Иконография:Александр Ярославич Невский, святой благоверный князьДатировки: XIX в. 1860-е годы.Иконописная школа или художественный центр:Палехская школа иконописиМатериал: Дерево, левкас, темпера, золото, чеканкаРазмеры иконы: высота 174 см, ширина 73 смРостовое изображение святого благоверного князя Александра Невского.Инв. № ГМПИ 3259. ДИ-787-И. Государственный музей Палехского искусстваЛитература:
1. Иконопись Палеха из собрания Государственного музея палехского искусства (Palekh Icon Painting. State Museum of Palekh Art ). М., 1994. С. 149. Илл. LXXXVIII.
В 2008 году россияне активно приняли участие в голосовании — они выбирали «Имя России». Ток-шоу, организованное популярным каналом, в какой-то момент вдруг вышло за рамки обычного телевизионного проекта. Из 12 достойных личностей россияне выбрали одно имя, которое наиболее полно олицетворяло Родину. Святой благоверный князь Александр Невский. Ему было отдано наибольшее количество голосов.
В 2021 году мы будем праздновать 800-летие со дня его рождения, и чествовать будем не застывший исторический памятник, а отдадим дань памяти живому образу благородного и мудрого правителя, святого, впрочем, она уже давно увековечена в летописях, и, конечно, в святых иконах.
Статен, пригож собой, широкоплеч, высок и так подкупающе юн – впереди дружины своей на верном боевом коне бесстрашно мчится навстречу врагу, обнажив меч, его конь копытами, едва земли касается, и красный княжеский плащ развивается словно знамя – таким его запомнили дружинники.
Смело шел в бой, отражая вражеский натиск, и раскидал охрану предводителя шведских рыцарей ярла Биргера, и вызвал самого его на поединок, и копьем нанес ему рану, оставив шрам на лице врага, словно клеймо позорное. Доблестная победа в сражении на берегах реки-Невы принесла князю имя, юный новгородский князь Александр Ярославович из рода Рюриковичей стал «Невским», и слава о нем вышла далеко за пределы земли русской.
А накануне битвы…
В ту летнюю ночь, 15 июля 1240 (ст.стиль), 20-летний князь не сомкнул очей, с великим трепетом и огромной верой коленопреклоненно молился он Господу в соборе святой Софии. Горько было ему за свою землю, которую он любил, за народ, о котором он радел. Непростые времена достались ему для княжеского служения, впрочем, едва ли были времена простые у его славного Отечества.
Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед битвой. Миниатюра Лицевого Летописного свода. Москва. XVI в.
С востока земли грабили и уводили в плен невольников ордынские полчища, с запада наступали рыцари, служившие Ватикану, и кощунственно носившие звание «крестоносцев» — у этих была цель сделать русских католиками, да и внутри государства тянулись непрерывные междоусобные войны. А ныне огромное количество шведских судов собралось в том месте, где Ижора впадает в Неву.
— Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою, — фразу дерзкую бросил, словно в лицо плюнул князю опьяненный близкой победой родственник шведского короля ярл Биргер.
По силам противник явно превосходил войско русское, и шведы были уверены в исходе сражения. Это ведомо было Александру. Боязно, чего скрывать, но и отступать нельзя, вся надежда лишь на помощь Божию. О чем молился – о даровании победы, а вспоминалось – детство. С детских лет Александр отличался набожностью, главное место в его жизни занимал Бог и службы церковные, вокруг этого и выстраивал он свою жизнь, предавая жизнь промыслу Божиему, и хранил Господь своего избранника с самой колыбели.
Данные о его рождении расходятся, одни утверждают, что родился он в 1219 году, иные говорят 1220, третьи — 2021. Но все источники сходятся к тому, что с трехлетнего возраста его обучали ратному делу, а в 14 лет он уже участвовал в сражениях с отцом на равных. Окончив молитву, вышел князь к дружине и произнес свою знаменитую фразу:
Воодушевилась дружина, глядя на своего уверенного предводителя, и была победа славная при явной помощи Божией и войска Небесного (а иначе как объяснить наличие трупов вражеских, что на противоположном берегу Ижоры, в великом числе было обнаружено, ведь нога русского воина туда даже не ступала).
Из огня да в полымя. Искушение
Странный и загадочный народ новгородский, впрочем, как в целом русский: сильный правитель нам необходим для того, чтобы противостоять натиску внешнего врага, но руководство внутренними делами с позиции силы — не терпим, даже если оно на пользу. Вот тут стоит удивиться и восхититься поступком князя: смирив гордость, герой и победитель покорно покинул свободолюбивый Новгород.
Еще больше удивление случилось, когда два года спустя, в ответ на просьбы тех же новгородцев возглавить войско против атакующих их земли немецких рыцарей, не вспомнив обиды, дал княже согласие. И была еще одна битва великая, которая добавила славы полководцу Александру, и спасла Отечество и веру православную от засилья католических интервентов. Сражение, которое состоялось в апреле 1242 года на Чудском озере, в российскую историю вошло как Ледовое побоище.
И смирение тоже подвиг…
Иконография:Александр Ярославич Невский, святой благоверный князьДатировки: XIX в.Иконописная школа или художественный центр:РоссияМатериал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 36 см, ширина 31 см
Святой князь представлен в рост, его лицо обращено к Спасителю, изображённому в левом верхнем углу.
Разгромом немецких рыцарей он решительно отразил западный натиск. Но великому победителю предстояла главная битва своей жизни — битва с самим собой, он понимал, что должен окончательно смирить свой гордый нрав и пойти на мир с Золотой Ордой. Ради спасения и своего народа и православной веры своей он отправился к грозному Хану Батыю на поклон. Какие мысли, и какие чувства испытывал защитник земли русской – одному только Богу ведомо.
Хан ордынский уже давно и не без интереса следил за победами молодого князя. Был хан тот корыстолюбив, но далеко не глуп: понимал, что Александр хоть и вынужден просить мира своей земле и ярлык на своё княжение, но скорее умрет, чем изменит вере православной, поэтому и особо не настаивал на традиционном ритуале поклонения языческим богам.
Тут проявил свое дипломатическое искусство молодой князь, умело вел он переговоры, и восхищен был великий хан мужеством и умом Александра и утвердил его на престоле владимирском, поручив ему всю Южную Русь и Киев. Таким образом, получила земля русская передышку, которой и воспользовался мудрый правитель для её объединения и укрепления. Такой путь выбрал великий князь: отказ от любых отношений с Западом и вынужденная покорность Орде.
О блаженной его кончине
Не раз еще для удержания мира приходилось совершать Александру дальние поездки в Орду, четвертая его поездка оказалась последней. На обратном пути непонятная хворь овладела князем, некоторые летописные источники утверждают, что он был подло отравлен медленнодействующим ядом (а может и быстродействующим, как знать).
Так или иначе, а в Нижнем Новгороде он не смог сесть в седло. Слег отважный витязь, а ведь ему в то время не было еще и 45 лет. Предчувствуя исход свой, призвал великий княже к себе священнослужителей и принял схиму – это ни у кого не вызвало удивления, душа князя всегда стремилась к Богу, и последние свои часы он провел в молитве за бедное Отечество своё, и вскоре скончался под святыми иконами с монашеским именем Алексей.
Св. Александр. Мон. Иулиания (Соколова). Икона (таблетка). Сергиев Посад. 1960 — 1980. Пособие для иконописного кружка МДА.
И убитые горем люди, встречавшие на пути печальную процессию, с плачем цеплялись за повозку с телом своего защитника и по сугробам бежали за ней, сколько хватало сил, так и вошли во Владимир: княжеская повозка, облепленная со всех сторон безутешно рыдающими людьми.
О тех временах, когда великий русский князь стал великим русским святым
В Рождественском монастыре города Владимира покоилось его тело. Негласно почитать своего князя простой народ стал сразу после его смерти, уж очень любим он был при жизни. Да и случай чудесный, произошедший во время отпевания, всем хорошо запомнился: покойный князь сам длань протянул за разрешительной грамотой.
Открыто же почитать его стали после чудесного обретения мощей правнуком князя, Дмитрием Донским, который и сверг татаро-монгольское иго. Произошло это накануне Куликовской битвы с мамаевым полчищем. Однако официально был канонизирован лишь через 167 лет, в 1547 году при Иване Грозном.
В 1703 году царь Петр, основав новый город на реке Неве, специально для мощей была выстроена Лавра, и они были перенесены туда с почестями и ныне находятся там.
Память святого князя празднуется в следующие дни:
Как же будут благодарные потомки изображать своего боголюбивого спасителя, принявшего схиму перед кончиной? Как и положено — в мантии и куколи.
Были и более ранние изображения – в виде миниатюр, но иконы стали писать только после причисления к лику святых, – это вторая половина ХVI века. В княжеском облачении первых икон было написано мало, в этом образе Александра стали писать после распоряжения Великого Синода по указу Петра Первого.
Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении – новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник).
Самая ранняя икона датирована серединой ХVI века, она доносит до нас смиренный образ святого, он изображен вместе с преподобными Иоанном и Авраамием:
Вглядываясь в просветленный лик, видим излучающие покой очи, темные с проседью волосы, седая клинышком бородка, а на свитке читаем надпись, словно послание из вечности: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Находится эта икона в музее-заповеднике В. Новгорода.
О многом может поведать потомкам живопись, а икона тем более. Как бы ни переписывали историю политические деятели в своих интересах, через иконописный образ светиться истина. Как хорошо, что не все уничтожены, сохранил Господь образ своего угодника для потомков.
Изображения можно условно разделить на два вида:
Св. Александр Невский.Икона XVII в. из Успенской церкви
на Апухтинке. Москва, ГТГ.
На первых — зрелый человек, много испытавший за свой короткий век, схимник, физически еще крепкий. Благородная осанка не скрывает происхождения, но земные страсти более не борют его, внутренний взор уже обращен к Небу. Он часть воинства небесного и несет молитвенный подвиг за земное Отечество. На многих иконах он прижимает десницу к сердцу в знак того, что оно наполнено любовью и принадлежит Творцу, шуйца часто сжимает свиток. Никакого оружия – теперь его главное оружие молитва. Облачен в схиму, расшитую крестами.
Другие иконы рассказывают нам о его земном подвиге, на них он представлен доблестным воином, победителем. Внешность богатырская, густые вьющиеся волосы, черты лица изящные, волевой подбородок обрамлен красивой славянской бородкой. Княжеские одежды украшают его сильное тело, взгляд решительный, но не горделиво смотрит, а задумчиво, в размышлениях о судьбах своей великой Родины.
Икона св.блг.князя Александра Невского, написанная в мастерской Данилова монастыря
В левой руке его меч, в правой — либо знамя с изображением «Спаса нерукотворного», либо крест, как знак того, что он готов умереть с мечом в руке за Господа Иисуса Христа, за други своя и Отечество. Со щитом его как воина изображают редко, видимо оттого, что не ждал и не боялся нападения, а сам шел в атаку со знаменем. А вот в кольчуге и в латах изображений довольно много.
Св. Александр Невский с житием.Икона начала XVII в. Храм Покрова
на рву (Василия Блаженного). Москва.
Долго и с особым интересом можно рассматривать житийные иконы – это словно экскурсия в век ХIII.
На одной из них, написанной в ХIХ веке, над сценами невской битвы возвышается фигура князя уже в схиме – она является центром композиции. Взгляд князя устремлен к восседающему на облаках в левой части иконы Иисусу Христу. Господь держит в руках Евангелие, персты благословляют князя. А на водах корабли, словно игрушечные, и разворачивается нешуточная баталия, и русичи уже устремились в атаку, а Ангел парит над всеми с венцом в руках, а венец сей предназначен павшим воинам… Дух захватывает от величия…
Список наиболее почитаемых икон:
Св. кн. Александр со Спасителем, «Владимирской», свт. Николаем и мч. Александрой Римской. Икона. Ярославль. 1898 г.
В заключение
Устоит ли Святая Русь? Справиться с врагом своим западным? Сохранит ли веру свою православную? И сегодня вопросы стоят остро, как и 8 столетий назад. Устоит! Сохранит! – хочется выкрикнуть, — ведь у земли русской такой молитвенник у Престола Божия. Да вот только… Врагов-то внешних, покушающихся на нашу независимость, мы всегда отражали и отразим, но самый главный наш враг – это мы сами, со своими внутренними конфликтами да переделами политическими. Ни уж не справимся сами с собой?
Автор: Ирина Ятова
Ско́рый помо́щниче всех усе́рдно к тебе́ прибега́ющих и те́плый наш пред Го́сподем предста́телю, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны недосто́йныя мно́гими беззако́нии непотре́бны себе́ сотво́ршия, к ра́це моще́й твои́х (или: ико́не твое́й) ны́не притека́ющия и из глубины́ се́рдца тебе́ взыва́ющия: ты в житии́ свое́м ревни́тель и защи́тник правосла́вныя ве́ры был еси́, и нас в ней те́плыми твои́ми моли́твами непоколеби́мы утверди́. Ты вели́кое, возло́женное на тя служе́ние тща́тельно проходи́л еси́, и нас твое́ю по́мощию пребыва́ти коего́ждо, в не́йже призва́н есть, наста́ви. Ты, победи́в полки́ супоста́тов, от преде́лов Росси́йских отгна́л еси́, и на нас ополча́ющихся всех ви́димых и неви́димых враго́в низложи́. Ты, оста́вив тле́нный вене́ц ца́рства земна́го, избра́л еси́ безмо́лвное житие́, и ны́не пра́ведно венце́м нетле́нным уве́нчанный, на Небесе́х ца́рствуеши, хода́тайствуй и нам, смире́нно мо́лим тя, житие́ ти́хое и безмяте́жное и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам. Предстоя́ же со все́ми святы́ми Престо́лу Бо́жию, моли́ся о всех правосла́вных христиа́нах, да сохрани́т их Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, и благоде́нствии, и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да и при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га, в Тро́ице Святе́й сла́вимаго Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая
О, святы́й благове́рный кня́же Алекса́ндре! При́зри ми́лостивно на ны, недосто́йныя рабы́ Бо́жии (имена), и исхода́тайствуй нам житие́ ти́хое и безмяте́жное, и к ве́чному Ца́рствию ше́ствие неукло́нное твои́м предста́тельством устро́й нам, да сохрани́т нас Госпо́дь Бог Свое́ю благода́тию в ми́ре, здра́вии, долгоде́нствии и вся́ком благополу́чии в до́лжайшая ле́та, да при́сно сла́вим и благослови́м Бо́га в Тро́ице Святе́й сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
pravoslavie.wiki
Многим православным святым приходилось сражаться за свою Веру и Отечество с оружием в руках. Большое значение для становления православия и государственности в русских землях имела деятельность благоверного князя Александра Невского. Его иконы являются олицетворением мужества, доблести и мудрости, которые он проявил в своей короткой, но насыщенной событиями жизни.
Родился защитник и собиратель русских земель в 1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа Суздальского Симона. На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество.
Икона Александр Невский на конеСреди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:
Главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.
Интересно! Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру.В 1262 году во время своей четвёртой поездки в Золотую Орду Александр Невский заболел. На обратном пути в русские земли болезнь усилилась. 14 ноября 1263 года, приняв по традиции монашеский постриг под именем Алексия, защитник и собиратель русских земель прекращает свою земную жизнь.
Икона святого князя Александра НевскогоПочитание благоверного война и проповедника началось сразу после его смерти. Умер Александр Невский в городе Городец. Местом его погребения стал соборный храм Рождественского монастыря во Владимире.
Посмертные чудеса, связанные с именем святого, начались сразу после его кончины.
Мощи святого до 1724 года хранились в Рождественском монастыре. Император Пётр Великий перенёс их в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь, построенный по его повелению в честь святого благоверного небесного покровителя новой российской столицы.
Первые иконы с изображением святого Александра Невского появились после его канонизации. До начала XVIII века преобладал «монашеский» иконографический образ. Благоверный князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, изображался в традиционном монашеском облачении. Такие иконы расположены в соборе Святой Софии в Новгороде и Благовещенском храме Московского Кремля.
В начале XVIII века (1724 год) Священный Синод повелел изображать святого в княжеском одеянии. Под княжеской мантией виднеются военные доспехи, а в левой руке он держит меч — символ военных подвигов ради защиты православной веры. В правой руке князя-проповедника может находиться изображение Иисуса Христа, крест или духовная грамота. Они символизируют приверженность благоверного Александра Невского православию и заслуги в деле его распространения. На некоторых иконах правая рука святого прижата к сердцу.
Икона Александра НевскогоВ XX веке иконописцы используют два иконографических извода. В 70-е годы была написана икона, сочетающая в себе признаки и «монашеского» и «княжеского» типа изображений святого чудотворца благоверного Александра Невского.
Икона святого князя Александра имеет большое значение для православных россиян. Она является олицетворением защитника и мудрого правителя Отечества, стоящего на страже Веры и государства. Образы святого напоминают всем православным людям о подлинных ценностях — патриотизме, вере в Бога и любви к людям.
Образ святого воина воодушевляет на подвиги во имя Родины и её развития. Именно этим объясняется его популярность в годы Великой Отечественной войны:
Современные православные люди вновь вспоминают о том, что главной своей задачей благоверный воин считал защиту и укрепление православия.
К мощам и иконе святого Александра Невского приходят люди с различными просьбами и бедами:
Святой собиратель и защитник русских земель и после своей кончины способствует духовному объединению христианских народов. Храмы, посвященные святому чудотворцу Александру Невскому, существуют в Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и Латвии.
Икона Александра Невского
Янв 17, 2019 13:46Администраторmolitva-info.ru
Днями почитания данной иконы по обычаю принято считать 5 июня, 12 сентября и 6 декабря.
Чтение молитвенных стихов помогает тем, чье ремесло имеет связь с боевым делом, а также с работой в области дипломатии. Мужчинам икона станетзаступником, оберегая от всяческого зла, помогая уберечь здравие, получить долголетие и душевный покой. Молитва оберегает от зримых и незримых недругов. С ней Ваше жилье обретет процветание. Данная икона поможет Вам и Вашим родным упрочнить веру, Вы будете проживать дружно, в гармонии и достатке.
Благоверный князь Александр Невский является покровителем военных всей Руси. Работники ФСБ и ДОСААФ почитают святого Александра Невского в качестве своего небесного покровителя. Дабы служба была удачной и благополучной, образ Святого Александра можно разместить в офисе. Особям мужского пола, которые также имеют имя Александр, рекомендуется держать священную икону дома – она поможет укрепить здравие и высоко подняться по карьерной лестнице.
Благоверный князь Александр Невский был известным военачальником и умным владыкой, который посвятил свою жизнь защите Руси. Александр появился на свет в 1220 году; в 1240 году, когда шведские войска совершили нападение на Северную Русь, он был Новгородским князем; На реке Нева он блестяще разбил шведскую армию, за что ему и было присвоено прозвище Невский. По истечению двух лет, в 1242 году, одержал победу над рыцарями-захватчиками из Германии при Чудском озере.
С молитвою на устах удалось ему победить тевтонцев и шведов, чьи военные силы значительно превосходили русские, смирением и умелой политикой уберег Новгород от нападения татарской орды.
Святой благоверный князь Александр Невский особо почитается, и горячо любим православными россиянами. Его считают небесным заступником Санкт-Петербурга, и он высоко чтим среди верующих, как безукоризненный пример мудрого и человеколюбивого владыки. Одарённый талантом великого военачальника и дипломата, Александр Невский отыграл ключевую роль в формировании истории нашего государства, – он не просто сумел отстоять русские земли от завоевателей с запада и востока, он защитил нашу веру, сумев уберечь целостность Святой православной Руси.Особо высоко почитается образ, изображающий Святого князя, среди людей, связанных с военным делом, поскольку принято считать, что чтение молитвенных стихов пред данным образом помогает победить в сражении, сохранить и укрепить силу духа, преисполниться храбрости и решимости. Люди, которые занимаются обороной России, решили избрать Благоверного Александра Невского в качестве своего небесного защитника и обращаются к князю, прося его покровительства и поддержки в должностных делах.
Начиная с 14 века, русские князья адресовались к Александру Невскому, прося его о пособничестве в будущих сражениях. Накануне прославленной Куликовской битвы, правнук Святого князя, Дмитрий Донской, в своих отчаянных молитвах адресовался к великому Защитнику русских земель, Александру Невскому, взывая к нему с просьбой о покровительстве в грядущем бою. И не бросил в бедствии Святую Русь благоверный князь – в ночь перед сражением пономарь Церкви Рождества Пресвятой Богоматери во Владимире (где на тот временной отрезок сберегались мощи Святого) видал, как поднялся из гроба Александр и пустился в путь, дабы помочь Дмитрию Донскому. Битва при Куликовом поле была выиграна.
В 1552 году сам Иоанн IV Грозный, устремляясь в военный поход на Казанское царство, прибыл во Владимир, дабы прочитать молитву пред образом и телом святого Александра. Русский царь молитвенно взывал к Святому о защите и покровительстве в грядущих баталиях. И в очередной раз святой князь не оставил православную Русь – о покорении Казанского царства на протяжении веков сочиняли нескончаемое множество сказаний и песен.Известно, что и Пётр I молил о покровительстве в военных делах святого Александра Невского, и сегодня история показывает нам, что много прославленных побед одержал сей великий представитель дома Романовых.
Во время блокады Ленинграда православные горожане читали молитвенные стихи Александру Невскому с мольбами взять под защиту Северную столицу и отбить наступление недруга. И городу удалось выстоять.
Мощи и чудодейственные образы Александра Невского нередко странствуют по России и по молитвам пред ними происходят неисчислимые излечивания, люди находят поддержку в делах и защиту от недругов. Толпа странников никогда не исчерпывается к святыням, ибо верующий народ знает, – неизменно отзывается благоверный князь на просьбы страдающих, предоставляя им утешение во всевозможных несчастьях и бедствиях.
Молитва святому благоверному князю Александру Невскому.
Одна из чтимых икон в Москве находится в храме Архангела Михаила при Клиниках на Девичьем поле.
www.moleben-online.ru
В 2013 г. Церковь торжественно отметила 750-летие преставления святого благоверного великого князя Александра Невского. Нет сомнения, что великий князь Александр Невский – самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Святой Руси. Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории – вплоть до времен новейших. Имя святого Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Не удивительно, что в западной историографии военные подвиги князя низводятся до уровня мелких пограничных конфликтов, а политика его рассматривается как «недальновидная». Тенденциозность таких оценок очевидна.
Александр Невский родился приблизительно в 1220 г. в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. Дворец князя – деревянный, как большинство построек на Руси в те времена – стоял неподалеку от Спасо-Преображенского собора – единственного из дошедших до нашего времени белокаменных храмов Северо-Восточной Руси домонгольского периода (его заложил князь Юрий Долгорукий, а построил в 1157 г. св. Андрей Боголюбский). В этом соборе и крестили князя Александра.
В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава.
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока – татаро-монголы, с запада – латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 г.; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т. е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее – Вотская пятина).
Вот как говорит об этом Повесть о житии Александра Ярославича Невского, написанная во Владимире через несколько лет после смерти князя, в 1280-е гг.: «Король страны Римской из северной земли… собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: „Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою“.
Молитва Александра Невского в храме Св.Софии и благословение его архиепископомперед битвой. Миниатюра ЛицевогоЛетописного свода. Москва, XVI в.
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“.
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил».
Перед решающей битвой было явлено некое чудесное предзнаменование, о котором Повесть рассказывает так: «Был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Св. Александр ранит в лицо Биргерав Невской битве. Миниатюра ЛицевогоЛетописного свода. Москва, XVI в.Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: „Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру“. Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: „Не рассказывай этого никому“. И была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего…»
Описание битвы на Неве содержит ряд ярких эпизодов, которые позднее будут запечатлены в миниатюрах, иллюстрирующих Лицевой летописный свод – Остермановский I (БАН) и Лаптевский (РНБ) тома, созданные во второй половине XVI в.
Невская битва. Гаврила Олексичвъезжает на вражеский корабль.Миниатюра Лицевого Летописногосвода. Москва, XVI в.«Храбрый муж из полка Александра по имени Гаврило Олексич… напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска».
На миниатюрах Лицевого свода представлены следующие эпизоды Невской битвы:
– Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед сражением;
– Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль;
– Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве.
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 г. стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть
Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 г. разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена:
«Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона».
Миниатюра Лицевого Летописного свода, иллюстрирующая битву на Чудском озере, показывает помощь Небесного воинства князю Александру Невскому.
Битва на Чудском озере. Помощь Небесноговоинства св. Александру Невскому. МиниатюраЛицевого Летописного свода. Москва, XVI в.После смерти отца в 1247 г. князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем – в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся в 1249 г. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 г. к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».
При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В 1262 г. Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя.
Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год, на обратном пути князь скончался. Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 г. в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
О всенародной скорби об умершем князе свидетельствует «Повесть о житии Александра Ярославича Невского». А вот слова нашего знаменитого историка С. М. Соловьева: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории…»
Житие рассказывает об этих скорбных событиях так:
«Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества Святой Богородицы… месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.
Св. Александр Невский в схиме.Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова).Икона-таблетка. Сергиев Посад.1960-1980
Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так прославил Бог угодника Своего».
В 1380 г. произошло обретение нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 г. во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 г. К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру». Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
О почитании святого Александра Невского как защитника и покровителя русской земли свидетельствует письмо митрополита Московского и всея Руси Макария к царю Иоанну Грозному, написанное до взятия Казани. Первосвятитель, благословляя царя на битву, призывает его вспомнить «храбрость прародителей своих Богом венчанного царя Владимира Мономаха и храброго князя Александра Невского и прочих сродник твоих, каковы победы над погаными сотвориша и прославлены от Бога быша» (Никоновская летопись).
Изображения св. князя Александра Невского появляются в XVI в. после его канонизации. Согласно традиции, его, как принявшего перед смертью схиму, изображали в монашеских одеждах (мантия, куколь).
Одна из самых ранних икон, изображающих Александра Невского в монашеском облачении – новгородская таблетка середины XVI века из собора св. Софии «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский и Александр Невский» (Новгородский музей-заповедник). Святой представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите».
В монашеском облачении князь представлен также в росписях Благовещенского собора Московского Кремля. Эта иконография характерна и для лицевых покровов на гробницу святого, созданных в XVII в. Сохранилось несколько лицевых покровов с изображением св. Александра Невского. Покров, хранящийся в ризнице Троице-Сергиевой лавры и происходящий, по-видимому, из собора Рождественского монастыря во Владимире, был выполнен в 1670–1680 гг. в Строгановских мастерских. На покрове св. Александр Невский представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках – развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотого шитья одежд, нимба и фона.
Параллельно «монашескому» иконографическому изводу св. Александра Невского существовал еще и «княжеский», появившийся уже в XVI в.
Св. блгв. кн. Александр Невский, Чудотворец.Икона конца XVI в. из Троицкого собораИпатьевского монастыря. КГОИАМЗ«Ипатьевский монастырь». Кострома.
Образы святых и несвятых князей Древней Руси включались в состав особых иконографических программ дворцовых храмов, например, Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля, а также Новоспасского монастыря – усыпальницы Романовых. Если в Благовещенском соборе князь Александр изображен в монашеском облачении, то на фресках Архангельского собора в слое живописи XVII в. – согласно традиционной княжеской иконографии – в плаще и шапке.
Как уже указывалось выше, целый ряд миниатюр с воинскими победами Александра Невского содержится в Лицевом Летописном своде.
В XVII в. продолжали развиваться обе линии иконографии. К началу столетия относится житийная икона св. Александра Невского, хранящаяся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова-на-Рву (храм Василия Блаженного, ГИМ). Этот храмовой образ происходил из некогда существовавшей на территории Кремля церкви в честь святого Александра Невского. В среднике изображен князь-схимник, окруженный 35 клеймами, повествующими о его жизни и чудесах.
На протяжении XVII в. в Кремлевскую церковь св. Александра Невского совершались ежегодные царские выходы в день памяти святого (впоследствии церковь была разобрана).
Св. блгв. кн. Александр Невский.Икона из Троицкого собора Ипатьевскогомонастыря. Фото 1910 г.В небольшом среднике – фронтальное изображение Александра Невского в рост в монашеском одеянии, надпись: «Святый благоверный великий князь Александр Невский, нареченный во иноцех Алексий».
Вокруг средника два ряда клейм, из которых 12, занимающих верхнее поле, посвящены событиям жизни святого, остальные – посмертным чудесам: первое – о «душевной грамоте», затем следуют различные чудеса и исцеления у гроба, в конце – «Чудо о Донской победе» (Александр Невский оказывает помощь благоверному князю Димитрию Донскому в Куликовской битве) и «Чудо в битве на Молодех» (Александр Невский, святые князья Борис и Глеб, князья Андрей, Всеволод, Георгий и Ярослав принимают участие в сражении русского войска с крымским ханом Девлет-Гиреем в 1572 г.). В некоторых клеймах над гробницей Александра Невского на высокой подставке помещена аналойная икона с поясным изображением князя (в схиме), что, возможно, воспроизводит конкретные реалии Рождественского собора, где пребывали мощи святого.
Св. Александр Невский с житием.Икона начала XVII в. Храм Покрована рву (Василия Блаженного). Москва.
В монашеском облачении он представлен на иконе «Древо Московского государства» («Похвала Богоматери Владимирской»), написанной Симоном Ушаковым в 1668 г. (ГТГ). Образ его размещен справа, у основания Древа государства. Обе ветви, символизирующие две составные части государства – власть светскую и духовную, произрастают из Успенского собора Кремля и окаймляют чудотворный образ Богоматери Владимирской.
В живописи XVII в. известно немало примеров иконографии монашеского варианта, как на иконе из церкви Успения на Апухтинке в Москве (ГТГ).
Во Владимире, в связи с особым почитанием Александра Невского как местного святого, была написана икона «Христос Вседержитель с припадающими князьями Александром Невским и Георгием Владимировичем», XVII в. (Владимиро-Суздальский музей-заповедник). Местное почитание способствовало созданию особого извода изображений собора святых владимирских князей.
Св. Александр Невский.Икона XVII в. из Успенской церквина Апухтинке. Москва, ГТГ.
Ситуация с иконографией Александра Невского кардинальным образом изменилась в 1724 г. после перенесения его мощей по указу Петра I в Санкт-Петербург, в Александро-Невскую лавру. В этом же году был издан указ Святейшего Синода (от 15 июня 1724 г.) писать святого Александра Невского не в монашеских одеждах, а в великокняжеских. Монашеская иконография святого использовалась с тех пор лишь в старообрядческой среде.
Для мощей князя в Александро-Невской лавре была установлена гробница из серебра, выполненная по эскизу Г. Х. Грота в 1750–1753 гг. (ныне в Государственном Эрмитаже). Раку святого украшала икона, написанная Иваном Адольским-младшим. В соборе у святых мощей в дни его памяти собирались кавалеры ордена св. Александра Невского. Этот орден был задуман Петром I для награждения военных, но учредила его Екатерина I уже после смерти Петра, и награждали им как военных, так и гражданских лиц.
В XVIII в. появляются новые вариации иконографии св. Александра Невского. Князя нередко изображали с видом Александро-Невской лавры – как на иконе XVIII в. из дворца Монплезир в Петергофе. Фигуру святого помещали, как правило, справа, а основное пространство доски отводилось для изображения зданий лавры.
Св. Александр Невский.Икона XVIII в. из дворца Монплезирв Петергофе. ГРМ.
В XVIII в. появится также серия изображений Александра Невского с малым житийным циклом, состоящим из четырех клейм. Например, на иконе «Святой Александр Невский со сценами жития» второй половины XVIII в., написанной в селе Павлово-на-Оке (НГХМ), представлены сюжеты, иллюстрирующие битву на Неве.
Встречаются отдельные иконы с изображением князя на фоне Невской битвы (ГМИР).
В XIX в. есть интересный пример сочетания Богоматери Боголюбской с изображением коленопреклоненного Александра, хотя традиционно Богоматерь Боголюбская изображалась с князем Андреем. В XIX в. создавались житийные иконы св. Александра Невского с небольшим количеством сюжетов. В иконах-минеях Нового времени св. Александр изображается в княжеских одеждах.
Большинство икон XVIII–XIX вв. изображает св. Александра Невского именно так, как установлено Святейшим Синодом – в воинских доспехах и царской мантии, украшенной горностаем, иногда верхом на коне.
Св. Александр Невский в схиме.Монахиня Иулиания (М.Н.Соколова).Икона-таблетка. Сергиев Посад.1960-1980
В ХХ столетии святого Александра Невского изображали как в традициях «великокняжеского» извода, так и в образе схимника – в соответствии с рекомендацией Иконописного подлинника XVIII в.: «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (Строгановский иконописный подлинник, БАН).
Монахиней Иулианией (М. Н. Соколовой) в середине 1970-х гг. была написана в качестве учебного пособия для учащихся иконописного класса Московской духовной семинарии икона-таблетка святого Александра Невского, представляющая как великокняжеский, так и схимнический изводы.
Широкое распространение икон святого Александра Невского связано с той значительной ролью, которую играла Россия в мировой политике XIX в. В частности, одержанные в ходерусско-турецких конфликтов победы, освобождение порабощенных турками народов способствовали почитанию св. Александра Невского в Европе. Соборы в честь Александра Невского были возведены в Париже (1859–1861), Софии (1883–1912), Варшаве (1894–1900), Белграде (1894–1912) и Таллине (1895–1900).
Св. Александр Невский в житии.Икона XIX в. Частное собраниеОсобое почитание святого Александра Невского связано с защитой Родины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. По призыву Блаженнейшего митрополита Московского Сергия верующим народом были собраны средства для создания авиационной эскадрильи имени Александра Невского. На одном из истребителей с надписью на борту «Александр Невский» сражался Герой Советского Союза Александр Дмитриевич Билюкин; за годы войны он выполнил 430 успешных боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 23 и в составе группы 1 самолет противника.
Святому благоверному князю Александру Невскому на Руси посвящено множество храмов. Так, в пределах Московской епархии из числа русских святых больше всего храмов посвящено именно ему. Многочисленные иконы святого находятся в воинских частях и на боевых кораблях вооруженных сил России. Нет сомнения в том, что на основе известных иконографических сюжетов появятся и новые, свидетельствующие о молитвенном почитании и благодатной помощи святого, произнесшего некогда знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде».
Епископ Балашихинский Николай
Источники и литература
[1] Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI – начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
[2] Бегунов Ю. К. Житие Александра Невского в станковой живописи начала 17 века. ТОДРЛ. Т. 22. М.-Л., 1966.
[3] Древнерусские княжеские жития. М., 2001.
[4] Иконы Владимира и Суздаля. Государственный Владимиро-Суздальскийисторико-архитектурный и художественный музей-заповедник. М., 2006.
[5] Иулиания (Соколова), монахиня. Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева лавра,1995.
[6] Квливидзе Н. В. Александр Ярославич Невский. Иконография. Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.
[7] Князь Александр Невский и его эпоха. СПб., 1995.
[8] Комашко Н.И., Саенкова Е. М. Русские житийные иконы. М., 2007.
[9] Музей имени Андрея Рублева. Из новых поступлений. М., 1995.
[10] Назаренко А. В. Александр Ярославич Невский. Православная энциклопедия. Т. 1. М., 2000.
[11] Охотникова В. И. Повесть о житии Александра Невского. СККДР. Вып. 1. Л, 1889.
[12] Панченко О. В. Из археографических изысканий в области соловецкой книжности. «Канон всем святым, иже в Велицей России в посте просиявшим». Сочинение Сергия Шелонина. ТОДРЛ. Т. 56. СПб., 2004.
[13] Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. К истории русского лицевого летописания. М., 1965.
[14] Полное собрание русских летописей. Т. 12–13. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000.
[15] Смирнова Э.С., Лаурина В.К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода, XV век. М., 1982.
[16] Соколов М. И. Переписные книги Костромского Ипатьевского монастыря 1595 года. М., 1890.
azbyka.ru