21 сентября Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.
Автор: Феофан Критский
Студия «Иконное Дело»
Автор: Алексей Козлов
Источник: https://econet.ru/
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: Нравится (1) Коментарий Поделиться Напечатать ПожаловатьсяРождество Пресвятой Богородицы православие христианство
Еще от pravoslavie.ru
econet.ru
Двадцать первого сентября православные верующие празднуют Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Этот праздник установлен Церковью ещё в IV веке и празднуется как день всемирной радости.
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы – первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году (14 сентября), первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, представленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова – явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа и милосердной Заступницей верующих.
Из Евангелия мы узнаём только основные, самые главные события жизни Богородицы, но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов – остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. И когда Иоаким в один из праздников пришёл в храм для принесения жертвы Богу, первосвященник отказал ему, поскольку Иоаким «не создал потомства для Израиля».
Потрясённый Иоаким ушёл в пустыню, где провёл несколько дней в молитвах, а жена его Анна дни напролёт молилась дома. И почти одновременно им обоим было видение Ангела, который возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём Мире». В великой радости встретились Иоаким и Анна у Золотых ворот Иерусалима, обняли друг друга и обрели покой в своём доме.
Вскоре Анна зачала, а после положенных девяти месяцев родила девочку, Её назвали Марией (как и велел Ангел). Согласно преданию, Дева Мария была рождена в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. На этом месте позднее был построен монастырь Святой Анны, под зданием которого сохранилась пещера, бывшая когда-то частью дома родителей Богородицы.
Счастливые родители дали обет посвятить своего ребёнка Богу. И потому в возрасте трёх лет Марию отдали в Иерусалимский храм на воспитание и служение.
Первый храм в честь Рождества Богородицы был построен по приказу святой равноапостольной царицы Елены.
Иконография
На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.
Перед этой иконой нужно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не даёт ребёнка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября – следующий день после Рождества Богородицы.
Икона Рождества Матери Божией вводит нас в семью Иоакима и Анны. В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик её выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие ей еду и питьё. Изображение служанок является подробностью домашнего уклада. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения новорождённой. И все эти домашние подробности становятся частью святыни, причастными к общему светлому празднику. В Рождестве Пресвятой Богородицы освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Её становится приготовлением к встречи Великого Царя.
На иконе праздника Матерь Божия изображается обычно не посредине, а спеленутой на руках повивальной бабки или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе праздника Рождества Богородицы, по существу, является самым важным изображением иконы. В этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно – полнота смирения.
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках возвели в середине XVII века. Известно, что нынешний храм возник на месте более раннего, уничтоженного пожаром. В воссоздание нового храма внёс свою лепту царь Алексей Михайлович. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Стены храма выложены специальным формованным кирпичом в стиле «русского узорочья». Они покрашены в белый цвет.
Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи XVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы.
До наших дней сохранилась возведённая на рубеже XVII–XVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображён святитель Николай Мирликийский, с северной – святой Пантелеимон, с южной – блаженная Ксения Петербургская, а с восточной – преподобный Сергий Радонежский.
Вход в придел иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа.
Из пребывающих в храме святых образов – список иконы Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). На ней изображена Богородица, восседающая на троне в окружении архангелов с Младенцем Иисусом на левой руке. Первая на Руси подобная икона датируется XVII веком.
Народные приметы
21 сентября – вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник называли по-разному: Малая Пречистая, Госпожинки, Спожинки, день луковой слезинки.
Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озёр и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселём. В сознании русского человека её образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, моё житие-бытие освети!» Спожинки (Госпожинки) – праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
По обычаю в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: «К нашей хлеб-соли милости просим!» После сытного обеда молодая хозяйка показывала дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад.
С 21 сентября считалось, что всякому лету – конец. Осень вступила в свои права.
Вторые Осенины соединяют два праздника: земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
В этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. С этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень именно в этот день.
В день Рождества Богородицы крестьяне обычно с утра шли в церковь на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве.
С Рождества Богородицы – луковая неделя, женщины убирают лук. Убирают ульи с пасек.
Если на дворе в этот день хорошая погода, то и вся осень будет ласковой и солнечной. Но если пойдёт дождь, то готовь резиновые сапоги.
Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО
www.ippo.ru
Один из главных православных праздников. В этот день христиане вспоминают рождение (рождество) Пресвятой Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
Дева Мария родилась в Иерусалиме у благочестивых иудеев Иоакима и его жены Анны. У них долго не было детей. Во время большого праздника Иоаким принес в Иерусалимский храм дары, но священник отказался их принять, сказав, что бездетная семья недостойна приносить жертвы Богу. В Древнем Израиле бездетность считалась позором и наказанием Божьим за грехи. Но Иоаким и Анна вели праведную жизнь. Не давая им детей, Бог испытывал их веру.
Услышав суровые слова священника, Иоаким горько разрыдался и удалился в пустыню, чтобы молить Вседержителя о милости. Анна также горячо молилась. Тогда супругам одновременно явился ангел, который сказал им одно и то же: что у них скоро родится Дочь по имени Мария, через которую все народы получат благословение Божие. Так, смиренно перенося свое несчастье, Иоаким и Анна получили от Бога награду.
Иоаким отправился в Иерусалим, чтобы воздать хвалу Богу и принести жертвы в храме. Там он встретил свою жену. Вскоре у них родилась дочь, которую по повелению ангела назвали Марией. После того как она подросла, родители посвятили Ее Богу и отдали на воспитание в Иерусалимский храм. Впоследствии же у Нее родился Иисус Христос, Сын Божий.
rublev.com
21 сентября Православная церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — первый в череде двунадесятых праздников годового цикла. О нем не сказано в Писании, но предание, отшлифованное веками, восстановило цепь событий.
Рождество
Предание говорит нам о Рождестве Марии следующее: в городе Назарет жила благочестивая пара — Иоаким и Анна (интересно, что привязка Рождества Богородицы к Назарету свойственна русской традиции: на ней настаивал в XVII веке святитель Димитрий Ростовский; другая версия, распространенная в ряде восточных Церквей и на Западе, говорит, что Рождество Девы имело место в Иерусалиме).
Были супруги уже немолоды, но бесплодны, и молились о даровании им ребенка, обещая: если родится у них сын или дочь, то жизнь его будет посвящена служению Богу. В иудейской среде того времени бесплодие считали Божьим наказанием за грехи, бездетность навлекала всеобщий позор. Предание сообщает: из-за того, что у Иоакима не было детей, священник в храме не разрешил ему принести жертву. Он назвал Иоакима «неугодным Богу», так как он «не создал потомства Израилю».
В скорби Иоаким удалился в пустыню, где молился в течение сорока дней и ночей. Ветхозаветный патриарх Авраам родил Исаака, когда ему было 100 лет, а его жене Сарре — 90. Как человек благочестивый, Иоаким верил: Бог пошлет потомство, если не оставлять молитв и продолжать верить.
Жена его Анна оставалась дома, и было ей видение. В один из дней она увидела ангела, который возвестил ей о скором зачатии: «…ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире». Одновременно ангел явился и Иоакиму в пустыне. «Радуйся, — благовествовал он. – Ибо Господь внял молитвам твоим».
Прошли положенные сроки, и Анна родила девочку, которую назвали Мария. Сказанное ангелом сбылось: прошло более двадцати веков, но о ее потомстве продолжают говорить до сих пор.
Источники
В Писании нет подробностей о Рождестве и житии Пресвятой Богородицы. Одним из первых источников, который говорит об этом, историки считают так называемое Протоевангелие Иакова. Появление этого апокрифического текста относят к концу II века. Апокрифами называют произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания, о священных лицах и событиях. Церковь не признает каноничность апокрифов. Тем не менее некоторые сюжеты апокрифических текстов, согласованные с каноническими свидетельствами и переработанные, приняты Церковью и составляют часть Священного Предания.
Автор Протоевангелия Иакова доподлинно неизвестен. По одной из ранних версий, это Иаков «брат Господень» — сын Иосифа до его обручения с Девой Марией, один из семидесяти учеников Христа, поставленный первым епископом Иерусалима. Современная богословская наука опровергает это авторство. Иаков был казнен иудеями в 62 году, а стилистика Протоевангелия говорит о том, что его написали значительно позже, не менее чем через сто лет после кончины апостола. Автор книги был мало знаком с обычаями и бытом иудеев времени, описанного в книге, пришли к выводу исследователи.
Протоевангелие Иакова входит в свод так называемых евангелий детства — это апокрифические тексты, рассказывающие о ранних годах жизни Иисуса Христа и о событиях, их сопровождавших.
Праздник
Точное время появления праздника Рождества Пресвятой Богородицы в церковном календаре неизвестно. Исследователи полагают, что, вероятнее всего, праздник появился на рубеже VI–VII веков. Он получил распространение сначала в Восточной церкви, а затем перекочевал на Запад.
Упоминания о празднике есть и в более ранних документах, однако историки считают их ложными. О Рождестве Пресвятой Богородицы, как полагали ранее, писал уже в V веке Константинопольский архиепископ Прокл, однако затем установили, что слова о празднике принадлежат не самому Проклу, а редакторам его трудов, жившим позже. То же касается и работ папы Римского Геласия, жившего в V веке. Наука выяснила, что «Сакраментарий Геласия» (сакраментариями на Западе называли собрания богослужебных текстов), где есть упоминание о празднике, на самом деле написан не в V веке, а в VII.
Рождество Пресвятой Богородицы — двунадесятый праздник, входящий в цикл так называемых богородичных праздников. Они стали появляться в церковном календаре начиная с IV века. Связано это было, вероятно, с усилением почитания Богородицы после Эфесского собора 431 года (там обсуждалось, в числе прочего, и как правильно называть Деву — Богородицей или Христородицей. Несторий, один из иерархов, выступавший за наименование «Христородица», был осужден собором как еретик — в итоговом решении его назвали даже «новым Иудой»).
На Руси праздник Рождества Пресвятой Богородицы совпал по времени с народным праздником встречи осени. Символ этого праздника — «матушка Осень», или «матушка Осенина». Сельские жители нередко отождествляли его с образом Богородицы.
Значение
Церковь учит, что через Рождество Божией Матери начал исполняться божественный план спасения человечества.
«Божия Матерь послужила делу нашего спасения, родив Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого… От Рождества Его Пречистой Матери началась новая эпоха в истории всей человеческой цивилизации, ибо впервые за все времена Бог открыл людям, что главным законом их жизни должен быть закон любви», — сказал в одной из проповедей патриарх Кирилл.
Богородица — на все времена самый сильный ходатай христиан перед Богом, писал святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Она — наша Надежда… Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай … Она тысячекратно спасала и спасает Россию — с начала и доныне».
rusplt.ru