Банник кто такой


Банник (дух бани): кто такой, как выглядит, славянская мифология

Издавна баня считалась священным местом. Древние славяне воспринимали ее как чертог между миром живых и мертвых. Такие представления подкреплялись 4 стихиями, царящими в бане: пламенным огнем в каменной печи, обилием воды, землей, на которой строение располагалось, горячим воздухом. В бане принимали роды и омывали покойников. Через это место душа приходила в мир и покидала его. В помещении бани никогда не ставили икон, поэтому здесь человек мог соприкоснуться с потусторонним миром через гадания и колдовство. Неудивительно, что к этому месту был приставлен дух банник — существо, призвание которого заключалось в охране священного чертога.

Образ банника в мифологии

Банник — это мифический злой дух, который пришел к нам из поверий восточных славян. По преданиям, это существо селится в каждой бане, чтобы держать баланс между потусторонним и миром живых. Древние славяне верили, что в банях парятся не только люди, но и разнообразная нечисть: черти, лешие, русалки. В задачу банника входит охрана порога в потустороннее и препятствование встречам людей с нечистой силой.

Банник — условно злой дух. В силу своего характера, он скорее принципиальный и вредный. Людям, которые не нарушают законы бани, он не грозит. Потусторонний надзиратель рьяно следит за порядком в бане и нещадно карает тех, кто осмелится его нарушить.

Обитает дух за печкой. Когда он сердится, то перебирается за полок и оттуда пугает посетителей бани. Существо любит попариться после посещения бани большого количества людей. Моется он грязной водой, которая стекала с потных человеческих тел.

Для изгнания духа бани под порогом закапывают удушенную черную курицу или петуха. Желательно сделать это перед Пасхой — в Чистый Четверг. Баню освящают и периодически опрыскивают святой водой. Если же встреча с духом произошла, можно призвать на помощь домового или попытаться ударить существо железной палкой.

После этого советуют, не оглядываясь, бежать до ближайшей церкви от банника. Дух бани, как и вся нечисть, не переносит железа, поэтому прикосновение этого материала ему точно придется не по вкусу.

Внешний вид

Обычно невидимый для людского ока банник легко перевоплощается в таких зверей:

  • вепрь;
  • собака;
  • кошка;
  • лягушка;
  • заяц.

Настоящий облик банника могут видеть только его нечистые друзья или избранные люди, которым он по какой-то причине пожелал явиться. Со слов очевидцев банник выглядит так:

  • голый старик неряшливого вида;
  • косматый;
  • длинные ногти;
  • заплесневевшая борода;
  • все тело покрыто седыми волосами;
  • на теле кое-где виднеются ошметки банного веника;
  • худой, но с немаленьким пивным животом;
  • щуплый и низкорослый.

Несмотря на свой рост и вес, дух очень силен, как и полагается нечисти. Иногда рядом с Банником изображают женщину. Ее называют шишига или обдериха. Хозяйка бани проживает под полком. Перед людьми она появляется в образе голой лохматой старухи или черной кошки.

Согласно преданиям, она появляется только в тех банях, в которых парилась роженица. Обдериха любит только мужчин. Особенно ей ненавистны беременные женщины и молодые матери. Таких женщин мужчины не отпускали в баню одних, чтобы обдериха не запарила их до смерти.

Особую страсть хозяйка бани питает к детям. К малышам она относится очень хорошо, никогда их не обидит, но если она заметила, что родители уделяют ребенку недостаточно внимания — может подменить дитя. Подкидыши, вначале выглядевшие точными копиями малышей, вскоре обретают уродливые черты и превращаются в старые банные веники. Так обдериха мстит нерадивым матерям.

Проделки банника и польза от него

Все неприятности, произошедшие в парилке, принято списывать на пакости банника. Но так ли это: человек поскользнулся на мокром полу — случайность или проделки духа и как далеко может зайти коварство хозяина бани. Согласно поверьям, банник может пакостить следующим образом:

  • обжигать человека кипятком, подсунув ему черпак с горячей водой;
  • бросаться камнями, угольками;
  • стучать по стенам, окнам бани;
  • запирать двери из парилки;
  • поддавать жару;
  • щекотать;
  • кричать утробным голосом.

Дух просто пугает не понравившихся ему людей, но если его обидеть, то мало никому не покажется. Он может затащить обидчика в пылающую жаром печь, задушить, ободрать кожу, запарить до смерти.

Банник может принести и пользу. Он защищает людей от нечисти, мертвецов и является прекрасным знахарем. Говорят, что лекарственные свойства бани связаны с банником.

Дух может предсказать человеку его судьбу. Особенно он популярен на Святки, когда охотно гадает девушкам на жениха. Девицы задирают юбки и становятся задом к дымнику. Если банник ущипнет за ягодицу мохнатой рукой — к богатому жениху, голой — к нищему, мокрой — к пьянице.

Опасность и способы задобрить

Дух опасен лишь тем, кто неуважительно к нему относится и не чтит порядки бани. Чтобы не попасть в немилость к баннику, следует придерживаться несложных рекомендаций.

  1. Не посещать баню после заката. В это время дух приглашает в парилку своих нечистых братьев.
  2. Не париться после большого количества людей. Этот пар предназначен для самого банника.
  3. Никогда никого не торопить в парилке.
  4. Не приходить мыться во хмелю.
  5. Не прыгать по полкам парилки.
  6. Не приходить в дни больших церковных праздников.
  7. Не париться на чужом пару.
  8. Не сорить в бане.
  9. Не пить воду, предназначенную для мытья.
  10. Приходя, здороваться, а уходя — прощаться с духом бани. Не забывать благодарить его за гостеприимство.

К вышеуказанным 10 «заповедям банника» можно добавить еще пункт о беременных женщинах. Будущим матерям в бане пребывать нежелательно. Духу также не понравится, если баню решили снести. За это он может наслать на людей страшное проклятие.

Чтобы задобрить духа, ему оставляют кусок ржаного хлеба с крупнозернистой солью. Можно еще поставить блюдце с молоком, медом, плошку свежей воды. Баннику нравится такое жертвоприношение. Особенно он радуется оставленному для него хорошему пару, свежему венику и куску душистого мыла.

Приметы и суеверия о баннике

С образом банника связано много примет. Самые распространенные из них такие:

  • на местах разобранных бань нельзя строить дома;
  • ночные путники никогда не останавливаются на ночь в бане;
  • в парилке лучше не снимать нательный крестик;
  • строить баню следует подальше от дома;
  • если прийти в парилку во время заутренней, можно снять со спящего духа шапку-невидимку, после этого необходимо стремглав мчаться в церковь, чтобы банник не успел догнать;
  • у обдерихи можно выторговать беспереводную монету: для этого необходимо подкинуть ей черную кошку, которую пеленают, как грудного ребенка — дух может принять кошку за дитя и отдать монету.

Помимо народных примет, есть масса былин о духе бани. Как-то вечером 5 девушек направились в баню, несмотря на запрет париться после заката. Одна из девиц прихватила с собой маленькую сестренку. В полночь в двери постучали, и девушки увидели на пороге 5 прекрасных юношей, которые сбились с пути.

Гостей пригласили за стол. Маленькая девочка, игравшая на полу, заметила, что вместо ступней у юношей копыта. Она уговорила сестру вернуться домой. Старшая сестра с досадой попрощалась с компанией и ушла вместе с девочкой. Утром они узнали, что баня провалилась под землю, а вместе с ней черти унесли оставшихся девиц.

В другой истории две девушки проживали с теткой. Одна из них родила малыша, но сама умерла при родах. Племянница с теткой усыновили ребенка. Однажды они решили отправиться в баню. Малыш долго резвился в воде, а родственницы не могли отказать сиротке в удовольствии.

Когда ребенок наигрался вдоволь, время уже близилось к ночи. Женщины попытались выйти, но дверь не поддалась. Тотчас начали доноситься жуткие крики, скрежет и стук. С первыми петухами кошмар закончился, и семья смогла выйти на улицу. Вокруг бани они увидели следы копыт, когтей и зубов. Так черти пытались пробраться в парилку, а любящая детей обдериха не пустила их.

Некоторые путают банника с банщиком. Банник — мифическое существо наподобие домового, которое оберегает баню. А банщик — это добрый человек, который поддает жар и выдает банные простыни.

zakolduj.ru

Кто такой банник и какую роль он играет в жизни человека

Кто такой банник? Если вы любите баню посещать, то скорее всего знаете. Кто-то может подумать, что это человек, который баней заведует. Однако, банник, он же анчутка, он же лазник и нечистик, и еще можно найти немало имен -это главный в бане. Он, как и домовой, относится к мифическим персонажам, присутствующим в жизни человека. Легенд вокруг этого существа ходит много, но одно неизменно во всех сказаниях, что нет существа более злобного и доброго одновременно, чем банник.

Банник — хозяин бани

Противоречивость натуры анчутки сформировалась благодаря соединению разных стихий — огня, воды и духа человеческого.

Баня — не простое помещение. В деревнях, в древности, в бане не только мылись, но и стирали. А в лютый мороз, в северных краях, когда умирал человек, его могли и подхоронить под полом бани, в единственном месте, где земля поддавалась лопате, до весны.

Кроме того, послед роженицы тоже хоронили в бане, считая, что в нем живет ангел –хранитель. Вот так, духи темные и светлые, силы добра и зла должны были уживаться в бане.

Таким сложным заведением могло управлять только очень сложное существо.

Хозяин бани знал, что его жилище, как граница между чистым и нечистым, между душой человека и зловредными духами природы.

Баня помогала не только смыть грязь и усталость, но и исцелить душу и тело. И во всем этом человеку помогает банник. А чтобы помощь пришла быстрее, надо знать, как попросить об этом банника.

Основная задача банника, анчутки — охранять свой дом, не пропускать в него злобных для человека духов. Наш мифический герой хоть и привязан к человеку, стремится быть для него полезным, но может и напугать не на шутку, а то и угару напустить, если сильно рассердится.

Поэтому, банника – лазника всегда приветствовали и славили у входа в баню, просили разрешения помыться, постирать или обряд какой провести. Переступали порог со словами: «Тебе, банничек, во славу, нам на здоровье».

Как банник помогает человеку

Если человеку нужно было душу очистить, то в баню ходили с полынным веником, парились и просили хозяина бани прогнать нечисть из души.

Если нужно было вылечить спину, да ноющие косточки, в баню приходили с таким угощением: молоко, мед и хлеб. Клали в уголок угощение и просили банника отведать его без брезгливости. Потом ложились на живот и просили спину полечить, кости укрепить. Только потом начинали париться и мыться.

Каждый раз, уходя из бани, надо анчутку благодарить — оставлять ведро с водой, свежий веник и кусок мыла. Пусть и он после вас попарится.

По поверьям и преданиям просили банника и о богатстве. Заговаривали в бане неразменную монету. Но не всегда человек получал желаемого роста дохода, и все потому, что банник решал, когда человек готов стать богатым.

Объединив в себе две мощнейшие и даже злобные стихии — огонь и воду, банник обладал недюжинной силой, поделиться которой он может с любым, если его об этом попросить. Можно попросить силы не только физической, но и душевной, чтобы преодолеть расставание, депрессию, горе.

Живя в городской квартире, не посещая баню, к баннику тоже можно обратиться за помощью. Приготовьте картинку с изображением банника, угощение для него, зажгите свечу и поставьте стакан с водой. Прилягте на диван или кровать, думайте об этом существе и молите о выздоровлении. После сеанса, поблагодарите, а картинку с банником оставьте стоять на столе на три дня. Затем спрячьте.

Угощением своим потом накормите домашних животных, или птиц.

kak-sdelat-mne.ru

Банник в славянской мифологии — что вы знаете об этом? | Славяне

Бани играли важную роль в жизни наших предков. Ни одно хозяйство без бани не обходилось. Там не только очищались телесно, но и проводили магические ритуалы, лечились, женщины рожали. Также в бане гадали, проводили досуг. «Свято место пусто не бывает», поэтому у бани, так же, как у дома или амбара, был свой незримый хозяин — банник.

Кто такой банник в мифологии?

— демонологический персонаж в поверьях восточных славян. Полагали, что он, в отличие от других духов, людей не любит, отличается злым нравом. Неслучайно: ведь ему приходится иметь дело с грязью физической и духовной, которую оставляют в бане люди. Откуда появился он — сложно сказать. Возможно, как и Домовой, Банник является духом предков хозяев. Как бы то ни было, главная обязанность Банника — надзирать за порядком в бане, наказывать тех, кто его нарушает.

Кроме Банника, в бане живет Обдериха, которую считают либо Банником женского пола, либо его женой. Выглядит она неприглядно — лохматой, страшной старухой, иногда перекидывается в кошку, обезьяну, иногда в красивую голую женщину. Другое ее название — Шишига. Этот дух еще более коварен: перекидывается в знакомого человека, зовет попариться в баню, но может убить.

Подобно остальным домашним духам, Банник многолик и способен к перевоплощениям:

Кому как покажется етот баенник. Кому в сарафане, кому совсем страшно. Лиза пошла в байну-то, залезла на полок, да не смогла помыться. Вся байна заполнилась маленькими собачками, баенниками-то.

Обычно банник представляет собой косматого старика, довольно страшного на вид. В бане он с женой занимает место за печью или под полком.

Есть ли в бане Банник? Как узнать?

Считали, что Банник есть в каждой бане, но он не всегда враждебен к людям. Но если начнет озорничать, так все сразу узнают. Он может издавать разные звуки, бросаться камнями, может вылить всю воду. Если банник совсем недоволен поведением, то может физически напасть. Об этом рассказывают разные былички. Чтобы банник не мешал моющимся, перед входом в баню всегда спрашивали разрешения, приветствовали хозяина постройки, а после — оставляли ему и Обдерихе чуть-чуть воды и мыла самому помыться, пригласить духов бани:

В байну идешь, говоришь, просишься: «Баенна хотерка, баенна хозяйка, пусти нас помыться, погреться, пожариться, попариться». А как помылись, скажешь: «Байна хозяюшка, спасибо за парную байну. Тебе на строеньице, нам на здоровьице».

Верили, что банник моется по ночам, часто вместе с другими домашними, иногда лесными духами. Если встать после полуночи у двери в баню, то можно услышать характерные звуки: плеск воды, шлепанье веников. Самые смелые, кто заглядывал в баню, видели самого Банника или Обдериху. Поэтому в такое время ходить в баню нельзя было, иначе духи бани жестоко обойдутся с нарушителем их покоя.

Чем Банник опасен и что он не любит?

Банник — дух капризный и привередливый. Чуть не по нему, начнет пугать. Особенно он не любит, когда его игнорируют, не здороваются с ним, не прощаются, идут мыться в «третий пар» (когда там уже побывало две смены людей), в праздничные дни, поздно ночью, остаются в бане ночевать, громко ведут себя. Тогда банник явится сам — обычно его явления достаточно, чтобы сильно перепугать моющихся. Но иногда он может «задрать», запарить до смерти.

Обдериха, «банница» опасна еще тем, что может подменить ребенка у роженицы или у матери, пришедшей с ним мыться в неурочный час. Поэтому рожавшую женщину в бане обязательно кто-то сопровождал, ей предлагалось прибегать к различным предосторожностям против подмены младенца. Считалось, кстати, что обдерихи заводятся в бане после того, как там пройдут роды или вымоют перед свадьбой невесту, поэтому в недавно построенных банях этот дух не обитал.

Впрочем, если человек проявил учтивость по отношению к банным хозяевам, он мог не бояться за свое благополучие, даже уповать на защиту Банника и Обдерихи. Вот какую быличку рассказывают на Севере:

Мужик сказывал, что пришел он в деревню, а спать негде, никто не пустил. Он пошел в байну, байна-то тепла, а сперва попросился у байны, чтоб пустила ночевать. Ночью слышит, полетели обдерихи на свадьбу и зовут: «Машка-Матрешка, полетели с нами!» А она отвечает: «Гость у меня». Те говорят: «Так задери!» А она: «Нет, не могу, он у меня попросился».

Рассказывали, как Банник защищал своего гостя от других духов дома или леса.

Как защититься от Банника? Чем он может быть полезен?

Прежде всего, надо неукоснительно соблюдать обычай здороваться и прощаться с Банником. Приносили ему в дар различные продукты, а строя новую баню, прикапывали под порогом черную курицу.

Банник помогал в гаданиях на суженого. В полночь девушки просовывали руку в дверь бани и примечали: погладит рука мохнатая — быть замужем за богачом, голая — за бедняком. У Банника хранятся такие волшебные предметы, как неразменный рубль и шапка-невидимка. Ловкие, знающие люди могли их обрести.

Банник в славянской мифологии — воплощение довольно опасного места, где люди очищались от скверны телесной и духовной. Отсюда его образ — не очень доброжелательный к людям, строгий, но подчас справедливый. В славянской мифологии одушевлено все, поэтому неудивительно, что повсюду есть свои духи. Узнавать о них очень интересно!

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Банник

Банник – это мистическое существо из русского фольклора. Домовой, который живет в бане, и ночью баня полностью принадлежит ему. Если потревожить банника, то последствия могут быть самыми печальными.

Кто такой банник

Баня всегда имела огромное значение для славянина. В нелегком климате это было лучшее средство избавиться от усталости, а то и изгнать болезнь. Но в то же время это было таинственное место. Здесь человек смывал с себя грязь и хворь, а значит, оно само по себе становилось нечистым и принадлежало не только человеку, но и потусторонним силам.

Но ходить мыться в баню должен всякий: кто не ходит, тот не считается добрым человеком. Даже банище — место, где баня стояла, — почиталось опасным, и строить на нем жилую избу либо амбар, не советовали. Ни один добрый хозяин не решится поставить на месте сгоревшей бани избу: либо одолеют клопы, либо мышь испортит весь скарб, а там жди и нового пожара! За много веков накопилось множество поверий и легенд, связанных именно с баней.

Как и во всяком месте, здесь обитает свой дух. Это банный, банник, байник, баинник, баенник — особая порода домовых, недобрый дух, злобный старикашка, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников. Впрочем, он легко принимает облик вепря, собаки, лягушки и даже человека. Вместе с ним здесь обитают его жена и дети, но встретить в бане можно и овинников, и русалок, и домовых.

Верят, что банник всегда моется после всех, и только грязной водой, смытой с людских тел. Обыкновенно после третьей очереди, а потому четвертой перемены или четвертого пара все боятся: “он” накинется, – станет бросаться горячими камнями из каменки, плескаться кипятком; если же не убежишь умеючи, т.е. задом наперёд, он может совсем зашпарить.

После трех перемен посетителей в бане моются черти, лешие, овинники и сами банники. Если кто-нибудь в это время пойдет париться в баню, то живым оттуда не выйдет: черти его задушат, а людям покажется, что тот человек угорел или запарился. Это поверье о “четвертой” банной смене было распространено на Руси повсеместно.

Свою красную шапку-невидимку он кладет сушиться на каменку, ее даже можно украсть ровно в полночь — ежели кому повезет. Но тут уж нужно бежать как можно скорее в церковь. Успеешь добежать, прежде чем банник проснется, — будешь обладать шапкой-невидимкой, иначе же банник догонит и убьет.

Добиваются расположения баенника тем, что оставляют ему кусок ржаного хлеба, густо посыпанного крупной солью. Банники любят внимание и заботу!

А чтобы навсегда отнять у него силу и охоту вредить, ему приносят в дар черную курицу. Когда выстроят, после пожара, новую баню, то такую курицу, не ощипывая перьев, душат (а не режут) и в таком виде закапывают в землю под порогом бани, стараясь подгадать время под чистый четверг. Закопавши курицу, уходят из бани задом и все время отвешивают поклоны на баню бессменному и сердитому жильцу её.

Банник стремится владеть баней безраздельно и недоволен всяким, покусившимся на его права, хотя бы и временно. Зная про это, редкий путник, застигнутый ночью, решится искать здесь приюта, кроме разве сибирских бродяг и беглых, которым, как известно, все на свете нипочем…

Опытные люди отвращают злые наветы своих банников тем вниманием, какое оказывают им всякий раз при выходе из бани. Всегда в кадушках оставляют немного воды и хоть маленький кусочек мыла; веники же никогда не уносят в избу. Вот почему зачастую рассказывают, как проходя ночью мимо бани, слышали, с каким озорством и усердием хлещутся там черти и при этом жужжат, словно разговаривают, но без слов. Один прохожий осмелился и закричал: “Прибавьте пару!”- и вдруг все затихло, а у него самого мороз пробежал по телу и волосы встали дыбом…

Банник старается быть невидимым, хотя некоторые и уверяют, что видели его и что он старик, как и все духи, ему сродные: недаром же они прожили на белом свете и русском мире такое неисчислимое количество лет.

Легенды о бане и баннике

ПОПАРИТЬСЯ ЗАХОТЕЛОСЬ

Один мельник вернулся домой с ярмарки заполночь и решил попариться. Разделся, снял, как водится, нательный крестик и повесил его на гвоздик, залез на полок — и вдруг явился в чаду и дыму страшный мужик с огромными глазами и в красной шапке.

— А, попариться захотелось! — прорычал баенник. — Забыл, что после полуночи баня — наша! Нечистая!

И ну хлестать мельника двумя огромными раскаленными вениками, пока тот не упал в беспамятстве.

Спохватилась баба, что долго нет мужа, стала в оконце звать, – не откликается, начала ломиться в дверь – не поддаётся. Вызвонила она ревом соседей. Эти пришли помогать: рубили дверь топором – только искры летят, а щепок нет. Пришла на выручку бабка-знахарка, откупорила дверь святой водой, прочла свою молитву и отворила. Мужик лежал без памяти; насилу оттерли его снегом.

Долго трясся он от страха, даже голос потерял, и с тех пор ходил мыться-париться не иначе как до захода солнца, каждый раз читая в предбаннике заговор:

— Встал, благословясь, пошел, перекрестясь, из избы дверьми, со двора воротами, вышел в чистое поле. Есть в том поле сухая поляна, на той поляне трава не растет, цветы не цветут. И так же у меня, раба Божия, не было бы ни чирия, ни вереда, ни баенной нечисти!

СКУЧНО СТАЛО

Дело было о святках. В один вечер все девки собрались на вечеринку, а ребята-то к ним не пришли. Ну, девкам-то скучно стало без ребят, невесело. Одна девка и говорит своим подругам: “Девки, пойдемте-ка слушать к бане, что нам банник скажет”. Вздумали да две девки и пошли. пришли к бане; одна и говорит:

- Давай-ка сунь руку в окно: банник-то насадит тебе золотых колец на руку.

- А ну-ка, дева, давай ты сначала сунь, а потом и я.

Та и сунула. А банник-то и говорит:

- Вот и попалась мне.

Руку-то схватил, да колец-то насадил железных – лишь сковал в одно место все пальцы на окне-то ей, нельзя и руку разжать. Ну вот, кое как руку выдернула она из кона, и побежали обе. Прибежали домой и говорят:

- Вот, девушки, смотрите, мы ходили к баннику, о он вон каких колец насадил вместо золотых-то – железных; вот, говорит, у меня и руку сковал. Как же я теперь буду жить-то с такой рукой? Ой, девушки, девушки, банник-то какой срамной, мохнатый,- рука-то вся какая большая да мохнатая.

БЕССТРАШНАЯ ДЕВКА

Одна девка бесстрашная в баню пошла.

- Я,- говорит,- в ней рубаху сошью и назад вернусь.

Пришла в баню, углей с собой взяла, а то ведь и не видать ничего. Сидит и раздувает их. А полночьное время. Начала вскоре рубаху сметывать, смотрит, а в корчаге уголья маленькие чертенята раздувают и около неё бегают.

Она шьет себе, а они уже кругом обступили и гвозди в подол вколачивают. Вот она и начала потихоньку с себя рубаху с сарафаном спускать, спустила да в сшитой рубахе и выскочила из бани.

Утром вошла в баню, а там от сарафана одни клочья остались.

ГРОБ СКОЛОТИЛИ

Один бесстрашный тоже в баню пошел, да долго оттуда и не идет.

Пошли к дверям звать его, а его не пускают. Стали в дверь стучать, а ему только больнее от этого. Зовут его, а он говорит:

- Вот, мне сейчас гроб делают.

И слышат снаружи, что в бане пилят, стругают и топором стучат.

Мужик кричит:

- Вот теперь заколачивают!

И слышат, как гвозди вбивают. Утром вошли, а он -мертвый, в гробу, посреди бани.

СКАЗКА КАК БЕСЁНОК ПОТАНЬКА В БАНЬКЕ ПАРИЛСЯ

Однажды увидел бесёнок Потанька, как люди ходят париться в баньку. Надумал попробовать. Забрался Потанька ночью в баньку. Попарился – понравилось, да после мытья оставил в печурке две тлеющие чурки. Напустил Потанька чаду да дыму в баньке.

Вылез из подпола Банник. Увидал в своей баньке непорядок. Разозлился и говорит:

– Проучу я тебя, Потанька! Будешь знать, как чудить в моей баньке!

Собрался опять Потанька попариться в баньке.

Пошёл за веником в лес. Ищет ветвистую, пушистую берёзу.

Нашёл и принялся ветки ломать, веник вязать. Берёза говорит:

– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался берёзу Потанька, пошёл с веником в баньку.

По дороге с липы надрал лыко, сделал мочалку. Липа говорит:

– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался липу Потанька, пошёл с веником и мочалкой в баньку. По дороге зачерпнул себе из ручья воды в лоханку. Ручей говорит:

– Берегись, Потанька! Не ходи ночью в баньку. Банник на тебя сердит, будет вредить!

Не послушался ручья Потанька, пришёл с веником, с мочалкой и водой в баньку. Принялся Потанька разогревать каменку в баньке. Тазом гремит, веником шуршит, мочалкой скрипит. Услышал Банник. Из подпола вылез, трясунцы-пуганцы вынес, из рукава вытряс. В тёмный угол Банник встал, на Потаньку злыми глазами засверкал.

Потанька париться стал, поддал в каменке жар да пар. Веник в пару помотал. Хвать – а с него дождь льёт, взглянул – а он весь в сосульках стал. Потанька говорит:

– Банник, Банник! Верни в каменку жар да пар!

Полез Потанька на полок в тазик с кипятком. А он покрылся весь льдом. Потанька говорит:

– Банник, Банник! Верни кипяток в тазик!

Бросился Потанька за мочалкой, а она примёрзла к лоханке. Потанька говорит:

– Банник, Банник! Отморозь мочалку от лоханки! Не мешай париться в баньке!

Вдруг в тёмном углу Банник зашевелился, через голову перевалился, страшным голосом закричал на всю баньку. Испугался Потанька, глаза закрыл. Принялся Банник страхи напускать.

Потанька открыл глаза. Видит, он сидит в тазу и плывёт по воде – по кипятку. На пути огромная варёная щука встаёт. Открывает рот шире ворот. Потанька к ней в пасть плывёт. Щука кричит: «Схвачу! Проглочу!» Потанька глаза закрыл и щуке в рот проскочил.

Потанька открыл глаза и видит вокруг небеса. По воздуху он на берёзовом венике летит. А над ним мочальная туча висит. Громом грохочет, сосульками убить хочет. Потанька испугался, руками от мочальной тучи закрывался.

Потанька с веника свалился и под землю в пекло провалился. Видит, сидит он на калёных кирпичах, на горячих углях. Вокруг смола кипит в котлах. Под руки его кочерга с ухватом берут и париться в котёл с кипящей смолой ведут. Потанька вырывался, в сторону бросался. Упал в лоханку и вывалился в дверь из баньки.

Очнулся Потанька за дверями в лоханке. «Дай, – думает, – погляжу, кто меня пугал в баньке». Заглянул в банное окошко. Глядит из баньки на него рожа – ни на кого не похожа: с клыкастым ртом и длинным носищем, на голове волосищи до землищи, а на руках когтищи. Перепугался Потанька, больше не ходил по ночам париться в баньку.

 

darkbook.ru


Смотрите также