3 й спас


Третий Спас

(16/29 ав­гу­ста)

Тро­парь Пре­чи­сто­му Об­ра­зу

Мы по­кло­ня­ем­ся Пре­чи­сто­му Тво­е­му Об­ра­зу, о Бла­гой Хри­стос Бог наш, про­ся про­ще­ния гре­хов на­ших, ибо Ты бла­го­во­лил доб­ро­воль­но взой­ти пло­тью на крест, чтобы из­ба­вить со­здан­ных То­бою от вра­же­ско­го раб­ства. За это мы с бла­го­дар­но­стью вос­кли­ца­ем Те­бе: «Спа­си­тель наш, Ты, при­шед­ший спа­сти мир, всё ис­пол­нил с ра­до­стью!»

Хри­стос и Ав­гарь

Царь Авгар получает НерукотворныйОбраз от апостола Фаддея(икона X в. из монастыря

Св. Екатерины у горы Синай)

Ле­то на ис­хо­де: на сле­ду­ю­щий день по­сле Успе­ния на­сту­па­ет по­след­ний из трех ав­гу­стов­ских «Спа­сов». В цер­ков­ном ка­лен­да­ре этот празд­ник на­зы­ва­ет­ся «Пе­ре­не­се­ние из Эдес­сы в Кон­стан­ти­но­поль Неру­ко­твор­но­го об­ра­за (Убру­са) Гос­по­да Иису­са Хри­ста (944 г.)» и име­ет ин­те­рес­ную предыс­то­рию.

Во вре­ме­на зем­ной жиз­ни Иису­са Хри­ста в се­вер­ной Ме­со­по­та­мии су­ще­ство­ва­ло го­су­дар­ство Ос­роэна. Его сто­ли­цей был го­род Эдес­са, а ца­рем – Ав­гарь (Аб­гар) V Чер­ный (13–50 гг. н. э.). Узнав от сво­их по­слов в Иеру­са­ли­ме о чу­дес­ных де­я­ни­ях, со­вер­ша­е­мых там неким необык­но­вен­ным Че­ло­ве­ком, он буд­то бы на­пра­вил Ему пись­мо сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния.

«Ав­гарь Уха­ма, то­парх, – бла­го­му Спа­си­те­лю, объ­явив­ше­му­ся в пре­де­лах иеру­са­лим­ских, – здрав­ство­вать!

Слы­шал я о Те­бе и о Тво­их ис­це­ле­ни­ях, ко­то­рые без ле­карств и ко­ре­ньев То­бой со­вер­ша­ют­ся. Го­во­рят, что Ты сле­пых де­ла­ешь зря­чи­ми, хро­мых – хо­дя­чи­ми и про­ка­жен­ных очи­ща­ешь, и нечи­стых ду­хов и де­мо­нов Ты из­го­ня­ешь, и му­чи­мых дол­говре­мен­ной бо­лез­нью ис­це­ля­ешь, и мерт­вых вос­кре­ша­ешь. И всё это услы­шав о Те­бе, по­ло­жил в уме сво­ем (по­ду­мал) од­но из двух: или что Ты Бог и, со­шед­ши с неба, со­вер­ша­ешь та­кое, или Сын Бо­га, тво­ря­щий это. И по­это­му я счел нуж­ным про­сить Те­бя, чтобы Ты взял за труд прий­ти ко мне и бо­лезнь, ко­то­рая у ме­ня есть, ис­це­лить. Слы­шал так­же, что иудеи роп­щут на те­бя и хо­тят при­чи­нить Те­бе зло. Го­род же ма­лень­кий есть у ме­ня и пре­крас­ный, ко­то­рый до­ста­то­чен для обо­их».

Иисус Хри­стос, удо­сто­ив Ав­га­ря от­ве­та, на­пи­сал ему:

«Бла­жен ты, Ав­гарь, и го­род твой, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся Эдес­са. Бла­жен ты, что уве­ро­вал в Ме­ня, не уви­дев Ме­ня, по­это­му здо­ро­вье бу­дет те­бе обес­пе­че­но все­гда. О том же, что ты на­пи­сал Мне, чтобы Я при­шел к те­бе, от­ве­чу: Мне сле­ду­ет преж­де все­го ис­пол­нить то, для че­го Я сю­да по­слан. И по­сле ис­пол­не­ния Я бу­ду взят к по­слав­ше­му Ме­ня От­цу. Я по­шлю же те­бе од­но­го из уче­ни­ков Мо­их по име­ни Фад­дей, он же Фо­ма, ко­то­рый и бо­лезнь твою ис­це­лит, и жизнь веч­ную и мир те­бе обес­пе­чит и всем тем, кто с то­бой...»[1] (Ра­зу­ме­ет­ся, эта пе­ре­пис­ка Ав­га­ря с Хри­стом недо­сто­вер­на, но от­ра­жа­ет факт ран­не­го при­ня­тия Эдес­сой хри­сти­ан­ства.)

Спас Нерукотворный. Новгородскаяикона XII в., Государственная

Третьяковская галерея.

Со­глас­но од­ной из ле­генд, Ав­гарь не слиш­ком на­де­ясь уви­деть са­мо­го Хри­ста, дал по­ру­че­ние сво­е­му слу­ге и пись­мо­нос­цу Ана­нии при­вез­ти в Эдес­су хо­тя бы Его изо­бра­же­ние. При их встре­че, Иисус, про­чи­тав невы­ска­зан­ную еще прось­бу Ана­нии, омыл ли­цо и, отер­шись пла­том, от­пе­ча­тал на нем Свой лик. По­лу­чив порт­рет, Ав­гарь ис­це­лил­ся, по­сле че­го об­ра­тил­ся в хри­сти­ан­ство сам и кре­стил свой го­род. А Неру­ко­твор­ный об­раз, как ве­ли­чай­шая свя­ты­ня, был по­ме­щен в од­ном из за­лов цар­ско­го двор­ца. Позд­нее Осро­эна ста­ла рим­ской про­вин­ци­ей, а в VII сто­ле­тии бы­ла за­ня­та ара­ба­ми-му­суль­ма­на­ми.

Воз­ник­но­ве­ние же са­мо­го празд­ни­ка от­но­сит­ся к со­бы­ти­ям, слу­чив­шим­ся уже в X ве­ке, ко­гда Ви­зан­тий­ская им­пе­рия пы­та­лась вер­нуть по­те­рян­ные зем­ли на Во­сто­ке. От­во­е­вав несколь­ко го­ро­дов, ви­зан­тий­цы при­ну­ди­ли эми­ра Эдес­сы за­клю­чить с ни­ми мир и пе­ре­дать им дра­го­цен­ную ре­лик­вию, пе­ре­не­се­ние ко­то­рой и встре­ча в Кон­стан­ти­но­по­ле бы­ли весь­ма тор­же­ствен­ны­ми. Араб­ский ис­то­рик Яхья Ан­тио­хий­ский пи­сал:

«И был он (об­раз) до­став­лен ту­да в 15-й день ме­ся­ца Аба (ав­гу­ста). И вы­шли Сте­фан и его брат, пат­ри­арх Фе­о­фи­лакт, и Кон­стан­тин, сы­но­вья ца­ря Ро­ма­на, к «Зо­ло­тым во­ро­там», чтобы встре­чать об­раз. И шли пе­ред ним все са­нов­ни­ки го­су­дар­ства с мно­ги­ми све­ча­ми, и был он при­не­сен в ве­ли­кий со­бор Свя­той Со­фии и от­ту­да во дво­рец. И бы­ло это в 24-м го­ду сов­мест­но­го цар­ство­ва­ния стар­ца Ро­ма­на с Кон­стан­ти­ном, сы­ном Льва (т. е. в 944 г.)».

По­сколь­ку 15 ав­гу­ста (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю) празд­ну­ет­ся Успе­ние Бо­го­ма­те­ри, то че­ство­ва­ние Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ло со­вер­шать­ся Гре­че­ской Цер­ко­вью на сле­ду­ю­щий день. Об­раз хра­нил­ся в сто­лич­ной церк­ви Бо­го­ро­ди­цы Фа­рос­ской, и о даль­ней­шей его судь­бе до­сто­вер­ных све­де­ний нет.

Хри­сти­ан­ская Русь за­им­ство­ва­ла этот празд­ник у гре­ков, при­чем с Неру­ко­твор­но­го об­ра­за ста­ли пи­сать не толь­ко по­ме­ща­е­мые в хра­мах ико­ны, но и вы­ши­вать его на во­ин­ских зна­мё­нах (вспом­ним стяг кня­зя Дмит­рия Дон­ско­го). В на­ро­де Тре­тий Спас на­зы­ва­ли «Спа­сом на хол­стах» или «Спа­сом на по­лотне», а так­же «хлеб­ным», по­то­му что пек­ли пи­ро­ги из но­во­го хле­ба. Дру­гое на­зва­ние, «оре­хо­вый Спас», от­ме­ча­ет со­зре­ва­ние в ле­су оре­хов. И ещё од­на пе­чаль­ная при­ме­та осе­ни – по­сло­ви­ца «Ла­сточ­ки от­ле­та­ют в три ра­за, в три Спа­са».

Юрий Ру­бан,канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

См. также:

«Августовские „Спасы“». Первый Спас «Преображение Господне. Второй Спас»

При­ме­ча­ния

[1] Цит. по: Ме­щер­ская Е. Н. Ле­ген­да об Ав­га­ре – ран­не­хри­сти­ан­ский ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник. М., 1984.

azbyka.ru

29 августа - 3-й Ореховый Спас

Главная Дневники

Личный дневник пользователя Little_Puppy

28 августа отмечается день Спаса Нерукотворного. По преданию Нерукотворный образ отпечатался на полотне, когда Иисус утер им свое лицо. В народе третий Спас называли Спас на полотне, холщовый, а также хлебный, ореховый. Считалось, что с этого дня можно и нужно есть орехи, которые к этому времени уже поспевают. Поэтому в конце августа наши предки переходили с тяжелой пищи на орехи и грибы.

Хлебным этот Спас называется потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пеклись пироги и хлеба из муки нового урожая. Ходили такие пословицы: «Третий Спас - хлеба припас», «Коль хорош третий Спас, будет зимой квас». [cut]

К Ореховому Спасу подходит к концу двухнедельный Успенский пост. Несмотря на всю его строгость, Успенский пост у православных считается самым легким и приятным из-за обилия свежих фруктов и овощей. В народе даже существует пословица: «Петровка – голодовка, Спасовка – лакомка». Успенский пост название «Спасовка» получил потому, что он связан с тремя православными праздниками – Спасами, в честь Всемилостивого Спаса Иисуса Христа: Медовый Спас — первый Спас — – приходится на начало поста 14 августа, Яблочный Спас или второй – на середину и третий Ореховый Спас – на конец поста 29 августа. Говорили в старину – «Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса». На Ореховый спас приходится третий, последний отлет ласточек. Также существует следующая примета – «Если журавль отлетит к Ореховому Спасу, то на Покров будет мороз».

На Ореховый Спас хозяйки готовят блюда с добавлением орехов, и угощать ими всех родных и гостей. Чем же можно обрадовать своих родных и друзей в праздник Ореховый Спас? Конечно, традиционным «ореховым меню», ведь орехи богаты витаминами и кулинары со всего мира широко их применяют в своих рецептах. К праздничному столу хозяйки подают ореховые кексы или домашние пирожные с ореховым кремом.

  • +8
  • 3
  • 374
  • 17 августа 2013, 15:38

ОпросКак вы собираетесь провести свой летний отпуск?

www.povarenok.ru

История праздника Ореховый Спас — 13 сведений о том, как его отмечают

Ореховый Спас ‒ православный праздник, отмечаемый 29 августа по новому стилю. Этот праздник замыкает собой череду Спасов: первый ‒ Медовый Спас (14 августа), второй ‒ Яблочный Спас (19 августа), третий ‒ Ореховый Спас. Издревле с этим праздником связано много примет и обрядов, которые соблюдались нашими предками неукоснительно, в надежде на благополучный и доходный год.

Факт 1-й

До сих пор культурологи, теологи, языковеды и ученые, изучающие древнеславянскую культуру, дискутируют о происхождения всех трех Спасов: являются ли они языческими или христианскими. Удивительно, но факт, что в этих праздниках причудливо переплелись и языческие традиции, и христианские, придав тем самым особую уникальность и неповторимость традициям их празднования.

Факт 2-й

Ореховый Спас ‒ многоликий, в отличие от своих предшественников. Этот праздник называют Холщовым Спасом, Спасом на Полотне, Нерукотворным, Хлебным, Малым или другими именами ‒ Третий Калинник (на территориях бассейна реки Енисей), Бороздень или Брязже (в Смоленской губернии).

Все названия этого Спаса свидетельствуют о его бытийной (духовной) и бытовой значимости для народа:

  • Названия, связанные со Спасителем, своим происхождением обязаны легенде о полотнище, на котором проступил лик Христа после того, как он им вытерся.
  • С календарными хозяйственными работами: Ореховый ‒ созревание орехов, Хлебный ‒ выпекание хлеба из зерна нового урожая и посев озимой ржи.
  • С природными явлениями: Калинник ‒ красные молнии, которые сверкают на вечерней заре (по преданию древних славян, это явление связано с Богиней Зарёй, которая в эту пору собирала неприкаянные души), Бороздень ‒ появление бороздок на полях из-за проливных дождей.

Факт 3-й

По церковному календарю Ореховый Спас официально называется Преображением Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, который отмечается в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя.

Факт 4-й

Холщовый Спас считается полупраздником, так как его в основном праздновали женщины, и основные праздничные обряды были связаны с чисто женскими бытовыми делами.

Факт 5-й

Хлебный Спас знаменует собой окончание календарного лета и окончание Успенского поста, а потому в этот период готовились разные блюда, которые подавались к праздничному столу: хлеб и пироги из муки нового урожая, орехи, яблоки, мед и обязательно хлебный квас. Согласно преданиям, отведав все блюда, можно было обеспечить себе благополучный и удачный год.

Факт 6-й

На Ореховый Спас проводились самые большие ярмарки, на которых продавали холсты и готовые холщовые изделия. На ярмарках обязательно устраивались народные песнопения и гуляния.

Факт 7-й

Особо этот день почитался у лекарей и знахарей, так как именно в этот праздник орешник наполнялся магическими силами. Интересно, что по верованиям ведьмы именно в этот день заготавливали свою волшебную палочку из орешника.

Факт 8-й

Хозяйки в этот день заготавливали лечебный эликсир от простудных заболеваний: в каждом доме делали настойку из перегородок орехов и водки или самогона, а настаивалась она в течение 30 дней в темном месте.

Факт 9-й

В этот день орехи использовались и как инструмент для гадания. Загадав желание, нужно было расколоть орех. В зависимости от состояния ядра и истолковывалась вероятность его исполнения: гнилой, пустой орех ‒ желанию не суждено сбыться, если ядро крупное ‒ желание непременно исполнится.

Факт 10-й

На ореховый Спас заготавливали веники из орешника для бани. Примечательно, что к ореховым веникам не добавляли веток из других растений, так как это, по народным верованиям, снижало лечебные свойства орешника, и даже старались эти веники хранить отдельно от остальных.

Факт 11-й

Важным обрядом в этот день считалось освящение в церкви испеченного из нового урожая хлеба и орехов. До этого времени орехи в пищу не употребляли. Важная христианская составляющая этого дня ‒ благодарение Господа Бога за хлеб насущный.

Факт 12-й

Ореховый Спас совпадает с днем памяти Диомида ‒ врача-христианина, которому молятся об исцелении не только физических, но и душевных недугов.

Факт 13-й

Считалось, что в Холщовый Спас обязательно надо что-нибудь приобрести, чтобы весь год прошел в достатке и благополучии.

Не столь важно, является ли Ореховый Спас праздником языческим или же относится к православному календарю ‒ любому человеку не помешает сохранить в себе немного тепла уходящего лета, чтобы весь следующий год чувствовать себя бодрым и здоровым!

(Пока оценок нет) Загрузка... Поделиться в соцсети!

www.13idei.ru

ТРИ СПАСА

 

Август – время трех праздников – Спасов. С каждым Спасом связано определенное религиозное событие. А по народным традициям у каждого из Спасов тоже имеется множество особенностей. В чем суть этих значимых августовских дней и какие обрядовые действия им присущи, мы и расскажем здесь.

МЕДОВЫЙ СПАС

14 августа – Медовый Спас. Православная Церковь празднует в этот день изнесение честных древ Животворящего Креста Господня. Дело в том, что после того, как Иисус Христос, распятый на кресте, освятил его тем самым своими страданиями, в кресте стала проявляться необыкновенная чудодейственная сила. Праздник этот зародился еще в IX веке в Константинополе. В православных церквях в этот день происходит крестный ход и поклонение кресту, малое освящение воды, а также меда. Поэтому-то в народе праздник и окрестили «Спасом на воде» и Медовым Спасом. Молятся в этот день о том, чтобы Господь силой креста оградил от всех врагов видимых и невидимых. Народное название праздника – Спас – дано в честь Христа-Спасителя. И по народным поверьям, спасать себя надо, употребляя в этот день определенную ритуальную пищу. В случае с Медовым Спасом это мед и мак, так как еще одно народное название этого Спаса – Маковей. Так в народной традиции переосмыслилось то, что это день памяти семи ветхозаветных мучеников – Макковеев. На Медовый Спас пекут постные блины на меду, медовые пряники, булочки, пышки и рулеты с маком и медом. А еще 14 августа – день, когда женщинам прощаются все «бабьи грехи»: нужно замаливать свои не замоленные грехи. На Спас на Воде принято освящать и чинить колодцы, а купание в освященной воде смывает болезни и сглаз.

Постный рулет с маком

Налейте в миску 200 мл теплой воды и разведите в ней 1,5 чайных ложки сухих дрожжей. Хорошенько размешайте, чтобы дрожжи растворились однородно. Поставьте в теплое место на 15 минут. Возьмите 600 грамм муки, как следует просейте, чтобы не было комочков. Постепенно, частями, вводите муку в миску с разведенными дрожжами, тщательно помешивая. В процессе добавьте 230 грамм сахара и 2,5 чайной ложки соли. При необходимости добавьте газированной минеральной воды – но тесто должно быть густое, вам его еще руками вымешивать! Вымесив руками, добавьте в тесто 4-5 столовых ложек растительного масла и помесите еще минут 15 до эластичного состояния. Тесто не должно липнуть к рукам! Затем присыпьте тесто мукой, накройте полотняным – хлопчатобумажным или льняным – полотенцем и оставьте на 40 минут. За это время тесто должно увеличиться в объеме в 2 раза. Пока тесто подходит, приготовьте начинку. Насыпьте в миску 300 грамм мака, залейте крутым кипятком и пусть запаривается минут 10. Затем откиньте мак на сито, чтобы вода стекла. Положите мак в ступку, добавьте сахару по вкусу и тщательно разотрите до однородной массы. В эту массу добавьте 1-2 столовых ложки освященного меда – еда-то ритуальная, чтобы здоровье обрести, не поленитесь сходить и освятить мед! Выложите тесто из миски на рабочую поверхность, присыпанную мукой. Разрежьте тесто на 2 или 3 части, из каждой сформируйте шар. Каждый шар раскатайте в квадрат. На полученные квадраты равномерно нанесите маковую начинку и скатайте их в рулеты. Края и шов рулетов хорошенько защипите. Положите рулеты швом вниз на смазанный растительным маслом противень на некотором расстоянии друг от друга, смажьте их водой с разведенным сахаром. Оставьте в тепле на 20 минут, чтобы подошли. Духовку разогрейте до 200 градусов и выпекайте рулеты в течение 30 минут. Затем остудите, посыпьте сахарной пудрой – и приятного аппетита!

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС

19 августа – день Яблочного Спаса. На этот день в православии приходится великий праздник – Преображение Господне. Он установлен в честь события, описанного в Евангелиях – как Иисус Христос явил перед тремя учениками свою божественную природу, оставаясь при этом в своем человеческом облике: «…лицо Его просияло как солнце, одежды сделались белы, как свет. Явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — и беседовали с Господом о Его близком отшествии. Их осенило облако, и из него раздался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих, Его слушайте». Таким образом, этот праздник – в честь соединения Божественного и человеческого в лице Иисуса Христа. В конце праздничной литургии происходит освящение плодов земных. Изначально это был виноград нового урожая. Но там, где винограда не выращивали, в частности в средней полосе России, освящались яблоки. Поэтому праздник в народе и получил название Яблочный Спас. По русской традиции на Яблочный Спас освящались не только яблоки, но и другие плоды, поспевающие на ту пору в садах – груши, сливы. Вообще-то, по правилам есть яблоки нового урожая до Спаса было нельзя. Особенно матерям, у которых умерли дети – по народным поверьям умершие дети, родители которых не ели яблок до Спаса, одаривались на том свете гостинцами. Те же дети, родители которых этого правила не соблюли, гостинцев не получали. Освященные яблоки и другие плоды не только ели на праздничной трапезе, несколько яблок родители обязательно относили на могилку усопших детей. Оставляли яблоки и на могилах всех умерших родственников, или прямо в церквях – в качестве пожертвования. Девушки же, разговляясь яблочком нового урожая, загадывали на женихов, произнося старинный заговор: «Что загадано – то надумано! Что надумано – то сбудется! Что сбудется – не минуется!». Кроме яблок и других садовых даров к праздничной трапезе подавались всевозможные постные пироги с яблоками, ягодами да грибами (шел Успенский пост), а также мед, фруктовые и ягодные настойки и наливки.

Постный яблочный пирог

Возьмите одно большое яблоко. Очистите от кожуры и семян и натрите в миску на крупной терке. Затем всыпьте туда же полстакана сахара, перемешайте. Влейте полстакана растительного масла и снова перемешайте. Потом туда же добавьте полтора стакана муки и чайную ложку разрыхлителя и хорошенько вымешайте тесто. Оно должно получиться достаточно густым. Затем приготовьте карамель для начинки. Для этого в глубокую небольшую сковороду или кастрюлечку положите 2 столовые ложки сахара, 2 столовые ложки меда и 1 столовую ложку воды. Доведите до кипения и варите, помешивая, 3-4 мин. до растворения сахара. Вылейте карамель в форму. Очистите от кожуры и семян 2 крупных яблока, нарежьте дольками и выложите на карамель. На яблоки выложите тесто. Выпекайте в разогретой до 200 градусов духовке 40-45 мин. Форму переверните на тарелку, чтобы яблоки оказались сверху, а тесто – внизу. Дайте пирогу остыть и подавайте к столу.

ОРЕХОВЫЙ СПАС

29 августа – день Третьего Спаса, называемого также Хлебным или Ореховым. По церковному календарю в этот день почитается перенесение Нерукотворного образа Спасителя, а также мученик Диомид-врач и Феодоровская икона Божьей матери. К Диомиду обращаются за помощью в исцелении от недугов, а перед Феодоровской иконой Божией матери молятся за разрешение житейских и семейных проблем, помогает она и будущим матерям, облегчая роды. Обрядовая еда на Третий Спас – хлеб из зерна нового урожая, каши, и, конечно же, орехи. По народным приметам, если урожай орехов обилен – значит, на следующий год хорошо уродится хлеб. Потому как замечено, что в один год не бывало хорошего урожая и на хлеб, и на орехи. Если хлеб уродился богато – орехов мало, если орехи уродились – хлеба недород.

Ореховый пирог

Разбейте в миску два яйца, добавьте 150 гр. сахара, 150 гр. Растопленого сливочного масла, полстакана сметаны, щепотку соли и чайную ложку ванильного сахара и хорошенько взбейте. В другой миске смешайте 4 столовых ложки (с верхом) муки, 1 чайную ложку разрыхлителя и стакан измельченных грецких орехов. Потом эту смесь постепенно введите в яично-масляную смесь и как следует промешайте. Форму смажьте маслом и выложите туда тесто. Выпекайте пирог в разогретой до 200 градусов духовке 35-45 минут. Готовый пирог остудите, выньте из формы на блюдо и украсьте по вкусу.

Галина Богометова

Газета ОРАКУЛ

sacralis.com


Смотрите также