Цветущее дерево символ жизни


4. Цветущее дерево — символ жизни. 151

Декоративная композиция: мотив дере-

ва в народной росписи (1 ч)

Восприятие произведений народных и со- временных мастеров городецкой росписи.

Основные содержательные линии. Пред- ставления о богатстве и разнообразии худо- жественной культуры (на примере культу- ры народов России). Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведения- ми народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Ис- кусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Образы цветущей природы в творчестве народного мастера и художника. Общее и различное в выявле- нии приёмов городецкой живописи и дру- гих школ народного мастерства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов».

Творческое задание с применением по- следовательности и приёмов городецкой ро- списи кистью.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Рассматривать изделия мастеров Городца, отобража- ющих народное восприятие мира, связь человека с при- родой, родной землёй.

Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях горо- децких мастеров, выделять из них наиболее распро- странённые мотивы.

Рассказывать о центрах народных промыслов, в ко- торых цветы, цветущие ветки, букеты являются глав- ными мотивами.

Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобра- зия в отличие от других школ народного мастерства.

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёв- ка», «разживка чёрным цветом», «разживка белила- ми». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью.

Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «раз- живки чёрным цветом и белилами».

Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

5. Птица — символ света, счастья и до- 152

бра. Декоративная композиция: равнове-

сие красочных пятен, узорные декоратив-

ные разживки, симметрия, ритм, единство

колорита (1 ч)

Восприятие образа птицы-света в творче- стве городецких мастеров конца XIX— XX вв.

Основные содержательные линии. Пред- ставление о роли изобразительных (пласти- ческих) искусств в повседневной жизни че- ловека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведени- ями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Разнообразие ком- позиционных мотивов городецкой росписи, восходящих к древней традиции росписи прялок. Парные фигуры в едином сюже- те — две женские фигуры, две птицы, два всадника на коне «у древа».

Рассматривать декоративную композицию с птицами

«у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах

народного творчества. Рассказывать, что означает в на-

родном искусстве образ птицы-света. Высказывать суж-

дение о заполнении пространства в декоративной трёх-

частной композиции в городецкой росписи прялочного

донца.

Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразитель- ных средств решения этой декоративной композиции.

Работа по художественно-дидактическим

таблицам «Образцы декоративных разжи-

вок для птиц».

Творческое задание с использованием приёмов работы кистью (силуэт, пятно, ли- ния, «разживки белилами», выявляющие ритм оперения) в декоративном изображе- нии птиц.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Работать по художественно-дидактической таблице. Повторять за народным мастером ритм и форму «раз- живок белилами».

Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цве- тущей ветки с использованием приёмов городецкой ро- списи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.

153

6. Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разжи- вок (1 ч)

Восприятие образов вороного коня и всад- ника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мав- риной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.

Основные содержательные линии. Исто- ки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о син- тетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, ору- дий труда, костюма; музыка, песни, хоро- воды; былины, сказания, сказки). Ознаком- ление с произведениями народных художе- ственных промыслов в России (с учётом

Различать, как образ-символ коня представлен в раз- ных видах устного народного творчества в декоратив- но-прикладном и народном искусстве.

Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить при- меры из разных видов народного творчества.

Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

местных условий). Продолжение знаком- ства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Глубина поэтическо- го изображения коня и всадника на коне, их синтетичность в фольклоре (конь-время, конь-свет, конь-птица, конь-богатырская сила), связанные с возрождением солнеч- ного тепла, света, жизни. Живописная ма- нера кистевой росписи в творчестве горо- децких мастеров.

Работа по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в на- родном искусстве и называть их.

Работать по художественно-творческой таблице. Ов- ладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня.

Выполнять кистью свой вариант росписи коня с ис- пользованием приёмов городецкой росписи и декора- тивного обобщения фигуры коня без карандашного ри- сунка.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

154

7. Связь поколений в традициях Город- ца. Декоративная композиция с вариа- циями городецких мотивов: ритм, сим- метрия, динамика, статика (1 ч)

Восприятие произведений мастеров раз-

ных поколений, современных мастеров,

продолжающих и развивающих традиции

старейших мастеров городецкой росписи

И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и

детских творческих работ.

Основные содержательные линии. Искус-

ство вокруг нас сегодня. Ознакомление

с произведениями народных художествен-

ных промыслов в России (с учётом мест-

ных условий). Продолжение знакомства

с основами художественной грамоты: ком-

позиция, цвет, линия, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Особенности приё- мов композиции в панно как произведении декоративного назначения. Художествен- ная ценность обыденных предметов из де- рева, украшенных городецкой росписью.

Творческое задание с использованием средств выразительного языка народного декоративно-прикладного искусства, с при- менением традиционных приёмов декора- тивных разделок для объединения разных цветовых сочетаний.

Материалы: кисть, гуашь, бумага.

Советы мастера.

Рассматривать произведения народного искусства,

выражать своё отношение к развитию традиций горо-

децкой росписи в творчестве современных мастеров.

Называть традиционные мотивы городецкой росписи

в современных изделиях.

Участвовать в обсуждении художественно-эстетиче- ской ценности изделий с городецкой росписью, преем- ственности живописных традиций в творчестве масте- ров современного художественного промысла «Городец- кая роспись».

Выполнять декоративную композицию по мотивам го- родецкой росписи для украшения изделий разнообраз- ных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к искус- ству городецкой росписи.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

155

8. Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица че- ловека (1 ч)

Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

156

Восприятие произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Ма- ковского, В. Васнецова, В. Сурикова и со- временных художников Г. Васько, П. Пав- лова, запечатлевших в своих работах обра- зы творческих людей.

Основные содержательные линии. Образ современника. Образ человека в традици- онной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами худо- жественной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство портре- та. Выявление характерных признаков об- раза портретируемого и его принадлежно- сти к творческой профессии.

Работа по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изобра- жения лица человека в разных ракурсах». Творческое задание с использованием

средств выразительности живописи и гра- фики, соблюдением пропорции лица чело- века.

Материалы: акварель, гуашь, пастель, фломастеры.

Советы мастера.

Рассматривать портреты, выполненные живописцами и графиками. Рассказывать, по каким признакам мож- но определить, что на портрете изображён художник или народный мастер.

Участвовать в обсуждении образов художников и на- родных мастеров в произведениях живописи и графи- ки, особенностей передачи внешнего облика в лице, ко- стюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры.

Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном по- ложении и вполоборота.

Выполнять портрет народного мастера или художни- ка в момент создания им художественного произведе- ния. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою.

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

157

9. Вольный ветер — дыхание земли. Пей- заж: линии, штрихи, точки, пятно, свет (1 ч)

Восприятие пейзажей живописцев XIX— XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Тка- чёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и гра- фика В. Фаворского, в которых едва ли не главное место занимает изображение неба. Основные содержательные линии. Жанр пейзажа. Пейзажи родной природы. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли-

ния, ритм.

Диалог об искусстве. Приёмы передачи бесконечности и глубины небесных просто- ров, стремительности продвижения облаков по небу. Статика и динамика в компози- ции пейзажа.

Работа по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс».

Творческое задание с использованием средств выразительного языка графики (точка, линия, штрих, светотеневое пятно). Материалы: простой карандаш, цветные

карандаши, гелиевая ручка, фломастеры.

Советы мастера.

Рассматривать живописные и графические пейзажи художников, в которых отражаются древние представ- ления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, соз- данные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе- редачи состояния природы в пейзаже (чередование рез- ких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие пере- ходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных ра- ботах).

Работать по художественно-дидактической таблице. Различать графические выразительные средства для пе- редачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы.

Выполнять по памяти или по представлению изобра- жение неба с несущимися облаками в пейзаже и дере- вьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой ра- боте своё отношение к разным состояниям в природе.

Продолжение

Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности

158

10. Движение — жизни течение. Набро- ски с натуры, по памяти и представле- нию: подвижность красочных пятен, ли- ний (1 ч)

Восприятие произведений отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашнико- ва, графики А. Пахомова, В. Курчевского, М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного ма- стера И. Маркичева из Палеха.

Основные содержательные линии. Обра- зы природы и человека в живописи. Раз- ница в изображении природы в разное вре- мя года, суток, различную погоду. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соот- ветствии с поставленными задачами. Про- должение знакомства с основами художе- ственной грамоты: композиция, цвет, ли- ния, форма, ритм.

Диалог об искусстве. Искусство как уни- версальный способ отображения изменчи- вости в природе и человеческой жизни. Жи- вописные средства художественной выра-

Наблюдать подвижность жизни природы и человека и отображение её в разных видах искусства. Рассма- тривать произведения разных видов искусства, отобра- жающих явления окружающего мира. Рассказывать, какие произведения передают спокойное, малоподвиж- ное состояние, а какие изображают энергичное течение жизни и пронизаны ощущением постоянной изменчи- вости природы, различных ритмов, движения.

Сопоставлять художественные приёмы, позволяющие выразительно передавать состояние спокойствия в при- роде или её ритмов и изменений.

Участвовать в обсуждении художественных приёмов, позволяющих передавать состояние статики и динами- ки.

зительности, передающие статичность и ди-

намичность композиции произведений раз-

ных видов искусства.

Работа по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на пере- дачу динамики».

Творческое задание с использованием средств выразительности языка живописи и графики.

Материалы: акварель, гуашь, фломасте- ры, цветные карандаши.

studfiles.net

Растения: цветы и деревья – символы и значения

В растительной символике воплощено истинное разнообразие китайской природы, ведь представители этого народа с давних времен растили и оберегали свои прекрасные сады.

Существует китайская богиня цветов, её посвящен праздник появления листьев и цветов. Праздник Весны, совпадающий с ранним цветением садов,  всегда украшается цветами.

В давние времена женщины любили носить в волосах цветочные гирлянды, важно было избегать белые и синие цветы, эти цвета связаны с трауром и невезением.

Цветы ассоциировались в китайской культуре с молодыми женщинами и девушками, именно с ними может быть связано большинство цветочных мотивов в искусстве.

Есть традиция сочетать цветы с образами определенных птиц – потому что они совпадают символически и идентичны по смыслу, хотя и принадлежат к разным царствам природы. Например, и сосна и журавль – обозначают долголетие,  поэтому журавль и сосна представляют долголетие «двойное» или даже «в квадрате».

Существуют птицы – друзья цветов, это ласточки и иволги, а также дружественные цветам насекомые – пчелы и бабочки.

Распространенный в Китае символ корзины с цветами – принадлежит одному из даосских Бессмертных существ (аналог христианских Святых).

Каждый месяц традиционного календаря в Китае связан с каким-то растением:

  • первый – слива;
  • второй – абрикос;
  • третий – пион;
  • четвертый – вишня;
  • пятый – магнолия;
  • шестой – гранат;
  • седьмой – лотос;
  • восьмой – груша или айва;
  • девятый – кассия или мальва;
  • десятый – хризантема;
  • одиннадцатый – гардения;
  • двенадцатый – мак.

Каждый сезон имеет свои ассоциации добродетельных растений:

  • с весной ассоциируются – орхидеи и магнолии;
  • летние растения – пион или лотос;
  • осенний цветок – хризантема;
  • зимние ассоциации принадлежат китайской сливе и бамбуку.

В популярной китайской игре «Маджонг» эти четыре растения превращены в «цветочные плитки».

Символы цветов и растений

Азалия

Этот цветок китайцы могут ассоциировать с птицей кукушкой и даже называть азалии «цветами кукушки». Якобы у некоторых диких видов растения есть красное пятнышко по цвету напоминающее красное горлышко местной кукушки.

Тычинки азалии собирались и использовались как мягкое наркотическое средство.

Часто в изобразительном искусстве прекрасные азалии служат символом женской красоты.

Азалия и бабочка в одном изображении означает творческие способности.

Бамбук

В Китае бамбук используется широко и разнообразно, он и продукт питания и строительный материал, из него можно изготавливать бумагу, праздничные петарды и мн.др. Он полезен, гибок и изящен, что делает его образцом добродетели как для даосов, так и для приверженцев конфуцианства.

Являясь вечнозеленым растением, бамбук считается одним из «друзей зимы», в компании с сосной и сливой.

Значение бамбука в искусстве:

  • он выражает качества стойкости и долговечности из-за своих природных свойств;
  • а также скромность, так как бамбуковый стебель полый, а листья опадают;
  • присутствие на бамбуковом стволе суставов ассоциируется с моральной целостностью,
  • его прямота с добродетельностью и честностью.

Раскачивание и шелестящий звук бамбука связывают с весельем и смехом.

В «Маджонге» бамбук является одним из образцов «рубашки».

Когда дарят бамбук, это обычно означает пожелание добра, мира и счастья. Бамбук со сливами в изобразительном искусстве обычно представляет жену и мужа.

Этот мотив является настолько популярным, что некоторые художники посвящают свое творчество только бамбуку, например:

Вишневое дерево

Название вишни в китайском языке означает «ребенок персика».

Вишневое дерево как растение, живущее в саду королевы-матери Запада, традиционно связывали с долголетием. С вишней сравнивали женские губки и красоту молодости.

Фраза «есть вишню» является эвфемизмом «заниматься любовью», поэтому должна произноситься с осторожностью.

Это растение встречается в центре и на севере Китая, дикие виды вишни достаточно горькие и использовались в качестве лекарства.

Женьшень

Ассоциируется с европейским корнем мандрагоры и с магическими силами. Женьшень похож на человечка (корень-человек), даже считали, что он плачет, когда его вынимают из земли. Символизирует магические силы и способности, их пробуждение.

В Китайской традиционной медицине его использовали как тоник для здоровья, сейчас он известен по всему миру.

Ива

Широко распространена в Китае, считается деревом очень полезным в хозяйстве: из нее можно сделать веревки и корзины, использовать в качестве дров.

Из-за гибкости и изящества этого растения, иву ассоциируют с кротким женским характером и обаянием молодой женщины.

Ива с ласточкой – означает художественные способности.

Иву часто рисовали на знаменитом китайском фарфоре, экспортируемом в Европу – рисунки представляли собой разные мотивы юной любви (на фоне ивы) бедного юноши и дочери его богатого начальника.

Из ивы делают праздничные метлы для фестивалей – считается, что её энергетика изгоняет злых духов. Было хорошим тоном давать веточку ивы гостям, покидающим дом, в качестве прощального подарка и для ее разведения.

В традиционной китайской медицине иву используют как эффективный аналог аспирина из-за высокого содержания в растении салициловой кислоты.

Кипарисы

Эти деревья очень долго живут, поэтому основной символ кипариса –  долголетие и пожелание этого.

По аналогии с европейскими тисовыми деревьями, кипарисы в Китае часто высаживают вблизи кладбищ.

Также из-за схожести звучания кипарис ассоциируется с числом 100, поэтому его образ обычно означает «сто» – как «много», например – «живите еще сто лет», или «пусть у вас будет сто сыновей».

Китайская корица

Другое название – дерево кассии, кора которого использовалась издавна при приготовлении пищи. Оно быстрорастущее и даже есть легенда о том, что хозяин дерева никогда не сможет держать это растение под контролем, настолько быстро оно растет.

И еще одна легенда рассказывает о том, что на Луне кроме лунной богини и ее зайца, существует волшебное дерево кассии, которое и производит элексир бессмертия.

Изображение кассии вместе со сливой (растение весны) означает пожелание бесконечного аромата, то есть долгой и почетной жизни. Если к кассии добавляется гранат и тыква, это будет пожелание человеку многих успешных сыновей, а потом и внуков.

Клен

Из-за звучания своего названия, это дерево связано с пожеланием получить грант, заказ, назначение на хорошую должность, работу. Доводит это пожелание до абсолюта такое изображение: обезьяна находит красную коробку в кленовом дереве, в которой находится пакет с  печатью офиса.

Лоза и виноград

Название лозы по-китайски звучит похоже на «навсегда», поэтому его изображают чтобы символизировать бессмертие на картине.

Виноград и лоза довольно распространенный мотив, украшающий фарфор времен династии Мин.

Лозы часто показаны в сочетании с крысами, тыквами и виноградом, все это имеет значение – продления и укрепления рода. Лоза с корнями будет символом многочисленных поколений и пожеланием человеку обрести их в своей жизни.

Лимонный палец

Это небольшое китайское дерево семейства цитрусовых, плод которого выглядит странно – как будто бы имеющим много пальцев.  Его редко едят, чаще всего используют в качестве ароматизатора чтобы придать пространству приятный цитрусовый запах.

Как образ в изобразительном искусстве будет символизировать долгую жизнь в процветании. А вместе с бабочкой – пожелание долгой и счастливой жизни на пенсии.

Ещё лимонный палец является талисманом удачи в игре и для игроков.

Лилия, ирис

Из всех лилий, растущих в Китае, наиболее ценной считается «однодневная  лилия», которая цветет лишь день. Считается, что она напоминает человеку о мимолетности жизни и помогает забыть о проблемах, посмотреть на них по-другому.

Лилия является символом деторождения и любые предметы с ее изображением – хорошим подарком для молодоженов на свадьбу.

Изуверская традиция обматывания женских стоп (чтобы они не росли и оставались маленькими и изящными) называлась «золотыми лилиями» – поскольку Император превозносил добродетель крошечных ножек сравнивая их с цветами лилии.

Лилиями и ирисами принято отпугивать зло от дома. Ими украшают дверные проемы – особенно сильна эта традиция во время Фестиваля лодок-драконов.

Лотос

Растение весьма почитаемо в Китае, ведь в буддизме оно символизирует переход от зла к добру, а также колесо жизни. Все потому что лотос растет в болоте, но производит прекрасный цветок, который олицетворяет лето, скромность и чистоту.

Пара лотосов ассоциируются с гармоничной жизнью в паре, счастливый брачный союз.

Лотос является символом Хе Сянгу – одного из восьми китайских Бессмертных, как и одного из Небесных Близнецов.

Он усиливает значение позитивных символов, например:

  • лотос с золотой рыбкой – пожелание изобилия: богатства и золота;
  • лотос с уточкой – пожелание счастья;
  • с цаплей – пожелание человеку стремиться к прогрессу и развитию.

С образом лотосов (как и лилий) связана красота маленьких женских ножек.

Известная буддийская мантра имеет слово «лотос» (падме) в своем тексте: «Ом Мани Падме Хум». А «поза лотоса» – является одной из базовых в традиционных медитативных практиках.

Магнолия

Также горячо любимый китайцами цветок, когда-то его было разрешено выращивать лишь императору и его фаворитам.

Аналогично цветам пиона, магнолия является символом женской красоты. Если она изображена с бабочкой, то это какой-то юноша стремится к любви и ищет её.

Магнолия вместе с яблоком и цветами будут означать пожелание человеку богатства благодаря карьере ученого.

Вместе с пчелами – символ самоуважения человека.

Название магнолии – Мулан, его носила знаменитая девушка-воин (китайский аналог «кавалерист-девицы»), история которой легла в основу диснеевского мультика «Мулан».

Маки

Символ 12-го месяца.

Производимый из маков опиум до того, как стал проблемой, вызывающей зависимость, в Китае использовался долгие века в качестве лекарства.

Цветы мака часто изображали на фарфоре.

Нарцисс

Растение многолетнее, появляющееся каждую весну, за что его назвали «живой водой».

Его образ на картине может являться символом восьми китайских Бессмертных, а также означать удачу.

Нарциссы вместе с бамбуком и камнями означают пожелание: «пусть Бессмертные дадут вам долгую жизнь».

Орхидея

Сам цветок и его запах ассоциируется с утонченной женской красотой и скромностью. Является популярным женским именем.

Особенно славит орхидею конфуцианство, ведь сам Конфуций считал это растение символом совершенного человека.

Орхидея и бамбук вместе – идеальные образы и символы для росписи.

Также этот цветок сравнивали с карьерой ученого, которая также же утонченна, трепетна и «может процветать только при мудром и справедливом правителе».

В южной провинции Гуандун в 19 веке женщины, не желающие вступать в брак создали общество Золотой Орхидеи, которое было жестоко подавлено как безнравственный нарушитель традиций. В данной связи орхидею можно считать выражением феминизма.

Пион

Символ третьего месяца года, весенний. Один из самых популярных и любимых китайцами цветов, отношение к нему здесь можно сравнить с отношением европейцев к розе.

Пион – независимо от цвета, олицетворяет молодую девушку. Белый пион – символизирует красивую молодую девушку, умную и талантливую.

Двойной цветок пиона – пожелание двойного богатства, повторного получения прибыли, дохода.

Лотос, хризантема и слива вместе с пионом – обозначают целый год.

В сочетании с образами феникса, фазана, павлина, – цветок пиона является символом положительной репутации.

Пион, растущий в саду мог служить знаком здоровья – если цветок болеет и чахнет, то это нехорошее предзнаменование для кого-то из членов семьи.

Роза

В отличии от Европы, в Китае роза – лишь один из многих прекрасных цветов.

Цветок и куст розы является символом молодости, если на картине изображены еще и пчелы, то – сладость молодости. Однако, картины с розами китайцы рисуют чаще всего на экспорт, для западного мира.

Сливовое дерево

Еще один друг зимы (вместе с сосной и бамбуком), расцветающий в конце зимнего периода, популярный в китайском искусстве. Цветы сливы появляются раньше, чем листья, поэтому образ сливы может означать пожелание долголетия.

Характер сливового дерева описывается двумя значениями: «дерево» и «ребенок», что означает плодовитость.

Персики и сливы – вместе символизируют детей школьного возраста.

Пять лепестков цветка сливы являются одним из многих символов «пятерки», как и пять богов процветания, пять богов удачи и пр.

Сосна

Растение вечнозеленое, поэтому связана с зимой, сосна – «друг зимы».

Очень популярный образ в китайской пейзажной живописи, символизирует долгую жизнь и стойкость, иногда одиночество.

Изображение веток сосны с двойными иголочками – может быть символом блаженства, испытываемого в браке, в парной жизни.

Деревья сосны, как и кипарисы часто можно увидеть вокруг кладбищ, ведь в Китае есть легенда, что кладбищенские демоны избегают этих деревьев.

Тутовое дерево

При том, что шелковицы широко распространены в Китае – так как служат пищей тутового шелкопряда, – их размещение в передней части двора считали несчастливым. Название тутового дерево по-китайски означает «потери, траур и смерть» и кое-где веточки этого растения носили как траурный знак.

Хризантема

Еще один популярный и любимый китайцами цветок, который часто встречается на картинах. Любовь китайцев к хризантеме распространилась на соседей – японцев, известный факт: там императорский трон называют Троном Хризантемы.

Как символ осени, он ассоциируется с желанием и радостью мирного выхода на пенсию. Это растение контрастирует с весенним цветком – сливой, эта пара может иллюстрировать терпение и стоицизм человека перед лицом разочарования.

Два растения: сосна и хризантема означают пожелание долгой жизни. Хризантема и много перепелов является пожеланием всем поколениям одной семьи мирной жизни в одном доме.

Лепестки хризантемы используются в качестве успокоительного чая и для ароматизации вина.

znak-simvol.ru

Дерево как символ: от религии до политики

Марина Куликова, кандидат биологических наук. Фото dreamstime.com

Дерево как символ давно и прочно вошло в культуру разных народов: «ось мира», космическое дерево, древо познания, священное дерево. С незапамятных времен под деревьями собирались на совет, вершили суд, прятали сокровища. Символично не только само дерево, но и его части – ветви, ствол, корни, побеги.Приглашаем вас в увлекательное путешествие в мифологическое прошлое дерева.

От язычников до психологов

Дерево – один из самых универсальных символов в культуре человека. В древности его связывали с богами и мистическими силами природы. В языческих обществах оно воплощало образ плодородия, мудрости и благополучия, в христианских – отождествилось с Крестом Искупления. Крест в иконографии часто изображается как древо жизни. С деревом, а именно с мировой осью, отождествляется вертикальная часть креста. Отрицая языческие обряды, христианская религия все-таки сохранила за рождественским деревом символику возрождения.

Широко использовалось дерево как символ и в поздний культурный период в искусстве и литературе, в геральдике и науке: у Пушкина анчар в одноименном стихотворении предстает как символ смерти, у Льва Толстого в романе «Война и мир» старый дуб – символ всепобеждающей жизни. Карл Юнг на примере дерева описывал психические процессы человека: корни олицетворяют бессознательное, ствол – сознательное, а крона – транссознательное.

Интересно

В психологии есть метод диагностики состояния человека по тому, как он рисует дерево, при этом корни символизируют коллективное и бессознательное, ствол – импульсы и инстинкты, ветви – пассивность или противостояние жизни.

Однажды по прихоти случая дерево выросло в заброшенной лачуге без окон и отправилось на поиски света. Человеку нужен воздух, рыбе – вода, а дереву – свет. Корнями оно уходит в землю, а ветвями к звездам, оно – путь, соединяющий нас с небом.Антуан де Сент-Экзюпери. Цитадель

Космос, жизнь, познание

В культуре различных древних цивилизаций, таких как Вавилон, Египет, Индия, Скандинавия, встречается символ древа жизни (мировое, или космическое, дерево) и древа познания добра и зла.

В общем смысле образ дерева обозначает жизнь космоса: его гармоничность, рост, распространение, процессы зарождения и возрождения, неистощимую жизнь, бессмертие. Дерево с корнями, находящимися под землей, и ветвями, вздымающимися к небу, символизирует устремление ввысь и отождествляется с такими символами, как лестница и гора, представляющими общие взаимосвязи между тремя мирами. Нижний мир – ад, срединный мир – земля, верхний мир – небо. Обладая вытянутой по вертикали формой, дерево ассоциируется с осью мира, соединяющей небо и землю, человека и его путь к духовным высотам.

Часто древо жизни изображается перевернутым: его корни находятся на небе, а ветви опускаются вниз – это символ макрокосма, его законов, миров и процессов эволюции.

Если древо жизни охватывает все законы и формы существования космоса, то древо познания добра и зла отражает лишь ту часть космоса, которая доступна пониманию человека. Его плоды могут принести и пользу, и вред в зависимости от того, ради чего ими пользуется сам человек.

Древо познания добра и зла – это испытание для человека на пути к истине и мудрости. Оно совершенствует дух человека, учит отличать фальшивое от подлинного, нести ответственность за свои мысли и поступки.

В разных верованиях эти деревья носят разные названия, но суть остается единой – это центр мироздания, опора для человека и проводник в мир добра и зла:

  • космическое древо Индии Ашваттха (смоковница) в язычестве было местом обитания хранителей природы, а с приходом буддизма оно становится священным деревом Будды;
  • ассирийское древо жизни Ашера – место поклонения душам усопших.
  • у подножия ясеня Иггдрасиля (скандинавская мифология) боги решают судьбу миров. Он же является источником возрождения Вселенной;
  • китайское древо жизни Киен-Му – лестница, по которой поднимаются владыки и мудрецы – посредники между небом и землей;
  • в каббале (эзотерическом течении иудаизма) космическое дерево состоит из 10 качеств: Венец, Мудрость, Понимание, Милосердие, Сила, Красота, Победа, Слава, Основание, Царство. Они порождают все космические законы и принципы;
  • символ ислама – крепкое дерево, корнями которого является призвание Аллаха богом; ствол и ветви – послушание Всевышнему; его плоды – счастье, которым Аллах одаривает мусульман.

Священные деревья и духи леса

Священное буддийское дерево

Каждый народ имел свое священное дерево. Считалось, что у дерева есть душа и оно обладает мистической силой, мудростью и способно многому научить человека, стать ему другом, братом и отражало его судьбу. Оно рассматривалось как зеркало происходящего не только в человеке, но также в видимой и невидимой природе и в мире богов. Дерево играло роль посредника между богами и людьми, человеком и его предками.

В древности деревья одушевляли и даже обожествляли, населяя леса сказочными существами, лесным народом – духами деревьев, феями, лешими и лесными девами. В зависимости от географических условий почитались волшебными и наделялись сверхъестественными свойствами разные деревья.

  • В Германии сушествует легенда о духе Пулче и призраке леса Хильде-Моер (бузина-матушка), которые наказывали тех, кто приносит ущерб деревьям.
  • В Древней Японии деревья считались одушевленными существами, и лесорубы опасались рубить старые деревья, считая, что они могут отомстить.
  • Скандинавские леса населяли эльфы и феи. Обижать этих существ или даже просто интересоваться их жизнью было очень опасно.
  • Хозяином славянского леса считался леший, хорошим людям он помогал, а плохих пугал и путал.
  • В греческой мифологии древесные души назывались дриадами. Они покровительствовали людям, ухаживающим за деревьями, были единственными смертными нимфами и умирали вместе со своим деревом.
Интересно

У эллинов каждое божество имело священное дерево, через которое передавало часть своих сил. Так, лавр был священным деревом Аполлона, олива – Афины, кипарис – Аида, кедр – Артемиды. Сикомора, священное дерево Древнего Египта, посвящалось богиням Исиде, Хатхор и Нейт. Дуб был всегда священным деревом верховных богов: Зевса у греков, Юпитера у римлян, Перуна у древних славян. Фиговое дерево посвящалось Гермесу и индийскому богу Вишну.

Друиды и Юнг

Культ дерева достиг апогея в верованиях кельтских языческих жрецов друидов. Их учение было тайным и передавалось новым членам племени устно. Значимое место в культе занимал ритуал жертвоприношения, причем не только животных, но и людей. После прихода к власти императора Клавдия (начало II тысячелетия) друидическое учение и обряды были запрещены, но еще долгое время существовали тайно. После появления христианства в IV–V веках деятельность друидов свелась к знахарству.

Друиды считали, что бог сотворил человека из дерева, и верили в то, что деревья, как и люди, имеют характер, достоинства и недостатки и даже внешне схожи со «своим» человеком. Большое значение кельтские жрецы придавали весеннему и летнему равноденствию, зимнему и летнему солнцестоянию. Они считали, что судьба человека, его характер, здоровье и способности находятся в прямой зависимости от положения солнца в момент его рождения. Каждое дерево в гороскопе друидов соотносилось с двумя периодами – летне-зимним или весенне-осенним. Периоды, в свою очередь, были связаны с днями рождения людей. Таким образом, дерево, соответствующее дню рождения определенного человека, становилось «его деревом», защитником, покровителем, символом удачи.

Интересно, что взгляды друидов во многом разделял Карл Юнг, признавая за деревьями индивидуальность и личностные качества: «Старый могучий дуб – что-то вроде лесного короля. Среди содержаний бессознательного он центральная фигура, которая отличается наиболее ярко выраженными личностными чертами. Это прототип самости, символ истока и цели индивидуального процесса. Дуб знаменует собой еще бессознательное ядро личности; растительная символика передает глубоко бессознательное состояние последней».

Друиды считали, что бог говорит с ними из дерева

Дерево как символ…

  • Растения, в том числе деревья, символизируют жизненную силу, жизненный цикл, питание, изобилие, пассивность, неподвижность.
  • Плоды и цветки дерева связаны с Великой матерью, богиней земли, плодородия и растительности.
  • Полное жизненных соков растение – это материнство.
  • Деревья, вырастающие из пролитой крови бога или героя, символизируют единство человека и растения и рождение жизни из смерти. Так, из крови Диониса выросли гранаты.
  • Вечнозеленые деревья означают бессмертие, бесконечность, юность и бодрость.
  • Деревья, у которых цветки распускаются по очереди, символизируют постепенный переход к совершенству, а у которых листья сворачиваются от легкого прикосновения – человека, не терпящего насилия.
  • Горящее дерево – символ альтруизма: «Сгорая, я даю тепло и свет другим».
  • Дерево с широкой кроной – символ грубого ума, пагубного роста, безрассудства и дерзости.
  • Дерево, растущее вдоль стены, – символ постепенного обучения молодежи: «Меня ведут, но не принуждают».
  • Старое высохшее дерево, из пня которого поднимаются мощные ростки, – символ отцовской нежности, которую испытывает пожилой человек, с радостью глядящий на растущих здоровых отпрысков, идущих ему на смену.
  • Дерево, часть которого отрублена, – символ конечности жизни.
  • Буйно разросшееся дерево олицетворяет дурных и невоспитанных детей, которые часто приносят своим родителям на старости лет всяческие неприятности.

В геральдике и политике

Очень часто деревья используются в гербах. Во всем мире приняты определенные правила геральдики, в которых закреплены следующие древесные символы, они универсальны и понятны представителям разных культур:

  • ветви и листья дуба – символ крепости и силы, они частый атрибут военных гербов;
  • ветви и листья оливы – символ мира;
  • пальма – символ долговечности;
  • сосна – жертвенности;
  • лавр – славы.

Во всем мире около 120 стран определили свое дерево как символ. Как правило, это деревья, которые произрастают на территории данной страны в большом количестве или встречаются в диком виде только здесь.

В России – лиственница. Основная часть ареала этого растения приходится на Сибирь. Это дерево славится качеством своей древесины. С нашей родиной также связывают образ березы, очень часто встречающейся в фольклоре.

Канадский клен

В Канаде – клен сахарный. Из него делают знаменитый кленовый сироп и сахар. Приезжавшие в Канаду в XVII–XVIII веках переселенцы из Европы никогда прежде не видели таких ярко-красных листьев на кленах, поэтому именно клен стал для них символом новой жизни на другом континенте.

В Австралии – эвкалипт, который произрастает только на этом материке и на прилегающих к нему островах Тихого океана.

В Китае – гинкго двулопастный, эндемик, реликтовое растение, часто называемое живым ископаемым.

Лавровый венок

В Греции – лавр. При упоминании о Греции нам прежде всего приходят на ум знаменитые оливковые рощи, однако на гербе Греции изображен лавровый венок, которым награждались победители первых олимпийских игр.

В Шотландии – сосна. Это дерево преобладает в местных лесах.

В Германии – дуб, ставший символом мужественности, героизма и бессмертия из-за своего твердого ствола. Немецкая пословица гласит: «Von den Eichen sollst du weichen, wenn Gewitter droht!» Что в переводе на русский означает: «Избегай дуба в непогоду». Речь идет о способности дерева притягивать молнию. С начала ХIХ века листву дуба вручали победителю как лавры. Во времена Третьего рейха (1933–1945) листья дуба украшали ордена нацистов. В наше время дубовый листок изображен на мелких немецких монетах – евроцентах. Дуб и его листья очень часто встречаются в геральдике разных, прежде всего европейских стран. Также это дерево считается символом США.

В Словении – липа. Это наиболее распространенное дерево на территории страны.

В Перу – хинное дерево. В 1638 году при помощи коры хинного дерева была излечена от лихорадки жена вице-короля Перу графиня Чинчон, в честь которой дерево получило свое латинское название (Cinchona pubescens).

В Барбадосе – фикус бородатый. От этого растения происходит название острова. Первооткрыватели испанцы назвали дерево «барбудос» («бородатое») за его спускающиеся до земли воздушные корни. Позже,немного изменившись, название перешло на сам остров.

Ливанский кедр

В Ливане – кедр, символ бессмертия и христианства. Кедр был эмблемой христианской секты маронитов, распространившей свое влияние преимущественно в Сирии и Ливане. Ныне изображение этого дерева украшает герб теперь уже исламской страны.

На Мальдивах – кокосовая пальма. Дерево имеет важнейшее хозяйственное значение в экономике этой страны: самые разные его части используются в различных отраслях – от медицины до судостроения.

Сакура

В Японии – сакура, самое любимое дерево японцев, считается воплощением японского характера и культуры. Инадзо Нитобэ писал о цветке сакуры в своей знаменитой книге «Путь самурая»: «По красоте и изяществу, на которых и основаны эстетические принципы нашей культуры, с ним не может сравниться никакой другой цветок в мире».

На Мадагаскаре – баобаб. Он олицетворяет жизнь, плодородие и считается хранителем земли.

_________________________________________

sadovodka.ru

Цветущее миндальное дерево - важный символ

Цветущее миндальное дерево было одним из главных узоров на подиуме во время показа женской коллекции весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana. Словно мини-розы, эти цветы очень хрупкие и прекрасные, но в то же время они передают сильный смысл.

Цветущее миндальное дерево – это нечто большее, чем просто красивая деталь. Это намек на древнегреческую культуру, которая пронизывает всю коллекцию весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana. Словно эхо древнего языческого символизма, эти цветы сочетаются с хрупкой красотой, которая изобличает их простую силу. Этакая сладость в ужасной красоте.

Цветущие миндальные деревья украшают задний фон во время показа коллекции весна/лето 2014 от Dolce&Gabbana.Миндаль находили в древних греческих гробницах, датирующихся 8000 лет до н.э. В обществе, где так высоко ценили философию, миндаль символизировал знание, «секретное» значение, спрятанное внутри, и чтобы достать его, необходимо «расколоть» внешнюю скорлупу. Известный и незнакомый мир присутствует в форме миндаля. Отсюда и выражение «семя мудрости».Римляне осыпали новобрачных миндалем, который символизировал плодородие. Миндальные деревья не самооплодотворяемые, им требуется взаимообогащение, поэтому медоносные пчелы необходимы для миндальных деревьев и зачастую живут на них. Благодаря тому, что миндальные деревья быстро расцветают, они стали символом прибытия весны, олицетворяющим рождение и воскрешение.

Миндаль считается первым ореховым деревом, которое «одомашнил» и начал выращивать древний человек. Впервые это сделали на территории современной Армении и Азербайджана. В Италию дерево привезли финикийцы, прибывшие из Ливана, и вскоре его начали выращивать везде, потому что оно отлично приспособилось к суровой холмистой местности Средиземного моря. В Древнем Египте культивация миндальных деревьев была довольно популярна, миндаль нашли в гробнице Тутанхамона. Считалось, что этот орех обеспечивает усопшего фараона необходимыми питательными веществами во время его долгого загробного путешествия.Автор: Хьюго МакКафферти

dolcegabbana.livejournal.com


Смотрите также