(16/29 августа)
Мы поклоняемся Пречистому Твоему Образу, о Благой Христос Бог наш, прося прощения грехов наших, ибо Ты благоволил добровольно взойти плотью на крест, чтобы избавить созданных Тобою от вражеского рабства. За это мы с благодарностью восклицаем Тебе: «Спаситель наш, Ты, пришедший спасти мир, всё исполнил с радостью!»
Св. Екатерины у горы Синай)
Лето на исходе: на следующий день после Успения наступает последний из трех августовских «Спасов». В церковном календаре этот праздник называется «Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944 г.)» и имеет интересную предысторию.
Во времена земной жизни Иисуса Христа в северной Месопотамии существовало государство Осроэна. Его столицей был город Эдесса, а царем – Авгарь (Абгар) V Черный (13–50 гг. н. э.). Узнав от своих послов в Иерусалиме о чудесных деяниях, совершаемых там неким необыкновенным Человеком, он будто бы направил Ему письмо следующего содержания.
«Авгарь Ухама, топарх, – благому Спасителю, объявившемуся в пределах иерусалимских, – здравствовать!
Слышал я о Тебе и о Твоих исцелениях, которые без лекарств и кореньев Тобой совершаются. Говорят, что Ты слепых делаешь зрячими, хромых – ходячими и прокаженных очищаешь, и нечистых духов и демонов Ты изгоняешь, и мучимых долговременной болезнью исцеляешь, и мертвых воскрешаешь. И всё это услышав о Тебе, положил в уме своем (подумал) одно из двух: или что Ты Бог и, сошедши с неба, совершаешь такое, или Сын Бога, творящий это. И поэтому я счел нужным просить Тебя, чтобы Ты взял за труд прийти ко мне и болезнь, которая у меня есть, исцелить. Слышал также, что иудеи ропщут на тебя и хотят причинить Тебе зло. Город же маленький есть у меня и прекрасный, который достаточен для обоих».
Иисус Христос, удостоив Авгаря ответа, написал ему:
«Блажен ты, Авгарь, и город твой, который называется Эдесса. Блажен ты, что уверовал в Меня, не увидев Меня, поэтому здоровье будет тебе обеспечено всегда. О том же, что ты написал Мне, чтобы Я пришел к тебе, отвечу: Мне следует прежде всего исполнить то, для чего Я сюда послан. И после исполнения Я буду взят к пославшему Меня Отцу. Я пошлю же тебе одного из учеников Моих по имени Фаддей, он же Фома, который и болезнь твою исцелит, и жизнь вечную и мир тебе обеспечит и всем тем, кто с тобой...»[1] (Разумеется, эта переписка Авгаря с Христом недостоверна, но отражает факт раннего принятия Эдессой христианства.)
Спас Нерукотворный. Новгородскаяикона XII в., ГосударственнаяТретьяковская галерея.
Согласно одной из легенд, Авгарь не слишком надеясь увидеть самого Христа, дал поручение своему слуге и письмоносцу Анании привезти в Эдессу хотя бы Его изображение. При их встрече, Иисус, прочитав невысказанную еще просьбу Анании, омыл лицо и, отершись платом, отпечатал на нем Свой лик. Получив портрет, Авгарь исцелился, после чего обратился в христианство сам и крестил свой город. А Нерукотворный образ, как величайшая святыня, был помещен в одном из залов царского дворца. Позднее Осроэна стала римской провинцией, а в VII столетии была занята арабами-мусульманами.
Возникновение же самого праздника относится к событиям, случившимся уже в X веке, когда Византийская империя пыталась вернуть потерянные земли на Востоке. Отвоевав несколько городов, византийцы принудили эмира Эдессы заключить с ними мир и передать им драгоценную реликвию, перенесение которой и встреча в Константинополе были весьма торжественными. Арабский историк Яхья Антиохийский писал:
«И был он (образ) доставлен туда в 15-й день месяца Аба (августа). И вышли Стефан и его брат, патриарх Феофилакт, и Константин, сыновья царя Романа, к «Золотым воротам», чтобы встречать образ. И шли перед ним все сановники государства с многими свечами, и был он принесен в великий собор Святой Софии и оттуда во дворец. И было это в 24-м году совместного царствования старца Романа с Константином, сыном Льва (т. е. в 944 г.)».
Поскольку 15 августа (по юлианскому календарю) празднуется Успение Богоматери, то чествование Нерукотворного образа стало совершаться Греческой Церковью на следующий день. Образ хранился в столичной церкви Богородицы Фаросской, и о дальнейшей его судьбе достоверных сведений нет.
Христианская Русь заимствовала этот праздник у греков, причем с Нерукотворного образа стали писать не только помещаемые в храмах иконы, но и вышивать его на воинских знамёнах (вспомним стяг князя Дмитрия Донского). В народе Третий Спас называли «Спасом на холстах» или «Спасом на полотне», а также «хлебным», потому что пекли пироги из нового хлеба. Другое название, «ореховый Спас», отмечает созревание в лесу орехов. И ещё одна печальная примета осени – пословица «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса».
Юрий Рубан,канд. ист. наук, канд. богословия
См. также:
«Августовские „Спасы“». Первый Спас «Преображение Господне. Второй Спас»
Примечания
[1] Цит. по: Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре – раннехристианский литературный памятник. М., 1984.
azbyka.ru
Главная Дневники
Личный дневник пользователя Little_Puppy
28 августа отмечается день Спаса Нерукотворного. По преданию Нерукотворный образ отпечатался на полотне, когда Иисус утер им свое лицо. В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый. Считалось, что с этого дня можно и нужно есть орехи, которые к этому времени уже поспевают. Поэтому в конце августа наши предки переходили с тяжелой пищи на орехи и грибы.Хлебным этот Спас называется потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пеклись пироги и хлеба из муки нового урожая. Ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». [cut]
К Ореховому Спасу подходит к концу двухнедельный Успенский пост. Несмотря на всю его строгость, Успенский пост у православных считается самым легким и приятным из-за обилия свежих фруктов и овощей. В народе даже существует пословица: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Успенский пост название «Спасовка» получил потому, что он связан с тремя православными праздниками – Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: Медовый Спас — первый Спас — – приходится на начало поста 14 августа, Яблочный Спас или второй – на середину и третий Ореховый Спас – на конец поста 29 августа. Говорили в старину – «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса». На Ореховый спас приходится третий, последний отлет ласточек. Также существует следующая примета – «Если журавль отлетит к Ореховому Спасу, то на Покров будет мороз».На Ореховый Спас хозяйки готовят блюда с добавлением орехов, и угощать ими всех родных и гостей. Чем же можно обрадовать своих родных и друзей в праздник Ореховый Спас? Конечно, традиционным «ореховым меню», ведь орехи богаты витаминами и кулинары со всего мира широко их применяют в своих рецептах. К праздничному столу хозяйки подают ореховые кексы или домашние пирожные с ореховым кремом.
ОпросКак вы собираетесь провести свой летний отпуск?
www.povarenok.ru
Ореховый Спас ‒ православный праздник, отмечаемый 29 августа по новому стилю. Этот праздник замыкает собой череду Спасов: первый ‒ Медовый Спас (14 августа), второй ‒ Яблочный Спас (19 августа), третий ‒ Ореховый Спас. Издревле с этим праздником связано много примет и обрядов, которые соблюдались нашими предками неукоснительно, в надежде на благополучный и доходный год.
До сих пор культурологи, теологи, языковеды и ученые, изучающие древнеславянскую культуру, дискутируют о происхождения всех трех Спасов: являются ли они языческими или христианскими. Удивительно, но факт, что в этих праздниках причудливо переплелись и языческие традиции, и христианские, придав тем самым особую уникальность и неповторимость традициям их празднования.
Ореховый Спас ‒ многоликий, в отличие от своих предшественников. Этот праздник называют Холщовым Спасом, Спасом на Полотне, Нерукотворным, Хлебным, Малым или другими именами ‒ Третий Калинник (на территориях бассейна реки Енисей), Бороздень или Брязже (в Смоленской губернии).
Все названия этого Спаса свидетельствуют о его бытийной (духовной) и бытовой значимости для народа:
По церковному календарю Ореховый Спас официально называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.
Холщовый Спас считается полупраздником, так как его в основном праздновали женщины, и основные праздничные обряды были связаны с чисто женскими бытовыми делами.
Хлебный Спас знаменует собой окончание календарного лета и окончание Успенского поста, а потому в этот период готовились разные блюда, которые подавались к праздничному столу: хлеб и пироги из муки нового урожая, орехи, яблоки, мед и обязательно хлебный квас. Согласно преданиям, отведав все блюда, можно было обеспечить себе благополучный и удачный год.
На Ореховый Спас проводились самые большие ярмарки, на которых продавали холсты и готовые холщовые изделия. На ярмарках обязательно устраивались народные песнопения и гуляния.
Особо этот день почитался у лекарей и знахарей, так как именно в этот праздник орешник наполнялся магическими силами. Интересно, что по верованиям ведьмы именно в этот день заготавливали свою волшебную палочку из орешника.
Хозяйки в этот день заготавливали лечебный эликсир от простудных заболеваний: в каждом доме делали настойку из перегородок орехов и водки или самогона, а настаивалась она в течение 30 дней в темном месте.
В этот день орехи использовались и как инструмент для гадания. Загадав желание, нужно было расколоть орех. В зависимости от состояния ядра и истолковывалась вероятность его исполнения: гнилой, пустой орех ‒ желанию не суждено сбыться, если ядро крупное ‒ желание непременно исполнится.
На ореховый Спас заготавливали веники из орешника для бани. Примечательно, что к ореховым веникам не добавляли веток из других растений, так как это, по народным верованиям, снижало лечебные свойства орешника, и даже старались эти веники хранить отдельно от остальных.
Важным обрядом в этот день считалось освящение в церкви испеченного из нового урожая хлеба и орехов. До этого времени орехи в пищу не употребляли. Важная христианская составляющая этого дня ‒ благодарение Господа Бога за хлеб насущный.
Ореховый Спас совпадает с днем памяти Диомида ‒ врача-христианина, которому молятся об исцелении не только физических, но и душевных недугов.
Считалось, что в Холщовый Спас обязательно надо что-нибудь приобрести, чтобы весь год прошел в достатке и благополучии.
Не столь важно, является ли Ореховый Спас праздником языческим или же относится к православному календарю ‒ любому человеку не помешает сохранить в себе немного тепла уходящего лета, чтобы весь следующий год чувствовать себя бодрым и здоровым!
(Пока оценок нет) Загрузка... Поделиться в соцсети!www.13idei.ru
Август – время трех праздников – Спасов. С каждым Спасом связано определенное религиозное событие. А по народным традициям у каждого из Спасов тоже имеется множество особенностей. В чем суть этих значимых августовских дней и какие обрядовые действия им присущи, мы и расскажем здесь.
14 августа – Медовый Спас. Православная Церковь празднует в этот день изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что после того, как Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. Праздник этот зародился еще в IX веке в Константинополе. В православных церквях в этот день происходит крестный ход и поклонение кресту, малое освящение воды, а также меда. Поэтому-то в народе праздник и окрестили «Спасом на воде» и Медовым Спасом. Молятся в этот день о том, чтобы Господь силой креста оградил от всех врагов видимых и невидимых. Народное название праздника – Спас – дано в честь Христа-Спасителя. И по народным поверьям, спасать себя надо, употребляя в этот день определенную ритуальную пищу. В случае с Медовым Спасом это мед и мак, так как еще одно народное название этого Спаса – Маковей. Так в народной традиции переосмыслилось то, что это день памяти семи ветхозаветных мучеников – Макковеев. На Медовый Спас пекут постные блины на меду, медовые пряники, булочки, пышки и рулеты с маком и медом. А еще 14 августа – день, когда женщинам прощаются все «бабьи грехи»: нужно замаливать свои не замоленные грехи. На Спас на Воде принято освящать и чинить колодцы, а купание в освященной воде смывает болезни и сглаз.
Постный рулет с маком
Налейте в миску 200 мл теплой воды и разведите в ней 1,5 чайных ложки сухих дрожжей. Хорошенько размешайте, чтобы дрожжи растворились однородно. Поставьте в теплое место на 15 минут. Возьмите 600 грамм муки, как следует просейте, чтобы не было комочков. Постепенно, частями, вводите муку в миску с разведенными дрожжами, тщательно помешивая. В процессе добавьте 230 грамм сахара и 2,5 чайной ложки соли. При необходимости добавьте газированной минеральной воды – но тесто должно быть густое, вам его еще руками вымешивать! Вымесив руками, добавьте в тесто 4-5 столовых ложек растительного масла и помесите еще минут 15 до эластичного состояния. Тесто не должно липнуть к рукам! Затем присыпьте тесто мукой, накройте полотняным – хлопчатобумажным или льняным – полотенцем и оставьте на 40 минут. За это время тесто должно увеличиться в объеме в 2 раза. Пока тесто подходит, приготовьте начинку. Насыпьте в миску 300 грамм мака, залейте крутым кипятком и пусть запаривается минут 10. Затем откиньте мак на сито, чтобы вода стекла. Положите мак в ступку, добавьте сахару по вкусу и тщательно разотрите до однородной массы. В эту массу добавьте 1-2 столовых ложки освященного меда – еда-то ритуальная, чтобы здоровье обрести, не поленитесь сходить и освятить мед! Выложите тесто из миски на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Разрежьте тесто на 2 или 3 части, из каждой сформируйте шар. Каждый шар раскатайте в квадрат. На полученные квадраты равномерно нанесите маковую начинку и скатайте их в рулеты. Края и шов рулетов хорошенько защипите. Положите рулеты швом вниз на смазанный растительным маслом противень на некотором расстоянии друг от друга, смажьте их водой с разведенным сахаром. Оставьте в тепле на 20 минут, чтобы подошли. Духовку разогрейте до 200 градусов и выпекайте рулеты в течение 30 минут. Затем остудите, посыпьте сахарной пудрой – и приятного аппетита!
19 августа – день Яблочного Спаса. На этот день в православии приходится великий праздник – Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях – как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте». Таким образом, этот праздник – в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Но там, где винограда не выращивали, в частности в средней полосе России, освящались яблоки. Поэтому праздник в народе и получил название Яблочный Спас. По русской традиции на Яблочный Спас освящались не только яблоки, но и другие плоды, поспевающие на ту пору в садах – груши, сливы. Вообще-то, по правилам есть яблоки нового урожая до Спаса было нельзя. Особенно матерям, у которых умерли дети – по народным поверьям умершие дети, родители которых не ели яблок до Спаса, одаривались на том свете гостинцами. Те же дети, родители которых этого правила не соблюли, гостинцев не получали. Освященные яблоки и другие плоды не только ели на праздничной трапезе, несколько яблок родители обязательно относили на могилку усопших детей. Оставляли яблоки и на могилах всех умерших родственников, или прямо в церквях – в качестве пожертвования. Девушки же, разговляясь яблочком нового урожая, загадывали на женихов, произнося старинный заговор: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!». Кроме яблок и других садовых даров к праздничной трапезе подавались всевозможные постные пироги с яблоками, ягодами да грибами (шел Успенский пост), а также мед, фруктовые и ягодные настойки и наливки.
Постный яблочный пирог
Возьмите одно большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке. Затем всыпьте туда же полстакана сахара, перемешайте. Влейте полстакана растительного масла и снова перемешайте. Потом туда же добавьте полтора стакана муки и чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымешайте тесто. Оно должно получиться достаточно густым. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюлечку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 мин. до растворения сахара. Вылейте карамель в форму. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто. Выпекайте в разогретой до 200 градусов духовке 40-45 мин. Форму переверните на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто – внизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.
29 августа – день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитается перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей матери. К Диомиду обращаются за помощью в исцелении от недугов, а перед Феодоровской иконой Божией матери молятся за разрешение житейских и семейных проблем, помогает она и будущим матерям, облегчая роды. Обрядовая еда на Третий Спас – хлеб из зерна нового урожая, каши, и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен – значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Потому как замечено, что в один год не бывало хорошего урожая и на хлеб, и на орехи. Если хлеб уродился богато – орехов мало, если орехи уродились – хлеба недород.
Ореховый пирог
Разбейте в миску два яйца, добавьте 150 гр. сахара, 150 гр. Растопленого сливочного масла, полстакана сметаны, щепотку соли и чайную ложку ванильного сахара и хорошенько взбейте. В другой миске смешайте 4 столовых ложки (с верхом) муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и стакан измельченных грецких орехов. Потом эту смесь постепенно введите в яично-масляную смесь и как следует промешайте. Форму смажьте маслом и выложите туда тесто. Выпекайте пирог в разогретой до 200 градусов духовке 35-45 минут. Готовый пирог остудите, выньте из формы на блюдо и украсьте по вкусу.
Галина Богометова
Газета ОРАКУЛ
sacralis.com