«Красной кистью…» Марина Цветаева
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов. День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины
Горькую кисть.
В своем творчестве Марина Цветаева очень редко использовала приемы символизма, стараясь передавать свои сиюминутные чувства и мысли, а не проводить параллель между определенными событиями и явлениями. Тем не менее, в ее произведениях все же присутствуют символы, которые играли в жизни поэтессы очень важную роль. К ним, в частности, относится рябина – кисло-горькая ягода, которая созревает в конце лета и у многих литераторов ассоциируется с приближающейся осенью.
Для Марины Цветаевой рябина – это особое растение, образ которого присутствует во многих произведениях поэтессы. Рябиновые ягоды она воспринимает как определенный знак судьбы, который несет в себе духовное очищение и является синонимом совершенства. Свое трепетное отношение к плодам рябины поэтесса объясняет в стихотворении «Красной кистью…», которое было написано в сентябре 1916 года, незадолго до своего 26-летия. Именно в этот период, когда рябиновые ягоды налились соком, Марина Цветаева появилась на свет. Поэтому каждый день рождения у поэтессы ассоциируется с ярким пламенем рябиновых кистей, которые горят в поредевших кронах деревьев, создавая атмосферу праздника и особой торжественности. «Падали листья, я родилась», — это важное событие Марина Цветаева воспринимает, как что-то обыденное и само собой разумеющееся. Потому что ее день рождения меркнет на фоне буйства осенних красок. Автор отдает себе отчет, сто пройдут столетия, и рябиновые кисти по-прежнему будут расцвечивать унылый осенний пейзаж. Они – это вечность, в то время как жизнь мимолетна и далеко не так прекрасна, как кажется на первый взгляд.
Еще одним символом, присутствующим в стихотворении «Красной кистью…», является религия, которую Цветаева олицетворяет с чем-то вечным и незыблемым. Она появилась на свет в день Иоанна Богослова, когда в храме «спорили сотни колоколов». Но поэтесса упоминает об этом сдержанно и как-то отстраненно, не считая, что вправе этим хвалиться и гордиться. С религией у Цветаевой взаимоотношения весьма сложные и противоречивые. Она не считает себя глубоко верующим человеком, однако в самые сложные моменты жизни обращается именно к Богу, уповая на то, что он защитит ее и поможет найти правильный путь.
Таким образом, свое появление на свет поэтесса описывает просто и буднично, хотя между строк можно прочесть о том, что она благодарна судьбе за то, что родилась именно в этот теплый сентябрьский день. Поэтому Цветаева признается, что ей до сих пор «хочется грызть жаркой рябины горькую кисть». При этом поэтесса глубоко убеждена в том, что жизнь циклична, и каждый новый ее виток начинается именно со дня рождения. Это – прекрасная возможность что-то переосмыслить и изменить, так как любым начинаниям, если человек находится на верном пути, будет сопутствовать удача.
Примечательно, что именно накануне своего 26-летия Марина Цветаева приняла решение вернуться к мужу и восстановить семью. Гораздо позже она напишет о том, что это решение далось ей нелегко, так как в течение нескольких лет поэтесса была влюблена в свою лучшую подругу Софью Парнок, из-за которой и распался ее брак. Однако Цветаева понимала, что ее подрастающей дочери нужен отец, и его никто не сумеет заменить.
Пройдет еще несколько лет, и поэтесса убедится в том, что ее брак хоть и не является безупречным, однако Сергей Эфронт – прекрасный муж, который способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако Цветаева не могла и предположить, что очень скоро рябиновые кисти станут для нее полузабытым мифом, так как в Париже, где обоснуется семья поэтессы, ее любимое дерево не растет и не сможет радовать ее своими плодами каждую осень.
Метки: Цветаеваpishi-stihi.ru
В истории русской литературы известны случаи мистического предсказания каких-либо событий в жизни писателей. Однако чаще такие истории случаются с поэтами. Например, Николай Рубцов в одном из своих стихотворений написал: «Я умру в крещенские морозы». И он действительно погиб 19 января 1971 года – в самое Крещение.Некоторые творцы в своих произведениях вскользь касались даты своего рождения. Не стала исключением и русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева. Она уже упоминала в стихотворениях свое имя: «…мне имя - Марина, Я - бренная пена морская». И вот написанное 16 августа 1916 года стихотворение «Красною кистью...», чей анализ здесь и будет представлен, стало биографически точным отражением даты ее рождения. Марина Цветаева родилась в ночь на 26 августа 1892 года – день, который в церковном календаре значится как день Иоанна Богослова.
Уже первая строка «Красной кистью рябина зажглась» содержит множество символов. Если в фольклорной поэзии красный цвет всегда обозначал красоту, радость, торжество, то в преддверии 1917 года и Октябрьской революции упоминание красного цвета невольно рождает мысль о предвидении трагических событий в жизни самой Цветаевой и всей России.
Поэзия, по существу, не может быть автобиографичной, в отличие от прозы. Но это стихотворение все-таки именно про Цветаеву. И в данном случае «я» - это не просто лирическая героиня. Здесь сама Марина. Неслучайно А.И. Павловский в книге «Куст рябины» писал, что «рябина навсегда вошла в геральдику» поэзии Марины Цветаевой. «Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы – она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и уходящей в зиму забвения». Отныне две приметы осени вызывали у поэтессы ассоциацию с днем ее рождения: «кисть рябины» и «падали листья». И если у большинства обывателей опадающие осенью листья порождали мысли об умирании в природе, то для поэтессы это, наоборот, начало ее жизни.
Еще одно важное событие, связанное с датой рождения, - день евангелиста Иоанна Богослова. Марина Ивановна появилась на свет в этот церковный день, когда «спорили сотни колоколов» в храмах. Конечно, христианство в жизни любого русского человека играло немаловажную роль. Однако у Марины было довольно сложное отношение к религии. В этом стихотворении героиня все-таки придает большое значение тому, что родилась в христианский праздник, ведь в самые трагические моменты своей жизни ей ничего не остается, как уповать только на Бога, ища защиты и успокоения.
Завершается стихотворение несколько неожиданно: героиня признается, что ей хочется грызть «жаркой рябины горькую кисть». Образ жаркой рябины позже «позаимствует» Сергей Есенин, у которого в известном стихотворении «горит костер рябины красной». Что же касается горечи, то у Марины Цветаевой эпитет вновь многозначен. Да, можно понять буквально, что красная рябина на вкус горькая. Она становится слаще после первых заморозков. Но горькой кисть может стать и от перенесенных в жизни испытаний, оставляющих привкус горечи на всю жизнь.
В целом стихотворение необычно своим построением. Оно представляет из себя короткие отрывистые предложения, напоминающие народные причеты или заклички. Поэтесса выбрала трехсложный размер – дактиль, но в строке всего две стопы, одна из которых неполная. Это еще больше усиливает восприятие как бы оборванности стиха. В каждой строфе чередуется женская и мужская рифма, причем ударение падает на последний слог именно в четных завершающих строках. При чтении возникает ощущение, будто Цветаева намертво припечатывает этой рифмой строку. Именно поэтому, за исключением одного двоеточия, все знаки препинания – точки. Ведь неслучайно одной из особенностей поэзии Марины Цветаевой принято считать так называемый телеграфный синтаксис, то есть построение, основанное не на грамматических законах речи, а на экспрессии, чувствах, эмоциях.
По произведению: «Красною кистью»
По писателю: Цветаева Марина Ивановна
goldlit.ru
Генералам двенадцатого года Сергею
Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след — Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера — Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы И мягок — самый черствый хлеб, О, молодые генералы
Своих судеб!
———
Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена... И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век... И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег. Три сотни пробежало — трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно, Как ваша бешенная рать?.. Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие — И весело переходили В небытие.
Феодосия, 26 декабря 1913
* * * Все глаза под солнцем — жгучи, День не равен дню. Говорю тебе на случай,
Если изменю:
Чьи б ни целовала губы Я в любовный час, Черной полночью кому бы
Страшно ни клялась, —
Жить, как мать велит ребенку, Как цветочек цвесть, Никогда ни в чью сторонку
Глазом не повесть...
Видишь крестик кипарисный? — Он тебе знаком — Все проснется — только свистни Под моим окном.
22 февраля 1915
* * * Цыганская страсть разлуки! Чуть встретишь — уж рвешься прочь! Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:
Никто, в наших письмах роясь, Не понял до глубины, Как мы вероломны, то есть — Как сами себе верны.
Октябрь 1915
* * * Ты проходишь на Запад Солнца, Ты увидишь вечерний свет, Ты проходишь на Запад Солнца,
И метель заметает след.
Мимо окон моих — бесстрастный — Ты пройдешь в снеговой тиши, Божий праведник мой прекрасный,
Свете тихий моей души.
Я на душу твою — не зарюсь! Нерушима твоя стезя. В руку, бледную от лобзаний,
Не вобью своего гвоздя.
И по имени не окликну, И руками не потянусь. Восковому святому лику
Только издали поклонюсь.
И, под медленным снегом стоя, Опущусь на колени в снег, И во имя твое святое
Поцелую вечерний снег. —
Там, где поступью величавой Ты прошел в гробовой тиши, Свете тихий — святыя славы — Вседержитель моей души.
2 мая 1916
* * * Красной кистью Рябина зажглась. Падали листья,
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
16 августа 1916
* * * И сказал Господь: — Молодая плоть,
Встань!
И вздохнула плоть: — Не мешай, Господь,
Спать.
Хочет только мира Дочь Иаира. — И сказал Господь: — Спи.
Март 1917
* * * В лоб целовать — заботу стереть.
В лоб целую.
В глаза целовать — бессонницу снять.
В глаза целую.
В губы целовать — водой напоить. В губы целую.
В лоб целовать — память стереть. В лоб целую.
5 июня 1917
* * * Идет по луговинам лития. Таинственная книга бытия Российского — где судьбы мира скрыты —
Дочитана и наглухо закрыта.
И рыщет ветер, рыщет по степи: — Россия! — Мученица! — с миром — спи!
30 марта 1918
* * * Белье на речке полощу,
Два цветика своих ращу.
Ударит колокол — крещусь, Посадят голодом — пощусь.
Душа и волосы — как шелк. Дороже жизни — добрый толк. Я свято соблюдаю долг. — Но я люблю вас — вор и волк!
Между 26 мая и 4 июня 1918
* * * Белогвардейцы! Гордиев узел Доблести русской! Белогвардейцы! Белые грузди Песенки русской! Белогвардейцы! Белые звезды! С неба не выскрести! Белогвардейцы! Черные гвозди В ребра антихристу!
9 августа 1918
* * * Мне был подан с высоких небес Меч серебряный —
воинский крест.
Был мне с неба пасхальный тропарь: — Иоанна! Восстань, Дева-царь!
И восстала — миры бороть — Посвященная в рыцари — Плоть.
Подставляю открытую грудь. Познаю серединную суть. Обязуюсь гореть и тонуть.
8 октября 1918
* * * Высоко мое оконце! Не достанешь перстеньком! На стене чердачной солнце От окна легло крестом. Тонкий крест оконной рамы. Мир. — На вечны времена. И мерещится мне: в самом Небе я погребена!
Ноябрь 1919
* * * Простите Любви — она нищая! У ней башмаки нечищены, —
И вовсе без башмаков!
Стояла вчерась на паперти, Молилася Божьей Матери, —
Ей в дар башмачок сняла.
Другой — на углу, у булочной, Сняла ребятишкам уличным:
Где милый — узнать — прошел.
Босая теперь — как ангелы! Не знает, что ей сафьянные В раю башмачки стоят.
30 декабря 1919, Кунцево — Госпиталь
* * * Сижу без света и без хлеба, И без воды. Затем и насылает беды Бог, что живой меня на небо
Взять замышляет за труды.
Сижу, — с утра ни корки черствой — Мечту такую полюбя, Что — может, — всем своим покорством — Мой Воин! — выкуплю тебя.
16 мая 1920
* * * В сиром воздухе загробном — Перелетный рейс... Сирой проволоки вздроги,
Повороты рельс...
Точно жизнь мою угнали По стальной версте — В сиром мо’роке — две дали...
(Поклонись Москве!)
Точно жизнь мою убили. Из последних жил В сиром мо’роке в две жилы
Истекает жизнь. 28 октября 1922
* * * Ты, меня любивший фальшью Истины — и правдой лжи, Ты, меня любивший — дальше
Некуда! — За рубежи!
Ты, меня любивший дольше Времени. — Десницы взмах! — Ты меня не любишь больше: Истина в пяти словах.
12 декабря 1923
* * * Русской ржи от меня поклон, Полю, где баба застится... Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце...
Ты в погудке дождей и бед — То ж, что Гомер в гекзаметре. Дай мне руку — на весь тот свет! Здесь мои — обе заняты!
7 мая 1925
Рейтинг:
Только зарегистрированные пользователи могут голосовать
litbook.ru
10 стихотворений гениальной Марины Цветаевой, превратившей женскую истерику — в поэзию, а поэзию — в истерику
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов. День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины
Горькую кисть.
Продолговатый и твердый овал, Черного платья раструбы… Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца Вальсы Шопена играли… По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд. Взгляд, к обороне готовый. Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли, И невозможностей — сколько? — В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж. Темные звезды погасли. — Бабушка! — Этот жестокий мятеж
В сердце моем — не от вас ли?..
В огромном городе моем — ночь. Из дома сонного иду — прочь И люди думают: жена, дочь,-
А я запомнила одно: ночь.
Июльский ветер мне метет — путь, И где-то музыка в окне — чуть. Ах, нынче ветру до зари — дуть
Сквозь стенки тонкие груди — в грудь.
Есть черный тополь, и в окне — свет, И звон на башне, и в руке — цвет, И шаг вот этот — никому — вслед,
И тень вот эта, а меня — нет.
Огни — как нити золотых бус, Ночного листика во рту — вкус. Освободите от дневных уз,
Друзья, поймите, что я вам — снюсь.
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами, Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной — Распущенной — и не играть словами, И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне Гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью — всуе… Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня — не зная сами! — Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце, не у нас над головами,- За то, что вы больны — увы! — не мной,
За то, что я больна — увы! — не вами!
Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я — поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти, В святилище, где сон и фимиам, Моим стихам о юности и смерти,
— Нечитанным стихам! —
Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!), Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Вчера еще в глаза глядел, А нынче — всё косится в сторону! Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Я глупая, а ты умен, Живой, а я остолбенелая. О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
И слезы ей — вода, и кровь — Вода,- в крови, в слезах умылася! Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Увозят милых корабли, Уводит их дорога белая… И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Вчера еще — в ногах лежал! Равнял с Китайскою державою! Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Детоубийцей на суду Стою — немилая, несмелая. Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Спрошу я стул, спрошу кровать: «За что, за что терплю и бедствую?» «Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.
Жить приучил в самом огне, Сам бросил — в степь заледенелую! Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?
Всё ведаю — не прекословь! Вновь зрячая — уж не любовница! Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Самo — что дерево трясти! — В срок яблоко спадает спелое… — За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!
Плохо сильным и богатым, Тяжко барскому плечу. А вот я перед солдатом
Светлых глаз не опущу.
Город буйствует и стонет, В винном облаке — луна. А меня никто не тронет:
Я надменна и бедна.
Ушел — не ем: Пуст — хлеба вкус. Всё — мел.
За чем ни потянусь.
…Мне хлебом был, И снегом был. И снег не бел,
И хлеб не мил.
Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной,
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила, Что я появлюсь, грозя… Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже, И кудри мои вились… Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед,— Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли… — И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
Кто создан из камня, кто создан из глины,- А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти — Тем гроб и нагробные плиты… — В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети Пробьется мое своеволье. Меня — видишь кудри беспутные эти?-
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена, Я с каждой волной — воскресаю! Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
По материалам — april-knows.ru
Вам также может понравиться
Они видят то, чего не видят другие. Нет, речь вовсе
Они видят намного дальше, намного глубже.
«Что видит слепой, держа в руке зажженную лампу?»
«Мы не занимались любовью и даже не целовались, но
Приходилось ли вам замечать, что у некоторых людей
www.cluber.com.ua