Акафист Пресвятой Богородице пред иконой «Тихвинская»
Конда́к 1.
Взбра́нной Воево́де, Влады́чице на́шей Богоро́дице благода́рственная пе́ния воспису́ем о явле́нии чу́дныя Ея́ ико́ны, к не́йже притека́ющии при́сно избавля́ются от вра́г ви́димых и неви́димых. Ты́ же, Госпоже́ не́ба и земли́, я́ко милосе́рдая Ма́ти, приими́ ны́не ма́лое сие́ моле́ние на́ше и неотсту́пну никогда́же сотвори́ ми́лость Твою́ от на́с и заступле́ние, охраня́ющи от все́х бе́д и напа́стей на́с, зову́щих Ти́: Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
И́кос 1.
А́нгелов ли́цы ликовству́юще слу́жат Тебе́, Влады́чице, и почита́юще Тя́, на руку́ Твое́ю носи́вшую Творца́ ви́димыя и неви́димыя тва́ри, ико́ну Твою́ с ме́ста на ме́сто прено́сят. Мы́ же, земноро́днии, дивя́щеся чу́дному явле́нию ико́ны Твоея́, А́нгелы носи́мыя, вопие́м Ти́ си́це: Ра́дуйся, все́х Небе́сных Си́л вы́сшая; ра́дуйся, вся́ а́нгельския чи́ны превосходя́щая. Ра́дуйся, честне́йшая Херуви́м; ра́дуйся, сла́внейшая без сравне́ния Серафи́м. Ра́дуйся, ра́дование А́нгелов; ра́дуйся, похвале́ние лико́в небе́сных. Ра́дуйся, от А́нгелов воспева́емая; ра́дуйся, от Серафи́мов прославля́емая. Ра́дуйся, от Арха́нгел покланя́емая; ра́дуйся, от во́инств небе́сных почита́емая. Ра́дуйся, в ико́не Твое́й от А́нгел чти́мая; ра́дуйся, в ви́димом о́бразе Твое́м от неви́димых си́л носи́мая.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 2.
Ви́дяще ры́барие над пучи́ною во́д носи́мую неви́димою си́лою и све́том подо́бно со́лнцу сия́ющую Твою́, Богома́ти, ико́ну с Предве́чным Младе́нцем, ры́барей призва́вшим на уловле́ние ми́ра в се́ти спасе́ния, возопи́ша: Аллилу́иа.
И́кос 2.
Ра́зум недоразуме́нный ди́внаго явле́ния ико́ны Твоея́ разуме́ти лю́дие и́щуще, уве́деша, я́ко чти́мая в Царегра́де пречестна́я ико́на в насле́дие Росси́йскому ро́ду дарова́ся. Те́мже мы́, благодаря́ще за ми́лость Твою́ к ро́ду на́шему, вопие́м Ти́: Ра́дуйся, Ма́ти и́стинныя Жи́зни; ра́дуйся, послуша́нием Твои́м преслуша́ние Е́вы исцели́вшая. Ра́дуйся, затво́ренный Еде́м отве́рзшая; ра́дуйся, ми́ру яви́вшая Сокруши́теля главы́ зми́евой. Ра́дуйся, ковче́же, Умири́теля ми́ра носи́вший; ра́дуйся, ми́р спа́сшая от потопле́ния грехо́внаго. Ра́дуйся, ле́ствице, Е́юже сни́де Бо́г; ра́дуйся, земны́х возводя́щая на не́бо. Ра́дуйся, мо́ре, фарао́на мы́сленнаго потопи́вшее; ра́дуйся, купино́, неопали́вшаяся все́льшимся в Тя́ огне́м Божества́. Ра́дуйся, скрижа́ле Богопи́санная; ра́дуйся, ка́меню, во́ду жи́зни источи́вший жа́ждущим.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 3.
Си́ла Вы́шняго осеня́ше страну́ Ти́хвинскую, егда́ ико́на Пречи́стыя Богома́тере, многоча́стне явля́ющися и вре́менным пребыва́нием освяща́ющи зе́млю, к воздвиза́нию хра́мов святы́х возбужда́ше, да сла́вится и́мя Влады́чицы во сла́ву Триипоста́снаго Бо́га, Ему́же вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 3.
Иму́ще благоутро́бное изволе́ние, да лю́дие страны́ Ти́хвинския вожделе́ют пребыва́ния Твоего́ с ни́ми да па́мятуют вы́ну покро́в Тво́й, ико́ну Твою́ явля́ла еси́ многоча́стне, до́ндеже указа́ла еси́ богоизбра́нное ме́сто вселе́ния ея́. Те́мже чудя́щеся вопие́м Ти́: Ра́дуйся, ски́ние, в Не́йже всели́ся Божество́ теле́сне; ра́дуйся, свята́я святы́х, в Ню́же еди́ною вни́де ве́чный Архиере́й. Ра́дуйся, киво́те позлаще́нный Ду́хом, Законода́теля носи́вший; ра́дуйся, свети́льниче, огне́м Боже́ственным возжже́нный. Ра́дуйся, ста́мно, носи́вшая ма́нну жи́зни Христа́; ра́дуйся, трапе́зо, Хле́б живо́тный вмести́вшая. Ра́дуйся, кади́льнице у́гль Божества́ иму́щая, ми́р ве́сь облагоуха́вшая; ра́дуйся, же́зле, Цве́т прозя́бший Христа́. Ра́дуйся, сто́лпе, к ве́чному насле́дию руководя́й; ра́дуйся, о́блаче, от вра́г ви́димых и неви́димых покрыва́яй. Ра́дуйся, земле́ обетова́ния; ра́дуйся, руно́, на Не́же Христо́с, я́ко до́ждь сни́де с небесе́.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 4.
Бу́рю смуще́ния и ско́рби утоли́ти тща́щеся, благове́рнии лю́дие взыва́ша ко Го́споду: яви́ на́м боже́ственный да́р, его́же человеколю́бно стране́ Росси́йстей посла́л еси́, не скры́й сокро́вища, и́мже душе́вную нищету́ на́шу обогати́ти наде́яхомся, претвори́ печа́ль на́шу в ра́дость, отри́ сле́зы и рыда́ния. И улучи́вше жела́емое, возопи́ша: Аллилу́иа.
И́кос 4.
Слы́шав па́стырь па́ствы своея́ ра́достное обре́тение и Ма́терь Пастыренача́льника, упа́сшуюся в страна́х Ти́хвинских, устроя́ет хра́м в че́сть новоявле́нныя ико́ны Ея́, и пресви́теры учрежда́ет, да вы́ну прославля́я Богома́терь, вопию́т Е́й: Ра́дуйся, Дщи́, у́хо приклони́вшая ко гла́су Отца́ Небе́снаго; ра́дуйся, я́ко прама́тернее се́тование разруши́ся рождество́м Твои́м. Ра́дуйся, Неве́сто, Ея́же добро́ты вожделе́ Ца́рь Небе́сный; ра́дуйся, Цари́це, одесну́ю Царя́ предста́вшая. Ра́дуйся, ря́сны златы́ми украше́нная и всю́ сла́ву вну́трь иму́щая; ра́дуйся, вводя́щая мно́гих в черто́г Ца́рства Небе́снаго. Ра́дуйся, я́блоко, его́же благово́ние обоня́ет ве́сь ми́р; ра́дуйся, кри́не чистоты́, блиста́нием светя́щийся. Ра́дуйся, ми́ро благово́нное, всему́ ми́ру излия́нное; ра́дуйся, ца́рскую порфи́ру, пло́ть Творца́ все́х, из де́вственных крове́й Твои́х истка́вшая. Ра́дуйся, живы́й запечатле́нный исто́чниче, источи́вший Во́ду жи́зни; ра́дуйся, мы́сленный виногра́де, Гро́здь Боже́ственный возрасти́вший.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 5.
Боготе́чная звезда́ яви́ся ико́на Твоя́, Богома́ти, всю́ страну́ Ти́хвинскую обтека́ющи и су́щих во тьме́ неве́жествия све́том богове́дения озаря́ющи, скорбя́щих ра́достию осиява́ющи, заблужда́ющих же на пу́ть де́лания за́поведей Сы́на Твоего́ и Бо́га наставля́ющи, Ему́ же благода́рственне вопие́м: Аллилу́иа.
И́кос 5.
Ви́дев Гео́ргий на кла́де дре́ва седя́щу Жену́, же́зл червле́ный в рука́х иму́щу и све́том неизрече́нным сия́ющу, Е́йже, предстоя́, бесе́доваше ди́вный Святи́тель, позна́ чрез благоуха́ние благода́ти Тя́, Богоро́дицу, чу́вственный зра́к прии́мшую и Святи́теля Никола́я предстоя́ща Тебе́, и возопи́ со тре́петом: Ра́дуйся, до́ме, его́же созда́ Себе́ для вселе́ния Прему́дрость Бо́жия; ра́дуйся, Де́во, Емману́ила роди́вшая. Ра́дуйся, же́зле Иессе́ов, от него́же прозябе́ Цве́т Христо́с Бо́г; ра́дуйся, Неневе́стная Неве́сто, осене́нием Ду́ха заче́ншая Сы́на. Ра́дуйся, сви́тче, в не́мже пе́рстом О́тчим написа́ся Сло́во; ра́дуйся, кни́го де́вства запечатле́нная, Ио́сифу на хране́ние вруче́нная. Ра́дуйся, клеще́ та́инственная, у́гль Божества́ во чре́ве прии́мшая; ра́дуйся, престо́ле превознесе́нный, на не́мже пло́тию возсе́де Христо́с. Ра́дуйся, о́блаче ле́гкий, на не́мже прии́де Госпо́дь сла́вы; ра́дуйся, врата́ затворе́нная, и́миже еди́н Христо́с про́йде. Ра́дуйся, горо́ несеко́мая, от нея́же краеуго́льный ка́мень отсече́ся, Христо́с; ра́дуйся, огнеро́сная пе́ще, неопа́льно прии́мшая о́гнь Божества́.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 6.
Пропове́дник бы́в ви́димаго Твоего́ пребыва́ния в стране́ Ти́хвинстей и ди́внаго промышле́ния о не́й, благочести́вый Гео́ргий явле́ние Твое́ и во́лю Твою́ лю́дем возвести́, е́йже неповину́ющиися чудесы́ вразумля́ются сла́вити Тя́, Влады́чице, и пе́ти Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 6.
Возсия́ти све́ту Богопозна́ния явле́нием ико́ны Твоея́ изво́лившая, и све́т и́ноческия жи́зни возжещи́ благоволи́ла еси́, Богома́ти, на ме́сте явле́ния Твоея́ ико́ны, да и́ноков ли́цы вопию́т Ти́ непреста́нно: Ра́дуйся, непло́днаго ко́рене благопло́дное прозябе́ние; ра́дуйся, от младе́нства Бо́гу посвяще́нная. Ра́дуйся, во святе́м хра́ме воспита́вшаяся; ра́дуйся, Бо́гу уневе́стившаяся. Ра́дуйся, все́ми доброде́тельми преукраше́нная; ра́дуйся, светоно́сная пала́то, Влады́це угото́ванная. Ра́дуйся, благода́тию Бо́жиею предочище́нная; ра́дуйся, от нача́ла веко́в во глави́зну на́шего спасе́ния предъизбра́нная. Ра́дуйся, Неве́сто Архите́ктона небе́снаго, земно́му те́ктону на хране́ние вруче́нная; ра́дуйся, ма́лый Назаре́т Свои́м пребыва́нием возвели́чившая. Ра́дуйся, го́рних си́л похвало́; ра́дуйся, все́х земноро́дных сла́ва.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 7.
Хотя́щим преподо́бным Марти́рию и Кири́ллу во уедине́нии подвиза́тися и труды́ и по́двиги и́ноческими Бо́гу угожда́ти, пу́ть в ме́сто вожделева́емаго по́двига в столпе́ о́гненнем и гла́се указа́ла еси́. Они́ же позна́вше Тя́, я́ко Одиги́трию благу́ю, спутьше́ствующую и́м, возопи́ша Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 7.
Но́вый исто́чник чуде́с в стране́ се́верней яви́ся ико́на Твоя́ Ти́хвинская, Пресвята́я Влады́чице, незави́стно точа́щий исцеле́ния все́м притека́ющим с ве́рою: слепи́и бо прозира́ют, неми́и благоглаго́ливи быва́ют, глуси́и слы́шат, разсла́бленнии возстаю́т, разли́чными неду́ги одержи́мии здра́ви быва́ют, беснова́тии от у́з де́монских свобожда́ются. Те́мже сла́вяще Тя́, вопие́м: Ра́дуйся, я́ко на Тебе́ почи́ благоволе́ние О́тчее; ра́дуйся, Ду́хом Святы́м осене́нная. Ра́дуйся, я́ко в Тебе́ воплоти́ся Сы́н Бо́жий, Спа́с ми́ру; ра́дуйся, сове́та неизрече́ннаго Таи́ннице. Ра́дуйся, от А́нгела благове́стие прии́мшая; ра́дуйся, а́нгельским, е́же ра́дуйся, ве́сь ми́р обра́довавшая. Ра́дуйся, я́ко Госпо́дь с Тобо́ю; ра́дуйся, я́ко Тобо́ю вси́ земноро́днии Бо́гу прибли́жишася. Ра́дуйся, Благослове́нная в жена́х; ра́дуйся, все́м жена́м благослове́ние дарова́вшая. Ра́дуйся, Ма́ти, до рождества́ и по рождестве́ пребы́вшая Де́вою; ра́дуйся, нача́ток че́сти и сла́вы де́вства.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 8.
Стра́нно чу́до явле́ния о́браза Твоего́, Влады́чице, и несказа́нно, удивля́ет преми́рная и ужаса́ет земна́я, вку́пе же и просвеща́ет благода́тию ро́ждшагося от Тебе́ Христа́ Бо́га на́шего. Стра́нно и заступле́ние оби́тели от враго́в, хвали́вшихся разори́ти достоя́ние Твое́. Сего́ ра́ди вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 8.
Вся́ еси́ в вы́шних, Влады́чице, но и ни́жних не оставля́еши, защища́ющи, а́ки стено́ю и забра́лом, честно́ю ико́ною Твое́ю оби́тель Твою́. Рекла́ бо еси́, егда́ бы́сть наше́ствие вра́жие, да во́змут лю́дие ико́ну Твою́ и обы́дут по стена́м о́крест, и у́зрят ми́лость Бо́жию. Те́мже изба́вленнии Тобо́ю от вра́г возопи́ша Тебе́: Ра́дуйся, Ма́ти Творца́ и Го́спода Своего́; ра́дуйся, Ея́же ра́ди младе́нец Иоа́нн взыгра́ся во чре́ве Елисаве́ты. Ра́дуйся, смире́нием возвы́шенная; ра́дуйся, от все́х родо́в ублажа́емая. Ра́дуйся, небе́сным ра́дование и земны́м ми́р рожде́нием Твои́м дарова́вшая; ра́дуйся, от А́нгелов славосло́вие, от па́стырей велича́ние, от волхво́в поклоне́ние о рожде́нии Твое́м прии́мшая. Ра́дуйся, млеко́м пита́вшая го́рняя и до́льняя благода́тию Свое́ю Пита́ющаго; ра́дуйся, пелена́ми пови́вшая Одева́ющагося све́том, я́ко ри́зою. Ра́дуйся, носи́вшая на руку́ Твое́ю Нося́щаго ве́сь ми́р дла́нию; ра́дуйся, во хра́м прине́сшая Свяще́ние хра́ма. Ра́дуйся, Симео́ном благослове́нная; ра́дуйся, А́нною проро́чицею возвели́ченная.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 9.
Вся́каго естества́ а́нгельскаго чисте́йши су́щи, Влады́чице, оби́тель, ра́ди прише́ствия Твоея́ ико́ны созда́нную, от нечистоты́ грехо́вной бли́з поги́бели бы́вшую, но покая́нием очи́стившуюся, я́ко о́бщая Моле́бница о ро́де христиа́нстем, изба́вила еси́ от враго́в, по подо́бию нечи́стых живо́тных подкопа́ти ю́ труди́вшихся. Те́мже вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 9.
Вети́я многовеща́нныя недоуме́ют воспе́ти по достоя́нию мно́жество чуде́с Твои́х, Влады́чице, и та́йны Твоего́ строе́ния спасе́ния челове́ков: о́во бо бла́гостию, о́во же посеще́нием наказа́ний руково́диши люде́й на пу́ть спасе́ния. Зане́ необори́му оби́тель сохрани́вши от враго́в ви́димых, о́гненным очище́нием благоволи́ла еси́ очи́стити от уязвле́ний врага́ неви́димаго, вразумля́я, я́ко чистота́, воздержа́ние и моли́твы серде́чныя уго́днее Тебе́ па́че хвалы́ еди́ных то́чию у́ст. Те́мже вопие́м Ти́: Ра́дуйся, Еги́пет освяти́вшая прише́ствием Твои́м; ра́дуйся, Галиле́йскую страну́ просла́вившая пребыва́нием Твои́м. Ра́дуйся, по всему́ Иерусали́му иска́вшая Отроча́ Твое́, Его́же возлюби́ душа́ Твоя́; ра́дуйся, в дому́ Отца́ Его́ обре́тшая Его́. Ра́дуйся, вся́ глаго́лы о Сы́не Твое́м слага́вшая в се́рдце Свое́м; ра́дуйся, в Сы́не Твое́м пре́жде все́х позна́вшая Бо́га. Ра́дуйся, Сы́ну Твоему́ послужи́вшая в земне́м житии́ Его́; ра́дуйся, страда́нием Его́ спострада́вшая. Ра́дуйся, при Кресте́ Сы́на Твоего́ усыновле́ние Иоа́нна апо́стола и все́х ве́рующих прии́мшая; ра́дуйся, Матери́нски возлюби́вшая искупле́нных кро́вию Его́. Ра́дуйся, пе́рвее все́х уразуме́вшая та́йну воскресе́ния Сы́на Твоего́; ра́дуйся, премно́гия ра́дости наслади́вшаяся в вознесе́нии Сы́на Твоего́ на небеса́.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 10.
Спасти́ хотя́щи мно́гия лю́ди от обдержа́щих и́х скорбе́й и боле́зней и ве́ру и́х утверди́ти во всеси́льное заступле́ние Твое́, Влады́чице, во мно́гих граде́х, оби́телех, ве́сех правосла́вныя страны́ си́лу чудотворе́ния дарова́ла еси́ изображе́нием честны́я ико́ны Твоея́, да ви́дяще явля́емую Тобо́ю ми́лость, вопию́т со умиле́нием Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 10.
Стена́ и щи́т была́ еси́, Влады́чице, правосла́вному во́инству, под зна́менем Твоея́ ико́ны проти́ву два́десяти язы́к во́инствовавшему, сохраня́я его́ от стре́л вра́жиих. Те́мже бу́ди стена́ и покро́в от все́х враго́в ви́димых и неви́димых и на́м, ко пречестне́й ико́не Твое́й с ве́рою и любо́вию припа́дающим и вопию́щим Тебе́: Ра́дуйся, утеше́ние ве́рным по вознесе́нии Сы́на Твоего́; ра́дуйся, учи́тельнице и споспе́шнице Апо́столом. Ра́дуйся, извеще́нием Твоего́ к Бо́гу отше́ствия обра́дованная; ра́дуйся, ли́к учени́ческий о́блаком к погребе́нию Ти́ совоку́пльшая. Ра́дуйся, от земли́ дла́ньми Сы́на Твоего́ восприе́млемая; ра́дуйся, от все́х а́нгельских чинонача́лий провожда́емая. Ра́дуйся, земно́е не́бо к го́рнему селе́нию возвыше́нное; ра́дуйся, престо́ле Госпо́день, от земли́ вознесе́нный в Ца́рствие Небе́сное. Ра́дуйся, возду́х освяти́вшая восхожде́нием Твои́м; ра́дуйся, чрез Фому́ уве́рившая Твое́ на не́бо с пло́тию преселе́ние. Ра́дуйся, учени́ческому ли́ку обеща́ние храни́ти его́ испо́лньшая; ра́дуйся, присеще́нием Твои́м от Сы́на Твоего́ и Бо́га ми́р тому́ пода́вшая.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 11.
Пе́ние вся́кое побежда́ется, спростре́тися тща́щееся ко мно́жеству чуде́с, приснобыва́емых от святы́я Твоея́ и чудотво́рныя ико́ны. Я́коже бо ско́рая Помо́щница неду́ги исцеля́еши, от бе́д избавля́еши, от муче́ния де́монов свобожда́еши, на вся́ком ме́сте с ве́рою Тя́ призыва́ющих и вопию́щих Бо́гу: Аллилу́иа.
И́кос 11.
Светоприе́мную свещу́ зри́м святу́ю ико́ну Твою́, Богома́ти, во страна́х Ти́хвинских благода́тию Твое́ю возже́нную, всю́ страну́ просвеща́ющую и мно́гих ко све́ту своему́ привлека́ющую на спасе́ние ду́ш. Те́мже вопие́м Ти́: Ра́дуйся, сохраня́ти и спаса́ти все́х призыва́ющих Тя́ обеща́вшая; ра́дуйся, прославля́ющих Тя́ прославля́ющая. Ра́дуйся, к Сы́ну Твоему́ и Бо́гу моли́твы ве́рных принося́щая; ра́дуйся, и Сама́ непреста́нно у престо́ла Сы́на Твоего́ и Бо́га моля́щаяся о все́х. Ра́дуйся, благода́ть Твою́ ико́нам Твои́м честны́м дарова́вшая; ра́дуйся, всю́ вселе́нную луча́ми Твоея́ благода́ти озари́вшая. Ра́дуйся, честне́йшая Херуви́м и сла́внейшая Серафи́м; ра́дуйся, всея́ тва́ри вы́сшая. Ра́дуйся, Цари́це Не́ба и земли́; ра́дуйся, я́ко мно́го мо́жет моли́тва Твоя́ пред Сы́ном Твои́м. Ра́дуйся, всего́ ро́да христиа́нскаго ско́рое заступле́ние; ра́дуйся, все́х ве́рных тве́рдое упова́ние.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 12.
Благода́ти Твоея́ но́вое зна́мение да́ти восхоте́в, Петро́ву гра́ду исто́чник чуде́с отве́рзла еси́, Богома́ти, в ико́не Твое́й, да ве́рующии вразумля́ются, тружда́ющиися и скорбя́щии обрета́ют гото́вое прибе́жище и заступле́ние и, прославля́ющи Бо́га дарова́вшаго такова́я, вопию́т Ему́: Аллилу́иа.
И́кос 12.
Пою́ще чудеса́ Твоя́ и ми́лости ро́ду на́шему явле́нныя, уми́льно припа́даем к пречи́стому о́бразу Твоему́, Влады́чице, и лобыза́юще, со стра́хом и любо́вию мо́лим Тя́: наста́ви на́с на пу́ть спасе́ния, да досто́йни бу́дем вы́ну Твоего́ ми́лостиваго заступле́ния, бу́ди при́сно Засту́пница и Хода́таица о на́с, вопию́щих Ти́: Ра́дуйся, ве́рных утвержде́ние и защище́ние; ра́дуйся, неве́рных вразумле́ние и просвеще́ние. Ра́дуйся, отча́янных наде́ждо; ра́дуйся, гре́шных спасе́ние. Ра́дуйся, печа́льных утеше́ние; ра́дуйся, больны́х исцеле́ние. Ра́дуйся, вдо́в и сиро́т покро́ве; ра́дуйся, оби́димых прибе́жище. Ра́дуйся, царе́й укрепле́ние; ра́дуйся, святи́телей удобре́ние. Ра́дуйся, де́вствующих похвало́; ра́дуйся, все́х благочести́вых весе́лие.
Ра́дуйся, Влады́чице, ми́лостивая о на́с пред Бо́гом Засту́пнице.
Конда́к 13.
О Всепе́тая Ма́ти, ро́ждшая все́х святы́х Святе́йшее Сло́во, бу́ди на́м покро́в и защище́ние в жи́зни се́й от враго́в ви́димых и неви́димых, от бе́д и скорбе́й, сохрани́ от искуше́ний и грехопаде́ний, и в бу́дущей жи́зни, на суде́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, бу́ди Засту́пница и Хода́таица, избавля́ющи на́с от ве́чнаго осужде́ния, да спасе́ннии Тобо́ю, с ли́ки а́нгельскими вопие́м Бо́гу: Аллилу́иа.
Этот конда́к чита́ется три́жды, зате́м и́кос 1- й и конда́к 1-й.
pravoslavie.wiki
Икона Тихвинской Божией Матери относится к типу Одигитрия, что значит Путеводительница. Впервые об этом образе упоминается древнейшей рукописи «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери». Появление ее датируется в рукописи 1383 годом. Она явилась рыбакам в неземном сиянии на Ладожском озере. Шесть раз пытались ее взять в руки, но чудотворная икона перемещалась с одного места на другое до тех пор, пока не остановилась над рекой Тихвинской. Немногочисленные в те времена православные богомольцы собрались на берегу и стали молится. Лишь после этого икона далась в руки.
Для Тихвинского образа Божией матери построили церковь Успения Пресвятой Богородицы. Деревянная церквушка несколько раз подвергалась пожарам, но святой образ ни разу не пострадал. Узнав об этом, отец Ивана Грозного повелел построить каменный храм в самом Тихвине, для перенесения туда иконы.
Помолиться перед чудотворной иконой приезжали многие правители земли русской: начиная от Ивана Грозного до Екатерины II. Весь многочисленный царственный дом Романовых также почитал Тихвинскую икону Божией Матери.
После революции 1917 года, ученые изучали образ, затем он был перенесен в краеведческий музей Новгорода. Когда же началась Великая Отечественная война, ее отправили в Псков. Затем она попала в Ригу и оказалась на территории, освобождаемой американскими войсками. После окончания войны она обреталась в Чикаго, в Свято-Троицком соборе. Только после ухода коммунистической партии в России с правящего места, было решено вернуть Тихвинскую икону на родину. В Тихвинский Богородице-Успенский мужской монастырь она прибыла в 2004 году.
За все время пребывания иконы в России с нее было сделано множество списков, почти все из них признаны чудотворными.
В столице тоже много мест, где вы можете помолиться у святого образа Царицы Небесной. Это, в первую очередь
Успенский собор Московского Кремля
Смоленский собор Новодевичьего монастыря
Афонская часовня у Владимирских ворот
Церковь Святителя Николая на Щепах
и многих других местах православных.
Не смотря на то, что образ Тихвинской Богородицы много раз спасал русские города от иноземных захватчиков, она считается «детской» иконой.
Но всегда помните – образ Тихвинской Божией Матери, как и любой Ее лик - помогает только тем, кто приходит с крепкой верой и чистыми мыслями. Замечено, что особенно быстро помогает Она больным детям. И не забывайте благодарить Пресвятую Деву после решения ваших проблем.
pravzhizn.ru
Одной из самых почитаемых чудотворных икон в православной церкви считается Тихвинская икона Божьей Матери, которая по преданию, она явилась людям в 1383 году недалеко от города Тихвин. В 1560 году на берегу реки Тихвинки был заложен первый камень Тихвинского монастыря.
Считается, что Тихвинскую икону Божьей Матери писал известный евангелист Лука. Икону он преподнес в дар Феофилу Антиохскому, дополнив подарок текстом Евангелия. Через некоторое время чудотворная икона оказалась в Византии. В Константинополе для нее возвели Влахернскую церковь, которая поражает своим великолепием. Эта церковь является одной из самых значимых в истории восточных христиан.
В 1383 году Тихвинская икона Пресвятой Богородицы явила себя людям в Святой Руси. По преданию, святой образ несли ангелы на руках. Так икона по воздуху перенеслась из Византии. Первыми чудо увидели рыбаки, когда икона плыла над Ладогой. Как говорит легенда о появлении Тихвинской иконы Божьей матери, верующие со священником вышли на берег реки для того, чтобы с молитвой обратиться к святому образу. За грехи икона покинула византийский народ, но появилась на территории Святой Руси в православной церкви.
На месте, которое выбрала сама Богородица, вскоре возвели деревянную церковь Успения. Через некоторое время ее заменили каменной, а сейчас там действует Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, как не трудно понять в городе Тихвине находится икона, где верующие могут поклоняться этому образу. Во время Второй мировой войны, икона оказалась в рижском храме. Оккупанты Тихвинского монастыря сначала отправили ее в Псков, а затем доставили в Ригу. На российскую землю, в город Тихвин, она была возвращена в 2004 году. В связи с этим церковь установила празднование возвращения иконы Тихвинской Божьей матери в православном календаре.
Тихвинская икона Божьей Матери считается покровительницей младенцев. К ней обращаются матери, чьи дети болеют, капризничают и плохо спят.
Именно поэтому Тихвинская икона Божией матери также называется Чадоподательница, то есть оберегающая детей, а также дающая здоровых детишек.
Считается, что она оберегает детей школьного возраста от дурного влияния, Тихвинская икона помогает им найти свой путь в жизни, помогает сделать правильный выбор. Икона укрепляет духовную связь между родителями и детьми. У нее просят помощи люди, которые хотят найти ответ на мучающий их вопрос. Икона Божьей Матери защищает человека от обмана и наговоров. Поэтому, если возникают трудности с другими людьми, многие духовники советуют взять образ Тихвинской Божьей матери и помолиться перед ним для того, чтобы прояснить ситуацию и понять, как действительно обстоят дела.
Тихвинская икона Божьей Матери обладает чудотворной силой. Она всегда появлялась в малообжитых землях, где не было распространено христианство.
Она защищала и оберегала людей от бедствий, войн и пожаров.
Именно поэтому так велико значение святого образа Тихвинской иконы в Православии.
Наиболее интересным является список Тихвинской иконы Божией матери в Москве, который был привезен в Успенский собор в далеком 17 веке. В самом начале этого века на Новгород пришли шведы, которые хотели завоевать город и люди предполагали бежать из монастыря, где была икона. Как только они хотели передвинуть образ, он будто приковался к земле и сдвинуть, казалось бы, не сверхтяжелую икону оказалось недоступным для обитателей монастыря. Люди поняли намек на маловерие и остались в городе, в частности в монастыре.
Шведы продолжали атаковать стены монастыря, а Тихвинская икона помогала защитникам и наводила на шведов различные образы. Они видели, как приближается войско со стороны Москвы и также видели Небесное воинство, которое становилось над монастырем. Ничего не удалось захватчикам, а со временем из Москвы прибыли послы, которые сделали список святого образа, который и отправили в столицу, а также благодаря этому образу заключили перемирие со шведами. Помимо этого, во многих городах есть церковь Тихвинской иконы: Брянске, Суздале и многих других городах.
Днем почитания иконы является 9 июля.
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5) Загрузка...omolitvah.ru
Судьба Тихвинской иконы Богоматери, ее почитание тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Можно выделить два переплетающихся сюжета – внимание со стороны правящих династий и значение иконы как защитницы, «крепкой помощницы» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.
Первая летописная дата, связанная с Тихвином – 1383 год – относится к явлению иконы Богоматери и возникновению Пречистенского погоста. В новгородской третьей летописи записано: «В лето 6891. Во области Великаго Новаграда, нарицаемой Тихфине, явилася икона пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, с Превечным Младенцем на руку своею».
Первая церковь была устроена по повелению великого князя: «Некие благоговейные мужи по повелению христолюбивых людей совершили путешествие в Великий Новгород и возвестили о явлении чудной иконы Богоматери и чудесах преосвященному архиепископу и начальникам города Архиепископ, услышав это, духовной радостью наполнился, удивляясь Божиему человеколюбию, милости Пресвятой Богородицы и преславным чудесам от иконы. Воздав великое благодарение, архиепископ своим посланием в царствующий город Москву известил обо всем самодержца, от которого получил письменное повеление о церковном устроении Дома Богоматери и собрании церковного причта. И по повелению великого князя архиепископ совершил поставление и благословил священников и диаконов церкви, и отпустил их вместе с пришедшими мужами».
В конце XV – первой половине XVI в. почитание богородичных икон понималось в Европе как начало, объединяющее христианский мир. В это время обратил свое внимание на Тихвин Василий III. Извод Тихвинской Богоматери был известен в Москве и ранее. Например, среди икон-пядниц в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находилась дошедшая до нашего времени икона Тихвинской Богоматери московского письма I половины XV в. Но широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается именно с Василия III.
Развернувшаяся пропаганда иконы Тихвинской Богоматери, полностью находилась в русле общей тенденции – объединения, сплочения страны с помощью создания общерусских святынь. Так чудеса Тихвинской иконы, имевшие сугубо местный характер, получили известность в средне-русских княжествах. «Закономерное продолжение и развитие эта деятельность нашла в усилиях великокняжеской власти и митрополии по выявлению и систематизации периферийных святынь, а также распространению их почитания, в том числе путем создания списков с прославленных икон».
Процесс становления общероссийского почитания иконы Тихвинской Богоматери шел несколькими путями: 1) появление многочисленных списков, в том числе уменьшенных, с чудотворной иконы, находящейся на Тихвине. 2) написание богородичных икон, «Тихвинских» по названию, но по облику отличающихся от прототипа. Например, икона из Тихвинской церкви г. Дмитрова - создана во втором десятилетии XVI в.; несмотря на надпись «Тихвинская», относится к другому варианту Одигитрии (этот путь будет недолгим – скоро иконография Тихвинской святыни будет известна любому иконописцу); 3) называние «Тихвинскими» икон, похожих по облику. Так в г. Мологе, в Афанасьевском женском монастыре была знаменитая икона Тихвинской Божией Матери, известная нам по летописям с 1370 года, то есть за 13 лет до того, как будущая Тихвинская покинула Византию.
Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии.
«В лето 7035 (1526) года, месяца декабря, в 25 день приходит к чудотворной иконе на Тихвину Самодержец и Великий Князь Василий Иванович и на моление колени свои преклоняет и, с умилением молитвы и моления и обеты свои воздав Богородице, и, икону любезно поцеловав, опять возвратился на свой державный царский престол». Пробыл Василий III на Тихвине «3 дня и три ночи». Молился Василий уже в новом каменном храме, построенном по его велению и освященном 12 августа 1515 года в честь Успения Богородицы.
Василия III сопровождал Макарий, только что поставленный на новгородскую кафедру архиепископом, до него новгородская архиепископия некоторое время «вдовствовала».
Макарий же сопровождал во время поездки в Тихвин и сына Василия III, родившегося спустя два года после моления Василия о чадородии перед тихвинской иконой, – Ивана IV.
Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной.
Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В полном соответствии с теорией «Москва – третий Рим».
«Сей Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич также великую веру стяжал к Богородице, как и боголюбивый отец его Великий Князь Василий. Более того, и обоюдную любовь он имел к чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, что на Тихвине, всегда в Ней и на всяком месте и Помощницу себе, и Заступницу, и Воеводу непобедимую, и стену необоримую находя, помощью Ее врагов своих побеждая, заступлением же Ее спасаясь, иногда даже и самовидцем иконы бывая.
Хотя и далече расстоянием от царствующего града Москвы до Тихвина, но от веры великой местонахождение близким ему показалось.
Многим желанием и теплою верою влекомый лета 7055 (1547)-го года месяца января, в 1 день, приходит Царь к чудотворной иконе Пречистой Богородицы и на колено преклоняется, с умилением молитвы и обеты свои Богородице воздав, икону любезно целует. И увидел Царь такое Божественное дарование - икону Пречистой Богородицы, Божией благодатью неизреченные многие чудеса творящую, исцеления подающую, и премного благодарив, опять в царствующий славный град Москву возвратился».
В Тихвине Иван Васильевич мог получить благословение не только от Богоматери, но и от святителя Николая, посетив место явления Богородицы и св. Николая Юрышу. На великое княжение Иван Васильевич был «поставлен» 6 декабря 1533 г., на Николу Зимнего и мог считать, что Николай Мирликийкий благословил его на княжение.
Иван Васильевич молился перед чудотворной иконой 1 января, в день святого Василия. Это стало одним из иконных сюжетов – «Моление об отце».
С венчанием Ивана IV на царство связана сохранившаяся в Благовещенском соборе Московского Кремля рама с изображением истории Тихвинской иконы Богоматери. «Главным смысловым и композиционным узлом произведения являлся (не сохранившийся) средник и расположенная на раме под ним сцена. Василий III и Иван IV с митрополитом Макарием и «народом» предстают молении к иконе Богоматери Тихвинской. Темой поклонения святыне и ее покровительство московским государям и всему Русскому государству был продиктован выбор уникальной схемы расположения клейм.
История иконы начинается в нижней части иконы, слева от изображения молящихся, составляет обрамление основы композиции по сторонам и вверху и заканчивается внизу, справа от молящихся. Историю иконы можно рассматривать как предуготовление к покровительству Московского царства, а в сцене моления всего народа Тихвинской Богородице запечатлена твердая вера в ее неизменное заступничество. Стиль иконы наравне с содержанием позволяет датировать данную раму 1547 г.»
Ко времени поездки в Тихвин Макарий уже 5 лет был московским митрополитом и имел значительное влияние на Ивана IV. По-видимому особое отношение Ивана IV к Тихвинской иконе складывалось не без его участия. С.Ф.Платонов пишет о тех годах: «в конце 1546 и начале 1547 г. этот юноша выступает перед нами с чертами некоторой начитанности и политической сознательности. В литературно отделанных речах, обращенных к митрополиту и боярам, он заявляет о желании жениться и принять царский венец: «Хочу аз поискати прежних свих прародителей чинов – и на царство на великое княжение хочу сести». Грозный принимая венец (1547), является носителем того идеала, которым, как мы видели, определяла свою миссию его народность; он ищет царства, а не только великого княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского патриарха (1561)».
Перед этим событием Грозный опять обращается к Тихвину.
«Изволением Всемогущего Всесильного и Преблагого Бога и милостью Преславной и Преблагословепной Пречистой Царицы и Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и молитвами всех святых их угодников самодержцу Русской земли, славянских стран и всей северной страны обладателю, державшему тогда скипетр, благоверному благочестивому и христолюбивому царю и государю, предивному и достохвальному в победах, великому князю Ивану Васильевичу всея Руси вложил Господь Бог благую мысль, и осветил благой свет разума его сердце — помыслил он создать обитель Пречистой Богородицы на Тихвине, куда многочудесная икона Ее, именуемая Одигитрия, Божиими неизреченными судьбами и Того всесильным промыслом непостижимо по воздуху пришла и светозарно от вышних премирно воссияла, явившись на месте том в 1383-м году. От явления же иконы Пресвятой Богородицы до времени, о котором идет речь, прошло 177 лет.
Благочестивый царь посовещался о своем благом решении с Макарием, митрополитом Московским и всея Руси, и с архиепископом Великого Новгорода и Пскова Пименом, и с другими архиепископами и епископами, со всем собором священников, и со своими братьями, и с боярами. И дал царь повеление и прошение преосвященному митрополиту Макарию, чтобы он с собором иерархов молил Господа Бога и Пречистую Богородицу, великих чудотворцев и всех святых, и освятил воду, и благословил основание обители.
Сам же царь и великий князь с епископом Сарским и Полонским, с архимандритами и игуменами к тому соборному молебну принесли в большую соборную церковь с почестями и великим благоговением образ Пречистой Богородицы Одигитрии, который был написан с чудотворного образа тихвинского, и образ Николая Чудотворца, написанный t древнего тихвинского же образа Николая. Преосвященный митрополит
Макарий с архиепископами и епископами, со всем собором священников в царствующем славном городе Москве, в святой великой церкви Пречистой Богородицы, честного Ее Успения, совершил соборный молебен с колокольным звоном и освятил благоговейно воду, также соборно отслужил божественную литургию. Так святитель царское повеление с великим усердием исполнил.
Царь же и великий князь Иоанн Васильевич с царицей и великой княгиней Анастасией и с обоими сыновьями, с царевичами Иоанном и Феодором, и вес высшие сановники, также и множество народа на том священном соборном молебне все вместе с великой верой и радостью воздали Господу Богу и Его Матери, и великим чудотворцам молитву о том, чтобы преблагой Бог этот благой помысел претворил в дело».
В 1560-м году за один строительный сезон Федор Дмитриевич Сырков, сын строителя собора, возводит три деревянных монастыря: Большой Богородицкий мужской монастырь вокруг Успенского собора, «дома Богоматери», на другом берегу реки, ниже по течению, Введенский девичий и в трех верстах Николо-Беседный.
«Благочестивый же царь, получив желаемое, возблагодарил Господа Бога и Пречистую Богородицу, и с великой любовью множеством нужного имущества обитель одарил, и до самой блаженной кончины жизни своей все благое обители устраивал и необходимое подавал, тех же, кто хотя бы малым чем обидел обитель, далеко от монастыря страхом своим царским отгонял, и теплой любовью к чудотворному образу от всего обитель оберегал, и людей, пришедших в обитель от великих бед и напастей, отнюдь не трогал, по всех их, под кров Богоматери и в окрестности монастыря прибегавших, избавлял от беды».
Еще одним весьма своеобразным «знаком внимания» Ивана Грозного к Тихвинскому посаду была ссылка сюда его четвертой супруги (последней венчанной) Анны Алексеевны, в монашестве Дарьи, которая происходила из рода новгородских бояр Колтовских. Она была ктиторшей Введенского монастыря, в нем и похоронена. Благодаря ей Введенский монастырь оставался до начала ХХ века одним из самых богатых женских обителей. Возможно, именно благодаря ей Тихвинская икона оказалась связанной и с началом царствования новой династии. Во всяком случае, Михаил Федорович продолжал традицию почитания бывшей царицы, например, по поводу обеих своих свадеб присылал в Тихвин дары для инокини Дарьи.
Тихвин сыграл очень заметную роль в событиях Смутного времени. Он находился вблизи русско-шведской границы и часто находился под угрозой нападения и разорения. Из-за «порубежного» положения с момента основания монастырей на Тихвине они были хорошо укреплены – бревенчатый частокол, башни, ров…
В феврале 1609 г. в Выборге был заключен договор о найме русским правительством шведских войск. «Немецких ратных людей кованая рать» состояла из западно-европейских наемников – французов, англичан, шотландцев и др. Было одержано несколько общих побед над поляками, но тут правительство Василия Шуйского свергли, наемникам не заплатили и шведский воевода Яков Понтус Делагарди начинает оккупацию Новгородчины. Уже в 1612 годы в Тихвине и других посадах старосты и посадские люди «крест свейскому королю целовали».
Но когда тихвинцы узнали о законном государе Михаиле Федоровиче Романове, они решили восстать и «отойти под руку Москвы». Игумен Большого монастыря послал гонцов к московским воеводам Семену Васильевичу Прозоровскому и Леонтию Андреевичу Воронцову-Вельяминову, посланным на освобождение Новгорода. Прозоровский обещал помощь. Был назначен день восстания – 25 мая. В назначенный день, не дожидаясь помощи, тихвинцы нападают на небольшой отряд иноземцев. Тут подошел и отряд, посланный московскими воеводами. Отрядом командовал Дмитрий Воейков. Смелость заговорщиков заключалась в том, что они восставали, находясь посреди занятой противником территории.
О событиях на Тихвине, происходивших во второе десятилетие 17 века рассказывают два сказания: «Сказание о осаде и о сидении в пречестней обители честнаго и славнаго Одигитрие, от нашествия зловерных и поганых варяг, иже свияне наричаются» и «Сказание о милости пресвятые Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, како преславно избави обитель свою, иже на Тихфине, идеже святый ея чюдотворный образ Одигитрие. От нашествия зловерных и поганых варяг, иже славяне наричаются»
Освобождение Тихвина стало первой победой нового царствования. «По обычаям того времени, воеводы отправили к Государю гонцов с «сеунчем» — радостной вестью о победе. Такие гонцы-«сеунщики» — выбирались из отличившихся в битве знатных воинов, и государево пожалование «за сеунч» было в то же время чествованием этих героев. Известие о взятии Тихвина привезли Михаилу Федоровичу дети боярские, белянин Елнзарий Васильевич Голохвастов (от Прозоровского) и новгородец Обонежской пятины Иван Парфеньевич Унковский (от Вельяминова).
Хотя Прозоровский успел предупредить Государя о возможности своего похода к Тихвину, столь быстрый успех явился в Москве полной неожиданностью. …Несомненно, благочестивый и набожный Михаил Федорович отнесся к этому событию как к знаку Божией милости для своего царства и покровительства Пресвятой Богородицы».
Тем более, что Тихвинская икона Божией Матери уже была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.
За «радостной вестью» из Тихвина последовали новые – о победах царского войска в других концах страны: на литовском рубеже, под Псковом, на границах Дикого поля.
Вдохновителю восстания — Андрею Трусову — Михаил Федорович поспешил послать грамоту с «государевым жаловальным милостивым словом» за службу; он пожаловал и самого воеводу, и остальных бывших с ним дворян, велел им «быти к себе к Москве, видеть государевы очи» (т. е., удостоил личного приема). Похоже, такой же чести удостоился и игумен Успенского монастыря Онуфрий, который принял участие в торжествах венчания Михаила Федоровича на царство (11 июля 1613 г.). А 30 июля в Кремле состоялось первое массовое награждение за сеунчи: кроме Голохвастова и Унковского, были пожалованы деньгами сын боярский из Северской земли и шестеро служилых людей, «пригнавших» из-под Воронежа с известием о полном разгроме войск атамана Заруцкого.
…в эпоху крайнего религиозного напряжения, вызванного событиями Смуты начала XVII столетия, обстоятельства первой победы войска Михаила Федоровича явились для русских людей несомненным свидетельством его «Государева» ратного «счастия», а место этого успеха — новым знаком покровительства Московской державе самой Царицы Небесной!».
Сказания передают видения Марии Онежанки, некоей жены Иулиании, Мартиниана Поспел-Горе. Богородица укоряла, вдохновляла, поддерживала.
Шведы предприняли несколько попыток вернуть Тихвин. 24 июня в Тихвин пришло московское войско под командованием Прозоровского и Воронцова-Вельяминова. За ними появилось большое шведское войско. С этого времени начинается знаменитое «Тихвинское осадное сидение», которое закончится 15 сентября победой защитников «Дома Богоматери».
Тихвин становится центром освободительного движения в крае. Военные действия продолжались до конца 1616 г. 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина был заключен между Россией и Швецией Столбовский мир. Мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери. После заключения мира, послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Позже эта икона была передана в Московский Успенский собор. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых.
Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.
Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.
В XIX веке список Тихвинской иконы, называемый Ополченная защищал тихвинских ополченцев во время Отечественной войны. «Тихвинская дружина ополчения в 1812 году, сентября в 14 день исходя на брань против Галлов и сообщников их двадесяти язык, вторгшихся в Отечество наше, в самыя недра России, получила от чудотворныя Тихвинския Пресвятыя Богородицы иконы, по отпении Ей молебна, чрез Тихвинскаго Архимандрита Самуила, в благословение сию Богоматери икону, которую воины сии во всех достохвалъных против неприятеля подвигах имея предшественницею удобно врагов поборали и прогоняли, так что ни один из членов дворянства во многократных битвах не пал: ни от ядер и пуль, ни от смертоносных болезней». Правда, справедливости ради, надо заметить, что Ушаков Иван Андреевич, штаб-капитан, III-я бригада, умер от ран в г. Кейдомово.
В знаменитой битве при реке Березине 16 ноября 1812 года, «промыслом Богоматери, мужественным воинам дружины Тихвинской предоставлено было» спасти серебряную ризу, снятую в Москве с образа Тихвинской Богоматери.
После победы образ вернулся в собор и снова его покинул во время войны 1855-56 гг.
«Сии воины, окончив компанию, возвратились с предшественницею своею, иконою Богоматери, со славою в град сей, быв встречены вн града с крестами, духовенством и гражданами, в 1814 году июня в 22 день, и с благодарными чувствами пред чудотворною иконою Богоматери; тому же Архимандриту вручили данную им в благословение икону. А вместе с нею благоговейно посвятили и искупленное кровию их серебро и пожертвовали каждый по своей силе денег, всего 1800 рублей, на украшение иконы сей и на создание приличнаго памятника в память бывшаго ополчения».
Ополченная икона сопровождала Тихвинскую дружину ополчения и в 1855—1856 гг., по окончании похода вновь была возвращена в обитель Царицы Небесной. «Доблестные защитники Отечества, подражая примеру дружины ополчения 1812 года, вместе с иконою Богоматери 27 июня 1856 года, чрез начальника дружины ополчения майора Певцова, принесли в дар монастырю 260 рублей серебром».
В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.
По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин. Храм стоит около станции метро «ВДНХ». Его называют еще царским храмом. Первый храм на этом месте был освящен в честь Алексия человека Божия и принадлежал Трубецком. Но вскоре после постройки имение и церковь перешли в собственность государя. Храм был построен на дороге в Троице-Сергиеву Лавру, и царь часто останавливался там передохнуть на пути к преподобному Сергию Радонежскому. По воле царя на месте Алексеевского храма в 1682 году был заложен новый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В память о первой церкви в Тихвинском храме по южной стороне хор спустя почти два столетия в 1890-х годах был устроен придел во имя св. Алексия, Человека Божия. В советское время Тихвинский храм никогда не закрывался. Тихвинская обитель была предметом особого внимания царствующих особ в России. Начиная с Петра I ее посещали и царствующие особы и многие члены императорского Дома, причем ознаменовывали свои посещения ценными вкладами и дарами. 3 февраля 1747 года обитель посетила императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Федоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной, которая оставила воспоминания об этой поездке. Павел I тоже был в Тихвине с супругой Марией Федоровной, наследником Цесаревичем Александром Павловичем и Великим Князем Александром Павловичем. Монастырю было пожаловано 1 500 рублей на братию и 30 000 на строительство монастырской стены.
Александр I приезжал в Тихвин еще раз, пожаловав на стену еще 7 000 рублей. В 1858 году приезжал к чудотворной император Александр II с наследным принцем Виртенберским. Бывали в Тихвине на богомолье и очень многие члены императорской семьи.
Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий второй благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы. 16 июля 2004 г. Владимир Путин посетил Тихвинский Успенский мужской монастырь, куда 9 июля после 60 лет странствий за рубежом вернулась чудотворная Тихвинская икона Богородицы, остающаяся палладиумом Российского государства.
А.А. Титова, ведущий библиограф по краеведениюТихвинской центральной районной библиотеки им. И.П. Мордвинова
tihvinskii-monastyr.ru