Коляда обрядовые песни


Обрядовые колядки

Наиболее древними произведениями устного народного творчества являются обрядовые колядки. В этих песнях крестьяне воспевали времена года, описывали этапы земледелия. В них они внесли и любовь, и страх, и радость, и надежду. Сейчас довольно редко можно встретить колядующие компании, которые ходят с песнями по квартирам. Этот обычай остался только в некоторых деревнях.

Смысл обрядовых песен-колядок

Колядки вышли из язычества, которое наложило свой отпечаток на характер песен. Наши предки поклонялись богам земли, солнца, неба. Потому любое обрядовое действие было направлено в первую очередь на обращение к высшим силам. Колядование проводилось в период между старым и новым годом. В это время люди ходили по домам с поздравлениями и песнями.

Фольклористы смогли раскрыть суть обрядовых колядок: на границе старого и нового года наступает время прихода обитателей потустороннего мира. Колядующие своими песнями пытаются их выпроводить. Их принято исполнять под окнами или на пороге, поскольку эти места считаются зоной контакта с миром чужих. Исполнители колядок выступают в качестве этих самых чужих. Потому их одаривание блюдами и деньгами несло благополучие. Песни были примерно такого характера:

Приходила коляда

Накануне Рождества.

Кто даст пирога,

Тому полон хлев скота,

Овин с овсом,

Жеребца с хвостом.

Ты нас будешь дарить —

Мы будем хвалить,

А не будешь дарить —

Мы будем корить!

Коляда, коляда!

Подавай пирога!

О чем пели в песнях? Главными темами являлись урожай, разведение скота, свадьба и любовь. Коляда считался богом праздников. Его изображали в виде солнца, у которого было младенческое лицо. В виде солнца принято было печь печенье, которым угощали колядующих. Песни пели как можно громче, чтобы было слышно эхо. Оно отождествлялось с отголосками духов умерших.

Когда на Руси было принято христианство, обряд колядования не умер, он только обрел другое значение. Церкви пришлось пойти на многие уступки, чтобы сохранить такой языческий праздник, как масленица. Однако людям, в свою очередь, пришлось поменять привычный способ празднования Нового года. Теперь колядки были посвящены Рождеству Христову. Однако тематика хорошего урожая и богатства в следующем году остается, только с просьбами обращаются не к языческим божествам, а к христианскому богу:

Пришла коляда

Накануне Рождества,

Дайте коровку,

Масляну головку.

А дай Бог тому,

Кто в этом дому.

Ему рожь густа,

Рожь ужимиста.

Ему с колосу осьмина,

Из зерна ему коврига,

Из полузерна пирог.

Наделил бы вас Господь

И житьем, и бытием,

И богатством.

И создай вам, Господи,

Еще лучше того!

Рождественские колядки

Обычно авторов у обрядовых колядок нет. Они не всегда составлены грамотно, но главное - они по-настоящему искренни, добры и радостны. Чаще всего колядка – это повествование о рождении Спасителя.

Рождество Христово, Ангел прилетел,

Он летел по небу, людям песню пел:

“Вы люди, ликуйте, все днесь торжествуйте,

Днесь Христово Рождество!”

Пастыри в пещеру первые пришли

И младенца Бога с Матерью нашли,

Стояли, молились, Христу поклонились –

Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой,

Все мы, люди, грешны – Ты Один Святой.

Прости прегрешенья, дай нам оставленье –

Днесь Христово Рождество!

Коляда у язычников связана с этапом угасания солнца и символизирует завершение года. В ночь перед новым рождением земля погружается во тьму. Как раз в это время потусторонний мир становится максимально близким к миру живых, их границы почти исчезают. Этим языческие колядки становятся похожими на мир до рождения Христа. Поэтому так популярно на колядки ряженье в животных и нечисть.

Главная -> Колядки -> Обрядовые колядки

www.prisnilos.su

Обрядовая песня в праздновании Коляды

УДК: 78.067.26

Шинтяпина И. В.

К. п. н., доцент,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ» им. В.И. Вернадского в г. Ялте

ОБРЯДОВАЯ ПЕСНЯ В ПРАЗДНОВАНИИ КОЛЯДЫ

В статье рассматриваются вопросы анализа и оценки роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистики и перерождения из языческой в христианскую.

Ключевые слова: обрядовая песня, колядная песня, христианство.

Постановка проблемы. Сегодня высказываются разные предположения о происхождении и значении праздника Коляды. Многие исследователи (Аничков Е., Бычков А., Демин В.) придерживаются версии о том, что Коляда — Бог веселых застолий, что это имя имеет происхождение от термина «коло» (круг), что праздник колядования проходит благодаря ему и, возможно, имеет мистическое значение. Но большинство фольклористов, историков, антропологов (Казаков В. Кайсаров А., Глинка Г., Рыбаков Б., Петрухин В., Топоров В.) убеждают нас в понимании Коляды, как великого учителя жизни, призванного «спасти человечество от духовного вырождения». По их мнению, именно он поведал славянам о Великом Коло Сварога, о дне и ночи, а также основал первый календарь.

Но те и другие единодушны в определении главенствующей роли в древнем празднике музыкально-певческого начала, а именно колядок — обрядовых песен, являющихся частью так называемого календарного цикла — наиболее древней и устойчивой части славянского фольклора.

Целью настоящей статьи является анализ и оценка роли народной обрядовой песни в праздновании Коляды, этапы формирования ее стилистического своеобразия и перерождения из языческой в христианскую.

Изложение основного материала.

В момент зарождения традиций колядования этот процесс тесно связан с языческими корнями славянских народов. Колядные песни исполнялись в день зимнего солнцестояния в праздник Коляды, когда солнце поворачивалось от Зимы к Лету. Но, вскоре, традиция начала утрачивать языческие корни. Именно на рубеже, когда постепенно воспоминания о языческом празднике Коледы стали угасать в народе, исполняющиеся в честь праздника песнопения стали заменяться новыми, слагающимися в духе христианских норм и традиций. Так стали зарождаться рождественские духовные колядки. А у их исполнителей — колядников появилось новое имя — христославы.

Все колядные песнопения исследователи условно разделяют на «христославные» (рождественские) и «посевные» (языческие). Первые, песни о которых идет речь, непосредственно посвящены моменту Рождения Христа, встрече с Волхвами, восхвалению Богородицы, вторые, чаще всего, исторически более древние, их тематика — языческий культ плодородия, семьи, рода. Главное содержание таких песнопений — пожелания богатого урожая, плодовитости скотины, благополучия в доме и семье хозяев. Более древние языческие колядки своей текстовой основой отражали зависимость человека от природных стихий и были обращением к ним, божествам, отвечающим за солнцеворот, дождь, ведь весь крестьянский уклад напрямую зависел от урожая.

Сам термин «Коляда» — это имя божества, к которому обращались колядующие в разных регионах. Он мог отличаться в разных регионах: Таусень, Авсень, Виноградень. В традиционных припевах русских колядок, чаще всего повторяющих одно из распространненых имен, любую колядную песню возможно классифицировать по

региональному признаку: Коляда — характерна для Курской области, Виноградие — для Архангельской области и Русского Севера, Таусень — для Рязани. Во всех регионах сохранялось правило исполнять колядки только в пределах «новогоднего» обряда [1].

На территории современной Украины колядку называли старинной обрядовой рождественской песней, в Белоруссии — древнерождественской песней; мнение о том что коляда именно обрядовая песня, подтверждается в фольклоре разных славянских народов: чехов, словаков, поляков, сербов. Болгары считают Коледу (коляду) «песней и даром».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Разновидностью колядок на территории Украины является щедровка с 8-сложной структурой стиха, с припевом или без него, чаще всего исполняемая группой девушек или детским ансамблем. Щедровки имеют характерный звукоряд меньшего объема, по сравнению с колядками.

Щедрщ щедр1к, щедр1вочка, Прилетша ласт1вочка.

Стала соб1 щебетати, Господаря викликати.

Существовали закрепившиеся традиции в праздновании Коляды, так, например, колядников одаривали подарками, сладостями, именно поэтому у многих славянских народов колядка ассоциировалась с подношением даров. Само определение «коляда», в понимании чего-то подаренного, восприняли от славян в Венгрии, Литве и Латвии. Это подтверждает тот факт, что у народов, принявших христианство из греческих источников, слово колядка означало старинную рождественскую торжественную песню, посвященную новорожденному Иисусу Христу [2].

Сегодня большинство текстов рождественских колядных песнопений разделяют на два типа. К первому относят рождественские колядки, прославляющие празднование Рождества со всеми его действующими лицами. Ко второму относятся рождественские колядки, которые содержат в себе поздравления с праздником и желанием получить у хозяев подарков и угощений [3].

Коляда, коляда, Накануне Рождества!

Тетенька добренька, Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай, Поскорее подавай.

Дохристианские колядные песни — это простые мелодические последовательности. Их ладовое строение, метроритмические и мелодико-гармонические особенности характеризуются в своем большинстве бесполутоновым звукорядом в основном диапазоне квинты либо кварты, иногда объемом до сексты. Такие обрядовые песни, исполняются в основном одноголосно и отличаются ритмическим многообразием. Как отмечает Ф. А. Рубцов [4], «связь обрядовых песен с языческим ритуалом придавала им функцию магическую, заклинательную (вызывание дождя, плодородия). Поэтому обрядовые песни часто носят характер закличек, построенных на основе простых и кратких, но ярких выразительных мелодико-ритмических формулах типа заклинательных возгласов, нередко повторяющих призывные попевки. Каждый обряд обладал своими песнями с характерными напевами-формулами»

Обычай колядовать в канун Рождества появился после Крещения Руси в период переосмысления христианской культурой языческих обычаев и традиций.

Основное содержание рождественских колядок — это рассказ о событиях, связанных в Рождением Младенца Христа: поклонение Волхвов, появление Ангела, ликование пастухов. Эти песнопения — светлые, добрые, торжественные мелодические композиции. В трогательных и немного нивных стихах и мелодиях колядок как будто возрождается история Рождества Спасителя: тихая ночь над Палестиной, вертеп, в окружёнии домашних животных, волхвы, несущие дары Царю Царей, Ирод, жестоко преследующий невинного Младенца.

Нынче Ангел нам спустился и пропел:

«Христос родился!».

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Колядки разных народов имеют общие, типологические черты: они имеют общее строение (запев-припев), характерные призывные интонации, несложные по структуре мелодии.

В отличие от обрядовых песен, рождественские колядки в большинстве многоголосны и предназначены для исполнения ансамблем колядующих. Для них является характерным большее жанровое разнообразие: колыбельные («Спи Иисусе»), романсы («Тихая ночь»), лирические песни («Ой не спить»), гимны («Бог предвiчний»).

Проведенный анализ музыкального и гармонического строя христославных славянских колядок дает возможность утверждать, что большинство из них происходит с территорий нынешней Украины. До наших дней в южных регионах России христианские колядки можно встретить чаще, чем языческие, также как и традиция колядовать на Рождество на этих территориях сохранилась лучше. Мелодический язык древних языческих колядок, как правило, очень прост, этим объясняется возможность их быстрого запоминания и исполнения: музыкальный язык их не слишком отличается от других народных куплетов-попевок и прибауток. Христославные колядки немного сложнее в музыкальном плане. Им характерна более сложная метрическая и ритмическая организация, темповое разнообразие и широкий диапазон мелодии.

На территории России и Украины с давних времен накануне Рождества колядовали все: и взрослые, и дети, — но чаще всего колядовали разными группами: отдельно бабы с мужиками, отдельно подростки и дети, хотя встречались и смешанные группы. Считалось, что чем больше за день зайдет колядовщиков в дом, тем удачнее будет год, благополучнее жизнь. Начинали колядовать с рождественской ночи, сразу после богослужения, и продолжали исполнять традиционные песни до самого Крещения. Хозяева заранее готовили угощения в благодарность колядовщикам, те в свою очередь все полученное за день вскладчину, съедали вместе.

В отличие от языческого переодевания в звериные личины, «христославные» колядовщики ходили шествием с Вифлеемской звездой, что в традиции олицетворяло поклонение волхвов Младенцу Христу и сопровождалось пением рождественских колядок и тропаря Рождества. Среди традиционных христославных колядок есть и такие, которые не содержат рождественских сюжетов, а только являют собой пожелания благополучия и богатства хозяевам. Часто в колядных песнопениях встречаются и смешанные варианты, где по пашне «идет Христос и сеет жито», а помогает ему Богородица. Скорее всего, это древние языческие колядки, позже переработанные на христианский лад. От языческого прошлого таких колядок оставался припев, текст которого также уже мог быть смешанным: «Пришла коляда накануне Рождества» [4].

Еще одним замечательным явлением в традиции исполнения колядок является вертеп — театрализованное действо, передающее рождественскую евангельскую историю средствами кукольного театра. В оригинале вертеп — это передвижной кукольный театр, трехъярусный ящик с ширмой. Путешествующие артисты показывали представление, во время которого неоднократно исполняли колядки, каждая из которых обозначала появление того или иного персонажа, и только при появлении ангела — исполнялся рождественский тропарь.

К сожалению, традиция пения колядок в России почти исчезла. На территории Белоруссии, Украины, особенно в Карпатах, сегодня на Рождество колядуют практически все. В большинстве российских деревень обычай колядовать, к сожалению, почти ушел в прошлое, в городах эта традиция возрождается только в театрализованной форме. Конечно, исполнение христославных колядок — это не просто фольклорная традиция, они выражают живую веру во Христа, и она должна быть очень крепкой, чтобы проявляться во всех сферах жизни.

Выводы. Таким образом, можно констатировать, что колядка на протяжении нескольких тысячелетий прошла сложный путь становления, а затем преобразования и перерождения. Сосредоточив в себе историю и традиции славянских народов, колядка принесла в современный мир древнее очарование и магическое совершенство. Возрождение и изучение культурных традиций — одна из задач исследователей и исполнителей народного фольклора.

Литература

1. Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов. Мифы древних славян. М., 2001.

2. Демин В.Н. Заветными тропами славянских племен. М., 2002.

3. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Велесова книга / Сост. А.И.Баженова, В.И. Вардугин. Саратов, 1993.

4. Рубцов Ф. Л. Основы ладового строения русских народных песен // Статьи по музыкальному фольклору. Л.; М., 1973. С. 27-33.

cyberleninka.ru

Образовательный портал

Урок русского языка в 6 классе

Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни

Тамбовцева Валерия Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с обрядовым фольклором (колядки, масленичные песни, весенние песни, летние и осенние песни).

Задачи урока:

·                   рассказать учащимся, во время каких праздников исполнялись календарно-обрядовые песни; найти и определить   художественные особенности календарно-обрядовых песен;

·                   развивать эстетический вкус учащихся;

·                   воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

·        Литература.6 класс. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2012.

·        фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»,

·        мультимедийное оборудование,

·        репродукции картин художника В.Кустодиева,

·        раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, создание атмосферы комфорта, постановка целей урока.

2.Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают на вопросы учебника (с.5).

3. Актуализация знаний.

-Что такое фольклор?

-Назовите известные вам жанры фольклора.

4.Объяснение нового материала.

Слайд 1

Слово учителя о календарно-обрядовых песнях.

Слайд 2

Фольклор (от английского folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. Фоль­клор возник до появления письменности. Самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. Именно это отличает его от литературы и других видов искусства. Еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. Он возник как массо­вое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности.

Фольклор всегда был важной частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. А что такое обряд?

Слайд 3

Обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции.  С принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора.

Обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. Считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Эти песни являются древнейшим видом народного творчества.

Календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. Среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни.

Слайд 4

Слайд 5

Новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.

Рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. Обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. Ребятишки, парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом - в вывороченном тулупе, с рогами и длинным хвостом. Лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или «харями». Веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. А затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. За ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. Ряженые благодарили добрых людей величаньями. У всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, овсень – в центральной России, виноградье- на севере. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни - колядки.

Слайд 6

– Пришла коляда Накануне Рождества! Дайте коровку –  Масляну головку! А дай бог тому, Кто в этом дому: Ему рожь густа, Рожь ужиниста! * * * * * * * * * * Вот идем мы, пастухи, Прощены нам все грехи. К дому путь свой правим, Христа Бога славим. За привет, за угощенье Вы примите поздравленье! Наделил бы вас Господь И житьем, и бытьем,

И богатством во всем!

(Учащиеся прослушивают запись песни «Коляда ходя, бродя…»)

Слайд 7

Последним зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом сжигали.

 Слайд 8

На Масленицу было принято водить хороводы, печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались. Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели...»

Слайд 9 

Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник: катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои.

А мы Масленицу повстречали, Повстречали, душа, повстречали. На горушке побывали, Побывали, душа, побывали. Блином гору выстилали, Выстилали, душа, выстилали. Сыром гору набивали, Набивали, душа, набивали.

Маслом гору поливали.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Масленая погорела…»)

Слайд 10 

Закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица Масленица, пришла Весна-красна и зазвенели по земле веснянки, или весенние песни. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.

Слайд 11 

Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из теста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Их просили прилететь, принести весну.

(Учащиеся прослушивают запись песни «Ой, жаворонки, жаворонушки…»)

Слайд 12

Летние песни исполняли на Троицу и праздник Ивана Купалы.

 Девушки на Троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. В ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. Затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. Похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. Венки также сплетали и хранили до Троицына дня.

Кукушечка, любушечка,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Кумитеся***, любитеся,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

Вы пойдете во зеленый сад,

Принимайте меня во зеленый сад одное.

 В Троицу в народе считалось обязательным пойти на службу в церковь. После службы девушки надевали на голову свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес развивать березку. Ее срубали и ставили посредине круга, опять украшали лентами, цветами. Потом устраивали с березкой торжественное шествие: обносили ее вокруг всей деревни. Затем на одной из улиц втыкали березку в землю и начинали водить вокруг нее хороводы. К девушкам присоединялись парни.

Как и на Масленицу, в старину Троицу отмечали целую неделю. Каждому дню соответствовали определенные обычаи.

Слайд 13 

В воскресенье, в Троицын день, с утра всегда отправлялись в церковь с цветами и ветками. В этот день и храм, и жилище принято было украшать настоящим зеленым ковром из цветов и листьев. Окна домов украшали свежими березовыми и яблочными ветками, вставляли их за образа в комнатах.

(Учащиеся прослушивают запись Троицкой песни).

Слайд 14  

Праздник Ивана Купала – еще один крупный летний праздник. Обязательным обычаем Иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до Ильина дня можно было купаться без опасений. Кроме того, вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами.

В местах, где существовал запрет на купание в реках (из-за русалок), купались в святых источниках. На Русском Севере накануне — в день Аграфены Купальницы топили бани, в которых мылись и парились, заваривая собранные в этот день травы. И вода, и травы в Иванов день наделялись магической силой, поэтому их использование должно было наделить человека жизненной силой и здоровьем. Ивановскими вениками пользовались в течение года.

В этот праздник, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнём, и их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые жглись в ночь на Купалу. Кроме того, в Иванову ночь часто гадали при помощи венков, опущенных в реку: если венок поплывёт, это сулило счастье и долгую жизнь или замужество.

Главная особенность купальской ночи — очищающие костры. Вокруг них водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через них прыгали: кто удачнее и выше прыгнет, тот будет счастливее.

Ой, рано на Ивана…

Да кто нейдет на улицу…

Ой, рано на Ивана!

Ой, рано на Ивана…

Ой, рано на Ивана.

На Украине девушки и парни, взявшись за руки, прыгали попарно через огонь. Если во время прыжка их руки останутся вместе, то считали, что это явная примета их будущего брака. тоже, если вслед им полетят искры. .В некоторых местах между купальскими кострами прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и болезни. Молодёжь и дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры и бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть - ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.Считалось при этом, что купальский костёр обладает магической силой, способной отгонять всю нечисть, особенно ведьм, которые в Купальскую ночь были особенно опасны и могли украсть молоко у коров или испортить хлеб на полях. Помимо костров, в некоторых местах в Купальскую ночь поджигали колёса и смоляные бочки, которые затем скатывали с гор или носили на шестах, что совершенно очевидно связано с символикой солнцеворота.

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные до рассвета, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, считая такие травы более целебными. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их и для разжигания любви или для «отсушки».

Украинские девушки за травами и цветами для купальских венков ходили утром накануне Купалы. При этом обязательно рвали полынь, так как считали, что её боятся ведьмы и русалки. Полынь носили на поясе, вплетали в венки, втыкали в стены домов и ворот, чтобы преградить путь ведьмам.

Главным героем растительного мира в Иванов день становился папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, появляющимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились.

Слайд 15 

ОСЕННИЕ ПЕСНИ связаны со сбором урожая. Обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. Окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. Потом катались по земле, восстанавливая силы, потерянные в дни страды. Потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни. 

Жали мы, жали,

Жали, пожинали,—

Жнеи молодые,

Серпы золотые,

Нива долговая,

Постать широкая;

По месяцу жали,

Серпы поломали,

В краю не бывали;

В краю не бывали,

Людей не видали.

5. Первичное закрепление.

Работа с учебником.

1)      Учащиеся читают выразительно  календарно-обрядовые песни и находят в них художественные средства выразительности.

2)      Р а с с м а т р и в а н и е  и л л ю с т р а ц и и – репродукции картины  «Масленица» Б. Кустодиева.

6. Самостоятельная работа.

Работа с раздаточным материалом. Учащиеся определяют по содержанию песни, к какому виду она принадлежит и какой праздник сопровождала.

1)Волхвов привечайте,

Святое встречайте,

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идет,

Молитву поет…

2) Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С великой милостью,

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

– Чувиль-виль-виль,

Жавороночек,

Принеси весну

На своем хвосту,

На сохе, бороне,

На ржаной копне,

На овсяном снопе.

3)      А мы масленицу дожидаем,  Дожидаем, душе, дожидаем.  Сыр и масло в глаза увидаем,  Увидаем, душе, увидаем.  Как на горке дубок зелененек,  Зелененек, душе, зелененек.  А Ванюша, дружок, молоденек,  Молоденек, душе, молоденек.  Наша Масленица, будь счастливой,  Будь счастливой, душе, будь счастливой.  Наша горушка будь катливой, 

Будь катливой, душе, будь катливой

4)      Пойдем,девочки,

Завивать веночки!

Завьем веночки,

Завьем зеленые.

Стой, мой веночек,

Всю недельку зелен,

А я , молодешенька,

Весь год веселешенька!

7. Подведение итогов.

-Почему фольклор был всегда важной частью народного быта?

-Чему посвящены календарно-обрядовые песни?

-Какой праздник сопровождался исполнением колядок?

-Какова главная тема масленичных песен?

-Почему весенние песни по-другому назывались закличками?

-Какое дерево является  героем летних (троицких) песен? Почему?

-С каким событием связан календарно-обрядовый цикл осенних песен?

8. Выставление оценок.

Комментированное выставление оценок.

9. Домашнее задание.

С. 10 – ответить на вопросы.

You have no rights to post comments

ext.spb.ru

Обрядовые песни Коляды - передача

?

wolk28 (wolk28) wrote, 2013-12-19 21:04:00 wolk28 wolk28 2013-12-19 21:04:00 Оригинал взят у ladolado в Обрядовые песни Коляды - передачаС наступающей Колядой, друзья!Вывешиваю свеженькую передачу:

Коляда  // ЛАДО-ЛАДО. Беседы о народном пении и миcтичеcкой традиции славян.

Плод месяца бессонной работы - три части по часу каждая! Да и как иначе: тема большая, материалу богато, да еще какого! Мифология на космогонии едет, и магией погоняет!)))

Слушать онлайн или скачать http://www.ex.ua/695520023137

ВСЕ передачи проекта тут: http://vk.com/audios2732034?album_id=3142363

(Да, осознаю свою вину: ВКонт есть не у всех. Уже созрела заводить ЯндексДиск, глупо по временным хостингам мыкаться - но как на грех он не хочет скачиваться(( )СОДЕРЖАНИЕЧ а с т ь  1  и з  3.ВведениеМистические особенности зимнего времени

Обряд обхода дворов

Дети в Святочной символике (9:57)Кого воплощают колядовщики (13:20)

О персональных величаниях молодым людям

Общее о колядных песнях: мелодика, припевы, содержание (20:12)Магия первого дня в современных НГ обычаях

1. Величание дома и хозяев (26:21)

Двор как центр МираХристианское и языческое в картине Мира  (37:09)

Находки раздела

Ночные гости (42:25)

Припевание молодоженов

2. Девушке (49:45)ПодрастающейСимволика перьев (54:04)Возрастные посвящения

Свадебные образы колядок (58:13)

Ч а с т ь  2  и з  3.

Находки девичьего раздела (:)

Особенные припевыДетородная магия (10:20)Вождение Маланки

3. Парню (15:52)

Образность колядок парню: коньВозрастные посвящения (18:41)Свадебные образыНаходки раздела (27:18) (волшебный помощник, колядка солдату)

4. Земледельческая тема (32:35)

Участие Божеств в деле плодородияЭволюция идеи в двоеверческое время

Обряд «Засевания» (39:08)

Скотоводческая магия в колядках

5. Вождение Козы (42:24)

Ход обрядаСимволика козыОтголоски жертвоприношения (49:06)Пара коза―волкСмысл одаривания

6. Мироздание (53:33)

Миф о сотворении Мира в колядкахЛитература по архаичным сюжетам колядокЧ а с т ь  3  и з  3.

Мировое Древо

Животные на Древе и жертва-причащениеПриродная образность народной песни (10:26)Три Мира-уровня

Космология: три окна (13:50)

Измерение Неба и Земли

Обновление цикла: Купание Бога (23:13)

Чье рождение празднуем?Стирка одеяния (28:26)Новый огоньВрата меж Мирами открыты7. Песни-цепочки (37:03)Коляда – божество?Переход по мосту, три праздника8. «Просильные» колядки

9. Корильные и угрозы (42:08)

Другие жанры Зимних песен10. Подблюдные (44:26) (песни на Святочных гаданиях)Ход ворожбыОпевание зерна или воды

11. Послесловие

Диски по обрядовому фольклору

Происхождение песен

Tags: коляда, язычество

wolk28.livejournal.com


Смотрите также