лучший друг.)УчительА без чего невозможно стать грамотным?Что поможет нам в преодолении неграмотности? Отгадайте загадки.Прилетели галки в полеИ уселись на снегу…Стану я учиться в школе –Разобраться в них смогу.(Буквы.)На странице букваря –Тридцать три богатыря.Мудрецов-богатырейЗнает каждый грамотей.(Алфавит.)У стены большой и важныйДом стоит многоэтажный.Мы на нижнем этажеВсех жильцов прочли уже.(Книжный шкаф.)Поселились мудрецыВ застеклённые дворцы,
В тишине наединеОткрывают тайны мне.(Книга.)Сама молчит,А сто друзей научить может.(Книга.)УчительБольшая проблема стоит перед миром. Это борьба с неграмотностью. Во многих странах неграмотными остаются 860 миллионов взрослых и более 100 миллионов детей не посещают школу.Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными». Почему важно быть грамотным? •А множество детей и взрослых и посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. К такой личности будут тянуться люди. И сейчас у вас есть выбор: приложить все усилия, чтобы достичь этой высоты или остаться тем, над чьими словами будут смеяться. И помните, что главное на пути к свету — саморазвитие и самообразование.
Подведение итогов.
Чему посвящен классный час? В какой день отмечают Международный день распространения грамотности?
Выбирай книгу, как выбираешь друга.Грамоте учиться всегда пригодится.Золото добывают из земли, а знания из книг.Мир освещается солнцем, а мир знаньем.Неграмотный как слепой, а книга глаза открывает.
Хорошая книга –лучший друг.
infourok.ru