Священное Предание объединило в себе прославление двух величайших апостолов Господа – Петра и Павла.
Св. Августин Блаженный пишет об этом:
Икону святых апостолов Петра и Павла по сути, можно назвать иконографией их праздника. Традиция изображать их совместно происходит от времен его установления.
Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: Средняя РусьНачало XVI в.Русская икона 1988: XVI в.ГИМ 2006: Начало XVI в.Дерево, левкас, темпера.142 × 91 смГосударственный исторический музей, Москва, Россия
Инв. 58384 И VIII 5287
Самые первые артефакты, со стилизованными фигурами Христа и первоверховных апостолов, относятся к культовым предметам и датируются вторым, третьим или четвертым веком. Апостолов Петра и Павла изображали на донцах поминальных сосудов, которые, возможно, служили и для Евхаристии.
На донце из музея «Метрополитен» в США, присутствует рисунок лаврового венца, как бы парящего над фигурами апостолов. Венец — символ их мученичества, прославления Господом и триумфа, победы над смертью. Этимология триумфа происходит из эллинского искусства, в котором существовала весьма устойчивая традиция изображать воинов-победителей на всевозможной керамике.
Барельеф на камне, повторяющий интересующую нас иконографию, находится в Национальном археологическом музее города Аквилеи, в Италии, датируется пятым веком. Это один из возможных прототипов иконографического извода «Объятия святых апостолов Петра и Павла».
Объединение апостолов в одном иконописном образе стало естественным развитием сложившейся литургической практики. Последующие за ним фресковые иконные изображения имеют прямою отношение к житийному преданию о смерти апостолов в один день. Существует рассказ, что перед кончиной апостолы виделись.
Церковное предание сохранило точное описание внешности святых апостолов. Самые ранние образы их, многократно воспроизведенные на фресках, рельефах и поминальной утвари раннего христианства, постепенно перекочевали и в иконописные изображения. Вместе с появлением иконостаса – алтарной преграды, получила свое развитие и иконография святых.
Первая, дошедшая до нас икона святого апостола Петра, писанная на доске, в технике энкаустики (живопись восковыми красками), имеет те же самые характерные черты, что его более ранние фресковые изображения. Древний образ относится к шестому веку, хранится в монастыре св. Екатерины на острове Синай.
Апостол Петр VI в. Frühe Ikonen 1972: VII в. Очерки истории искусства 1987: VI в. Βοκοτοπουλος 1995: Вторая половина VI — начало VII вв. Bayet 2009: VI в. К истокам 2009: VI в. Энкаустическая икона 92.8 × 53.1 см Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Апостол изображен зрелым мужем, с густыми седыми волосами, у него большие добрые глаза и очень характерная линия лба. Синайская икона изображает апостола Петра, с ключами в руках, как бы иллюстрирует слова Господа:
В руках св. Петра, посох – атрибут пастырского достоинства, а его крестообразная форма трактуется как символ мученичества. Синайская икона своего рода прототип последующих канонических изображений святого апостола Петра.
Образ апостола Павла так же имеет индивидуальные черты. Искусство римского портрета послужило к возникновению иконописного лика святого. Самая известная его русская икона пятнадцатого века — часть деисуса из иконостаса знаменитого Звенигородского чина св. Андрея Рублева, отчасти воспроизводит уже сложившуюся к этому периоду византийскую иконографию апостола.
Апостол ПавелИз деисусного чинаРублев АндрейШкола или худ. центр: Москва1410-е годыВыставка 1960: До 1407 г. (?)Антонова, Мнева 1963: 1420-е годыЛазарев 1966/1: Ок. 1410–1415 гг.Алпатов 1972: Начало XV в.Onasch 1977: Ок. 1407 г.Лазарев 2000/1: 1410-е годыПопов 2007/1: Ок. 1400 г.Сарабьянов, Смирнова 2007: Начало XV в.160 × 110 смГосударственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 12865
Интересно, что личное письмо «рублевского» Павла, художественно, очень близко к изображению шестого века, находящемуся в базилике Сан-Витале, в итальянской Равенне.
Иконным атрибутом святого апостола Павла считается меч, орудие его казни и знак мученичества. Постепенно с развитием образа, складывается традиция изображать апостола Павла в синем хитоне и красном плаще, который так же может быть вишневого или приглушенного киноварного оттенка. Ризы Петра, традиционно, золотистые или охристые, его хитон синего цвета.
Естественно, что в парный образ со временем перешла и вся символика отдельных изображений. Русская новгородская икона девятого века является прекрасным образцом византийского синкретизма. Парная «деисусная» икона апостолов традиционно являлась частью иконостаса, — «деисис» (или моление), очень распространенный иконография, послужившая возникновению и отдельных изводов.
Апостолы Петр и ПавелКонец XIV — начало XV вв.Иконы Успенского собора 2007: Конец XIV — первая четверть XV вв.196 × 138 смУспенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Инв. 1078 соб.; Ж-270
Богословское содержание образа, известного, как «Объятие апостолов», исполнено глубокого евангельского смысла. Икона символизирует превосходство божественной любви над секулярной падшей природой человека, в Боге, во Христе, ничто не может разделить людей. Нет происхождения — «ни эллина, ни иудея», нивелируется социальный статус, не имеет значения нация или образование. Это евангельский образ о приоритете любви.
Молитва святым славным всехвальным первоверховным апостолам Петру и Павлу прославляет верность Петра, его духовную борьбу, твердость в вере, и данный им образец покаянной исповеди; воспевает высокий разум св. Павла, его учительскую и проповедническую мудрость и духовную перемену, произошедшую с ним по благодати Господа.
Апостолы Петр и ПавелШкола или худ. центр: Новгород (северная провинция)Середина — вторая половина XV в.Живопись древней Карелии 1966: XV в.Новгородская икона 1983: Вторая половина XV в.Гиппенрейтер 1994: Вторая половина XV в.Турцова 2013: Вторая половина XV в.Дерево, темпера.52.5 × 32.5 × 2.2 смМузей изобразительных искусствРеспублики Карелия, Петрозаводск, Россия
Инв. И-313
Святых апостолов Петра и Павла принято просить об укреплении веры и любви, о ниспослании «образа покаяния», о духовном наставлении, просвещении сердца и заступничестве.
Автор: Ксения Филина
Тропарь, глас 4:
Апо́столов первопресто́льницы,/ и вселе́нныя учи́телие,/ Влады́ку всех моли́те/ мир вселе́нней дарова́ти // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак, глас 2:
Тве́рдыя и боговеща́нныя пропове́датели,/ верх апо́столов Твои́х, Го́споди,/ прия́л еси́ в наслажде́ние благи́х Твои́х и поко́й:/ боле́зни бо о́нех и смерть прия́л еси́ па́че вся́каго всепло́дия,// Еди́не, све́дый серде́чная.
Величание
Велича́ем вас, / апо́столи Христо́вы Пе́тре и Па́вле, / весь мир уче́ньми свои́ми просвети́вшия // и вся концы́ ко Христу́ приве́дшия.
Молитва апостолам Петру и Павлу
«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».
Молитва вторая
«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».
Молитва третья
«Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь.
^sss^Святые апостолы Пётр и Павел^sss^pravoslavie.wiki
Весь православный мир 12 июля празднует день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковь особенно чтит этот день, выделяя его постом.
Нужно сказать, что такой особенный пост как этот существует исключительно накануне 3-х великих праздников: под Рождество, перед праздником Успения Божией Матери и Великую субботу перед Пасхой. Особо почитаются на Руси и иконы святых апостолов.
Фото иконы из храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла города ТулыДвух апостолов именуют первоверховными, но путь к этому достоинству у них совершенно разный. Петр входил в круг близких учеников Христа, а Павел не участвовал в событиях, описанных в Евангелии. Он начал свою проповедь много позже и не никогда не входил в число ни 12, ни 70 апостолов. Но мы можем сравнивать судьбы этих двух святых.
Петр, как и его младший брат, Андрей, был обычным рыбаком из Галилеи. Эта область расположена далеко от Иерусалима, и многие галилейские жители были язычниками. Жители Иерусалима смотрели на галилеян свысока, как на провинциалов, которые даже разговаривали с акцентом.
А профессия рыбака одна из самых простых, тяжелых и непритязательных. Работа была тяжелой и изнуряющей, доход был мизерным и непредсказуемым. Может по этой причине Петр с Андреем, когда услыхали призыв Христа следовать за Ним и сделаться ловцами человеков, разом откликнулись на Его зов.
Павел, который до принятия Христа носил имя Савл, наоборот, был представителем элиты. Будучи римским гражданином от рождения, он происходил из колена Вениаминова и жил в городе Тарс, который был столицей Киликия. Получив блестящее на тот момент образование, Савл становится фарисеем – ревнителем иудейского закона.
Долгое время он был противником христианского учения и преследовал христиан. Но все же, после чудесного явления ему Спасителя, Савл уверовал во Христа, взял себе имя Павел.
А вот в характерах у Петра и Павла имелось много общего. Святой Павел, пламенея душою, ревностно защищает иудейский Закон от возникшей «ереси» о распятом и воскресшем Иисусе.
Петр тоже горяч и нетерпелив. Когда Христос совершал чудеса, то Петр не мог не реагировать на это. Он даже пытался следовать за Спасителем по воде.
Каждый из них прошел поворотный момент в своей жизни, сотворивший их теми, кем они стали. Для Савла это было явление Христа на пути в Дамаск. После чего вместо гонения христиан он посвятил свою жизнь проповеди учения Христа.
Началом восхождения Петра, напротив, стало отречение. Он забыл о своем обещании даже под страхом смерти не оставлять Христа, но еще до утреннего крика петухов, трижды отрекся от него.
На своем примере один из первых апостолов испытал, с какой легкостью можно сделаться последним. Только после горячего и искреннего раскаяния Петр услышал вопрос Христа: «Любиши ли Мя?» произнесенный троекратно. Вот так Петр ранее трижды отрекшийся, трижды исповедал свою любовь.
Возможно, образ апостолов Петра и Павла стал одним из наиболее известных для всех, кто хоть раз сталкивался с изображениями христианских святых. Их каноничный образ остается неизменным с тех давнишних времён, когда сторонники и последователи вероучения о распятом и воскресшем Спасителе встречались и проводили свои службы в глубине катакомб.
Один из них держит в своих руках ключи от врат в Царствие Божие, второй сжимает меч символизирующий жертвенность. Именно так на многих иконах принято изображать первоверховных апостолов Петра и Павла.
Ученые единодушно приходят к выводам, что описания святых, которые приводятся в текстах давних преданий, по всей вероятности, соответствуют реальности, и на их основании сложился образ, который изображает икона.
Еще при жизни Пётра и Павла начали создаваться и записываться первые хроники об их подвижническом служении. Вполне допустимо, что авторы этих хроник могли быть знакомы с апостолами или просто могли их видеть. Так можно объяснить то постоянство присущее их портретным чертам.
Принято считать, что образ «Пётра и Павла» этим исключительным постоянством обязана богатой традиции римского скульптурного портрета, которая в то время была доведена до безупречности.
Создатели ранних фресок, которые находят, и по сей день на сводах катакомб, бесспорно, были знакомы и использовали технику портретирования, что дало возможность им изображать образы первоверховных апостолов правдиво и реалистично.
На Руси, после принятия христианства икона апостолов Петра и Павла была одной из самых почитаемых. После своего крещения в Корсуни князь Владимир привез в Киев икону Петра и Павла, позже этот образ был передан в дар собору святой Софии в Новгороде. К сожалению, эта бесценная реликвия была утрачена, но в храме по сей день сохранилась фреска XI века, изображающая этот сюжет.
Эта икона Петра и Павла из новгородского собора святой Софии написана в середине XI века и считается древнейшей иконой России.В наше время в деисусном ряду практически всех храмов помещают икону Петра и Павла. Чем образы первоверховных апостолов так важны для верующих?
Эти два человека, тяжело согрешили — один был гонителем христиан, другой предал своего любимого Учителя и трижды отрекся от Него. Но Господь, видя их глубокое раскаяние, мало того что прощает им, но и возводит на апостольское служение. Церковь же чтит их как первоверховных апостолов.
Мы должны всегда иметь перед глазами примеры жизни этих великих апостолов и помнить, что Господь не только простил им тяжкие грехи, но и удостоил величайшей благодати. Потому и мы как христиане не должны впадать в уныние и терять надежду на милость Божью.
Первоверховные апостолы своей жизнью учат нас: если согрешил — покайся, если упал — встань, проявил слабость духа — укрепляйся надеждой на Бога, веруй в Него и люби Его. Именно такой путь праведной жизни и приведет нас к наследованию жизни вечной.
В чем помогает икона? Перед иконой Петра и Павла возносят молитвы в первую очередь о делах, которые связаны с укреплением в вере, поскольку апостолы активно распространяли и проповедовали учение Христа.
Даже сейчас они помогают окрепнуть в вере и встать на праведный путь обычным людям. Молиться можно как обоим апостолам, изображенным на иконе или к кому-то одному. Апостол Петр покровительствует рыбакам и помогает утвердиться в вере. К образу святого апостола Павла за помощью и благословением в учебе и образовании.
О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.
hranitel.club
Иконография святых Петра и Павла замечательна уже тем, что портретные черты апостолов сохраняются на иконах разных стилей. В сохранившихся мозаиках IV века мы видим яркие, знакомые особенности. Небольшая борода, волнистые волосы, внимательный взгляд — Пётр. Павел — черноволосый иудей, лысеющий, с зауженной бородой и изрезанным морщинами высоким лбом.
Столпы Церкви почти всегда вместе, друзья, братья во Христе, представляющие собой единую духовную силу. Особенно выразительны иконы, где апостолы, имевшие при жизни определенные разногласия, обнимают друг друга. Духовную связь Петра и Павла изографы выражают с помощью повторяющихся поз, жестов, симметричности складок одежды. Фигуры апостолов на парных иконах, как правило, слегка развернуты. Петр и Павел благословляют молящихся и одновременно обращены к образу Христа в верхней части. А мысль о том, что Петр и Павел — основатели Церкви, наиболее полно отражена на иконе, где апостолы держат в руках храм.
Источник: “Православие.ру”
Первые христианские художники вложили в руки святого Петра символические ключи, согласно Евангелию от Матфея: И дам тебе ключи Царства Небесного… Не следует понимать их как некие ключи от рая и ада, которыми единолично «заведует» Петр. Это знак духовной власти Церкви вязать и решить грехи человеческие. Ведь чем отпирается для нас Царство Небесное? Покаянием и отпущением грехов, которые подаются верующим в таинстве Исповеди. Также Петра изображают со свитком, свернутым или раскрытым в форме опахала.
Павел держит в руках закрытую книгу в богато украшенном окладе, потому что он — автор четырнадцати новозаветных Посланий. Иногда апостол как бы вручает книгу нам. В академической традиции Павла пишут с мечом, которым его казнили. Но эта деталь была переосмыслена иконописцами и превратилась в указание на меч духовный, который есть Слово Божие (Еф 6:17)
Иконы апостолов входят в деисусный чин иконостаса. Образ Петра помещают в левой части, за Богоматерью и Архангелом Михаилом. Икона Павла — справа, после Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила.
(3 votes, average: 5,00 out of 5) Загрузка...foma.ru
12 июля Русская Православная Церковь отмечает окончание Петрова поста и день памяти святых славных и всехвальныхпервоверховных апостолов Петра и Павла. «Прихожанин» решил почтить их память рассказом о том, как образы первоверховных апостолов воплощали на своих полотнах великие художники.
В православной иконографии святых апостолов Петра и Павла чаще всего изображали вместе (хотя можно найти немало икон, на которых святые представлены по отдельности). И это вполне объяснимо: при всей поразительной несхожести их судеб, происхождения, характеров они были едины в укреплении общего дела – создании Церкви Христовой на земле. Согласно церковному преданию считается, что святые апостолы Петр и Павел погибли в один день – 29 июня (12 июля по новому стилю) в Риме, в 67 год от Рождества Христова, в 12-й год правления императора Нерона. Возможно, это так, возможно, нет, так как, к сожалению, достоверных данных о дате их гибели не существует. Многие исследователи полагают, что верные ученики Христа Петр и Павел погибли с разницей в несколько лет. Но, наверное, не это главное. Важно то, что они сумели сделать.
Иконографическое изображение Святых апостолов Петра и Павла следует традиционным православным канонам, а потому на многочисленных иконах их образы отличаются лишь отдельными деталями. Скажем, цветом одеяния – туники, далматики (длинного верхнего одеяния, которое носили поверх туники) или гиматия (плаща). Или цветом волос – Петра и Павла рисуют то темноволосыми, то седыми, то лысоватыми. На большинстве икон святые апостолы Петр и Павел обращены ликом к верующим, на некоторых – они смотрят друг на друга или даже обнимаются.
«Святые апостолы Петр и Павел» |
Статичное изображение святых в православной иконографии традиционно и объясняется тем, что в иконе важно передать образ святого, его взор, обращенный к молящемуся. Потому иконописцы, рисуя образы святых, художественные акценты чаще делают не на самих образах, а на деталях: сложенных пальцах, развернутых к верующим ладонях, прижатой к сердцу руке и особенно на том, что у святого в руках.
На большинстве икон святой апостол Петр держит в руках ключ (реже два ключа – серебряный и золотой, которые олицетворяют собой светскую и духовную власть), ибо сказал Христос: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16, 19). Хотя можно увидеть иконы, на которых в руках любимого ученика Христа свиток с евангельским текстом.
В руках у Святого апостола Павла чаще всего на иконах можно увидеть книгу или свиток, реже – меч. Понятно, что книга и свитки отсылают нас к 14-ти Посланиям, написанным святым апостолом Павлом, а вот образ меча – это символ слова Божия, ибо в своем Послании к Евреям святой апостол Павел писал: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).
Икона «Святой апостол Петр» |
«Святой апостол Павел» |
На некоторых иконах святые апостолы Петр и Павел сообща держат в руках церковь как знак того, что они совместным апостольским трудом укрепляли Христову Церковь на земле.
Совсем иначе рисовали образы святых Петра и Павла западноевропейские художники. Как правило, посредством живописи они стремились рассказать о самых значимых – трагических или драматических – моментах в их жизни. Взять, к примеру, знаменитые картины итальянского художника Караваджо «Обращение Савла» и «Распятие святого Петра». Или, скажем, «Освобождение святого Петра» Бернардо Строцци и «Куда идешь, Господи?» Аннабеле Карраччи.
«Обращение Савла». Караваджо |
«Распятие святого Петра». Караваджо |
«Освобождение святого Петра». Бернардо Строцци |
«Куда идешь, Господи?».Аннибале Карраччи |
Каждое из этих знаменитых полотен напоминает верующим главные эпизоды из жизни святых, как в случае с Савлом, будущим апостолом Павлом, который всячески преследовал и убивал христиан, и однажды на пути к Дамаску «внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь» (Деян. 9, 3–5).
Или взять, к примеру, картину «Куда ты идешь, Господи?» Аннибале Карраччи… 12-й год правления императора Нерона. Страшные гонения на христиан в Риме. Арест святого Петра ожидается со дня на день. Его последователи, понимая, что святого ждет смерть на кресте, умоляют его бежать. Петр уступает их уговорам, ночью он уходит из города по Старой Аппиевой дороге… и за городскими воротами встречает Христа. «Domine, quovadis?» («Господи, куда ты идешь?») – обращается Петр к Спасителю. «Раз ты, Петр, оставляешь народ Мой, Я иду в Рим на новое распятие», – отвечает Христос. У каждого человека свой путь в жизни, свой порой очень нелегкий, выбор. Петр смиренно принимает свой жребий и со словами: «Domine, tecumveniam» («Господи, позволь и мне с Тобой») – поворачивает назад в Рим, где его ждет арест и мученическая смерть на кресте.
Ее, кстати, показывает нам картина Караваджо «Распятие святого Петра». Поскольку Петр не был римским гражданином, его приговорили к мучительной смерти на кресте. Известно, что апостол попросил своих мучителей распять его вниз головой, так как считал, что недостоин быть распятым, как Христос.
Еще одному очень важному эпизоду из жизни святых апостолов Петра и Павла посвятили свои картины известные западноевропейские мастера. Посмотрите на эти полотна!
«Беседа апостолов Петра и Павла». Рембрандт |
«Святой Петр и святой Павел». Гвидо Рении |
«Святой Петр и святой Павел». Хосе де Рибера |
Они не только напоминают нам о драматическом споре, который случился между апостолами Петром и Павлом, но и в целом отражают важную веху в истории раннего христианства.
Это сегодня вся Европа, разделившись на два лагеря, гудит и обсуждает ситуацию вокруг мигрантов, которые, подобно цунами, захлестнули европейские страны. А тогда, две тысячи лет назад, в Антиохии между святыми апостолами Петром и Павлом возник спор о том, как следует поступать с язычниками, которые принимают христианство и хотят войти в христианскую общину. Этот спор двух первоверховных апостолов в итоге вылился в Апостольский Собор, который состоялся в Иерусалиме (по одним данным, в 49, а по другим – в 51 году).
Суть спора: должны ли крещеные язычники делать себе обрезание по закону Моисееву, устраивать жертвоприношения в Храме и соблюдать ряд других иудейских обрядов и ритуалов? Столкнулись две точки зрения. Одну представлял апостол Петр, другую – апостол Павел. Как известно, в итоге Собор принял точку зрения апостола Павла и отказался от идеи соблюдения крещеными язычниками иудейских обрядов и ритуалов. Но самому спору между Петром и Павлом уделялось много внимания и их современниками, и позже, на протяжении многих последующих веков. Поэтому знаменитую дискуссию святых апостолов Петра и Павла в Антиохии, предшествовавшую Иерусалимскому Собору, так часто отражали на своих полотнах великие европейские художники.
И, наконец, отдельно мне хотелось бы упомянуть еще одного великого живописца. Именно с его картиной чаще всего возникает ассоциация, когда говорят о святых апостолах Петре и Павле. Это знаменитый испанский художник Эль Греко. Кстати, имя Эль Греко – всего лишь прозвище, в переводе означает «Грек». Ибо Доменикос Теотокопулос, взявший себе такой псевдоним, был греком по происхождению, уроженцам острова Крит. Именно его кисти принадлежит знаменитая картина «Апостолы Петр и Павел», которую можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко, 1592 год |
Картина поразительная, во многом напоминающая икону, ибо в ней удивительным образом соединились художественный стиль, присущий эпохе Ренессанса, и элементы православной иконографии. Впрочем, этому парадоксу перестаешь удивляться, когда узнаешь, что Эль Греко, живя на Крите, учился у православного греческого иконописца Михаила Дамаскиноса. Интересно, что, хотя вся семья Эль Греко принадлежала к Римско-Католической Церкви, сам художником свои полотна рисовал в греческой православной стилистике.
Кстати, в 1597 году, спустя 5 лет после завершения первой картины «Апостолы Петр и Павел», художник нарисует новую картину (в настоящее время она находится в Барселоне в Изобразительном музее Каталонии), но в сравнении с картиной, хранящейся в Эрмитаже, это более слабое полотно.
«Апостолы Петр и Павел»,Эль Греко, 1597 год |
На ней художник дал апостолу Павлу вместо книги меч и постарался как бы объединить двух самых великих учеников Христа, соединив на картине их руки. Неизвестно, что сподвигло художника практически повторить свою раннюю работу. Возможно, его критики считали, что на полотне 1592 года Эль Греко противопоставил друг другу двух святых апостолов и излишне значительно выделил святого апостола Павла. Так, кстати, считают и многие современные исследователи творчества Эль Греко, полагающие, что на картине 1592 года доминирует именно святой апостол Павел, который как бы пытается убедить в своей точке зрения и святого апостола Петра, и зрителей.
Мне так не кажется. Напротив, я вижу двух одинаково сильных и мудрых учеников Христа. Только святой апостол Петр на картине Эль Греко погружен во внутреннее молитвенное созерцание, тогда как святой апостол Павел движением руки указывает на книги, лежащие перед ним. Предполагается, что это Святое Евангелие и 14 Посланий самого апостола Павла.
При таком прочтении картины можно предположить, что Эль Греко, великий греко-испанский живописец, создавший множество картин на евангельские сюжеты, хотел через образы святых апостолов Петра и Павла передать свое видение христианской Церкви – соединение знания, которое черпается из Священного Писания, и молитвы, обращенной к Богу.
Петр Селинов
prihozhanin.msdm.ru