Это можно сохранить и иметь но этим нельзя обладать


Олимпиадные задания по русскому языку.10-й класс. Ответы. на Сёзнайке.ру

Задание 1.

Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите  получившиеся слова.

Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.

Количество баллов.

Одно слово – 1 балл. Всего 12 баллов.

Ответ.

Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.

Задание 2.

Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С эти можно выйти, но нельзя войти. Что это:

а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?

Количество баллов.

1 балл.

Ответ.

Честь.

Задание 3.

Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:

Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России.

Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Обоснуйте свой ответ.

Количество баллов.

До 5 баллов.

Ответ.

Они были включены в состав мужской сборной(1), на что указывает

собирательное числительное (1) трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается  с существительными мужского (1) и среднего рода (1) и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов) (1).

Задание 4.

Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.

  1. 1. Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.
  2. 2. Скажи, который час?
  3. 3. Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.
  4. 4. Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.

Количество баллов.

4 балла.

Ответ.

1. Прямое дополнение.

2. Согласованное определение.

3. Обстоятельство места.

4. Дополнение.

Задание 5.

Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка?  Обоснуйте свой выбор.

Количество баллов.

Слово с приставкой – 1 балл. Его толкование – 1 балл.

Ответ.

Периметр(1)– граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг(1)

Периферия (1)– внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра (1).

Перископ (1)– оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг) (1).

Перифраза (1) – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания = выражение, близкое к данному слову (около него)

(1)

{module 54}

Задание 6.

Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.

Столовая – стая

Портной – герой

Рыбачий – рабочий

Лекторий - лисий

Количество баллов.

1балл.

Ответ.

У слов лекторий, лисий нулевое окончание.

Задание 7.

В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа  его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним.

1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться.

2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.

Количество баллов.

До 8 баллов.

Ответ.

1. Выспаться (1). От спать (1) приставочно-постфиксальным способом (1). Остальные три слова образованы постфиксальным способом. (1)

2. Белоствольный (1). От бел(ый)+ствол+н (1) сложением основ и суффиксацией(1). Остальные слова образованы суффиксальным способом (1).

Задание 8.

Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Выпишите их.

- Чем заняты таланты?

Возвести!

- Да продолжают славный воз везти!

- А бездари?

- Те мнят,

Что делают погоду.

- А критики?

- Темнят

Или молчат по году.

Количество баллов.

2,5 балла.

Ответ.

1. Омофоны.(1)

2. Возвести – воз вести(0,5); те мнят – темнят(0,5); погоду – по году(0,5).

Задание 9.

М.В.Ломоносов в трудах по филологии иногда употребляет ныне утраченное слово письмя в значении «буква». Однако одна из форм этого слова  в современном русском языке сохранилась. В том случае, если бы сохранилась вся парадигма форм этого слова, оно принадлежало бы определенному типу склонения существительных. Какому?  Что это за форма? Каково её значение?

Количество баллов.

До 4 баллов.

Ответ.

  1. Это разносклоняемые (1) существительные  типа имя – имена (1).
  2. Письмена (1).
  3. Письмена – древние буквы.(1)

Задание 10.

В «Стихах к Блоку» М.Цветаева писала:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё - льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твоё – пять букв.

Почему М.Цветаева говорит о 5 буквах имени поэта?

Количество баллов.

До 2 баллов.

Ответ.

Фамилия поэта в 1916 году (1), которым датировано стихотворение, писалась с Ъ на конце: Блокъ.(1)

Задание 11.

В каких словах ударение поставлено верно?

БАловать, изЫск, Оптовый, пулОвер, жалюзИ.

Количество баллов.

До 2 баллов.

Ответ.

ПулОвер (1), жалюзИ (1).

Задание 12.

Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам?

а) В то время был еще жених

Её супруг, но поневоле

Она вздыхала по другом,

Который сердцем и умом

Ей нравился гораздо боле.

б) Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его,

И не попал он в цех задорный

Людей, о коих не сужу,

Затем, что к ним принадлежу.

Количество баллов.

а).  До  6 баллов.

б). До 8 баллов.

Максимум 14 баллов.

Ответ.

а). (Она) вздыхала по другом*(1) - форма  предложного падежа (1) зависимого слова; современна норма – форма  дательного падежа (1).

Гораздо боле*(1) – устаревшая форма сравнительной степени наречия (1); современная форма – больше, более (1)

б) Не вышло из* пера(1) - употребление предлога из; современная норма -  употребление в  сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера(1).

Людей, о коих* не сужу(1) - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова (1); современное относительное местоимение которые (1).

Затем*, что…(1) – подчинительный  причинный союз? затем что (1) , которому соответствует современный потому, что (1).

?Допустима  квалификация затем и как указательного местоименного наречия.

Задание 13.

О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?

Мы говорим не «штормы», а «шторма» -

Слова выходят коротки и смачны.

Ветра  не ветры сводят нас с ума

Из палуб выкорчевывая мачты.

Расставьте  недостающие знаки препинания  и объясните свой выбор.

Количество баллов.

  1. Языковое явление – до 3 баллов.
  2. Пунктуация – 1 балл.
  3. Объяснение пунктуации – до 2 баллов.

Максимум 6 баллов.

Ответ.

1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков(1) (профессионализмах)(1), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление(1).

2. Ветра – не ветры сводят на с ума, // Из палуб выкорчевывая мачты.(0,5+0,5)

Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.(1)

Запятая в паре с точкой – знаки, обосабливающие обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.(1)

Задание 14.

Определите лексическое значение выделенных слов.

«Этого только недоставало»,- перебила его княжна, сардонически улыбаясь и не изменяя выражения глаз. (Л.Н.Толстой. «Война и мир»)

Он вдруг начал вычислять достоинства барина, ум, ласковость, щедрость, доброту; и если у барина его недоставало качеств для панегирика, он занимал у других и придавал ему знатность, богатство и необычайное могущество. (И.А.Гончаров. «Обломов»)

Количество баллов.

До 3 баллов.

Ответ.

Сардонически – злобно-насмешливо, язвительно. (1)Панегирик – ораторская речь хвалебного содержания(1);восторженная и неумелая похвала.(1)

Задание 15.

Вставьте в слова пропущенные буквы. В соответствии с какими принципами русской орфографии вы выбирали орфограммы? В чем эти принципы заключаются? Какой принцип в современном русском языке является ведущим (основным)?

Стип…ндиальный, изморо…ь, о…дохнуть, р…з…грыш, к…рзина, п…л…садник, подж…г (сарай), син…(море), удосто…н.

Количество баллов

  1. Вставленные буквы – 6 баллов.
  2. Определение морфологического принципа – до 5 баллов.

Определение фонетического принципа – до 3 баллов.

Определение традиционного принципа – до 4 баллов.

Определение  дифференцирующих написаний – до 2 баллов.

Всего максимум  14 баллов.

3. Определение ведущего принципа – до 2 баллов.

Всего максимум  22 балла.

Ответ.

1- 2. Стипендиальный (0,5), изморось/зь (0,5+0,5), отдохнуть(0,5), синее(0,5) (море), удостоен(0,5) – в соответствии с морфологическим (1) (фонематическим) (1) принципом,  который требует, чтобы  фонемы одной морфемы(1), находящиеся в слабой позиции (1), обозначались теми же буквами(1), что и фонемы этой же морфемы в сильной позиции (1) = сохраняется графическое единообразие морфем, независимо от позиционных чередований гласных и согласных фонем, находящихся в одной и той же морфеме в слабой и сильной позиции.

Розыгрыш(0,5+0,5) – в соответствии с фонетическим (1) принципом, при котором фонема в слабой позиции (1) обозначается адекватной ей буквой. (1) = написание соответствует произношению .(1)

Корзина(0,5), палисадник (0,5+0,5) – традиционный (1) (исторический) (1) принцип, при котором выбор букв осуществляется не на основе проверки сильной позицией, а на основе этимологии (1) и сложившейся традиции (1) написания слова.

Поджёг (сарай)(0,5) – дифференцирующие написания (1), различающие написание слов-омофонов (1).

3. Большинство написаний в русском языке подчиняется морфологическому принципу (1), поэтому он является ведущим. (1)

www.seznaika.ru

Это можно иметь и сохранить, но этим нельзя обладать, это можно отдать, но нельзя взять С этим можно выйти, но нельзя войти

Anastasia140798 / 05 дек. 2014 г., 4:15:06

отечественных. (З) Причем если импортные выжимают многосерийные трагедии из вялотекущего беспамятства и хронической недогадливости положительных персонажей и злобного коварства отрицательных, то наши предпочитают фактуру простую, грубую, всем понятную. (4) А посему и снимают сериалы по большей части про тяжелую жизнь бандюков и повязанных с ними бизнесменов.

(5) По обилию этих сериалов можно подумать, что у нас полстраны в бандиты записалось. (6) А кто еще не записался, тот мечтает записаться, да все никак на пистолет простенький не может скопить! (7) Вот накопит — и начнется тогда временами, конечно, беспокойная, но такая красивая, благородная бандитская жизнь! (8) А пока пусть сериалы посмотрит, уму-разуму бандитскому в подробностях поучится, дабы потом не попасть впросак. (9) И возможностей хоть отбавляй! (10) На какой канал ни попадешь — обязательно про бандитов показывают. (11) Как им трудно, бедным и несчастным, живется, и как их никто вокруг не понимает, и какие они в глубине души добрые и пушистые, и как умеют крепко друг с другом дружить, и как умеют пылко и верно своих роковых подруг любить, и как ненавидят царящую вокруг несправедливость, ради борьбы с которой, собственно говоря, они и пошли дружными рядами в бандиты. (12) Вот герои нашего времени! (13) Сразу становится понятно, на кого в этой жизни можно положиться. (14) Уже и подростки в суровую бандитскую дружбу по всей стране играют...

(15) Конечно, бандиты воруют, грабят, постреливают, порой даже убивают, но ведь не со зла же! (16) Просто как-то так получается... (17) В общем, вынуждают их. (18) Обстоятельства всякие. (19) Все та же чудовищная несправедливость вынуждает и всякие нехорошие люди вроде нас с вами, в бандиты почему-то не записавшиеся и их огромной важности в жизни нашего общества никак не хотящие понять.

(20) Правда, и среди бандитов в сериалах попадаются люди нехорошие. (21) Даже отвратительные попадаются. (22) Но хорошие бандиты с ними очень сильно борются, как им ни препятствует в этом милиция. (23) В конце концов хоть и дорогой ценой, но хорошие бандиты побеждают плохих.

(24) Бывают и хорошие милиционеры. (25) Но уже в других сериалах — про милицию. (26) Однако и там мелькает та же интересная мысль, что бандиты бывают плохие и хорошие, благородные и отморозки, и если отморозков надо, безусловно, наказывать, то с хорошими бандитами почему бы и не поработать рука об руку? (27) Почему бы не поддержать их ради общего светлого будущего? (28) Ну, пусть и не совсем общего, пусть многие, вроде нас с вами, и не доживут, падут случайными жертвами при чужих разборках, но будущее в результате такого альянса точно будет светлым!

anglijskij-yazyk.neznaka.ru

Реферат: Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году

Школьный этап Всероссийской Олимпиады школьников по русскому языку в 2009-2010 учебном году.10 классВремя выполнения работы – 120 минутI турЗадание 1. Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.Задание 2. Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это:а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?Задание 3. Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:^ Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России. Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Обоснуйте свой ответ.Задание 4. Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.Скажи, который час?Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.Задание 5. Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка? Обоснуйте свой выбор.Задание 6. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.^ Столовая – стаяПортной – геройРыбачий – рабочийЛекторий - лисийЗадание 7. В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним. 1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться. 2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.Задание 8. Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Выпишите их.- Чем заняты таланты?Возвести!- Да продолжают славный воз везти!- А бездари?- Те мнят,Что делают погоду.- А критики?- ТемнятИли молчат по году.Задание 9. О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?^ Мы говорим не «штормы», а «шторма» -Слова выходят коротки и смачны.Ветра не ветры сводят нас с умаИз палуб выкорчевывая мачты. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните свой выбор.Задание 10.Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам? а) ^ В то время был еще женихЕё супруг, но поневолеОна вздыхала по другом, Который сердцем и умомЕй нравился гораздо боле.б) Хотел писать – но труд упорныйЕму был тошен; ничегоНе вышло из пера его, И не попал он в цех задорныйЛюдей, о коих не сужу,Затем, что к ним принадлежу.II тур Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:Читайте, читайте, читайте!О времена! О нравы!Мой дом – моя крепость!Ответы и критерии оценивания.10 классI турЗадание 1. Произнесите звуки, из которых состоят данные слова, в обратном порядке и запишите получившиеся слова.Мог, шрам, рай, ель, ложь, краб, лён, толь, ешь, раб, лоб, крот.Количество баллов.Одно слово – 1 балл. ^ Всего 12 баллов.Ответ.Ком, марш, яр, лей, шёл, парк, ноль, лёд, шей, пар, пол, торг.Задание 2. Это можно сохранить и иметь, но этим нельзя обладать. Это можно отдать, но нельзя взять. С этим можно выйти, но нельзя войти. Что это:а) авторитет, б) вещь, в) любовь, г) честь, д) яблоко?Количество баллов.1 балл.Ответ.Честь.Задание 3. Репортаж о спортивных соревнованиях в газете заканчивался так:^ Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России. Определите, в состав какой сборной – мужской или женской – включены соревновавшиеся. Обоснуйте свой ответ.^ Количество баллов.До 5 баллов.Ответ.Они были включены в состав мужской сборной(1), на что указываетсобирательное числительное (1) трое, которое, как и все собирательные числительные, сочетается с существительными мужского (1) и среднего рода (1) и не сочетается с существительными женского рода. Грамматическая категория рода в данном случае соотносима с биологическим полом лиц (спортсменов) (1).Задание 4. Определите, в роли каких членов предложения выступает слово который.Ей было назначено жалованье, которое никогда не выплачивали вовремя.Скажи, который час?Комнаты домика, в котором жили наши старички, были маленькие и низенькие.Александра Пахмутова была тронута аплодисментами, которыми её встретили на юбилейном концерте.Количество баллов.4 балла.Ответ.1. Прямое дополнение.2. Согласованное определение.3. Обстоятельство места.4. Дополнение.Задание 5. Греческая приставка пери- означает «вокруг», «около». В каких словах встречается эта приставка? Приведите 4 примера слов. Обоснуйте свой выбор.^ Количество баллов.Слово с приставкой – 1 балл. Его толкование – 1 балл. Всего 8 баллов.Ответ.Периметр(1)– граница плоской фигуры = то, что очерчивает фигуру вокруг(1)Периферия (1)– внешняя (крайняя) часть чего-либо в отличие от центральной его части = то, что около/вокруг центра (1).Перископ (1)– оптический прибор, позволяющий вести наблюдение из укрытия в разных направлениях (вокруг) (1).Перифраза (1) – оборот речи (троп), состоящий в употреблении вместо слова описательного сочетания = выражение, близкое к данному слову (около него)(1)Задание 6. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковое окончание.^ Столовая – стаяПортной – геройРыбачий – рабочийЛекторий - лисийКоличество баллов.1 балл.Ответ.У слов лекторий, лисий нулевое окончание.Задание 7. В каждой группе слов найдите одно «лишнее» с точки зрения способа его образования. Объясните, на каком основании оно является лишним. 1. Выспаться, выкупаться, посыпаться, покатиться. 2. Белоствольный, пароходный, пешеходный, пулеметчик.Количество баллов.До 8 баллов.Ответ.1. Выспаться (1). От спать (1) приставочно-постфиксальным способом (1). Остальные три слова образованы постфиксальным способом. (1)2. Белоствольный (1). От бел(ый)+ствол+н (1) сложением основ и суффиксацией(1). Остальные слова образованы суффиксальным способом (1).Задание 8. Как называются слова, на столкновении которых построено стихотворение Я.Козловского? Выпишите их.- Чем заняты таланты?Возвести!- Да продолжают славный воз везти!- А бездари?- Те мнят,Что делают погоду.- А критики?- ТемнятИли молчат по году.Количество баллов.3 балла.Ответ.1. Омофоны.(1,5)2. Возвести – воз вести(0,5); те мнят – темнят(0,5); погоду – по году(0,5).Задание 9. О каком языковом явлении говорится в песне В.Высоцкого?Мы говорим не «штормы», а «шторма» -Слова выходят коротки и смачны.^ Ветра не ветры сводят нас с умаИз палуб выкорчевывая мачты. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните свой выбор.Количество баллов.Языковое явление – до 3 баллов.Пунктуация – 1 балл.Объяснение пунктуации – до 2 баллов.Максимум 6 баллов.Ответ.1. Речь идет о профессиональном жаргоне моряков(1) (профессионализмах)(1), рассматривающемся как ненормативное для литературного языка явление(1).2. ^ Ветра – не ветры сводят нас с ума, // Из палуб выкорчевывая мачты.(0,5+0,5)Тире между однородными членами предложения (подлежащими), связанными противительными отношениями при пропущенном противительном союзе.(1)Запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.(1)Задание 10.Какие слова и выражения в приведённых ниже строках из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» не соответствуют современным грамматическим нормам? а) ^ В то время был еще женихЕё супруг, но поневолеОна вздыхала по другом, Который сердцем и умомЕй нравился гораздо боле.б) Хотел писать – но труд упорныйЕму был тошен; ничегоНе вышло из пера его, И не попал он в цех задорныйЛюдей, о коих не сужу,Затем, что к ним принадлежу..Количество баллов.а). До 6 баллов.б). До 8 баллов.Максимум 14 баллов.Ответ.а). (Она) вздыхала по другом*(1) - форма предложного падежа (1) зависимого слова; современна норма – форма дательного падежа (1).Гораздо боле*(1) – устаревшая форма сравнительной степени наречия (1); современная форма – больше, более (1)б) ^ Не вышло из* пера(1) - употребление предлога из; современная норма - употребление в сочетании с главным словом выйти падежно-предложной формы из-под пера(1).^ Людей, о коих* не сужу(1) - устаревшее местоимение кои в функции союзного слова (1); современное относительное местоимение которые (1).Затем*, что…(1) – подчинительный причинный союз¹ затем что (1) , которому соответствует современный потому, что (1).¹Допустима квалификация затем и как указательного местоименного наречия.Максимальное количество баллов за I тур - 62 баллаII тур Критериями оценки являются логичность(2), разнообразие привлекаемого языкового материала (2), ориги­нальность мышления(2), композиционная стройность(2), грамот­ность(2).Максимальное количество баллов за II тур -10 балловИтого: 72 балла

ronl.org


Смотрите также