Святость — это сердечная чистота, ищущая несотворенную божественную энергию, проявляющуюся в дарах Святого Духа как множество цветных лучей в солнечном спектре. Благочестивые подвижники являются связующим звеном между земным миром и небесным Царством. Проникаясь светом божественной благодати, они, через Богосозерцание и Богообщение, познают высшие духовные тайны. В жизни земной святые, совершая подвиг самоотречения ради Господа, получают высшую благодать божественного Откровения. Согласно библейскому учению, святость — это уподобление человека Богу, который является единым носителем всесовершенной жизни и уникальным ее источником.
Церковная процедура причисления праведника к лику святых называется канонизацией. Она призывает верующих почитать признанного святого в общественных богослужениях. Как правило, церковному признанию благочестия предшествует народная слава и почитание, но именно акт канонизации позволял прославлять святых сотворением икон, написанием житий, составлением молитв и церковных служб. Поводом для официального причисления к лику святых может стать подвиг праведника, сотворенные им невероятные деяния, вся его жизнь либо мученическая кончина. И после смерти человек может быть признан святым из-за нетления его мощей, или происходящих у его останков чудес исцеления.
В том случае, если святой почитается в пределах одного храма, города или монастыря, говорят о епархиальной, местной канонизации.
Признает официальная церковь и существование неведомых святых, подтверждение благочестивости которых еще не известны всей христианской пастве. Их называют почитаемыми усопшими праведниками и служат им панихиды, тогда как канонизированным святым служатся молебны.
Вот почему имена русских святых, перед которыми благоговеют в одной епархии, могут отличаться и быть неизвестны прихожанам другого города.
Многострадальная Русь породила более тысячи мучеников и мучениц. Все имена святых людей земли русской, которые были канонизированы, занесены в святцы, или месяцеслов. Правом торжественно причислять праведников к лику святых изначально обладали Киевские, а позже Московские, митрополиты. Первым канонизациям предшествовали эксгумации останков праведников для сотворения ими чуда. В 11-16 веках были вскрыты захоронения князей Бориса и Глеба, княгини Ольги, Феодосия Печерского.
Со второй половины 16 века, при митрополите Макарии, право канонизировать святых перешло к церковным соборам при первосвятителе. Непререкаемый авторитет просуществовавшей на Руси к тому времени уже 600 лет православной церкви, подтверждали многочисленные русские святые. Список имен прославляемых праведников макариевскими соборами был пополнен наречением святыми 39 благочестивых христиан.
В 17 веке русская православная церковь поддалась влиянию древнейших византийских правил причисления к лику святых. В этот период канонизировались, в основном, священнослужители за то, что они имели церковный сан. Также причисления заслуживали миссионеры, несущие веру, и сподвижники возведения новых храмов и монастырей. А необходимость сотворения чудес потеряла свою актуальность. Так были канонизированы 150 праведников, в основном, из числа монахов и высшего духовенства, а Святцы пополнили новые имена русских православных святых.
В 18-19 веках правом канонизировать обладал только Святейший Синод. Этот период характеризуется снижением активности церкви и ослаблением ее влияния на общественные процессы. До восхождения на престол Николая II прошли только четыре канонизации. За непродолжительный период царствования Романовых к лику святых были причислены еще семь христиан, а святцы дополнили новые имена русских святых.
К началу 20 века, в месяцесловы были внесены общепризнанные и местночтимые русские святые, список имен которых дополнялся перечнем усопших православных христиан, коим творились панихиды.
Началом современного периода истории канонизаций, проводимых Русской православной церковью, можно считать проведенный в 1917-18 годах Поместный собор, которым были причислены к лику святителей повсеместно почитаемые русские святые Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. Затем, в 1970-е годы, были канонизированы еще три священнослужителя — Герман Аляскинский, архиепископ Японский и митрополит Московский и Коломенский Иннокентий.
В год тысячелетия крещения Руси прошли новые канонизации, где были признаны благочестивыми Ксения Петербургская, Дмитрий Донской и другие, не менее известные, православные русские святые.
В 2000 году состоялся юбилейный Архиерейский собор, на котором были канонизированы император Николай II и члены царской семьи Романовых «как страстотерпцы».
Имена первых русских святых, которые были канонизированы митрополитом Иоанном в 11 в., стали своеобразным символом истинной веры новокрещеного народа, полного принятия им православных норм. Князья Борис и Глеб, сыновья князя Владимира Святославича, после канонизации стали первыми небесными защитниками русских христиан. Борис и Глеб были убиты своим братом в междоусобной борьбе за престол Киева в 1015 году. Зная о готовящемся покушении, они с христианским смирением приняли смерть ради единовластия и спокойствия своего народа.
Почитание князей носило массовый характер еще до признания их святости официальной церковью. После канонизации мощи братьев были обретены нетленными и являли древнерусским людям чудеса исцеления. А восходящие на престол новые князья совершали паломничества к святым мощам в поисках благословения на справедливое княжение и помощи в ратных подвигах. День памяти святых Бориса и Глеба отмечается 24 июля.
Следующим после князей Бориса и Глеба к лику святых был причислен преподобный Феодосий Печерский. Вторая торжественная канонизация, проведенная русской церковью, состоялась в 1108 году. Преподобный Феодосий считается отцом русского монашества и основателем, совместно со своим наставником Антонием, Киево-Печерского монастыря. Учитель и ученик показали два разных пути монашеского послушания: один — суровый аскетизм, отказ от всего мирского, другой — смирение и творчество во славу Бога.
В пещерах Киево-Печерского монастыря, носящих имена основателей, покоятся мощи 118 послушников этой обители, живших до и после татаро-монгольского ига. Канонизировали их всех в 1643 году, составив общую службу, а в 1762 году имена русских святых были занесены в святцы.
О праведниках домонгольского периода известно очень мало. Авраамий Смоленский, один из немногих святых того времени, о котором сохранилось подробное жизнеописание, составленное его учеником. Авраамия долго почитали в родном городе еще до его канонизации Макариевским собором в 1549 году. Раздав нуждающимся все свое имущество, оставшееся после смерти богатых родителей, тринадцатый ребенок, выпрошенный у Господа единственный сын после двенадцати дочерей, Авраамий жил в нищете, молясь о спасении во время Страшного Суда. Постригшись в монахи, он переписывал церковные книги и рисовал иконы. Преподобному Авраамию приписывают спасение Смоленска от большой засухи.
В одном ряду с упоминавшимися выше князьями Борисом и Глебом, своеобразными символами русского православия, стоят не менее значимые имена русских святых, ставших заступниками всего народа через свой вклад в участие церкви в общественной жизни.
После освобождения от монголо-татарского влияния русское монашество видело своей целью просветительство языческих народов, а также возведение новых обителей и храмов в необжитых северо-восточных землях. Наиболее заметной фигурой этого движения был преподобный Сергий Радонежский. Для богопослушного уединения он построил келью на холме Маковец, где позже возвели Троице-Сергиеву Лавру. Постепенно к Сергию стали присоединяться праведники, вдохновленные его учением, что привело к образованию монашеской обители, живущей плодами рук своих, а не подаяниями верующих. Сергий сам работал в огороде, подавая пример собратьям. Учениками Сергия Радонежского было возведено около 40 монастырей по всей Руси.
Преподобный Сергий Радонежский нес идею богоугодного смирения не только простым людям, но и правящей верхушке. Как искусный политик, он способствовал объединению русских княжеств, убеждая правителей в необходимости сплочения династий и разрозненных земель.
Большим почитанием Сергий Радонежский пользовался у русского князя, причисленного к лику святых, Дмитрия Ивановича Донского. Именно преподобный Сергий благословил войско на затеянную Дмитрием Донским Куликовскую битву, а для божией поддержки отрядил двух своих послушников.
Став князем в раннем детстве, Дмитрий в делах государственных прислушивался советов митрополита Алексия, радеющего за объединение русских княжеств вокруг Москвы. Не всегда этот процесс проходил спокойно. Где силой, а где и женитьбой (на суздальской княжне) Дмитрий Иванович присоединял окрестные земли к Москве, где возвел первый Кремль.
Именно Дмитрий Донской стал основателем политического течения, ставившего целью объединение русских княжеств вокруг Москвы для создания могучего государства с политической (от ханов Золотой Орды) и идеологической (от византийской церкви) независимостью. В 2002 году в память о великом князе Дмитрии Донском и преподобном Сергии Радонежском был учрежден Орден «За служение Отечеству», в полной мере подчеркивающий всю глубину влияния этих исторических личностей на становление российской государственности. Эти русские святые люди радели о благополучии, независимости и спокойствии своего великого народа.
Все святые Вселенской Церкви обобщены в девять ликов или чинов: пророки, апостолы, святители, великомученики, священномученики, преподобномученики, исповедники, бессребреники, юродивые и блаженные.
Православная церковь России иначе разделяет святых на лики. Русские святые люди, в силу исторически сложившихся обстоятельств, делятся на следующие чины:
Князья. Первыми праведниками, признанными русской церковью святыми, стали князья Борис и Глеб. Их подвиг состоял в самопожертвовании во имя спокойствия русского народа. Такое поведение стало примером для всех правителей времен Ярослава Мудрого, когда истинной признавалась та власть, во имя которой князь приносил жертву. Подразделяется этот чин на равноапостольных (распространители христианства — княгиня Ольга, ее внук Владимир, крестивший Русь), иноков (князья, постригшиеся в монахи) и страстотерпцев (жертвы междоусобиц, покушений, убийств за веру).
Преподобные. Так называются святые, избравшие при жизни монашеское послушание (Феодосий и Антоний Печерские, Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Серафим Саровский).
Святители — праведники, имеющие церковный чин, положившие в основу своего служения защиту чистоты веры, распространение христианского учения, основание храмов (Нифонт Новгородский, Стефан Пермский).
Юродивые (блаженные) — святые, носившие при жизни облик безумия, отвергая мирские ценности. Очень многочисленный чин русских праведников, пополнявшийся, в основном, монахами, считавшими недостаточным иноческое послушание. Они покидали обитель, выходя в тряпье на улицы городов и терпя все лишения (Василий Блаженный, Исаакий Затворник, Симеон Палестинский, Ксения Петербургская).
Святые миряне и жены. Этот чин объединяет признанных святыми убитых младенцев, отрекшихся от богатства мирян, праведников, отличавшихся безграничной любовью к людям (Юлиания Лазаревская, Артемий Веркольский).
Жития святых — это литературное произведение, содержащее исторические, биографические и бытовые сведения о праведнике, канонизированном церковью. Жития являются одним из древнейших литературных жанров. В зависимости от времени и страны написания, эти трактаты создавались в виде биографии, энкомия (похвального слова), мартирия (свидетельствования), патерика. Стиль написания житий в Византийской, Римской и западной церковных культурах значительно отличался. Еще в 4 веке Церковь стала объединять святых и их жизнеописания в своды, имевшие вид календаря с указанием дня поминовения благочестивого.
На Руси жития появляются вместе с принятием христианства из Византии в болгарских и сербских переводах, объединенные в сборники для чтения по месяцам — месяцесловы и минеи четьи.
Уже в 11 веке появляется хвалебное жизнеописание князей Бориса и Глеба, где неизвестный автор жития — русский. Святых имена признаются церковью и добавляются в месяцесловы. В 12 и 13 веках, вместе с монашеским стремлением просветить северо-восток Руси, растет и число биографических произведений. Русские авторы писали для чтения во время Божественной Литургии житие русских святых. Имена, перечень которых был признан церковью к прославлению, получили теперь историческую личность, а святые деяния и чудеса были закреплены в литературном памятнике.
В 15 веке произошло изменение стиля написания житий. Главное внимание авторы стали уделять не фактическим данным, а искусному владению художественным словом, красоте литературного языка, умению подобрать множество впечатляющих сравнений. Стали известны умелые книжники того периода. Например, Епифаний Премудрый, написавший яркие жития русский святых, имена которых более всех славились народом — Стефана Пермского и Сергия Радонежского.
Многие жития считаются источником информации о важных исторических событиях. Из жизнеописания Александра Невского можно узнать о политических отношениях с Ордой. Жития Бориса и Глеба повествуют о княжеских междоусобицах до объединения Руси. Создание литературно-церковного биографического произведения во многом определяло, какие имена русских святых, их подвиги и добродетели, станут наиболее известны широкому кругу верующих.
nlo-mir.ru
Кто: Николай Угодник.
За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.
Стоит отметить, что Николай Угодник — бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.
Кто: Спиридон Тримифунтский.
За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым. Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.
Кто: Ксения Петербуржская.
За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку — потому что тогда торговля шла значительно лучше.
Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.
Кто: Василий Блаженный.
За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.
Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.
Кто: Прасковья Пятница.
За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.
Кто: Иоанн Воин.
За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.
Кто: Преподобный Кукша Одесский.
За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.
Кто: Александр Свирский.
За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.
Кто: Серафим Саровский.
За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.
Кто: 40 Севастийских мучеников.
За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.
Кто: Феодор Ушаков.
За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.
Кто: Даниил Московский.
За что почитают: Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.
Кто: Святой Вонифатий.
За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.
snob.ru
В Православной Церкви приняты следующие лики святости.
Апостолы (ап.) – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.
Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.
Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.
Блаженные (юро́дивые) (блж., блаж.) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) – представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.
Великомученики (вмч., влкмч.). Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.
Исповедники (исп., испов.). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками.
Мученики (мч.) – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.
Начертанные. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными.
Новомученики (новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.
Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.
Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.
Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.
Преподобные (прп.) – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.
Пророки (прор.) – святые Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.
Равноапостольные (равноап.) – святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.
Святители (свт.) – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.
Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.
Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками.
Столпники (столпн.) – святые подвижники, подвизавшиеся на столпе – башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.
Страстотерпцы – принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев – в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.
Чудотворцы (чудотв.) – эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.
Общепринятые сокращения
Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.
|
|
|
Номинация святых в русской православной традиции – И.В. Бугаева
azbyka.ru
Век IX, X, XI, XII, XIII, XIV, XV, XVI, XVII, XVIII, XIX, XX
Святой | Дата преставления | Княжение или царствование |
Равноапостольный Кирилл, учитель Словенский | 869 | Рюрик (862 – 879), в Новгороде |
Равноапостольный Мефодий, учитель Словенский | 885 | Олег (879 – 912), в Киеве |
Равноапостольная вел. кн. российская Ольга | 969 | Святослав Игоревич (946 – 972) |
Первомученик Феодор варяг, Киевский | 983 | Св. Владимир I Святославович (980 – 1015) |
Первомученик Иоанн варяг, Киевский, сын св. Феодора варяга | 983 | |
Святитель Михаил, первый митрополит Киевский и всея Руси | 992 | |
Равноапостольный блгв, вел. кн. Киевский Владимир-Василий | 1015 | |
Мученик блгв. кн. Борис-Роман Ростовский | 1015 | Святополк I Ярополкович (1015 – 1019) |
Мученик блгв. кн. Глеб-Давид Муромский | 1015 | |
Мученик Георгий Угрин, брат прп. Ефрема Новоторжского | 1015 | |
Святитель Феодор, епископ Ростовский и Суздальский | 1023 | Ярослав I Владимирович (1019 – 1054) |
Святитель Иоаким Корсунянин, епископ Новгородский | 1030 | |
Преподобномученик Моисей Угрин, Печерский, в Ближних пещерах | Ок. 1043 | |
Блгв. кн. Анна Новгородская | 1050 | |
Блгв. кн. Ирина Киевская | 1050 | |
Блгв. кн. Владимир Ярославич Новгородский | 1052 | |
Преподобный Ефрем Новоторжский | 1053 | |
Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси | Ок. 1053 | |
Святитель Лука, епископ Новгородский | 1058 | Изяслав I Ярославич (1054 – 1073) |
Преподобный Варлаам, игумен Печерский, в Ближних пещерах | 1065 | |
Преподобный Иларион схимник, Печерский, в Дальних пещерах | 1066 | |
Преподобный Иеремия прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах | 1070 | |
Преподобный Дамиан пресвитер, целебник, Печерский, в Ближних пещерах | 1071 | |
Святитель Леонтий, епископ Ростовский | 1073 | |
Преподобный Антоний Печерский, первоначальник монашеского жития на Руси, в Ближних пещерах | 1073 | |
Преподобный Аврамий Ростовский, архимандрит | Ок. 1073 – 1077 | |
Преподобный Феодосии Печерский, общих житий начальник, в Дальних пещерах | 1074 | Святослав Ярославич (1073 – 1075) |
Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский | Ок. 1077 | Изяслав Ярославич (1076 – 1078) |
Преподобный Матфей прозорливый, Печерский, в Ближних пещерах | 1085 | Всеволод Ярославич (1078 – 1093) |
Блгв. кн. Ярополк (Петр) Владимиро-Волынский | 1086 | |
Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах | До 1088 | |
Преподобный Никон, игумен Печерский, в Ближних пещерах | 1088 | |
Святитель Иоанн, митрополит Киевский | 1089 | |
Преподобный Симон варяг, Печерский | После 1089 | |
Святитель Исаия, епископ Ростовский | 1090 | |
Преподобный Исаакий затворник, Печерский, в Ближних пещерах | Ок. 1090 | |
Преподобномученик Григорий чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах | 1093 | |
Святитель Стефан, епископ Владимиро-Волынский, Печерский | 1094 | Святополк II Изяславич (1093 – 1113) |
Преподобный Агапит, врач безмездный, Печерский, в Ближних пещерах | 1095 | |
Святитель Герман, епископ Новгородский | 1096 | |
Преподобномученик Евстратий Печерский, в Ближних пещерах | 1097 | |
Святитель Ефрем, епископ Переяславский, в Ближних пещерах | Ок. 1098 | |
Преподобномученик Феодор Печерский, в Ближних пещерах | 1098 | |
Преподобномученик Василий Печерский, в Ближних пещерах | 1098 | |
Преподобный Захария Печерский, сын Иоанна Печерского, в Ближних пещерах | После 1098 | |
Святитель Савва, архиепископ Сурожский | Ранее XII | |
Преподобный Григорий иконописец, Печерский, в Ближних пещерах | XI-XII | Княжение вел. кн. На рубеже веков |
Преподобный Иоанн богоугодник, Печерский, в Ближних пещерах | XI-XII | |
Преподобный Феофил другой, Печерский, в Ближних пещерах | XI-XII | |
Преподобный Феодосии другой, Печерский, в Ближних пещерах | XI-XII | |
Преподобный Иоанн другой, пещерник, Печерский, в Ближних пещерах | XI-XII | |
XII век | ||
Преподобный Прохор чудотворец, лебедник, Печерский, в Ближних пещерах | 1107 | Святополк II Изяславич (1093-1113) |
Святитель Никита, епископ Новгородский | 1108 | |
Преподобный Пимен Многоболезненный, Печерский, в Ближних пещерах | 1110 | |
Святитель Ефрем, епископ Ростовский и Суздальский | 1112 | |
Преподобная Анна, княжна Киевская | 1113 | |
Преподобный Алипий иконописец, Печерский, в Ближних пещерах | 1114 | Владимир II Всеволодович Мономах (1113 – 1125) |
Преподобный Никон Сухий, Печерский, в Ближних пещерах | Нач. XII | |
Преподобный Нестор Летописец, Печерский, в Ближних пещерах | 1114 | |
Священномученик Кукша, просветитель вятичей, Печерский, в Ближних пещерах | Между 1114 и 1123 | |
Преподобный Пимен постник, Печерский, в Ближних пещерах | Между 1114 и 1123 | |
Преподобный Пимен (постник), Печерский, в Дальних пещерах | Между 1114 и 1123 | |
Преподобномученик Никон, Печерский, в Ближних пещерах | После 1114 | |
Преподобный Исаия чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах | 1115 | |
Святитель Мина, епископ Полоцкий | 1116 | |
Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский | 1122 | |
Преподобный Сильвестр, святитель, епископ Переяславский | 1123 | |
Блгв. кн. Давид Черниговский | 1129 | Мстислав I Владимирович Великий (1125 – 1132) |
Блгв. кн. Константин Муромский | 1129 | |
Блгв. кн. Михаил Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских | XII | |
Блгв. кн. Феодор Муромский, сын блгв. кн. Константина и Ирины Муромских | XII | |
Преподобный Тимофей, игумен Печерский, в Дальних пещерах | 1132 | |
Блгв. вел. кн. Мстислав I Киевский | 1132 | |
Блгв. кн. Всеволод (Гавриил) Псковский | 1138 | Всеволод II Ольгович, внук Святослава Ярославича (1138 – 1146) |
Преподобный Пимен (постник) игумен Печерский, в Дальних пещерах | 1141 | |
Преподобный Спиридон (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах | Ок.1141 | |
Преподобный Никодим (просфорник), Печерский, в Ближних пещерах | Ок.1141 | |
Преподобный Никола Святоша (в миру Святослав, кн. Черниговский), Печерский, в Ближних пещерах | 1143 | |
Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский | 1147 | Изяслав II Мстиславич (1146 – 1154) |
Блгв. вел. кн. Игорь Черниговский и Киевский, блаженный | 1147 | |
Преподобный Онисифор (прозорливый), Печерский, в Ближних пещерах | 1148 | |
Преподобный Мартин Туровский, блаженный | 1150 | |
Святитель Нифонт, епископ Новгородский, в Ближних пещерах | 1156 | Юрий (Георгий I) Владимирович Долгорукий (1155-1157) |
Преподобный Досифей, игумен Печерский, в Дальних пещерах) | 1156 | |
Преподобный Авраамий Мирожский | 1158 | Во Владимире: св. Андрей Георгиевич Боголюбский (1157-1174) В Киеве: Ростислав Мстиславич (1158-1167), Глеб Георгиевич, брат св. Андрея Боголюбского (1168 – 1172), Роман Ростиславич (1172 – 1177) |
Святитель Константин, митрополит Киевский и всея Руси | 1159 | |
Преподобный Еразм черноризец, Печерский, в Ближних пещерах | Ок.1160 | |
Преподобный Иоанн Многострадальный, Печерский, в Ближних пещерах | Ок.1160 | |
Святитель Аркадий, епископ Новгородский | 1168 | |
Блгв. вел. кн. Ростислав (Михаил) Киевский | 1168 | |
Блгв. кн. Глеб Городенский, Киевский | После 1168 | |
Преподобный Арефа (затворник), Печерский, в Ближних пещерах | 1170 | |
Блгв. кн. Мстислав Владимирский | 1172 | |
Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая | 1173 | |
Блгв. кн. Глеб-Георгий Владимирский | 1173 | |
Блгв. вел. кн. Андрей Боголюбский, страстотерпец | 1174 | |
Преподобный Афанасий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах | 1176 | Святослав III Всеволодович (1177 – 1195), в Киеве |
Преподобный Герасим Вологодский | 1178 | |
Блгв. кн. Мстислав-Георгий Храбрый, Новгородский | 1180 | |
Святитель Кирилл, епископ Туровский | 1183 | |
Преподобный Поликарп архимандрит, Печерский, в Ближних пещерах | 1184 | |
Преподобный Никита (столпник), Переяславский | 1186 | |
Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский | 1186 | |
Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах | 1188 | |
Преподобный Тит, пресвитер Печерский, в Ближних пещерах | 1190 | |
Преподобный Варлаам Хугынский | 1192 | |
Святитель Григорий, архиепископ Новгородский | 1193 | |
Святитель Лаврентий, епископ Туровский, в Ближних пещерах | 1194 | |
Святитель Мартирий, епископ Новгородский | 1199 | Княжение великих и удельных князей указанного периода |
Преподобный Иоанн Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобные братья Алфановы: Климент, Кирилл, Никифор, Никита, Исаакий | XII | |
Преподобный Сильвестр чудотворец, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Макарий (постник), Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Прсподобномученик Анастасий диакон, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Анатолий затворник, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Феофан Постник, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Нектарий послушливый, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Иоанн постник, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Марк гробокопатель, Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Феофил (плачливый), Печерский, в Ближних пещерах | XII | |
Преподобный Пафнугий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах | XII | |
Преподобный Макарий, диакон Печерский, в Дальних пещерах | XII | |
Преподобный Онуфрий (молчаливый), Печерский, в Ближних пещерах | XII-XIII | |
Преподобный Елладий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах | XII-XIII | |
Преподобный Авраамий (затворник), Печерский, в Ближних пещерах | XII-XIII | |
XIII век | ||
Блгв. кн. Мария Владимирская (в иночестве Марфа) | 1206 | Всеволод III Георгиевич (Большое Гнездо) (1176 – 1212), во Владимире |
Святитель Иоанн, епископ Ростовский | 1213 | Георгий II Всеволодович (1212 – 1216) (1219 – 1238) – вторично |
Преподобный Авраамий Смоленский | 1221 | |
Преподобный Антоний Дымский | 1224 | |
Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в Ближних пещерах | 1226 | |
Блгв. кн. Петр-Давид Муромский | 1228 | |
Блгв. кн. Феврония (Евфросиния) Муромская | 1228 | |
Мученик Авраамий Болгарский, Владимирский | 1229 | |
Святитель Антоний, епископ Новгородский | 1231 | |
Блгв. кн. Феодор Новгородский | 1233 | |
Преподобный Акиндин, игумен Печерский, в Дальних пещерах | 1235 | |
Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович Владимирский | 1238 | |
Мученик блгв. кн. Василий (Василию) Ростовский | 1238 | |
Преподобный Ефрем Смоленский | 1238 | |
Мученик Меркурий Смоленский | 1238 | |
Преподобный Памво (затворник), иеромонах Печерскии, в Дальних пещерах | 1241 | Ярослав II Всеволодович (1238 – 1246) |
Священномученик Лукиан Печерскии, в Дальних пещерах | Ок. 1243 | |
Преподобномученица Евпраксия Псковская | 1243 | |
Блгв. кн. Феодосия Владимирская, в иночестве Евфросиния | 1244 | |
Мученик и исповедник блгв. кн. Михаил Черниговский | 1246 | |
Мученик и исповедник Феодор Черниговский, болярин блгв. кн. Михаила Черниговского | 1246 | |
Блгв. кн. Василий Ярославский | 1249 | Андрей II Ярославич (1249 – 1252) |
Преподобная Евфросиния Суздальская | 1250 | |
Преподобномученик Елисей Лавришевский | Ок. 1250 | |
Блгв. кн. Святослав (Гавриил) Юрьевский | 1253 | Св. Александр Ярославич Невский (1252 – 1263) |
Блгв. кн. Константин Ярославский | 1257 | |
Преподобный Авраамий трудолюбивый, Печерскии, в Ближних пещерах | XII-XIII | |
Преподобный Ксенофонт Робейский | 1262 | |
Блгв. вея. кн. Александр Невский | 1263 | |
Мученик блгв. кн. Роман Рязанский | 1270 | Ярослав III Ярославич (1263 &ndandash; 1271) |
Святитель Серапион, епископ Владимирский | 1275 | Василий I Ярославич (1272 – 1276) |
Преподобный Киприан Устюжский | 1276 | |
Преподобная Харитина Новгородская | 1281 | Димитрий I Александрович (1276 – 1294) и в Переяславле |
Блгв. кн. Роман Угличский | 1285 | |
Святитель Игнатий, епископ Ростовский | 1288 | |
Святитель Симеон, епископ Полоцкий, Тверской | 1289 | |
Блгв. Петр, царевич Ордынский | 1290 | |
Святитель Василий, епископ Рязанский | 1295 | Андрей III Александрович (1294 – 1304) |
Блгв. кн. Феодор Ярославский | 1299 | |
Блгв. кн. Довмонт-Тимофей Псковский | 1299 | |
Преподобномученик Василий, игумен Мирожский | 1299 | |
Преподобномученик Иоасаф, игумен Снетногорский | 1299 | |
Блгв. кн. Владимир Ржевский | XIII | |
Блгв. кн. Агриппина Ржевская | XIII | |
Блгв. кн. Олег Брянский | XIII | |
Преподобный Лука (эконом), Печерскии | XIII | |
Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии | ХIII | |
Преподобный Константин Косинский, Старорусский | XIII | |
Преподобный Косма Косинский, Старорусский | XIII | |
Преподобный Савва (богоугодник), Печерскии, в Ближних пещерах | XIII | |
Преподобный Сисой схимник, Печерскии, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Софроний затворник, Печерскии, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Мардарий (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах | ХIII | |
Преподобный Аммон (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Кассиан (затворник), Печерскии, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Пиор (затворник), Печерский, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Феодор (молчаливый), Печерский, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Анатолий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Евлогий старец, Печерский, в Дальних пещерах | XIII | |
Преподобный Павел (послушливый), Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Лонгин, вратарь Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Григорий затворник и чудотворец, Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Захария (постник), Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Моисей (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Силуан схимник, Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Агафон (чудотворец), Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Лаврентий затворник, Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
Преподобный Мартирий (затворник), Печерский, в Дальних пещерах | XIII-XIV | |
XIV век | ||
Преподобная Марфа Псковская | 1300 | Андрей III Александрович (1294 – 1304) |
Блгв. кн. Даниил Московский | 1303 | |
Праведный Прокопий Устюжский, Христа ради юродивый | 1303 | |
Святитель Максим, митрополит Киевский и Владимирский | 1305 | Св. Михаил III Ярославич (1305 – 1318) и в Твери |
Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский и Псковский | 1310 | |
Мученик блгв. кн. Михаил Тверской | 1318 | |
Блгв. кн. Давид Ярославский, сын блгв. кн. Феодора | 1321 | Георгий III Даниилович, внук Александра Невского (1319 – 1322) |
Святитель Петр Московский | 1326 | Димитрий II Михайлович (1322 – 1326) |
Блгв. кн. Феодор Стародубский | 1330 | Иоанн I Данилович (1328 – 1340), в Москве |
Преподобный схимонах Кирилл, отец прп. Сергия Радонежского | Ок. 1337 | |
Преподобная схимонахиня Мария, мать прп. Сергия Радонежского | Ок 1337 | |
Преподобная Анна Кашинская | 1338 | |
Мученик Антоний Литовский | 1347 | Симеон Иоаннович Гордый (1340 – 1353) |
Мученик Иоанн Литовский | 1347 | |
Мученик Евстафий Литовский | 1347 | |
Святитель Василий калика, архиепископ Новгородский | 1352 | |
Святитель Феогност, митрополит Киевский и Владимирский | 1353 | |
Преподобный Сергий Валаамский | Ок. 1353 | |
Преподобный Герман Валаамский | Ок. 1353 | |
Святитель Моисей, архиепископ Новгородский | 1362 | Димитрий IV Иоаннович Донской (1363 – 1389) |
Преподобный Кирилл Челмский | 1368 | |
Святитель Иоанн, епископ Суздальский | 1373 | |
Преподобный Авраамий Галичский, Чухломский | 1375 | |
Преподобный Варлаам Серпуховской | 1377 | |
Преподобный Гедеон Серпуховской | После 1377 | |
Святитель Алексий Московский, митрополит Киевский и Владимирский | 1378 | |
Преподобная Феодора (в миру Васса) Нижегородская | 1378 | |
Преподобный Сильвестр Обнорский | 1379 | |
Преподобный Пахомий Нерехтский | 1384 | |
Преподобный Михей Радонежский | 1385 | |
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский | 1385 | |
Блгв. вел кн. Московский Димитрий Донской | 1389 | |
Преподобный Лазарь Мурманский или Муромский | 1391 | Василий I Димитриевич (1389 – 1425) |
Преподобный Сергий Радонежский | 1392 | |
Преподобный Димитрий Прилуцкий | 1392 | |
Святитель Иаков Ростовский | 1392 | |
Блаженный Николай Кочанов, Христа ради юродивый, Новгородский чудотворец | 1392 | |
Преподобный Роман Киржачский | 1392 | |
Преподобный Мефодий Пешношский | 1392 | |
Блаженный Феодор Новгородский, Христа ради юродивый | 1392 | |
Преподобномученик Кассиан Авнежский | 1392 | |
Преподобномученик Григорий Авнежский | 1392 | |
Преподобный Афанасий (младший), игумен Высоцкий, Серпуховской | 1395 | |
Святитель Феодор, архиепископ Ростовский | 1395 | |
Преподобный Андроник Московский | 1395 | |
Святитель Стефан, епископ Великопермский | 1396 | |
Блгв. кн. Андрей Смоленский, Переяславский | 1398 | |
Преподобный Зинон (постник), Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Ахилла (диакон), Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Вениамин затворник, Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Иосиф (болезненный), Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Блгв. кн. Константин Ярославский, сын блгв. кн. Феодора | XIV | |
Преподобный Симон Радонежский | XIV | |
Преподобный Тит Печерский, бывший воин, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Ипатий (целебник), Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Меркурий постник, Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Паисий богоугодник, Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Арсений (трудолюбивый), Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Леонтий, канонарх Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Панкратий затворник, иеромонах Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Геронтий, канонарх Печсрский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Нестор (некнижный), Печерский, в Дальних.пещерах | XIV | |
Преподобный Евфимий схимник, Печерский, в Дальних пещерах | XIV | |
Преподобный Афанасий Череповецкий | XIV | |
Преподобный Феодосии Череповецкий | XIV | |
XV век | ||
Преподобный Кириак Каргопольский | 1402 | Василий I Димитриевич (1389 – 1425) |
Преподобный Евфимий, архимандрит Суздальский | 1404 | |
Святитель Киприан, митрополит Киевский и Владимирский, Московский чудотворец | 1406 | |
Праведная княгиня Иулиания, Вязямская мученица, Новоторжская чудотворица | 1406 | |
Преподобный Стефан Махрищский | 1406 | |
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский | 1407 | |
Преподобная Евфросиния Московская, в миру блгв. кн. Евдокия | 1407 | |
Святитель Арсений, епископ Тверской | 1409 | |
Преподобный Савва Московский | 1410 | |
Священномучсник Патрикий Владимирский | 1411 | |
Преподобный Сергий Нуромский | 1412 | |
Преподобный Феофил Омучский | 1412 | |
Преподобный Иаков Омучский | 1412 | |
Святитель Симеон, епископ Новгородский | 1421 | |
Святитель Дионисий, архиепископ Ростовский | 1425 | Василий II Васильевич Темный (1425 – 1462) |
Преподобный Ферапонт Белосзерский | 1426 | |
Преподобный Никон, игумен Радонежский | 1426 | |
Преподобный Кирилл Белоезсрский | 1427 | |
Святитель Фотий, митрополит Киевский и Владимирский | 1431 | |
Блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский чудотворец | 1433 | |
Преподобный Савватий Тверской | 1434 | |
Преподобный Евфимий, просветитель Карелии | 1435 | |
Преподобный Савватий Соловецкий | 1435 | |
Преподобный Игнатий архимандрит, Киево-Печерский, в Дальних пещерах | 1435 | |
Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий | 1437 | |
Преподобный Александр, игумен Куштский | 1439 | |
Священномученик Герасим, епископ Великопермский, Усть-Вымский | 1441 | |
Преподобный Григорий Пелыпемский | 1441 или 1449 | |
Преподобный Иаков Железноборовский | 1442 | |
Преподобный Варнава Встлужский | 1445 | |
Преподобный Арсений Консвский | 1447 | |
Преподобный Амфилохий Глушицкий | 1452 | |
Преподобный Тарасий Глушицкий | 1452 | |
Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский | 1454 | |
Священномученик Питирим, епископ Великопермский | 1456 | |
Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый | Ок. 1456 | |
Преподобный Иоасаф Вологодский | 1457 | |
Преподобный Филипп Рабангский | 1457 | |
Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский | 1458 | |
Преподобный Варсонофий Тверской | 1459 | |
Преподобный Паисий Галичский | 1460 | |
Преподобный Савва (столпник), Вишерский | 1460 | |
Преподобный Варлаам Важский, Шенкурский | 1462 | Иоанн III Васильевич (1462 – 1505) |
Преподобный Савва Тверской | 1467 | |
Святитель Трифон, епископ Ростовский | 1468 | |
Святитель Иона, архиепископ Новгородский | 1470 | |
Преподобный Евфимий Сянжемский | 1470 | |
Святитель Иона, епископ Веяикопермский | 1470 | |
Блаженный Василий Вологодский, Кубенский | 1472 | |
Священномученик Исидор, пресвитер Юрьевский | 1472 | |
Блаженный Исидор Твердислов, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец | 1474 | |
Преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский | 1476 | |
Преподобный Пафнутий Боровский | 1477 | |
Преподобный Зосима, игумен Соловецкий | 1478 | |
Преподобный Александр Ошевенский, Каргопольский | 1479 | |
Преподобный Герман Соловецкий | 1479 | |
Преподобный Макарий Глушицкий | 1480 | |
Преподобный Серапион Спасоелеазаровский | 1480 | |
Преподобный Евфросин-Елеазар Псковский | 1481 | |
Святитель Вассиан, архиепископ Ростовский | 1481 | |
Преподобный Антоний Краснохолмский | 1481 | |
Преподобный Досифей Верхнеостровский | 1482 | |
Преподобный Мартиниан Белоезерский | 1483 | |
Преподобный Феодор (князь Острожский), Печерский, в Дальних пещерах | Ок. 1483 | |
Преподобный Макарий, игумен Калязинский | 1483 | |
Преподобный Феофил Печерский, архиепископ Новгородский, в Дальних пещерах | Ок 1485 | |
Святитель Геронтий, митрополит Московский | 1489 | |
Преподобный Леонтий Караховский | 1492 | |
Преподобный Тихон Медынский, Калужский | 1492 | |
Преподобный Ефрем Перекомский | 1492 | |
Преподобный Нектарий Бежецкий | 1492 | |
Преподобный Косма Яхромский | 1492 | |
Блаженный Иоанн, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец | 1494 | |
Преподобный Савва Крыпецкий, Псковский | 1495 | |
Священномученик Макарий, митрополит Киевский | 1497 | |
Преподобный Афанасий Мурманский или Муромский | Сер. XV | |
Преподобный Дионисий иеромонах, затворник Печерский, в Дальних пещерах | XV | |
Преподобный Марк Псково – Печерский | XV | |
Преподобный Иона Псково-Печерский | XV | |
Преподобная Васса Псково-Печерская | XV | |
Преподобный Иаков Брылеевский | XV | |
Преподобный Игнатий, игумен Спасо-Елеазаровский | XV | |
Преподобный Елеазар Олонецкий | XV | |
Преподобный Назарий Олонецкий | XV | |
Преподобный Авраамий Печенгский | XV | |
Преподобный Коприй Печенгский | XV | |
Преподобный Афанасий (старший), игумен Высоцкий, Серпуховской | XV | |
Преподобный Павел Ростовский | XV | |
Преподобный Феодор Ростовский | XV | |
Преподобный Андрей Рублев | XV | |
Преподобный Корнилий Палеостровский | XV | |
Преподобный Авраамий Палеостровский | XV | |
Блаженный Георгий Шенкурский | XV | |
Праведный Антоний Карельский | XV | |
Праведный Феликс Карельский | XV | |
Преподобный Моисей Белоезерский | XV | |
Преподобный Евфросин Тверской | XV | |
Преподобный Иаков Галичский | XV-XVI | |
Преподобный Никифор Калужский | XV-XVI | |
Преподобный Елисей Сумский, Соловецкий | XV-XVI | |
Преподобный Онуфрий Перцовский, Вологодский | XV-XVI | |
Преподобный Авксентий Перцовский, Вологодский | XV-XVI | |
XVI век | ||
Преподобный Севастиан Пошехонский | 1500 | Иоанн III Васильевич (1462-1505) |
Преподобный Тихон Луховской | 1503 | |
Преподобный Кассиан Угличский, Учемский | 1504 | |
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский | 1504 | |
Преподобный Паисий Угличский | 1504 | |
Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский | 1505 | Василий III Иоаннович (1505 – 1533) |
Преподрбный Галактион Белоезерский | 1506 | |
Преподобный Нил Сорский | 1508 | |
Преподобный Вассиан Угличский | 1509 | |
Преподобный Харитон Сянжемский | 1509 | |
Преподобный Иосиф, игумен Волоцкий (Волоколамский) | 1515 | |
Блаженный Лаврентий Калужский, Христа ради юродивый | 1515 | |
Преподобный Иоаким Опочский | Ок.1515 | |
Святитель Серапион, архиепископ Новгородский | 1516 | |
Преподобный Геннадий Важеозерский, Олонецкий | Ок. 1520 | |
Преподобный Давид Серпуховской | 1520 | |
Преподобный Иннокентий Вологодский, Комельский | 1521 | |
Преподобный Игнатий (кн. Иоанн), Вологодский чудотворец | 1522 | |
Преподобный Пахомий Кенский | 1525 | |
Преподобный Филипп Ирапский | 1527 | |
Мученик Иоанн Казанский | 1529 | |
Преподобный Макарий Оредежский | 1532 | |
Преподобный Кирилл Новоезерский | 1532 | |
Преподобный Александр Свирский | 1533 | Царь и великий князь Московский Иоанн IV Васильевич Грозный (1533 – 1584) |
Преподобный Иона Климецкий | 1534 | |
Преподобный Корнилий Комсяьский | 1537 | |
Преподобный Кассиан Комельский | 1537 | |
Преподобный Даниил Переяславский | 1540 | |
Преподобный Лонгин Коряжемский | 1540 | |
Праведный Иаков Боровицкий | Яв.1540 | |
Преподобный Иродион Илозерский | 1541 | |
Преподобная София Суздальская | 1542 | |
Преподобный Стефан Комельский, Озерский | 1542 | |
Праведный Артемий Веркольский | 1545 | |
Преподобный Лаврентий Комельский | 1548 | |
Преподобномученик Адриан Пошехонский | 1550 | |
Преподобномученик Адриан, Ондрусовский чудотворец | 1550 | |
Преподобный Арсений Комельский | 1550 | |
Преподобный Макарий Римлянин | 1550 | |
Преподобный Афанасий Сяндемский | 1550 | |
Преподобный Зосима Ворбозомский | Ок. 1550 | |
Мученик Петр Казанский | 1552 | |
Мученик Стефан Казанский | 1552 | |
Праведная Гликерия дева | 1552 | |
Праведный Василий Блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец | 1552 | |
Преподобный Герасим Болдинский | 1554 | |
Преподобный Нил Столбенский | 1554 | |
Преподобный Иоанн Яренгский, Соловецкий | 1554 или 1561 | |
Преподобный Лонгин Яренгский, Соловецкий | 1554 или 1561 | |
Святитель Иоасаф, митрополит Московский | 1555 | |
Преподобный Антоний Сийский | 1556 | |
Преподобный Максим Грек | 1556 | |
Преподобный Никифор Важеозерский, Олонецкий | 1557 | |
Преподобный Иона Пертоминский, Соловецкий | 1561 | |
Преподобный Вассиан Пертоминский, Соловецкий | 1561 | |
Преподобный Симон Сойгинский | 1562 | |
Святитель Гурий, архиепископ Казанский | 1563 | |
Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси | 1563 | |
Преподобный Геннадий Костромской | 1565 | |
Святитель Герман, архиепископ Казанский | 1567 | |
Преподобный Феодосии Тотемский | 1568 | |
Праведный Иаков Менюжский | Ок. 1566 – 1569 | |
Святитель Филипп, митрополит Московский | 1569 | |
Праведный Иоанн (отрок) Менюжский | 1570 | |
Праведный Иоанн (отрок) Менюжский | 1570 | |
Преподобномученик Корнилий Псково-Печерский | 1570 | |
Преподобный Арсений Новгородский | 1570 | |
Святитель Варсонофий, епископ Тверской | 1575 | |
Преподобный Кирилл Астраханский | 1576 | |
Блаженный Николай Салос, Псковский | 1576 | |
Блаженный Иоанн Власатый, Христа ради юродивый, Ростовский | 1580 | |
Преподобный Никандр (пустынножитель), Псковский | 1581 | |
Преподобный Анания Новгородский | 1581 | |
Преподобный Трифон Кольский | 1583 | |
Блаженный Симон Юрьевецкий | 1584 | Феодор I Иоаннович (1584 – 1598) |
Преподобномученик Агапит Маркушевский | 1584 | |
Преподобный Сергий Малопинежский | 1585 | |
Иоанн, по прозванию Большой Колпак, Христа ради юродивый, Московский чудотворец | 1589 | |
Преподобный Иона Кольский, Печенгский | 1590 | |
Блгв. царевич Димитрий, Московский чудотворец | 1591 | |
Преподобный Игнатий Ломский | 1591 | |
Преподобный Онуфрий Мальский | 1592 | |
Преподобный Авксентий Мальский | 1592 | |
Преподобный Ферапонт Монзенский | 1597 | |
Преподобный Антоний Черноезерский | XVI | |
Преподобный Евфимий Архангелогородский | XVI | |
Преподобный Александр Вочский, Галичский | XVI | |
Преподобный Киприан Сторожевский | XVI | |
Преподобный Никандр Городноезерский | XVI | |
Преподобный Даниил Шужгорский | XVI | |
Преподобный Варлаам Керетский | XVI | |
Праведная Иулиания Ольшанская | XVI | |
Преподобный Христофор Сольвычегодский | XVI | |
Преподобный Афанасий Свирский | XVI | |
Преподобный Иона Яшезерский | XVI-XVII | |
Праведный Афанасий Наволоцкий | XVI-XVII | |
Праведный Прокопий Усьянский (Устьянский) | До XVII | |
Праведный Василий (мученик), Мангазейский, Туруханский | 1602 | Борис Феодорович Годунов (1598 – 1605) |
Преподобный Мартирий Зеленецкий | 1603 | |
Праведная Иулиания Лазаревская | 1604 | |
Святитель Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси | 1607 | Василий Иоаннович Шуйский (1606 – 1610) |
Преподобномученица Анастасия, игумения Угличская и с нею 35 сестер-монахинь | 1609 | |
Преподобный Сергий Шухтовский | 1609 | |
Преподобный Леонтий Леохновский | 1611 | Междуцарствие 1610 – 1613 |
Преподобный Серапион Кожеезерский | 1611 | |
Святитель Ермоген священномученик, Патриарх Московский и всея Руси | 1612 | |
Преподобномученик Галактион Вологодский | 1612 | |
Преподобный Иосиф Заоникиевский | 1612 | |
Преподобный Трифон, архимандрит Вятский | 1612 | |
Преподобномученик Евфросин Синоезерский | 1612 | |
Праведный Иоанн (затворник), Псковский | 1616 | Михаил Феодорович Романов (1613 – 1645) |
Преподобный Иринарх, затворник Ростовский | 1616 | |
Праведная София, кн. Слуцкая | 1617 | |
Преподобный Адриан Монзенский | 1619 | |
Преподобный Поликарп Брянский | 1620 | |
Блаженный Киприан, Христа ради юродивый, Суздальский чудотворец | 1622 | |
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский | 1623 | |
Преподобный Вассиан Тиксненский | 1624 | |
Блаженный Прокопий Вятский, Христа ради юродивый | 1628 | |
Преподобный Иов Ущельский | 1628 | |
Преподобный Иринарх, игумен Соловецкий | 1628 | |
Преподобный Диодор (Дамиан) Юрьегорский | 1633 | |
Преподобный Дионисий Радонежский, архимандрит Троице-Сергиевой лавры | 1633 | |
Преподобный Никодим Хозыогский, Кожезерский | 1640 | |
Преподобномученик Симон Воломский | 1641 | |
Праведный Симеон Верхотурский | 1642 | |
Преподобномученик Афанасий Брестский | 1648 | Алексий Михайлович (1645 – 1676) |
Праведный Максим, иерей Тотемский, Христа ради юродивый | 1650 | |
Преподобный Иов, игумен Почаевский | 1651 | |
Святитель Аффоний, митрополит Новгородский | 1652 | |
Святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский | 1652 | |
Преподобный Леонид Устьнедумский | 1654 | |
Преподобный Лукиан Александровский | 1654 | |
Святитель Афанасий, Патриарх Константинопольский, Лубенский чудотворец | 1654 | |
Преподобный Елеазар Анзерский | 1656 | |
Преподобный Филипп Янковский, Сухонский | 1662 | |
Преподобный отрок схимонах Боголеп, Черноярский, Астраханский | 1667 | |
Священномученик Иосиф, архиепископ Астраханский | 1672 | |
Блаженный Андрей Тотемский, Христа ради юродивый | 1673 | |
Преподобномученик Макарий, архимандрит Овручский и Каневский | 1678 | Феодор Алексеевич (1676 – 1682) |
Мученик Павел Русский | 1683 | Цари Иоанн V и Петр I Алексеевичи (1682 – 1689) |
Мученик младенец Гавриил Белостокский | 1690 | Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) |
Преподобный Корнилий Переяславский | 1693 | |
Святитель Феодосии Углицкий, архиепископ Черниговский | 1696 | |
Святитель Питирим, епископ Тамбовский | 1698 | |
Святитель Митрофан, епископ Воронежский | 1703 | Царь Петр I Алексеевич (1689 – 1721) Император Петр I Алексеевич (1721 – 1725) |
Святитель «Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский | 1707 | |
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский | 1709 | |
Святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский | 1715 | |
Преподобный Иов Анзерский | 1720 | |
Преподобномученик Пахомий | 1730 | Анна Иоанновна (1730 – 1740) |
Праведный Иоанн Русский, исповедник | 1730 | |
Святитель Иннокентий, епископ Иркутский | 1731 | |
Святитель Иоасаф, епископ Белгородский | 1754 | Елисавета Петровна (1742 – 1762) |
Святитель Павел, митрополит Тобольский и Сибирский | 1770 | Екатерина II (1762 – 1796) |
Святитель Софроний, епископ Иркутский | 1771 | |
Святитель Тихон Задонский | 1783 | |
Преподобный Паисий (Величковский) | 1794 | |
Блаженная Ксения Петербургская | XVIII | |
Преподобный Серафим Саровский | 1833 | Николай I Павлович (1835 – 1855) |
Преподобный Герман Аляскинский | 1837 | |
Святитель Мелетий, архиепископ Харьковский и Ахтырский | 1840 | |
Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский | 1867 | Александр II Николаевич (1855 – 1881) |
Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский и Черноморский | 1867 | |
Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский | 1879 | |
Преподобный Амвросий Оптинский | 1891 | Александр III Александрович (1881 – 1894) |
Святитель Феофан, затворник Вышенский | 1894 | |
Праведный Иоанн Кронштадтский | 1908 | Николай II Александрович (1894 – 1917) |
Равноапостольный святитель Николай Японский | 1912 | |
Священномученик Иоанн Кочуров, протоиерей Царскосельский | 1917 | В. И. Ленин (1917 – 1924) |
Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий | 1918 | |
Царственные мученики | 1918 | |
Преподобномученица вел. кн. Елисавета Феодоровна | 1918 | |
Преподобномученица инокиня Варвара | 1918 | |
Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский | 1922 | |
Священномученик архимандрит Сергий | 1922 | |
Мученик Иоанн Ковшаров | 1922 | |
Мученик Юрий Новицкий | 1922 | |
Святитель Тихон Исповедник, Патриарх Московский и всея Руси | 1925 | И. В. Сталин (1924 – 1953) |
Преподобный Силуан Афонский | 1937 | |
Священномученик протопресвитер Александр (Хотовицкий) | 1937 | |
Священномученик митрополит Петр | 1937 | |
Священномученик митрополит Серафим | 1937 | |
Священномученик архиепископ Фаддей | 1937 |
azbyka.ru