21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и относится к числу двунадесятых праздников — 12 самых важных праздников после Пасхи.
Согласно Церковному Преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарет. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Долгое время они были бездетны.
Однажды Иоаким, будучи уже в преклонном возрасте, во время одного из еврейских праздников пришел в Иерусалимский храм, чтобы принести жертву Господу, однако первосвященник отклонил дары, поскольку Иоаким не имел детей (как считалось раньше, по причине своей греховности).
Иоаким и Анна долго молили Господа послать им дитя и однажды супругам явился ангел и сообщил о том, что их молитва была услышана, и у них скоро родится ребенок. По прошествии положенного срока праведная Анна родила дочь и назвала Марией, как повелел ей Ангел.
«Встреча Анны и Иоакима у Золотых ворот», Мастер жития Марии, ок. 1460, Старая Пинакотека. Источник: Public DomainПравославные христиане празднуют Рождество Девы Марии 21 сентября по новому стилю. Это непереходящий праздник, то есть дата его остается неизменной каждый год.
Праздник продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября. Этот период включает предпразднство и попразднство. Предпразднство — один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
В этот день поста нет, то есть верующим разрешается употреблять любую пищу.
В православных храмах в день Рождения Пресвятой Богородицы совершается богослужение. В службу праздника входят, например, песнопения святителя Андрея Критского (VII век), преподобного Иоанна Дамаскина (VIII век), Константинопольского патриарха Германа (VIII век).
Праздник Рождества Богородицы в народном календаре связывают с приходом осени и праздником урожая.
Этот праздник еще называют Малой Пречистою (Большой Пречистою называют Успение Богоматери), или Госпожинками.
В этот день устраивали гуляния на целую неделю и ходили друг к другу в гости. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям (тестю и теще) вместе со свекром и свекровью для установления и укрепления добрых отношений между членами семьи.
В это время также убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, к этому времени заканчивалась уборка хлеба. Все летние работы заканчивались и крестьяне благодарили Богородицу за урожай и просили ее помощи на год будущий.
В народе говорили:
www.aif.ru
Как и где родилась Дева Мария
Не стоит искать упоминаний о рождении Богородицы в Новом Завете — их там нет. Сама история появления на свет Царицы Небесной была описана гораздо позже. Лишь во II веке от Рождества Христова в Протоевангелии Иакова, одном из церковных преданий, появляется история рождения Девы Марии. И эта история — такое же свидетельство Божьего промысла, как и многие другие. И одновременно — один из самых ярких примеров смирения, веры ее родителей и их готовности следовать указанному пути.
Согласно преданию, Дева Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны — немолодых уже супругов, которые много лет оставались бездетными. Настолько долго, что это стало вызывать укоры со стороны их соплеменников, жителей Иерусалима. Самый жестокий укор Иоаким услышал, когда пришел в храм принести жертву по Моисееву закону. Первосвященник отказался принять ее, сказав: «Ты не создал потомства Израилю».
Этот упрек так больно ранил богобоязненного Иоакима, что он не вернулся из храма домой, а скрылся в горах, где пастухи охраняли его стада (родители Девы Марии были состоятельными людьми). Там-то и услышал он слова ангела, сказавшего: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться». И это обещание сбылось в свой срок.
Дева Мария появилась на свет в доме своих родителей в Иерусалиме. Сегодня на этом месте стоит православный монастырь Святой Анны, на первом этаже которого расположена церковь в честь Рождества Божией Матери, а под монастырем — древняя пещерка, которая считается частью дома Иоакима и Анны. Расположен монастырь в Мусульманском квартале Иерусалима неподалеку от Львиных ворот.
А в 70 метрах от него стоит базилика Святой Анны: католики никак не могут согласиться с мнением, что именно на месте православного монастыря стоял родительский дом Богородицы, и отводят ему свое место.
Фото: wikipedia.org Интересно, что в Москве есть улицы, названные в честь родителей Пресвятой Богородицы Святых Иоакима и Анны. В первую очередь это улицы Большая Якиманка и Малая Якиманка. Они получили свое название по имени придела Иоакима и Анны в Благовещенской церкви, которая была снесена в 1933 году. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда. По имени главной улицы получил название и весь район.
Рождение Богородицы — это начало Нового Завета
В церковном календаре праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место. «Рождество — только начало подвига её жизни, — говорит священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института. — В самом этом празднике мы слышим еще эхо традиции Ветхого Завета. В Ветхом Завете великий смысл деторождения заключался именно в том, что нужно было родить такое дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью. Это же мы видим, когда сама Дева Мария дает свое согласие стать матерью Мессии-Христа.
Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род: не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. Сегодня человек обычно хочет продолжать в своих детях себя, что, конечно, совершенно языческое, эгоистическое и бессмысленное представление о сути деторождения, ведущее к семейным трагедиям, расстройствам, когда люди теряют всякий смысл семейной жизни, всякую надежду, а в итоге приходят к потере своей семьи и своих детей».
«Мы можем сказать, что на Деве Марии завершился ветхозаветный период, требующий постоянного деторождения и многочадия, чтобы в жизнь мог войти Мессия-Христос», — говорит Георгий Кочетков.
Почему Господь помогает смиренным и кротким
Эта тема — служение Пресвятой Богородицы, ее посвящение всей себя Богу — важный смысловой пласт праздника Рождества пресвятой Богородицы. Она от самого рождения была послушна воле Господа. Совсем маленькой девочкой согласилась прийти на служение в Иерусалимский храм. А после, когда ей явилось откровение, что она станет матерью Спасителя мира, была всем своим сердцем открыта этому служению, готова принять всякую свою судьбу. Весь ее жизненный путь — это путь исполнения воли Божьей, принятия всего, что пошлет ей Господь. «Я раба Господня» — это ее главное служение. Поэтому-то она и была избрана Богом для великой миссии Боговоплощения.
«Она стала большей среди всех людей, — говорит Георгий Кочетков. — В то время были праведники, пророки, гении, были и святые, в конце концов, её родители. Но она стала большей, будучи совершенно убогой. Слово «убогость» имеет несколько смыслов: и «жить у Бога», и «истощение», и «умаление». Она вообще ничего для себя не требовала, у неё ничего не было и ей ничего не было нужно. Это удивительное свойство потом привело церковь к выводу, что «Бог гордым противится, а смиренным и убогим даёт благодать».
Те, кто хотят чего-то для себя в этом мире, в этой жизни, богатеют здесь, но беднеют на небесах, они уже разрушают в себе то начало новозаветного откровения, которое позволяет верующим отдать Богу своё сердце и ничего не хотеть для себя, не иметь ничего своего. По словам священника, церковь проповедует качества нестяжания, целомудрия и послушания как содержание земного пути человека, который должен освободиться от всего ветхого: от ветхого родительства, представления о семье, о детях, о своём имуществе и жизни.
Эти вещи невозможно понять по-новозаветному, не обращая свои мысли и взоры к Божьей Матери, поэтому её образ обязательно есть и в каждом храме, и в каждом доме, где живут верующие люди. Перед нами стоит задача, подражая Богоматери, стараться следовать этой церковной традиции, явленной прежде всего в Деве Марии.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ
woman.rambler.ru
Как празднуется Рождество Пресвятой Богородицы? О рождении Девы Марии свидетельствовали многие ветхозаветные пророчества. Это событие не было случайным, ведь ей была уготована важная роль в осуществлении божественного плана спасения человечества.
Дева Мария появилась на свет в семье благочестивых супругов Иоакима и Анны, у которых долгое время не было детей.
Когда в большой церковный праздник первосвященник не взял у Иоакима, «не создавшего потомства Израилю», пожертвование для храма, тот удалился в пустыню молиться, а его супруга Анна осталась дома.
В это время им явился Ангел, возвестивший, что Бог услышал их молитвы, и у них родится ребенок, о котором будут говорить во всем мире. Когда у супругов родилась дочь, они решили посвятить ее Богу.
После рождения Марии Иоаким получил благословение первосвященника и священников за то, что удостоился благословения Божия. Об этом рассказывается в апокрифическом «Протоевангелии Иакова».
Отмечать праздник Рождества Пресвятой Богородицы начали в конце VI – начале VII веков в Византийской империи при императоре Маврикии, а затем и в Риме.
Это важный церковный праздник, в православии он относится к числу двунадесятых, то есть двенадцати самых важных праздников после Пасхи.
В 2019 году русская православная церковь отмечает его 21 сентября (8 сентября по старому стилю), католическая – 8 сентября. Это непреходящий праздник, то есть его дата остается неизменной каждый год. Праздник продолжается 6 дней, с 20 по 25 сентября.
В православных храмах в этот день совершаются праздничные богослужения. Во время церковной службы исполняются древние песнопения (каноны, стихиры), написанные в VII – IХ веках.
Тропарь праздника исполняется на старославянском языке:
«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разруши́в клятву, даде́ благословение, и упразднив смерть, дарова́ нам живот вечный».
Что еще можно сказать о том, как отмечают праздник Рождества Пресвятой Богородицы? В этот день верующие не соблюдают пост, им разрешается употреблять любую пищу.
На Руси этот праздник связывали с приходом осени и праздником урожая, за который верующие благодарили Богородицу. В городах и селах устраивались народные гулянья, родственники и друзья ходили друг другу в гости.
vstretim-prazdnik.com
21 сентября православная церковь отметит Рождество Пресвятой Богородицы. В традиции нашей церкви очень трепетное, личностное отношение к образу Девы Марии. К ней обращаются за заступничеством, горячо любят ее и верят, что она знает наши немощи и скорби. В богослужебных текстах Богородица именуется Храмом Божьим, Божьим Жилищем. Так что Матерь Божья остается чистейшим и совершеннейшим образом Церкви.
Для верующих это повод задуматься о том, почему Бог выбрал для великого служения именно ее и о чем это говорит нам. Ведь начиная с Рождества Богородицы начался путь примирения человека с Богом через Иисуса Христа, путь всего человечества к спасению.
Не стоит искать упоминаний о рождении Богородицы в Новом Завете – их там нет. Сама история появления на свет Царицы Небесной была описана гораздо позже. Лишь во II веке от Рождества Христова в Протоевангелии Иакова, одном из церковных преданий, появляется история рождения Девы Марии. И эта история – такое же свидетельство Божьего промысла, как и многие другие. И одновременно – один из самых ярких примеров смирения, веры ее родителей и их готовности следовать указанному пути.
Согласно преданию, Дева Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны – немолодых уже супругов, которые много лет оставались бездетными. Настолько долго, что это стало вызывать укоры со стороны их соплеменников, жителей Иерусалима. Самый жестокий укор Иоаким услышал, когда пришел в храм принести жертву по Моисееву закону. Первосвященник отказался принять ее, сказав: «Ты не создал потомства Израилю».
Этот упрек так больно ранил богобоязненного Иоакима, что он не вернулся из храма домой, а скрылся в горах, где пастухи охраняли его стада (родители Девы Марии были состоятельными людьми). Там-то и услышал он слова ангела, сказавшего: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться». И это обещание сбылось в свой срок.
Дева Мария появилась на свет в доме своих родителей в Иерусалиме. Сегодня на этом месте стоит православный монастырь Святой Анны, на первом этаже которого расположена церковь в честь Рождества Божией Матери, а под монастырем – древняя пещерка, которая считается частью дома Иоакима и Анны. Расположен монастырь в Мусульманском квартале Иерусалима неподалеку от Львиных ворот.
А в 70 метрах от него стоит базилика Святой Анны: католики никак не могут согласиться с мнением, что именно на месте православного монастыря стоял родительский дом Богородицы, и отводят ему свое место.
Фото: wikipedia.org
Интересно, что в Москве есть улицы, названные в честь родителей Пресвятой Богородицы Святых Иоакима и Анны. В первую очередь это улицы Большая Якиманка и Малая Якиманка. Они получили свое название по имени придела Иоакима и Анны в Благовещенской церкви, которая была снесена в 1933 году. Храм располагался на месте пересечения улицы Малая Якиманка и современного Якиманского проезда. По имени главной улицы получил название и весь район.
В церковном календаре праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место. «Рождество – только начало подвига её жизни, – говорит священник Георгий Кочетков, ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института. – В самом этом празднике мы слышим еще эхо традиции Ветхого Завета. В Ветхом Завете великий смысл деторождения заключался именно в том, что нужно было родить такое дитя, которое сможет послужить Богу целиком и полностью. Это же мы видим, когда сама Дева Мария дает свое согласие стать матерью Мессии-Христа.
Ради служения Богу создавались семьи и продолжался человеческий род: не сам по себе и не сам для себя, как часто думают теперь. Сегодня человек обычно хочет продолжать в своих детях себя, что, конечно, совершенно языческое, эгоистическое и бессмысленное представление о сути деторождения, ведущее к семейным трагедиям, расстройствам, когда люди теряют всякий смысл семейной жизни, всякую надежду, а в итоге приходят к потере своей семьи и своих детей».
«Мы можем сказать, что на Деве Марии завершился ветхозаветный период, требующий постоянного деторождения и многочадия, чтобы в жизнь мог войти Мессия-Христос», – говорит Георгий Кочетков.
Эта тема – служение Пресвятой Богородицы, ее посвящение всей себя Богу – важный смысловой пласт праздника Рождества пресвятой Богородицы. Она от самого рождения была послушна воле Господа. Совсем маленькой девочкой согласилась прийти на служение в Иерусалимский храм. А после, когда ей явилось откровение, что она станет матерью Спасителя мира, была всем своим сердцем открыта этому служению, готова принять всякую свою судьбу. Весь ее жизненный путь – это путь исполнения воли Божьей, принятия всего, что пошлет ей Господь. «Я раба Господня» – это ее главное служение. Поэтому-то она и была избрана Богом для великой миссии Боговоплощения.
«Она стала большей среди всех людей, – говорит Георгий Кочетков. – В то время были праведники, пророки, гении, были и святые, в конце концов, её родители. Но она стала большей, будучи совершенно убогой. Слово «убогость» имеет несколько смыслов: и «жить у Бога», и «истощение», и «умаление». Она вообще ничего для себя не требовала, у неё ничего не было и ей ничего не было нужно. Это удивительное свойство потом привело церковь к выводу, что «Бог гордым противится, а смиренным и убогим даёт благодать».
Те, кто хотят чего-то для себя в этом мире, в этой жизни, богатеют здесь, но беднеют на небесах, они уже разрушают в себе то начало новозаветного откровения, которое позволяет верующим отдать Богу своё сердце и ничего не хотеть для себя, не иметь ничего своего. По словам священника, церковь проповедует качества нестяжания, целомудрия и послушания как содержание земного пути человека, который должен освободиться от всего ветхого: от ветхого родительства, представления о семье, о детях, о своём имуществе и жизни.
Эти вещи невозможно понять по-новозаветному, не обращая свои мысли и взоры к Божьей Матери, поэтому её образ обязательно есть и в каждом храме, и в каждом доме, где живут верующие люди. Перед нами стоит задача, подражая Богоматери, стараться следовать этой церковной традиции, явленной прежде всего в Деве Марии.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ
mir24.tv