Православный календарь постов и трапез на 2018 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц.
Пост не в брюхе, а в духеНародная пословица
Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста.
Великий Пост · Петров Пост · Успенский Пост · Рождественский пост Сплошные седмицы · Пост в среду и пятницу · Однодневные посты
ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником.
Даты указаны по новому стилю
Календарь постов и трапез на 2018 год
Периоды | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | суббота | воскресенье | |
Великий Постc 19 февраля по 7 апреля | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Весенний мясоед | рыба | рыба | ||||||
Петров постс 4 июня по 11 июля | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба | |
Летний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Успенский постс 14 августа по 27 августа | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Осенний мясоед | сухоядение | сухоядение | ||||||
Рождественский постс 28 ноября по 6 января | до 19 декабря | горячая без масла | рыба | сухоядение | рыба | сухоядение | рыба | рыба |
20 декабря — 1 января | горячая без масла | горячая с маслом | сухоядение | горячая с маслом | сухоядение | рыба | рыба | |
2-6 января | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая без масла | сухоядение | горячая с маслом | горячая с маслом | |
Зимний мясоед | рыба | рыба |
28 ноября – 6 января 2018
Рождественский (Филиппов) пост. В конце осени, за 40 дней до великого праздника Рождества Христова, Церковь призывает нас к зимнему посту. Он называется и Филиппов, потому что начинается после дня, посвященного памяти апостола Филиппа, и Рождественский, ибо бывает перед праздником Рождества Христова. Этот пост установлен для того, чтобы нам принести Господу благодарственную жертву за собранные земные плоды и приготовиться к благодатному единению с родившимся Спасителем. Устав о пище совпадает с уставом Петрова поста, до дня святителя Николая (19 декабря). Если праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то разрешается рыба. После дня памяти Святителя Николая и до предпраздненства Рождества разрешается рыба в субботу и воскресенье. В предпраздненство нельзя есть рыбу во все дни, в субботу и воскресенье – пища с маслом.
В сочельник нельзя вкушать пищу до появления первой звезды, после чего принято вкушать сочиво – вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом.
Преп. Серафим Саровский говорил: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего».
Мы надеемся, что наш календарь постов оказался Вам полезен.
И любой даже небольшой вклад очень важен и нужен! Пожалуйста, если есть такая возможность, то с помощью кнопки ниже сделайте перевод любой суммы, которую Вы можете пожертвовать. На собранные средства мы сможем оплатить хостинг сайта, оказать поддержку инициативам храма, а также дальше создавать полезные веб-проекты.
В форме для перевода Вы можете указать Ваше имя и имена Ваших близких для молитвы о Вас в нашем православном храме в Гамбурге.
Литература
Великий Пост
Петров, или Апостольский пост
Успенский пост
Рождественский (Филиппов) пост
Разное
Православный пост. Календари на другие года
Календарь православных постов и указание строгости поста даны для информационных целей. О том как поститься, в Вашем конкретном случае мы настоятельно рекомендуем советоваться с священником.
При подготовке календаря использованы данные сайта http://www.wco.ru/biblio/Скрипт по автоматическому расчету православных постов на год создан
в studio.hamburg-hram.de | Храм св. прав. Иоанна Кронштадтского в Гамбурге
Главная —> Православный церковный календарь
Православный календарь, церковный календарь — система счета времени, употребляемая православной церковью для определения последовательности церковных праздников и постов годичного цикла, а также соответствующих им богослужений. Также название печатных изданий разного типа, содержащих (помимо общей календарной функциональности) приспособленные к конкретному году элементы месяцеслова и другие материалы богослужебно-менологического характера.
Календарь Православный Церковный содержит два годичных круга событий: неподвижный круг, все даты которого твёрдо установлены в богослужебных книгах, и Пасхальный круг, все события которого установлены относительно дня празднования Пасхи. Самым важным и светлым праздником в церковном календаре является Пасха, за Пасхой по важности идут великие двунадесятые праздники, которые в свою очередь делятся на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Православная церковь живет по Юлианскому календарю «старый стиль», а даты праздников для удобства, указаны согласно общепринятому светскому Григорианскому «новый стиль».
Православный календарь, Церковный календарь — это чередование будней и праздников. В будни человек призван трудиться «в поте лица добывать хлеб свой». Православные праздники же даны для того, чтобы почувствовать раскрепощение, подняться над суетой и обыденностью мира, ощутить себя причастным к высшему из миров, «где нет болезней, печалей и воздыхания, но жизнь бесконечная».
Каждый Церковный православный праздник посвящен воспоминанию важнейших событий в жизни Иисуса Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников. По важности воспоминаемых Церковью событий праздники разделяются на великие праздники, средние и малые.
Праздники Русской православной церкви посвященны тому или иному важному для православных людей, церковному событию. Церковные Православные праздники включают в себя такие важные праздничные даты как Крещение Господне, Вход Господен в Иерусалим и другие. Некоторые православные праздники известны даже тем, кто далек от религии. Все из нас знают славную традицию окрашивания куриных яиц и испечения кулича — главных символов Пасхи, а также обычай окунаться в прорубь на Крещение Господне. Нельзя не упомянуть об одном из самых колоритных православных праздниках — Масленице, целой праздничной неделе, с ее традицией испекать блины символизирующие солнце дарящее свет и тепло, а также с традицией сжигания чучела Масленицы, символизирующего не желающую уступать весне злую зиму.И конечно же, нельзя не напомнить о всеми любимом и известном православном празднике — Рождестве Христове, помимо всего прочего входящем в перечень нерабочих праздничных дней.
Сегодня церковный праздник: Мученицы Агафии. Святителя Феодосия, архиепископа Черниговского…Завтра праздник: Преподобного Вукола, епископа Смирнского, ученика св. Иоанна Богослова…Ожидаются праздники:20.02.2019 — Преподобного Парфения, епископа Лампсакийского. Преподобного Луки Елладского… 21.02.2019 — Пророка Захарии Серповидца из 12-ти. Великомученика Феодора Стратилата. Святителя Саввы II, архиепископа Сербского… 22.02.2019 — Мученика Никифора из Антиохии Сирийской. Святителя Иннокентия, епископа Иркутского… 23.02.2019 — Священномученика Харалампия, епископа Магнезийского, и с ним мучеников Порфирия, Ваптоса и Феоктиста и 3-х мучениц. Преподобного Прохора Печерского, в Ближних пещерах. Преподобного Лонгина Коряжемского…
24.02.2019 — Священномученика Власия, епископа Севастийского, и с ним 2-х отроков и 7-ми жен. Благоверного князя Всеволода, во святом крещении Гавриила, Псковского. Преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского. Мученика Георгия Софийского…
Важнейшие православные, церковные праздники отличаются особенно торжественным богослужением. Самым важным и светлым праздником в церковном календаре является Пасха, которая ознаменуется в 2019 году — 28 апреля. Далее, за Пасхой по важности идут великие двунадесятые праздники, которые в свою очередь делятся на неподвижные (непереходящие) и подвижные (переходящие). Неподвижные (непереходящие) постоянно празднуются в одни и те же числа месяца, подвижные (переходящие) — дата их проведения меняется каждый год и зависит от дня празднования Пасхи.
ПАСХА, СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ — 28 апреля 2019 года
— Двунадесятые переходящие и непереходящие праздники в 2019 году. |
Двунадесятые переходящие праздники:
21 Апреля – Вход Господень в Иерусалим6 июня – Вознесение Господне
16 июня – День Святой Троицы или Пятидесятница
Двунадесятые непереходящие праздники:
7 Января (25 Декабря по ст.ст.) – Рождество Христово19 Января (6 Января) – Крещение Господне или Богоявление15 Февраля (2 Февраля) – Сретение Господне7 Апреля (25 Марта) – Благовещение Пресвятой Богородицы19 Августа (6 Августа) – Преображение Господне28 Августа (15 Августа) – Успение Пресвятой Богородицы21 Сентября (8 Сентября) – Рождество Пресвятой Богородицы27 Сентября (14 Сентября) – Воздвижение Креста Господня
4 Декабря (21 Ноября) – Введение во храм Пресвятой Богородицы
— Великие церковные праздники в 2019 году. |
14 Января (1 Января) – Обрезание Господне и память свтятителя Василия Великого7 Июля (24 Июня) – Рождество Иоанна Предтечи12 Июля (29 Июня) – Святых первоверховных апостолов Петра и Павла11 Сентября (29 Августа) – Усекновение главы Иоанна Предтечи
14 Октября (1 Октября) – Покров Пресвятой Богородицы
— Другие церковные праздники отмечаемые в календаре в 2019 году. |
1 февраля — день Преподобного Макария Великого.1 февраля — День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.6 мая — День памяти святого Великомученика Георгия Победоносца.21 мая — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.22 мая — Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.24 мая — Равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских. День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.17 июня в 2019 году — День Святого Духа (первый понедельник по Пятидесятнице).28 июля — Равноапостольного великого князя Владимира, во святом крещении Василия, Крестителя Руси.9 октября — Апостола и евангелиста Иоанна Богослова.4 ноября — Казанской иконы Божией Матери.26 ноября — Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.13 декабря — Апостола Андрея Первозванного.
19 декабря — Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Все праздники — Народные праздники, Православные и церковные праздники, переходящие и непереходящие праздники, Великие праздники …
— Церковные православные посты. Постные дни. |
Пост – период ограничения в еде, в который следует воздержаться от принятия пищи животного происхождения.
Многодневные посты в 2019 году:
Великий пост или Святая Четыредесятница – с 11 марта — 27 апреля.Петров или Апостольский пост – с 24 июня — 11 июля.Успенский пост – с 14 августа по 27 августа (01.08 — 14.08 ст.ст).
Рождественский (Филиппов) пост – с 28 ноября 2019 года по 6 января 2020 года.
Однодневные посты:
Среда и пятница в течение всего года, за исключением сплошных седмиц и Святок.
Согласно Церковному Уставу в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается трапеза с растительным маслом.
В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
1. Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления) 18 января, в день накануне праздника Крещения Господня. В этот день верующие приготавливают себя для принятия великой святыни — Агиасмы — крещенской святой воды, для очищения и освящения ею на предстоящем празднике.2. Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября. В этот день установлен пост в память воздержного жития великого пророка Иоанна и беззаконного его убиения Иродом.
3. Воздвижение Креста Господня — 27 сентября. Этот день напоминает нам о печальном событии на Голгофе, когда «нашего ради спасения» пострадал на Кресте Спаситель рода человеческого. И потому день сей нужно проводить в молитве, посте, сокрушении о грехах, в покаянном чувстве.
Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа». В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница — дни строгого поста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого Поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун, сочельник) Рождества Христова (обычно день строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.
— дни сплошных седмиц в 2019 году (Не постные дни, разрешение на скромную пищу без мяса) |
Сплошные седмицы (по церковнославянски седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Установлены Церковью как послабление перед многодневным постом или как отдых после него.Сплошные седмицы следующие:с 7 до 18 января — Святки, с Рождества до Крещения.с 7 — 23 февраля – Неделя Мытаря и фарисея, всеядная неделя — за две недели до Великого Поста.с 4 — 10 марта – Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).с 28 апреля — 4 мая – Сплошная Пасхальная (Светлая) седмица — неделя после Пасхи.
с 16 — 22 июня – Троицкая седмица, неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).
— Дни особого поминовения усопших в 2019 году выделены серым цветом. |
В дни общего поминовения всех умерших христиан принято посещать могилы усопших родственников и молиться о них.
2 марта — Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота)23 марта — Вселенская родительская суббота 2-й седмицы Великого поста30 марта — Вселенская родительская суббота 3-й седмицы Великого поста7 мая — Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе)09 мая — Поминовение усопших воинов15 июня — Троицкая родительская суббота (суббота перед Троицей)
2 ноября — Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 8 ноября)
Подробнее: Дни особого поминовения усопшего, Поминальные дни
— скромные дни (поста нет) |
О трапезе в праздники :
По церковному Уставу, в праздники Рождества Христова и Богоявления, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В Рождественский и Крещенский сочельники и в праздники Воздвижения Креста Господня и Усекновения главы Иоанна Предтечи разрешается пища с растительным маслом. В праздники Сретения, Преображения Господня, Успения, Рождества и Покрова Пресвятой Богородицы, Введения Ее во храм, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова, случившиеся в среду и пятницу, а также в период от Пасхи до Троицы в среду и пятницу разрешается рыба.
Браковенчание не совершается:
Накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжение постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; в продолжение Святок, с 7 января (25 декабря) по 19 (06) января; в Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября (29 августа) и Воздвижения Креста Господня – 27 (14) сентября.
Далее: Православные молитвы на каждый день …Календарь жития святых …
Пост существовал во времена Ветхого Завета, христиане же стали поститься с самого основания Церкви, следуя примеру Самого Господа и апостолов. Древнейшие из церковных писателей утверждают, что апостолы установили первый 40-дневный пост в подражание пророку Моисею и Спасителю, которые постились 40 дней в пустыне. Отсюда название Великого поста — Четыредесятница.
Некоторые церковные ученые считают, что пост поначалу состоял из 40 часов. Древние христианские книги (II, III века) рассказывают нам об обычае поститься в продолжение двух суток. Пост перед Пасхой составлял 6 дней, как рассказывает об этом Дионисий Александрийский.
Таким образом, Великий пост (Святая Четыредесятница) в том виде, как он существует ныне, сложился постепенно. Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства Крещения продолжительным постом. Из чувства братства и любви в этом посте вместе с ними стали участвовать и все верующие.
Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался 40 дней. Пост был очень строгим. Древний христианский писатель Тертуллиан рассказывает, что разрешались только хлеб, сушеные овощи и фрукты, и то не раньше вечера. Это называлось сухоядением. В течение дня не пили даже воду. На Востоке сухоядение держалось до XII века, потом постными стали считаться не только овощи, но и рыба, и даже некоторые птицы.
Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов.
В последующие времена появились ереси, одни из которых считали пост главной обязанностью христианина, другие, наоборот, совершенно отрицали его значение. Церковные же правила, обобщившие опыт первых веков, наказывают не только всякого, кто без необходимости для здоровья нарушает установленный пост, но и тех, кто утверждает, что есть мясо — грех даже в праздники, и осуждает употребление мясной пищи в дозволенное время.
В дни Великого поста в христианских странах запрещались всякие зрелища, закрывались бани, лавки, торговля мясом и другими скоромными продуктами, продавались только предметы первой необходимости. Прекращались даже заседания в судах. Христиане занимались благотворительностью. В эти дни рабы часто отпускались на волю или освобождались от работы.
Посты делятся на однодневные и многодневные. К многодневным постам относятся:
К однодневным постам относятся:
Великий пост состоит: из 40 дней (Четыредесятницы); двух праздничных дней (Лазаревой субботы и Вербного воскресенья), а также Страстной седмицы — всего 48 дней. Его называют Великим не только из-за продолжительности (он длиннее всех остальных), но и по причине великого значения этого поста в жизни христианина.
Кроме 7 недель самого поста уставом предписываются еще 3 подготовительные недели к нему. Начинаются они с Недели о мытаре и фарисее. С начала 3-й седмицы и до ее конца мяса на трапезе уже не бывает, оно появится только на разговенье во время пасхальной трапезы. Вся седмица называется также Сырной, или Масленицей, потому что основной пищей во время нее являются молочные продукты, рыба, яйца, сыр.
За 3 недели до Великого поста, в воскресенье, когда на литургии читается евангельский текст притчи о мытаре и фарисее, в богослужении начинают пользоваться постной Триодью — книгой богослужебных текстов, которая определяет особенности богослужения во время Великого поста.
В воскресенье, которое получило название Недели о мытаре и фарисее, на утрене поют особую покаянную молитву из 50-го псалма: «Покаяния отверзи ми двери…» Это начало подготовки к посту. Пение покаянной молитвы продолжается на утрене в воскресенья (Недели) 2, 3, 4 и 5-й седмиц Великого поста включительно.
Неделя о блудном сыне — вторая подготовительная неделя. В воскресенье за литургией читается Евангелие с притчей о блудном сыне. На утрене звучит новое покаянное песнопение: «На реках Вавилонских…» (псалом 136).
Неделя о Страшном суде — третья подготовительная неделя. В воскресенье читается Евангелие о Страшном суде. Это воскресенье называется еще мясопустным, так как это последний день мясоеда. С понедельника до Пасхи мясо есть нельзя.
Накануне мясопустного воскресенья — Вселенская (мясопустная) родительская суббота. В этот день совершается память всех от века усопших православных христиан.
Следующая за этим воскресеньем седмица называется .
Неделя воспоминания Адамова изгнания — Прощеное воскресенье. В этот воскресный день читается евангельский отрывок о прощении обид и о посте. Адамово изгнание вспоминается во многих богослужебных текстах. Вечером все собираются в храм на чин прощения. Служба уже постовая, облачение черное, поклоны и пение покаянное. В конце службы читаются проповедь о прощении обид, о посте и молитва с благословением на Великий пост. Священнослужители, начиная со старшего, испрашивают у народа и друг у друга прощение. Затем все подходят к священникам по очереди, кланяются, просят простить и сами прощают им все грехи и обиды, при этом целуют крест и Евангелие в знак искренности произносимого. Прихожане просят прощения и друг у друга. Такое прощение взаимных обид является непременным условием очищения сердца и успешного проведения Великого поста.
Великий пост отличается от остального года особыми богослужениями.
Во-первых, в понедельник, вторник и четверг не служится Божественная литургия (кроме нескольких праздников), в среду и пятницу совершается литургия Преждеосвященных Даров, а по воскресеньям — литургия Василия Великого.
Во-вторых, в богослужении увеличивается объем текстов, читаемых по Псалтири, пения становится гораздо меньше.
В-третьих, читается молитва святого Ефрема Сирина с 16 поклонами, поясными и земными. К богослужению добавляются особые молитвы с поклонами и коленопреклоненным стоянием.
Все эти отличия определяют особую духовную атмосферу поста, не свойственную всему году. Православные чаще, чем всегда, посещают храм, чтобы не пропустить особых служб.
Чтение Великого канона Андрея Критского в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии. В среду утром первая литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу утром, после литургии, — молебен с освящением колива (в воспоминание чуда великомученика Феодора Тирона). Коливо — это вареное зерно с сухофруктами, чаще всего рис с изюмом. Освященное коливо раздается присутствующим в храме и употребляется натощак в тот же день. Первая седмица заканчивается Неделей первой, то есть первым воскресеньем поста. В это воскресенье празднуется Торжество Православия — восстановление иконопочитания на VII Вселенском соборе.
В субботу — поминовение усопших. В воскресенье вечером во многих храмах служится первая Пассия — поклонение страданиям Спасителя. Это служба с акафистом Страстям Христовым. Остальные три Пассии служатся в последующие воскресенья. Хотя Пассия не является уставным богослужением, она уже вошла в благочестивую традицию.
В субботу — поминовение усопших. Седмица заканчивается Неделей третьей, Крестопоклонной. Накануне, на воскресной всенощной, на середину храма выносится Крест Господень для поклонения. Такое поклонение совершается под пение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое поем и славим». Крест остается в центре храма всю неделю.
Эта седмица более строгого поста, чем вторая и третья. В среду — преполовение Великого поста, то есть его середина. Во все дни седмицы совершается поклонение Кресту. В пятницу на вечерне Крест уносится в алтарь. В субботу — поминовение усопших. Заканчивается седмица Неделей четвертой, посвященной памяти преподобного Иоанна Лествичника, игумена и строгого аскета.
В четверг на утрене — Мариино стояние. Служба посвящена преподобной Марии Египетской. На этой службе полностью читается Великий канон Андрея Критского. Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, или Похвалой Пресвятой Богородицы; на утрене читается Акафист Богородице с особыми праздничными песнопениями. Но пост в этот день не ослабляется.
В пятницу этой недели заканчивается Четыредесятница. В субботу память праведного Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом на 4-й день после его смерти, — Лазарева суббота. Заканчивается эта седмица Вербным воскресением (Вход Господень в Иерусалим).
Строгий пост. Богослужения все особенные.
В первые три дня поются особые песнопения: «Се Жених грядет в полунощи…» и «Чертог Твой…». Это напоминание о предстоящей нам встрече со Христом, Небесным Женихом душ наших, в Его Царствии — прекрасном Чертоге. В эти дни служится литургия Преждеосвященных Даров.
В среду вечером исповедь для всех желающих облегчить свою душу перед Пасхой. В Великий четверг воспоминается Тайная вечеря, на которой Господь установил Таинство Причащения — Евхаристию. В этот день все, кто может, причащаются Святых Христовых Тайн.
Вечером служба Страстям Христовым. На ней читаются двенадцать избранных евангельских отрывков, повествующих о всех страданиях и смерти Иисуса Христа. Эти «12 Евангелий» и составляют главную особенность службы. Во время чтения все стоят со свечами. Свечу, горевшую во время чтений «12 Евангелий», называют «Четверговой» и непотушенной уносят домой, чтобы затеплить лампаду, прочертить пламенем крест над косяком двери.
В Великую пятницу литургия не служится. Утром совершаются Царские часы. В середине дня совершается вынос Плащаницы — вышитой иконы Спасителя, снятого с Креста и приготовленного к погребению. Плащаница ставится посредине храма в окружении цветов. Все кланяются ей и прикладываются. Вечером того же дня совершается погребение Плащаницы. В конце службы плащаница с крестным ходом обносится вокруг храма.
В Великую субботу утром совершаются: часы, вечерня и литургия Василия Великого. На вечерне читаются 15 паримий, то есть чтений Ветхого Завета, в которых собраны пророчества о Христе и Его Воскресении. В начале литургии все облачения меняются с черных на белые.
В этот день с утра начинается освящение пасхальных яств — куличей, пасох, яиц. Освящение может быть продолжено на Пасху.
На этом заканчивается богослужение постной Триоди; заканчивается и сам Великий пост.
Иначе он называется апостольским. Начало этого поста зависит от времени празднования Пасхи, и поэтому он бывает то короче, то длиннее. Пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается 12 июля праздником первоверховных апостолов Петра и Павла. Самая большая возможная продолжительность Петровского поста — 6 недель, самая малая — 8 дней. Его начало идет из глубокой древности, он заповедовался еще в апостольских постановлениях, но особенно часто упоминается с IV века.
Пост в честь Пресвятой Богородицы продолжается 2 недели — с 14 до 28 августа, до праздника Успения. Этот пост по строгости напоминает Великий, но ослабляется по воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня 19 августа.
В Древней Церкви он назывался осенним. Были разногласия по поводу его продолжительности, некоторые разрешали себе уже на Преображение употреблять в пищу мясо. Но действующие с XII века церковные правила не позволяют этого.
Он начинается за 40 дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также и Филипповским, потому что в день его начала, 28 ноября, празднуется память апостола Филиппа.
Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается; в сочельник, последний день перед , ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.
О Рождественском посте в церковных книгах упоминается с IV века, в современном виде он принят Церковью в XII веке.
rostovhramvrs.ru
Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.
Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.строгий постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба |
пища без мяса |
постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба |
строгий постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба |
пища без мяса |
постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба |
Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2018 году он длится 38 дня.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Его продолжительность составляет 14 дней.
В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Его продолжительность составляет 40 дней.
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
Установлен на 18 января – канун праздника Крещения Господня.
В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).
Усекновение главы Иоанна ПредтечиУстановлен на 11 сентября – день мученической смерти Иоанна Предтечи (крестителя Иисуса Христа).
В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.
Воздвижение Креста ГосподняУстановлен на 27 сентября – день обретения Животворящего Креста.
В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).
Среда и пятница – дни строгого поста.
В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.
В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.
В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.
В праздники:
выпадающие на среду или пятницу, разрешено употреблять рыбу.
На Рождество Христово (7 января) и Крещение Господне (19 января) пост в среду и пятницу отменяется.
Период с Рождества до Крещения. Начинается 7 января, заканчивается – 17 января (включительно). Продолжительность этой седмицы составляет 11 дней. Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.
Начинается за 21 день до Великого Поста (в понедельник) и заканчивается в субботу. Длится 6 дней. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день.
Неделя перед Великим Постом. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во все эти дни разрешена пища без мяса (яйца, рыба, молочные продукты).
Неделя после Пасхи. Длится 6 дней, с понедельника по субботу. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день.
Неделя после дня Святой Троицы. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день.
Период между Рождественским и Великим постами. В 2018 году он начинается 7 января и заканчивается 18 февраля (в Прощеное воскресенье). Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба.
Период между Великим и Петровым постами. В 2018 году он начинается 8 апреля и заканчивается 3 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу.
Период между Петровым и Успенским постами. В 2018 году он начинается 12 июля и заканчивается 13 августа. Во время летнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно употреблять мясо. На среду и пятницу предписано сухоядение.
Период между Успенским и Рождественским постами. В 2018 году он начинается 28 августа и заканчивается 27 ноября. Во время осеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешено есть мясо. В среду и пятницу предписывается питаться сухоядением.
Календарь постов на 2018 год Календарь постов на 2019 годКалендарь постов на 2020 годКалендарь постов на 2021 годКалендарь постов на 2022 годmy-calend.ru
Пост – время воздержания от принятия пищи животного происхождения и духовного очищения человека (посещение храмов и чтение молитв, удержание от ссор и раздражительности). Этот период сопровождается отказом от всяких развлечений: посещения кинотеатров, просмотра развлекательных программ, прослушивания веселой музыки, хождения в гости и т.п.
Внимание! Ниже размещены правила питания для мирян – обычных людей. Они более мягкие, чем для монахов и содержат три степени поста: пища без мяса, пост и строгий пост. Для определения степени строгости своего поста проконсультируйтесь со священником.строгий постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба |
пища без мяса |
постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба |
строгий постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, рыба |
пища без мяса |
постзапрещены мясо, яйца, молочная продукция, разрешена рыба |
Общая продолжительность поста – 48 дней. Он начинается в понедельник, за семь недель до Пасхи и заканчивается в субботу, перед праздником Пасхи.
Первую неделю поста проводят с особой строгостью. В первый день принято полное воздержание от пищи. Затем, со вторника по пятницу, разрешено сухоядение (кушают хлеб, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, пьют воду), а в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
Во вторую-шестую недели Великого поста на понедельник, среду и пятницу установлено сухоядение, во вторник и четверг допускается горячая пища без масла, а в субботу и воскресенье – горячая с маслом.
Во время Страстной седмицы (последней недели поста) предписано сухоядение, причем в пятницу нельзя кушать до выноса плащаницы.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) (если он не выпал на Страстную седмицу) и в Вербное воскресенье (за неделю до Пасхи) разрешено употреблять в пищу рыбу. В Лазареву субботу (перед Вербным воскресеньем) можно кушать рыбную икру.
Начинается в понедельник на 57-й день после Пасхи (через неделю после Троицы), а заканчивается всегда 11 июля (включительно). В 2017 году он длится 30 дня.
В Петров пост во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в понедельник – горячая пища без масла, а в среду и пятницу – сухоядение.
В праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Начинается 14 августа, а заканчивается 27 августа. Его продолжительность составляет 14 дней.
В период Успенского поста в понедельник, среду и пятницу разрешено сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В праздник Преображение Господне (19 августа) можно употреблять в пищу рыбу (независимо от того, на какой день он выпадает).
Начинается 28 ноября, а заканчивается 6 января. Его продолжительность составляет 40 дней.
В период с 28 ноября до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) в понедельник допускается горячая пища без масла, во вторник, четверг, субботу и воскресенье разрешена рыба, в среду и пятницу – сухоядение.
С 20 декабря по 1 января во вторник и четверг уже запрещено кушать рыбу, вместо этого допускается горячая пища с маслом. Остальные дни остаются без изменений.
Со 2 по 6 января в понедельник, среду и пятницу предписано сухоядение, во вторник и четверг – горячая пища без масла, в субботу и воскресенье – горячая пища с маслом.
В Рождественский сочельник (6 января) нельзя кушать до появления на небе первой звезды, после чего принято употреблять в пищу сочиво – вареные в меду зерна пшеницы либо отварной рис с изюмом.
В праздники Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно употреблять в пищу рыбу.
Установлен на 18 января – канун праздника Крещения Господня.
В этот пост разрешено кушать лишь горячую пищу с маслом (независимо от того, на какой день недели он выпадает).
Усекновение главы Иоанна ПредтечиУстановлен на 11 сентября – день мученической смерти Иоанна Предтечи (крестителя Иисуса Христа).
В этот пост нельзя принимать мясо, яйца, молочную продукцию и рыбу. Разрешено кушать горячую пищу с маслом во все дни недели, кроме среды и пятницы, когда допускается только сухоядение.
Воздвижение Креста ГосподняУстановлен на 27 сентября – день обретения Животворящего Креста.
В этот пост нельзя употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также рыбу. Разрешена горячая пища с маслом (кроме среды и пятницы – в эти дни недели допускается лишь сухоядение).
Среда и пятница – дни строгого поста.
В эти дни недели в период зимнего мясоеда (между Рождественским и Великим постами) и весеннего (между Великим и Петровым постами) запрещено употреблять в пищу мясо и молочную продукцию. Во время летнего мясоеда (между Петровым и Успенским постами) и осеннего (между Успенским и Рождественским постами) предписано сухоядение.
В Сырную седмицу разрешается пища без мяса, а в остальные сплошные седмицы (Святки, Мытаря и фарисея, Пасхальная, Троицкая) пост в среду и пятницу отсутствует.
В среду и пятницу первой недели после седмицы Мытаря и Фарисея принимают горячую пищу без масла.
В праздники:
выпадающие на среду или пятницу, разрешено употреблять рыбу.
На Рождество Христово (7 января) и Крещение Господне (19 января) пост в среду и пятницу отменяется.
Период с Рождества до Крещения. Начинается 7 января, заканчивается – 17 января (включительно). Продолжительность этой седмицы составляет 11 дней. Во время Святок отсутствует пост в среду и пятницу, можно есть мясо каждый день.
Начинается за 21 день до Великого Поста (в понедельник) и заканчивается в субботу. Длится 6 дней. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно употреблять мясную пищу каждый день.
Неделя перед Великим Постом. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во все эти дни разрешена пища без мяса (яйца, рыба, молочные продукты).
Неделя после Пасхи. Длится 6 дней, с понедельника по субботу. Во время этой седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, можно кушать мясо каждый день.
Неделя после дня Святой Троицы. Длится 7 дней, с понедельника по воскресенье. Во время этой сплошной седмицы отсутствует пост в среду и пятницу, разрешено употреблять в пищу мясо каждый день.
Период между Рождественским и Великим постами. В 2017 году он начинается 7 января и заканчивается 26 февраля (в Прощеное воскресенье). Во время зимнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно кушать мясную пищу. В среду и пятницу разрешена рыба.
Период между Великим и Петровым постами. В 2017 году он начинается 16 апреля и заканчивается 11 июня. Во время весеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешается есть мясо. В среду и пятницу можно кушать рыбу.
Период между Петровым и Успенским постами. В 2017 году он начинается 12 июля и заканчивается 13 августа. Во время летнего мясоеда поста нет в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни можно употреблять мясо. На среду и пятницу предписано сухоядение.
Период между Успенским и Рождественским постами. В 2017 году он начинается 28 августа и заканчивается 27 ноября. Во время осеннего мясоеда пост отсутствует в понедельник, вторник, четверг, субботу и воскресенье. В эти дни разрешено есть мясо. В среду и пятницу предписывается питаться сухоядением.
Календарь постов на 2018 годКалендарь постов на 2019 годКалендарь постов на 2020 годКалендарь постов на 2021 годКалендарь постов на 2022 годmy-calend.ru
В чем суть поста?
Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.
Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:
— Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек — и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.
А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко — они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.
Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.
Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого — не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.
Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.
Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?
Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):
— Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом — в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост — приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно — мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности — если простой картошкой до отвала наестся, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.
— Мы от всего в жизни получаем удовольствие — от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех — когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое — чревобесие, второе — гортанобесие.
Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.
Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ:
— Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно — не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» — и на этом останавливался.
Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?
Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:
— В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, — то не ешьте…» (1 Кор. 10 : 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.
Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».
А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?
Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.
По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?
Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):
— Самый строгий пост — сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно — млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, — они тоже часть плоти млекопитающих.
Протоиерей Александр БОРИСОВ:
— В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее — для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами — то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно .
Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»
Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:
— В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи — лишь средство для достижения этой цели.
Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):
— Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание — не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.
Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние — редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.
Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!
www.pravmir.ru